Политическое поведение и политическое участие. Формы политического участия Что значит участвовать в политике

Политическое поведение и политическое участие. Формы политического участия Что значит участвовать в политике

Политическое участие - это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Объем возможного участия определяется политическими правам и, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита - все те, для кого политика является основным занятием, профессиональной деятельностью. Вторую группу составляют рядовые граждане.

Проявляя активность, они, как правило, добровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые ученые рассматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое участие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя группами.

Вероятно, немногие из вас станут профессиональными политиками, поэтому главное внимание уделим политическому участию рядовых граждан. Подчеркнем, что оно бывает прямым (непосредственным) и представительным (опосредованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, посещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях и пр. Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей (от партий, движений, заинтересованных групп), которым передаются полномочия для принятия решений. Например, выступить на слушаниях парламентской комиссии, вести переговоры с представителями властных структур, наладить с ними неофициальные контакты.

Обозначенные действия называются видами (формами) политического участия. Им соответствуют определенные политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции и пр. Политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие, а не просто некая непроявившаяся эмоция. Во-вторых, участие обычно происходит добровольно. Это не обязанность, какой являются уплата налогов или служба в армии. В-третьих, участие является действительным, а не фиктивным. Оно предполагает наличие реального выбора, альтернативы.

Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является мобилизованное участие, имеющее принудительный характер. При этом возможно использование мер морального и материального стимулирования, как это было в СССР. Предоставление отгулов, премирование помогали привлекать граждан к участию в праздничных демонстрациях. Так можно было показать - и внутри страны, и для внешнего мира - всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное - в режимах демократических.

«Только в условиях демократии, - подчеркивает современный американский политолог С. Верба, - политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована». Так, граждане, возмущенные несправедливостью того или иного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами, заявлениями в соответствующие инстанции, на радио, телевидение, в редакции газет и журналов.

Иногда предпринимают и различные акции протеста: забастовки, митинги и пр. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть изменить или скорректировать свое решение.

Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности.

  1. Личность активиста. Для него свойственны высокая политическая активность, постоянный интерес к политическим проблемам и информированность о них. Активистом может быть член политической партии, участник движения, по своей воле включенный в политическую деятельность. К активистам относятся также многие профессиональные политики и лидеры политических партий.
  2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике. Она проявляет интерес к политике, хорошо информирована, но в силу определенных личных обстоятельств (отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях.
  3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.
  4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.
  5. Аполитичная, или отчужденная, личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, конечно же, не является субъектом политики.

Приведенная типология убеждает в том, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность.

Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем фактор образования сказывается сильнее, чем уровень доходов или профессия. Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают в качестве мотивов политического участия. По требности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально- экономические (материальные) потребности.

Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествление себя с определенной социальной группой, партией, движением). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и стремление к самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентаций). По мере удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности.

В обществе, в котором не удовлетворены первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.

Мы рассмотрели некоторые факторы, положительно влияющие на политическую активность граждан. Каковы же причины абсентеизма - уклонения от участия в политике?

Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов. Уклонение от политики нередко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой- либо социальной группе. В этих случаях человек лишается «маяков», которые позволяли ему ориентироваться в «политическом море». Какими бы причинами ни был вызван абсентеизм, на практике он может принести ущерб обществу и самому человеку.

    На рубеже 1960-1970-х гг. в странах Западной Европы были реализованы программы для привлечения в политику пассивных слоев населения. Результаты оказались неожиданными: «новобранцы» проявили крайне консервативные позиции, чем вызвали поворот демократического политического процесса вправо.

Следует отметить, что степень активности и эффективность политического участия во многом зависят от политической культуры.

1. Для обобщенной характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое участие».

Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно .

Политическое участие
опосредованное (представительное) непосредственное (прямое)
осуществляется через избранных представителей воздействие гражданина на власть без посредников
формы
реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д. обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений деятельность политических лидеров
индивидуальные, групповые, массовые

2. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми .

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия
случайное (разовое) участие участие «по совместительству» профессиональное участие
личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности человек делает политическую деятельность своей профессией

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющим на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

3. Применение форм политического участия , их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

Формы политического участия
Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориенти­рующихся на завоевание власти или воздействие на нее Выборы, референдумы (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - волеизъ­яв­ления всех граждан государства по важному для него вопросу

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм .

Абсентеизм (лат. absens - отсутствующий) - форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти .

В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.

Таким образом, можно выделить следующие типы политической деятельности:

Основные типы политической деятельности
Политическое отчуждение - сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п. Политическая пассивность - субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы Политическая активность - стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы
  1. Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях:

· Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений

Политическое участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Термин «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Различают политическое участие:

– индивидуальное и коллективное;

– добровольное и принудительное;

– активное и пассивное;

– традиционное и новаторское;

– легитимное и нелегитимное.

По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий;

4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

5) посещение политических собраний , освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:

митинги;

демонстрации;

забастовки;

голодовки;

кампании неповиновения или бойкот;

освободительные войны и революции;

7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;

8) встречи с политическими лидерами , представителями государственных и политических организаций и движений.

Конкретные формы, виды, способы, уровни участия граждан в политике выражают функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. Для авторитарных политических систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных режимов – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических режимов – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

Типы политического поведения и участия человека в политике: высокая постоянная политическая активность; эпизодическое участие в политике; проявление интереса к политике; нейтральное или отрицательное отношение к политике; аполитичность, негативное отношение к своему участию в политике.

В каждом государстве в зависимости от политического режима, уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение простых граждан в политику называется политическим участием.

Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы. Политическая деятельность - это реализация политической стратегии и тактики, осуществляемая прежде всего институционализированными субъектами политики (государственными органами, политическими партиями, группами давления и др.). Иными словами, это деятельность политических профессионалов, исполняющих свои функциональные обязанности. Хотя и непрофессиональных, и неинституционализованных участников из общей политической деятельности полностью исключить нельзя.

Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности, мотиванионную и эмоциональную составляющую в действиях индивида или группы, принимающих участие в том или ином политическом процессе.

Политическое участие - вовлеченность граждан в политический процесс, в тс или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике простых граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране. Однако в реальной жизни часть граждан, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют из-за своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям; имеется категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еще Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка (наиболее стабильные и уравновешенные в обществе) мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют, в частности, следующие причины вовлечения индивида и групп в политический процесс:
стремление получить выгоду от политического участия;
участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
участие как выражение лояльности существующему режиму власти или как акт поддержки той или иной политической партии, движения;
желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия;
мобилизационное участие - использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное. Прямое участие имеет место, когда индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Исследователи делят различные виды участия на три основные типа:
1) участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
2) участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
3) девиантное участие - использование неконституционных, в том числе и насильственных методов с целью свержения существующего режима.

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима власти. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроля за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важной функцией политического участия в демократическом обществе является участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме всего прочего, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан.

В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан - мобилизационная. Несанкционированные властью инициативы там наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные компании число участников, формы проведения и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

Политическое участие в общем смысле - это групповые или частные действия, имеющие целью повлиять на власть, какого бы уровня она ни была. На современном этапе это явление рассматривают как сложное и многомерное. Оно включает в себя большое количество приемов, помогающих оказывать влияние на власть. Участие граждан в степень активности зависят от факторов социального, психологического, культурно-исторического, экономического и другого характера. Индивид реализует его, когда вступает в формальные, упорядоченные отношения с разными группами или с другими людьми.

Политическое участие бывает трех видов:

  • неосознанное (несвободное), то есть то, которое основывается на принуждении, на обычае или на спонтанном действии;
  • сознательное, но тоже несвободное, когда человек вынужден осмысленно следовать каким-то регламентам, нормам;
  • сознательное и одновременно свободное, то есть индивид способен сделать выбор самостоятельно, расширяя тем самым пределы собственных возможностей в мире политики.

Сидней Верба и создали свою теоретическую модель участие первого типа они называют парокиальным, то есть таким, которое ограничено элементарными интересами; второго типа - подданническим, а третьего - партиципаторным. Также эти ученые выделили переходные формы активности, в которых сочетаются черты двух граничащих типов.

Политическое участие и его формы постоянно эволюционируют. Совершенствуются его старые виды и возникают новые в ходе любого социально-исторического процесса, имеющего значения. Особенно это касается переходных моментов, например, к республике от монархии, к многопартийности от отсутствия подобных организаций, к независимости от положения колонии, к демократии от авторитаризма и т. д. В 18-19 веках на фоне всеобщей модернизации происходило и расширение политического участия разными группами и категориями населения.

Так как активность людей определяется многими факторами, то и единой классификации ее форм не существует. Одна из них предлагает рассматривать политическое участие по следующим показателям:

  • легитимное (выборы, петиции, демонстрации и митинги, согласованные с властями) и нелегитимное (терроризм, переворот, восстание или другие формы неповиновения граждан);
  • институционализированное (участие в работе партии, голосование) и неинституционализированное (группировки, которые имеют политические цели и не признаны законом, массовые волнения);
  • имеющие местный характер и общенациональный.

Типологизация может иметь и иные варианты. Но в любом случае она должна соответствовать следующим критериям:

Политическое участие должно проявиться в виде конкретного акта, а не просто на уровне эмоций;

Оно должно быть добровольным (исключение составляют служба в армии, уплата налогов или праздничная демонстрация при тоталитаризме);

Также оно должно завершиться реальным выбором, то есть быть не фиктивным, а действительным.

Некоторые ученые, в том числе Липсет и Хантингтон, считают, что на тип участия непосредственное влияние оказывает тип политического режима. Например, при демократическом устройстве оно происходит добровольно и автономно. А при участие мобилизованное, принудительное, когда массы привлекаются только символически, для имитации поддержки власти. Некоторые формы активности могут даже искажать психологию групп и индивидов. Ярким свидетельством этого служит фашизм и разновидности тоталитаризма.