Обломов и агафья пшеницына. Ольга ильинская и агафья матвеевна пшеницына

Обломов и агафья пшеницына. Ольга ильинская и агафья матвеевна пшеницына

Любовь Обломова: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
Любовь - сильнейшее человеческое чувство - сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной - умной, утонченной, нежной, требовательной, другой - хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему Обломов остался с Агафьей Пшеницыной - “простой бабой”, а не с божественной Ольгой?
Да, найти сходство в этих женщинах сложно. Даже любили они по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья Матвеевна - земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи Матвеевны - это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки.
По-моему, любовь Ольги была немного противоречивой: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был “усовершенствованный” Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. Она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой - она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Поэтому-то, мне кажется, Обломов “испугался” Ольги, ее требовательной любви.
Агафья Пшеницына - хозяйка дома, в котором поселился Обломов, - полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью - через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого - отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Вот оно - тихое пристанище, которого никогда не было бы у Обломова с Ольгой. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное - физический и душевный покой.
Слово найдено - покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило в конечном счете выбор героя. Возможно, Обломов сделал свой выбор неосознанно: ведь выбор - деяние ответственное, что несвойственно Илье Ильичу, который во всем полагается на естественное течение жизни, просто натура взяла свое.Ну как то так, если я не ошибаюсь


Добролюбов и Писарев приветствуют Ольгу Ильинскую, как образ «новой, мыслящей женщины, устремленной в будущее». Анненский же, говоря о чувстве Ольги к Обломову, пишет следующее: «Ольга - миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга... Миссия у нее скромная - разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь». Да, Ольга знает другой путь, путь нравственный, основанный на уважении, а это значит, что надежный. Ольга из любопытства посмотреть, есть ли у Обломова душа, спела и затронула живые струны. Ведь прекрасное было доступно им, так как у Обломова была живая душа и чуткое, теплое сердце. Обломов влюбляется в Ольгу. Это чувство такое неуклюжее, незнакомое, такое неоформленно детское, такое послушное, стыдливое, чувство благоговения. Мысли Обломова путаются, сбиваются, в него вливается что-то новое, живое. Он смотрит на Ольгу, «как смотрят в бесконечную даль, в бездонную пропасть, с самозабвением, с негой». Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. У Ольги же все наоборот. В силу своей нравственности, окрыленной мечтой, которая заключается в «оживлении» Обломова, она взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она «перерастает» Илью Ильича и берет на себя трудную роль - роль «путеводной звезды». Ольга пытается «поставить Обломова на ноги», научить действию, вывести из покоя и лености. Все это просчитывается в голове Ольги, и поэтому-то, наверное, на многие вопросы чувств она пытается найти ответы в своей голове. Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает «червь неуверенности и лености» и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на «страже», всегда поможет, всегда научит. Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина. И вот оно, это противоречие!!! Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку, то есть «они выдают то, что говорит сердце, а голос сердца проходит через воображение». Только, увы, воображают они по-разному. Обломов не учится любить, не понимает, чего хочет от него Ольга, а стремится к своей идиллии, пытаясь поскорее покончить с «требованиями Ольги». И Обломов постепенно понимает, что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. В силу его идиллического воспитания любовь Ольги для него превратилась из «радужной» в «требующую». Он тяготится ею: Обломов начинает чаще обедать дома, ездить в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: «Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу...» Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров. И происходит разрыв. С одной стороны, из-за идиллического воспитания Ильи Ильича, его вечной тяги к покою и тишине, а с другой стороны, по его собственной вине. Обломов "сам виноват. Он не оценил, не понял. Анненский писал по поводу этого разрыва следующее: «Ольга - девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения в Саз1а (Ну, в сиреневой ветке; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза. Нужен был какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся нити». Тот же Анненский пишет по поводу Ольги: «Любовь - это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Так понимает это Ольга». Но у Обломова свое понимание. И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: «...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..» Но для Обломова эта любовь навсегда останется в сердце. И он будет вспоминать ее как что-то светлое, ясное, чистое. Это была духовная любовь. Эта любовь была лучом света, она пыталась пробудить душу и развить ее. И Обломов понимает причину разрыва. Это - обломовщина. Но у него нет сил сопротивляться ей. И Илья Ильич вскоре засыпает духовно, а потом и физически. А какова же любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной? И любит ли ее Обломов? Пшеницына - другой тип женщины. У нее другое воспитание, другой образ мыслей. Она простая, вся душа ее сосредоточена в хозяйстве. Агафья Матвеевна добрая, верная жена, но к будущему героя не ведущая. Пшеницына любит Обломова без всякой внешней идеи, принимая его таким, каков он есть. Она любит человека, а не личину и не будущего Илью Ильича. И ее любовь намного естественней, задушевней и проще. Агафья Матвеевна просто добрая, преданная, заботливая. И любовь свою она выражает, как может, как позволяет ей ее воспитание: штопает рубашки, печет пироги. Она по-своему старается облегчить жизнь Обло-мову и делает для этого все, что может. В ее понимании, если человек накормлен, то он счастлив, и мы не можем осуждать ее за это. Каждый по-разному понимает счастье. Гончаров пишет о чувствах Пшеницыной: «Она так полно и много любила Обломова; любила Обломова - как любовника, как мужа и как барина; только рассказать она это не могла никому. Да и никто и не понял бы ее вокруг. Где бы она нашла язык? В лексиконе братца, Тарантьева, невестки не было таких слов, потому что не было понятий. Да, у Агафьи Матвеевны не было высоких идей, но ей было дано умение просто любить. Возможно, что она была исключением в своей среде, так как она обрела понятие, понятие такого чувства, как любовь. Просто выразить его не умела по-другому, кроме как печь пироги. Но главное в том, что оно было ей доступно». Критик Григорьев в 1859 году писал: «Обломов выбрал Агафью Матвеевну не потому, что у ней локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, - а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга. Если Штольц антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени антипод Ольги, «головной», рассудочно-экспериментальной любви которой противопоставлено душевно-сердечная любовь, о которой можно сказать, что она «стара, как мир». Женитьба на Агафье Матвеевне - это соединение обломовского образа и духа жизни». А что же Обломов? Что же для него Пшеницына? Чувство это не духовное, оно не перерождает «героя, не затрагивает» в нем духовное, а скорее является физической, в нем нет «нравственной искры». А потому быт Агафьи Матвеевны так близок к его идиллии, а сама она такая простая, не требует ничего. Все это расслабляет, успокаивает, Обломов постепенно засыпает, на него часто находит «тупая задумчивость». И отношение Обломова к Пшеницыной совсем другое - физическое. Если Ольга - это ангел, на которого он смотрит с благоговением, то на Агафью Матвеевну он смотрит, как «на горячую ватрушку». И он сам не смеет сравнивать чувства к Ольге и к Агафье Матвеевне, говоря, что любовь Ольги можно сравнить только с жизнью в раю. И мир Пшеницыной - это продолжение того, обломовского мира. Здесь, на Выборгской стороне, живя с доброй, хорошей женщиной, простой и заботливой, Обломов находит «тот покой, довольство и безмятежную тишину». В романе написано: «...Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал жизни осуществился... Он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования... И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделаться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе покой». В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нем жизнь, действие, то есть с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство не продвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало.

Ольга Сергеевна Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына

Черты характера

неотразимая, добрая, не такая как все, амбициозна

Добрая, общительная, работящая, легко шла на контакт, милая, воспитанная, аккуратна и самостоятельна

Внешний облик

была высокого роста, у неё было светлое, чистое лицо, утонченная шея и серо-голубые глаза, широкие брови и длинные волосы, тоненькие губы

У нее были серые глаза и красивое лицо, пышные формы, светлая кожа

была сиротой, еще в маленьком возрасте потеряла родителей, жила с тётей, и несмотря на тяжелое детство была очень воспитана

Была замужем за Пшеницыным, но тот умер и женщина осталась вдовой; была матерью двух детей

Поведение

отличалась малой разговорчивостью, не раскидывалась словами, говорила по делу, не вспыльчивая, спокойная, с искренним смехом

Активна, постоянно чем-то занята; была хитра, но это всё шло на пользу Обломову

Как познакомилась с Обломовым

Штольц свел их в доме Ильинских. Нового знакомого очаровал необычный голос девушки

Познакомились благодаря Терентьеву, вскоре после этого Обломов приходит к Агафье снимать жилье, после этого он больше узнает девушку

Как относилась к Обломову

её умиляли рассказы об Обломове, а так же чистое и искреннее сердце Ильи. Вскоре девушка влюбилась в Илью и хотела увидеть в нём изменения. Но увы разочаровалась в нём, хотя позже поняла, что он необычный человек

Очень трепетно к нему относится, молится за него, кого тот болеет, тщательно следит за его здоровьем и пытается вылечить. Так и влюбляется в Обломова, боготворит его и считает необыкновенным

Как относился Обломов

Ольга была для него идеалом, благодаря ей он понял, что такое светлые чувства. Их отношения начались весной, но к осени уже закончились

С Агафьей Обломову спокойней, он чувствует уют и заботу. Через некоторое время он признается ей в чувствах и решается поцеловать

Жизненная цель

изменить Обломова, и научится понимать окружающих

Умеет всё делать, любит работать, но слегка глупа. Она не думает о будущем, а просто пускает жизнь по течению. Хотела во всем сделать уют, а особенно в жизни с Обломовым

Как развивалась судьба

С возрастом стала умнее и мудрее, её мужем стал Штольц, от которого она родила детей

Прожили с Обломовым они 7 лет, после чего Агафья потеряла мужа, и одним утешением остается сын-Андрей

Любимое занятие

любила петь и ходить в театр, заниматься музыкой и читать

Хорошая хозяйка, трудолюбивая, любила готовить и следить за хозяйством; занималась рукоделием

Схожие черты

простые девушки, верные, домашние, добрые

Сочинение Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Любовь является одной из ключевых проблем в произведении великого Симбирского писателя Гончарова "Обломов". Илья Ильич Обломов является центром двух любовных историй. В его жизни было две женщины, абсолютно разные, непохожие друг на друга. Они обе внесли огромный вклад в его жизнь, но каждая свой. Давайте сравним этих двух, без сомнения, великих женщин в жизни героя, их характеры и вклад в образ и характер главного героя.

Ольга Ильинская - утонченная дама с невероятно тонкой душевной организацией. Встреча Ильи Ильича с ней была для него подарком судьбы. Ему несказанно повезло в день их встречи и знакомства. Его жизнь была бы не такой насыщенной без ней, пусть и такой недолгий срок.

Ольга была творческой девушкой, она любила литературу, театр, имела великий музыкальный талант. Именно это и привнесло жизнь в пассивное существование героя. Благодаря ее неудержимо у желанию развиваться, Обломов все-таки смог ненадолго встать с своего дивана, снять халат и начать действовать. Ольга начала водить его в оперу, в театр. Именно благодаря ей герой начал хоть что-то чувствовать. Что-то будто перевернулось в его душе с ее появлением.

Истинным желанием Ольги было изменить героя, оживить его, заставить его чувствовать. Она не желала мириться с его существом, а стремилась разрушить его привычки, заставив жить,а не существовать. Так и поступает решительная, смелая девушка, готовая на все ради любви.

Однако, герой был не готов к таким резким переменам. Он не хотел навсегда откладывать свой любимый халат ради каких-то любовных приключений, которые лишь утомляли его. Он разбил Ольге сердце. Однако они навсегда остались самой яркой любовью друг у друга. Ведь более страстной любви в его жизни больше и не было.

Второй и последней женщиной в жизни Ильи Ильича стала Агафья Пшеницына. Ее характер радикально отличался от характера Ольги. Ее вовсе не тянуло менять Илью. Он устраивал ее таким, какой он был. С открытой на одной и той же странице книжкой, с халатом,на мягком диване. Она лишь способствовала его регрессу, деградации его, как личности. Агафья всячески прислуживала ему, приносила еду, убиралась.

Их жизнь была абсолютно синонимична жизни в Обломовке. Именно такой жизни и жаждал Илья. Ему было намного комфортнее жить с Агафьей, с ее размеренным характером.

Такая жизнь не могла привести ни к чему хорошему, но Агафья не понимала этого. Ей было достаточно того, что им просто было удобно жить друг с другом. Такая пассивная, лишённая движений и эмоций, жизнь и привела не только к гибели Обломова как личности, но и как человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что две эти разные женщины изменили жизнь героя, они привнесли любовь в его жизнь, только истории оказались противоположны. Одна история - наполняющая эмоциями, страстная, яркая. А другая - медленная, размеренная, спокойная. Герой сделал свой выбор и,впоследствии, поплатился за него.

Мы не можем винить его в этом выборе, ведь каждый человек родом из детства, и изменить его бывает крайне сложно, как сильно бы этого ни хотел другой человек.

Несколько интересных сочинений

    Книга с древних времен была символом познания, знаний и образованности. Не удивительно, ведь именно в этих письменных источниках были заключены сведения порой действительно драгоценные и полезнейшие.

  • Сочинение по картине Рачкова Девочка с ягодами 6 класс

    Сбор ягод и грибов - действие, которое, в первую очередь, характеризует прекрасное время года лето. Приятно ходить по лесу и искать спрятавшихся партизанов. Глядишь, вот и стоит белый гриб, а рядом с ним еще один.

  • Сочинение по картине Щербакова Колокольчики мои (описание)

    Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.

  • Сочинение рассуждение Хамелеон по рассказу Чехова 7 класс

    Хамелеон очень удивительное животное. Это ящерица, которая быстро меняет цвет и сливается с природой. Ну если для насекомого это хорошо, то такого человека вряд ли назовем хорошим. Хочу Вам рассказать о чем это я

  • Берг и Вера Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение

    На страницах романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» фигурируют два второстепенных героя, которые призваны в произведении сыграть отведенную им роль. Это Берг и Вера.

Любовь - сильнейшее человеческое чувство - сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной - умной, утонченной, нежной, требовательной, другой - хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему Обломов остался с Агафьей Пшеницыной - “простой бабой”, а не с божественной Ольгой?
Да, найти сходство в этих женщинах сложно. Даже любили они по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья Матвеевна - земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи Матвеевны - это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки.
По-моему, любовь Ольги была немного противоречивой: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был “усовершенствованный” Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. Она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой - она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Поэтому-то, мне кажется, Обломов “испугался” Ольги, ее требовательной любви.
Агафья Пшеницына - хозяйка дома, в котором поселился Обломов,- полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью - через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого - отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Вот оно - тихое пристанище, которого никогда не было бы у Обломова с Ольгой. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное - физический и душевный покой.
Слово найдено - покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило в конечном счете выбор героя. Возможно, Обломов сделал свой выбор неосознанно: ведь выбор - деяние ответственное, что несвойственно Илье Ильичу, который во всем полагается на естественное течение жизни, просто натура взяла свое.

1. Образ Ольги и ее взаимоотношения с героем.
2. Круг интересов Агафьи Матвеевны.
3. Роль Ольги Ильинской в романе.
4. Выбор Обломова.

Да, я знаю, я Вам не пара, Я пришел из иной страны...
Н. С. Гумилев

Малоподвижный образ жизни Обломова, главного героя одноименного романа И. А. Гончарова, как будто не слишком располагал к любовным переживаниям. Главный герой большую часть времени проводит на диване в бесплодных грезах, ничего не делая для их осуществления: и хотя есть у него идеал подруги, он не стремится искать ее сам, а верный детской мечте о Милитрисе Кирбитьевне, сказочной царевне, спокойно ждет, когда она появится в его жизни.

Две женщины любили Обломова: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Ольга - образованная, обаятельная, деятельная личность. Она превосходно поет, живо интересуется наукой, искусством, литературой. Благодаря своим высоким душевным качествам эта девушка сумела правильно понять чистую и благородную душу Обломова, разглядеть в нем «образ Божий», скрытый под толщей бездеятельности. Но любовь не заслонила от Ольги и недостатки Обломова - его пассивность, лень, привычку к малоподвижности. Девушку вдохновляет мысль, что ее любовь заставит Обломова духовно возродиться, определить для себя круг занятий, полезных не только для развития его личности, но и составляющих насущную жизненную необходимость. Ольга надеется, что Обломов наконец устроит дела в своем имении, станет интересоваться тем, что происходит вокруг. В любви Ольги к Обломову значительное место занимает своего рода мечта художника, видящего в необработанном материале контуры будущего шедевра. Ольга отнюдь не лишена тщеславия. Героине приятна мысль, что благодаря ей Обломов может стать деятельным, полезным членом общества, "распростившись с диваном и халатом: «...Он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил...».

Властность, целеустремленность Ольги и пассивная покорность Обломова как будто бы делают возможным то перерождение Ильи Ильича, которого добивается Ольга. Но постепенно их отношения дают трещину. Активность Обломова искусственна, целиком является результатом понуканий Ольги. Стоит Обломову на несколько дней остаться без руководства, и он возвращается к прежним привычкам. Так как он искренне любит Ольгу, то готов исполнять ее требования, но внутренней, глубинной потребности в изменении своего образа жизни у Обломова нет. Постепенно он начинает тяготиться деятельным образом жизни, который навязывает ему Ольга. Чтобы находиться с ней на равной ноге, нужно все время быть в движении, в поиске новых знаний и впечатлений, заниматься делом: если соотносить Ольгу с персонажами народных сказок, с детства любимых Обломовым, ее, пожалуй, целесообразнее всего сравнить с жар-птицей или сладкоголосой птицей Сирин из; славянских мифов. Тревожит сердце песня волшебной птицы, сверкает яркое оперение, но долго странствовать тому, кто решил ее поймать, много испытаний придется перенести...

А идеал Обломова, сложившийся на основе детских впечатлений, совсем- другой. Требовательность Ольги заставляет его размышлять, мучиться, принуждать себя к деятельности, тогда как в мечтах будущая жена видится Обломову как воплощение внутренней гармонии и покоя. Именно покой, а не кипение страстей ценит Обломов. Интересно сравнить, как появились в жизни Обломова Ольга и Агафья Матвееевна. С Ольгой его познакомил Андрей Штольц, почти насильно вырвавший Обломова из привычного сонного существования: как сказочная жар-птица, поющая райские песни, врывается Ольга в «сад души» Обломова и так же внезапно покидает его. Что же касается Агафьи Матвеевны, хозяйки квартиры, снятой Обломовым, то он долгое время почти не замечает ее. Герою приятно ее видеть, приятно переброситься парой слов, приятно, что она такая хозяйственная и радушная, но никаких душевных она у него треволнений не вызывает.

Агафья Матвеевна, как и Ольга, наделена многими положительными чертами характера. Конечно, Агафье Матвеевне недостает образованности Ольги, зато Обломову легко с ней общаться, она хозяйственна, обладает спокойным, ровным нравом. Легко заметить и огромную разницу в отношении к Обломову ее и Ольги. Если Ольга стремится возвысить Обломова до существующего в ее воображении образа, то для Агафьи Матвеевны Обломов, напротив, представляется человеком другой породы, лучшей, чем ее брат, покойный муж, она сама. Ольга старается переделать Обломова; Агафья Матвеевна воспринимает его таким, каков он есть, даже не помышляя о возможности и необходимости каких-либо перемен. Обе женщины старались сделать Обломова счастливым: Ольга в соответствии с собственным идеалом счастья, Агафья Матвеевна заботилась об удобстве и покое Ильи Ильича. Ольга требовала от Обломова постоянного отчета в том, чем он занят, прочел ли книгу. Агафья Матвеевна не требует ничего, напротив, постоянно трудится ради того, чтобы Обломову было хорошо. Бескорыстие этой простой полуграмотной женщины простирается до того, что она, в трудную минуту не колеблясь закладывает собственные вещи, лишь бы Илье Ильичу не пришлось ограничивать себя в своих привычках.

Постепенно автор романа подводит нас к мысли, что именно в Агафье Матвеевне воплотился идеал женщины, о которой подсознательно мечтал Обломов: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре». Сказка и реальность, настоящее и прошлое смешиваются в полудремоте, и няня, которую видит во сне Обломов, указывает ему на Агафью Матвеевну со словами: «Милитриса Кирбитьевна!»

Воплотилась мечта Обломова, и он навсегда остался с Агафьей Матвеевной, на которой женился. В этом человеке невозможно было зажечь внутреннюю потребность деятельности: это поняла Ольга, понимал и он сам, поэтому, женись он на Ольге, оба они были бы несчастны. А с Агафьей Матвеевной Обломову было спокойно и уютно - в этом он и видел семейное счастье. И она тоже была с ним счастлива: «Она так полно и много любила: любила Обломова - как любовника, как мужа и как барина...». Любовь к Обломову придала глубокий смысл повседневным заботам, всей жизни этой простой, доброй и трудолюбивой женщины, а Обломов благодаря ее заботам словно снова вернулся в ту обстановку, которую помнил с детства, которая была для него идеалом существования.