Скульптурный авангард александра архипенко. Биография александра архипенко Именно природу скульптор считал своим учителем

Скульптурный авангард александра архипенко. Биография александра архипенко Именно природу скульптор считал своим учителем
Скульптурный авангард александра архипенко. Биография александра архипенко Именно природу скульптор считал своим учителем

Александр Порфирьевич Архипенко

Александр Архипенко родился в Киеве 30 мая (11 июня) 1887 года. Отец его, Порфирий Архипенко, будучи механиком, заведовал университетскими лабораториями и физическими кабинетами. Человек талантливый, автор многих мелких, с лёгкостью совершаемых изобретений, он постоянно усовершенствовал различные сложные механизмы. Эту тягу к изобретательству унаследовал и Александр.

Но наибольшее влияние на мальчика оказал его дед - Антон Архипенко. Он был художником, и Александр с детских лет перенял от него особую любовь к искусству из рассказов о великих мастерах мира, их жизни, успехах и славе. С детских лет познакомившись с искусством, Саша твёрдо решает посвятить себя ему.

В 1902 году Александр поступает в Киевскую художественную школу, где до 1905 года изучает живопись и скульптуру. В своём родном городе он получает основы художественного образования, а затем продолжает его в Москве. Здесь проходят его первые выставки. Формирование художественного мировоззрения Архипенко продолжается в Париже. Учась в Школе искусств, он штудирует старую скульптуру в музеях и одновременно показывает на выставках свои работы.

«Путь А. Архипенко, - пишет исследователь творчества скульптора Павел Ковжун, - воспитание и созревание таланта особенно интересны - уже хотя бы потому, что, помимо неустанного поиска своего самовыражения, он всегда был отважен до прагматизма. Архипенко вырос в полном смысле слова на новой художественной школе. С ранних лет он стремился завладеть материалом: уже в первых его работах проявляется натурализм, приметы стилевого лада, выходившие тогда у него из „архаики“. Устремления молодого художника показывали, что он искал язык сильный и убедительный, однако очень простой. Этот путь привёл А. Архипенко к глыбе. Он начал длительную борьбу с ней, пока не сделал её послушным субстратом, из которого умел добыть совершенно новую форму».

Уже в 1910 году, будучи ещё совсем молодым художником, Архипенко устраивает персональные выставки в Гааге и Берлине. К тому времени он оказывается в первых рядах борцов за новое искусство - принимает живое участие в парижской художественной жизни. Он примыкает к группе кубистов, где вводит в жизнь свои взгляды на искусство и творчество. Эта группа оказалась центром, генерировавшим новые революционные художественные идеи.

П. Ковжун пишет:

«Так начался значительный период в творчестве мастера, который и принёс ему мировую известность. Он тесно связан с его кубистическим методом. Ведь кубизм действительно в первую очередь - принцип строгой системы. Преобладание анализа над чувством, отмечаемое в кубизме, - это прежде всего лишь потребность в упорядочении. Если произведение стремится к упорядоченности, ясному строю - оно приближается к синтезу, а дальше уже слово за художником. Собственно, кубизм совершил главный переворот в современном искусстве тогда, когда научил строить образ: так и метод Архипенко в скульптуре научил строить форму и подвинуть пластику к неожиданным возможностям…

…Искусство Архипенко росло энергичными волнами. Он осваивал новаторские задачи одну за другой и шёл от успеха к успеху. Он создал индивидуальный метод и преобразил его собственным восприятием Именно тогда искусство Архипенко стало на грани гениальности. Его произведения достигли вершин художественной выразительности и мастерства, как наивысшего проявления индивидуальности. „Искусство не есть то, что мы видим - но лишь то, что мы имеем в себе самих“ - так говорит мастер, раскрывая этим свой взгляд на творчество, определяя суть своего творческого деяния как энергии активной, а не пассивной. Пассивным искусством является изобразительный подход (натурализм-реализм), активным - то, что строит новые формы, новые образотворческие возможности. Эти новые формы, новые возможности создавал Архипенко, подчиняясь внутренним творческим импульсам, говорил таким пластическим языком, который обладал своими средствами выражения, утончёнными для глубочайшего общения с теми, кто воспринимал новый мир творческого видения».

Так в 1912 году Архипенко отходит от кубистов. Он чувствует, что теория кубистов ограничивает его в творчестве и обрекает на некую формалистику.

В том же году скульптор основывает в столице Франции свою собственную школу, а затем совершает большое путешествие с выставкой своих работ по главным европейским художественным центрам - по Италии, Швеции, Франции, Германии, Чехословакии. И всюду работы Архипенко, а их было больше 65, пользуются большим успехом. Это был настоящий триумф украинского художника, привлёкшего к себе своим творчеством и смелыми исканиями всю Европу.

Не забывают о нём и на Украине: во Львове издаётся в 1922 году небольшая монография о творчестве художника, написанная М. Голубцом, а в 1923 году - большая монография со статьёй Ганса Хильдебрандта.

В начале двадцатых годов в столице Германии Архипенко вновь основывает школу, собирая вокруг себя немало учеников. Однако уже в 1923 году скульптор покидает Европу и переселяется на постоянное жительство в Америку. Школу с очень широкой художественной программой он открывает теперь в США.

В 1924 году он сконструировал так называемую подвижную живопись, известную под именем её создателя - «архипентура». Суть её в том, что при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создающие определённые композиции, меняя образы по замыслу автора. Позднее подобная скульптура получила название «мобили», а одним из самых ярких представителей её стал американец Александр Колдер-младший.

В США Архипенко устроил примерно тридцать своих выставок. Здесь Архипенко не только провёл свои последние годы (он умер в Нью-Йорке 25 февраля 1964 года), но и подвёл итог всей своей многолетней неустанной творческой работы. В последние годы его искусство достигло большой мужественности, решительности, крупных художественных форм.

Кроме скульптуры, Архипенко много занимался живописью. Цвет, тон никогда не оставляли равнодушным художника. Он первый ввёл раскрашенные плоскости в современную пластику - показал форму в цветовой интерпретации. Эта же тяга к цвету привела его к живописи. Творчество Архипенко-художника также оригинально выразительно, как и его скульптура. Большой, сильный мастер легко и бравурно чувствует и видит форму в цвете, гармонизируя её тональными аккордами.

К сожалению, нельзя назвать счастливой судьбу произведений мастера, с большим трудом всё же попавших на родину. Осенью 1935 года в собрание Львовского национального музея включили дар Архипенко - скульптуру «Ма. Раздумье» - одну их трёх композиций, объединённых под названием «Ма». Стараниями директора музея И. С. Свинцицкого позднее к ней были присоединены ещё девять полученных от автора произведений - две картины и семь рисунков.

Осенью 1936 года в музее Научного товарищества им. Т. Шевченко экспонировалась терракотовая композиция «Шевченко-пророк», переданная в коллекцию Национального музея позднее, в 1940 году.

Остальные произведения, в том числе скульптуры, бесследно исчезли в 1952 году во время беспримерной акции изъятия из музея и уничтожения многочисленного «идейно вредного, националистического» наследия. Остались одни лишь опубликованные в журнале «Мистецтво» и каталогах фотографии.

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора

Эдит СИТУЭЛЛ (1887–1964), английская писательница Все некрасивое бренно, а прекрасное вечно – за исключением кожи. * * * Мне часто хочется выкроить время, чтобы поупражняться в скромности. Но все мое время занято мыслями о себе самой. * * * Для кого-нибудь каждый из нас зануда. * *

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

МАРШАК Самуил Яковлевич (1887-1964), поэт 140 Дама сдавала в багаж / Диван, / Чемодан, / Саквояж,Картину, / Корзину, / Картонку / И маленькую собачонку.«Багаж»

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

МАРШАК Самуил Яковлевич (1887-1964); ХАРМС Даниил Иванович (1905-1942), поэты 168 Жили в квартире / Сорок четыре,Сорок четыре / Веселых чижа.«Веселые чижи»

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Саша начал заниматься с восьми лет и вскоре научился играть на флейте, фортепиано, а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал едва ему исполнилось девять лет.А в

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Самуил Яковлевич Маршак Двенадцать месяцев драматическая сказка (1943)В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала ее жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

Александр Порфирьевич Бородин Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Он был сыном князя и солдатской дочери. Поскольку мальчик был рожден вне брака, его записали сыном крепостных Порфирия и Татьяны Бородиных. Отцом же его был Лука

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897-1964) - историк, биолог, один основателей биофизики, структурной гематологии, космической эпидемиологии и космической биологии. Окончил Московский археологический институт (1917), учился на физико-математическом и медицинском факультетах

Из книги автора

АЛЕКСАНДР КОЙРЕ. (1882-1964) Александр Владимирович Койре (Коуr?). Койранский - французский философ и историк науки, родился в Таганроге, в 1908 году уехал учиться в Гёттенген, слушал лекции крупнейших ученых и философов Э. Гуссерля, Д. Гильберта, П. Дюгема и др. В Первую мировую

Из книги автора

МАРШАК, Самуил Яковлевич (1887–1964); ХАРМС, Даниил Иванович (1905–1942), поэты 310 Жили в квартире / Сорок четыре, Сорок четыре / Веселых чижа. «Веселые чижи» (1930) ? Маршак,

Александр Порфирьевич Архипенко


Александр Архипенко родился в Киеве 30 мая (11 июня) 1887 года. Отец его, Порфирий Архипенко, будучи механиком, заведовал университетскими лабораториями и физическими кабинетами. Человек талантливый, автор многих мелких, с лёгкостью совершаемых изобретений, он постоянно усовершенствовал различные сложные механизмы. Эту тягу к изобретательству унаследовал и Александр.

Но наибольшее влияние на мальчика оказал его дед - Антон Архипенко. Он был художником, и Александр с детских лет перенял от него особую любовь к искусству из рассказов о великих мастерах мира, их жизни, успехах и славе. С детских лет познакомившись с искусством, Саша твёрдо решает посвятить себя ему.

В 1902 году Александр поступает в Киевскую художественную школу, где до 1905 года изучает живопись и скульптуру. В своём родном городе он получает основы художественного образования, а затем продолжает его в Москве. Здесь проходят его первые выставки. Формирование художественного мировоззрения Архипенко продолжается в Париже. Учась в Школе искусств, он штудирует старую скульптуру в музеях и одновременно показывает на выставках свои работы.

«Путь А. Архипенко, - пишет исследователь творчества скульптора Павел Ковжун, - воспитание и созревание таланта особенно интересны - уже хотя бы потому, что, помимо неустанного поиска своего самовыражения, он всегда был отважен до прагматизма. Архипенко вырос в полном смысле слова на новой художественной школе. С ранних лет он стремился завладеть материалом: уже в первых его работах проявляется натурализм, приметы стилевого лада, выходившие тогда у него из „архаики". Устремления молодого художника показывали, что он искал язык сильный и убедительный, однако очень простой. Этот путь привёл А. Архипенко к глыбе. Он начал длительную борьбу с ней, пока не сделал её послушным субстратом, из которого умел добыть совершенно новую форму».

Уже в 1910 году, будучи ещё совсем молодым художником, Архипенко устраивает персональные выставки в Гааге и Берлине. К тому времени он оказывается в первых рядах борцов за новое искусство - принимает живое участие в парижской художественной жизни. Он примыкает к группе кубистов, где вводит в жизнь свои взгляды на искусство и творчество. Эта группа оказалась центром, генерировавшим новые революционные художественные идеи.

П. Ковжун пишет:

«Так начался значительный период в творчестве мастера, который и принёс ему мировую известность. Он тесно связан с его кубистическим методом. Ведь кубизм действительно в первую очередь - принцип строгой системы. Преобладание анализа над чувством, отмечаемое в кубизме, - это прежде всего лишь потребность в упорядочении. Если произведение стремится к упорядоченности, ясному строю - оно приближается к синтезу, а дальше уже слово за художником. Собственно, кубизм совершил главный переворот в современном искусстве тогда, когда научил строить образ: так и метод Архипенко в скульптуре научил строить форму и подвинуть пластику к неожиданным возможностям…

…Искусство Архипенко росло энергичными волнами. Он осваивал новаторские задачи одну за другой и шёл от успеха к успеху. Он создал индивидуальный метод и преобразил его собственным восприятием Именно тогда искусство Архипенко стало на грани гениальности. Его произведения достигли вершин художественной выразительности и мастерства, как наивысшего проявления индивидуальности. „Искусство не есть то, что мы видим - но лишь то, что мы имеем в себе самих" - так говорит мастер, раскрывая этим свой взгляд на творчество, определяя суть своего творческого деяния как энергии активной, а не пассивной. Пассивным искусством является изобразительный подход (натурализм-реализм), активным - то, что строит новые формы, новые образотворческие возможности. Эти новые формы, новые возможности создавал Архипенко, подчиняясь внутренним творческим импульсам, говорил таким пластическим языком, который обладал своими средствами выражения, утончёнными для глубочайшего общения с теми, кто воспринимал новый мир творческого видения».

Так в 1912 году Архипенко отходит от кубистов. Он чувствует, что теория кубистов ограничивает его в творчестве и обрекает на некую формалистику.

В том же году скульптор основывает в столице Франции свою собственную школу, а затем совершает большое путешествие с выставкой своих работ по главным европейским художественным центрам - по Италии, Швеции, Франции, Германии, Чехословакии. И всюду работы Архипенко, а их было больше 65, пользуются большим успехом. Это был настоящий триумф украинского художника, привлёкшего к себе своим творчеством и смелыми исканиями всю Европу.

Не забывают о нём и на Украине: во Львове издаётся в 1922 году небольшая монография о творчестве художника, написанная М. Голубцом, а в 1923 году - большая монография со статьёй Ганса Хильдебрандта.

В начале двадцатых годов в столице Германии Архипенко вновь основывает школу, собирая вокруг себя немало учеников. Однако уже в 1923 году скульптор покидает Европу и переселяется на постоянное жительство в Америку. Школу с очень широкой художественной программой он открывает теперь в США.

В 1924 году он сконструировал так называемую подвижную живопись, известную под именем её создателя - «архипентура». Суть её в том, что при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создающие определённые композиции, меняя образы по замыслу автора. Позднее подобная скульптура получила название «мобили», а одним из самых ярких представителей её стал американец Александр Колдер-младший.

В США Архипенко устроил примерно тридцать своих выставок. Здесь Архипенко не только провёл свои последние годы (он умер в Нью-Йорке 25 февраля 1964 года), но и подвёл итог всей своей многолетней неустанной творческой работы. В последние годы его искусство достигло большой мужественности, решительности, крупных художественных форм.

Кроме скульптуры, Архипенко много занимался живописью. Цвет, тон никогда не оставляли равнодушным художника. Он первый ввёл раскрашенные плоскости в современную пластику - показал форму в цветовой интерпретации. Эта же тяга к цвету привела его к живописи. Творчество Архипенко-художника также оригинально выразительно, как и его скульптура. Большой, сильный мастер легко и бравурно чувствует и видит форму в цвете, гармонизируя её тональными аккордами.

К сожалению, нельзя назвать счастливой судьбу произведений мастера, с большим трудом всё же попавших на родину. Осенью 1935 года в собрание Львовского национального музея включили дар Архипенко - скульптуру «Ма. Раздумье» - одну их трёх композиций, объединённых под названием «Ма». Стараниями директора музея И. С. Свинцицкого позднее к ней были присоединены ещё девять полученных от автора произведений - две картины и семь рисунков.

Осенью 1936 года в музее Научного товарищества им. Т. Шевченко экспонировалась терракотовая композиция «Шевченко-пророк», переданная в коллекцию Национального музея позднее, в 1940 году.

Остальные произведения, в том числе скульптуры, бесследно исчезли в 1952 году во время беспримерной акции изъятия из музея и уничтожения многочисленного «идейно вредного, националистического» наследия. Остались одни лишь опубликованные в журнале «Мистецтво» и каталогах фотографии.

Александра Кайзер

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала:

АЛЕКСАНДР АРХИПЕНКО ЖИЛ И АКТИВНО РАБОТАЛ В США С 1923 ГОДА И ДО САМОЙ СВОЕЙ СМЕРТИ В 1964 ГОДУ. ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ОБЫКНОВЕННО ОГРАНИЧИВАЮТСЯ РАННИМ, ПАРИЖСКИМ, ПЕРИОДОМ И ВКЛАДОМ МАСТЕРА В ФОРМИРОВАНИЕ КУБИЗМА. ЛИШЬ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СПЕЦИАЛИСТЫ ОБРАТИЛИСЬ К РАССМОТРЕНИЮ БОЛЕЕ ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИПЕНКО С ЦЕЛЬЮ ОБОЗНАЧИТЬ ЗАНИМАЕМОЕ ИМ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ АВАНГАРДА И ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ ПУБЛИКИ.

Родившийся в 1887 году на Украине, Архипенко учился сначала в художественной школе в Киеве, потом в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а в 1908 году отправился в Париж. Там он поселился на Монпарнасе, в самой гуще международного сообщества художников и стал завсегдатаем многочисленных объединений. Культурный багаж Архипенко - своеобразный сплав ортодоксального православного символизма, фольклорных элементов с присущим скульптору колористическим даром - нашел свое выражение в первых же полихромных работах, созданных под влиянием искусства стран Африки и Океании, а также в нескольких религиозно-символических скульптурах небольшого размера, например в вырезанной из дерева работе «Грусть» (1909). Вскоре после этого его интересами завладели изогнутые (выпуклые и вогнутые) поверхности, полихромные формы, возможность творить в жанре смешанной техники и способы передачи движения. Ряд произведений Александра Архипенко, включая «Танец» (1912), «Карусель Пьеро» (1913), «Боксеры» (1914) и «Медрано II» (1914), были выставлены в «Салоне независимых», опубликованы в художественных журналах и удостоились похвалы поэта и влиятельного критика Гийома Аполлинера.

Несмотря на то что Александр Архипенко еще до начала Первой мировой войны заявил о себе как о выдающемся скульпторе, широчайшее признание он получил лишь в начале 1920-х годов, когда вышли четыре монографии о его творчестве, а за короткий период, с 1920 по 1923 год, было организовано более 25 выставок мастера.

В 1920 году Архипенко избрали в качестве одного из представителей России для участия в XII Венецианской биеннале - первой биеннале, организованной после окончания Первой мировой войны. Прекрасно отдавая себе отчет в значимости и престижности этого мероприятия, он отправил в Венецию все имевшиеся у него на тот момент работы. Сохранившаяся фотография одного из выставочных помещений наглядно иллюстрирует, что свободно стоящие скульптуры перемежаются живописными произведениями с включением полихромных конструкций, которые были названы Александром Архипенко «скульптоживопись». В них объединены элементы, характерные как для живописи, так и для скульптуры и архитектуры. То, что относится в этих работах к коллажу, напоминает кубистические полотна П. Пикассо или Ж. Брака, а конструкция в целом несомненно выполнена в стиле древнерусской иконы - об этом недвусмысленно свидетельствуют такие элементы, как присущие иконе пространственная организация, полихромия и использование различных материалов. Отклики на представленную Александром Архипенко коллекцию были самыми разными - от похвалы до отсутствия понимания и даже издевки. Например, некоторые критики увидели в его работах образцы большевистского искусства, тогда как другие отрицали подобную интерпретацию. При этом экспозиция Архипенко привлекла множество зрителей, а в одной из итальянских газет ее назвали феноменальной, своеобразным «магнитом» для посетителей.

В начале 1920-х годов неоднократно подчеркивалось происхождение Архипенко. Именно в таком аспекте его работы обсуждались в прессе, к тому же они были представлены на всех основных выставках русского искусства на Западе, например на Первой художественной выставке в Берлине в «Galerie van Die-men» в 1922 году. В это время в столице Германии обосновалось значительное число выходцев из России и других стран Восточной Европы, так что Берлин считался обязательным пунктом посещения для всех художников, перемещающихся как с Востока на Запад, так и в противоположном направлении. Когда Александр Архипенко прибыл в Берлин в 1921 году, там уже насчитывалось более ста тысяч эмигрантов из России. Берлин превратился в своего рода стратегический форпост российской политики и культуры. Благодаря популярности Архипенко в среде соотечественников, его известность значительно расширилась. Работы мастера заметили в Германии, он встретил там самый положительный прием и участвовал в целом ряде выставок, среди которых следует отметить большую ретроспективную экспозицию в Потсдаме в 1921 году.

Несмотря на то что Александр Архипенко пользовался известностью и имел широкие контакты, обретенную им славу отнюдь не сопровождал финансовый успех. К тому же экономический кризис 1922-1923 годов парализовал коммерческую деятельность и сказался на сообществе художников. Непрерывно ускоряющаяся инфляция в Веймарской республике отягощала положение Архипенко и побудила его покинуть Германию. В 1923 году вместе со своей первой женой Ангеликой Шмитц (1893-1957) он переехал в США.

Поселились они в Нью-Йорке. Вскоре после прибытия в Америку, в 1924 году, состоялась персональная выставка Александра Архипенко в «Kingore Gallery». Устроителем выступила организация «Сосьете аноним» - ее учредители Кэтрин Дрейер, Марсель Дюшан и Ман Рэй поставили перед собой цель познакомить Соединенные Штаты с модернизмом как художественным направлением. В том же году Архипенко открыл в Нью-Йорке художественную школу, аналогичную его школам в Париже и Берлине. До конца жизни он продолжал обучать искусству в своей студии и читал лекции по проблеме креативности в американских колледжах и университетах. Этот период творческой деятельности Александра Архипенко можно охарактеризовать обращением к новым материалам и к цвету, а область его специальных интересов включала изучение трудов по философии, точным наукам и метафизике.

На состоявшейся в 1933 году Всемирной выставке в Чикаго его работы были представлены в павильоне Украины. Архипенко выставил скульптурную серию «Ма» - слегка задрапированные женские фигуры, понимаемые им как мистическое выражение женственности. Не ограничиваясь собственно пластической формой, он сочинил насыщенный эзотерическими коннотациями текст, в котором «Ма» представлена как символ вечной женственности, как источник художественной интуиции и творческого начала. Аллегорическим выражением этой вдохновляющей силы является, к примеру, работа Архипенко «Ма-медитация» (1937): сломанный шар символизирует разрыв между сердцем и интеллектом, которые надлежит вновь соединить. Этой скульптурной работе предпосланы такие слова: «"Ма" посвящается каждой матери; каждому, кто любит и кто страдает, потому что любит; каждому, кто созидает искусство и науку; каждому герою; каждому, кто столкнулся с множеством проблем; каждому, кто познает и чувствует Вечность и Бесконечность».

В 1936 году Александр Архипенко участвовал в ставшей впоследствии столь известной выставке «Кубизм и абстрактное искусство», состоявшейся в нью-йоркском Музее современного искусства. в следующем году он был приглашен своим давним товарищем Ласло Мохой-Надем преподавать в чикагском институте искусств «Новый Баухауз» (впоследствии переименован в Институт дизайна). в 1946 году ему вновь предложили преподавать в том же институте, однако уже в 1947 году Архипенко покинул его. В это время он увлекался экспериментами с прозрачными формами, материалом для которых служили пластик и источники света. Итогом стал цикл плексигласовых работ, подсвеченных изнутри. О данной серии Архипенко отозвался как о «свете, созидающем скульптуру». Подобные работы могут быть легко объяснимы в контексте его непрестанных поисков универсальных и духовных начал искусства. Не случайно он писал в 1955 году: «Эта область художественного выражения открывает великие и разнообразные перспективы. Она не принадлежит ни сегодняшнему, ни завтрашнему искусству, скорее воплощает вневременные духовные истины, реализованные посредством новых материалов и света».

Продолжая в 1950-х годах поиски единства формы и цвета, Архипенко пользовался искусственными материалами - бакелитом и некоторыми другими, которые он применял для создания сюрреалистических и органических форм. Тогда же он приступил к созданию серии полихромных работ из бронзы, как бы вернувшись тем самым к раннему этапу своей деятельности в качестве скульптора. В 1957 году Архипенко писал: «Форма не может восприниматься при отсутствии цвета. Эстетическое единство формы и цвета, независимо от степени сложности составляющих это единство компонентов, вытекает из универсальных законов гармонии, ритма и равновесия. Я исследую взаимозависимость между формой и цветом начиная с 1912 года, поскольку я полагаю, что такое единство характеризует величайшие произведения визуального искусства».

В художественной школе, в свое время открытой Александром Архипенко в Вудстоке (штат Нью-Йорк), сейчас располагается Фонд Архипенко, основанный в 2000 году вдовой художника Фрэнсис Архипенко-Грэй. В задачи Фонда входит сохранение творческого наследия Александра Архипенко, организация выставок и публикаций его работ. Фонд приготовил исчерпывающий каталог произведений скульптора, составление которого завершилось к 2008 году. Осенью 2005 года Фонд Архипенко стал одним из организаторов международного симпозиума в Нью-Йорке, в рамках которого были представлены актуальные материалы, обращенные к творчеству мастера. Фонд также принимал участие в организации экспозиции работ Архипенко в галерее Гмуржинской в Кельне и большой ретроспективной выставки в украинском музее в Нью-Йорке. Эта экспозиция переехала в Смит-колледж в Нортгемптоне (штат Массачусетс), где продлилась с 31 марта по 30 июля 2006 года, а затем была перенесена в художественный музей Чейзен (Мадисон, штат Висконсин) на период с 19 августа по 26 ноября 2006 года.

Александр Архипенко внес неоценимый вклад в развитие модернизма. Сегодня мы вновь и вновь обращаемся к творчеству мастера и убеждаемся в неисчерпаемости его творческого духа. Мы исследуем его искусство, и на этом пути нас ждут интереснейшие открытия.

В 1906 году он переехал в Москву, а в 1908 – в Париж. Там в биографии Архипенко было положено начало развитию его кубической техники в скульптуре.

В 1910 году Александр открывает собственную школу искусств в Париже. В 1921 году он переезжает в Берлин, где так же учреждает школу. И наконец, в 1923 году Архипенко эмигрирует в Америку, в Нью-Йорк. Там он третий раз за свою карьеру основал школу.

В 1912 году в биографии Александра Архипенко была представлена новая техника скульптуро-живописи, разработанная в попытках объединить форму и цвет воедино. Тем не менее, главный вклад Архипенко в искусство 20 века состоит в том, что он работал над противоречивыми формами. Он осознал эстетическую ценность пустоты. Архипенко известен своими опустошенными формами с пробитыми отверстиями как дополнение к выпуклым массам. Такая скульптурная тенденция нашла отражение в следующих скульптурах: мраморная «Madonna», бронзовая «Woman Combing Her Hair» (1915, музей современного искусства, Нью-Йорк).

Архипенко работал также над резным пластиком, светящимся изнутри. Его близкие к абстракции фигуры принесли автору международную известность. Среди них «Torso in Space» (Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк), «Walking Girl» (музей Гонолулу), «White Torso» (Чикагский клуб искусств). Биография Александра Архипенко также был инженером, гончаром, учителем.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку


"Семейная жизнь" 1912, Архипенко А. П. (1887-1964)

Кто это такой? Это великий авангардный скульптор 20-го века Архипенко Александр Порфирьевич.
Он считается (и является) одним из создателей кубизма в скульптуре. И какой же он замечательный! Кроме кубизма, Архипенко творчески успешно работал и в более поздних стилях авангарда.
Он создал новые идеи, приёмы и формы.

Это Архипенко создал в мировой скульптуре пустоты, которые так удачно сочетались с идеями модернизма разных видов. Больше не буду. Если я сделаю большой пост или пару, про скульпторов, тогда и расскажу
про Бранкузи, Архипенко и т.д. Не про Неизвестного. Смотрите на то, что вы видите сейчас. Научайтесь смотреть и чувствовать и тогда у вас появятся вашие личные ассоциации, на которые ваше развитое
мышление отреагирует анализом. А это, оно самое и есть! Это будет означать, что вы понимаете искусство и мыслите о том, что вы понимаете.
Эта работа, "Семейная жизнь", совсем прямо влияет на наше подсознание. Просто ударяет. Доверяйте себе и вы почувствуете.

"Гондольер" 1914 г, отлито в бронзе в 1957 году. Архипенко А. П. (1887-1964) Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Посмотрите на это. Лёгкость форм просто дышит в нашу сторону.

Архипенко это украинец уникального класса в мировом искусстве. Это вам не какой-нибудь поляк из Киева, Малевич. Я уже не говорю о художниках, которые ЯВРЕИ родившиеся или жившие в Украине.
Это украинский патриот. В тридцатых годах Архипенко с талантом оформил украинскую выставку в США.
Активная творческая жизнь Архипенко прошла в основном в Париже и Нью-Йорке. (Недолго, и в других местах Европы.) Он переехал в США в 1923, а получил американское гражданство в 1929г.
Но Архипенко всю жизнь,- в Европе и в США,- АКТИВНО! оставался украинцем. Его старший брат был членом украинского правительства в 1918-19 годах. А потом он (брат) был видным деятелем в украинской диаспоре
в Европе.


"Женщина причёсывающая волосы" 1914 г., Архипенко А.П.(1887-1964) Музей Израиля (это название) Иерусалим.

Одна работа, лучше другой. Смотрите. Не забывайте смотреть и чувствовать. Я и не помню, чтобы значительная работа Архипенко продавалась. Все держат для себя.
Если бы эта работа вдруг продавалась, то аукционный бой и его результат были бы поразительными и ошеломляющими. Тем ни менее эта девушка-красавица стоит не в музее, а именно, - скажем так,- на улице.
АГА. Она стоит во дворе Израильского музея в Иерусалиме. Она просто замечательная. И какая же она тёплая. Чувствуете, а?

Я показал и рассказал как англичане выставили, - ни больше ни меньше, а одну из величайших НЮ в мировом искусстве вообще, "Венеру с зеркалом" Веласкеса и ещё одиннадцать работ высочайшего уровня прямо на улице. На
стенках вокруг музея и ещё дальше. Какой-то служитель, явно не из искусствоведов стоял рядом. Никакой полиции. И люди просто шли по улице и видели этого великого Веласкеса. ХА-ХА-ХА! Обалдеть. Так и эта работа Архипенко.

Я уже рассказывал. Модильяни и Пикассо, несмотря на различие темперамента, традиции воспитания, подхода к искусству и к женщинам! (ещё бы!) - были друзьями. Однажды Модильяни сказал, что народ правильно понимает,
что он, Модильяни, не настоящий художник. Почему? Потому что он не рисует его фигурам глаза. И хулиганы засмеялись.
Посмотрите на работу революционера в скульптуре - на прекрасную работу Александра Архипенко "Женщина, причёсывающая волосы" - и по вашей реакции вы поймёте над кем смеялись Пикассо и Модильяни. ХА-ХА-ХА!!!

У украинского патриота А.П. Архипенко за сорок лет было больше чем 150(сто пятьдесят) выставок в Соединённых Штатах!! А?? 150!! Но я никогда не видел, чтобы какой-нибудь украинский националист, с полным
основанием, похвастался таким успехом этого украинца. И я не видел, чтобы украинский националист создал пост со многими (или с немногими??!!) скульптурами Архипенко и с гордостью националиста-украинца
подробно рассказал про жизнь и творчество великого новатора, А.П. Архипенко. Им не надо! Они точно такие же как и русские наци. Враги цивилизации и культуры.
Мне прямо сказал один украинский националист, что Архипенко это не украинское искусство. Ага.


"Царь Соломон" меньшая версия создана в 1963г. Эта, большая, отлита в 1968
Архипенко А.П.(1887-1964) кампус университета Пенсильвании, в Филадельфии

И наконец посмотрите на последнюю работу Архипенко. За год до смерти он сделал меньшую фигуру, чтобы потом отлить большую. Эту, большую, которую вы сейчас видите, под наблюдением его жены отлили в 1968 году.
Эта фигура больше 4 метров (440 см.) в высоту. Полторы тонны. В 1985 г. Mr and Mrs Jeffrey H. Loria подарили эту скульптуру университету. Меценаты в Америке делают очень много.
И она стоит в кампусе Университета на очень видном месте. А в России до сих пор не поставили памятник Набокову. Вместо этого сделали отвратительную пиздюльку-барельеф и засунули во двор Питерского
филфака, чтобы даже эту стыдобу никто не увидел. Чтобы совсем не было Набокова, раз РПЦ его не хочет. Я уже описал это подробно.

Эта кубистическая скульптура "Царь Соломон" вызывает ощущение собственной малости перед мощью исходящей от фигуры. Зрители говорят, что появляется ощущение наверное похожее на то, как должно быть чувствовали
себя люди перед историческим царём Соломоном. Скульптор интересно и удачно решил его задачу, а развитые американцы понимают и умеют оценить КУБИЗМ. В этой работе есть некоторое заимствование у самого себя.
Но это не есть повторение пройденного.

Пенсильвания будет гордиться этой скульптурой Архипенко, Александра Порфирьевича столько, сколько будет существовать. Пенсильвания, но не украинские националисты. Им не нужно украинское искусство.
Вы победите господа. Только кого? Не себя ли?