Преподобный андрей критский. Покаянный канон Андрея Критского — дверь в Великий пост

Преподобный андрей критский. Покаянный канон Андрея Критского — дверь в Великий пост
Преподобный андрей критский. Покаянный канон Андрея Критского — дверь в Великий пост
Святитель Андрей, архиепископ Критский , родился около 660 года в Дамаске от благочестивых родителей Георгия и Григории. От рождения до семи лет он был немым. Немота его разрешилась чудесным образом после причащения Святых Христовых Таин. Уже в отрочестве святой Андрей, чуждавшийся игр сверстников, выказывал склонность к книжным занятиям. Начальное образование он получил в Дамаске. Здесь он познакомился с логикой, риторикой, древней философией. На четырнадцатом году жизни, чувствуя призвание к иночеству, он удалился в обитель преподобного Саввы Освященного в Иерусалиме. Здесь он был причтен к клиру и назначен секретарем при Патриархе. Одновременно с иноческим послушанием будущий святитель усердно трудился на поприще церковно-богословского образования. Соединение евангельских добродетелей с ученостью и блистательным даром церковного слова - вот таланты, полученные от Бога, которые приумножал всей своей жизнью святой Андрей.
685-й год стал переломным для святого: подошла к концу его уединенная жизнь-святой был промыслительно определен к общественному церковному служению. Вместе с двумя другими монахами святой Андрей был послан местоблюстителем Феодором в Константинополь для подтверждения согласия Иерусалимского патриаршего престола с решениями VI Вселенского собора (680-681 гг.). Монахи вскоре возвратились в Иерусалим, а святой Андрей остался в Константинополе. За ним навсегда осталось прозвище «Иерусалимит», т. е. «иерусалимлянин», что почти всегда отмечается в надписании его творений.
Патриарх Константинопольский рукоположил святого Андрея в диакона Великой Церкви - Святой Софии, Премудрости Божией, в которой он прослужил около двадцати лет. Кроме диаконского служения, святой Андрей был назначен орфанотрофом (главой сиропитательного дома) при Великой Церкви и главой герокомиона (дома милосердия для престарелых) в квартале «Евгения» Константинополя. Его многолетние труды не остались незамеченными, и при патриархе Константинопольском Кире (706-712) святой Андрей был рукоположен в архиепископа острова Крит.
Икона св.Андрея Критского.
Св.Андрей Критский.
Архипастырское служение святителя Андрея было многогранным. Во-первых, это было словесное служение. Святитель Андрей был великим гимнографом. С его именем связывают создание формы богослужебного канона, он заложил основы великопостного богослужения (до нас дошли лишь немногие из 70 канонов святого Андрея Критского на дни Четыредесятницы). Писал он и каноны больших праздников, отдельным святым, а также стихиры. Духовным средоточием его гимнографического творчества является Великий покаянный канон; весьма значительны и другие его творения. Святителем Андреем написаны каноны воскрешению Лазаря, женам-мироносицам, Преполовению Пятидесятницы, трипеснцы на повечерии Недели ваий и первых четырех дней Страстной седмицы, каноны на Рождество Богородицы, на Зачатие святой Анны, на Рождество Иоанна Предтечи и на Усекновение его честной главы, каноны мученикам, а также немало стихир праздникам и святым. Наряду с гимнографическими творениями для православного воспитания паствы святителя Андрея имели большое значение его Слова (которых известно около двадцати) на праздники и на дни памяти отдельных святых. Святитель Андрей был усердным молитвенником, стяжавшим от Господа дар чудотворений. Он исцелял людей, изгонял бесов, во время засухи низводил дождь; известен случай отступления от Крита сарацин по его молитвам.
Когда в Византии началось иконоборчество, святой Андрей выступил в защиту почитания икон (сохранилась часть его трактата на эту тему). Есть сведения, что он и в Константинополе выступал против иконоборцев.
Возвращаясь после одной из поездок в столицу, святой Андрей заболел, и, не доехав до Крита, умер в портовом городке Ерессо на острове Митилина. Это было 4 июля 740 года. Его святые мощи покоятся в одном из храмов г. Ерессо.
Святой Андрей Критский.
Святой Андрей Критский. Манускрипт XII в.
Богодухновенное творчество святителя Андрея исходит из его глубочайшего молитвенного опыта. Сами его творения, как гимны, так и Слова, свидетельствуют о его святости: мысли, чувства, образы, заключенные в них, могли родиться лишь в душе, достигшей самой высокой степени чистоты. За каждым его творением - каноном, Словом, стихирой стоит опыт духовного сопереживания того или иного Евангельского события или события из Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Вершина творчества святого Андрея - Великий канон, который иногда называют «покаянной автобиографией» святителя. Песнописец приносит в этом каноне покаяние Богу не только от себя, но и от каждой человеческой души. О событии Рождества Пресвятой Богородицы святой Андрей говорит так: «Если можно измерить землю горстию и обвесть море вервием, если можно измерить небо пядию (Ис. 40, 12) и исчислить множество звезд (Пс. 146, 4), если можно постигнуть капли дождя (Иов 36, 37), пылинки земли, вес ветров (Иов 28, 25) и количество песка, то можно понять и настоящий предмет наш». В Слове на Воздвижение духовное созерцание тайны Креста изображается словесными образами: «Крест-лествица на небо, стезя к добродетели, залог жизни, смерть для смерти, отражение тления, угашение огня, дерзновение к Богу, ключ к Небесному Царствию...». В стихире службы Рождеству Иоанна Предтечи святой Андрей, стремясь выразить само существо личности великого Предтечи, произносит: «Пророков предел и начало Апостолов, земнаго Ангела и небеснаго человека, глас Слова, воина и Предтечу Христова, от обещания предвзыгравшася и проповедавша прежде Рождества Солнца Правды, днесь Елисавет раждает и радуется...».
Полученный от Бога и приумноженный молитвенным подвигом дар духовного созерцания делает святого Андрея подлинным тайнозрителем священных событий, его творения обладают воистину Божественной полнотой и красотой.

Великий канон - путеводитель в духовном восхождении.

Несомненно, что наряду с внешними достоинствами труда преподобного Андрея Критского основную ценность представляют его внутренние качества и прежде всего - руководство Великого канона к внутреннему возрождению души человеческой…Остановимся на этом как основном, ибо и самый Канон написан ради этого внутреннего его отношения к жизни человека.
Прежде всего необходимо тщательно всмотреться в то основное, на что направлены помыслы преподобного составителя Канона, а цель его как подвижника, инока, естественно, - внутренняя духовная жизнь. Руководство к ней и жизнь в духе есть, по известному выражению, "наука из наук и художество из художеств".
И мы замечаем, что преподобный Критский пастырь вводит душу человека в эту науку и в это художество с присущей его личности последовательностью, мягкостью, искренностью. Он не хочет отпугнуть душу, которая несет на себе печать и язвы греха, а тихо раскрывает несчастье этих язв, этого греха и убеждает в том, как прекрасна жизнь в Боге, какое великое милосердие ожидает душу, возжелавшую Бога, но одновременно и не скрывает, что путь этот - деятельное и совершенное покаяние.
Вначале преподобный Андрей только констатирует состояние души, которая ушла далеко от Бога, спокойно и ясно объясняет, чего она лишается. Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественнаго, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго . Только это утверждение, только указание на то, чего нет у человека, только желание показать, как душе хорошо, когда у нее есть и дар приятен, и жертва чистая, и непорочное житие... Здесь - еще ни одного покаянного возгласа: душу надо привлечь к красоте Божественной жизни, не запугать, не удалить ее.
Далее Преподобный развивает мысль о том, что Господь не войдет в суд с кающейся душой, взвесит все ее неправды, но презирая лютая, спасет человеческую душу (песнь 1-я) . И только позднее, когда душа возымеет доверие к ведущему ее доброму и милостивому пастырю, преподобный Андрей со всей откровенностью приступает к обнаружению духовных язв, к покаянию, которое воистину соделывается таинством.
Уязвихся, уранихся, - вопиет преподобный песнописец вместе с душой, которую взял на свои плечи, - се стрелы вражия, уязвившия мою душу и тело, се струпы, гноения и омрачения вопиют раны самовольных моих страстей (песнь 2-я) . Дальше сугубость покаяния нарастает. Преподобный говорит вместе с кающейся душой, что он сам - тот человек, который более всех грешен: несть... иже согреши в человецех, егоже не превзыдох прегрешеньями (песнь 3-я) .
Далее душе показывается возможность спасаться от содомского греха: горе в Сигор . А дальше мы слышим уже подлинные покаянные вопли; человек введен, он входит в благодать покаяния. Отсюду осужден бых, - свидетельствует преподобный Андрей уже в 4-й песни, - отсюду и препрен бых аз окаянный от своея совести еяже ничтоже в мире нужнейше: Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади, и избави, и спаси мя, раба Твоего . Преподобный пастырь Критский доходит здесь до всечеловеческой трактовки греха, он говорит о суде совести, которая строже всего (нужнейше) в мире и исторгает у кающегося сознательный глубокий голос покаяния: пощади... избави... спаси.
Преподобный песнописец действует здесь в согласии с тем законом Христовым, который начертан был в его сердце, с теми заповедями Спасителя, которые были открыты человеку в Нагорной Проповеди; и первой заповедью было смирение сердца, нищета духа: Блажени нищие духом (Мф 5:3; Лк 6:20). Только приведя душу человека к состоянию этой блаженной нищеты, преподобный Андрей может вести ее дальше по лествице Евангельских добродетелей.
В нашей отечественной аскетической литературе много внимания уделял учению о Евангельских добродетелях, о их последовательности святитель Игнатий Брянчанинов. "Нищета духа, - пишет святитель Игнатий, - блаженство, первое в Евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств". "Нищета духа, - пишет Святитель далее, - соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солию, - Бог отвергает их". "Такое состояние - дар благодати, - заключает преосвященный Игнатий, - действие благодати, ее плод, а потому и блаженство" .
Итак, нищета духа, смирение сердца есть первая Евангельская заповедь Христова, но она содержит в себе и все последующие добродетели. Недаром сказано Христом, что все Небесное Царство уже принадлежит смиренным, нищим духом людям. Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф 5:3). Вот к этому-то состоянию и ведет своим Великим умилительным покаянным каноном преподобный Андрей; ведет, показывая шаг за шагом, каково должно быть покаяние. Таким образом, он становится, вместе с другими преподобными отцами, учителем этого спасительного подвига.
И в самом деле, доведя душу до деятельных, глубоких вздохов покаяния, в той же 4-й песни Канона, несколько ниже преподобный Андрей говорит уже и о ступенях последующих добродетелей: Дванадесяте патриархов великий в патриарсех детотворив, - пишет он, - тайно утверди тебе лествицу деятельного, душе моя, восхождения, дети яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив .
Здесь приходит на память классический аскетический труд Лествица преподобного Иоанна Лествичника, где подробно разбираются все состояния человека на его пути к Богу по лествице восхождения добродетелей . Сравнительно близкие по временам своего жития, преподобные Андрей и Иоанн имели и близкие понятия о законах духовной жизни. Каждый из Преподобных схожим образом предлагал путь духовной жизни. Представление о духовной жизни, которая может быть уподоблена лестнице восхождения, доводится преподобным Андреем до слуха всех молящихся, поскольку его произведение есть богослужебное песнопение. Лествица преподобного Иоанна известна, главным образом, только инокам. Но - благодарение Богу за то, что через труд преподобного пастыря Критского законы внутренней жизни становятся известными большому кругу присутствующих в храме.
Покаянные вздохи усугубляются, как мы указывали выше, к 7-й песни Канона, где они достигают своего крайнего выражения, где преподобный Андрей говорит о скотских похотях человека, тяжчайших делах, о его страстных и любосластных стремлениях. Житие человека преподобный Андрей называет в этой песни проклятым, говорит о мерзости страстей, о сладострастиях скверных, об умножении негодований, но одновременно все больше и больше в покаянные строки Канона проникают звуки Нового Завета, и покаяние человека облекается опять духовными размышлениями . Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, - говорит тогда Преподобный, - да умыю и аз зеницы сердца и вижу Тя умно, Света превечна . Какая милость во всем тропаре, и как чудно удалось сказать преподобному Андрею о зеницах сердца, очах сердца, его глазах. Этот образ хотя и идет от Преподобного из глубины VII века, вполне необходим нам, людям, доживающим век XX, он так же нов и животворящ для нас. Зеницы сердца...
Опять спокойно звучат строки Канона и просятся в душу мирные размеренные звуки, когда мы дальше слышим: Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему; виждь мое смирение, скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже (песнь 7-я) . Человек уже вошел здесь в свое делание покаяния; он открыл Богу свое самое глубокое, скрытое в нем самом, он сам произнес над собою суд и теперь, как бы очень утомившись от своего напряжения и труда, ждет помилования от благоутробного Бога.
И опять, теперь уже с некоей надеждой вздыхает душа, очищает себя от своих последних терний и в 8-й песни Канона взывает: Пощади, Спасе, Твое создание, и взыщи яко пастырь погибшее, предвари заблудшего, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец . В этом тропаре - уже полностью новозаветные образы. Ветхий Завет отошел, человек стал лицом к лицу перед своим Спасителем, он просит, чтобы ему войти в паству Доброго Пастыря, стать его спасенным новозаветным овчатем.
В 9-й песни - вдруг неожиданный, очень нежный образ, обращенный к святому Иоанну Предтече: Горлица пустыннолюбная, глас вопиющего возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние. Преподобный ублажает святого Предтечу как светильник покаяния и кончает тропарь тем, что тоже проповедует покаяние, ту добродетеь, то чудо и таинство, которому он послужил, написав свой Канон. Зри, душе моя, - кончает он приведенный выше тропарь, - да не увязнеши в беззаконные сети, но облобызай покаяние .
Великий канон уже почти кончается, еще несколько стихов - и труд завершен, преподобный Андрей довел до конца исповедь своей жизни, введя и всех христиан в возможность и сладость исповеди и покаяния перед Богом. Уже совсем в конце своего произведения Преподобный только воскликнет, вспоминая благоразумного разбойника: Но, о Благоутробне, яко верному разбойнику Твоему, познавшему Тя Бога, и мне отверзи дверь славного Царствия Твоего . Так, по написании всего Канона Преподобный умолял, чтобы ему сравняться с разбойником.
Человек, вникающий в уроки преподобного Андрея, узнает начертанный ему путь спасения. Не призрачный, не гордый, не восхищающий явления внутреннего мира, а путь очищения своей души, путь покаяния, путь сознания своих неправд и отрицания их. Таким путем человек, утвердивший ноги свои на степени покаяния, может беспрепятственно двигаться и дальше по ступеням восхождения. Но даже и оставаясь на первой ступени, он не теряет ничего и имеет уже все Царство. Таково действие покаяния, которое становится подлинным таинством человеческой жизни, в результате чего человек приобретает непадательное смирение.
А о смирении как особом состоянии человека говорит преподобный Исаак Сирин, аскет и наставник монашества: "Смирись, и смирится тебе небо и земля" . (Примирись сам с собою, и примирятся с тобою небо и земля.) Мы знаем также, что наш великий Достоевский, вникая в суть человеческих отношений на основе Евангелия, сказал: "Смирение... - страшная сила" . Вот к этому состоянию покаяния, нищеты духовной и смирения ведет неуклонным путем исповедь преподобного Андрея Критского, начертанная в его Великом каноне.
В этом великом деле наставления людей церковных на путь непадательного смирения через вникание в нужды, слабости и падения человеков, в деле руководства их по пути покаяния, в указании им подлинных, а не призрачных духовных ценностей, мы усматриваем одно из существеннейших достоинств Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, не теряющего своей силы и влияния до дней последнего века.

(www.eparhia-saratov.ru).

Тропарь, глас 1:

Христову Церковь цевницею языка твоего, / песнословя умильно, возвеселил еси, / богословием же Препетыя Троицы / славу всем сказал еси ясно, / тем тя, яко тайноглагольника, поем, / Андрее, пастырю Критский, / и величаем память твою, / Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Ин тропарь, глас 4:

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / Яже вещей истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Андрее, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

(Минея июль. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002; иллюстрации - www.sedmitza.ru; www.otechestvo.org.ua; upload.wikimedia.org; www.icon-art.ru; www.mk.ru; www.pobeda.ru; mirasky.h1.ru; westlinegroup.ru; gotogreece.ru).

Верующему трудно представить Великий пост без чтения покаянного канона Андрея Критского , многократных поклонов и пения «Помилуй мя, Боже…». Но когда возник этот гимн покаянию, какое сильное потрясение пережил его автор и какие уроки он дает каждому человеку? Обо всем этом читайте далее.

Великий пост — время покаяния

Чтобы подготовиться к самому большому христианскому празднику, Светлому Христову Воскресению, у верующих есть 40 дней поста и Страстная неделя, или седмица. Смысл этой подготовки не только в отказе от пищи, но, в первую очередь, в усиленной молитве и внимательности к своей духовной жизни.

Когда человек осознает собственную греховность, он перестает осуждать других. Какой смысл судить брата, когда ты сам тонешь в бездне страстей? Осознание своей небезупречности приводит к покаянию. Пост — как раз благодатное время для принесения плодов покаяния.

Уже первые дни Великого поста помогают человеку духовно «прийти в себя» — настроиться на молитву и осознать собственную греховность. С понедельника по четверг первой недели принято читать Великий покаянный канон Андрея Критского . Это творение — один из шедевров православной гимнографии, своего рода плач праведника о содеянных грехах.

Но кто такой Андрей Критский и почему его молитвы так почитают верующие?

Несколько слов о святом

Святитель родился приблизительно в 660 году в Палестине. Еще в юности решил уйти от мира, поэтому определенное время подвизался в лавре святого Саввы. Потом по Божьему промыслу пребывал в Константинополе, где присматривал за домами сирот, был известен своим милосердием и благотворительностью.

Около 712 года он стал епископом острова Крит, посему и вошел в историю христианства под именем Андрея Критского. Он был известнейшим молитвенником, блестящим проповедником и писателем. Его авторству принадлежит множество проповедей на двунадесятые праздники, стихир и канонов.

И по сей день Церковь пользуется его канонами, читаемыми в Лазареву субботу, праздник жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Но самым известным творением стал Великий покаянный канон Андрея Критского.

Сегодня он фактически открывает дверь Великого поста, а также читается на пятой неделе — в так называемое «Мариино стояние ». Это день памяти преподобной Марии Египетской .

Как известно из источников IX века, раньше этот покаянный гимн читали только в четверг пятой седмицы поста, а современная традиция появилась намного позже.

Так что же собой представляет покаянный канон Андрея Критского и почему без него трудно представить Великий пост?

Плач о грехах

Сегодня принято разделять канон на четыре части — по количеству дней чтения на первой неделе. Каждая часть состоит из девяти песней. В каждой из них автор оплакивает не только собственные страсти, но и пороки всего человечества.

Он хорошо знает Библию и святоотеческое предание, поэтому неоднократно обращается к жизни праведников и грешников, упоминаемых в Священном Писании.

  • Адам , из-за преступления заповеди лишившийся райской жизни;
  • Каин , убивший своего брата Авеля;
  • Хам , посмеявшийся над своим отцом Ноем, когда тот, впервые попробовав вино, охмелел и уснул нагим в шатре.

Это лишь некоторые персоналии, упоминаемые святителем Андреем. На самом деле их намного больше — от ветхозаветного Адама и до новозаветного царя Ирода, убившего Иоанна Предтечу.

Надежда на Бога

Но Покаянный канон Андрея Критского — это не только рыдание о грехах. Это еще и бескрайнее упование на Божью милость. Поэтому неоднократно во время молитвы мы упоминаем слова святителя:

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Святой Андрей верит, что Творец примет его раскаяние:

Воззри на меня, Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком, и прими мою пламенную исповедь

Он не надеется на себя, а уповает на Пресвятую Троицу:

Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся в одном Существе, сними с меня тяжкое бремя греховное и по Своему милосердию даруй мне слезы умиления

Поэтому не случайно святитель упоминает апостола Петра, идущего по водам. Когда ученик Христа усомнился, то начал тонуть и звать Иисуса на помощь. Сын Божий, конечно же, протянул Свою руку. И до сих пор Христос спасает всякого утопающего в греховной бездне, если человек зовет Его на помощь.

Апостол Петр — не единственный праведник, к образу которого обращается автор Великого покаянного канона. Андрей Критский просит свою душу подражать многим святым:

  • Иосифу Прекрасному , простившему своих братьев, которые продали его в египетское рабство;
  • пророку Иеремии , оплакивающему разрушение Иерусалима вавилонянами. Это падение было Господним попущением за грехи иудеев;
  • царю Давиду , автору Псалтыри, в раскаянии написавшему 50 псалом, и многим другим.

Как Андрей Критский написал покаянный канон?

Нет сомнения, что епископ Крита написал действительно шедевр гимнографии. Но для многих остается загадкой: что надо было пережить святителю, чтобы принести такой плод покаяния?

Некоторые исследователи считают, что свое самое известное творение святитель Андрей написал уже перед смертью. Почти тридцать лет он раскаивался, что участвовал во лжесоборе 712 года , осуждающем решения VI Вселенского Собора.

Вместе с другими участниками епископ Крита стал жертвой императора Филиппика. Этот правитель был приверженцем ереси монофелитства, отрицающей наличие в Христе двух воль: не только божественной, но и человеческой.

Но через год-два к власти пришел новый император, после чего все участники собрания раскаялись в своем поступке и даже отдельно от других подписались под документами VI Вселенского Собора.

Но для епископа Крита такого раскаяния было мало. До конца жизни он сокрушался о содеянном. Так и родился гимн покаянию, известный нам под названием Великий покаянный канон Андрея Критского.

А какой плод покаяния я принесу Богу?

В этом контексте вспоминается еще один известный плод покаяния — 50 псалом . Его царь Давид написал после тяжелейшего грехопадения. Он соблазнился женой своего воина Урии. Чтобы завладеть Вирсавией, так звали эту женщину, царь специально посылает ее мужа на смерть.

Пророк Нафан, зная обо всем, обличает Давида. Свидетельством его раскаяния и становится псалом, начинающийся словами: Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей…

Это лишь два ярких примера глубокого раскаяния. Но для каждого верующего они имеют особое значение именно в начале Великого поста.

Покаянный канон Андрея Критского и 50 псалом — это примеры не столько для подражания, сколько для назидания. Это повод проанализировать свои поступки и для себя честно ответить на вопрос: «А какой плод покаяния я принесу Богу?».

О смысле покаянного канона рассказывает протоиерей Димитрий Смирнов :


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Можно ли есть морепродукты в Великий пост? Если с рыбой все понятно - однозначно нельзя - то по поводу употребления мидий, кальмаров, гребешков возникают вопросы. Говорят, будто по выходным, на протяжении всего поста, афонские монахи едят кальмары. Правда ли это? Читайте в статье.

вятитель Андрей Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из раннего детства Святителя сохранилось известие о том, что он был немой, не мог говорить даже до семи лет. И только лишь после причащения Святых Христовых Тайн в семилетнем возрасте отверзлись его уста. И он смог не только хорошо учиться, но впоследствии своими словесными творениями принес великую славу Церкви Божией как проповедник, один из самых лучших в Византии, и как песнотворец, то есть слагатель мелодий и слов церковных песнопений, также один из самых лучших, ярких и плодотворных.

В возрасте 14 лет он был отведен родителями в Иерусалимский монастырь Братства Гроба Господня и посвящен Богу. По пострижении в монашество святой Андрей получил послушание быть экономом Братства и одновременно нотарием Иерусалимской патриархии. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, монах Андрей, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви. Старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а святой Андрей был оставлен в Константинополе, и навсегда сохранил за собой прозвище «Иерусалимита», то есть «Иерусалимлянина».

Здесь он получил послушание возглавить Орфанотрофион, или Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии. Затем он был рукоположен в сан диакона и зачислен в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя не только должную заботливость, но и обнаруживая дар вести хозяйственные дела. Так, здание сиротского дома при нем было надстроено, а Дом престарелых (Герокоми он), который так же был ему поручен, несколько раз отремонтирован.

Здесь же в Константинополе он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил Церковь Божию, прославил множество святых, дни великопостные и пасхальные.

После двадцатилетнего диаконского служения, за великие понесенные труды, святой Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на самую далекую тогда кафедру - на остров Крит. Но в отличие от своих предшественников и тех архиереев, которые служили на Крите после него, он носил титул архиепископа, а это самое высокое древнее звание архиерея, которое носили предстоятели церквей.

На Крите святитель Андрей построил дома для сирот и престарелых, храм в честь Влахернской иконы Божией Матери. Много заботился о своей пастве, неустанно проповедовал, молитвами своими отгонял вражеские набеги прибрежных пиратов-арабов, а однажды, во время засухи, вымолил у Бога дождь, который обильно оросил поля критских христиан.

Трудился святитель Андрей и в составлении церковных песнопений, и в проповедании слова Божия.

Несколько раз святитель Андрей посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, с людьми, ему близкими. Там он выступил в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество.

В свое последнее посещение столицы святой Андрей простился со всеми, потому что почувствовал приближение кончины. По дороге на Крит он сильно заболел, остановился на острове Митилина в городке Ерессо, не доехав до Крита, и скончался там 4 июля 740 года. В этот день доныне совершается его память во всех Православных церквах.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Он написал каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, в его время этот праздник отдельно не праздновался). Некоторые каноны до нас не дошли. Великий пост кроме Великого канона был украшен и другими творениями святого Андрея. В рукописях сохранились каноны в Неделю Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся Четверопеснец святого Андрея, к которому потом присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. На Пасху в самую ночь пелся канон Святителя Андрея Критского. В Неделю Фомину, в Неделю Жен Мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы и во все Недели, включая Неделю о слепом, пелись каноны святого Андрея.

Многим святым Святитель написал каноны. Им же было написано множество стихир. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже преподобного Иоанна Дамаскина. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Великий канон является самым известным творением святого Андрея. Этот канон не является самым большим по объему, канон на Сретение Господне больше Великого, а канон на Рождество Предтечи почти такой же по объему, как и Великий канон. 250 тропарей,- кроме присоединенного канона преподобной Марии Египетской и тропарей самому святому Андрею, - столько содержит Великий канон в своих 9-ти Песнях, среди которых есть и вторая Песнь.

Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон, исполняется в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается так же, как и тогда, когда был написан. «Мистагог покаяния», т.е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея Православная Церковь. «Покаяния учитель преизряднейший», «светом сияя Святыя Троицы», - это слова о Святом Андрее.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех Песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе , (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». [«Благоутробен» - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим жалеет ребенка и любит его]. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Меняется масштаб и соотношение восприятия ближних и всего мира. Вот такому смирению учит нас святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет делает Святитель школой покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, он говорит и о злых и жестоких делах, побуждая подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, а есть и увещание душе, разсуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, взял нас за руку, ввел в свою келью и стал беседовать, рассказывать, делиться своим опытом, и вместе с нами смиренно и горячо молиться.

Великий канон потому еще так любим, что он единственный из всех канонов ближе всего стоит к аскетическим монашеским творениям, изложенным в виде кратких изречений. Сам дух канонной поэзии происходит из монашеского миросозерцания, наставлений, размышлений.

Форма канона совсем не простая, она требует от слушателя и читателя осмысления истории, переживания ее в важнейших событиях-символах, на которые опирается ум: это суть ирмосы, воспевающие во всех канонах праздник или память святого через осознавание события дня, через столпы-вехи древней Священной Истории. Монах-песнотворец просит у Бога утвердить его ум «на недвижимом камени заповедей» Божиих. Все колеблющееся, все мятущееся должно уступить место кристальности и твердости предстояния пред Богом, когда и ум, и сердце, и все существо человека находится в той гармонии, которая давно утеряна людьми, но по-прежнему ищется и находится монахами. «Пра ксис и феори я», - «делание и созерцание» воспеваются в четвертой Песни Великого канона. Святой Андрей как бы увлекается и забывает, что его слушают не одни только монахи, и в самых красивых и изящных строфах канона говорит о важнейшем соотношении этих двух состояний подлинного монашеского жития.

«Но облобызай покаяние!» - так восклицает святой Андрей в одном тропаре Великого канона. Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную, перемену ума. Ум должен измениться! От греха и забот, от угрызений и терзаний мира сего, от тленности и уничтожения ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни.

«Ты бо еси тайнник покаяния преизряднейший» - поет Церковь святому Андрею Критскому. Но быть таинником покаяния она призывает и каждого священника. Потому что после его смерти, после совершения его погребения и прощания с ним, по Уставу поются ирмосы Великого канона в то время, когда гроб почившего священника обносится вокруг храма перед самым погребением. Прощальная песнь духовных чад и прихожан со своим пастырем - ирмосы Великого канона! Прихожане поют самое дорогое из того, что они могут вспомнить о священнике: символ покаяния и изменения ума: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение…» Ибо ничто не ценится больше, чем пастырская помощь священника в покаянии. Священник как бы «открывает глаза» человеку, возвращает ему «изгнанного из мира сего» Бога, святых Ангелов, Пречистую Богородицу, всех Святых Его, всю полноту ожидающего нас Царства Небесного. И тогда получается, что Великий канон приобретает значение символа всей жизни Пастыря и пасомых, Батюшки и прихожан, символ спасения человека от греха и смерти.

Пусть никогда Великий канон не делается «памятником византийской литературы», а остается самой современной книгой, необходимой каждому человеку, каждому прихожанину. Пусть не только во время Великого поста она будет читаться, а в любое время года, чтобы как можно больше и полнее воспринять нам и усвоить спасительное покаяние, о котором так прекрасно поведал великий учитель древней Церкви святитель Андрей Критский.

В составе Императорского Минология 1034–1041 гг. (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета (+ 1355) в рукописи XIV в. из монастыря Пантократора .

Преподобный Андрей родился около г. в Дамаске . Согласно житию, составленному Никитой, родителей Андрея Критского звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Святых Таин . Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте Андрей Критский поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме , где был пострижен в монашество , посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью г., после того как акты VI Вселенского Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью , Андрей Критский вместе с 2 монахами доставил их в Константинополь .

Оставшись в столице Византии, Андрей Критский был посвящен в диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют Святого Павла и богадельня при храме Святой Софии. При Константинопольском Патриархе Кире (706–712) Андрей Критский был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (остров Крит) с титулом «архиепископа Критского».

Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

Андрей Критский также известен как мелод , т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов , самогласных тропарей и самогласных стихир , сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона , вытеснившего собой в литургической практике кондак .

Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный Великий канон , состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова , преподобного Романа Сладкопевца . После г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы , так и на ирмосы святителя Германа , преподобного Иоанна Дамаскина , преподобного Космы Маиумского .

Кроме Великого канона Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, святой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках . Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха , наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

Служба Андрея Критского содержится в Минее XII в. . В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня – краткое житие святого . В 1-й пол. XIV в. краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога . Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.– в Апостоле и 4 июня – в Румянцевском Обиходе . Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях и XVI в., происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезенными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором . По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью . Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI -XVIII вв. в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие Андрея Критского с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский .

Большое распространение в русской письменности –XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII –XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в постной Триоди XII в. , гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII – нач. XIII вв. . Русские списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. предписывает читать слова преподобного Андрея из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247–256).

Преподобный Андрей Критский особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея , сына святого благоверного князя Александра Невского . Несомненно в честь Андрея Критского был наречен Андрей, сын Ивана Калиты , родившийся 4 июля г. . Автор анонимного хожения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348–1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей прп. Андрея, находившихся в константинопольском монастыре его имени .

В Великом каноне , читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен перед троичном, помещено по одному тропарю Андрея Критского.

Иконография

Известны 2 типа изображения Андрея Критского – в монашеском и в святительском облачении. Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) Андрей Критский представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в.,– с длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. ; на фреске сев. стены диаконника церкви св. Никиты в Чучере, 1309–1316 гг.,– в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию...». Также в настенных минологиях: церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.,– в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321–1322 гг.,– погрудно; в нартексе церкви вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII – нач. XIV вв.; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках – на иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в. (церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва) – в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ) – в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Господи призри с небесе...».

Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер. XIV в., XV–XVII вв. – с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи ; на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в.; на миниатюре XVII в. , помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон» – свт.Андрей в белом клобуке; иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),– в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Реклингхаузене); иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) – с раскрытой книгой в руках.

«Ерминия » Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., дважды упоминает Андрея Критского как «старца с седою бородою»: среди святителей, говорящего «Вонми, Господи Иисусе Христе...» (Ч. 3. § 8. № 13), и среди гимнографов, с надписью: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение» (Ч. 3. § 15. № 2). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об Андрее Критском сказано: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре [омофоре], испод вохра с белилом».

Храмы, святыни

В г. во имя свт. Андрея Критского был устроен придел в колокольне храма Харитона Исповедника XVII в. (в Огородниках) в Москве.

Частицы мощей свт.Андрея Критского были вложены в Крест воздвизальный, 1494/95 гг. (ГММК); панагию-мощевик Иоанна Грозного, XVI в. (ГММК); в Крест-мощевик, нач. XVII в., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

Литература

  • BHG, N 113–114c;
  • Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415–417;
  • Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169–179;
  • ЖСв. Июль. С. 69–72;
  • Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345–348;
  • Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136–137;
  • Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. № 1;
  • Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928;
  • Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI–XV вв. М., 1984;
  • Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248–261;
  • Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270–274, 640–641;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215–220.
  • Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859;
  • Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875;
  • Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. № 6. С. 231–237;
  • Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891;
  • Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765–769;
  • Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505–514;
  • Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378–387;
  • М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. № 4. С. 143–149; № 5. С. 181–187; № 6. С. 221–226; № 7. С. 276–279; № 8. С. 299–302; № 9. С. 330–334;
  • Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447–472. Июнь. С. 1136–1141;
  • Филарет. Песнопевцы. С. 195–200;
  • Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034–2041;
  • Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. № 2. С. 192–206;
  • Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98–107;
  • Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170–178;
  • Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1–11;
  • Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. № 6;
  • Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298;
  • Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335;
  • Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15–16. S. 113–138;
  • Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’ Andre de Crete par Acace le Sabaïte // EEBS. 1965. T. 34. S. 304–311;
  • Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. № 2. С. 65–72;
  • Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. № 3. С. 71–76;
  • Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. Ðêï.;
  • Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6–10;
  • Древнерусское шитье XV–XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980;
  • Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46–61;
  • она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI–XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27–39;
  • НКС. Т. 3. С. 512–513;
  • Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1–2 [Библиогр. и список соч.];
  • Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;

Литература по иконографии

  • Ерминия ДФ. С. 160, 175;
  • Detzel. Bd. 2. S. 64;
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
  • Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2;
  • Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266;
  • Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
  • Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373;
  • Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993;
  • Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87;
  • Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208;
  • Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180.

Использованные материалы

  • Статья из II тома «Православной энциклопедии»

В византийских календарях память Андрея Критского указывается 29 апреля, 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апреля она зафиксирована в Евангелиях XI–XII вв. константинопольского происхождения (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая – только в Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 281); под 4 июня – в Синаксаре Константинопольской церкви X в. (SynCP. Col. 730) и Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 304–305); под 4 июля – в большинстве греческих календарей: Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 330–331), во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II (PG. 117. Col. 524), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 453, 457) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130)

ГИМ. Син.гр. 437. Л. 208

Messan. Salvad. 27. Fol. 238r

РНБ. O. I. 58. Л. 120 об., XV в.

РНБ. Q.I.1007. Л. 145 об.

Память святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского

Святой Андрей родился в городе Дамаске и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе с своими родителями причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, то во время святого причащения разрешилась его немота и он стал говорить. Христос истинный Сын Божий, совершивший Себе хвалу устами сего немотствовавшего отрока, показал, сколь великая сила таится в пречистых Тайнах. Получив чрез святое причащение дар речи, блаженный Андрей был отдан для обучения божественным книгам, а на четырнадцатом году своей жизни был приведен во святой град Иерусалим для служения Богу. Принявши его, святейший патриарх иерусалимский сопричислил его к клиру и со временем назначил его, как человека разумного, нотарием. Святой Андрей проводил весьма добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам патриарх, и он был угоден Богу и любим всеми.

По прошествии многих лет в Константинополе был созван шестой вселенский собор святых отцов, в царствование императора Константина Брадатого, против злочестивой ереси единовольников (монофелитов), - относительно каковой ереси подробнее можно читать в житии преподобного Максима Исповедника. На сей собор тогдашним святейшим патриархом иерусалимским Феодором был отправлен и сей блаженный Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, ибо самому патриарху нельзя было отправиться на собор в Константинополь, так как Иерусалим находился в то время под мусульманским владычеством. Блаженный Андрей по благодати Святого Духа, которой он был исполнен, в это время сделался известным святым отцам и самому императору. Они заметили в нем не только книжную премудрость и глубокое знание догматов православной Церкви, но и святую богоугодную жизнь. Против еретиков же он выказал себя доблестным воином Христовым и, усердно ратуя за благочестие, много помогал собору святых отцов.

После окончания собора святой Андрей возвратился во Иерусалим и пребывал там в своих обычных богоугодных занятиях, заботясь, по поручению патриарха, о сиротах, питая странников, служа больным. Во всем этом он был столь усерден и старателен, как будто он служил Самому Христу. После сего в правление императора Юстиниана второго Андрей был назначен архиепископом в Крит. Здесь он был светильником миру, осиявающим Христову Церковь богодухновенным учением и своею добродетельною жизнью. Как непобедимый подвижник, которого боятся бесы (ибо он их изгонял), Андрей был грозою для еретиков. Не только невидимые, но и видимые враги отгонялись его молитвами.

Однажды на остров Крит напали прибывшие на кораблях сарацины и осадили город, называвшийся Друмеос, где с своим пастырем, святым Андреем, заперлись христиане. Но сарацины воевали безуспешно и со стыдом отступили, будучи отгоняемы не оружием, а гораздо сильнейшими всякого оружия молитвами святителя, которые он со слезами проливал к Богу и ими, как стрелами, уязвлял врагов. Его молитвы имели большую силу: ими он во время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил критскую область и сообщил ей плодородие.

Христов святитель Андрей написал много богодухновенных писаний и великий канон, который поется в четверток пятой недели Великого поста и другие каноны. Он украсил церковь песнопениями и почтил многими похвалами Пречистую Деву Богородицу. По каким-то церковным нуждам он отправился некогда в Константинополь и здесь оказался для многих человеком полезным. Всякий услаждался его лицезрением и медоточивыми речами и совершенствовался душою. Поэтому-то и стекались к нему все искавшие спасения душам своим. Намереваясь же вернуться из Константинополя обратно в Крит, святый провидел свою кончину и сказал любезным своим друзьям о Христе, что он более не увидит Крита. Простившись с ними последним целованием, он сел на корабль и отправился в путь. Доплывши до острова Митилены, он заболел, и в одном месте, по имени Иерис, предал в руки Божии свою душу.

Блаженный Андрей с честью пас вверенное ему стадо словесных овец и сопричислен к лику святых иерархов, предстоящих пред престолом Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице, Емуже воссылается слава во веки. Аминь.

Кондак, глас 2:

Вострубив ясно божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Примечания

  • 1. Крит (или Кандия) - наибольший из островов Средиземного моря; находится в восточной части этого моря, к югу от Эгейского моря. Принадлежит ныне Турции.
  • 2. Дамаск - древнейший сирийский город, упоминаемый в Библии уже в истории Авраама (Быт.14:15); был расположен к северо-востоку от Палестины, в прекрасной и плодородной равнине, находившейся у восточной подошвы Анти-Ливана. - В истории христианской Церкви Дамаск замечателен как место чудесного обращения ко Христу Савла (Деян.9:1-22). В 634 году покорен арабами; с 1516 г. присоединен к турецкой империи.
  • 3. Секретарем.
  • 4. В 680 г.
  • 5. Константин IV (Погонат) царствовал с 668 г. по 685 г.
  • 6. Ересь монофелитов состояла в том, что они, хотя и признавали в Иисусе Христе два естества, но допускали в Нем лишь одну волю.
  • 7. Память его совершается св. Церковью 21 апреля.
  • 8. Юстиниан II царствовал с 685 г. по 695 г.
  • 9. Св. Андрею, архиепископу Критскому, принадлежит до 20-ти слов церковно-поучительного характера. Из числа написанных им церковных песнопений, самым важным следует считать великий покаянный канон, который поется по частям на повечериях 1-й седмицы Великого поста, и сполна на утрени в четверг на 5-ой неделе.
  • 10. Кончина св. Андрея, архиепископа критского, последовала в 712 г.