Севастопольские рассказы какая война. Лев Толстой, «Севастополь в декабре месяце»: анализ произведения

Севастопольские рассказы какая война. Лев Толстой, «Севастополь в декабре месяце»: анализ произведения
Севастопольские рассказы какая война. Лев Толстой, «Севастополь в декабре месяце»: анализ произведения

«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет - всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далёкий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра... Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...» Несмотря на то, что в городе идут боевые действия, жизнь идёт своим чередом: торговки продают горячие булки, а мужики - сбитень. Кажется, что здесь странно смешалась лагерная и мирная жизнь, все суетятся и пугаются, но это обманчивое впечатление: большинство людей уже не обращает внимания ни на выстрелы, ни на взрывы, они заняты «будничным делом». Только на бастионах «вы увидите... защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища».

В госпитале раненые солдаты рассказывают о своих впечатлениях: тот, кто потерял ногу, не помнит боли, потому что не думал о ней; в женщину, относившую на бастион мужу обед, попал снаряд, и ей отрезали ногу выше колена. В отдельном помещении делают перевязки и операции. Раненые, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельдшер равнодушно бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть «ужасные, потрясающие душу зрелища... войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а... войну в настоящем её выражении - в крови, в страданиях, в смерти...». Молоденький офицер, воевавший на четвёртом, самом опасном бастионе, жалуется не на обилие бомб и снарядов, падающих на головы защитников бастиона, а на грязь. Это его защитная реакция на опасность; он ведёт себя слишком смело, развязно и непринуждённо.

По пути на четвёртый бастион всё реже встречаются невоенные люди, и всё чаще попадаются носилки с ранеными. Собственно на бастионе офицер-артиллерист ведёт себя спокойно (он привык и к свисту пуль, и к грохоту взрывов). Он рассказывает, как во время штурма пятого числа на его батарее осталось только одно действующее орудие и очень мало прислуги, но всё же на другое утро он уже опять палил из всех пушек.

Офицер вспоминает, как бомба попала в матросскую землянку и положила одиннадцать человек. В лицах, осанке, движениях защитников бастиона видны «главные черты, составляющие силу русского, - простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства... Чувство злобы, мщения врагу... таится в душе каждого». Когда ядро летит прямо на человека, его не покидает чувство наслаждения и вместе с тем страха, а затем он уже сам ожидает, чтобы бомба взорвалась поближе, потому что «есть особая прелесть» в подобной игре со смертью. «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа... Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина - эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине... Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»

Севастополь в мае

Проходит полгода с момента начала боевых действий в Севастополе. «Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи - успокоиться в объятиях смерти» Наиболее справедливым представляется решение конфликта оригинальным путём; если бы сразились двое солдат (по одному от каждой армии), и победа бы осталась за той стороной, чей солдат выйдет победителем. Такое решение логично, потому что лучше сражаться один на один, чем сто тридцать тысяч против ста тридцати тысяч. Вообще война нелогична, с точки зрения Толстого: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать»

В осаждённом Севастополе по бульварам ходят военные. Среди них - пехотный офицер (штабс-капитан) Михайлов, высокий, длинноногий, сутулый и неловкий человек. Он недавно получил письмо от приятеля, улана в отставке, в котором тот пишет, как его жена Наташа (близкий друг Михайлова) с увлечением следит по газетам за передвижениями его полка и подвигами самого Михайлова. Михайлов с горечью вспоминает свой прежний круг, который был «до такой степени выше теперешнего, что когда в минуты откровенности ему случалось рассказывать пехотным товарищам, как у него были свои дрожки, как он танцевал на балах у губернатора и играл в карты с штатским генералом», его слушали равнодушно-недоверчиво, как будто не желая только противоречить и доказывать противное

Михайлов мечтает о повышении. Он встречает на бульваре капитана Обжогова и прапорщика Сусликова, служащих его полка, и они пожимают ему руку, но ему хочется иметь дело не с ними, а с «аристократами» - для этого он и гуляет по бульвару. «А так как в осаждённом городе Севастополе людей много, следовательно, и тщеславия много, то есть и аристократы, несмотря на то, что ежеминутно висит смерть над головой каждого аристократа и неаристократа... Тщеславие! Должно быть, оно есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века... Отчего в наш век есть только три рода людей: одних - принимающих начало тщеславия как факт необходимо существующий, поэтому справедливый, и свободно подчиняющихся ему; других - принимающих его как несчастное, но непреодолимое условие, и третьих - бессознательно, рабски действующих под его влиянием...»

Михайлов дважды нерешительно проходит мимо кружка «аристократов» и, наконец, отваживается подойти и поздороваться (прежде он боялся подойти к ним оттого, что они могли вовсе не удостоить его ответом на приветствие и тем самым уколоть его больное самолюбие). «Аристократы» - это адъютант Калугин, князь Гальцин, подполковник Нефердов и ротмистр Праскухин. По отношению к подошедшему Михайлову они ведут себя достаточно высокомерно; например, Гальцин берет его под руку и немного прогуливается туда-сюда только потому, что знает, что этот знак внимания должен доставить штабс-капитану удовольствие. Но вскоре «аристократы» начинают демонстративно разговаривать только друг с другом, давая тем самым понять Михайлову, что больше не нуждаются в его обществе.

Вернувшись домой, Михайлов вспоминает, что вызвался идти наутро вместо заболевшего офицера на бастион. Он чувствует, что его убьют, а если не убьют, то уж наверняка наградят. Михайлов утешает себя, что он поступил честно, что идти на бастион - его долг. По дороге он гадает, в какое место его могут ранить - в ногу, в живот или в голову.

Тем временем «аристократы» пьют чай у Калугина в красиво обставленной квартире, играют на фортепиано, вспоминают петербургских знакомых. При этом они ведут себя вовсе не так неестественно, важно и напыщенно, как делали на бульваре, демонстрируя окружающим свой «аристократизм». Входит пехотный офицер с важным поручением к генералу, но «аристократы» тут же принимают прежний «надутый» вид и притворяются, что вовсе не замечают вошедшего. Лишь проводив курьера к генералу, Калугин проникается ответственностью момента, объявляет товарищам, что предстоит «жаркое» дело.

Гальцин спрашивает, не пойти ли ему на вылазку, зная, что никуда не пойдёт, потому что боится, а Калугин принимается отговаривать Гальцина, тоже зная, что тот никуда не пойдёт. Гальцин выходит на улицу и начинает бесцельно ходить взад и вперёд, не забывая спрашивать проходящих мимо раненых, как идёт сражение, и ругать их за то, что они отступают. Калугин, отправившись на бастион, не забывает попутно демонстрировать всем свою храбрость: не нагибается при свисте пуль, принимает лихую позу верхом. Его неприятно поражает «трусость» командира батареи, о храбрости которого ходят легенды.

Не желая напрасно рисковать, полгода проведший на бастионе командир батареи в ответ на требование Калугина осмотреть бастион отправляет Калугина к орудиям вместе с молоденьким офицером. Генерал отдаёт приказ Праскухину уведомить батальон Михайлова о передислокации. Тот успешно доставляет приказ. В темноте под обстрелом противника батальон начинает движение. При этом Михайлов и Праскухин, идя бок о бок, думают только о том, какое впечатление они производят друг на друга. Они встречают Калугина, который, не желая лишний раз «себя подвергать», узнает о ситуации на бастионе от Михайлова и поворачивает обратно. Рядом с ними взрывается бомба, погибает Праскухин, а Михайлов ранен в голову. Он отказывается идти на перевязочный пункт, потому что его долг - быть вместе с ротой, а кроме того, за рану ему положена награда. Ещё он считает, что его долг - забрать раненого Праскухина или же удостовериться, что тот мёртв. Михайлов под огнём ползёт обратно, убеждается в гибели Праскухина и со спокойной совестью возвращается.

«Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мёртвых в Севастополе; сотни людей - с проклятиями и молитвами на пересохших устах - ползали, ворочались и стонали, - одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу перевязочного пункта; а всё так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего тёмного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и все так же, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило».

На другой день «аристократы» и прочие военные прогуливаются по бульвару и наперебой рассказывают о вчерашнем «деле», но так, что в основном излагают «то участие, которое принимал, и храбрость, которую выказал рассказывающий в деле». «Всякий из них маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звёздочку или треть жалованья».

Между русскими и французами объявлено перемирие, простые солдаты свободно общаются друг с другом и, кажется, не испытывают по отношению к противнику никакой вражды. Молодой кавалерийский офицер просто рад возможности поболтать по-французски, думая, что он невероятно умён. Он обсуждает с французами, насколько бесчеловечное дело они затеяли вместе, имея в виду войну. В это время мальчишка ходит по полю битвы, собирает голубые полевые цветы и удивлённо косится на трупы. Повсюду выставлены белые флаги.

«Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди - христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, не упадут с раскаянием вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны - и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льётся чистая невинная кровь и слышатся стоны и проклятия... Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой её? Все хороши и все дурны... Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда»

Севастополь в августе 1855 года

Из госпиталя на позиции возвращается поручик Михаил Козельцов, уважаемый офицер, независимый в своих суждениях и в своих поступках, неглупый, во многом талантливый, умелый составитель казённых бумаг и способный рассказчик. «У него было одно из тех самолюбии, которое до такой степени слилось с жизнью и которое чаще всего развивается в одних мужских, и особенно военных кружках, что он не понимал другого выбора, как первенствовать или уничтожиться, и что самолюбие было двигателем даже его внутренних побуждений».

На станции скопилось множество проезжающих: нет лошадей. У некоторых офицеров, направляющихся в Севастополь, нет даже подъёмных денег, и они не знают, на какие средства продолжить путь. Среди ожидающих оказывается и брат Козельцова, Володя. Вопреки семейным планам Володя за незначительные проступки вышел не в гвардию, а был направлен (по его собственному желанию) в действующую армию. Ему, как всякому молодому офицеру, очень хочется «сражаться за Отечество», а заодно и послужить там же, где старший брат.

Володя - красивый юноша, он и робеет перед братом, и гордится им. Старший Козельцов предлагает брату немедленно ехать вместе с ним в Севастополь. Володя как будто смущается; ему уже не очень хочется на войну, а, кроме того, он, сидя на станции, успел проиграть восемь рублей. Козельцов из последних денег оплачивает долг брата, и они трогаются в путь. По дороге Володя мечтает о героических подвигах, которые он непременно совершит на войне вместе с братом, о своей красивой гибели и предсмертных упрёках всем прочим за то, что те не умели при жизни оценить «истинно любивших Отечество», и т. д.

По прибытии братья отправляются в балаган обозного офицера, который пересчитывает кучу денег для нового полкового командира, обзаводящегося «хозяйством». Никто не понимает, что заставило Володю бросить спокойное насиженное место в далёком тылу и приехать без всякой для себя выгоды в воюющий Севастополь. Батарея, к которой прикомандирован Володя, стоит на Корабельной, и оба брата отправляются ночевать к Михаилу на пятый бастион. Перед этим они навещают товарища Козельцова в госпитале. Он так плох, что не сразу узнает Михаила, ждёт скорой смерти как избавления от страданий.

Выйдя из госпиталя, братья решают разойтись, и в сопровождении денщика Михаила Володя уходит в свою батарею. Батарейный командир предлагает Володе переночевать на койке штабс-капитана, который находится на самом бастионе. Впрочем, на койке уже спит юнкер Вланг; ему приходится уступить место прибывшему прапорщику (Володе). Сперва Володя не может уснуть; его то пугает темнота, то предчувствие близкой смерти. Он горячо молится об избавлении от страха, успокаивается и засыпает под звуки падающих снарядов.

Тем временем Козельцов-старший прибывает в распоряжение нового полкового командира - недавнего своего товарища, теперь отделённого от него стеной субординации. Командир недоволен тем, что Козельцов преждевременно возвращается в строй, но поручает ему принять командование над его прежней ротой. В роте Козельцова встречают радостно; заметно, что он пользуется большим уважением среди солдат. Среди офицеров его также ожидает тёплый приём и участливое отношение к ранению.

На другой день бомбардировка продолжается с новой силой. Володя начинает входить в круг артиллерийских офицеров; видна взаимная симпатия их друг к другу. Особенно Володя нравится юнкеру Влангу, который всячески предугадывает любые желания нового прапорщика. С позиций возвращается добрый штабс-капитан Краут, немец, очень правильно и слишком красиво говорящий по-русски. Заходит разговор о злоупотреблениях и узаконенном воровстве на высших должностях. Володя, покраснев, уверяет собравшихся, что подобное «неблагородное» дело никогда не случится с ним.

На обеде у командира батареи всем интересно, разговоры не умолкают несмотря на то, что меню весьма скромное. Приходит конверт от начальника артиллерии; требуется офицер с прислугой на мортирную батарею на Малахов курган. Это опасное место; никто сам не вызывается идти. Один из офицеров указывает на Володю и, после небольшой дискуссии, он соглашается отправиться «обстреляться» Вместе с Володей направляют Вланга. Володя принимается за изучение «Руководства» по артиллерийской стрельбе. Однако по прибытии на батарею все «тыловые» знания оказываются ненужными: стрельба ведётся беспорядочно, ни одно ядро по весу даже не напоминает упомянутые в «Руководстве», нет рабочих, чтобы починить разбитые орудия. К тому же ранят двух солдат его команды, а сам Володя неоднократно оказывается на волосок от гибели.

Вланг очень сильно напуган; он уже не в состоянии скрыть это и думает исключительно о спасении собственной жизни любой ценой. Володе же «жутко немножко и весело». В блиндаже Володи отсиживаются и его солдаты. Он с интересом общается с Мельниковым, который не боится бомб, будучи уверен, что умрёт другой смертью. Освоившись с новым командиром, солдаты начинают при Володе обсуждать, как придут к ним на помощь союзники под командованием князя Константина, как обеим воюющим сторонам дадут отдых на две недели, а за каждый выстрел тогда будут брать штраф, как на войне месяц службы станут считать за год и т. д.

Несмотря на мольбы Вланга, Володя выходит из блиндажа на свежий воздух и сидит до утра с Мельниковым на пороге, пока вокруг падают бомбы и свистят пули. Но поутру уже батарея и орудия приведены в порядок, а Володя начисто забывает об опасности; он только радуется, что хорошо исполняет свои обязанности, что не показывает трусости, а наоборот, считается храбрым.

Начинается французский штурм. Полусонный Козельцов выскакивает к роте, спросонья больше всего озабоченный тем, чтобы его не посчитали за труса. Он выхватывает свою маленькую сабельку и впереди всех бежит на врага, криком воодушевляя солдат. Его ранят в грудь. Очнувшись, Козельцов видит, как доктор осматривает его рану, вытирает пальцы о его пальто и подсылает к нему священника. Козельцов спрашивает, выбиты ли французы; священник, не желая огорчать умирающего, говорит, что победа осталась за русскими. Козельцов счастлив; «он с чрезвычайно отрадным чувством самодовольства подумал, что он хорошо исполнил свой долг, что в первый раз за всю свою службу он поступил так хорошо, как только можно было, и ни в чем не может упрекнуть себя». Он умирает с последней мыслью о брате, и ему Козельцов желает такого же счастья.

Известие о штурме застаёт Володю в блиндаже. «Не столько вид спокойствия солдат, сколько жалкой, нескрываемой трусости юнкера возбудил его». Не желая быть похожим на Вланга, Володя командует легко, даже весело, но вскоре слышит, что французы обходят их. Он видит совсем близко вражеских солдат, его это так поражает, что он застывает на месте и упускает момент, когда ещё можно спастись. Рядом с ним от пулевого ранения погибает Мельников. Вланг пытается отстреляться, зовёт Володю бежать за ним, но, прыгнув в траншею, видит, что Володя уже мёртв, а на том месте, где он только что стоял, находятся французы и стреляют по русским. Над Малаховым курганом развевается французское знамя.

Вланг с батареей на пароходе прибывает в более безопасную часть города. Он горько оплакивает павшего Володю; к которому по-настоящему привязался. Отступающие солдаты, переговариваясь между собою, замечают, что французы недолго будут гостить в городе. «Это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

Которой героем был русский народ». Это – подчеркнуто простой и деловой рассказ очевидца, стремящегося сказать всю правду о войне . Герои осады показаны обыкновенными людьми, со всеми человеческими слабостями и недостатками. Штабс-капитан Михайлов способен под пулями неприятеля отправиться спасать товарища, и он же на гулянье тщеславится тем, что ходит под руку с «аристократами». Автор беспощадно разрушает романтическую традицию «героизма»; война – не красивое, блистательное зрелище «с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами; ее настоящее выражение в крови, в страданиях, в смерти».

Толстой. Правда о войне в «Севастопольских рассказах»

К предмету воспроизведения, к которому прежде подходили с запасами пышных слов, со всевозможными риторическими приемами, воспевая нечеловеческие доблести и красоту битв, Толстой подошел с совершено иными орудиями изображения. Он описал воинов во всей их будничной ежедневной обстановке, отбросив риторические украшения, ложный пафос; и если в описаниях Толстого исчез романтический героизм и вся так называемая «марлиновщина », то зато под его пером рельефно вырисовывались те скромные подвиги незаметных героев , которые сильнее говорят, чем романтические эффекты фальшивых повестей. Тяжкие труды солдат, их обратившаяся в привычку отвага под пулями и гранатами, патриотический подъем духа среди солдат и офицеров, спокойное отношение к смерти – все это тонко схвачено карандашом художника. Но характеризуя общее настроение, он со всей силой реалистического карандаша изображает отдельные фигуры и типы в войске, детали в характере и поведении людей, черты их душевного уклада.

Люди со всеми их слабостями, с чертами и мелочными и героическими, проходят здесь перед нами; писатель задачей себе ставит беспристрастное изображение того, что есть. Мы видим, какие различные побудительные причины являются источником героизма у различных людей: у одного строгое исполнение военного долга, у другого – честолюбие и пр. Сам деливший с защитниками Севастополя и труды и опасности, Толстой хорошо знал их быт и все условия жизни осажденного города. Наконец, в изображении войны писатель также оставался верен своей задаче – быть правдивым – и вместо блестящей картины, исполненной фальшивых эффектов, дал жизненную картину убийств, разрушения, наводящую ужас лужами крови, грудами трупов и муками раненых. Описывая битву, автор вспоминает о непримиримом противоречии между заветами христианского учения и этой страшной бойней людей.

«Севастопольские рассказы» разделены на три части: «Севастополь в декабре 1854 года», «Севастополь в мае 1855 года» и «Севастополь в августе 1855 года». Герой последнего очерка, Володя Козельцов переживает многое из того, что было испытано самим автором в осажденном городе.

Автор «Войны и мира » и «Анны Карениной », неутомимый разрушитель всякой красивой лжи, сокрушитель кумиров и разоблачитель «возвышающих обманов» уже осознал себя в «Севастопольских рассказах». Нарядному и фальшивому романтизму он противопоставляет суровый, трезвый реализм. «Герой моей повести, – пишет он, – которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда». Эта аскетическая борьба за правду начинается разрушением ложного искусства и кончается уничтожением искусства вообще. Толстой вступает на роковой путь, приводящий его к полному нигилизму – эстетическому, культурному и общественному.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 271 имени П.И.Федулова

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Разработка мультимедийного урока

на тему:

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»

Л.Н. ТОЛСТОГО –

ЕЩЕ ОДНА ПРАВДА О ВОЙНЕ.

Выполнила учитель русского языка и литературы

Мандалян Наира Мгеровна

Тема урока: «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого - еще одна правда о войне .

Цели урока: 1. Учебная ознакомление с произведениями, отразившими военный опыт Л.Н. Толстого; изучение художественного своеобразия

рассказов батального жанра.

2. Воспитательная показать истинную бесчеловечную сущность любой войны; через рассмотрение реалистичных литературных картин пробудить чувство патриотизма, гуманное отношение к людям.

3. Эстетическая выявить тесную взаимосвязь разных видов искусства (литературы, живописи, музыки), их общую направленность против войны и в защиту человека.

Межпредметные связи: Использование темы «Крымская война» из курса истории России (конец XVII - XIX век), темы «Виды и жанры искусства из курса «Деловая культура», подтемы «Пластуны в Крымской войне» из курса «Кубановедение ».

Виды контроля: 1. Предварительные задания – самостоятельная работа учащихся с материалами по литературе, истории, кубановедению.

2. Индивидуальное домашнее задание творческого характера на карточках.

Оборудование: 1. Декорации IV бастиона.

2. Стенд «Л.Н. Толстой - баталист».

3. Хронологическая таблица «Крымская война».

4. Портрет Л.Н. Толстого.

5. Карточки с терминами.

6. Карточки с названиями рассказов.

7. Костюмы для инсценировок.

8. Флаги.

9. Фотографии Толстого и участников обороны Севастополя.

10. Музыкальное оформление:

«Севастопольский вальс», фонограмма «Гори, гори, моя звезда», исполнение авторской песни «Я вернулся домой».

11. Иллюстрации художников Айвазовского, Тимма, Серова.

12. Мультимедийное оформление, слайд-шоу.

Основные понятия и термины: правда

реализм

натурализм

антитеза

«окопная правда»

батальный

бастион

пластуны

Эпиграф к уроку:

Кто злодей, кто герой..? Все хороши и все дурны...

Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен, - правда...

«Севастополь в мае».

Война не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, развивающимися знаменами и гарцующими генералами, а... в крови, в страданиях, в смерти...

«Севастополь в декабре месяце».

ПЛАН - СХЕМА УРОКА

Оргмомент.

Ход урока:

Оргмомент.

I . Вступительное слово учителя (тема и цель урока).

Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование, которое поможет определить степень человечности, патриотизма и правдивости в каждом из нас. Главным учителем будет сама Правда. Что же такое правда? В словаре Владимира Даля в 1866 году было записано:

Правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость.

Именно правде в образе, т.е. в литературе, преданно служили многие писатели России, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Перед вами слова Н.А. Некрасова о правде Толстого, прочитаем их:

Это именно то, что надо теперь русскому обществу: правда, которой со смертью Гоголя так мало осталось в русской литературе.

(чтение цитаты по карточкам на столах).

Правда – это именно то, что нужно сегодня и нам. Сегодня мы вспомним правду о войне. Главная идея нашей темы звучит в эпиграфах.

(чтение эпиграфов)

Какова же она, правда о войне, очевидцем и участником которой был Толстой? Обратимся к истории.

II . Изучение нового материала.

1. Анализ исторической обстановки в середине XIX века.

I половина XIX ознаменована серьезными военными событиями. Победа России над наполеоновской Францией в Отечественной войне 1812 года блистательно изображена Толстым в романе-эпопее «Война и мир». По мнению Льва Николаевича, не только о победах и славных подвигах нужно знать мыслящему человеку, но и о поражениях и трагизме происходящего на полях сражений.

Крымская война . В 1853 году началась очередная русско-турецкая война. У Турции появились мощные союзники - Англия и Франция. Русская армия страдала от недостатка вооружения и боеприпасов. Пехоту вооружали гладкоствольными ружьями, которые заряжались в 12 приемов, а стреляли на 200 шагов. Англо-французко-турецкая армия была оснащена дальнобойными винтовками с нарезными стволами, которые били на 300 шагов. Военно-морской флот России также уступал флоту противника: 115 русских судов против 500 вражеских.

С осени 1854 года союзники Турции перешли к решительным действиям на берегах Крыма. В течение пяти дней 62-тысячная армия высадилась близ Евпатории, а затем двинулась к Севастополю, главному пункту России в Крыму.

Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854 г. и продолжалась 349 дней. Организаторами обороны стали адмирал Корнилов, его помощники адмирал Нахимов и контр-адмирал Истомин.

Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши. Пришлось возводить систему укреплений (бастионов), чтобы отразить нападение противника. Началась осада.

В обороне Севастополя участвовало много замечательных людей. Художник Тимм изобразил героев-матросов (показ иллюстрации). Это Петр Кошка, Федор Заика, Алексей Рыбаков, солдаты Афанасий Елисеев и Иван Демченко. Была там и первая в мире сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Гарнизон продержался 11 месяцев. Таяло число защитников. Погибли Корнилов, Истомин, Нахимов.

27 августа 1855 г. французы взяли Малахов курган. Несправедливая Крымская война окончилась военным поражением, но моральной победой русских людей, показавших чудеса героизма.

Такова краткая историческая справка об этой войне.

Послушаем свидетельство очевидца тех страшных событий.

(Чтение отрывка из письма хирурга Н.И. Пирогова жене, написанного

Погода здесь хорошая... Стоят туманы... перед нашими окнами расцвела акация, но деревья распускаются несравненно медленнее, чем в Петербурге.

Теперь я живу в трех разных местах. Вещи мои лежат в сохранности в Николаевской батарее, где для меня приготовлен также и один каземат, если на перевязочном пункте будет слишком опасно оставаться; на прежнюю мою квартиру езжу обливаться холодной морской водой и обедать, а сплю и провожу целый день на перевязочном пункте, в Дворянском собрании, паркет которого покрыт корой засохшей крови; в танцевальном зале лежат сотни ампутированных. Десять врачей при мне и восемь сестер трудятся неусыпно день и ночь, оперируя и перевязывая раненых. Вместо танцевальной музыки раздаются в огромном зале собрания стоны раненых...

Комментарий учителя :

1. Врач говорит об ужасах войны спокойно и буднично – мужество и самообладание.

2. Контраст: ампутированные в танцзале, вместо музыки – стоны раненых; цветение акации – страдания и смерть.

2. Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя.

«Писать правду о войне очень опасно. Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если идут 12, а возвращаются двое – правда, которую они привезут, будет действительно правдой».

Это слова замечательного американского писателя Эрнеста Хемингуэя.

В осажденном Севастополе зимой, весной и летом 1855 года в самых отдаленных друг от друга пунктах оборонительной линии неоднократно замечали невысокого сухощавого офицера с глубоко впавшими, пронзительными, жадно вглядывающимися во всё, глазами. Он появлялся в самых опасных траншеях и бастионах. Это был еще мало кому известный молодой поручик и писатель Л.Н. Толстой. Очевидцы впоследствии недоумевали, каким образом он умудрился уцелеть, этот «храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» .

Незадолго до этого Толстой рвался в действующую армию. В 1854 году он переведен в Дунайскую армию и произведен в прапорщики. Он счастлив – наконец-то судьба вверила ему дело историческое, достойное праправнука посла в Константинополе Петра Толстого.

Когда Австрия отказывается от нейтралитета, а Франция и Англия вступают в войну на стороне Турции и высаживают войска на Крымский полуостров и наносят сокрушительное поражение русским в Инкерманском сражении, Толстой отправляется в осажденный Севастополь, прямо на IV бастион.

(Учащийся в военной форме читает монолог о IV бастионе)

IV Бастион

Когда кто-нибудь говорит, что он был на IV бастионе, он говорит это с особым удовольствием и гордостью; когда кто говорит: «Я иду на IV бастион» - непременно заметны в нем маленькое волнение или слишком большое равнодушие; когда хотят подшутить над кем-нибудь, говорят: «Тебя бы поставить на IV бастион», когда встречают носилки и спрашивают: «Откуда?» - большей частью отвечают: « C IV бастиона». Вообще же существуют два совершенно различных мнения про этот страшный бастион: тех, кто никогда на нем не был и которые убеждены, что IV бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, кто живут на нем и скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке.

Так вот он, IV бастион, это действительно ужасное место. Там вы увидите пластунов черноморских батальонов, которые здесь живут, курят трубки... Вглядитесь в лица: в каждой морщине, в каждом движении видны главные черты, составляющие силу русского – простоту и упрямство..., следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства .

Комментарий учителя:

    « Когда говорит, когда хотят подшутить» - лексический повтор.

    Два взгляда на IV бастион: тех, кто там не был и тех, кто там живет.

    Определить, кто такие пластуны.

    Что такое бастион?

Справка о пластунах.

Ученик: В словаре Даля сказано так: «Пластун – пеший запорожский застрельщик, ныне так называют черноморских казаков. Пластуны лежат пластом в трущобах, плавнях, камышах, выжидая неприятеля...»

Учитель:

В обороне Севастополя приняли участие два пеших пластунских батальона. Внешний вид пластунов производил невыгодное впечатление – они были «в изношенных полуазиатских костюмах, т.е. чекменях, папахах, шароварах различных цветов и узоров; им было в среднем от 30 до 50 лет и они отличались малорослостью. Но скоро насмешки сменились искренним уважением – пластуны были необыкновенно выносливы, метки в стрельбе, умелы в разведке». Они были переведены на самый опасный IV бастион. После севастопольских событий о них узнали все. Их увековечил художник В. Серов в картине «Пластуны под Севастополем». Остались они и в стихах.

Прочитайте пожалуйста.

Ученик : Незрима тень, бесшумен шаг

И затаенное дыхание.

Пускай не дремлет чуткий враг,

Но глаз и слух его обманут.

Часами слившийся с травой

Пластом крадущийся возник,

А смерти свист над головой,

Как неотступный проводник

И страха нет в его глазах,

Он видит только цель свою.

Когда стеной идет гроза,

Наперерез ей – есаул.

Штыком исколотой рукой

Он тронет после ордена

И холод шашки золотой.

Потом, когда уйдет война.

Ученик : Из века в век рядами длинными

Непобежденные идут.

Они не прячутся за спинами

И снисхождения не ждут.

Всегда красивые и сильные

Берут на плечи тяжкий груз

Идут, смеясь глазами синими,

Покручивая темный ус.

И каждый раз с зарею раннею

На страшный жертвенник войны,

Уходят, словно на заклание,

С казачьей песней пластуны.

3. «Севастопольские рассказы» - структурный анализ.

Учитель : Сейчас мы попытаемся разобраться в хронологии и описании событий, которые лежат в основе «Севастопольских рассказов». Перед вами лежат листы с планами к каждому из трех рассказов. В ходе обсуждения следите и участвуйте, просматривая ключевые моменты в повествовании.

Итак, первый рассказ цикла:

I . Севастополь в декабре месяце.

(Сообщение учащегося)

В этом рассказе показан момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.

Главные эпизоды рассказа:

    Описание фурштатского солдата.

    Посещение госпиталя и операционной.

    Описание IV бастиона.

В декабре Севастополь и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово «покой». Бомбардировки города французской и английской артиллерией не прекращались. Солдаты, матросы и рабочие трудились под снегом и дождем без зимней одежды, полуголодные. Трудились так, что спустя 40 лет вражеский генерал Канробер не мог без восторга вспоминать об их самоотверженности и бесстрашии. 16 тысяч моряков почти все полегли вместе со своими адмиралами Корниловым, Нахимовым и Истоминым, но не уступили врагу!

Все, что пишет Толстой, может быть подтверждено десятками документальных свидетельств.

Жены солдат и матросов каждый день носили мужьям обед в их бастионы, и нередко одна бомба губила всю семью. Безропотно переносили страшные увечья и смерть эти достойные женщины. Даже в разгар штурма они разносили воду и квас по бастионам, и сколько их легло на месте!

В рассказе звучит твердая «убежденность в невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа».

II . Севастополь в мае.

(Сообщение учащегося)

В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.

Главные моменты рассказа:

    Рассуждение Толстого о пехотных офицерах.

    Сцена, когда офицер укоряет солдата.

    Описание раненных.

    Сцена перемирия.

    Изображение десятилетнего мальчика на поле среди убитых.

В рассказе Толстой описывает краткое перемирие, объявленное после битвы 26 мая – 7 июня, чтобы успеть убрать и схоронить множество трупов, покрывавших землю. Как всегда, автор строжайше правдив в описании всего происходящего.

Главная мысль – об ужасе войны, о ее противоестественной сути. Цель Толстого – предельно правдивое изображение войны в крови и страданиях.

Учитель: Самый страшный эпизод в рассказе – ребенок на поле битвы. Посмотрите, как мы представили себе этот отрывок из рассказа «Севастополь в мае».

Инсценировка эпизода из рассказа «Севастополь в мае».

(Навстречу друг другу выходят юноша в черном и девушка в белом платье с букетом голубых цветов. Они ведут диалог на фоне декораций полуразрушенного бастиона с белым флагом).

Девушка: (мечтательно) Как прекрасна долина в цвету, как чудесны эти нежные цветы, взгляните… (показывает цветы).

Юноша: Посмотрите лучше на этого десятилетнего мальчишку, который в старом, должно быть, отцовском картузе, в башмаках на босу ногу… с самого начала перемирия вышел на вал и все ходил по лощине, с тупым выражением глядя на французов и на трупы, лежащие на земле.

Девушка: Он набирал полевые голубые цветы, которыми усыпана эта долина.

Юноша: Да… Возвращаясь домой с большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило ветром, остановился около кучки тел и долго смотрел на страшный безголовый труп. Постояв довольно долго, он подвинулся и дотронулся ногой до окоченевшей руки трупа. Рука покачнулась…

Девушка: (со страхом в голосе) Он вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь, к крепости!

Юноша: (с ожесточением) На бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена смрадными телами…

Девушка: (не слушая его) Прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит в золотых лучах солнца. Эти люди – христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут ли на колени перед тем, кто дал им жизнь и вложил в душу каждого вместе со страхом смерти, любовь к добру и прекрасному? Неужели со слезами радости и счастья они не обнимутся как братья?

Юноша: Нет! Белые тряпки спрятаны (срывает белый флаг). Снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия. Вперед, на бастион! (с криком убегает).

Девушка: (в глубокой печали) Одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у вас почему-то принято думать. (прячет лицо в цветы и уходит).

III . Севастополь в августе 1855 г.

(Сообщение учащегося)

Это самый страшный месяц осады, окончившийся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь.

Главные эпизоды рассказа:

    Описание солдат.

    Изображение места битвы.

    Рассуждение о природе подвига.

    История братье Козельцевых.

    Поведение людей.

    Штурм.

В рассказе «Севастополь в августе 1855 г.» звучат следующие слова: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя».

Несмотря на сцену поражения, весь рассказ пронизан убежденностью Толстого в героизме русского народа.

Истинными героями Севастопольской эпопеи являются солдаты, близкие к ним офицеры, жители города, - одним словом, русский народ.

Учитель: Героическая оборона Севастополя в 1854-55 годах, и не менее величественная оборона этого же города в 1941-42 гг. доказала еще раз, что русский народ всегда умел любить и защищать свое Отечество, и через всю историю пронес героические традиции русского оружия.

Толстой в своих произведениях прославил две русские национальные эпопеи: героизм в обороне Севастополя и позднее, в романе-эпопее «Война и мир» победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

4. Работа с терминами и новыми понятиями.

а) Повторение и обобщение таких понятий как «правда о войне» Л.Н. Толстого – параллель с «окопной правдой» XX века в литературе о Великой Отечественной войне.

б) Работа с терминологическими карточками.

Реализм – (критический) – художественный метод, исследующий жизнь, основанный на постижении и воссоздании лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).

Натурализм – изображение отдельных эпизодов в произведении, когда откровенно и детально изображаются сцены жестокости, насилия и т.д.

Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении образов и понятий (примеры из отрывков о IV бастионе и письма Пирогова).

Анафора – стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

(«когда» в отрывке « IV бастион»).

Батальный – [франц. – сражение, битва] – изображающий военные сюжеты. Баталист – художник, создающий произведения на военную тематику.

Бастион – пятистороннее оборонительное укрепление, состоящее из двух фасов (передних сторон), двух фланков (боковых сторон) и горжи (тыльной части)

III . Обобщение, объяснение творческого домашнего задания.

(учащимся раздаются карточки с вопросами и фотографиями Толстого и участников обороны Севастополя).

В 50-х годах XIX века «Современник» начал публиковать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Для читателей, с нетерпением ожидавших новостей о Крымской войне, эти очерки были необходимы, как свидетельство очевидца, как репортаж с места событий. И названия рассказов вполне соответствовали: «Севастополь в августе», «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае».

История сборника

Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.

Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.

Цель и основная тема

Как участник описываемых событий, автор пришел к мысли, что русский солдат, простой русский народ и есть та движущая сила, которая и порождает героический дух. Рассказчика повествования удивляет различие между искренностью простых солдат и тщеславием офицеров, «затеять сражение», убить сотню-другую человек, чтобы получить очередное звание или звездочку. К народной массе близки только лучшие из офицеров.

«Севастопольские рассказы» сыграли свою роль в формировании Толстого-писателя. Впервые в своем творчестве он отобразил русский народ, встающий на защиту своего отечества. Так в русской литературе было положено начало реалистичному изображению войны и психологии человека. Новый, честный, взгляд писателя на войну, лишенную ореола красивости, позволил и читателям увидеть за музыкой и барабанным боем, за красивым строем и гарцующими генералами, - боль, кровь, страдания и смерть.

Август в Севастополе

Продолжаем анализ «Севастопольских рассказов». Третий, последний в сборнике очерк «Севастополь в августе» - один из тех рассказов, который сохранит для будущих поколений характеристику войны, и одновременно останутся образцом литературного произведения по простоте и безыскусности языка, по художественной обработке, по умению приковать к себе взгляд читателя. Автор не прибегает ни к литературным изыскам, ни к интригам и романтическим изобретениям. Он просто пишет о повседневном быте защитников города, они не рискуют из хвастовства жизнью, но и не жалеют о ней в часы опасности.

Оторвемся ненадолго от анализа «Севастопольских рассказов» Толстого и ознакомимся с кратким содержанием последнего в цикле рассказа. Здесь речь идет о молодом офицере, только что «выпущенному из корпуса» Володе Козельцове. Все его мысли заняты только одним – он боится струсить. Так было и утром 27 августа, он думал о том, что чувство страха и опасности больше того, что он станет предателем. Умирать ему не хочется, так мало он еще видел в жизни. В последних числах августа он встретился с братом Михаилом, тот уже давно принадлежит к числу севастопольских защитников, но был в отпуске по ранению.

С ним Володя и приехал в Севастополь. Настроение у него не веселое, у него в голове вертятся мечты, что если брата убьют рядом с ним, то он немедленно кинется мстить за его смерть и умрет возле окровавленного брата. Мечты Володи сбудутся: брата ранят, и он умрет на перевязочном пункте, Володя погибнет на мортирной батарее. Рассказ оканчивается тем, как русские войска переходят через бухту на Северную сторону.


Декабрьский Севастополь

Продолжаем анализ произведения «Севастопольские рассказы». Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка - «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою. С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень. Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще - носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.


«Севастополь в мае»

Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.

Продолжим анализ кратким содержанием второго в цикле рассказа «Севастополь в мае». По городу прогуливается офицер Михайлов и вспоминает письмо своего приятеля. Он пишет, что его жена всегда читает обо всем, что происходит в Севастополе, и очень гордится им. Михайлову давно не хватало такого общения. Он всегда мечтал о высокой награде, и чтобы об этом писали газеты.

Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.

Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга. Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти. Но как только убирают белый флаг – все начинается снова.


Вывод

Толстой бескомпромиссно осуждает войну в «Севастопольских рассказах». Краткий анализ художественных особенностей этого цикла сводится к одному: автор не желает приукрашивать события, его цель – изобразить все так, как происходит на самом деле. Основная тема этого цикла - испытания духовной и нравственной силой нации. Война ломает привычный ход жизни, характеры и судьбы людей, но они не только остаются людьми в нечеловеческих условиях, но и способны на любовь к родине и героизм.

«Севастопольские рассказы» - это цикл из трёх рассказов. Они были написаны великим писателем Львом Толстым. Каждый человек, который познакомился с произведениями, не остался равнодушным, так как каждый из трёх рассказов описывает оборону Севастополя. Они передают эмоции и переживания воюющих солдат. Найти отношение автора к боевым действиям, а именно к бессмысленности войны, можно в произведении «Севастополь в декабре месяце». Анализ рассказа поможет понять то, что хотел донести автор своему читателю.

«Севастопольские рассказы»

Нужно сказать, что достоверность и точность событий, происходящих во время обороны Севастополя, автору удалось передать читателю не только благодаря своему мастерству и таланту, но и тому, что автор «Севастопольских рассказов» находился в городе с 1854 по 1855 год. В течение почти 2 месяцев Толстой дежурил на батарее на Четвёртом бастионе, который тогда по праву считался самым опасным. Кроме того, автор участвовал в бою на Чёрной речке, а также в сражениях, происходящих во время последнего штурма Севастополя.

В 1855 в журнале «Современник» в виде статьи был опубликован рассказ «Севастополь в декабре месяце». поможет каждому читателю определить основную мысль и идею произведения.

Обзор города и жизни его обитателей

«Севастополь в декабре месяце» - это одно из произведений «Севастопольских рассказов», написанных Л. Толстым. Этот рассказ самый первый в цикле, и именно он знакомит читателей с сюжетом произведения.

Произведение «Севастополь в декабре месяце» начинается с обзора города. Скорее всего, он был основан на личных впечатлениях автора. Лев Толстой рассказывает читателю, что, несмотря на что в городе до сих пор идёт война, все его жители давно не обращают внимания на боевые действия. Все они заняты своими делами и проблемами, а взрывы их уже не пугают.

Никого из читателей не оставляют равнодушным события, описываемые в произведении «Севастополь в декабре». Анализ произведения сделать совсем несложно, так как читается оно на одном дыхании.

Рассказы офицеров и солдат об обороне Севастополя

Произведением, в котором наблюдаются эмоции солдат во время боя, является «Севастополь в декабре». Рассказ передаёт эмоции и переживания людей, которые гибли под пулями за свою родину.

Автор в начале рассказа «Севастополь в декабре месяце» рассказывает читателю, что раненые солдаты в больницах делились между собой событиями, происходящими на поле боя, а также рассказывали друг другу о том, кто и как потерял своё здоровье при обороне Севастополя. Стоит отметить, что врачи удаляют конечности солдатам с равнодушием, без всяких эмоций.

Толстой рассказывает в произведении «Севастополе в декабре месяца», что по пути на четвёртый бастион можно встретить всё меньше невоенных людей: чаще всего попадаются носилки с раненными солдатами, а также военные.

Офицер-артиллерист повествует, как во время штурма на батарее осталось всего лишь одно действующее оружие. Позже он поделился, что бомба попала прямо в матросскую землянку и убила 11 человек.

Эмоции и переживания главных героев

В конце рассказа «Севастополя в декабре месяце» речь идёт об эмоциях солдат во время боевых действий. Автор говорит, что когда ядро летит на солдата, у него возникает чувство страха и наслаждения: в подобной игре со смертью есть некая прелесть.

Все любители военной литературы просто обязаны прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце». Анализ произведения каждому поможет понять, о чём идёт речь в произведении. Оно раскрывает для своих читателей настоящую правду о том, как проходила оборона города, а также показывает эмоции и переживания главных героев.

«Севастополь в декабре месяце». Анализ произведения

Рассказ «Севастополь в декабре месяце» вызывает у читателя много разных эмоций. Сначала он может удивиться тому, насколько спокойно люди начинают относиться к войне. Однако, с другой стороны, читатель понимает, что в глубине души каждый солдат и простой житель боится за свою жизнь, но всё равно отважно сражается за свою родину. Автор заставляет читателя испытывать гордость за русский народ, который не сдавался ни в каких ситуациях, смело шёл вперёд и был уверен в собственной победе.

Гамму впечатлений и эмоций вызывает у читателей прочтение рассказа «Севастополь в декабре». Анализ этого произведения показывает читателю все основные события, происходящие во время обороны Севастополя.

Лев Толстой уделяет много внимания эмоциям и переживаниям военных: о чём они думают, чего боятся, чего ждут и как воспринимают окружающий их мир. Автор показывает читателю быт и привычки солдат. Толстой сумел передать оборону Севастополя читателю другими красками, открыть её по-новому. Прочитав рассказ «Севастополь в декабре», можно окунуться в жизнь, прочувствовать эмоции военных, а также раскрыть истории человеческих судеб.

Идея и основная мысль произведения

Нужно сказать, что произведение Толстого посвящено не столько событиям при обороне Севастополя, сколько раскрытию эмоций, душевных переживаний и страхов героев рассказа. Автор ушёл от привычного описания военных действий: героических образов солдат, а также восторженного чувства победы. Толстой изложил всю правду о войне, а также о её участниках.

Безусловно, никого не оставит равнодушным рассказ «Севастополь в декабре месяце». Отзывы о произведении это подтверждают.