Тело аниме персонажей общие принципы. Тела

Тело аниме персонажей общие принципы. Тела
Тело аниме персонажей общие принципы. Тела

У всех начинающих (да что там говорить: не только у них) проблемы с анатомией. Это нормально, пугаться не стоит, но нужно стараться и тренироваться сделать их правильными. В этом уроке я расскажу вам правила рисования тел персонажей, пропорции и т.д.

P.S. В этом уроке мы будем рассматривать стандартные пропорции аниме-персонажа, близкие к человеческим. Т.е. мы не будем брать за правильные пропорции Микки-Мауса, Winx, или какого-либо другого персонажа, пропорции которого изменены в силу стиля, отличного от нашего.

Сразу оговорюсь: нельзя нарисовать персонажа с кривой анатомией и сказать «это у меня стиль такой». Не смотря на то, что в разных стилях тело рисуется совсем по разному, оно, тем не менее, изображается правильным по пропорциям этого стиля . Это важно понимать и различать. Пропорции должны смотреться хорошо относительно друг друга и не нарушать гармонии в персонаже, не смотреться странно и нелепо.

Мужские руки имеют более грубые очертания и являются более «костлявыми», так мы можем предположить, что на это йкартинке спава парень, а слева — девушка

Пример заострённых пальчиков

На этих основных пунктах мы закончим.
Напоследок совет: анатомия аниме-персонажей = анатомия обычного человека (не считая лица, иногда всей головы). Так что если что-то не понятно — берёте книжку по анатомии и вперёд с песней:D
Так же можно смотреть на живых людей, делать наброски и тому подобное.

Уже нарисовал +24 Хочу нарисовать +24 Спасибо +63

Простейшее тело имеет скелетную структуру. Суть заключается в попытке придания объема нарисованному плоскому изображению.

Давайте попробуем поместить персонажа в куб, основанием которого будет площадь под подошвами ног.

Одной из самых сложных задач при рисовании тела является рисование в перспективе. Для этого вам может помочь использование куба вокруг персонажа.

Скелет человека и его структура

Давайте взглянем на скелет человека и попробуем нарисовать его.

Рисование нижней части скелета позволит вам показать более натуральное движение тела с помощью передачи поворота тела и распределения веса.

Рисуем блоками

Представьте, что сочленения и живот - это сферы. Когда рисование происходит с помощью использования форм и сфер, сразу же определяются и будущие очертания мускул. Кроме того таким образом вы можете чувствовать трехмерную структуру тела.

Посмотрите внимательно, как присоединена ключица.


Обращайте внимание на угол плеч и их проекцию, видную с выбранного обзора.

Если вы не представляете проекцию плеч на другой стороне, просто воспользуйтесь 3D поверхностью, чтобы обозначить форму.

Женское тело в блоках

Блоки - лишь направляющие линии, применяемые для вашего удобства. Так что не зацикливаейтесь на их прорисовке.

Обращайте внимание на рисование боков. Задние мышцы мужчин обычно рисуются более длинными, в то время как женские короче и быстрее переходят в бедра.

Хотите рисовать хорошо? Вы должны всегда помнить о невидимых частях рисуемого тела.

Рисуем движение

Когда требуется нарисовать человеческое тело в движении за основу берется центральная линия позвоночника и кривая движения. Центральная линия разделяет правую и левую стороны тела, тем самым создавая балансирующее состояние. Проходит она как спереди, так и сзади.

Обращайте особенное внимание на движение в области талии.
Изображайте центральную линии на видимой стороне тела.

Изображайте центральную линию как проходящую вдоль направления движения персонажа. Вполне может быть, что центральная линия на видимой стороне тела совпадет с кривой движения.

Использование кривой движения поможет вам рисовать правильное положение тела и облегчит работу с движениями персонажа.

Рисуем с угла

Очень большое количество поз можно нарисовать, используя метод форм, однако лучшим вариантом будет совмещение угла обзора и скелетного метода.

Рисовать будет проще, если основывать позу на положении позвоночника.

Стандартная форма тела мужчины

Ниже представлены самые важные вещи, которые необходимо запомнить при рисовании мужского тела.
- Следите за позицией локтя, когда рука в наивысшей точке.
- Учитывайте радиус движения локтя и плеча.
- Правильно размещайте мышцы ключицы и грудины.
- Трапеция (мускул) сжимается и напрягается при движении.
- Область грудины совпадает с областью сужения рук.
- Промежность имеет небольшой промежуток между бедрами, когда ноги вместе, а когда ноги врозь, то промежуток увеличивается, но никогда не рисуйте промежность как показано на рисунке выше (снизу, маленикий).

Когда вы не можете определиться с длиной рук в их горизонтальном положении используйте направляющую линию. Так легче будет показать длину частей руки. Другим способом изображения длины дельтоида является добавление небольшой длины бицепса и шарнира (локтя).

Теперь взглянем со спины

Мускулы с той стороны, в которую выполняется наклон, сжимаются.
- С другого бока мускулы наоборот растягиваются.
- Если посмотреть на лопатки с немного другой позиции, то они очень смахивают на лицо. Постарайтесь использовать такую интересную особенность.
- Деформация тела происходит всегда, когда оно движется (наклоняется, поворачивается).
- Лопатки приподнимаются, когда рука уходит вверх.



Теперь взглянем сбоку
Запомните, что стандартный размер кисти - лицо персонажа. Кисть должна закрывать его почти полностью по высоте.


Длина предплечья равняется длине 1 с половиной головы.Длина остальной части составляет 2 головы.

Длина ступни равняется одной голове и в эту длину входит и длина пальцев.

Плечи могут двигаться вперед и назад, но немножко.

Когда тело наклонено, плечи опускаются и движутся вперед.
С другой стороны, когда тело отклонено назад, плечи также движутся назад.

Разница между мужским и женским телом

Женщины обладают более узкими плечами и грудной клеткой, зато таз у женщин превосходит мужской.
- Женская тазовая кость достигает пупка и линия талии также пересекает пупок. Высшая точка тазовой кости пересекает линию пупка.
- Мужское тело имеет в своей основе формы перевернутого треугольника, в то время как женские формы более округлые и напоминаю кеглю для боулинга.

Пропорции
Пропорция тела выбирается количеством помещающихся в его рост голов, так что сперва вы должны спросить себя, в сколько голов будет ваш персонаж.


Сейчас мы рассмотрим подробно, как нарисовать девушку аниме карандашом поэтапно шаг за шагом для начинающих, посмотрим, как нарисовать лицо аниме и как нарисовать глаза аниме, а также тело в аниме. Девушка у нас будет подросток, школьница.

Шаг 1. Рисуем окружность и направляющие кривые положения лица у девушки. Затем рисуем лицо, ухо и часть шеи, затем приступаем к рисования носа и рта, потом рисуем глаза. Глаза аниме встречаются разные, в данном варианте сначала рисуем верхнюю часть глаза, потом неполный овал с выемкой для блика, потом рисуем дугу внутри глаза, напоминает подкову, потом блик и что-то похожее на сердечко.

Шаг 2. Закрашиваем глаз, как на картинке, потом рисуем челку у девушки аниме.

Шаг 3. Рисуем контур волос, потом рисуем скелет у девушки, позу в которой она стоит. Девушку аниме будем рисовать до колен. Черными кружочками отмечены суставы, круг — это ориентировочно ладонь.

Шаг 3. Теперь рисуем упрощенный контур тела у девушки аниме, в следующих шагам мы его будем детализировать.

Шаг 4. Детализируем верхнюю часть платья, рисуем кисти у девушки.

Шаг 5. Продолжаем детализировать платье.

Шаг 6. Рисуем нижнюю часть платья(юбку) у девушки, рисуем полосочки на манжетах и на воротнике.

Шаг 7. Рисуем брови, рисуем полоску на юбке, стираем все ненужные линии, можно раскрасить девушку аниме карандашом, как на картинке.

Шаг 1 . Как рисовать тело аниме-персонажей и с чего мы можем начать?

Вот упрощенная форма женского тела (см. рисунок ). Независимо от того, какой формы, размера или типа женские тела, все они пышные. Иногда это зависит от размера груди, талии и бедренной области , это самая важная часть женщины. Плечи женщины почти всегда изогнутые.

Напомните себе, что линия плеч и бедер одинаковая. Пупок не должен быть больше четырех сантиметров.

Шаг 2 . Когда мы рисуем тело девушки аниме, . То же самое относится и к мужчинам. Баланс и большинство движений организма поддерживает талия.

Черная линия является «линией движения «, которая направляет движение тела аниме-персонажа.


Шаг 3 . Как рисовать тело парня аниме?

Рисование мужского тела намного тяжелее рисования женского тела. Есть два типа тела: средний и мышечный тип. Конечно, мышечный тип является наиболее желательным. Это также дает вашему персонажу больше индивидуальности и самоуважения.

Шаг 4 . Основным координатором по рисованию мускулатуры мужчины служат, в основном, мышцы живота, дельтовидной и грудных мышц . Как вы можете видеть, грудина подключается к дельтовидной мышце, чтобы создать единый взгляд.

Никогда не рисуйте мышцы брюшного пресса узкими. Там должно быть шесть кубиков пресса.

Шаг 5 . Как вы можете видеть, синие линии обозначают там, где будет расположена грудь для женщин. Фигура без груди является типичным типом тела для среднего мужчины.

Шаг 6 . Теперь, чтобы практиковать то, что вы узнали выше, мы собираемся сделать небольшой рисунок шаг за шагом. Для этого мы возьмем женскую фигуру в 3/4 позе .

Начать рисовать эту позу следует с зарисовок основных набросков для головы, волос и туловища.

Шаг 7 . Затем и форму лица.

Шаг 8 . и его внутренние детали: , и . Затем, рисуем плечи, грудь и руки .

Убедитесь, что плечи немного опущены и расслаблены, в отличие от мышечных плеч мужского тела.

Шаг 9 . При рисовании обращайте внимание на области живота. Там должно быть определение грудной клетки и живота , их можно обозначить меленькими линиями. Рисуем пупок не слишком большим.

Нарисуйте короткую разделительную линию посередине живота, проходящую через пупок.

Шаг 10 . Вот наш рисунок и готов.

Заокеанская культура всегда вызывает небывалый интерес. Чаще всего нас интересует Страна восходящего солнца. Необыкновенная и изысканная кухня, высокий уровень жизни, технические изобретения, мультипликационные сериалы. Любителям японских мультфильмов мы расскажем, как рисовать аниме тело.

Дамы, вперед!

Аниме - это японские мультипликационные фильмы, сюжет которых рассчитан на подростковую и взрослую аудиторию зрителей. В таких мультфильмах нас удивляют персонажи, их лица, одежда, фигуры. Любители творчества занялись уже давно изображением на холсте персонажей аниме. Сегодня мы расскажем, как рисовать аниме тело девушки поэтапно. Берите в руки карандаш и пишите свою картину.

  • карандаш простой;
  • белый лист;
  • ластик.

  • Рисование аниме персонажа начинаем с разметки листа. Визуально делим лист на четыре равные части. Лучше всего лист расположить в книжном варианте.
  • В верхней части нарисуем овал лица.
  • Разделим его посередине направляющей линией.
  • Ниже середины проведем пересекающуюся линию.
  • Внимательно смотрим на рисунок и дорисовываем ухо и линию подбородка.
  • Симметрично от поперечной направляющей рисуем глаза.

  • Как изображено на картинке, раскрашиваем глаза девушки. Зрачки по своей форме напоминают сердечки.

  • Нарисуем вверху контур волос, соединяя дугой боковые части. Кончики волос также рисуем в виде заостренных треугольников.
  • Приступаем к прорисовыванию тела. Начнем с точек.
  • Намечаем плечевые, локтевые и бедренные точки и проводим от них прямые линии.

  • По этим точкам нарисуем руки, ноги. Сразу сделаем контур одежды: короткой юбки и блузы. Вспомогательные линии и точки мы пока не стираем.

  • Займемся детализацией верхней части. Нарисуем четкий контур блузы, воротник, рукавам придадим объем за счет закругления линий и штрихов.
  • Сразу же нарисуем пальцы. На конце прямой линии рук можно нарисовать симметричные окружности, которые затем следует обвести вытянутым контуром и разделить плавными линиями на пальцы. Получается, что рука, словно сжата в кулачок.

  • Детализируем одежду. Нарисуем поясок, галстук. Хаотичные штрихи будут имитировать складки на одежде.

  • В нижней части юбки нарисуем вытачки в виде треугольников.
  • Нам осталось только раскрасить персонажа аниме. Все можно выполнить в теневой технике простым карандашом.
  • Предварительно сотрем все вспомогательные линии.

Рисуем Саске

Если вы смотрите японское аниме, то знаете, что Саске - это известный персонаж из клана Учиха. На примере этого героя мы покажем, как рисовать тело аниме парня. Вы увидите, как шаг за шагом отдельные точки и линии превращаются в объемного мультипликационного персонажа.

Необходимые инструменты для рисования:

  • белый лист;
  • ластик;
  • простой карандаш.

Пошаговое описание процесса рисования:

  • Визуально делим лист на четыре равные части и находим центр. Этот прием необходим для симметричного расположения иллюстрации на листе бумаги.
  • Сначала наметим три пары точек: плечи, колени и бедра.
  • Точки бедер соединим прямой линией и от нее вверх проведем перпендикуляр.
  • Выше точек плеч нарисуем овал - голову персонажа.
  • Руки будут скрещены на груди, поэтому от точек плеч рисуем незаконченный прямоугольник и две пересекающиеся крест-накрест линии.
  • Ноги рисуем прямыми линиями. На конце пока изобразим треугольники.
  • Вокруг этих линий начинаем прорисовывать плавный контур, придавая телу объемность и фактурность.

  • Все вспомогательные линии стираем.
  • Приступаем к рисованию деталей.
  • Взгляд у Саске всегда суровый. Нарисуем брови, а под ними глаза. Они должны быть наклонены вниз симметрично.
  • Нарисуем ноздри и рот.
  • С правой стороны начинаем выводить линию волос вверх.

  • У этого мультипликационного персонажа волосы всегда стоят, словно дует сильный ветер. Рисуем объем волос с левой стороны в виде треугольников с закругленными углами.
  • Прорисуем стоячий ворот рубашки, запах и рукава. Еще раз обведем контур рук.

  • На ногах нарисуем полоски, имитирующие сандалии.
  • Примерно посередине ног проведем поперечную линию штанов.
  • Нарисуем запах кимоно.
  • Еще раз хорошенько обведем все контуры, затушуем одежду и волосы. Вы сами увидите, где нужно добавить тени.

Почувствуйте себя дизайнером одежды

Чтобы нарисовать эскиз предмета гардероба, нужно сначала изобразить тело. Сегодня мы беседуем о рисовании персонажей в стиле аниме, поэтому и будем учиться изображать соответствующую одежду. Чаще всего персонажей японского аниме изображают в школьной форме или кимоно. Вы можете проявить фантазию, а наш мастер-класс поведает, как рисовать аниме одежду.

Необходимые инструменты для рисования:

  • карандаш простой;
  • альбомный лист;
  • ластик.

Пошаговое описание процесса рисования:

  • В первую очередь изображаем прямую направляющую линию.
  • Теперь нарисуем две пересекающиеся поперек направляющие линии. Это будет ориентир для линии плеч и бедер.

  • На точках верхней линии рисуем две окружности.
  • От этих кругов начинаем выводить плавные линии, формируя контур короткого платья.

  • Начиная сверху, рисуем плечи. Контур платья должен быть плавным. Сразу можно нарисовать шею.

  • Прорисовываем контур платья до конца. Рисуем продольные штрихи, имитирующие складки на одежде.
  • Чуть выше линии бедер нарисуем поясок с пряжкой.

  • Все вспомогательные линии стираем ластиком, еще раз тщательно обводим контур.
  • При желании можно дорисовать лицо девушки и ноги.
  • Дизайнеры эскизы своей одежды чаще всего изображают на схематических моделях.