О чем произведение сказка о потерянном времени. Анализ «Сказки о потерянном времени» Шварца

О чем произведение сказка о потерянном времени. Анализ «Сказки о потерянном времени» Шварца
О чем произведение сказка о потерянном времени. Анализ «Сказки о потерянном времени» Шварца

Каждому учителю не раз приходилось слышать от своих бывших учеников (особенно тех, кто учился кое-как): «Эх, если б я раньше за ум взялся и времени не терял, мне бы не пришлось начинать всё с нуля, — я бы уже далеко был … »

Да, понимание того, что всё надо успевать делать в отведённое для этого время, приходит, к сожалению, не сразу. Умению ценить время,
тратить его с умом нужно учить с детства. Особенно это необходимо младшим подросткам, которым кажется, что жизнь — это череда игр,
развлечений и удовольствий. Нотациями мало чего добьёшься, а вот художественное произведение заставит задуматься и, может быть,
изменить отношение к собственной жизни.

Таким произведением стала для моих пятиклассников «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца. Предварительно школьникам даётся задание найти в толковых словарях определение слова «время», подобрать пословицы и поговорки, связанные с этим понятием, а также посчитать, сколько времени в день ребята тратят на пустяки, где они теряют минуты, часы (предлагается обратить внимание на утренние подьёмы, сборы в школу, домашние дела, игры, просмотр телепередач, разговоры по телефону, приготовление уроков и т. п.).

Подсчитанное время нужно умножить на 365 дней и получить в итоге количество потерянного за год времени. Начинаем урок с определения понятия времени. Что же такое время?

Ребята читают те определения, которые они выбрали из словарей. Должна сказать, что многие из них довольно абстрактны и дети не до конца понимают их: ведь в силу возраста их абстрактное мышление ещё недостаточно развито. Поэтому несколько скорректируем подобранные ими определения соответственно их возрасту.

Время — это продолжительность существования (бытия) чего-либо или кого-либо на земле, и для каждого существа (человека, животного, растения и т. п.) или предмета оно ограничивается определёнными рамками, которые мы называем возрастом, сроком; за ними наступает небытие, то есть кто-то или что- то перестаёт быть.

Какими единицами измеряется продолжительность бытия — возраст, срок? (Секундами, минутами, часами, днями, ночами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками, эпохами и т. п.)

А чем конкретно измеряется человеческая жизнь? Только годами? Может быть, её можно измерить чем-то ещё с учётом того, куда и на
что тратились годы жизни?

Поразмыслив, дети приходят к выводу, что человеческую жизнь можно измерить тем временем, которое было потрачено на добрые и полезные дела (или, наоборот, на пустяки). И чем больше времени было употреблено на добро, тем длиннее и содержательней оказывается
жизнь. Мало того, она не заканчивается со смертью человека, а продолжается в доброй памяти о нём. Соответственно, время, потраченное
впустую, делает жизнь человека короче, и некому потом вспоминать о бездельнике и эгоисте …

А какие ещё понятия связывают время с жизнью каждого человека? (Возраст, детство, юность, молодость, зрелость, старость.)
Как вы думаете, какой из этих периодов в жизни человека самый важный? Почему вы так считаете?

Большинство ребят считает, что самый важный период в жизни человека — детство, потому что в детстве складывается представление о
мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», формируется характер, ребёнок учится общаться с людьми, что-то делать самостоятельно. Всё, что он возьмёт из детства, он принесёт с собой во взрослую жизнь; и если чему-то не научился в своё время, что-то упустил, ему придётся нелегко и понадобится много времени, чтобы наверстать упущенное в детстве. Не зря говорят: всё начинается с детства …

Учитель обобщает высказывания ребят и подчёркивает, что это как раз тот период, в котором они сейчас живут. Да, он самый ответственный и важный в жизни любого человека, но именно он пролетает быстрее всего. Как вы думаете, почему?

Детство — прекрасная пора, если она не омрачена какими- то обстоятельствами или событиями; это беззаботное время, когда дети
больше играют, многое за них решают взрослые, которые стремятся сделать детство своих детей ярким, радостным, полным впечатлений.
Порой это приучает детей к мысли, что вся жизнь должна состоять только из развлечений, которые кто-то им обязан устраивать, поэтому
они не задумываются о том, куда тратят своё время и каковы последствия этого.

А теперь давайте обратимся к вашей домашней «задачке». Итак, сколько потерянного времени вы насчитали? Задумайтесь, чем это
может обернуться.

Ещё перед уроком я наблюдала, как дети обменивались своими результатами, хвастались, у кого цифры получились больше, по-видимому, не задумываясь над сутью своих подсчётов. А в среднем у них вышло больше 40 дней в год, у кого-то чуть меньше, у кого-то больше. Один мальчик насчитал, что он таким образом может потерять 10 лет жизни! .. Когда подсчёты были доведены до логического конца, ребята в самом деле задумались и даже как-то растерялись от неожиданности при мысли, что из минут, потраченных на всякую чепуху, складываются недели, месяцы и годы …

Писатель Евгений Шварц тоже задумался об этом и написал «Сказку о потерянном времени». Сказка читается вслух учителем. Пятиклассники слушают её с интересом, несмотря на то что некоторым она уже знакома. После прочтения спросим:

Как вы думаете, если бы вы жили в сказочном мире, могла бы с вами приключиться подобная история?

Интересно, что в одном классе дети, заулыбавшись, почти хором ответили: «Да!», некоторые с уверенностью утверждали: «Со мной
точно могла произойти!» В другом классе большинство ребят убеждено в обратном: с ними такого произойти не может, потому что у них
всё время распланировано по минутам. В самом деле, многие дети посещают кроме общеобразовательной спортивные, художественные, музыкальные школы, занимаются в кружках.

Одна девочка призналась: «Папа всегда следит, чтоб у меня не было свободного времени. Стоит мне только что-нибудь закончить делать, он мне сразу придумывает новое занятие». Конечно, у многих детей график жизни очень плотный, и они даже отдыхать толком не успевают. Рационально ли так строить жизнь ребёнка — это уже дело родителей, но им стоит задуматься о том, не отнимают ли они у своего сына или дочери время, предназначенное для здорового отдыха. Сами дети не всегда
объективны в оценке своего рационально или нерационально потраченного времени. Сказка Шварца помогает им найти ориентиры.

Почему главный герой сказки Петя Зубов постоянно отставал от своих товарищей? На что он рассчитывал? Петя ленился и всё откладывал на потом:

«Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй я вас всех догоню!» А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею». Петя рассчитывал на то, что у него полно
времени и он когда-то догонит своих одноклассников.

Почему мальчик вдруг состарился уже в третьем классе?

В сказке Шварца злые волшебники стерегут даром потраченное ребятами время и с его помощью возвращают себе молодость и
продлевают жизнь. Здесь можно показать начало мультфильма «Сказка о потерянном времени», где звучит песенка злых волшебников на слова Юнны Мориц в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных, предварив просмотр заданием найти в песне ключевые слова и объяснить их.

Кое-где кое-кто с кой-каким портфелем
Шёл однажды кое-как в кой-какую школу,
Шёл однажды кое-как и ловил ворон,
А за ним — тик-так, тик-так — времени вагон!



Об этом мы не скажем никому!

И пока ловил ворон кое-кто с портфелем,
Кое с чем украл вагон кое-кто с бородкой,
А бородку- то ему дал на память он,
Чтобы было кой-кому чем ловить ворон!
А мы всё время убиваем время,
Проматываем, прожигаем время.
А где берём всё время это время —
Об этом мы не скажем никому!

Песенка нравится ребятам, вызывают улыбку и старички с залихватскими манерами, с рогатками и седыми хвостиками. Дети без труда выделяют ключевые слова:

«А мы всё время убиваем время … » Убивать время — значит тратить его попусту, значит укорачивать свою жизнь. И кто же убивает его?
В песенке это делают злые волшебники, но ведь берут они то время, которое попусту тратят беззаботные и ленивые дети, то есть
тоже убивают его, отрывают от своей жизни, становятся по глупости и легкомыслию убийцами собственной жизни. Вдумайтесь в это!
Не кто-то, не обстоятельства, не болезни, а сами дети делают свою жизнь короче … Что может быть страшнее?!.

Почему злые волшебники так легко «проматывают» время? (Потому что оно краденное у таких лентяев, как Петя.)

Как почувствовал себя Петя став стариком? О чём он больше всего жалеет? Пете стало очень плохо, он почувствовал себя одиноким, никому не нужным, совершенно беспомощным, потому что он ничего не умеет и не знает: «Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей … И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже пенсии не дадут — ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?» Больше всего Петя сожалеет, что ничему не научился.

Что же заставило Петю изменить отношение ко времени? Каким стало это отношение и как выразилось в действиях героя?
Забредя в лес, Петя оказался перед домиком, где жили злые волшебники. Из их разговора он узнал, куда девается попусту потраченное
время, понял, почему он стал стариком, а ещё он услышал рецепт своего спасения и понял, что нельзя терять ни минуты. Поэтому, когда
злые волшебники ушли, он отправился на поиски других ребят -стариков: « … не теряя напрасно времени … побежал, помчался в город искать стариков-школьников». Он знает, что если не успеет их найти и привести в дом волшебников, то не вернёт своё время и останется стариком.

Какой глагол теперь чаще всего повторяется в описании его действий? Почему?

Глагол бежать, потому что Петя спешит за потерянным временем. Всегда ли нужно бежать?
Нет, порой спешка может только замедлить дело, в спешке можно ошибиться, не зря люди говорят: «Поспешишь — людей насмешишь». И сам Петя, торопясь за своим временем, не подумал о том, что нужно запомнить дорогу, и говорит потом: «Иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом сберечь».

Каким образом ему удалось найти, узнать остальных ребят-стариков? Какие смешные детали их поведения помогли ему?

Дети, превращённые в стариков, узнаваемы по поведению: они ведут себя как дети. Первую старушку-девочку Петя узнал по газете «Пионерская правда», которую та читала. А ещё по тому, что старушка ела булочку так, как едят многие дети: выковыривала из неё прежде всего самое вкусное — изюм. В конце концов она подобрала в снегу мячик и стала с ним играть. Старушка оказалась ученицей третьего
класса — Марусей Поспеловой …

Другая старушка «нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек».

Труднее всего оказалось найти последнего старика, который катался на подножке трамвая по всему городу: «Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает».

Наконец все собраны, осталось только успеть перевести часы, но до них надо ещё добраться … Сели ребята в трамвай, «чтобы не терять времени даром», а тут вежливые школьники стали им места уступать: «Садитесь, пожалуйста, дедушки и бабушки! .. Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте».

Почему ребятам-старикам неловко от этих слов, краснеют они и садиться не хотят?

Да потому что знают, что не заслужили уважения и такого доброго отношения: не работали они, а бездельничали, время теряли —
ненастоящие они старики … Поэтому они рады-радёхоньки были, когда трамвай до леса дошёл: «соскочили все четверо — и в чащу бегом».
И здесь непросто пришлось ребятам, но всё-таки сумели решить сложную задачу. Почему им удалось это сделать?

Они очень хотели вернуть потерянное время и снова стать детьми. Ещё один из злых волшебников говорил: «От любого несчастья
может спастись человек, стоит ему только сильно захотеть». А если бы Пете не удалось найти своих товарищей по несчастью, сумел бы он сам справиться с задачей?

Вряд ли: ведь когда Петя начал крутить стрелки волшебных ходиков назад, он стал уменьшаться в росте и товарищам пришлось
его поднимать, чтоб он мог дотянуться до часов. Значит, помимо желания исправить ошибку, нужна была ещё и товарищеская помощь,
поддержка. Благодаря всему этому всё вернулось на круги своя.

Как вы думаете, как теперь будут жить эти ребята?

Они будут ценить каждую минуту и постараются научиться всему нужному и важному для будущей жизни. Но это произошло в сказке. А в жизни можно вернуть потерянное время? Всегда?

Время вернуть практически невозможно, поэтому лучше его вообще не терять, не тратить на пустяки. Иногда можно наверстать
упущенное, например по болезни или какой-то другой причине пропущенные уроки, выучить их самостоятельно.

Что для этого потребуется? (Конечно, старание, трудолюбие, терпение.)

Однако лучше всего научиться беречь время и тратить его только на хорошие и полезные дела. Найдите в сказке слова, которые выражают её главную мысль. «Помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». А теперь прочитайте те пословицы и поговорки о времени, которые вы нашли дома.

Ребята находят их довольно много:
Делу — время, потехе — час.
Всему своё время.
Не откладывай на завтра то, что можно
сделать сегодня.

Пропущенный час годом не нагонишь.
Деньги пропали — наживёшь, время про-
пало — не вернёшь.
Время — деньги.
Время упустишь — урожай потеряешь.
Всякому овощу своё время.
День долог, а век короток.
Минута час бережёт.
Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
Порядок время бережёт.
Вчерашнего дня не воротишь.
Всякое семя знает своё время.
Уплыли годы, как вешние воды.
Красное лето два раза в году не бывает.
Прожитое что пролитое — не воротишь.
Время руками не удержишь.
Время деньги даёт, а на деньги время не купишь.
Время — деньги, а денег всегда не хватает.
Выберите из этих пословиц те, которые
точнее всего раскрывают главную мысль сказки, объясните их.

Ребята выбирают: Всякое семя знает своё время. День долог, а век короток. Красное лето два раза в году не бывает. Вчерашнего дня не воротишь. Пропущенный час годом не нагонишь. Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Как известно, он написал несколько философских сказок за всю свою жизнь, среди которых, например, «Обыкновенное чудо». А всего Шварц выпустил более 2000000 книжек, если считать общим тиражом. Сказки, написанные в виде пьес, поначалу не печатались и подвергались суровой критике. Но в результате увидели свет и до сих пор широко популярны у разных возрастных категорий. А по их мотивам сняты художественные фильмы и мультфильмы.

Шварц, «Сказка о потерянном времени»

Одним из таких любимых всеми шедевров является и данное творение. Оно было сочинено автором в 1940 году. Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» может уместиться на нескольких страничках Давайте прочитаем вместе.

Краткое содержание «Сказки о потерянном времени»

Главный персонаж Петя Зубов, учащийся 3-го класса, не слишком любит школу, да и вообще, это скучное занятие - учиться. Он постоянно откладывает все в долгий ящик, не выполняет домашние задания, обещает подогнать свои знания до надлежащего уровня. Но лень пересиливает обещания и побеждает.

И вот однажды он превращается вдруг в старого дедушку, преображаясь так, что даже родная мать не узнает мальца. Он не знает, что делать дальше, и убегает в лес, что расположен поблизости. Мальчик в образе дедушки ощущает полное отчаяние, его одолевают невеселые мысли, что, мол, вот он уже состарился, а так и ничего сделать не успел в жизни. И даже не заметил, как он постарел.

Находясь в таком настроении, Петя попадает в маленький лесной домик, где нет никого. Там он ложится отдохнуть. Проснувшись, мальчик-дедушка видит, что вернулись хозяева: двое мальчишек и две девчонки. Они садятся за стол и начинают на счетах что-то подсчитывать. Петеньке эти дети кажутся весьма подозрительными и необычными, ведь они обращаются друг к дружке по отчеству и ведут себя совсем как пожилые люди.

Зубову открывается ужасная тайна: это совсем не школьники - мальчики и девочки, а самые настоящие волшебники, очень и очень злые. Именно они сделали так, чтобы Петя стал старым. А вообще, ночные посетители домика занимаются тем, что крадут минуты и часы у детей. Тех, которые имеют обыкновение растрачивать время понапрасну (как большинство из людей)! Петя узнает, что, кроме него, волшебники-временщики искусственно состарили еще трех ребят-школьников.

Выход есть!

Продолжаем излагать краткое содержание «Сказки о потерянном времени». Не все оказалось так уж и печально. Оказывается, у мальчика есть еще шанс вернуться в детство. Для этого нужно отыскать всех остальных пострадавших от злодейских волшебных чар и вместе прийти в лесной волшебный домик, где повернуть стрелки ходиков на 77 оборотов назад. А сделать данную процедуру нужно непременно в полночь, иначе все уже будет безвозвратно.

Пете Зубову ценой многих стараний удается-таки совершить все, как надо. Он и находит детишек-старичков, превращенных волшебниками, и приводит их в лесную избу. И самое удивительное, что чуть ли не в первый раз все у них получается без опозданий. Дети снова становятся детьми, волшебники-старики исчезли, а справедливость восторжествовала. Вот краткое содержание «Сказки о потерянном времени». Сюжет, написанный с юмором и интересным языком.

Подводим итоги

Вот перед нами «Сказка о потерянном времени». Краткое содержание мы уже разобрали. Но какова же мораль? А она есть, как у всякой сказки. Основное - это необходимость ценить время, не растрачивая его по пустякам. Ведь оно - то, без чего не обходится ни одна вещь в мире, то, что есть у каждого, только некоторым людям кажется, что у них всего с лихвой. А на самом деле время является нашим бесценным сокровищем, которое требуется расходовать экономно.

я тебе план тоже написала в конце
Сказка о потерянном времени: краткое содержание

Итак, сюжетная линия сказки. Главный герой – Петя Зубов учится в 3-ем классе. «Учится» - это громко сказано, так, посещает школу. Он не любит учиться и выполнять домашние задания, он любит откладывать свои дела в долгий ящик. Четверть за четвертью он обещает догнать в учебе своих одноклассников, но снова лень берет свое.

Однажды утром в школе он узнает, что стал стареньким дедушкой. Он очень расстраивается и, не зная, что дальше делать, бежит, куда глаза глядят. А глядят они в лес, который расположен возле их города. Ведь даже мать родная Петеньку уже не узнает. Мальчик-дедушка в отчаянии, его начинают посещать грустные мысли. А думает он о том, что так и ничего не успел сделать в своей жизни. Не заметил, как постарел.

С таким настроем Петя находит небольшой домик в лесу, где и ложится отдохнуть в сене, так как хозяева по каким-то причинам отсутствуют. Проснувшись, он видит, что хозяева все-таки вернулись. Их четверо: две девочки и двое мальчишек, они сидят за столом и что-то считают на счетах. Пете ночные посетители кажутся необычными, они выглядят совсем детьми, но ведут себя, как пенсионеры и называют друг друга почему-то по имени и отчеству.

И тут Пете Зубову открывается страшная тайна. Оказывается, это не школьники, а настоящие злые волшебники, и это именно они сделали его старым. Они крадут время у детей, которые тратят его понапрасну. Помимо главного героя, они состарили еще троих школьников.

Но не все так печально. Петя подслушал, что у него еще есть один-единственный шанс вернуть свое детство. Для этого он должен найти остальных жертв волшебства и привести их в дом к злодеям, чтобы повернуть стрелки часиков-ходиков обратно на 77 кругов. Одно условие – это необходимо сделать в полночь, а если опоздать, то процесс будет безвозвратным.

К счастью, каким-то образом Петеньке удается все задуманное: он находит школьников, которых тоже превратили в старичков, приводит их в избу и поворачивает стрелки. Самое удивительное, что впервые в жизни школьники пришли без опозданий. Могут, когда хотят. Справедливость торжествует: дети снова дети, а злые волшебники исчезают!

Вот такая "Сказка о потерянном времени". Содержание интересное и немного с юмором. Подразумевается, что само собой, детки осознали, что их поведение было неправильным, что нужно уметь распоряжаться своим временем грамотно и что лень – плохое качество.

План "Сказки о потерянном времени"

Лень Пети Зубкова.Превращение в старика.Встреча с волшебниками.Поиск школьников-стариков.Заключение. Перевоплощение и осознание своих ошибок.

«Потерянное время нельзя найти» - говорится в старинной английской пословице. Это так. Мы часто жалуемся на недостаток и нехватку времени. И задаемся вопросом: «Почему одни успевают сделать больше, чем другие?» Но не всегда отдаем себе отчет в том, что причины потери времени кроются в нас самих. Не осознаем разрушительной силы уходящих часов и минут, из которых соткана наша жизнь.

Бесценный дар

Каждая потерянная минута - это несбывшаяся мечта, упущенные возможности. И они находятся в наших руках. Только стоит определиться - пользоваться ими или нет. Чем раньше человек осознает этот факт, тем скорее сделает правильный выбор. Еще лучше научиться этому с детства. Как донести это до ребенка? Конечно, на примере других. И в этом помогут книги, например «Сказка о потерянном времени», автор которой учит юных читателей ценить каждый час, каждую минутку и помогает им осознать важную истину: время - бесценно. Писатель Евгений Шварц вошел в историю литературы как сказочник. Свои лучшие произведения - как для детей, так и для взрослых - он написал в этом жанре.

Герой одной из его книг говорит, что в сказке уживаются чудесное и обыкновенное. Это действительно так. Оригинальным способом, переплетая сказку с былью, автор открывает юному читателю важную истину: не теряй время. Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» поможет понять главную идею этой трогательной и необычной истории.

Главные герои

Прежде чем пересказывать содержание этого замечательного произведения, познакомимся с персонажами. Сказка написана для юных читателей, и вполне естественно, что герои этой поучительной истории - школьники. Главный герой - ученик третьего класса Петя Зубов, его товарищи по несчастью - второклассник Вася Зайцев и третьеклассницы Наденька Соколова и Маруся Поспелова.

Какое несчастье объединило этих ребят? Бедные дети состарились. Как это произошло? Кто сыграл с ними эту злую шутку? Почему именно этих ребят настигла такая беда? Ответы на эти вопросы можно получить, прочитав это замечательное произведение (ну или хотя бы краткое содержание «Сказки о потерянном времени»).

Как все начиналось

Петя Зубов учится в третьем классе. Прежде чем отправиться в школу, мальчик рассуждает, а не погулять ли ему по городу. Опоздать на уроки Петя не боится - все равно учиться он не любит. Домашние задания - это такая скука, что не особо он торопится их выполнять.

Петя вообще любит откладывать дела на потом. Куда торопиться? День за днем мальчик дает себе обещание не опаздывать в школу и не пропускать уроков. В каждой четверти обещает исправиться и догнать в учебе одноклассников. Потом машет на все рукой: зачем спешить? Успеется.

На что могут уходить потраченные напрасно драгоценные часы и минуты, прекрасно показал в своей книге Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени» повествует и о других детях, которые не дорожат временем. Надя Соколова и Марусенька Поспелова - две лентяйки и болтушки. Им всегда некогда. Они за важными разговорами по телефону не замечают, как быстро тикают ходики.

Вася Зайцев тоже никуда не торопится - куда интереснее ворон погонять, да и считает он отлично. Знает, сколько раз за урок чихнула Марья Ивановна. Учится тоже неплохо. Вчера - двойка, сегодня - двойка, а два плюс два - это же целая четверка!

Невероятное превращение

Как-то пришел Петя в школу. Зашел в раздевалку и протягивает пальто гардеробщице. Та глянула на Петю и испугалась - перед ней не Петя Зубов, а старик. Скорее всего, его дедушка. Глянул Петя в зеркало и обомлел. Оттуда на него смотрел худой бледный старик. И кинулся он прочь из школы.

Прибежал домой, чуть не плачет. Но и тут его ждало горе-горькое: даже мама его не узнала. Вышел он из дому, идет, жалеет себя. А как иначе? Одинокий, несчастный старик. Ни детей у него нет, ни внуков. Даже выучиться не успел. И пенсию ему не дадут. Отработал-то всего три года, да и те на двойки да на тройки. Бедный мальчик-старик...

Даже краткое содержание «Сказки о потерянном времени» позволяет понять, что мальчик задумался о том, что ничего не успел сделать. Но в книге встречаются такие выражения, как «шлепнул», «пальтишко», которые обращают внимание читателя на небрежность главного героя. Что хотел этим сказать автор? Вероятно, подчеркнуть, что если человек не ценит вещи, которые видит, как он может ценить то, что невидимо?

Продолжим рассматривать краткое содержание «Сказки о потерянном времени».

Страшная тайна

Шел Петя долго, пока не попал в лес. Нашел избушку, зашел в нее, зарылся в сено и уснул. Просыпается, а в комнате уже лампа горит, за столом сидят две девочки и два мальчика. Только странные они какие-то. Обращаются друг к другу по имени-отчеству, кряхтят да охают, как старички. И что-то на счетах высчитывают.

Затаился Петя, ни одного слова старается не упустить. И открылась ему страшная тайна. Не дети это вовсе, а злые волшебники. Ловят они детей, которые время напрасно тратят, и превращают их в стариков. А найденное время забирают себе и молодеют. Понятно стало мальчику, что попал он в большую беду. Но что же делать? Как быть?

Тут один из волшебников рассказал великий секрет: человек может спастись от любого несчастья. Даже эти школьники, которых они превратили в старичков, смогут снова стать детьми. Для этого им надо прийти в избушку ровно в двенадцать часов и повернуть стрелки на семьдесят семь оборотов назад.

На что обращает здесь внимание своих читателей Е. Шварц? «Сказка о потерянном времени» рассказывает о детях, которые ленились, не берегли время и всегда опаздывали. Автор показывает, насколько уверены волшебники, что детям не удастся снять заклятие по той простой причине, что они не успеют - «хоть на минуту, да опоздают».

Главное - успеть

Волшебники ушли «на работу» - искать новых детей, которые не дорожат временем. А Петя, услышав о том, что есть путь к спасению, со всех ног кинулся искать несчастных школьников, которых, как и его, превратили в стариков. Ему надо было найти двух девочек и одного мальчика. Но времени совсем мало. Надо торопиться.

Впервые в жизни Петя понял, насколько дорога каждая минута. Он бегает по городу в поиске товарищей по несчастью. Петя находит стариков-школьников. Он узнает их по поведению - ведут они себя не как пожилые люди, а как дети. Первую девочку-старушку Петя узнал по «Пионерской правде» - газете, которую та читала. Вторая старушка-школьница скакала на одной ноге - играла в «классики».

Самым трудным оказалось найти старика-мальчика, который катался по городу на подножке трамвая. Наконец герои «Сказки о потерянном времени» встретились. Впервые они осознали, насколько важно не опоздать и прийти вовремя. Не теряя ни минуты, они отправились в избушку. Но автор сделал трудным их возвращение - заблудились они в лесу.

Непросто пришлось школьникам-старичкам. Но уж очень они хотели стать снова детьми. В книге автор приготовил для читателей ответы на многие вопросы. В заключение истории, когда дети добрались до ходиков, Петя начал крутить стрелки и стал уменьшаться в росте. Чтобы он смог дотянуться до ходиков, его товарищам пришлось его поднимать.

А если бы Петя не нашел своих товарищей? Смог бы он справиться один с этой задачей? Как бы тогда закончилась «Сказка о потерянном времени»? Автор ясно показывает, что помимо желания исправить свои ошибки главному герою потребовалась и товарищеская поддержка. Благодаря этому все вернулось на свои места: дети снова стали школьниками, злые волшебники исчезли.

«Сказка о потерянном времени» - книга, которая учит дорожить каждым мгновением. Утерянного не вернуть. Поэтому нужно ценить время и проводить его с пользой. В произведении есть слова, которые намекают на главную мысль сказки: человек, который напрасно теряет время, не замечает, как стареет.

Автор читательского дневника

Электронный читательский дневник

Информация о книге

Название и автор книги Главные герои Сюжет Мое мнение Дата чтения Количество страниц
Евгений Шварц "Сказка о потерянном времени" Петя Зубов Сказка о том, как мальчик Петя Зубов любил убивать время: бездельничал, баловался и опаздывал в школу. И однажды этим воспользовались злые волшебники. Они забрали время Пети и после чего он начал стареть вместе со своими друзьями, которые также как и Петя были ужасными лодырями. И теперь им нужно преодолеть много испытаний, чтобы вернуть потерянное время. Апрель 2015 г. 20 страниц

Иллюстрация обложки книги

Об авторе книги

  • Евге́ний Льво́вич Шва́рц (1896 - 1958) - русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.
  • В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.
  • Весной 1917 года был призван в армию.
  • В апреле 1917 года находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву.
  • После Октябрьской революции поступил в Добровольческую армию. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. При штурме Екатеринодара получил контузию, последствия которой - тремор рук - ощущал всю оставшуюся жизнь.
  • После контузии был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».
  • Помимо театра, Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором, там в 1923 году, по инициативе Михаила Слонимского, Евгений с Николаем выпустили первый номер журнала «Забой» (ныне «Донбасс»), который стал генератором развития литературного движения Донбасса.
  • В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.
  • С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

О фильме

История создания фильма по книге

Изначально экранизация «Сказки о потерянном времени» была задумана режиссёром Тамарой Лисициан; был написан сценарий, произведена раскадровка, подобраны актёры. Однако во время подготовительного периода съёмок, несмотря на обещания со стороны руководства запустить фильм, картина была «отдана» Птушко. «Сказка о потерянном времени» - единственный фильм Александра Птушко, снятый на современном материале.

Интересные факты

  • В фильме снялся пёс Дружок, который затем играл и в фильме «Морозко».
  • Хотя действие сказки происходит зимой, фильм снят в тёплое время года.
  • В сказке ребятам, чтобы вернуть свой прежний вид, требовалось крутить стрелку часов на 77 кругов назад. В фильме стрелку нужно открутить назад всего на три круга.
  • В фильме волшебники носят другие имена и отчества, чем в сказке.