Сценарий дня села в сельском поселении «Село пело и плясало. Сценарии проекта "народный праздник, как средство этнопедагогики" Жнец – молодец

Сценарий дня села в сельском поселении «Село пело и плясало. Сценарии проекта
Сценарий дня села в сельском поселении «Село пело и плясало. Сценарии проекта "народный праздник, как средство этнопедагогики" Жнец – молодец

Наталья Загоруйко
Спожинки (осенний казачий праздник)

Муз. рук.:- Вот уже и осень на исходе , скоро зима, но сегодня ребята я вам расскажу, как праздновали на Дону праздник урожая «Спожинки » (выходит мальчик)

Реб.: - Слава Богу, зажинок дождали, хлебушко вбирать надобно, шоб не перестоял (кладёт колоски к иконе и крестится. Берёт в руки серп) Не уберёшь вовремя кривого серпа – не нажнёшь в поле и снопа. Вот кормилец, помощник. Муз. рук.: - Здравствуй добрый человек, а кто ты есть такой? Реб.: - Я, Зубков Семен Дмитриевич, есаул, в отставке, пшеничку выращиваю. Вед.: - Как же ты, Семен Дмитриевич узнаешь, когда сеять, а когда урожай собирать надобно?

Вед.: - Как же ты, Семён Дмитриевич узнаешь, когда урожай убирать надобно? Реб.: - Природа сама подскажет. Зерно сею в сырую землю, а убираю урожай, когда колос звенит-пора. Вед.: - Так может, мы тебе поможем, Дмитрич. Гляди, какие у нас ребята - казачата . Ну что, подмогнём дедушке- то? Дети : Да. Муз. рук.: - Как матушка рожь стояла год, так и наши спинушки жать бы не устали. И по старинному обычаю, чтоб намо " не за мертветь" споем ему песни жнивные.

"Пора жито жать", «Жито жмем» (хоровод) Муз. рук.: - Принимай хозяин первый сноп, с почином. Реб.: - Да, хлебушко не паханный, спасибочки вам, сам бы я не справился. Вот он, какой сноп-то большой, а сколько мы еще нажнем на деляне Митрича. Сноп.: - Я самый важный, я самый нужный. Из меня намолотят зерна для муки, а из муки испекут хлеб. Муз. рук.: - Хлеб у нас самая важная пища. Недаром говорится : хлеб всему голова. Ребята, а может, вы знаете поговорки о хлебе? Игорь : - Не трудиться, хлеба не добиться. Диана : - Весна красна цветами - а осень снопами . Влада : - Квашни не замесишь – и хлебца не поешь. Кристина : - Худ обед, когда хлебушка нет. Варя : - На холодной печи, не пекут калачи, а в печь суют, да потом жуют. Егор : - Не трудиться - хлеба не добиться. Карина : - Не велик кусок пирога, а стоит много труда. Ваня : Хлеб - батюшка, вода - матушка. Ира : Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Витя : - Хлебушко, калачу дедушка. Муз. рук.: - Хлебушек ржаной - нам отец родной. Молодцы ребята, да только не когда нам рассиживаться, урожай, то не весь убран. Ваня сколько еще осталось? Ваня : А кому муки намолоть нужно. Я всегда готов помочь добрым людям. Муз. рук.: - Какой казачек к нам пожаловал . Ты, чей же будешь? Ваня : Я Мариненко Иван, Николаев сын. А шоб работалось лучше песню запою для поднятия настроения.

Песня «Как у нашей сотни»

Ваня : - А ну давай молодежь становись со мной на дожинки.

«Зазвоните звоны» , «Дожали» .

(остановились Ваня и Игорь) . Выносит ведущая хлеб-соль на рушнике.

Муз. рук. ; - Отведайте хлебушка с нонешнего урожая.

Ваня : - Хорош хлебушко.

Игорь : - Добре поработали.

Муз. рук.: - А раз пшеничку убрали, можно и погулять. А ну-ка девочки – казачки , становись, порадуйте нас танцем своим.

Танец с платками.

Витя : - А-ну, давай казаки , нашенскую затянем.

«Эх, донские казаки »

Диана : - Дорогая тетушка Катерина, печально мне.

Муз. рук.: - Щево так, Дианочка?

Диана : - Все-то вы умеете, да знаете, вона какой каравай испекли. Я бы тоже хотела научиться, а как не знаю.

Муз. рук.: - Это совсем не сложно. Я и тебя научу и ребят. Сначала зернецо надобно на мельницу свести, а так как наша мельница не работает, так мы свою применим. Домашние жернова (показываю) Засыпаем зерно и кружим (напеваю) «А мы зерно сеяли» . Вот мука и готова. Но для того шоб тесто получилось водица нужна с колодцу. Викуля, там, у сенях в меня коромысло и ведерки стоять, сходи до криницы.

(Вика выходит с коромыслом по кругу, я выливаю воду в макитру) .

Муз. рук.: - Ну то ж замесим тесто.

(Дети повторяют слова и показывают движения)

Месит казачка тесто , есть в печке место (месит) .

Печет, печет каравай, переливай, давай (хлопки)

Диана :- А давайте быстрее замесим, дюже пряничков охота.

Муз. рук.: - Ну что ж, давайте быстрее. (Повтор…

В таком важном деле спешка не нужна. Вот пока тесто подходит, скучать не будем.

Ча (3 р.) – печка горяча,

чу (3 р.) – калача хочу.

Чи (3 р.) – испечем калачи.

Вот и тесто подошло.

Пойду на прянички раскидаю, да в печь поставлю (ухожу) .

Усе пряники в печи, а мы пока поиграем.

«Заря-заряница» , «Молекулы» .

Муз. рук.: Зараз схожу, гляну, поспели ли прянички (заглянула) . Да нет, еще не готовы. А пока загадаю вам загадки.

1. Ходит полем из края в край.

Режет черный каравай. (Плуг)

2. Одно бросил – горсть взял (зёрна)

3. С неба солнце золотое, щедро-щедро льёт лучи. В поле дружною стеною – золотые усачи (пшеница, колоски) .

4. Сидит дед, в жёлтый кафтан одет.

Бородат, да не стар, подпоясан, а не танцует (сноп) .

5. Я пузырюсь и пыхчу,

жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня, посадите в печь меня. (Тесто)

6. Бьют меня и палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огне,

Режут меня ножами, за что меня так губят?

За то, что любят (тесто)

Муз. рук.: Чуете запах какой, духмяный, укусный. Вот сейчас прянички точно готовы. (Выхожу с пряничками)

«Моя Донщина – Родина моя

Люблю тебя до сладкой боли,

И эту степь, и это поле

И эту песню соловья».

Спасибо нашим предкам, донским казакам , которые сохранили для нас эту красоту. А ведь Зубков Семён Дмитриевич был моим прадедом, кавалером георгиевского креста. А другой прадед Иван Белый был запевалой полковым, и я была маленькой девочкой, всё то мне было интересно, всё хотелось поскорей узнать. И вы ребята подрастете, подучитесь, станете умными. Только Родины своей не забывайте да родичей своих почитайте, а щас на пряники налягайте.

Публикации по теме:

«Праздник осени в лесу». Осенний праздник для детей старшей и логопедической групп «Праздник осени в лесу.» 2015г. (Для детей старшей, логопедической групп) Под весёлую песню «Осень, падают листья.»(Фоногр.) дети забегают.

29 октября 2015 г в подготовительной группе №9 «СКАЗКА» прошел Казачий праздник «Осень на порог – на стол пирог». Дошколята долго ждали.

Осенний праздник Наступила осень. Праздник для детей 1 младшей группы. Действующие лица: Взрослые: Ведущая, Осень. Дети старшей группы: зайчик, мышка. Звучит.

Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется.

С Ц Е Н А Р И Й
праздничного концерта, посвящённого
Дню работника сельского хозяйства

«ХВАЛА И ЧЕСТЬ ВАМ, ХЛЕБОРОБЫ!»
Включается муз. фон: Тр.___1___.
*******
ЧТЕЦ (за сценой): Пою тебе звонкую песню, Отчизна!
А если пою, значит, – счастлива я!
И вместе со мною шагают по жизни
Любовь и надежда, и песня моя!
*******
(Выходит ведущая)

В.: Здравствуйте, дорогие друзья! От всей души, от всего сердца примите наши искренние поздравления в этот светлый день – день нелёгкого, но благородного и уважаемого праздника работника сельского хозяйства!
В эту позднюю осень, когда с каждым днём всё быстрее и быстрее блёкнут краски природы, когда с полей и огородов убран и надёжно уложен для хранения урожай, впору и отдохнуть. А так как наша программа была открыта такими прекрасными строками, значит, должна прозвучать и песня как общее поздравление всем, сегодня собравшимся здесь, в этом зале! А исполнит её___________________________________
*******
В.: Не мне вам рассказывать, вы и сами знаете, сколько труда нужно вложить, чтобы животные были сытыми, здоровыми и ухоженными, чтобы могли радовать своими надоями не только тех, кто с ними работает, но и тех, кто потребляет эту продукцию. И в этом огромная заслуга животноводов! И для них сегодня – танец в исполнении (Выходит чтец_______________________________)
*******
Чтец: Казалось, только лишь вчера
Весны мелодия звучала,
Сегодня ж – страдная пора
И жатвы радостной начало!
*******
Всем нам, живущим на земле,
Такая истина известна:
Есть хлеб душистый на столе –
Так, значит, быть любви и песне!
*******

В.: Да, казалось, только лишь вчера начиналась посевная, только лишь вчера шла ожесточённая борьба за урожай, только лишь вчера были отмечены разными наградами «бойцы полей».
*******
Глотая пыль и зной, и пот,
Казалось, только лишь вчера
На урожайный жаркий фронт
Шли к нивам наши трактора!
*******
Так есть и будет так в веках:
Народ великий, гордый мой,
Он будет славу петь рукам,
Что пахнут хлебом и землёй!
*******
Конечно же, первыми на хлеборобных нивах всегда были и есть трактористы. Слава труженикам стальных коней! И для вас, дорогие наши механизаторы – эта песня! А исполнит (выходит чтец______________________________)
*******
Чтец: Чтоб дар народу – каравай –
Был полновесный, пышный, вкусный,
Ведёт в поля корабль-комбайн
Комбайнер – труженик искусный!
*******
Пусть будут родины поля
Всегда и тучны, и обильны,
И славу пусть поёт земля
Рукам, что этот хлеб взрастили!
*******
(чтец уходит, выходит ведущая)

В.: Немало сказано, спето, написано и поставлено кинофильмов о комбайнёрах, чьи упорные машины в жаркую во всех смыслах пору сутками не покидали полей, чтобы успеть, чтобы спасти, чтобы собрать великое золото жизни – хлеб! И для них – наш следующий музыкальный номер! На сцене – _____________________________________

*******
(выходит чтец _____________________)

*******
Чтец: Обычай есть у нас один,
Он очень давний и чудесный –
На жатву в поле выходить
Со звонкой, радостною песней!
*******
(чтец уходит, выходит ведущая)

В.: Такими же, как и механизаторы, равноправными служителями урожая являются и водители, день и ночь вывозившие живое золото полей в закрома!
*******
Мотор надрывается гулом серьёзным,
Слезятся глаза от плывущего пота,
И кружится пыль зерновая, как звёзды,
Над белой от этой же пыли капотом.
*******
Сраженье за хлеб закаляет мужчину
И ночью, и днём, и в любую погоду!
И снова, и снова увозят машины
Великое золото жизни народа!
*******
Так примите же от нас, уважаемые водители, мастера-шофера, вот эту прекрасную песню в
*******
В.: И вот урожай выращен. Зерно спрятано в закромах, а в полях – картофель, капуста… Да ещё много-много всего, что нужно не только собрать, но и сберечь. И здесь на передний край выходят рабочие-полеводы. Какая огромная нагрузка ложится на их плечи! И потому, дорогая наша «пехота полей», примите вот этот музыкальный *******
В.: Чтобы сохранить урожай, чтобы создать благоприятные условия для жизни и быта тружеников села, нужны помещения. А кто же их построит? – Конечно же, строители! Они должны и построить необходимые для урожая и жизни объекты, и отремонтировать, причём качественно, всё, требующее срочного ремонта. И для вас, уважаемые герои строительства, этот музыкальный номер! А подарят его: _____________________

*******
В.: И день, и ночь бежит поток:
Скользит зерно, в лучах играя.
Ни днём, ни ночью зерноток
Ни на минуту не смолкает.
*******
Очистка… Сушка… И ещё –
Скрипучих лент тяжёлых стоны…
Давным-давно потерян счёт
Сквозь зерноток прошедшим тоннам.
*******
Да-да, дорогие друзья, хвала рабочим зернотока! Без их нелёгкого труда не смог бы сохраниться урожай качественным и полноценно пригодным к употреблению. И для них вот этот музыкальный номер! А преподнесёт его вам __________________________
/_______________________________________Тр.
*******

В.: Неизвестно, как была бы организована работа, как бы держалась в рядах тружеников дисциплина и вообще, какою была бы урожайность, если бы ни кропотливая и не менее тяжёлая по своей сущности работа администрации. В жаркое, довольно горячее время посевной и уборочной страды административные работники старались чаще всего быть там, где было труднее всего. И в победе за урожай – их также огромная заслуга! Мы присоединяемся к поздравлениям всех работников администрации и преподносим им вот этот музыкальный подарок. У микрофона: ______________________________________________ Встречаем!

Выходит чтец
*******
Чтец: А наши песни – как цветы:
Где б ни был ты, они – повсюду!
Пока живёшь на свете ты,
Они всегда с тобою будут!
*******
(чтец уходит, выходит ведущая)

(выходит ведущая)

В.: Ну, вот и подошла к концу наша праздничная программа. Мы ещё раз поздравляем вас, дорогие друзья, с днём работника жизни – с Днём сельского хозяйства! И если ваш труд позволяет крепить и утверждать на этом свете тело человеческое, то мы постараемся крепить и утверждать другую, но также неотделимую от человека сторону жизни – душу человеческую!
Спасибо вам за ваш нелёгкий, благородный труд, за то, что были сегодня с нами, за ваши искренние аплодисменты и открытые сердца! Счастья вам и новых огромных побед на хлебоносных нивах!

А теперь я приглашаю на сцену _____________________________________________

Но мы не прощаемся с вами, а говорим: до новых встреч!
__________

«Дожили, дожили, Госпожинки встретили, Каравая почали, Толокна проведали, Гостей угостили, Богу помолили!» - так приговаривали наши предки, празднуя последний день жатвы - Спожинки (Дожинки).

Этот славянский праздник имеет целых две даты - 7 и 28 августа. Возможно, это связано с разными сроками окончания уборочных работ в российских губерниях, а может быть, это очередная дань христианству - приурочить древний праздник урожая к окончанию Успенского поста и посвятить его наравне с древними Велесом и Макошью Пресвятой Богородице.

И это не случайно: Спожинки - один из самых важных праздников в календаре у славян. Не поблагодаришь богов за нынешний урожай - не получишь следующего. Поэтому отмечались Спожинки богато и хлебосольно.

Торжество начиналось прямо в поле, где специально до этого дня оставлялась небольшая хлебная делянка - ровно на один последний сноп. Славяне считали, что на поле живут добрые духи-полевики, которые следят за ростом злаков, отпугивают вредителей и время от времени сходят на землю проливным дождём. Зимовали духи в последнем снопе, поэтому вязали его очень тщательно, со специальными церемониями и молча, чтобы не спугнуть полевиков.

Все последние дни снопы складывались вокруг этого места, как складываются брёвна при строительстве избы, причём следующий сноп клался так, чтобы его колосья накладывались на комель другого. После связывания последнего снопа внутри этого нехитрого сооружения оставались несколько колосков, которые перевязывали лентами и приклоняли к земле. Этот обряд называли «завивание бороды» и посвящали его сначала Велесу, потом Илье.

Затем празднование продолжалось уже в деревнях и сёлах. Пекли караваи и пироги из муки нового урожая, готовили саламату (мучной кисель), варили кашу мёд и пиво. Всё это делали вскладчину, всей деревней, потому что торжество было всеобщим. Стол накрывали прямо на улице, рядом ставили последний сноп, красиво украшенный. В некоторых губерниях его даже наряжали в сарафан или рубаху. Смакуя богатое угощение, принято было нахваливать зерно, из которого готовили большее количество блюд. В пояс кланялись снопу, благодаря за сытный обед.

После угощения ребятишки сразу бежали играть за околицу, а женщины собирались опять в поле. Ещё один обязательный обряд - катание по сжатой ниве для прибавления женской силы и для успешного рождения детей. Катаясь, бабы приговаривали:

Жнивка, жнивка!
Отдай мою силу,
На пост, на колотило,
На кривое веретено,
На житьё-бытьё!

После того как все условности были соблюдены, взрослые расходились угощаться по дворам, нужно было непременно попить чаю и поговорить со всеми родственниками. А девки с парнями шли на полянку играть в разные весёлые игры да водить хороводы. Готовились к этому гулянию заранее, ведь на следующий день начинали засылать сватов к будущим невестам. Долго прихорашивались перед блестящими самоварами девушки, оно и понятно: которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!

Засыпали в этот день далеко за полночь и спали сладко, с чувством благополучного завершения очень важного дела.

Красота! Всё-таки умели наши предки веселиться! Сейчас, кстати, многие традиции возрождаются. Вот и Спожинки уже давно празднуются во многих областях, где собирают хлебный урожай. Фольклористам удалось записать множество песен и приговоров, которыми сопровождался праздник последнего снопа, старожилы вспоминают переходящие из поколения в поколение задорные игры. А уж какие шьются костюмы! Какие оригинальные сувениры делаются из колосьев! Многие инициаторы празднования Спожинок вместе с обрядами и игрищами проводят ярмарки и конкурсы поделок из соломы.

Говорят, что после таких праздников не только настроение повышается, но и силы крепнут, и счастье в дом стучится!

В народном Обычае сбор урожая испокон веков был событием огромной важности. Праздничный день окончания жатвы назывался Спожинками и торжественно отмечался всей общиной. Люди, чтущие Обычай Предков, празднуют Спожинки и в наши дни.

«Зачем это нужно? Ведь подавляющее большинство наших современников не сеет и не пашет» - спросят иные. Что ж, это так. Люди сейчас по большей части живут в городах, добывая себе пропитание весьма далёкими от земледелия способами. Но, так же как и наши далёкие Предки, мы с вами едим хлеб и другие плоды земли, а потому Спожинки и для нас остаются святым праздником. Кроме того, многие из нас всё же занимаются земледелием - на приусадебном участке, в свободное от работы время…

О жатвенных обрядах славян подробно рассказывают книги по этнографии; о праздновании Спожинок современными родноверческими общинами - работы В.С. Казакова, волхва Велеслава, и других исследователей народного Обычая, возрождающих его в Яви земной. Мы же с вами поговорим о том, как следует отмечать праздник урожая дома, в кругу семьи. Ведь родновер должен следовать Традиции не только находясь в общине, среди единоверцев, но и в своей повседневной жизни.

Прежде всего, скажу несколько слов о дате празднования. В современном Родноверии общины разных объединений отмечают Спожинки в разные дни. Так, согласно месяцеслову (календарю) ССО СРВ (Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры) дата праздника - 7 серпня (августа), а по календарю «Велесова Круга» - 15 серпня. Язычники же, ориентирующиеся на традиции народов Западной Европы, празднуют сбор урожая 1 серпня (этот день они называют Ламмас или Лугнасад). Я полагаю, что отмечать Спожинки всё же следует согласно Природе, а не календарям (в зависимости от климатических условий). К примеру, у нас, в Южном Зауралье, жатва начинается только в конце серпня (августа), а то и в начале вересня (сентября)…

Теперь перейду к этнографическим сведениям и собственным мыслям. Семейное празднование Спожинок, по моему скромному мнению, не стоит превращать? в повод для сбора всей общины - оно должно оставаться именно семейным (хотя, думаю, можно позвать на него нескольких близких друзей).

Перед началом праздника следует подготовить всё необходимое. На столе должны быть обрядовые блюда (хлеб, каша, пироги, мёд, яблоки и т.д.), и чаша-братина (для пускания по кругу во славу Богов и Предков). Хорошо, если участники праздника будут одеты в народную одежду, а из колонок (либо, что ещё лучше, - в живом исполнении) будет звучать славянская музыка (особенно - обрядовые песни). В Красном Куту помимо обычных атрибутов (малых капей Богов, свечи, требной миски или малого камня-Алатыря), должен стоять главный символ Спожинок - священный Сноп.

В славянской жатвенной обрядности Сноп (первый, либо, наоборот, последний) - изображение Божества плодородия или полевого духа-хранителя (полевика). В «Велесовой Книге» говорится: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска». («То Велес учил Праотцов наших Землю пахать и злаки сеять и жать соломы на полях страдных и ставить Сноп в жилище и чтить его как Божественного Отца»). Этот источник не признаётся официальной наукой, но в родственных нам культурах засвидетельствованы схожие представления. Так, шотландское название последнего снопа - Старая Жёнушка (Кайллеах) или Дева (в кельтской мифологии известны Божества Кайллеах и Бригид, т.е. «Невеста»), а древние римляне именем Богини плодородия Цереры называли хлеб. Русский этнограф А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение обычая почитать Сноп: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет, и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые ещё остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почётном месте, под образами. (…) Верят, что пребывание её в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда её обмолачивают и добытыми из неё зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за¬ключённый в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» . Как видно из сведений Афанасьева, снопу придавали человекоподобную форму («наряжают куклою»), то есть вместилище духа одновременно было его священным изображением (что вполне логично).

Для многих современных родноверов добыть для обряда Сноп из пшеницы будет весьма затруднительно. Здесь я вижу два выхода: либо заменить его другими плодами Земли, (желательно выращенными и собранными самостоятельно), либо сделать Сноп из подручных материалов. Ю.П. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Так как мы знаем уже, что значит в жизни народа Сноп, то можем предположить, что в древности, ежели не было настоящего Снопа в доме, то его делали из камыша, чтоб иметь всё-таки изображение Бога-Отца в доме. Действительно, в одной из легенд мы слышали: «Пришли в край этот Деды, да ни ножа у них, ни ложки, и как хаты строить, коль ни дров в этом крае нет, ни камня! Посмотрели они, помолились Богу и давай прямо из земли, смешанной с травой, кирпичи делать! А тут уж и Спожины. Нет ни у кого ни Снопа! Набрал тут один Дед камыша и гово¬рит бабам: «А чего вам, дурам, реветь? Что Снопа нету? А вот вам и Сноп! А будет Жито, так поставим и справный (настоящий)!» Тут все обрадовались и стали Снопа жать!» Ясно, рассказ этот идёт со времён завоевания Петром Великим Азовского Края. В то время, чтоб землю закрепить за Россией, были посланы на Юг крестьяне с Украины. Они, конечно, прибыли сюда в Спожины, а ни клочка земли не было засеяно. Обычай же велел, чтоб Сноп был в каждой хате. Таким образом, Антонов¬ский камыш и сослужил службу всем. Из него делали Снопы, приличные случаю, как Деды делали из Жита. А без Снопа и Спожин нет, а без них и Божьего Благословения» .

Приготовив всё необходимое, следует провести домашний обряд обычным порядком. Возжечь Огонь в Красном Куту, восславить Богов - подателей урожая (Велеса, Макошь, Даждьбога-Солнце, Перуна Громовержца, Мать Землю и иных), принести требу… После - сесть за праздничный стол (в порядке, определённом Обычаем), и приступить к трапезе, прежде всего - вкусив освящённого хлеба (в старину его, разумеется, пекли из зерна нового урожая) и пустив по кругу братину во славу Богов и Предков. Ну а, выйдя из-за стола, - веселиться как душа велит. ?

Слава Богам и Предкам нашим!

Сценарий праздники дожинки.

На сцену выходят девушки.

Матушка родимая!

Нивушка-нива благодатная!

Поклонится тебе в пояс вышли, на спожинки.

Отдыхай родная, скоро вьюги да зазимки!!

(слышится колокльный звон)

В: (собирает колоски) Скоро матушка домой придет,

Да с заутренней хлеб из повинны принесет, ох уж и ждем мы освященного то хлеба

П: василинка, плети венок то скорей, а не то на мирскую складчину на боярский двор не успеем.

В: Так чисто ныне в поле поработали, все подобрали, даже бороду завить не из чего!!

Я: Паулинка, Василинка у меня тут как раз три колоска осталось. Давайте ленты скорей!!

(девушки несут ленту, завивают бороду, пригибают к земле и присыпают землей)

К: Яринка, где соль с хлебои-то, клади на бороду!! (кладет)

Я: Вот тебе борода, уроди нам ржи и овса.

(выходит женщина со снопом и с ней мальчик)

Кар: ОЙ девоньки и умнички же вы и бороду завить успели.

А ну –ка я сноп последний дожиночный рядом поставлю (ставит) приговаривает

Духи полевики! С поля не уходите, урожай будущий стерегите. Вот вам жилье до весны красной.

Борода завитая, да сноп дожничный. Кто хочет так в поле зазимует, а кому охота, так в краном углу в дожиночном снопу.

(ВСЕ КЛАНЯЮТСЯ НА СНОПЫ И БОРОДУ)

Исстари так ведется, не нами придумано, да нами соблюдается девоньки.

1 сноп свят, и последний сноп свят

1 сноп год кормит, а дожиночный новый урожай стережет. (берет в руки сноп и отдает мальчику)

А ну-ка Михась, тебе сноп ныне на двор боярский нести.

А Василинке ныне венок надевать.

ВЫХОДЯТ ТРИ ДЕВУШКИ

    НИКАК УЖЕ С ПОЛЯ УХОДИТЬ СОБРАЛИСЬ?

Кар: Да, приготовились!

    Весь обряд то справили, а по полю прокатались, силушки попросили?

Кар: А и то девоньки забыли. С 15 августа до 29 молодое бабье лето наступает, огородная работа ждет.

    Вот, вот косточки на жниве поломали, пора и силы у Землицы попросить!!

Паулина: А как это?

2. а вот так (садится на землю, остальные за ней, а потом ложатся и несколько раз переворачиваются, катаются)

1. Жнивка, Жнивка!! Отдай мою силку

2. на пест на молотило, на колотило!

3. на кривое веретено!

Каролина: (садятся все. Хватит теперь силушки в огородах урожай собрать и зимнюю работу на дворе справить. (выбегают парни с ведрами и поливают на женщин)

3 Ах, чтоб вам (отряхивается) соскакивает с земли.

Кар. – не ругася. Положено так-то. На будущий плодородный дождь стараются.

Михась становись со снопом вперед, за ним Василинка вставай.

А мы за вами. Пошли дружнее на боярский двор.

В. Ой вы спожинки дожинки

Слава нашей госпожинки

Славу славную поем

На господский двор идем.

(выодят боярин и боярина)

Кар: Здравствуй отец юлагодетель боярин

Здравствуй матушка госпожа боярыня. Сноп последний дожали

Во двор широкий принесли

Прими боярин сноп с покропом

(сноп передается, все друг другу кланяются)

Вас. А тебе матушка боярыня веночек завитой,

На богатство, на здоровье, на радость.

Боярин: Примите и вы от нас хлеб соль с нового урожая. (приходит по кругу все пробует хлеб) остатки хлеба она заворачивает в рушник)

Мирской хлеб из новой муки- святой хлеб, целебную силу имеет. От хвори лечит, красоту дает. На божнице до нового урожая хранить его буду. Так помните- нужда придет, на наш двор загляните, да кусочек попросите.

Боярин: а теперь отдыхайте!

До успенья все спетье убрать успели. Пора и хоровод заводить на белом божьем свете всему свой час.

ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ.

Кар. Ах девчушки пичушки

Не успели дожинки отгулять

Об осенних посиделках шепчетесь

9девч. Смущаются и убегают)

Каролина: и то, с успенья не успеешь жениха присмотреть, так зиму в девках просидишь. И чей сват нынче остальным покажет?!

А! (машет рукой) то другой праздник будет, а ныне дожинки празднуем.

Пошел колос на ниву,

На белую пшеницу

Уродится на лето

Рожь с овсом.

С дикушей

Со пшеницею

Из колосуосьмина

Из зерна коврига

Из полузерна пирог. Родися, родися

Место проведения: Зеленая роща

Время проведения: 11.00ч.

С 09.00ч. утра начинается трансляция праздника по звукоусиливающей аппаратуре и громкоговорителям, где дикторы приглашают всех желающих отдохнуть на лоне природы, развлечься под живую музыку.

С 10.00ч. начинается монтаж стоянок, двориков и юрт каждого сельского клуба и сельского Дома культуры района.

С 11.00ч. начинается официальное открытие народного праздника «С песней по жизни». Выступление официальных лиц.

По завершению выступления официальных лиц девушки в национальных костюмах преподносят хлеб-соль-мед официальным лицам.

Добро пожаловать на праздник песни народной!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по российским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

Исполняется башкирский танец в исполнении хореографического ансамбля «Озорная молодость» (рук. Р.Дейниченко)

На сцену под веселую народную русскую песню выходят двое ведущих в русских национальных костюмах.

Ведущий 1:

Добрый день, сударыни и сударушки!

Ведущий 2:

Добрый день, судари! Рады видеть нас на нашем празднике! А собрались мы здесь песни послушать, попеть, потанцевать, да и про песню узнать!

Ведущий 1:

В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
«Песня – душа народная».

Ведущий 2:

Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От
самого рождения и до самой смерти.

Выходит молодая девушка, с венком на голове и в национальном костюме.

Ведущий 2 :

Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?

Девушка /в русском костюме/:

Пролетали утки – уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней

Нашла, не удивилась…

Ведущий 1: Ну, а песня?

Девушка: С песней на Руси и родилась.

Выходит девочка с куклой на руках. Звучит «Колыбельная».

Ведущий 1:

Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай -
Ты заслушаешься, дружок.

Ведущий 2 :

Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу – всюду ему помогала песня. Дорогие наши зрители, гости! На сцене праздничной программы народный ансамбль русской и украинской песни «Кудерушки» с народной песней «Под окном широким».

Ведущий 1:

Я для песни душевной
Взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный
Темных струй послушал рокот.
Взял у осени – ненастье,

У весны — благоуханье,
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.

Ведущий 2:

Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой. Встречаем народный ансамбль украинской песни «Хуторок». (с рукоделием в руках)

Ведущий 1 :

Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим. На сцене праздничной программы народный башкирский ансамбль «Аманат».

Ведущий 2:

То уводишь хороводы в поле,

То сжигаешь в пляске ты себя!

Ты вовек созвучна русской доле,

Песня родниковая моя!

Вспомните: умирает ямщик в степи, раненый ли боец во чистом поле в последнюю минуту – их мысли обращены к родному дому, к батюшке и матушке. О жизни, о доле своей поет русский человек в песнях. Русская народная песня «Ой на горке калина». На сцене народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1 :

Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения – то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы былинами.

Ведущий 2:

А еще бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.

Ведущий 1 :

Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками! Встречаем народный татарский ансамбль «Энжелэр».
(Плясовая, частушки.)

Ведущий 2:

Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе, Про сердечную тоску.

Ведущий 1 :

И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое. Русская народный песня «Курочка». На сцене праздничной программа народный ансамбль русской песни «Сударушка».

Ведущий 2:

На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов. Хороводных песен знали много и одну из них мы сейчас услышим в исполнении народного ансамбля «Кудерушки». И всех гостей и зрителей мы просим присоединиться в наш чудесный хоровод!!!

(Звучит хороводная песня)

Ведущий 1 :

Кроме хороводных песен, были и хороводы-игры, в которых и пели и играли.

(Хороводная игра.)

Ведущий 2:

В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …?

/гармошки, балалайки/.

Ведущий 1 :

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!

Ведущий 2:

Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!

Ведущий 1:

Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню - кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас
один общий дом – Россия.

Ведущий 2 :

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
»Песня о России» – исполняет народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1: :

А теперь гости и ваш черед,
Кто частушки тут споет?
(Конкурс "Частушки веселушки")

Ведущий 2:

Наш веселый праздник дружно продолжаем.
Конкурс наш "А вам слабо?"
Вместе объявляем!

Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.
1.Кто расколет кулаком доску
2.Кто вперед выпьет молоко из бутылки и т.д.
По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".

Ведущий 1:

Молодцы наши мужички, постаралась да на славу! А сейчас шагаем дальше, плясунов мы выбираем!

Ведущий 2:

Всех танцоров приглашаем!

Ведущий 1:

Эй, гармошки, заиграйте

Ведущий 2:

Лучших плясунов праздника нашего выбирайте!

Идет конкурс плясунов под татарскую музыку.

Ведущий 1:

А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Читают по очереди ведущие:

Кадриль - старинный танец,

Любимый на Руси.

Через века, столетья

Танцуем теперь мы.

Умели наши деды

Душою отдохнуть:

И в поле поработать

И весело гульнуть.

Играй, гармонь веселая,

И балалайка пой,

Пройдись-ка, моя милая,

Я - следом за тобой.

«Какая пара славная!» -

Дивится весь народ.

«Вот удаль молодецкая

Красу свою ведет!»

Походочкою плавною

Манерно и легко

Танцует девка с парнем,

Соперницам назло…

Прошли года, столетья.

Не тот уже народ,

Но память он о предках

С любовью бережет.

И вот старинный танец,

Известный на Руси,

Через века, столетья

Танцуем теперь мы…

Танец «Кадриль».Исполняет хореографический ансамбль «Озорная молодость». Всех зазываем танцевать на поляне.

Ведущий 2:

У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах -

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины.

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России -

Столько во поле цветов.

Кто сложил её - не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова её простые

Душу трогают до слёз.

Сколько песен у России -

Столько в рощицах берёз.

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России -

Ведущий 1:

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет…

Разве за песни кто нас осудит?

Раз нету песен - и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Ведущий 2:

Русская пословица гласит: «Делу - время, потехе - час!».

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Главное действие на сцене закончилось. Далее идет концертная программа сольных вокалистов. Жюри оценивают стоянки, дворики. Идет подведение итогов. Завершение праздника.

План подготовки к проведению народного праздника

«С песней по жизни»

№п

Наименование работы

Сроки выполнения

Ответственные

Установка звукоусиливающей аппаратуры

08.06.2013г.

Сафин И.М.

Подготовка сценария праздника

01-05.06.2013г.

Ганиев Н.Р.

Хомякова М.А.

Подготовка сценария театрализованного представления

01-05.06.2013г.

Арсланова А.Т.

Репетиция музыкального блока и театрализованного представления

06-07.06.2013г.

Ломанец В.А.

Хомякова М.А.

Ганиев Н.Р.

Лынник И.П.

Арсланова А.Т.

Дейниченко Р.Х.

Монтаж/демонтаж конструкций сцены

06-07.06.2013г.

Османов М.А.

Подготовка, пошив и ремонт костюмов

01-07.06.2013г.

Карпова Н.Ф.

Перевозка участников художественной самодеятельности

06-08.06.2013г.

Шарафутдинов Р.З.

Художественный руководитель – С.Тупицо