Профессии на телевидении список. Журналистские профессии на телевидении

Профессии на телевидении список. Журналистские профессии на телевидении
Профессии на телевидении список. Журналистские профессии на телевидении

ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФЕССИИ

НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Редактор (продюсер) – организатор творческого процесса

Телерепортер

Комментатор и обозреватель

Интервьюер, шоумен, модератор

Ведущий новостей

Критерии оценки журналистской работы

В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». С течением времени более точно определились основные «амплуа», в которых журналист предстает перед телезрителями. Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.

1. Телерепортер (корреспондент).

2. Комментатор.

3. Обозреватель.

4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).

5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).

6. Ведущий ток-шоу.

7. Ведущий информационной программы (в США бытует термин «анкормэн», что означает «человек-якорь», или словосочетание «ньюз презентер» – «представляющий новости»; иногда используют образное выражение «человек, делающий погоду», но всегда решительно отделяют данного специалиста от комментатора, репортера и т.п.).

Практика отечественного телеэкрана не всегда дает возможность увидеть какое-либо из перечисленных «амплуа» в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста «переключения» на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского телеканала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала. Важно лишь, чтобы в каждый из моментов передачи выдерживались законы жанра, например интервьюирование не смешивалось бы с комментированием (а такой недостаток присущ в том же московском канале нескольким ведущим на протяжении многих лет. Да и в других программах случается, что интервьюер говорит значительно больше, чем его собеседник, считает себя обязанным высказаться по каждому поводу, заявить о себе и своих мыслях).

Молодой журналист рано или поздно определяет для себя некие рамки профессиональных возможностей, т. е. старается делать то, что лучше удается. С возрастом амплуа журналиста может измениться, но пределы изменений все же существуют: это психофизиологические особенности организма, которые не следует игнорировать. Один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на международные темы вдруг оказывается беспомощным, взявшись вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседниками на поле или на стадионе репортер часто не выдерживает студийного монолога, крупный план угнетает его, за столом, в кресле он выглядит неестественно, неорганично.

Даже в театре понятие ампл уа связано не только с внешними данными и психофизиологическими особенностями актера. Теоретики театра подчеркивают, что важен синтез физических, моральных, интеллектуальных и социальных черт. Не учитывать этого нельзя и в журналистике. Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком, а отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора-аналитика или неловок в ток-шоу. Таких примеров, к сожалению, достаточно: никто не помогает журналистам «найти себя», свое амплуа, свой осознанно формируемый экранный имидж. Сказывается нехватка режиссеров, которые были бы заинтересованы в такой работе с экранными персонажами – журналистами.

Знаменитый Уолтер Кронкайт, чья внешность вселяла успокоение и чувство надежности в американскую телеаудиторию 60–70-х годов, был допущен к пульту ведущего информационной программы Си-би-эс лишь после многолетней работы в качестве корреспондента. Ставка на молодых ведущих в США не оправдала себя: американцы склонны больше доверять в политическом анализе и отборе новостей мужчинам среднего возраста. Размышляя о своих преемниках, Кронкайт с некоторой горечью писал: «Много молодых людей из тех, что раньше шли на сцену или снимались в кино, теперь приходят на телевидение. Это красивые люди, которые хотят быть «звездами», но они мало заинтересованы в журналистике. Их гораздо больше интересуют деньги, слава, популярность. Они проходят обучение в «коммюникейшн скулз», которое не приносит особой пользы, так как никто не учит там молодых людей, как надо писать. А без этого невозможно стать хорошим журналистом». Среди студентов в России тоже распространено мнение: на телевидении необязательно уметь писать. Глубочайшее заблуждение! Обилие мало что умеющих людей на телевидении России в начале 90-х годов было связано со сменой политических структур и с уходом профессиональных, но политически неуместных в новой обстановке журналистов и режиссеров.

В романе Артура Хейли «Вечерние новости» упоминается, что молодым людям с дипломом журналиста на американских телестанциях предлагается поначалу черновая работа, вроде просмотра местной прессы и сбора материала для штатных репортеров. О самостоятельных репортажах они только мечтают, такая работа достается не всем и не сразу. Это объясняется высокими профессиональными стандартами, выработавшимися в условиях конкуренции телестанций и сетей. Рядовой американский телекорреспондент в конце 80-х годов зарабатывал около 100 тысяч долларов в год (в 7–8 раз больше среднестатистического американца), ведущие общенациональных сетей – до трех миллионов долларов в год.

Восхождение будущей телезвезды начинается, как правило, на небольшой провинциальной телестанции, затем следует переезд в более крупный город, и уже потом замеченный талант получает приглашение на общенациональную сеть. Вообще американское общество более мобильно хотя бы из-за отсутствия системы прописки и «квартирного вопроса», это обеспечивает приток лучших сил из провинции, чего так не хватает российским центральным учреждениям. Путь из американской глубинки к вершинам популярности прошли Питер Дженнингс, Дэн Разер, Том Брокау, Фил Донахью. В США репортер, интервьюер, комментатор так и именуется – «талант», без всякой иронии, поскольку талант является непременным профессиональным качеством человека, претендующего на регулярное присутствие в миллионах домов. На «таланта» работают остальные участники сбора новостей, так как от него зависят рейтинг программы и доход станции. Способность работать в коллективе – необходимое качество тележурналиста, оно неизменно присутствует в списке обязательных профессиональных качеств во всех пособиях по тележурналистике. Приведем один из таких списков полностью:

«Кроме физических данных – хорошей внешности, приятного голоса и правильного произношения – диктору-журналисту нужны: широкое образование, знание жизни и людей; ум и находчивость; чувство юмора; терпение; воображение; энтузиазм; скромность, основанная на вере в себя; способность работать в коллективе». Авторы пособий единодушны в том, что большинство этих качеств – суть самой личности: либо они есть, либо их нет. Однако и то, что дано природой, необходимо развивать в течение всей профессиональной журналистской жизни.

в начало

РЕДАКТОР (ПРОДЮСЕР) ОРГАНИЗАТОР

ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В коллективном телевизионном творчестве очень важно, чтобы все его участники разделяли основные принципы общего дела. И главная роль в достижении такого понимания принадлежит продюсерам и редакторам. Эти люди, как правило, не работают в кадре. Разделение труда между занимающими эти должности специалистами в России только складывается, и потому мы ограничимся следующим напоминанием: продюсер, в отличие от редактора, отвечает и за финансовую сторону подготовки программ. В остальном их функции близки. Встречающиеся в титрах «креативный продюсер» означает творческий, «исполнительный продюсер» – организатор съемок, монтажа.

Мастерству литературного редактора посвящен на факультетах журналистики особый курс. Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов – исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики. Редактирование выпуска новостей радикальным образом отличается от работы редактора в передаче «журнального» типа, выходящей, например, раз в месяц; редактор телефильма работает совсем не так, как его коллега, отвечающий за организацию ток-шоу. Но в любом случае литературный работник телевидения имеет дело не только со словом, но и с экраном, а потому в первую очередь заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. Об этой стороне дела не всегда задумываются приходящие на ТВ журналисты-газетчики, а потому их передачи зачастую скучны, не вызывают эмоциональной реакции зрителей, хотя газетчик часто лучше разбирается в рассматриваемой на экране проблеме, чем его коллега с телевидения. Поэтому в практике наиболее удачным получается содружество двух людей: один знает проблему, другой – специфику телевидения. Эти двое – автор и режиссер (например, А. Стреляный и М. Голдовская в упоминавшемся здесь фильме «Архангельский мужик») или автор и редактор.

Деликатные проблемы, не имеющие аналогов в печатной журналистике, возникают перед редактором телевидения при подборе и приглашении участников передачи. Если для газетчика при выборе собеседника для интервью решающее значение имеет лишь компетентность данного человека, специалиста в той или иной сфере деятельности или очевидца исторических событий, то для участия в телепередаче этого недостаточно. В передаче участвует сам человек, а не только информация, которой он владеет. Значит, надо редактору иметь представление о внешности предполагаемого собеседника (в ней всегда отражается его духовный облик); надо быть уверенным, что не возникнут препятствия для эффективного изложения мыслей, связанные с физическими недостатками собеседника (заикание, потеря голоса от волнения и т. п.). Опасно поэтому договариваться с будущим собеседником по телефону – явившись прямо к часу эфира в студию, он может невольно преподнести редактору такие сюрпризы, которые поставят под вопрос само проведение передачи. Лучше всего провести предварительную встречу – для того чтобы условиться о содержании эфирной беседы, а заодно посмотреть на человека и тактично дать некоторые советы в отношении его одежды, для дам – косметики и украшений. Можно, например, напомнить, что замысловатая брошь или тяжелые серьги отвлекут внимание зрителей от содержания беседы, голубое платье в эфире может «пропасть» (если в студии используется техника «блюбокс» – замещение голубого фона каким-либо изображением). Разумеется, если предполагается приглашение нескольких десятков людей, то предварительная встреча с каждым (или общая встреча заранее) проблематична – и тут остается положиться на волю обстоятельств; среди массы людей почти всегда найдется несколько интересных персонажей. Впрочем, опытный редактор может и «внедрить» в толпу несколько заведомо надежных, способных к оригинальным суждениям и живой реакции знакомых людей, и это будут не фальшивые «подсадные утки», а инициаторы раскованного, неформального, содержательного общения в студии.

Редакторы-исследователи, старшие и младшие продюсеры составляют непременную «свиту» всякой более или менее заметной западной «телезвезды». Их подготовительная работа обеспечивает успех передачи, которая всегда готовится слаженной «командой». На просторах наших независимых государств еще предстоит овладеть таким стилем работы. Для отечественных журналистов подчас предпочтительнее демонстрация личной независимости от чего бы то ни было, в том числе и от коллег, а порой и от здравого смысла. В результате «звезды» выходят в эфир неподготовленными и порой буквально «тонут» на глазах зрителя. В качестве примера приведем реплику ведущей программы «Добрый вечер, Москва!» (май 1992 г.) в беседе о последних днях царской семьи. Услышав от приглашенной в студию итальянской писательницы фамилию цареубийцы (Юровский), журналистка оживилась: «А, Юровский! Да, знаю, говорят, он преподает в университете и даже появляется у нас на телевидении».

Готовя передачу о расстреле семьи Николая II, продюсер или редактор мог бы снабдить «звезду» соответствующим досье – ведь опубликовано достаточно материалов о судьбе всех причастных к этой трагедии лиц. Интервьюеры встречались, в частности, с вице-адмиралом в отставке А. Я. Юровским в его квартире на Охте (один из районов Санкт-Петербурга), и он рассказывал о своем отце, давно отправившемся вслед за убитым им царем. Разумеется, будь ведущая посообразительней, она бы и сама поняла, что нельзя стрелять в 1918-м и преподавать в 1992-м.

В результате недостаточной культуры подготовки и редактирования телепередачи в эфир идет не всегда достоверная информация, что подрывает авторитет телевидения.

Редактор (продюсер) высокого уровня, занимающий руководящую должность в телевизионной иерархии, продумывает стратегию вещания; обеспечивает сбалансированность позиции телевидения, занимаемой по важнейшим и достаточно спорным общественным вопросам. От редактора такого уровня зависит и организация сбора информации, работы многочисленных репортеров, которые должны чувствовать постоянную поддержку своей телекомпании, работая подчас во фронтовых условиях, иногда в самом прямом смысле этих слов. И здесь вполне уместно привести фрагмент статьи из газеты «Известия».

«Увы, эсэнгешные репортеры в зоне боевых действий по сравнению со своими коллегами, работающими на западные компании и агентства, представляют собой довольно жалкое зрелище. Зажатые тисками скудного командировочного бюджета, с примитивной техникой, а то и вовсе без нее, они проигрывают своим благополучным собратьям по всем статьям. Как это ни печально, о том, что творится в близком нам Нагорном Карабахе, за рубежом знают гораздо лучше нас. Пока отечественное телевидение передает мнения посольств Азербайджана и Армении в Москве, да не слишком свежие репортажи, полученные от бакинских и ереванских журналистов, человек, включивший телевизор в США или в любой европейской стране, видит события, произошедшие в нашей «горячей точке» всего несколько часов тому назад. Постоянные бригады зарубежных редакций действуют по обе стороны фронта. Их сотрудники, как правило, в бронежилетах, застрахованные на крупные суммы, совершенно не стесненные в средствах, при помощи спутниковых антенн по несколько раз в день перегоняют заказчикам самые свежие новости. Они всегда готовы щедро платить за любые сведения, за помощь. Как хвастались представители одной телекомпании, им за порядочную сумму ради эффектных кадров удалось даже «купить» залп установок «Град».

Итак, телевизионный редактор – это не только литературный работник, но прежде всего организатор «добычи» и оформления экранной «картинки» – визуальной информации во всем ее разнообразии. И если сообщения ИТАР-ТАСС в «Вестях» на протяжении месяца сопровождаются одними и теми же кадрами (например, схватка на крыше автобуса в Тбилиси была до тонкости изучена за месяц всеми телезрителями), это свидетельствует о слабости именно редакторской службы на телевидении, об ориентированности вчерашних газетчиков на слово, а не на изображение. Если новости подкрепляются заведомо старыми кадрами, значит, телесообщение «раздокументируется». Совершенно недопустимо, чтобы сводки новостей (в «видеообзорах») походили на монтаж старой кинохроники. Редактор, подменяющий факт не имеющим даты образом, просто «подходящей картинкой», не понимает истинной специфики телевизионной журналистики.

Редактор новостей наделен большими правами по отношению к репортерам. Он может потребовать от репортера сократить материал или изменить его компоновку; редактор, наконец, может и вовсе не выпустить репортерскую работу в эфир.

в начало

ТЕЛЕРЕПОРТЕР

Обзор журналистских экранных профессий мы начинаем с профессии репортера, как самой массовой, самой многогранной, наиболее органичной для раскрытия способностей молодого журналиста. Профессия репортера (корреспондента) имеет множество разновидностей: репортер может специализироваться как «по горизонтали» – в определенной сфере человеческой деятельности (новости науки или медицины, уголовная хроника, политика, экология и пр.), так и «по вертикали» (все новости одного региона). Есть репортеры-универсалы, чья работа соответствует престижной газетной должности «специальный корреспондент» (в США таких называют «генералист»). Некоторые небогатые телекомпании предпочитают их узким специалистам. Такой репортер должен уметь применять наиболее общие принципы беспристрастного исследования к любому предмету. Генералист, который знает об этом предмете ненамного больше, чем аудитория, может сделать репортаж более простым и доступным, чем эксперт. Кроме того, всегда есть опасения, что репортер-специалист будет пристрастен в невольном отстаивании того, что ему кажется истиной. К тому же генералистов можно использовать гораздо интенсивнее, чем специалиста, не имеющего своей ежедневной рубрики в новостях. Большинство репортеров во всем мире работают в службах оперативной телеинформации, но есть и такие, что заняты тщательными и довольно длительными телерасследованиями. Некоторые связали свою судьбу с определенной рубрикой культурно-просветительного толка, с тележурналом. Можно привести в качестве примера российские программы «До и после полуночи», «Под знаком пи» и другие, где известный ведущий опирается на группу профессионалов-репортеров, которые, собственно, и делают всю внестудийную часть передачи, придавая ей своеобразие каждый своим личным стилем.

Репортерская работа – это проникновение телевидения в реальную жизнь. Без репортерства тележурналистика свелась бы к показу «говорящих голов» в студии. Репортер – беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам: 1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое; 2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем, и, наконец, 3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.

Выполнение первой части задачи зависит и от самого репортера, и от сложившейся в данной телеорганизации системы работы. Система основана, как правило, на тщательном планировании событий, о которых что-либо можно узнать заранее (тогда репортерская группа прибывает на место заблаговременно), и оперативном реагировании на внезапно возникающие обстоятельства. Так или иначе, события можно планировать: метеосводка, к примеру, подскажет, в каком направлении движется ураган или где ожидать лесных пожаров; спецсвязь, установленная в репортерской машине или вертолете и настроенная на волну милиции, скорой помощи и пожарных, позволит не пропустить городские происшествия и т.д.

Оперативность репортера зависит и от его находчивости, и от имеющейся в его распоряжении техники, и от слаженности работы группы. «Однажды зимним днем съемочная группа сент-луисской телестанции, возвращаясь с задания, застревает в дорожной пробке на заснеженной скользкой дороге. Она везет два видеосюжета для шестичасового выпуска новостей, а уже 15.30. Ясно, что добраться до телецентра в срок не успеть. Съемочная группа быстро выходит из положения: ПТС съезжает на обочину, видеоинженер поднимает на крыше антенну, а репортер связывается с редакцией по системе мобильной связи. За несколько минут видеосюжеты переданы на станцию, несмотря на сильный буран. Одновременно репортер по радиосвязи передает указания относительно монтажа. Редактор быстро приводит материал в надлежащий вид. На все уходит 20 минут. Более того, застрявшая съемочная группа решает использовать свое положение на благо информации: в конце концов пурга – тоже важное событие дня. Прямой репортаж из дорожной пробки идеально ложится в раздел о погоде и состоянии дорожного движения». Это эпизоды из книги И. Фэнга (США, 1985).

Помимо общередакционного планирования новостей каждый репортер имеет свои источники «опережающей» информации: о готовящихся событиях, о том, что интересного происходит в различных сферах жизни. Просмотр больших и малых газет, прослушивание радио также позволяют журналисту постоянно быть в курсе происходящего и в случае необходимости быстро оказаться на месте события.

Следует учесть, что, по крайней мере, половина всех новостных сюжетов любой телестанции мира не относится к сверхоперативным новостям (так, сюжет о новой научной разработке или об уличных ресторанчиках в экзотическом уголке планеты может быть снят и выдан в эфир без лишней спешки). Часто используется формальный «событийный повод». Пример: «Сегодня пермская фабрика Гознака печатает почтовые конверты с новой символикой» – хотя она их печатает, может быть, уже в течение месяца.

Выезжая на съемку, репортер в мыслях уже видит в общих чертах будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Закономерности связаны с ограничениями по времени: если планируется 20-секундный сюжет, то придется ограничиться самым общим представлением о событии; в наиболее распространенном, 60–75-секундном, уже надо заботиться о композиции и элементах драматургии. «Каждый информационный сюжет должен иметь четкую структуру и конфликт, проблему и ее разрешение, развитие и свертывание действия, т. е. начало, середину и конец», – пишет продюсер вечерних новостей Эн-би-си Ройвен Франк, практически следуя правилам Аристотеля, которые считаются архаичными для театрального авангарда, но оказались вполне уместными в теледокументалистике. Авторы и российских и зарубежных пособий по тележурналистике с редким единодушием советуют репортерам (если речь не идет о съемках пожара) провести на объекте предварительную разведку, познакомиться заранее с участниками предполагаемого события, наметить план съемок и кандидатуры собеседников для интервью, продумать вопросы к ним, общий сценарный «ход» репортажа, все «повороты» и «изюминки». Репортеры отечественного телевидения почти столь же единодушно считают это «выдумкой теоретиков» и являются на съемку сразу с группой. Результат – шаблонно снятый материал, но не это самое огорчительное. Таким методом работы репортер ставит преграду на пути развития собственной личности. Он уже не станет исследователем, автором фильмов, не имея навыка искать суть за внешними проявлениями. Как в газете есть люди, для которых немыслимо написать очерк (вся жизнь прошла в отделе информации), так и на телевидении есть репортеры, которые теряются, если ведущий информационной программы спрашивает их о чем-либо оставшемся за рамками кадра; выясняется, что такой журналист ничего на объекте съемки не узнал и не понял. Для сложных форм репортажного телевидения (прямой эфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальная подготовка, но и вообще иной профессиональный уровень, нежели умение все делать «с колес». Известны случаи, когда репортеру приходилось в силу обстоятельств держаться в прямом эфире по 20–30 минут вместо запланированных двух–трех, и только личностные интеллектуальные ресурсы и солидная подготовка, знание материала помогали избежать провала.

Свое понимание, видение будущих событий и желаемого их отображения репортер должен еще до съемок передать оператору. С одного и того же объекта два оператора могут привезти совершенно разные кадры. Поэтому так важны для репортера знание возможностей камеры и полное взаимопонимание с оператором, владеющим средствами экранной выразительности. Более подробно эта проблема рассмотрена в соответствующем разделе данного учебника, но применительно к информационным сюжетам, создаваемым без участия режиссера, она порой приобретает решающее значение.

Во имя чего снимается материал, какова задача показа, внутренняя позиция репортера по отношению к происходящему? Для кого предназначается репортаж? Требование объективности вовсе не означает отказа от каких-либо эмоций. Вот, к примеру, два репортажа с московского автосалона 1992 г. Российский репортер придает значение техническим новинкам автомобилей, и камера оператора фиксирует детали оформления салона, бортовые компьютеры, убирающиеся фары и т.п. А для оператора британской Ай-ти-эн все это не является новостью, и он под текст репортера (что с открытием салона слегка запоздали, как и со многим в России, поскольку предыдущий автосалон проходил 80 лет назад) снимает жанровые сценки перед открытием, уделяя больше внимания посетителям, чем машинам, поскольку, по словам репортера, для покупки такого автомобиля любому из этих людей пришлось бы потратить заработок всей жизни. Тем не менее, бронированный «Мерседес» нашел покупателя уже в первый день (его купили для Р. Хасбулатова). Вот почему оператор более подробно обратился к показу данной конкретной машины.

В новостях Си-эн-эн мы видим встречу американских военнослужащих со своими семьями после завершения одной из операций ООН на Ближнем Востоке. Выбраны самые трогательные моменты: двое близнецов повисли на шее папы; семья с собачкой, радостно приветствующей хозяина; длинноногая молодая женщина, взбирающаяся по приставной лестнице в кабину истребителя, чтобы обнять пилота. Определенная искусственность последней ситуации заставляет предположить репортерскую работу по «организации кадра» – красивого кадра, каких немало едва ли не в каждом репортаже телекомпании мирового уровня. О том, как такие кадры делаются, рассказывает Р. Тиррелл в учебном пособии, рассматривая действия репортера-оператора на самом простом задании: снять выставку цветов без интервью. Такая работа выполняется на Западе одним человеком, владеющим как камерой, так и пером, и еще умением организовать материал (такая организация, подчеркивается во всех пособиях, не должна переступать этических границ, за которыми оператора можно было бы обвинить в инсценировке и фальсификации).

Итак, репортер-оператор на задании. «Если он снимает выставку цветов, едва ли его начальство удовлетворится несколькими красивыми кадрами... Возможно, ожидается визит туда какого-нибудь общественного деятеля или какой-либо знаменитости, или на выставку могут ринуться целые толпы людей, и на близлежащей улице создастся автомобильная пробка, которая сама станет событием... Время, потраченное на «разведку», дает свои плоды. Надо постараться приехать на место съемки пораньше, чтобы оглядеться... Если речь пойдет о новом сорте роз, оператор должен отыскать способ драматизировать эту тему, выделить эти цветы из массы других на выставке. Когда этот куст привезут, где он будет размещен, как и кто за ним ухаживает? Есть ли меры предосторожности? Но вот оператор узнал, что розы доставят специальной машиной к черному ходу. Эта сцена может получиться вялой и неинтересной или, напротив, с неким ореолом таинственности. Оператор все-таки решает снять ее, но планирует подготовить и другой вариант начала на тот случай, если эта идея не сработает. Машину с розовым кустом встречает у дверей группа представителей выставочного комитета, а также охранники в униформе. По просьбе оператора посыльный вносит куст два-три раза: дубли одной и той же сцены, снятой под разными углами, позволят монтажеру подготовить четко выстроенный видеоряд...» Далее на протяжении двух страниц автор американского пособия описывает, сколько хлопот у репортера-оператора на этом простейшем задании: найти красивую девушку, чтобы снять ее рядом с розой, побрызгать на цветы водой – тогда задняя подсветка заиграет в каплях; и еще успокоить селекционера, который волнуется по поводу воздействия осветительных приборов на его цветок, и объяснить людям из толпы, что надо смотреть не в камеру, а на экспонаты...

Тележурналист - одна из наиболее ярких профессий на телевидении. Он всегда в кадре, он всегда в центре самых интересных событий, он всегда идет по "лезвию ножа"; его образ иногда "спорит" с образом известнейших актеров по популярности. Миллионы телезрителей застывают у телеэкранов в ожидании информационной программы, чтобы утолить свой информационный "голод", об этой профессии можно говорить много, с другой стороны - это самая известная профессия на телевидении, и не секрет, что талантливых журналистов всегда не хватает на любом телеканале.Следующая по популярности профессия - профессия телеведущего. Телеведущий, как принято говорить на телевидении, является лицом программы. Все, от мала до велика, ждут, когда же "придет" в дом долгожданный гость. Дети ждут очередную "тетю" с мультфильмами или Туту Ларсен с музыкой, родители Леонида Якубовича с "Полем чудес" или Александра Маслякова с "КВН"; и этот перечень практически бесконечен. У всех и каждого из нас есть свой любимый и нелюбимый ведущий, которому мы доверяем или не доверяем, но равнодушным, как правило, никто не остается. Нравится или не нравится Ксения Собчак или Сергей Зверев, дискуссия на эти темы плавно переходит на страницы газет и журналов, продолжая будоражить умы сограждан. Жизнь телеведущего в эфире недолгая, но очень яркая. И чтобы найти такую яркую звезду телеканалы проводят бесконечные кастинги и просмотры, тщательно отслеживая и отбирая новые образы.Для того чтобы подготовить "поле" для работы журналиста и телеведущего на телевидении существует профессия редактора телепрограмм. Редактор телепрограмм - это профессия, скрытая от глаз телезрителей. Работа редактора начинается задолго до того, как программа выйдет в эфир. Это работа над выбором темы, героя программы, практическое участие в работе над сценарием, творческим замыслом, - и это далеко не все грани работы редактора. Далее следует участие в организации и проведении съемок, участие в монтаже и озвучании, в сдаче программы. И даже после выхода программы не заканчивается работа редактора. Он первым начинает работу над программой и последний ее заканчивает, сдавая монтажные листы, то есть описание программы в архив. По неписаному закону, редактор является самым умным человеком на телевидении, он знает все о теме программы, ее героях, о событиях и людях, обо всех "подводных" и "надводных" камнях сюжета, истории, о конфликтах и противоречиях, обо всех сплетнях и домыслах. И, конечно же, о хорошем редакторе мечтает любая телекомпания.Одна из интереснейших профессий - это профессия телевизионного режиссера . Режиссер телевизионных программ - одна из самых сложных и интересных профессий на телевидении. Прямой эфир информационной программы и постановка телевизионного спектакля, прямая трансляция с чемпионата мира по футболу и вручение премии "Оскар", запись программы "Песня года" и работа над реалити-шоу, - вот только небольшой экскурс в работу режиссера. В отличие от работы кинорежиссера, работа режиссера на телевидении более многогранна, это и постановочные работы с актерами и не актерами, прямые трансляции и запись, и, конечно же, монтаж и озвучание.Рядом с телережиссером его "вечный друг" и спутник телеоператор. Телеоператор - одна из интереснейших профессий на телевидении, она соединяет в себе человека творческого и технического. С одной стороны телеоператор должен владеть законами композиции, цвета и света, а с другой необходимо отличное знание и владение современнейшей цифровой техникой и оптикой. И не для кого, не секрет, что хороший, грамотный телеоператор желанный гость на любом телеканал.После того как материал снят, он попадает в руки режиссера монтажа телепрограмм. Режиссер монтажа телепрограмм - одна из наиболее необходимых и востребованных профессий на телевидении. "Монтажер" - так наиболее часто называют эту профессию на телевидении. Монтажер должен быть наиболее близок по духу и режиссеру, и журналисту, и редактору. Он должен обладать массой достоинств: великолепно знать компьютерную технику, новейшее программное обеспечение, быть в курсе огромного количества монтажных решений, знать историю кино и телевидения, теорию режиссуры и монтажа, обладать чувством темпа и ритма. И это только то, немногое что несет в себе монтажер. Он монтирует не только те программы, которые выходят в эфир в записи, но и те программы, которые выходят в прямом эфире, где нет права на ошибку. Работа над выпуском информационных программ - это ежедневная работа в прямом эфире с несколькими источниками изображения, требующая от монтажера большой отдачи и профессионализма. Грамотный монтажер - находка для любого телеканала и продюсерского производящего центра. Сегодня, практически все телеканалы испытывают настоящий "голод" в хороших монтажерах.Так же нельзя забывать и о звуке, а соответственно и о профессии звукорежиссера. Все, что слышит зритель, он слышит ушами звукорежиссера. Это и проникновенный голос ведущего в кадре, и звучание симфонического оркестра, рок-концерт и запись телеспектакля.Использование одного микрофона и десятка разных микрофонов, огромные микшерские пульты и самые современные компьютерные технологии в обработке и записи звука - это всё то, что должен знать и уметь звукорежиссер. И если звукорежиссер этим владеет, телеканалы с большим удовольствием заберут его к себе на высокооплачиваемую работу.Еще одна профессия, связанная со звуком, точнее с музыкой - профессия музыкального редактора. Музыкальный редактор - самая музыкальная профессия на телевидении. "Там, где кончается слово, начинается музыка"- так должен звучать основной лозунг музыкального редактора. Музыкальный редактор не только должен знать музыкальную культуру, но и основы монтажа, звукорежиссуры и телевизионной режиссуры. Он должен понимать, как можно создать определенную атмосферу и настроение, создать единство музыки и изображения. К хорошим музыкальным редакторам режиссеры выстраиваются в очередь.Для того, что бы телеведущие, тележурналисты, гости в студии предстали во всей красе перед зрителем, существует профессия гримера. Художник-гример телепрограмм - одна из самых красивых профессий на телевидении. Ведь не секрет, что ни один телеведущий, даже молодого возраста, никогда не появится в кадре без грима. Да сейчас и гости в студии стараются не появляться в кадре без грима. А в холле одной из ведущих телекомпаний Америки до сих пор висит лозунг " У нас гримируется даже президент". Такую важность грим приобрел не случайно. Если в кино и театре гримируются актеры, то на телевидении огромное количество гостей. И если актеры и певцы привычно гримируются, то заставить загримироваться члена правительства или академика было не просто, но красота победила! Поэтому гриму уделяется огромное внимание.

«У богатых людей - большая библиотека.

У бедных людей - большой телевизор.»

Дэн Кеннеди

ДЕТЯМ О ПРОФЕССИЯХ. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ

О ЛЮДЯХ РАБОТАЮЩИХ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. КТО РАБОТАЕТ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ?

Ребята! Знаете ли вы, кто делает телевизионные передачи? Я вам расскажу.

Во-первых, для любой передачи нужен автор-сцена­рист . Он сочиняет сюжет, ищет героев, продумывает, что они будут делать, в какой обстановке происходит действие.

Готовый сюжет автор-сценарист показывает режис­серу. Режиссер-постановщик - главное лицо теле­передачи. Вместе с автором он обсуждает сюжет. Ре­жиссер подбирает подходящих артистов, распределяет роли. Каждый актер получает текст роли и указания режиссера.

Послушайте стихотворение.

Моя роль

Хоть я маленький пока,

Дали роль мне старика.

А ведь я совсем иной

Беззаботный, озорной,

Прыгать, бегать я привык,

Ну какой же я старик?

Чтобы лучше роль сыграть,

Стал за дедом наблюдать:

Ходит дедушка, кряхтит,

Опирается на палку,

У него усталый вид.

Мне дедулю очень жалко!

Стал и я ходить, сгибаться

И на палку опираться.

Стал ворчать я на домашних,

Будто в доме самый старший.

Стал я охать: «Ой-ой-ой,

Чувствую в коленке боль».

Все спросили: «Что с тобой?»

Я войти пытаюсь в роль!

Если действие происходит в студии, необходимы декорации. Их создают художники-декораторы.

Осветители налаживают световой режим, а звуко­операторы - звук. Среди сотрудников телевидения немалую роль играют гримеры. Это художники, ко­торые с помощью красок, кремов, специальной кос­метики, накладных волос меняют облик человека, придают ему те черты, которые нужны режиссеру-по­становщику.

Однако актера нужно еще и одеть соответственно его роли. Этим занимаются художники по костюмам и костюмеры, которые следят за одеждой, ее состояни­ем. Швеи шьют одежду, подбирают ткани.

Наконец, огромную роль в создании телепередачи играют оператор ы. Они снимают на камеру происхо­дящее действие. Музыку к телепередачам пишут ком­позитор ы, слова песен - поэт ы.

Кого из работников телевидения мы забыли? Верно! Ведущего . Это специалист, который ведет программу из студии или с места событий.

Профессия телеведущий

Лекторий "Тактики и практики" с участием легендарного ведущего программ "Спокойной ночи, малыши!" и "С добрым утром, малыши!" Хрюшей

Профессия Телеведущий - лекция


Телевизионная студия - это звукоизолированное помещение. Площадь студии может колебаться от не­скольких десятков до тысячи метров! Стены и потол­ки там покрыты звукопоглощающими материалами.

В студии есть система освещения. Для отвода тепла, которое выделяется осветительными приборами, сту­дию оборудуют вентиляцией и кондиционерами.


Ответьте на вопросы

Каких специалистов, работающих на телевидении, вы зна­ете?

Кто продумывает и пишет сюжет телепередачи?

Кто исполняет роли?

Кто налаживает свет?

Кто занимается звукозаписью?

Кто гримирует актеров?

Кто их одевает?

Кто снимает передачу?

Кто ее ведет?

Кто создает декорации?

Кто сочиняет музыку к передаче?

Кто сочиняет слова песен?

Как выглядит телевизионная студия?

Послушайте сказку.

В гримёрной


В телевизионной гримерной работают гримеры. У них есть специальные кисточки, грим, накладные усы, бороды, волосы, особый клей и другие интересные предметы.

Каждого артиста сажают перед большим зеркалом, и гри­мер берется за работу. Из молодого человека он может сде­лать пожилого с морщинами и седыми волосами. А пожилого, наоборот, «омолодить» специальным гримом.

Анастасия Ивановна - очень опытный, умелый гример - как-то принялась гримировать молодую, но уже знаменитую актрису, восходящую звезду. Ее звали Ольгой. Знаменитая-то она знаменитая, но воспитана совсем плохо! Девушка все время делала гримеру замечания: то здесь не так, то щеки не очень розовые, то губы бледные. Анастасия Ивановна старалась, как могла, но угодить актрисе у нее не получалось. Наконец та рез­ко вскочила со стула, нагрубила и убежала на съемку

Когда актриса пробегала по коридору, ее лица коснулась крылом волшебная бабочка. Краски сразу поблекли и осыпа лись с лица, накладная коса растрепалась, ресницы слиплись и в съемочный павильон вошла не юная красавица, а настоящая Баба Яга!

Оленька! Что с тобой? - удивился оператор. - Ты за­болела? Тебе плохо?

Да, мне плохо! Старуха гримерша меня довела! Тут Оля разревелась и стала выглядеть еще хуже.

Старушка гримерша, Анастасия Ивановна, - самая опытная и умелая гримерша. Она не могла так тебя загримировать! - за­метил режиссер. - Здесь что-то не так! - сказал он.

Когда я бежала по коридору, моего лица кто-то коснул­ся, - вспомнила Оля.

Ну тогда все понятно. Ты обидела Анастасию Ивановну, и волшебная бабочка, ее любимица, заступилась за нее. Се­годня сниматься ты не будешь, - сказал режиссер. - Иди и извинись перед гримером.

Оля так и сделала. Анастасия Ивановна простила Олю. Ведь она была добрая и не злопамятная, как все талантливые люди. Она нанесла актрисе новый грим, та стала писаной красавицей и поспешила на съемку. А волшебная бабочка сложила кры­лышки и уселась на цветок фиалки, которая росла в горшочке на окне. Так она стала совсем незаметной.

Спасибо, маленькая подруга! - поблагодарила ее Анаста­сия Ивановна. - Ты защитила меня своим волшебным крылом.


Главный фактор успеха в профессии телеведущего

Ответьте на вопросы

Кто работает в гримерной?

Чем пользуются гримеры?

Как звали самого опытного гримера?

Кого она стала гримировать?

Как была воспитана молодая актриса?

Кто коснулся ее лица крылом?

Что с ним случилось?

Что сказали оператор и режиссер?

Хотелось ли Оле просить прощения у Анастасии Ивановны?

Простила ли ее гример?

Кого она поблагодарила за помощь?

Где спряталась волшебная бабочка?

Высшая Школа Телевидения «Останкино» - лидер в сфере подготовки кадров для телевидения и радио.
Преподаватели будущих телеведущих, тележурналистов, актеров, режиссеров являются действующими профессионалами на телевидении и в медиа-журналистике. Также в школе преподают заслуженные деятели культуры и искусства: Александр Политковский, Татьяна Пушкина, Евгений Гинзбург, Дмитрий Крылов, Лев Новожженов, Алексей Лысенков, Александр Журавский, Алексей Якубов, Юлианна Шахова, Елена Борзова, Дарья Червоненко.
Учащиеся имеют возможность пользоваться профессиональной аудио- и видеотехникой, все студии оснащены необходимым современным оборудованием.
Выпускники школы телевидения по результатам производственной практики находят постоянное место работы на ведущих российских телеканалах: «Первый канал», «Россия», «Культура», «НТВ», «СТС», «ТНТ», «Столица», «Домашний», «ТВЦ» и многие другие.
Высшая Школа Телевидения «Останкино» выдает диплом установленного образца по следующим специальностям:
«Мастерство телерадиоведущего»,
«Имиджмейкер. Искусство стиля и грима»,
«Режиссер телевидения»,
«Режиссер музыкальных видеоклипов»,
«Актёр кино и телевидения»,
«Телеоператор. Фотохудожник»,
«Тележурналистика. Редактура. Связи с общественностью»,
«Режиссер видеомонтажа»,
«Звукорежиссер».
В Высшую Школу Телевидения приглашаются все, кто хочется стать профессионалом в мультимедийной журналистике и в творческой сфере! Вас ждут интересные мастер-классы с известными деятелями культуры и журналистики, яркая студенческая жизнь, и достойный фундамент для будущей профессии.
Московский Институт Телевидения и Радиовещания «Останкино» МИТРО

Источники

Шорыгина Т.А. Беседы о телевидении: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с. (Вместе с детьми).

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

С уважением, О.Г. Гольская.

"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. Профессии. РАБОТНИКИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ").

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Появления телевидения в 19 веке привело к возникновению целой индустрии. Если изначально изобретение в виде движущейся на экране картинки выглядело просто фантастикой, сегодня ему находят весьма широкое применение, что сложно даже представить жизнь без такого достижения техники.

Специальность 42.03.04 «Телевидение» - это всеохватывающее направление, которое предполагает широкие возможности для самореализации . Здесь можно найти себе место при творческих амбициях и желании работать на экране перед глазами миллионов. Но еще это сфера, в которой трудятся тысячи ценных кадров. Профессия предполагает умение оперировать новыми достижениями человечества в техническом смысле наравне с созданием публицистических, информационных, аналитических материалов.

Условия поступления

Обучение на этом курсе предполагает развитие личности всесторонне, с вовлечением творческих порывов, использованием технических и гуманитарных знаний. Какие предметы сдают традиционно при поступлении на бакалавриат:

  • литература (профильный экзамен);
  • русский язык.

Дополнительно абитуриентам ставят творческие задачи. Их может быть две или три, включая письменную работу в виде рецензии на телепродукт, собеседование и собственную экранизацию.

Будущая профессия

Выпускник курса сможет решать разнообразнейшие задачи, работая на разных должностных позициях. Он сумеет создавать реальные телевизионные продукты, принимая участие в командной работе практически на любой стадии. Также это профессионал, способный влиться в коллектив в роли монтажера, оператора, редактора. Как вариант, можно выбирать направление продюсирования. Специалист с дипломом бакалавра имеет возможность работать и на преподавательской ниве.

Куда поступать

Популярную профессию можно освоить, поступив в вузы Москвы либо России:

  • Московский госуниверситет дизайна и технологии;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Московский госуниверситет имени Ломоносова;
  • Саратовский государственный технический университет имени Гагарина;
  • Владимирский госуниверситет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых.

Срок обучения

Студенты осваивают программу бакалавриата на очном отделении за четыре года. Заочное/вечернее обучение, как и смешанная форма, предполагают изучение предметов в течение 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Будущему телевизионщику во время учебы предстоит познакомиться с такими предметами:

  • телевизионная журналистика: теория и право;
  • основы сценарного дела;
  • основы телевизионной режиссуры;
  • фотодело;
  • техника аудиовизуальных СМИ;
  • режиссура монтажа;
  • мастерство телеведущего;
  • операторское дело;
  • продюсирование;
  • компьютерная графика.

Приобретаемые навыки

Бакалавр после освоения программы становится компетентным в решении таких задач:

  • создание телепродуктов: передач, фильмов;
  • обработка/доработка готового телевизионного продукта;
  • создание материалов информационного, публицистического толка;
  • вывод информации в эфир;
  • режиссура и операторская деятельность;
  • монтаж разной степени сложности;
  • продюсирование;
  • эффективное применение цифровых технологий, программ компьютерного дизайна;
  • преподавательская деятельность.

Перспективы трудоустройства по профессии

Это направление все время нуждается в квалифицированных кадрах . Ни один телеканал местного уровня, не говоря уже о всероссийском масштабе, не обойдется без целого коллектива, в котором есть специалисты разного профиля. Можно работать также на радиовещании, в продюсерском центре, информационном агентстве, любых СМИ. Возможно развитие и в сферах, которые соприкасаются с профильным направлением: это пиар, реклама, издательства.

Кем можно работать после получения диплома:

  • ведущий на телевидении/радио;
  • оператор;
  • монтажер;
  • продюсер;
  • редактор;
  • режиссер;
  • сценарист;
  • телекритик;
  • фотожурналист;
  • литературный редактор;
  • диктор;
  • менеджер;
  • специалист по рекламе и пиару.

Что касается доходов, то уровень зарплаты предопределяется талантом и профессионализмом. На начальной стадии можно рассчитывать на минимум в пределах 25-50 тысяч. Но впоследствии прибыль значительно возрастает, если правильно выбрать вектор для развития.

Преимущества обучения в магистратуре

Многие выпускники бакалавриата не останавливаются на достигнутом и осваивают магистерскую программу. И это верное решение: продолжая обучение, специалист углубляет собственные знания. Не менее ценно, что он принимает активное участие в работе конкретных телестудий, продюсерских центров, радиокомпаний.

Наработка опыта плюс изучение профильных дисциплин - это важные составляющие в дальнейшем строительстве карьеры. Можно выбирать не только деятельность непосредственно связанную с телевидением, но и работу с новыми поколениями телевизионщиков - в качестве преподавателя.

Выбирая профессию, связанную с телевидением, вы выбираете надежную и стабильную специальность, ведь для каждого понятно, что телевидение и общество - понятия неразделимые. Телевидение для огромного количества населения продолжает оставаться единственным и основным информационным источником, люди привыкли получать всю необходимую и жизненно-важную информацию из телевизионных источников, доверять этой информации и руководствоваться ею.

Желая получить профессию телевизионщика и осваивая курс «Телевидение и общество», вы готовите себя к профессии, которая будут всегда и везде востребована, ведь телевидение не сможет заменить ни интернет, ни другие коммуникационные способы связи еще долгие годы.

Телевидение и общество - понятия неразделимые, так как телевизионный эфир уже давно и прочно незаменимо вошел в повседневную жизнь каждого человека. Благодаря телевидению, людям доступна информация, которая делает жизнь насыщеннее, информационно-грамотнее и познавательнее. Осваивая профессию, связанную с понятием «Телевидение и общество», вы должны быть готовы к тому, что вы сможете доносить до огромного количества заинтересованных людей, находящихся в разных регионах страны, информацию, которая будет создавать их мировоззрение и менять мировосприятие. Каждому, кто планирует связать свою жизнь и будущую профессию и карьеру с телевидением, стоит понимать, что телевидение - это источник информации массового распространения, на котором строится восприятие окружающей действительности огромного количества населения.

Слушатель, познающий курс обучения по специальности «Телевидение и общество», будет познавать следующие дисциплины и предметы:

1. Основные понятия сферы телевизионной деятельности.

Слушатель ознакомится с этапами основания и развития телевидения, осознает важность присутствия телевидения в жизни людей на протяжении разных эпох. Будет рассмотрена хронология развития телевизионного бизнеса, основные этапы и элементы прогрессирования данной сферы деятельности.

2. Разработка идеи передачи изображения на расстоянии.

Здесь каждый обучающийся сможет ознакомиться с историей развития телевидения в самом начале 20 века и в последующие годы. Особое внимание будет уделено прогрессирующему развитию телевидения в период от 60-х годов до 90-х. Поэтапно будут рассмотрены все этапы развития телевидения параллельно с развитием современных технологий, сопутствующих этой сфере деятельности. После освещения данного этапа, будет дано подробное освещение темы развития спутникового и кабельного телевидения, которое продолжает быть актуальным и в наши годы.

3. Воздействие телевидения на общество.

В рамках этой программы вы сможете изучить специфику воздействия информации, передаваемой с помощью телевизионных эфиров пользователям, а также воздействие телевидения на сознание общества. В рамках курса вы изучите основные этапы воздействия телевидения на мировоззрение общественности и силу его воздействия на мировоззрения человека. Телевидение является основной составляющей в процессе формирования общественного мнения огромного количества населения - именно об этом будут осведомлены слушатели дисциплины.

4. Жанры телевизионной деятельности.

В разрезе этой тематики слушатели будут ознакомлены с разновидностями профессии и её специфическими аспектами. Основы литературоведения и искусствоведения необходимы каждому будущему телевизионщику, осведомленность в разнообразии жанров - необходимая составляющая в знаниях успешного телевизионщика. Все эти познания слушатель сможет получить в рамках обучающего курса. Любая информация, преподносимая из телевизионных источников, как правило, относится к определенному жанру - все жанровые спецификации будут рассмотрены. Слушатели ознакомятся с жанром информационного сообщения, выступления или отчета, репортажа или обозрения. В рамках курса также будут освещены методики ведения телевизионной беседы, дискуссии, ток-шоу, пресс-конференции и прямой передачи информации в рамках прямого эфира.

Квалифицированный телевизионщик также должен познать основы телеочерка, телевизионной зарисовки, азы телевизионного эссе и работы в сатирическом жанре. В области телевизионной документалистики вы также получите необходимые познания, которые будут востребованы в повседневной работе каждому, чья профессия связана с телевидением.

5. Познания в области телевизионного рейтинга.

Эти знания также необходимы каждому слушателю, который планирует связать свою профессиональную деятельность с телевидением. В рамках этой дисциплины вы сможете узнать, от чего зависят рейтинги телевизионных программ, эфиров, каким образом можно оказывать влияние на эти показатели и добиваться их повышения. Способы определения телевизионного рейтинга, его важность, разновидности рейтингов, способы измерения - имея познания в этих областях, вы сможете отлично регулировать свою будущую деятельность в телевизионной сфере.

Преподаватель(и) предмета:

Два высших образования. В Телевидении с 2002 года. Начинал как специалист по компоузингу и промоушену телевизионных каналов: ТВ 6 и ТВС - режиссер промоушен-отдела, занимался разработкой и созданием промо-роликов и межпрограммным обеспечением эфира. Канал ТВ-Центр - режиссер оформления эфира, участвовал в ребрендинге канала, занимался...

Изучается на следующих программах обучения:

Доступно онлайн обучение


Срок обучения

Одной из самых востребованных профессий в области телевизионной деятельности по праву считается профессия звукорежиссера. Звукорежиссер - это важнейший человек в телевизионном мире, так как только профессиональный и опытный звукорежиссер сможет донести до зрителя весь спектр разнообразия звукового сопровождения той или иной новости,...

Доступно онлайн обучение


Срок обучения

Специальность «Продюсер телевидения» во все времена была одной из самых уважаемых и востребованных в своей сфере деятельности. Наиболее яркими представителями такой профессии считаются исполнительный и линейный продюсер. Говоря об области, где используются навыки специалиста, прежде всего, необходимо отметить, без работы продюсера...