Ширвиндт александр в каком театре работает. Московский академический театр сатиры: история, репертуар, труппа

Ширвиндт александр в каком театре работает. Московский академический театр сатиры: история, репертуар, труппа
Ширвиндт александр в каком театре работает. Московский академический театр сатиры: история, репертуар, труппа

Московский академический театр сатиры 1 октября отмечает 90-летие. Специально к юбилею здесь поставили спектакль-обозрение "Грустно, но смешно", в котором задействован основной состав труппы.

Сегодня театр под художественным руководством Александра Ширвиндта является своеобразной московской меккой юмора и пародии. Здесь ставят классику и пьесы современных авторов, шутят искрометно, смело и по существу. В репертуаре постановки по произведениям Рэя Куни, Астрид Линдгрен, Мольера, Бернарда Слэйда.

О том, как сегодня живет Театр сатиры, почему опасен конвейер юмора, как рождаются смешные спектакли и чем полезен дефицит шуток - рассказал актер, режиссер и сценарист Александр Ширвиндт.

В 1920-х годах прошлого века сатира была смелым и опасным жанром для театра. Сейчас шутить можно над чем и кем угодно. У вас получается в этих условиях шутить также злободневно и привлекать зрителя?

Сатира – слово довольно подозрительное. Вы говорите о прошлом веке, когда были аллюзии, "фиги в кармане", нужно было обязательно что-то показывать через намеки. Например, великий спектакль театра "Доходное место", поставленный Захаровым, был закрытым спектаклем. У Плучека закрыли девять спектаклей. Не то чтобы не разрешили ставить, готовые спектакли закрывали накануне. Но через это табу всегда пробивалось желание сделать.

Дефицит – двигатель эмоций. Я всю жизнь курю трубку, и раньше было только два сорта табака: "Трубка мира" в Петербурге и "Золотое руно" у нас. Мы их смешивали. Покойный артист Ефим Копелян мне присылал "Трубку мира", я ему - "Золотое руно". А сейчас в каждой подворотне можно купить любой табак. То же самое и с сатирой. Как можно сейчас пересатирить полемику Жириновского с Чубайсом или Михалкова с Ксенией Собчак? Поэтому наш театр имени сатиры, памяти сатиры.

И какая она, нынешняя сатира?

Я считаю, что кроме сатиры, которая подразумевает злость, существует ирония, пародия, шарж, юмор, который так необходим сегодня населению. Потому что нельзя нагнетать негатив, катастрофу и апокалипсис. Жизнь одна, должны быть вздохи, как бы не было трудно. Так вот народ и зритель имеет право на вздох – на улыбку, иронию, а если бы еще так рождалась самоирония, то и ожесточения в обществе было бы меньше.

На подготовку празднования юбилея Театра сатиры было отведено 20 дней. Почему так мало?

Потому что театр – такое учреждение, где кроме юбилейных обозрений, нужно еще обеспечивать репертуар. Так как нужно выпускать три - четыре премьеры в месяц, то не до обозрения. В этом году 9 сентября мы успели сыграть премьеру "Лисистрату". С 10 сентября по 1 октября мы должны были подготовить юбилейный спектакль. Не потому что ленились, а потому, что не было времени.

Александр Ширвиндт. Фото: сайт

Специально к юбилею вы готовите спектакль "Грустно, но смешно". Что это будет?

Мы сейчас делаем юбилейное обозрение театра к 1 октября. Это традиция, мы никогда не устраиваем междусобойчиков, корпоративов и пьянок для коллектива. То есть мы пьем, но после. Мы делали обозрения "Нам 50" для театра с оркестром, делали замечательное трогательное произведение с Андреем Мироновым. С этой постановкой мы проехали по всему миру. Пять лет назад мы сделали спектакль "Триумф на Триумфальной". И сейчас делаем обозрение "Грустно, но смешно" – три "но". Такой пародийно-улыбчивый поход по биографии.

В спектакле по-новому обыграют сцены из комедий репертуара Театра сатиры. Захотелось вспомнить прошлое?

Решили немножко пошагать по репертуару, ведь мы хитрые. Реклама двигатель торговли, мы хотим фрагментарно и немножко иронично показать маленькие кусочки из нашего репертуара и тем самым еще раз представить всех наших ведущих артистов. В спектакле задействована вся основная труппа: Вера Кузьминична Васильева, Игорь Борисович Васильев, Алена Юрьевна Яковлева, Федя Добронравов, Леночка Подкаминская.

Давайте поговорим о названии спектакля - “Грустно, но смешно”. Что перевешивает – грусть или радость?

Перевешивает “но”.

Вашему театру сложно сегодня быть смешным?

С юмором очень плохо, потому что как ни крути, без драматургии ничего не сделаешь. Все эти попытки инсценировать классику вторичны, никто ничего не пишет, к сожалению, никаких Рощиных, Гориных и Розовых нет. Молодежь, наверное, замечательная, но что-то я ее не вижу.

Я положительно отношусь к сегодняшней телевизионной юмористике. Галкин, Ваня Ургант, Гальцев - я их помню детьми. Все ребята из Comedy Club и "Уральских пельменей" потрясающие работоспособны. Удивляюсь их фантазии. Но когда круглые сутки существует конвейер, необходимость смешить, это надоедает. Всегда же нужно немножко по чему-то соскучиться, а с каждым витком юмора планка опускается. Это огромная опасность.

История вопроса

Московский академический театр сатиры основан в 1924 году. Поначалу спектакли играли в подвальном помещении в здании, расположенном в Большом Гнездниковском переулке. В 1930-х театр переехал на Садово-Триумфальную улицу. Какое-то время спустя театр обосновался на площади Маяковского.

В разные годы в спектаклях Театра сатиры играли Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин. Художественными руководителями театра были Алексей Алексеев, Николай Горчаков, Николай Петров, Валентин Плучек. С 2000 года худруком театра является Александр Ширвиндт.

Сатиры открылся в 1924 году. В его репертуар входят комедии, что видно из названия. Последние 16 лет пост художественного руководителя театра занимает Александр Анатольевич Ширвиндт.

История театра

Московский академический театр сатиры, фото здания которого представлено в данной статье, открыл свои двери, как уже было сказано выше, в 1924 году. Первым его помещением был подвал дома в переулке БольшомГнездниковском, где до этого проживало кабаре «Летучая мышь».

Самым первым руководителем театра был Давид Гутман. Труппа сразу была принята зрителями. В репертуар входили пьески, пародии и сатирические обозрения, что называется на злобу дня. В других театрах такого нельзя было увидеть. Обозрения состояли из интермедий, танцев, куплетов.

Год 1987 стал трагическим для театра. Ушли из жизни два легендарных артиста: Андрей Миронов и В связи с этим из репертуара театра были убраны тринадцать постановок, в которых они играли ведущие роли. Но это нисколько не повлияло на любовь публики. В тяжёлые годы перестройки, театр снизил стоимость билетов, чтобы дать возможность людям продолжить посещать представления и в кризисный для страны период.

Александр Анатольевич Ширвиндт (художественный руководитель театра) стремится сохранять традиции, заложенные ещё В. Плучеком.

Репертуар

Московский академический театр сатиры имеет в своём репертуаре следующие постановки:

  • "Мольер";
  • "Средства от наследства";
  • "Орнифль";
  • "Таланты и поклонники";
  • "Собака на сене";
  • "Вопль женщин";
  • "Невидимые миру слезы";
  • "Свадьба в Малиновке";
  • "Слишком женатый таксист";
  • "Кошмар на улице Лурсин";
  • "Бешеные деньги";
  • "Ночь ошибок";
  • "Дураки";
  • "Укрощение строптивой";
  • "Старик и море";
  • "Чемоданчик";
  • "Незабываемые знакомства";
  • "Малыш и Карлсон" и другие.

Труппа

Московский академический театр сатиры собрал в свою труппу замечательных артистов. Многие из них известны широкой аудитории по своим ролям в фильмах и сериалах.

  • С. Бескакотов;
  • Ю. Воробьёв;
  • А. Ширвиндт;
  • Ф. Добронравов;
  • К. Карасик;
  • З. Матросова;
  • Ю. Нифонтов;
  • Р. Вьюшкин;
  • М. Державин;
  • Е. Подкаминская;
  • А. Чернявский;
  • А. Буглак;
  • Л. Ермакова;
  • О. Кассин;
  • И. Лагутин;
  • С. Рябова;
  • С. Беляев;
  • А. Воеводин;
  • В. Рухманов;
  • С. Лопатин;
  • Н. Феклисова;
  • Ю. Васильев;
  • В. Гурьев;
  • Т. Титова и многие другие.

Художественный руководитель

Художественным руководителем театра вот уже 16 лет является актёр и режиссёр Александр Ширвиндт. Родился народный 19 июля. Окончил Высшее и сразу же был принят актёром в труппу ЛЕНКОМа. Через 12 лет перешёл в драму на Малой Бронной. В Московский академический театр сатиры Александр Анатольевич пришёл в 1970 году сначала в качестве актёра. Должность художественного руководителя получил в 2000 году. А. Ширвиндт знаменит своими ролями не только в театре, но и в кино. Он снялся в таких картинах, как «Приходите завтра», «Принцесса цирка», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Вокзал для двоих», «Небесные ласточки», «Самая обаятельная и привлекательная», «Пёстрые сумерки», «Русский регтайм» и многие другие.

Творческое амплуа Московского академического театра Сатиры неповторимо и уникально, благодаря звездному актерскому составу и талантливому руководителю театра Валентину Николаевичу Плучеку. Театр работает в жанре сатиры, которое является одним из самых сложных в искусстве. В спектаклях юмор часто переплетается с язвительностью и издевкой. Но легендарный режиссер театра В.Н. Плучек на протяжении многих лет мастерски удерживался на этой тонкой грани, отделяющей одно от другого. Спектакли, которые ставятся в театре, всегда имеют злободневную и острую проблематику. Ведь борьба с пережитками прошлого, с личными и общественными пороками - это одно из основных назначений сатиры. А юмор – это оружие, с помощью которого можно многого достичь.

Если вы заинтересовались театром Сатиры и хотели бы побывать на одном из спектаклей – воспользуйтесь шансом заказать билеты через наш сайт. Репертуар этого театра, конечно, совсем не такой, как в обычном. Ведь само название обязывает театр Сатиры держать марку. Чего только стоят броские и вызывающие афиши театра, развешанные по всей Москве в первые годы работы коллектива! «А не хулиган ли вы, гражданин?», «Спокойно, снимаю!» и подобные им эксцентричные названия эпатировали публику и вызывали недоумение у прохожих. Каждый спектакль является острой злободневной сатирой и смелым вызовом обществу. Вот уже многие годы основной репертуар театра составляет классика жанра – М.Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, Ж. Б. Мольер и Бернард Шоу.

После грандиозного успеха спектакля «Баня» по Маяковскому у театра Сатиры начался новый творческий взлет, связанный с драматургией. Вдохновленный удачной постановкой, режиссер начал работу над другими пьесами Маяковского «Мистерия-Буфф» и «Клоп».

Но театр известен не только благодаря своему отличному репертуару. Главным его достоянием является уникальная актерская труппа, в состав которой в разное время входили такие талантливые и популярные актеры, как А. Миронов, М. Державин, А. Ширвинд, Т. Пельтцер, А. Папанов, Г. Менглет, В. Васильева, Н. Корниенко, А. Левинский, А. Диденко, Л. Гаврилова, Е. Градова, С.Мишулин, Т. Ицыкович, Н. Архилова, Н. Защипина, Ю. Авшаров, Р. Ткачук, В. Байков. И сегодня в театре Сатиры играют молодые, но уже достаточно известные и перспективные артисты.

Художественный руководитель - Ширвиндт Александр Анатольевич
Руководитель литературно-драматургической части - Карпова Нина Никитична
Художник-постановщи - Шихарев Валентин Николаевич
Заведующая труппой - Чунихина Бронислава Сергеевна
Заведующий художественно-постановочной частью - Лазарев Виктор Яковлевич

Адреес театра сатиры: 125009 Москва, Триумфальная площадь, дом 2

Московский академический театр сатиры 1 октября отмечает 90-летие. Специально к юбилею здесь поставили спектакль-обозрение "Грустно, но смешно", в котором задействован основной состав труппы.

Сегодня театр под художественным руководством Александра Ширвиндта является своеобразной московской меккой юмора и пародии. Здесь ставят классику и пьесы современных авторов, шутят искрометно, смело и по существу. В репертуаре постановки по произведениям Рэя Куни, Астрид Линдгрен, Мольера, Бернарда Слэйда.

О том, как сегодня живет Театр сатиры, почему опасен конвейер юмора, как рождаются смешные спектакли и чем полезен дефицит шуток - рассказал актер, режиссер и сценарист Александр Ширвиндт.

В 1920-х годах прошлого века сатира была смелым и опасным жанром для театра. Сейчас шутить можно над чем и кем угодно. У вас получается в этих условиях шутить также злободневно и привлекать зрителя?

Сатира – слово довольно подозрительное. Вы говорите о прошлом веке, когда были аллюзии, "фиги в кармане", нужно было обязательно что-то показывать через намеки. Например, великий спектакль театра "Доходное место", поставленный Захаровым, был закрытым спектаклем. У Плучека закрыли девять спектаклей. Не то чтобы не разрешили ставить, готовые спектакли закрывали накануне. Но через это табу всегда пробивалось желание сделать.

Дефицит – двигатель эмоций. Я всю жизнь курю трубку, и раньше было только два сорта табака: "Трубка мира" в Петербурге и "Золотое руно" у нас. Мы их смешивали. Покойный артист Ефим Копелян мне присылал "Трубку мира", я ему - "Золотое руно". А сейчас в каждой подворотне можно купить любой табак. То же самое и с сатирой. Как можно сейчас пересатирить полемику Жириновского с Чубайсом или Михалкова с Ксенией Собчак? Поэтому наш театр имени сатиры, памяти сатиры.

И какая она, нынешняя сатира?

Я считаю, что кроме сатиры, которая подразумевает злость, существует ирония, пародия, шарж, юмор, который так необходим сегодня населению. Потому что нельзя нагнетать негатив, катастрофу и апокалипсис. Жизнь одна, должны быть вздохи, как бы не было трудно. Так вот народ и зритель имеет право на вздох – на улыбку, иронию, а если бы еще так рождалась самоирония, то и ожесточения в обществе было бы меньше.

На подготовку празднования юбилея Театра сатиры было отведено 20 дней. Почему так мало?

Потому что театр – такое учреждение, где кроме юбилейных обозрений, нужно еще обеспечивать репертуар. Так как нужно выпускать три - четыре премьеры в месяц, то не до обозрения. В этом году 9 сентября мы успели сыграть премьеру "Лисистрату". С 10 сентября по 1 октября мы должны были подготовить юбилейный спектакль. Не потому что ленились, а потому, что не было времени.

Александр Ширвиндт. Фото: сайт

Специально к юбилею вы готовите спектакль "Грустно, но смешно". Что это будет?

Мы сейчас делаем юбилейное обозрение театра к 1 октября. Это традиция, мы никогда не устраиваем междусобойчиков, корпоративов и пьянок для коллектива. То есть мы пьем, но после. Мы делали обозрения "Нам 50" для театра с оркестром, делали замечательное трогательное произведение с Андреем Мироновым. С этой постановкой мы проехали по всему миру. Пять лет назад мы сделали спектакль "Триумф на Триумфальной". И сейчас делаем обозрение "Грустно, но смешно" – три "но". Такой пародийно-улыбчивый поход по биографии.

В спектакле по-новому обыграют сцены из комедий репертуара Театра сатиры. Захотелось вспомнить прошлое?

Решили немножко пошагать по репертуару, ведь мы хитрые. Реклама двигатель торговли, мы хотим фрагментарно и немножко иронично показать маленькие кусочки из нашего репертуара и тем самым еще раз представить всех наших ведущих артистов. В спектакле задействована вся основная труппа: Вера Кузьминична Васильева, Игорь Борисович Васильев, Алена Юрьевна Яковлева, Федя Добронравов, Леночка Подкаминская.

Давайте поговорим о названии спектакля - “Грустно, но смешно”. Что перевешивает – грусть или радость?

Перевешивает “но”.

Вашему театру сложно сегодня быть смешным?

С юмором очень плохо, потому что как ни крути, без драматургии ничего не сделаешь. Все эти попытки инсценировать классику вторичны, никто ничего не пишет, к сожалению, никаких Рощиных, Гориных и Розовых нет. Молодежь, наверное, замечательная, но что-то я ее не вижу.

Я положительно отношусь к сегодняшней телевизионной юмористике. Галкин, Ваня Ургант, Гальцев - я их помню детьми. Все ребята из Comedy Club и "Уральских пельменей" потрясающие работоспособны. Удивляюсь их фантазии. Но когда круглые сутки существует конвейер, необходимость смешить, это надоедает. Всегда же нужно немножко по чему-то соскучиться, а с каждым витком юмора планка опускается. Это огромная опасность.

История вопроса

Московский академический театр сатиры основан в 1924 году. Поначалу спектакли играли в подвальном помещении в здании, расположенном в Большом Гнездниковском переулке. В 1930-х театр переехал на Садово-Триумфальную улицу. Какое-то время спустя театр обосновался на площади Маяковского.

В разные годы в спектаклях Театра сатиры играли Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин. Художественными руководителями театра были Алексей Алексеев, Николай Горчаков, Николай Петров, Валентин Плучек. С 2000 года худруком театра является Александр Ширвиндт.