Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками
Цели:
- Познакомить с техникой рисования фотокопией.
- Формирование навыков работы в технике рисования свечой.
Задачи:
развитие внимания посредством наблюдения за морозными узорами в зимнее время;
воспитание интереса к зимним явлениям природы;
воспитание аккуратности при выполнении.
Оборудование : образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки, письмо.
1. Организационный момент.
Психогимнастика: «Лучик»
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
Сообщение темы занятия.
Ребята сегодня тема учебно организационной деятельности «Морозные узоры», и не просто занятие, а рисование свечой
Сюрпризный момент.
Ребята какое сейчас время года. Дети отвечают зима
Сейчас зима. Зима - замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку. Кто же её нам прислал?
Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы узнаем от кого она.
Чтение прикреплённой бумажке к посылке
Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, чтобы её отгадать. Кто отгадает- поднимет руку:
С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек, тонких, как стекло;
Звёздочки холодные, а земле тепло.
Какой это мастер на стекла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. Дети отвечают это снежинки, потому что они покрывают землю снегом и похожи на звёздочки
Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки.
Введение в тему.
А кто зиме верный и незаменимый помощник? Дети отвечают мороз
Правильно. С наступлением зимы приходят и холода. Стучится Мороз в каждый дом. Оставляет людям свои послания: то дверь подморозит - плохо к зиме подготовились, то на окнах свои художества оставит - подарок от Мороза. Давайте посмотрим, что за послания он нам послал
Достаю из посылки картинки - с изображением морозных узоров
Что изображено на картинках? Дети отвечают Веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки и крючочки студёные
Верно, ребятки есть здесь и веточки еловые, инеем разукрашены.
Вот как Мороз без кисточек и красок нам окна разрисовал.
Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? Дети выдвигают свои предположения Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки - иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдали.
Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? Нет.
А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он «фотокопия».
2. Практическая часть.
Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по листу бумаги.
Оставляет ли свеча видимые следы? Дети отвечают Нет
А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось? Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой.
Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения
Свечка состоит воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо - нарисуем морозные узоры с помощью свечи.
С чего начинаем рисовать? Дети отвечают рисовать с верхней части, спускаясь вниз.
Верно, для того, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга лучше всего узор рисовать сверху вниз. Готовый рисунок покройте акварельной краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз.
3. Самостоятельная работа детей.
Оказываю индивидуальную дозированную помощь

4. Подведение итогов
Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы? Дети отвечают фотокопия
Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? Дети отвечают цветы, узоры, солнце.
Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.

Удивительные образовательные и творческие плоды дает рисование нетрадиционной техникой в детском саду. Максимально облегченные и стопроцентно привлекательные для детей занятия оригинальной живописью позволяют быстро и с энтузиазмом получать результаты. В считанные минуты при помощи красок, кистей, мокрой бумаги, клея, пластилина, восковых мелков, пальцев, поролона, пенопласта, ваты, пробок, щеток, соломинок, природных материалов и любых других предметов можно создать настоящие шедевры.

Польза нетрадиционной техники рисования для детей

Занятия нетрадиционным изобразительным искусством с детьми, посещающими младшую, среднюю и старшую группы детских дошкольных учреждений положительно отражаются на личности каждого из них. Чем полезны и что конкретно дают необычные техники рисования растущим членам общества:

  • развитие чувства уверенности в своих силах;
  • нейтрализация различных страхов, которые часто беспокоят дошкольников по причине психотравм или повышенной тревожности;
  • развитие пространственного мышления;
  • обучение ребенка свободному выражению своих творческих идей;
  • ознакомление и интересная работа с разными природными и подручными материалами;
  • развитие мелкой ручной моторики;
  • получение огромного количество позитивных эмоций и эстетического удовольствия на занятиях;
  • настройка детей на поиск свежих творческих решений;
  • развитие восприятия цветов, объема и фактуры композиции;
  • расширение способностей к здоровому фантазированию и творческому воображению.
рисование нетрадиционной техникой - оригинальный способ развития детей

Идеи нетрадиционных техник рисования для детского сада

Нетрадиционная живопись пальцами для детей

Краски находятся в плоских емкостях, также потребуется вода; для каждого пальчика - свой цвет. При наличии старания и вдохновения можно создать красивые композиции.

Отпечатки листьев

Для работы над пейзажами потребуется набор листьев разных растений. Краской заполнить всю площадь листа, потом без сдвига плотно прижать обработанную часть к листу, необходимые детали дорисовываются кисточками.

Рисование штампом из ваты

Ватные тампоны или другие подходящие мягкие предметы, рабочая часть пропитывается краской, затем методом тычка наносится рисунок. Работать можно внутри заранее созданного контура или вне такового.

Рисование жесткой кистью

Неувлажненная жесткая кисточка обмакивается в краску и производится легкий удар по бумаге. Таким методом наносятся желаемые формы, которые получаются необычной колючей либо пушистой фактуры.

Необычное рисование пробкой-печатью

Можно применять крышки и пробки разных размеров, рабочая часть вначале прижимается к пропитанной краской штемпельной подушке, затем к листу. При необходимости меняется цвет, значит, берется другая подушечка и пробка.

Нестандартное рисование оттисками

Из сырых клубней картошки нужно сделать несколько штампов любой формы. Ребенку остается только прижать печать к густой краске в емкости, обтереть излишки о края, и нанести оттиск на рисунок, также композиция дорабатывается кистью. По такому же принципу можно сделать отпечатки без воды с использованием пенопласта, поролона, куска помятой бумаги. Также можно штамповать по трафарету.

Мокрое рисование

На смоченном водой листке, при помощи кистей или пальцев, получаются туманные размытые изображения. Для прорисовки деталей нужно высушить рисунок или воспользоваться густой краской.

Техника рисования-аппликации

Любые кусочки бумаги надо интенсивно сминать и при помощи клея присоединять к листу. В итоге получается объемная картинка.

Рисование брызгами

Пропитав старую зубную щетку смесью ПВА+гуашь, художественной тушью или краской, надо проводить по щетине палочкой. Производя набрызг, можно создать много красивых композиций.

Проявляющиеся рисунки

Прежде чем начать такое рисование нетрадиционной техникой в детском саду, на листе создается четкий жирный контур восковыми мелками. Когда быстро наносится верхний слой акварелью, основная композиция красиво проступает, с линий воска скатываются краски.

Рисование шаблонами

Чтобы изобразить тот или иной объект, обводится несколько заготовленные геометрические шаблоны. Для создания гармоничной картины, нужно представить, какими формами она представлена.

Оригинальное рисование пластилином

Для пластилинографии потребуется опустить пластилин в горячую воду. На картоне, где заготовлен фон и необходимые контуры, создается рисунок посредством прижимания кусочков пластилина и размазывания их пальцами.

Необычное рисование кляксами

Суть кляксографии заключается в том, чтобы капнуть краской на бумагу, согнуть ее пополам, немного прижать для распределения краски. Раскрыв лист и пофантазировав, на что похож результат, можно подрисовать нужные элементы.

Рисование с выдуванием краски

Берется подходящая тонкая соломинка, через которую ребенку предстоит дуть, разгоняя краску в нужных направлениях. Дополнительные детали прорисовываются кистью.

Оригинальное фантазийное рисование

Абсолютно любые предметы кладутся на бумагу, обводятся по контуру. Потом к этим формам добавляются элементы так, чтобы получить новые объекты, не похожие на исходные образцы.

Живое рисование

За основу берутся обязательно неодушевленные предметы из предпочитаемой сферы, например, растения, посуда, еда, транспорт или одежда. Задачей детей является оживление этих рисунков путем добавления глаз, носа, рук, ног, рта и других присущих живым организмам деталей.

Воспитатель детского сада или родители могут подключить фантазию и использовать свои уникальные методы рисования. Нестандартный подход к образовательной и творческой деятельности всегда радует и вдохновляет детей.

Валентина Кургаева
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Скоро лето»

Цель : знакомить детей с техникой рисования смятой бумагой , развитие художественно-творческих способностей и восприятия.

Задачи :

Развитие творческого мышления, воображения.

Развитие мелкой моторики.

Вызвать эмоциональный отклик на новый способ изображения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать аккуратность.

Материал : тонированная бумага, гуашь разного цвета налитая в маленькие тарелочки, бумажные листочки разного размера.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята какие времена года вы знаете? (ответы детей) .

Скоро лето , а как вы узнали, что будет лето ? (ответы детей) .

За весной приходит лето . Его ждут и люди и растения.

Все поля, луга в цветах

Словно в пестреньких платках.

Очень любим мы за это

Наше солнечное …. (лето ) .

Воспитатель : Ребята отгадайте загадки :

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце

А зовут тебя все…. (Солнце)

Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывет. (Облако)

Каким бывает летнее небо и солнце? Кто из вас был летом на лугу и что там видел? Какие цветы вы там видели? (Ответы детей) .

Пальчиковая игра :

Разноцветные цветки раскрывают лепестки

(пальцы сложенные в кулак медленно распрямляются)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

(пальцы плавно наклоняются вправо- влево) .

Разноцветные листки закрывают лепестки

(пальцы медленно складываются в кулачок) .

Головками качают, тихо засыпают.

(кулачки медленно и плавно покачиваются из стороны в сторону) .

Воспитатель : Давайте рассмотрим картину о лете. Какое лето яркое , теплое. Как ярко светит солнышко, по небу плывут белые облака, а на лугу цветут разные цветы.

Давайте нарисуем лето ! Берем несколько листочков бумаги разного размера и сминаем в комочки. Обмакиваем комочки в тарелочки с краской и прижимаем комочки к листу бумаги, оставляя отпечатки в виде солнышка, облаков, травы. Затем рисуем разноцветные цветы.

Ребята, посмотрите какие замечательные рисунки у нас получились!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия По нетрадиционной технике рисования, штампом «Репка» Задачи: 1. Напомнить малышам содержание знакомой.

Программное содержание: 1. Познакомить детей с новой техникой рисования - граттаж (процарапывание); 2. Закрепить и обобщить знания детей.

Цели: 1. Познакомить детей с новой техникой рисования «ватой на бархатной бумаге». 2. Развивать творческие способности детей. З. Вызвать.

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе «Солнышко, которое мне светит» Цель: Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ладошкой. Задачи: Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную.

Конспект занятия по художественному творчеству в нетрадиционной технике рисования (зубной пастой) «Зимний пейзаж» Цель: научить детей рисовать зимний пейзаж в нетрадиционной технике зубной пастой. Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с нетрадиционной.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования Занятие для младшей группы: «Разноцветные ладошки» Цель: формировать представления о мире любви и добрых чувств; развивать у детей стремление.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в первой младшей группе «Ежик» Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования. В первой младшей группе. Тема: «Ежик.» (рисовании ватными палочками) Цель: 1. Продолжать.

Дети и творчество – неразделимые понятия. Каждый ребенок в душе – художник и скульптор, певец и музыкант. Творческие порывы у детей проявляются в самом невообразимом виде, но очень часто связаны с художественной деятельностью. Многие мамы рано или поздно задаются вопросом о том, зачем ребенку учиться рисовать? И правда, зачем, если вы не планируете вырастить еще одного Сурикова или Айвазовского? Если ваша задача – видеть своего ребенка успешным, уверенным в себе человеком, то поощряйте творческие проявления, потому что любая изобразительная работа – важное условие для нормального развития малыша.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и дома помогают развивать пространственное мышление, глазомер, координацию. Ведь малышу нужно связать единой композицией соотношение размеров деталей и гармонично их расположить на листе. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, выбирать подходящий материал. Для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками.

Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших деток. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, красками, макая кисть в яркую субстанцию. А почему бы не мокнуть туда пальчик или измазать краской всю ладошку? Изобразительному творчеству нельзя устанавливать рамки, нужно разрушать все границы привычного и традиционного!

Нетрадиционные техники рисования привлекают наших непосед значительно больше, ведь они не требуют усидчивости, дают более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал, знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества. Если самые необычные краски и яркие карандаши у малыша уже не вызывают былого интереса, то можно разбавить творчество вашего непоседы другими методами рисования. Чем же полезно рисование нетрадиционными способами в детском саду и дома?

  • Малыш использует разнообразные материалы, узнает различия в фактурах, что позволяет совершенствовать мелкую моторику.
  • Происходит знакомство с объемом, формой и пространством, что развивает воображение.
  • Умение сочетать и смешивать оттенки развивает эстетический вкус.
  • Использование необычных материалов развивает мышление, учит принимать нестандартные решения.
  • Рисунки с использованием таких техник получаются значительно быстрее, что радует крох, которым так не хватает усидчивости.
  • Добавляет уверенности в себе и веру в свои силы, ведь и без выдающихся умений можно создать неповторимый «шедевр»!

Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Эта книга – прекрасный помощник как для воспитателя, так и для мамочки, которая хочет разнообразить досуг с малышом.

Начинаем творить: пальчики или ладошки

Нетрадиционные техники рисования подразумевают изображение образов с помощью различных материалов, в том числе и «нехудожественных»: скомканная бумага, поролон, нитки, парафиновая свеча или восковые мелки, высушенные листья; рисование без использования инструмента – ладошками или пальчиками и еще много чем. Такие методы с успехом применяют как в детсаду, так и дома.

Для разного возраста можно предложить свою технику, например, самым маленьким будет интересно рисовать пальчиками, ведь кисточку крохе держать еще трудно, а вот своими собственными ручками малыш уже владеет блестяще. Обмокните ладошку крохи в краску и предложите оставить след на бумаге, как оставляют следы кошечки и собачки. Рассмотрите с малышом отпечаток, на кого он похож? Выглядит, как слоник или черепашка, а если дорисуем глазик, будет рыбка! Всем действом руководит только фантазия вашего малыша, и если вдруг он растерялся, то помогите ему, проведите масте-класс – окрасьте свою ладонь и оставьте отпечаток. «Смотри, получилась мама слониха, а где же малыш слоненок?», – ребенок с удовольствием включится в такую забавную игру.

Обмакивать в краску можно и не всю ладошку, а только пальчики, и оставлять малюсенькие отпечатки. Чем больше разноцветных отпечатков, тем интереснее рисунок, – пусть малыш фантазирует в свое удовольствие. Взрослые должны быть готовы к тому, что краска будет не только на листочке, но и на малыше, точнее, малыш будет в ней весь и окружающие предметы тоже. Поэтому о чистоте позаботьтесь заранее: застелите стол, где планируете устроить творческую мастерскую, клеенкой, а на малыша наденьте фартучек и нарукавники, в противном случае о каком полете фантазии может быть речь, если вы будете постоянно одергивать малыша: «Аккуратнее, испачкаешься!».

Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски

Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.

В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.

Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.

Существует еще одна нетрадиционная техника рисования, похожая на штамп, но с интересной особенностью, – рисование поролоном. Отрежьте небольшой кусочек от обыкновенной губки, обмакните в краску и с несильным нажимом покрывайте лист. Вот так легко и просто получается замечательный фон для дальнейшего рисования, а если использовать трафареты или шаблоны для детского рисования, получится изумительный цветочный, или геометрический узор.

Рисование точками

Как метод изобразительного творчества для малышей можно выделить рисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки или обычные фломастеры. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на альбомном листе. Можно помочь малышу, нарисовав контур будущего рисунка, а он заполнит его большим количеством ярких отпечатков. Тематика точечного рисунка может быть любая – и зимняя сказка, и яркое солнышко. Обучение в таком нежном возрасте следует проводить ненавязчиво, в виде игры.

Техника «монотипия»

Для старших деток можно предложить более интересные виды художественного творчества. Например, интересная техника, которая тоже основана на оттисках – «Монотипия». Ее целью является создание симметричного рисунка, такого как гриб, насекомое (бабочка или божья коровка), для старшей дошкольной группы можно изобразить пейзаж, отражающийся в озере.

Берем альбомный лист бумаги, перегибаем пополам, далее, разворачиваем и рисуем на одной половине относительно линии сгиба. Раз мы договорились изобразить бабочку, то рисуем одно крылышко, затем проглаживаем рукой сложенный лист. Раскрываем – у бабочки уже два крыла и они совершенно одинаковые! Недостающие элементы можно дорисовать кисточкой.

Чувство восторга обеспечено, в то время как ребенок понимает, что его «хулиганские» действия, когда на лист альбома летят кляксы и брызги, – это тоже вид искусства. «Кляксография» ещё имеет название «Набрызг». Такими техниками можно достичь необычных художественных эффектов.

Разбрызгивание краски, он же «Набрызг». На помощь нам придет зубная щетка. Аккуратно макают ее в краску и несильно постукивают ручкой или карандашом по направлению к себе. На листе остается огромное количество мелких капелек. С помощью такой нетрадиционной техники рисования получается очень реалистичный зимний пейзаж или далекий космос с множеством звезд. «Кляксография» поможет юному художнику заселить необитаемые планеты космоса забавными пришельцами. Стоит только набрать на кисть побольше краски и дать ей стечь на лист бумаги, – получилась клякса. А теперь дуем на нее, разгоняя лучики в разные стороны. Дорисуем высохшей кляксе пару глазок, а можно и две пары, это же неведомое животное, и отправим заселять его далекие миры!

Интересную фактуру можно достичь методом использования сухой кисти. Сухую широкую кисть слегка погрузить в гуашь, лишнюю краску обтереть о баночку. Рисуем вертикальными тычковыми движениями. Изображение получается «лохматым» и «колючим», таким способом очень реалистичными получаются ёлочки и ёжики, поле с зеленой травой. Таким нетрадиционным способом в детском саду можно рисовать цветы, например, астры.

Невероятные возможности привычных вещей.

  1. Мыльные пузыри.

Оказывается, мыльные пузыри можно не только надувать и лопать, а еще ими можно рисовать. В стаканчике с мыльным раствором развести немного краски, взять трубочку и напускать в стакан пузырей. Такой фокус ваши детки проделают с удовольствием. Ну вот, яркой разноцветной пены много, прикладывайте к ней лист бумаги, а как только пузыри начинают проявляться, бумагу нужно убрать – красочный узор готов!

  1. Соль.

Не удивляйтесь, но соль можно использовать не только в кулинарии. Интересная фактура получится, если невысохший рисунок посыпать солью, а когда краска высохнет, просто струсить.

  1. Песок, бисер и различные крупы также применяют для создания творческих фактур. Существует несколько вариантов использования таких материалов.
  • Предварительно покрытый клеем лист посыпаем крупой, песком или бисером, а затем рисуем по фактурной поверхности.
  • Покрываем клеем участки в тех местах, где будет изображен рисунок.
  • Заранее раскрасить и высушить нужные материалы, а затем украшать ими рисунок.

Классика в нетрадиционном прочтении

Давайте отложим штампы и соль, вытрем ручки, испачканные краской, достанем акварель и кисточки. Скучно? Вовсе не скучно, а очень интересно, ведь с помощью классических акварельных красок мы будем творить чудеса!

Необходимо взять плотную бумагу (лучший вариант – специальная акварельная), намочить, чтобы она достаточно промокла. Наберите на кисть немного краски и легким движением дотрагивайтесь кистью до мокрой бумаги. Движения должны быть именно легкими и плавными, от этого зависит красота результата. На ваших глазах капелька краски расползаются в разные стороны, превращаясь в нечто удивительное! Подходящее время рассказать малышу о правилах получения новых цветов и оттенков. Сейчас такая практика наиболее наглядна. Получившиеся немыслимые разводы будут служить интересным фоном для будущих творческих работ.

Следующая нетрадиционная техника рисования, которую мы рассмотрим, тоже из разряда «чудеса рядом», называется «Акватипия».

Это техника рисования красками и водой, еще она известна под названием водная печать. Так же, как и в предыдущем методе, нам пригодится плотная бумага, краски выберем не менее традиционные – гуашевые, еще нужна черная или любая темная тушь. Подумайте с малышом, что бы он хотел изобразить? Этим методом необычайно красиво получаются цветы. После высыхания красок закрасьте полностью лист тушью, затем погрузите вашу работу в мисочку с водой, и наслаждайтесь чудесными превращениями! Гуашь вся растворится, останется только ваш рисунок на темном фоне. Чем же не волшебство?

Череда невероятных превращений не завершилась! Возьмем все ту же плотную бумагу, и восковыми мелками (если их не оказалось под рукой, можно использовать обыкновенную свечу) нанесем рисунок или узор. Далее, наносим акварельную краску на весь лист (места, обработанные воском, не окрасятся). На цветном акварельном фоне проявится рисунок, который станет для малыша сюрпризом, ведь когда рисуешь бесцветным мелком по белому листу, то довольно трудно представить конечный результат. Процесс волшебства в итоге тоже может принести довольно практичный результат.

Изготовление «мраморной бумаги» – чрезвычайно увлекательное занятие, которое очень нравится малышам: забавно же играть с вещами, которые вообще брать не разрешают. Например, папина пена для бритья. Для работы понадобятся:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски;
  • плоская тарелочка;
  • лист плотной бумаги.

Для начала необходимо получить насыщенный раствор: краску смешиваем с водой. Затем нанесите толстым слоем пену для бритья на тарелку, и капните несколько ярких капель краски в хаотичном порядке. С помощью кисточки рисуем каплями краски на пене, получая замысловатые зигзаги и узоры. Вот оно – волшебное таинство, которое полностью поглотит увлеченного малыша. А вот и обещанный практичный эффект. Лист прикладываем к радужной пене, а затем переворачиваем так, чтобы пена оказалась сверху листа. Оставшуюся на бумаге пену убираем скребком. И – о чудо! Из-под пены проявляются невообразимые разводы, похожие на мраморный узор. Бумага впитала краску. После высыхания «мраморную бумагу» можно использовать при изготовлении поделок или как дополнение к декору.

Нет предела творческим проявлениям

Для ребят, которые уже познакомились со многими интересными техниками и проявили свои незаурядные творческие способности, можно предложить довольно непростую технику рисования – «граттаж».

Необходима плотная бумага, раскрасить ее нужно восковыми мелками, желательно ярких цветов, далее, с помощью широкой кисти покрыть черной гуашью или тушью. Если намерены использовать гуашь, добавьте немного клея ПВА, чтобы высохшая краска не крошилась. Когда тушь (или гуашь) высохнет, заготовка для дальнейшей работы готова. Теперь берем тонкий стек (любой острый, не пишущий инструмент) и начинаем рисовать. Но рисованием этот процесс можно назвать лишь условно, так как происходит соскабливание верхнего слоя краски. Так, штришок за штришком проявляется яркий восковой слой и проецируется в задумку художника.

Для юных художников будет увлекательной техника рисования с помощью пластилина по стеклу.

Выберите понравившийся рисунок, накройте стеклом, нанесите черным фломастером контуры рисунка на стекло. Затем приступаем к заполнению контуров мягким пластилином, стараясь не выступать за край. Изнаночная сторона смотрится не так аккуратно, но с лицевой стороны видна яркая и четкая картинка. Вставьте работу в рамку, а в качестве фона можно использовать цветной картон.

Существует еще целый ряд нетрадиционных техник рисования в детском саду, которые легко освоят дети средней и старшей дошкольной группы. Для повседневных занятий может подойти сочетание аппликации с классическим рисунком. Предварительно вырезанные элементы клеят на альбомный лист, после чего с помощью карандашей или красок придают образу законченный вид.

Одной из доступных и занимательных техник является «Фронтаж».

Этот вид изобразительного творчества нам знаком с детства, помните, прятали монетку под лист бумаги и заштриховывали простым карандашом? Таким же образом вместо монетки можно использовать сухие листочки, а заштриховывать не карандашом, а цветной пастелью. Рисунок получится ярким и насыщенным.

Мы познакомились с большим количеством техник рисования и уже много чему научились, так почему бы не применить наши знания на практике? С помощью как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования декорируют любые предметы интерьера. Декоративное рисование в детском саду так же имеет прикладной характер, ребенок уже может украсить, например, подставку для карандашей или глиняную вазочку, а может порадовать маму и создать неповторимый узор на разделочной доске. Только следует помнить, что краски для таких работ нужно выбирать водостойкие: акриловые или масляные. Чтобы результат радовал дольше, покройте готовую поделку лаком.

Для декора интерьера используют технику «витраж».

Суть техники заключается в нанесении клеевого контура и заполнении его краской. Вариантов исполнения данной техники существует множество, но один из самых интересных – нанесение рисунка на клеёнку, а после высыхания, с клеёнки рисунок можно снять и приклеить на любую поверхность, например, на стекло, – будет полупрозрачная яркая картинка.

Остановимся подробнее на самой технике выполнения.

Идеальным вариантом будет использовать специализированные витражные краски, но если таких не оказалось, можно проявить смекалку и изготовить их самостоятельно. Возьмите обыкновенную гуашь и добавьте клей ПВА, после высыхания, краски имеют эластичную структуру, что позволит снять картинку с пленки без труда. Выберите понравившийся рисунок и нанесите его контур на прозрачную клеёнку (можно взять обычный файл или пластиковую прозрачную папку). Контур лучше сделать вначале карандашом или фломастером, а затем обвести или готовым витражным контуром, или обычным клеем ПВА из тюбика с дозатором. Дождитесь высыхания контура, затем заполняйте яркими цветами. После полного высыхания можно рисунок отлепить от пленки, и декорировать задуманную поверхность.

Декорировать можно не только предметы интерьера, но и предметы гардероба специальными красками для ткани. Такая техника называется «Холодный батик». Предложите ребенку сделать дизайнерскую роспись обычной белой футболки, такая будет только у вашего малыша, единственная и неповторимая!

  • Предварительно футболку необходимо зафиксировать в пяльцах для вышивания или в подрамнике для рисования на холсте.
  • С помощью карандаша и кальки переведите изображение любимого мультяшного героя на ткань.

Одним из главнейших этапов этого метода является нанесение резервирующего состава, другими словами, защитного контура, который предотвратит растекание краски по ткани. Контур должен быть замкнутым, для предотвращения растекания.

  • После высыхания, по известной нам схеме заполняем контуры краской.
  • Затем рисунок необходимо закрепить. Подложите один лист бумаги под рисунок, а другой на рисунок и прогладьте утюгом.

Стирать такое изделие можно, но лучше в ручном режиме в прохладной воде. Уникальное изделие готово.

Заключение

Все рассмотренные нетрадиционные техники рисования применимы только в условиях помещения. А как же прогулки летом на свежем воздухе? Неужели для улицы подходят только подвижные игры? Нет, можно заняться изобразительным творчеством. Рисование летом в детском саду можно проводить и на улице, используя классический мел. Рисование на асфальте в детском саду – прекрасное развлекательное и познавательное занятие. Дети рисуют мелками везде, где есть более или менее твердое покрытие: асфальт, плитка, забор, стены дома. Замечательно видеть вместо серого асфальта яркое воплощение фантазии.

Доброго времени суток, дорогие друзья! На связи Сухих Татьяна. Хочу немного углубить тему: нетрадиционные виды рисования в детском саду. К сожалению, не все родители понимают, насколько важно не только давать в руки малышу привычный карандаш или кисть, но и позволять отходить от канонов и мотивировать на эксперименты. Только в этом случае вам удастся вырастить смелую личность с разносторонними интересами.

И если в садике у воспитателя просто нет физической возможности показать ребятам все способы рисования, лепки, аппликации, то у родителей для одного-двух детей время должно найтись. Как вас убедить, что искусство изображать предметы, не основываясь на традиции, – это путь ребенка к успеху в жизни? Возможно, вас убедит тематическая литература?

«УчМаг» организовал заманчивое предложение: пополните личный счет и бесплатно сможете посетить офлайн-семинар «Классические и нетрадиционные материалы в детском изобразительном творчестве». Советую коллегам и активным родителям воспользоваться такой возможностью!

«Лабиринт.ру» подготовил отличную подборку книг. Все, что вас интересует про использование нетрадиционных техник в ИЗО, вы найдете на этом портале.

«OZON.RU»поможет сориентироваться во всем разнообразии нестандартных методик. Так, советую такие книги:

«Рисуем пальчиками» – методика обучения деток 1-3 лет этому увлекательному виду творчества;

«22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» – методическое пособие для воспитателей и руководителей художественных студий, а также для родителей, которые хотят приобщить своих детей к миру искусства;

«Оригинальные техники изобразительной деятельности» – здесь представлены 60 описаний занятий с дошкольниками. В пособии демонстрируются всевозможные виды нетрадиционных техник и способы использования необычных материалов для творчества;

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» –книгу в первую очередь оценят детские логопеды и родители деток со слаборазвитой моторикой пальцев.

Почему важно предоставлять ребенку возможность экспериментировать?

Меня так увлекает данная тема, что я думаю, мое самообразование как педагога обязательно должно охватить все нетрадиционные техники рисования и их влияние на развитие детей. Как вы считаете?

Итак, что дает ребенку необычное рисование?

  • Эстетическое удовольствие от процесса и результата;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Полет фантазии и развитие воображения;
  • Мотивация к поиску новых способов изобразить задуманное;
  • Возможность выразить свой взгляд на мир;
  • Дает свободу и воспитывает смелость;
  • Развивает чувство композиции, цветовосприятия, ритма, колорита;
  • Дает четкие понятия о форме и фактуре предметов;
  • Расширяет кругозор;
  • Взращивает интеллект и нестандартное мышление;
  • Тренирует пространственное мышление;
  • Показывает методы использования разнообразных материалов;
  • Дает уверенность в своих способностях и силах.

Вы знаете, что по нетрадиционному рисованию проводится психологическая диагностика ребенка? С помощью специальной методики можно определить, насколько развито воображение, фантазия, технические навыки у дошкольника и в дальнейшем делать упор на коррекции некоторых проявлений.

Что говорить, актуальность нетрадиционных техник в воспитании современного ЧЕЛОВЕКА – высока. Намного больше возможностей получает воспитатель или родители, если использует нестандартный подход в обучении ребят изобразительному искусству.


Я уже в статье «Необычные способы рисования: не бойтесь экспериментировать!» подавала на ваше рассмотрение список нестандартных техник, но еще в моем арсенале «завалялись» несколько эксклюзивных секретов.

Как внести креатив в занятия по рисованию?

В предложенном мною списке не указаны интересные техники – рисование птичьими перышками и мыльными пузырями.

Если макать в краску перышко, а потом водить им по бумаге, получаются очень красивые плавные линии, из которых можно создать узор. Также этим способом можно изображать травку, крону деревьев, хвост Жар-Птицы и все, что требует тонкости исполнения.

С мыльными пузырями немного сложней: нужно смешать краску (гуашь) и моющее средство или шампунь. Пузырек хорошо взболтать, чтобы получить высокую пену. Когда цветная пена поднимется, приложить к ней лист бумаги – получится забавные отпечаток. Угадываем, что он нам напоминает, и дорисовываем нужные детали.

Наконец, все техники нам известны, нужно еще придумать, как заинтересовать малышей.

Предлагаю разнообразить ваши занятия с малышом следующими способами:

  • Рисование в паре. Это очень интересно и весело! Берется сдвоенный лист бумаги или длинный кусок рулонной бумаги. Предлагаем ребятам изображать каждый свое или общий сюжет. В любом случае – результат вызовет позитивные эмоции, плюс – дети получат навыки работы в паре;
  • Рисование с секретом. Это целый аттракцион! Удобно делать это в компании взрослого. Смысл в следующем: взрослый рисует часть какого-то предмета или туловища животного, растение и т.п. Листок сгибается так, чтобы прикрыть примерно треть рисунка. Ребенок должен продолжить рисовать, ориентируясь на видимую часть. Развернув готовый рисунок, получим порой очень неожиданный и смешной результат!
  • Автопортрет. Хотя это традиционный сюжет в живописи, но дети редко себя изображают. А зря. Это действительно может получиться интересный проект – используя разные техники, дети рисуют себя такими, какими себя воспринимают. Вы сможете очень понять, что малыш думает о самом себе и какова его самооценка.
  • Рисуем на камешках. Поистине нетрадиционное рисование, живопись на морской гальке сегодня очень популярна. Я вот посмотрела интересный мастер-класс и вдохновилась, наконец, вместе с сыном разрисовать плоские камешки. Но можно использовать любые породы, хоть и керамзит, который по форме напоминает разных маленьких существ.


  • Рисунки-коллажи – используются разные техники для создания цельной композиции. Допустим, деревья изображаем в технике оттиск с сухих листьев, траву – пальчиковая живопись, цветы – метод сухого тычка и т.п.
  • Рисуем с дождем. Скучно ребенку, если идет дождь и не выйти на улицу? Самое время рисовать с дождиком на пару. Это очень прикольно – ставим на бумагу «жирные» кляксы разного цвета так, чтобы заполнился весь лист бумаги. Затем выставляем рисунок под дождь и наблюдаем за мокрым творчеством. Получится интересный эффект мокрого рисунка.

Что можно нарисовать с детьми с помощью альтернативных техник?

Предложите ребятам интересное занятие – рисование цветов нетрадиционными способами. Давайте попробуем изобразить большую клумбу, используя техники, который я вам описала.

Например, астры удачно получатся, если их рисовать перышками. У этих цветочков пышные и остролистые бутоны как раз подходят для этого способа. Также их можно изобразить зубьями вилки. Кстати, вилкой с тремя зубьями отличные получаются тюльпаны. Нужно поставить отпечаток не только зубьев, но и основания.

Сухой тычок отлично справится с гладиолусами, а крупные веточки мимозы, ландыши, сирени лучше рисовать пальчиками. Если сделать штампы из картофелины, то у ребенка получится нарисовать любые цветочки. Красивые отпечатки выходят от донышка пластиковой бутылки – напоминают цветок.

Очень мне нравится использовать с детками нетрадиционные техники для изображения зимы.