Музыкальный словарь. Музыкальные картины в произведениях русских композиторов на примере произведений П.Чайковского, С.Рахманинова

Музыкальный словарь. Музыкальные картины в произведениях русских композиторов на примере произведений П.Чайковского, С.Рахманинова
Музыкальный словарь. Музыкальные картины в произведениях русских композиторов на примере произведений П.Чайковского, С.Рахманинова

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него – баркарола – песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти – необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие.
Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки – гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы – песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе – мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.
Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского – в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальныхбаркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского гостя – композитор сочинил арию в ритме и характеренародной венецианской песни, баркаролы.
БАНДУРА – см. Кобза.
БАРАБАН. Это очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок – простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры.
Если вам случалось видеть африканские или восточные пляски, то вы, наверное, помните, что в них барабан – одно из «главных действующих лиц». Он сопровождает пляску прихотливым, капризно меняющимся ритмом. В некоторых африканских странах барабан и сейчас используют в качестве «телефона»: барабанная дробь далеко разносится в воздухе, передавая условным языком важные сведения, предупреждая об опасности.
БОЛЬШОЙ ОРКЕСТРОВЫЙ БАРАБАН

Две разновидности барабана – большой барабан и малый барабан – уже давно являются полноправными членами симфонического и духовного оркестров. Они входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке» – одной линейке, на которой отмечен только ритм.
Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его используют иногда в изобразительных целях.
Малый барабан – военный, походный инструмент. Однако он может стать даже солистом симфонического оркестра.

Баркарола- инструментальная или вокальная пьеса, имеющая прототипом
песни венецианских гондольеров;
народная песня венецианских гондольеров.

С. Дорофеев. Баркарола.

Баркарола характеризуется умеренным темпом с аккомпанементом, изображающим плеск
волн за бортом гондолы.
Мелодия баркаролы отличается плавностью, в сопровождении нередко используются
элементы музыкальной изобразительности.
Характер баркаролы - лирический, нередко с оттенком меланхолии или
светлой мечтательности.

Стихнул говор карнавала,
На поля роса упала,
Месяц землю серебрит,
Все спокойно, море спит.
Волны нянчают гондолу…
«Спой, синьора, баркаролу!
Маску черную долой,
Обойми меня и пой!..»
«Нет, синьор, не скину маски,
Не до песен, не до ласки:
Мне зловещий снился сон,
Тяготит мне сердце он».
«Сон приснился, что ж такое?
Снам не верь ты, все пустое;
Вот гитара, не тоскуй,

Спой, сыграй и поцелуй!..»
«Нет, синьор, не до гитары:
Снилось мне, что муж мой старый
Ночью тихо с ложа встал,
Тихо вышел на канал,
Завернул стилет свой в полу
И в закрытую гондолу -
Вон, как эта, там вдали -
Шесть немых гребцов вошли…»

Лев Мей.

И. К. Айвазовский. Гондольер на море ночью

В XVIII веке баркарола стала жанром профессиональной музыки.
Особое распространение получила в XIX веке.
Расцвет этой музыкальной формы пришелся на эпоху романтизма.
Баркарола как жанр камерной вокальной музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта

Ф. Мендельсона-Бартольди, М. И. Глинки («Уснули голубые»). Имеются и хоровые баркаролы
- у Ф. Шуберта («Гондольер»), И. Брамса (в «Двадцати романсах и песнях для женского хора».
Многие баркаролы написаны для фортепиано. Из них особенно выделяется баркарола Шопена -
пьеса, приближающаяся к жанру поэмы. Баркаролы для фортепиано писали также
Ф. Мендельсон-Бартольди (пьесы из «Песен без слов»,),
П. И. Чайковский (баркарола из «Времен года»),
А. К. Лядов,
С. В. Рахманинов,
Г. Форе (13 баркарол),
Б. Барток и т.д.

Клод Моне. Гондола.

Поверхностью морей отражена,
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни осребрила.
Чуть виден бег далекого ветрила,
Студеная вечерняя волна
Едва шумит вод веслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы.

Мне чудится, что это ночи стон,
Как мы, своим покоем недовольной,
Но снова песнь! и вновь гитары звон!
О, бойтеся, мужья, сей песни вольной.
Советую, хотя мне это больно,
Не выпускать красавиц ваших, жен;
Но если вы в сей миг неверны сами,
Тогда, друзья! да будет мир меж вами!

Жан Батист Коро Гондола на Большом канале

И мир с тобой, прекрасный Чичизбей,
И мир с тобой, лукавая Мелина.
Неситеся по прихоти морей,
Любовь нередко бережет пучина;
Хоть и над морем царствует судьбина,
Гонитель вечный счастливых людей,
Но талисман пустынного лобзанья
Уводит сердца темные мечтанья.

Рука с рукой, свободу дав очам,
Сидят в ладье и шепчут меж собою;
Она вверяет месячным лучам
Младую грудь с пленительной рукою,
Укрытые досель под епанчою,
Чтоб юношу сильней прижать к устам;
Меж тем вдали, то грустный, то веселый,
Раздался звук обычной баркаролы:

Как в дальнем море ветерок,
Свободен вечно мой челнок;
Как речки быстрое русло,
Не устает мое весло.

Гондола по воде скользит,
А время по любви летит;
Опять сравняется вода,
Страсть не воскреснет никогда.

Михаил Лермонтов.

Темпера с изображением ночной Венеции создана Константином Коровиным
в начале XX века:

Константине Коровин:
«Дивной сказкой казалась мне Италия. Таинственная Венеция. Ночь.
Сажусь в черную гондолу у качающейся воды канала. В удивлении смотрю на
высокого гондольера, как, стоя, нагибается он над веслом.
На повороте темного канала он говорит:
- Оэээ... берегись....
Соседняя гондола тихо проходит мимо нас.
Комната гостиницы, из которой мне видна большая стена, огромного Дворца дожей.
Я пошел по площади святого Марка, мир, - думаю я, - великие, прекрасные тени...»

Светлана и Сабир Гаджиевы

Начиная с оперы «Венецианский праздник» А. Кампра (1710 г.), баркарола применялась
в операх главным образом итальянских и французский композиторов - Дж. Паизиелло,
Л. Ж. Ф. Герольда («Цампа»), Ф. Обера («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» и др.),
Дж. Россини («Вильгельм Телль», «Отелло»), Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана»).

Широко известна баркарола написанная Римским-Корсаковым
(«Песнь Веденецкого гостя») к опере «Садко».

В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца
- веденецкого гостя – композитор сочинил арию в ритме и характере
народной венецианской песни - баркаролы.
В ХХ веке баркаролы писали Франсис Пуленк, Джордж Гершвин «Dance of the Waves»,
Леонард Бернстайн.

Ричард Джонсон. Золотой канал.


Ты со мною.
Счастья большего не надо.
Стороною обойдет меня тоска.
С тихим плеском о гранитную ограду
Разбивает серебристый след река.

Два осколка
У тебя в глазах мерцают.
Мягким шелком пеленает нас любовь.
По теченью незаметно уплывает
Все, что в воду превращает нашу кровь.
Рам Браун.

Баркаролу также иногда называется гондольерой.

Пьер Огюст Ренуар. Гондола на Большом канале в Венеции.

ВРЕМЕНА ГОДА

Июнь. Баркарола

Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,

Будут над нами сиять...
(А. Н. Плещеев)

Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи.

Название пьесы происходит от итальянского слова barcarola. Как и многие заимствованные слова (например, «вальс», «соната», «ноктюрн»), пришедшие к нам из других языков, оно вошло в русский язык и обозначает музыкальный жанр. В итальянском языке это слово образовано от двух слов - barca, что значит «лодка», «барка», и rolla - буквально «бортовая качка». Таким образом, музыкальные пьесы в жанре баркаролы всегда навеяны образами водной стихии, но не бурной, разбушевавшейся, а спокойной, с мерным, убаюкивающим и располагающим к мечтательности покачиванием. Первоначально баркарола была песней венецианских гондольеров - гондольерой. Песни гондольеров, которые по характеру своему мягкие и умиротворенные, и есть, в сущности, баркаролы.Типичные черты баркаролы: минорный лад (хотя известны и мажорные баркаролы), трехдольный размер (6/8), колеблющийся характер мелодии.История музыки знает множество баркарол: Ф. Шуберт - «Баркарола», «Любовное счастье рыбака», М. Глинка - романс «Уснули голубые...», Ф. Шопен - фортепианная пьеса «Баркарола», Ф. Мендельсон - пьесы из цикла «Песни без слов» (ор. 19, № 6, ор. 30, № 6, ор. 62, № 5), пьесы А. Рубинштейна (ор. 30, № 1, ор. 45, ор. 50, ор. 104, № 4 и другие, всего шесть), А. Лядова (ор. 44), С. Рахманинова (ор. 10, № 3). Все они при всем их разнообразии имеют типичные черты баркаролы.

Прислушаемся к звучанию июньской пьесы П. Чайковского. Мы сразу заметим, что она не вписывается в ряд традиционных баркарол:

1) она не трехдольная, а четырехдольная, то есть на 4/4 по своей нотной записи; на слух же она скорее двухдольная - по две половины в каждом такте;

2) с большой натяжкой здесь можно говорить об образе какой бы то ни было водной стихии, которая обычно в пьесах такого рода передается прежде всего своеобразным - именно «баркарольным» - аккомпанементом; в аккомпанементе, милом и приятном самом по себе, мало чувствуется «водная зыбь» или «легкое волнение», это типичный аккомпанемент городского романса. Характер мелодии тоже вполне романсовый, хотя с этим и можно смириться, поскольку баркарола не противоречит песне, но тоже все-таки в трехдольном, а не четном метре;

3) само стихотворение, из которого взята первая строфа в качестве эпиграфа, не дает повода для ассоциации с баркаролой.

Вот стихотворение целиком:

Песня

Выйдем на берег; там волны
Ноги нам будут лобзать;
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.

Там ветерок ароматный
Кудри твои разовьет;
Выйдем... Уныло качаясь,
Тополь к себе нас зовет.

В долгом и сладком забвеньи,
Шуму внимая ветвей,
Мы отдохнем от печали,
Мы позабудем людей.

Много они нас терзали,
Мучили много, друг мой:
Те - своей глупой любовью,
Те - бесконечной враждой.

Всё мы забудем, как месяц
В темной лазури блеснет,
Всё - как природе и Богу
Гимн соловей запоет!

В этом стихотворении нас приглашают «выйти на берег», то есть подойти ближе к воде (отнюдь не выйти на берег из лодки после, например, катания в ней); мы слышим, как «тополь к себе нас зовет», и мы можем «внимать шуму ветвей» - тоже, надо полагать, на берегу, а не на воде. Словом, напрашивается вывод, что название пьесы несколько случайное. Как музыкальное произведение эта пьеса замечательна, но это совсем не баркарола. Скорее она похожа на элегический романс вроде «песни без слов». Она, как и остальные пьесы во «Временах года», написана в трехчастной форме.

Средняя часть вносит контраст - явст­венное оживление в несколько меланхолическое настроение крайних частей. Эта часть - в мажоре, ее движение согласно ремарке композитора несколько более оживленное, и дальше, по ходу развития, музыка приобретает восторженный характер. В этом разделе пьесы особенно проявляются различия в интерпретации произведения, связанные, во-первых, с отличиями в тексте, который дают разные издания произведения, во-вторых, с различиями в эмоциональном выражении, с которым этот эпизод исполняют разные пианисты (мы пользуемся каждым удобным случаем, чтобы обратить внимание на важность для музыки проблемы интерпретации, то есть ее живого исполнения).

Что касается первого обстоятельства - отличий в тексте, - то человеку, не знакомому с практикой нотоиздания, это может показаться странным, если не сказать диким. А дело в том, что далеко не всегда музыкальные произведения печатаются точно в том виде, в котором они написаны композитором. Часто в авторский текст редакторы вносят свои добавления, исправления, всяческие изменения. И происходит это в музыке в гораздо большей степени, чем, скажем, в литературе. Все-таки нужно обладать изрядной смелостью, чтобы «редактировать» (в том смысле, как это происходит в музыке) написанное Пушкиным, Толстым, Достоевским… В музыке же каждый редактор считает себя вправе вносить массу своего в текст, в данном случае, П. Чайковского. Так, в среднем разделе этой пьесы в изданиях (с какого-то момента) появилась ремарка allegro giocoso (итал. - скоро, игриво), которой нет в автографе Чайковского 1 .

Такая, казалось бы, незначительная деталь повлекла за собой исполнительские - художественные - погрешности, обернувшиеся прегрешениями против хорошего вкуса, когда пианисты с целью продемонстрировать «силу своих чувств» стали превращать этот светлый и радостный эпизод в повод для излияния «бурных страстей». Преувеличенный таким образом контраст превратил радостно-воодушевленный эпизод, после которого следует речитативная фраза (ей тоже добавили отсутствующее у Чайковского energico (итал - энергично), вы чувствуете - добавление того же рода!), в выражение неуместной здесь напряженной драматической коллизии. Замысел композитора оказался искаженным.

Слушатель в концерте, не знающий и не видевший подлинной авторской записи (нотной) или авторизованного прижизненного издания, доверяющий только исполнителю, может остаться в недоумении, если у него развит художественный вкус и чувство меры. Чувство меры - это то, что совершенно необходимо исполнителю музыки Чайковского, чтобы не впасть в слащавость, сентиментальность и ложный пафос. Эти прегрешения - реально существующая опасность, ведь в музыке Чайковского действительно есть и обаяние, и чувство, и патетика. Но нет фальшивости чувств.

Итак, после оживленной и воодушевленной средней части возвращаются мелодии и настроение первой части, мажор среднего раздела опять уступает место минору. Этот раздел называется репризой. Но повторение первой части здесь не буквальное - главной мелодии, которая, кстати, по-прежнему поручена женскому голосу (она звучит в меццо-сопрановом регистре), вторит более пространными фразами явно мужской голос в баритональном регистре. Получается выразительный разговор - с вопросами, ответами, близко сходящимися интонациями или в другие моменты, наоборот, отдаляющимися друг от друга - словом, буквально диалог, как человеческая речь, в передаче которой П. Чайковский был непревзойденным мастером.

Сцена - не столько в лодке, сколько на берегу реки или озера - закончилась, влюбленные (нет сомнений, что это именно они) удалились, остался один пейзаж… Мелодии растворились, мерно покачивающиеся арпеджированные аккорды (их звуки берутся на рояле не одновременно, а как бы ломано, как на гитаре или арфе) кивают нам, словно машут рукой на прощание. Всё замирает…

«Баркарола» уже при жизни П. Чайковского стала очень популярным произведением. Делясь с Н. фон Мекк соображениями о распространенности своих произведений за границей, композитор писал 19 марта 1878 года: «Я даже сюрпризом нашел там совершенно неизвестные мне дотоле переложения, как, например, переложение фортепианной баркаролы (g-moll) для скрипки с фортепиано и Andante первого квартета для флейт».

1 В изданиях нашего времени можно встретить пояснение, что эта ремарка впервые появилась в издании П. Юргенсона. Смею засвидетельствовать, что в этом издании (оно у меня сейчас перед глазами, и его титульный лист мы привели во вступительной статье о цикле) этой ремарки нет.

Текст Александра Майкапара
По материалам журнала «Искусство»

На постере: Рубенс Санторо. Венеция. Церковь Иезуитов (конец XIX - начало XX вв.)

Цель: развитие креативного мышления
учащихся, их творческого воображения.

  • Научить грамотно слушать музыкальное
    произведение;
  • При анализе прослушанной музыки, привлечь
    внимание к наиболее важным её элементам,
    влияющим на характер, жанр, содержание
    музыкального произведения.

Приложение 1

Ход урока

Учитель: Ребята, давайте с вами подумаем,
может ли музыка рисовать?

Ученики: Может.

Учитель: Но как? С помощью чего?

Ученики: С помощью звуков.

Учитель: Правильно. Звуки бывают шумовыми и
музыкальными. Какими из них рисует музыка?

Ученики: Музыкальными.

Учитель: Конечно же, музыкальными.
Музыкальные звуки тоже бывают разными: высокими,
низкими, долгими, короткими. А какими ещё?

Ученики: Тихими, громкими.

Учитель: Ребята, а что может рисовать музыка?

Ученики: Портреты сказочных героев, сценки,
повадки и движения животных, картины природы и
т.д.

Учитель: Мы сегодня поговорим о музыкальных
картинах, картинах природы (музыкальных
пейзажах). Вы, наверное, не раз были в лесу, у реки,
у моря, любовались окружающим вас пейзажем. Как
мы любуемся природой? Конечно же, мы не только
видим то, что нас окружает. Мы слышим и шелест
листьев, щебетание птиц, ощущаем дуновение ветра,
вдыхаем запахи леса и луга. И все эти впечатления
составляют для нас гармоничную картину природы.
Природа всегда является для нас загадкой. Чем
таинственнее явление природы, тем больше
внимания привлекает оно к себе, заставляет
задуматься. Одним из таких загадочных явлений
природы является смена времён года.

В музыке к теме “Времена года” обращались
многие композиторы. Имена некоторых из них я вам
назову. Это Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Пётр
Чайковский, Александр Глазунов. Антонио
Вивальди, итальянский композитор, скрипач,
является создателем цикла из 4-ёх концертов,
каждый из которых посвящён определённому
времени года. Концерты имеют названия “Зима”,
“Весна”, “Лето”, “Осень”. Й. Гайдн –
австрийский композитор 18 века написал ораторию
(крупное произведение для хора, солистов и
оркестра) “Времена года”. Композитор А.
Глазунов, который жил в конце 19- начале 20 века,
создал балет “Времена года”. Русский композитор
П.И. Чайковский написал цикл пьес для фортепиано
“Времена года”, в котором 12 небольших пьес
соответствуют 12 месяцам года, и каждая пьеса
имеет своё название, эпиграф, взятый из
литературы.

Сегодня мы послушаем 2 произведения из
фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена
года”. Первое называется “Баркарола” и
соответствует июню месяцу. Название
“Баркарола” в переводе с итальянского языка
означает “песнь на воде”. В качестве эпиграфа к
этой пьесе композитор использует стихотворение
русского поэта А. Плещеева:

“Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять”.

– Вы, наверное, догадались какой пейзаж увидим
мы, слушая эту музыку?

Ученики: Всплеск воды, покачивание волн.

Учитель: Верно. И всё это в музыке создаётся
благодаря чередованию восходящего и
нисходящего, то есть волнообразного,
мелодического движения. Мелодия этой пьесы
песенна, она звучит как бы на одном дыхании.
Давайте послушаем “Баркаролу” Чайковского и
постараемся ответить на вопрос: каков характер
этой пьесы?

Звучит “Баркарола” из фортепианного цикла

Учитель: Ребята, вам понравилось это
произведение?

Ученики: (высказывают своё мнение ).

Учитель: Ребята,как мы можем определить
характер этой музыки?

Ученики: Немного грустный, печальный,
задумчивый.

Учитель: Такой характер имеет вся пьеса
целиком?

Ученики: Нет. На протяжении пьесы появляется
новый образ – более светлый, оживлённый,
активный.

Учитель: Но светлый образ ведь появился лишь
на краткий миг. Верно? И что с ним произошло?

Ученики: Он постепенно исчез, истаял как
какое-то видение, сменился прежним настроением.

Учитель: А как вы думаете, какое время суток
изобразил в этой пьесе композитор: утро, день,
вечер, ночь?

Ученики: Ночь (вечер).

Учитель: А какой музыкальный элемент нам это
подсказывает?

Ученики: Минорный лад.

Учитель: Верно. Прежде чем мы познакомимся со
вторым произведением из этого же цикла П.И.
Чайковского, я хочу вас спросить: знаете ли вы,
что такое Масленица?

Ученики: (Излагают своё представление об
обряде проводов Масленицы).

Учитель: Издавна на Руси существовал и
сохранился до наших дней обряд – проводы зимы.
Его и называют Масленицей. Этот праздник длился
целую неделю, а в последний день Масленицу в виде
соломенного чучела сжигали. Это означало конец
зимы, начало весны.

Следующая пьеса, которую мы послушаем,
называется “Масленица” и соответствует
какому-то месяцу года. Кто подскажет какому?

Ученики: Февралю.

Учитель: Верно. Именно февраль – последний
зимний месяц. Этой пьесе предшествует эпиграф из
стихотворения П. Вяземского:

“Скоро масленицы бойкой
Закипит весёлый пир”.

– Давайте послушаем эту пьесу и постараемся
представить, какую картину рисует эта музыка.

Звучит “Масленица” из фортепианного цикла
“Времена года” П. Чайковского

Учитель: Итак, ребята, о чём же эта музыка? Что
можно себе представить, слушая её?

Ученики: Музыка рисует праздник, веселье.
(Высказывают свои представления об этой музыке).

Учитель: А какими музыкальными средствами
пользуется композитор, чтобы создать картину
бурного праздничного веселья?

Ученики: Равномерный ритм и аккордовая
фактура напоминают колокольный перезвон,
быстрый темп придаёт музыке активность,
оживлённость, мажорный лад – светлое,
праздничное настроение.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с
произведениями ещё одного замечательного
русского композитора Сергея Васильевича
Рахманинова. Этот композитор жил во второй
половине 19 – первой половине 20 века (1873-1843). С.В.
Рахманинов, как и другие композиторы, был
мастером музыкального пейзажа. Я хочу вам
предложить послушать его романс “Весенние
воды”. Романс – это произведение для голоса с
сопровождением. Романс “Весенние воды” написан
на стихи Ф.Тютчева. Послушайте их:

“Ещё в полях белеет снег
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы
Она нас выслала вперёд.
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, свежий хоровод
Толпится весело за ней”.

– Каким настроением пронизаны эти стихи?

Ученики: радостным, светлым, солнечным
настроением, ощущение восторга.

Учитель: А теперь послушаем этот романс и
постараемся представить ту картину, которую
изобразили с помощью стихов и музыки Тютчев и
Рахманинов.

Звучит романс С.Рахманинова на стихи Ф.Тютчева
“Весенние воды”

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какова
роль музыки в этом романсе, изменила ли она
характер стихов?

Ученики: Музыка не изменила характер стихов,
она сделала стихи более эмоциональными.

Учитель: Какая картина возникает в вашем
воображении, слушая эту музыку?

Ученики: (высказывают своё мнение).

Учитель: Конечно же, слушая романс “Весенние
воды”, мы представляем пробуждение природы,
первое дыхание весны, журчание весенних
ручейков, таяние льда на реках, яркое тёплое
солнце. Всё это раскрывает нам музыка. Но как? С
помощью каких средств?

Ученики: Быстрый темп, “бурлящее”
сопровождение фортепиано, изображающее шум воды,
светлый мажорный лад, нежный тембр женского
голоса (сопрано), певучая выразительная
вокальная мелодия передаёт ощущение радостного
волнения.

Учитель: Ребята, вам понравились музыкальные
произведения, которые мы с вами сегодня слушали?

Ученики: Понравились.

Учитель: Какие произведения вам больше всего
запомнились?

Ученики: (Высказывают своё мнение) .

Учитель: Кто запомнил, музыку каких русских
композиторов мы слушали сегодня на уроке?

Ученики: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Учитель: Какие времена года рисует музыка
прослушанных произведений?

Ученики: “Баркарола” – лето, “Масленица” –
зима, “Весенние годы” – весна.

Учитель: Ребята, за оставшиеся несколько
минут до конца урока, нарисуйте иллюстрацию к
понравившемуся произведению.


П.И.ЧАЙКОВСКИЙ () ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ -один из крупнейших русский композитор, музыка которого отличается мелодичностью и романтичностью.


СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА «ВРЕМЕНА ГОДА» Возникновение цикла " Времена года" непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом "Нувеллист». Чайковский сочинил для журнала несколько романсов и цикл «Времена года». Названия пьес, то есть сюжетов - картинок были предложены композитору издателем. Пьесы получили поэтические эпиграфы.


У итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года» представлялся стихотворным сонетом, в котором раскрывалось содержание музыки. Они начинались с «Весны» и заканчивались «Зимой». Но у Чайковского получился свой годичный цикл пьес, начинавшийся с января и завершающийся декабрём. В нём композитор передаёт состояния природы и чувства человека. ВРЕМЕНА ГОДА


"Баркарола" Июнь. Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи. СТРОЕНИЕ ПЬЕСЫ


Баркарола - еще один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского Времена года. Даже своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России. Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы раскачивается на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные, мандолинные переливы.


В середине настроение музыки меняется и становится более радостным и беззаботным, словно даже слышатся быстрые и шумные всплески волн. Но затем все успокаивается и снова льется мечтательная, упоительная по своей красоте мелодия, теперь уже в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго мелодического голоса. Звучит как бы дуэт двух певцов. Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки - словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн.