Особенности композиции рассказа после бала таблица. Cочинение «Особенности композиции рассказа Л

Особенности композиции рассказа после бала таблица. Cочинение «Особенности композиции рассказа Л
Особенности композиции рассказа после бала таблица. Cочинение «Особенности композиции рассказа Л
Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала - яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.
Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала – яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.
Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.


Пушиной Д.В.

Конспект урока литературы в 8 классе.

Тема : Рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Особенности композиции рассказа.

Цели:

Образовательная – познакомить учеников с новым произведением, расширить их представление о биографии писателя, его жизненной позиции.

Развивающая – развивать навыки анализа текста, пересказа; работа над навыком выделения художественных средств, особенностей композиции.

Воспитательная - формировать нравственную позицию учащихся через раскрытие гуманистического пафоса рассказа.

Оборудование: проектор, раздаточный материал: шаблоны таблицы для заполнения учениками.

Ход урока:

Слайд 1.

Ранее вы уже знакомились с творчеством Л.Н.Толстого. Вспомните, какие произведения писателя вы читали?

Ответ: Басни, рассказы «Лев и собачка», «Косточка», «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы».

Назовите главную особенность «Севастопольских рассказов», повестей «Детство», «Отрочество».

Ответ: Автобиографичность.

История написания рассказа «После бала» косвенно относится к биографии писателя. В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого - Сергеем. Упоминаемый в рассказе «девический институт» - это (теперь Суворовское училище), располагавшийся тогда на окраине города. Вы будете немало удивлены, узнав, что место, где «гоняли татарина за побег», сегодня является улицей Льва Толстого. Таким образом, можно сказать, что поздний рассказ Толстого, наряду с его автобиографической трилогией, во многом связан с казанскими воспоминаниями писателя.

Прежде чем мы перейти к анализу рассказа, прослушаем два музыкальных отрывка. Слушайте внимательно, затем я дам вам задание. Слайд 2.

1. (Звучит марш). Запишите, пожалуйста, в тетрадях, какие чувства у вас вызывает эта музыка.

Заполните таблицу. Опишите настроение музыки и то, в какие цвета она окрашена. Запишите в соответствующий первый столбик таблицы. Слайд 3. Опрос учеников.

2. (Звучит мазурка). Ученики заполняют вторую колонку. Слайд 4 (таблица, обозначено, какой столбик заполнять), 5 (муз.отрывок). Опрос учеников.

Слайд 6 – изображение общей заполненной талицы.

Понаблюдаем, что у нас получилось? Что вы можете сказать о содержании первой и второй колонок?

Ответ: 1 и 2 колонка противопоставлены друг другу.

Как называется подобный приём в художественном произведении?

Ответ: антитеза.

Дайте определение антитезы.

Ответ: Антитеза – это противопоставление.

Ответ: рассказ состоит из двух частей: «Бал» и «После бала».

Да, предлагаю озаглавить шапку таблицы. Первый столбик – «После бала», второй – «На балу».

Давайте рассмотрим название. В чем его смысл? Почему Толстой назвал свой рассказ именно так, а не иначе?

Ответ: он хотел подчеркнуть события, произошедшие именно после бала.

Ответ: герой-резонер // композиция рассказа // прием антитезы.

Что такое композиция? Дайте определение.

Композиция – построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

Толстой в рассказе использует кольцевую композицию. Запишем определение.

Кольцевая композиция – это такое построение текста произведения, при котором последний эпизод обращается к первому или повторяет его. Т.о. текст как бы «закольцовывается».

Теперь с помощью текста рассказа докажем что композиция действительно кольцевая. Давайте вместе зачитаем начало рассказа и его финал. Ученики зачитывают отрывки. Что вы заметили?

Ответ: Рассказ начинается и заканчивается одной и той же фразой: «А вы говорите…» / «Вот вы говорите…»

Слайд 7. Проблемный вопрос: Как вы думаете, может ли случай изменить жизнь человека?

Ответы учащихся.

Действительно, это достаточно спорный вопрос и сегодня мы с вами рассмотрим, с помощью каких средств и приемов на него отвечает Л.Н. Толстой.

Слайд 8. Тема урока.

Итак, ранее мы сказали о двух частях рассказа. Какие основные события в этих частях вы выделите?

Ответ: танец полковника с дочерью и сцена наказания татарина.

Противопоставляются ли два эти события друг другу?

Ответ: да.

Хорошо, предлагаю доказать это с помощью работы с текстом. Слайд 9.

Групповая работа: разделить класс на 3 варианта.

1 вариант ищет слова и словосочетания, описывающие чувства героя на балу, в первой части рассказа и после него, во второй части.

2 вариант ищет характерные эпитеты в 1 и 2 частях.

3 вариант ищет детали (вещи персонажей, характерные атрибуты) там и там.

4 вариант ищет звуки. Это будет не только звуки музыки, но и может звуки голосов, интонация, возгласы.

Слайд 10. (показано, как заполнять таблицу)

На это задание вам дается 4 минуты.

Проверка задания: устные ответы с места.

Слайд 11.

Теперь сравните данные двух таблиц, которые мы составили. Что вы видите?

Ответ: они совпадают / почти совпадают / по сути своей одинаковые. Каждая из таблиц основана на противопоставлении, контрасте, антитезе.

С помощью чего Толстой создает свой прием антитезы (контраста)? (Что в рассказе передает настроение героя, выражает авторскую точку зрения, противопоставляется?)

Ответ: музыка, цвет; какие-то значимые детали.

Доп.вопросы по схожим деталям:

Определите роль белого цвета в обеих частях рассказа.

Ответ: в первой части это цвет радости, а вот во второй он скорее оттеняет ужас происходящего, контрастирует с ним, контрастно подчеркивает красный и черный цвета.

Здесь есть деталь, которая присутствует в обоих частях рассказа.

Ответ: замшевая перчатка полковника.

Какова ее роль в рассказе?

Ответ: эта деталь связывает между собой две части. В первой части полковник надевает замшевую перчатку перед танцем с дочерью и говорит: «Надо все по закону». Во второй части рукой в это же перчатке бьет по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Таким образом, фраза, сказанная на балу, приобретает зловещий смысл.

Также мы с вами поставили в начале урока проблемный вопрос: может ли случай изменить жизнь человека? Как отвечает на него писатель?

Ответ: Толстой думает, что случай может изменить жизнь человека. Об этом прямо говорит его герой. Доказывает это и кольцевая композиция рассказа.

Есть ли еще что-то в композиции, доказывающее это?

Ответ: название рассказа. После бала – это не только события с избиением татарина, но и вообще вся жизнь героя, полностью изменившаяся после этого случая.

Итак, в завершение нашего урока снова обратимся к таблице, сделаем вывод, опираясь на следующие вопросы:

Сравните, пожалуйста, 2 столбца: на балу и после бала. Представляют ли они контраст? Противопоставляются ли друг другу? Какой вывод о композиции рассказа мы можем сделать?

Вывод (делает ученик, затем учитель повторяет) Слайд 12 : два эпизода в рассказе противопоставлены друг другу с помощью приема антитезы и это отражается сразу на нескольких уровнях произведения. Толстой для достижения нужного эффекта не только констатирует полярные чувства своего героя, не только использует изобразительные средства, но и использует детали, цвет, музыкальные мотивы в произведении.

Д/з: Слайд 13 . Задание также комментируется и поясняется учителем.

Приложение.

Образец раздаточного материала – шаблона таблицы.

Список литературы:

    Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1985. Т. 14. С. 7-16.

    Шпилевая Г.А. «Язык бала» и «музыка жизни» в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 2 (28). С. 142-150.

    Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд. – М.: 2010. – 384 с.

    Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф., Беленького Г.И. М.: 2012. - 508 с.

    Поурочные разработки по литературе. 8 кл.: методические рекомендации / И. В. Золотарева, Т. А. Крысова. - М. : ВАКО, 2003. - 335 с.

  1. . Методическая разработка урока литературы в 8-м классе «Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала"» [Электронный ресурс] / Л.А. Мальцева. – Режим доступа:

  2. Фокина Т.Н. Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Гуманизм в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"» [Электронный ресурс] / Т.Н.Фокина. – Режим доступа: , свободный. – Проверено: 06.03.15.

  3. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: свободная универсальная интернет-энциклопедия. – Электрон. данные. – Режим доступа: , свободный. – Проверено: 15.05.12.

На вопрос композиция и её роль в рассказе после бала заданный автором Ольга Орищенко лучший ответ это Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала - яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.
Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

Ответ от Невропатолог [новичек]
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала». Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.
Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения «После бала» - прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала) и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа. В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменялось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество Л. Н. Толстого, связан с реализмом в русской литературе.

Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;

1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;

1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы /вопрос-понятие, вопрос-суждение/, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;

1.4. Развитие специальных умений: находить в содержании произведения композиционные особенности.

II. Воспитательная цель:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.

-Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).

Выбор между добром и злом!

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.