Митрополит Феодосий (Процюк). Значение феодосий (процюк) в православной энциклопедии древо

Митрополит Феодосий (Процюк). Значение феодосий (процюк) в православной энциклопедии древо
Митрополит Феодосий (Процюк). Значение феодосий (процюк) в православной энциклопедии древо

Отошел ко Господу пребывавший на покое
бывший Омский митрополит Феодосий Працюк.
Последним скандальным его "подвигом" стало то,
что уходя на покой митрополит Феодосий
переписал на себя весь автопарк Омской митрополии и много чего еще.

Моя мини-сага, посвященная одному из самых колоритных
православных иерархов:
.
И один только скрипт из сей мини-саги:

«Титульно печатная витрина
русского православия "ЖМП" –
"Жалкие мысли Питиримовы",
из нумера в нумер
на цветастеньких вклейках
являя отечьих "князей церковных",
запечатленных в ратной борьбе за "миру-мир"
на разного роду, Европа мать, конгрессах
и экуменных радениях,
среди которых своей
вальяжной импозантностью
несколько лет красовался
в средине 80-х
и архиепископ Берлинский и Среднеевропейский,
Экзарх Средней Европы Феодосий Працюк :
"Переезд деспоты Кирилла из Ленинграда в Смоленск
ещё и потому показался ему предельно уничижительным,
что Феодосия Працюка, восседавшего до него
на Смоленской кафедре,
отправили на представительскую должность
владычествовать в Берлин.
И спрашивается кого?
Западенскую дерёвню и быдло
с уже основательно подмоченной репутацией,
поскольку бывшей отец протоиерей Игорь Працюк
уже тогда в беспрестанно одолевавшем его блудном разжении
кидался на всё, что движется: и на мужской пол, и на женской.
И даже для ставленников и их жён
введя предварительно деспотное –
"право первой нощи":
"И эту, не побоюсь этого слова, мразь,
неспособную ни "бэ", ни "мэ"
без референта вымолвить,
ставят во Среднеевропейския экзархи!»

В экзархах Европейских Хфеодосий Працюк
продержался чуть больше года, когда в 86-м
«в Берлине потом случился скандал,
тот Процюк был ранен –
в него выстрелил прямо в храме военный,
чья жена закрутила роман с этим т.н. "архиепископом".
А п.Пимену была телеграмма из Берлину,
которая начиналась именно такими словами:
"Процюк ранен. Заведено уголовное дело...»

Вот что про сего советского иерарха,
слывшего на гниющем Захиде
визитной карточкой
тогдашнего русского православия,
писал добрый мой сопечальниче die_ante_bellum :
"Да, правда, первосортный выродок. Только помиловали не из жалости...
Нет, он видите-ли, в некотором роде разведчик. Неисповедимы пути разведовательные, и методы тоже. Надо было послать в Берлин именно это существо. А затем надо было его оставить среди архиреев. Ну оченно надо.
В свое время я был полон (тягостных раздумий о судьбах моей Родины))) долго и мучительно размышлял, пытаясь таки понять смысл и логику действий тайных канцелярий.
И в конце концов додумался я до эпохального открытия.))) Тайну составляют не методы и не направления работы - об этом, досужие наблюдатели, читающие шпиенские триллеры вполне овседомлены, и опять-же методы и направления тайных работ вполне логичны и поддаются осмыслению.
Главная тайна тайных канцелярий это именно смысл и логика их действий- это совершенно секретный смысл и совершенно секретная логика. Не умея видеть мир глазами работников "слова и дела" никогда не догадаться, к примеру, зачем вдруг оказывается необходим на роль почтенного архирея, тупой, лживый и развратный дегенерат)".

Дата рождения: 7 января 1927 г. Страна: Россия Биография:

Родился 7 января 1927 г. в с. Топульне Рожищенского р-на Волынской обл. Украины в семье священника. В годы Великой Отечественной войны окончил курсы псаломщиков при , служил псаломщиком в храме в г. Дружкополе, с 1944 г. — иподиакон в Троицком кафедральном соборе г. Луцка.

С 1945 г. служил в Симеоновском храме в дер. Сельцо, с 1947 г. — настоятель Троицкой церкви в м. Берестечка и Троицкой церкви в с. Мыслины Волынской обл., с 1949 г.— настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Кузьмине Красиловского р-на Хмельницкой обл., с 1955 г.— Николаевского храма, с 1961 г.— в г. Каменце-Подольском и благочинный Каменец-Подольского округа.

В 1956 г. заочно окончил , возведен в сан протоиерея. В 1959 г. получил степень кандидата богословия.

2 декабря 1962 г. в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского.

С 1964 г. — епископ Полтавский и Кременчугский, с 1967 г. — Черновицкий и Буковинский, с 1972 г. — Смоленский и Вяземский.

В 1979 г. получил степень магистра богословия.

26 декабря 1984 г. назначен Патриаршим экзархом в Средней Европе и архиепископом Берлинским и Среднеевропейским.

29 июля 1986 г. переведен на Омскую кафедру с титулом «Омский и Тюменский», с 1990 г. — Омский и Тарский.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. () почислен на покой на основании поданного прошения.

Утром 28 мая 2016 г. после продолжительной болезни в Омской областной клинической больнице. 30 мая в крипте нижнего придела Успенского собора Ачаирского монастыря Омской обл.

Образование:

1956 г. — Ленинградская духовная академия (заочно, кандидат богословия).

Награды:

Церковные:

  • 2010 г. — прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • орден св. равноап. кн. Владимира I-II ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II-III ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • ордена Гроба Господня (Иерусалимская Православная Церковь);
  • орден св. равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь).

Светские:

  • орден Почета;
  • медали и знаки отличия ряда ведомств и общественных организаций.

Имена

Наверное, в 80-е годы для многих смолян это имя было очень хорошо знакомо и не могло не вызывать теплых чувств. Оно и сегодня, по прошествие 30 лет, у тех, кто хоть как-то соприкоснулся с Владыкой, вызывает только светлые воспоминания. Благодаря Ему немало людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы, нашли путь к храму. Возможно, и читающий эту статью может с уверенностью сказать: «Он зажег во мне светильник веры…». Носитель не только многовековой русской духовной традиции, но и христианской культуры, в любой аудитории Владыка Феодосий всегда находил и находит то единственное, доверительное слово, которое доступно ощущению, слышимо, может достучаться до сердца каждого. Помните, как прорываясь сквозь заслоны милиции, вы приходили послушать Его проповеди? Помните, как вы утирали слезы, прочувствовав сказанное Им? Помните, как холодно было в храме, когда, осиротев, Он плакал сам, и вы тоже, в сопереживании? Помните, какой праздник душе вашей давали запеваемые Им и его коллегами рождественские колядки? Помните, какими светлыми были все Его службы?

Многие политики могли бы взять у Него уроки ораторского искусства. Многие могли бы у Него поучиться, как быть всевидящим хозяином и по-настоящему руководить, поучиться человеколюбию и толерантности. Ведь где бы ни служил Владыка Феодосий, к Нему всегда тянулись самые разные и непохожие друг на друга люди.

Будучи в Сибири, после службы в Христо-Рождественском соборе я оказалась на братской трапезе, и меня удивило не то, что за одним столом с митрополитом вперемешку сидели и священ-ники, и чиновники высокого ранга, и паломники, и врач, и строитель, и старушка-прихожанка, и Бог знает, кто еще... , а чувство единения. Все дружно спели молитву о благословении и превратились в единое целое. Ощущение непередаваемое! Владыка никого не обделил вниманием. И стало понятно, что любовь к Нему людей самых разных - верующих, и атеистов, и даже иноверцев удивительна и объяснима. Она - просто естественный ответ на Его любовь к своим чадам, любовь преисполненного добротой человеческого сердца к другим людям. Ведь для многих Он очень дорог как непререкаемый духовный авторитет, отец, надежда и прибежище земное в скорбях и бедах, молитвенник за немощи всех нас… Одним словом ВЛА-ДЫ-КА. И тут возникает вопрос: а что же означает это слово? Откуда оно? Ответ прост, его дает санскрит. И даже не одно значение: «Власть Бога», «Солнца сила» и «Душа, летящая соединять». Короче,

Н а с т о я щ и й Владыка незримую силу

Удивительной власти с о б о ю несет,

И могущество данное несокрушимо,

Преисполнено светлых Божественных нот.

В декабре 2012 г. Владыка Феодосий отметил юбилей - 50-летие Его АРХИЕРЕЙСКОГО (редчайшего!) служения, т.е. 50 лет назад отец Игорь стал Владыкой Феодосием. Заключительные слова, произнесенные епископом Феодосием в день его наречения, звучали так: «Я же постоянно, во всю жизнь мою, пребуду верным Святой Русской Православной Церкви, Священному Синоду и Родине моей». Судя по всему, от этих слов Он не отступал никогда и нигде.

- Владыка, расскажите, пожалуйста, немного о себе, ведь прошло 28 лет, как Вы уехали из города, и многие смоляне не знают Вас.

Родился я 7 января 1927 года в селе Топульно Рожищенского района Волынской области на Западной Украине в семье тогда еще дьякона-псаломщика Иоанна Процюка. Мой отец – украинец, со всем тем добрым и православным, что было в украинском народе. Мама у меня русская. По паспорту я – русский. В семье свободно изъяснялись на трех языках: русском, украинском и польском. Без всяких националистских наклонностей скажу, что украинский народ талантлив, но нужно придерживаться той истины, которая всегда была присуща Русской Православной Церкви – всем держаться вместе, ведь сегодня, к сожалению, забывают, что исторически великороссы, белороссы и малороссы составляли единый славянский народ.

Нас, детей, было четверо: Виталий, Рая, Дима и я, самый младший. Первой молитвой, которую я выучил, была: «Господи, пошли здоровья папе и маме, Вите, Рае, Диме, Горе». Жили мы бедно: хороший белый хлеб был у нас дома по праздникам, но не унывали. Семья была на редкость дружной и трудолюбивой. Вели хозяйство, держали скотину, имели пасеку. Да и дети долго не сидели на родительских хлебах, повзрослев, старались определиться с дальнейшей жизнью. Все, что вспоминается о моей семье, все, слава Богу, очень хорошее и поучительное. Ведь основная наука от отца и матери идет. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте

- А какую роль в Вашем воспитании сыграла Ваша матушка?

Мама моя, Ева Иерофеевна Процюк - представительница старинного дворянского рода Кржижановских. Отец у нее был учителем. Она много читала, в основном романы, любила классическую литературу. Я очень любил, когда она рассказывала нам сказки. Мама привила мне вкус к хорошей книге. Люблю Гоголя, Лескова, Чехова люблю, помните, есть такой замечательный рассказ «Архиерей», как он умирает в одиночестве… Очень люблю Достоевского «Братья Карамазовы». Там и глубина мысли, и такая хорошая православная философия… Мама прекрасно готовила. Самым вкусным блюдом была сырная пасха. Она была интересным человеком и так построила отношения с нами, что мы больше ее слушались, чем папу. Ей достаточно было сказать одно слово. Я никогда не помню, чтобы наша мама кого-то осудила или сказала что-то плохое. Она всегда была спокойна, выдержана, всегда в трудах. Семейный очаг всегда находится в руках женщины. Женщина делает самое важное дело в жизни - она воспитывает личность человека. Рождение и воспитание детей - это работа без выходных, отпусков и больничных. В наше время эта задача усложнилась. На женщину легла двойная нагрузка, т.к. мужчина почти устранился от воспитания. Сегодня настоящей женщине-матери нужно поставить памятник.

Однажды я доставил много хлопот нашей семье. Западная Украина входила в состав католиче-ской Польши, мы жили в польском окружении. И в преподавании Закона Божия у нас в школе чередовались ксендз, раввин и батюшка. Как-то на большой перемене устроили концерт, сделали сцену и нас всех пригласили на него. Кто-то стихотворение продекламировал. Я же, наученный отцом с детства петь, решил похвалиться пением. И песню я спел такую: «Недалеко от Кракова, гей, гей. Стоит гужа стахова, гей». Дальше в песне поется, как ксендз пытался поговорить с образом. «А образ ему ни слова, гей. Така была их розмова, гей». Но чуда не произошло, икона не ответила. Все школьники мне аплодировали, я героем себя чувствовал. А папу вызвали в школу, потом он рассказывал маме: «Пришел в школу, а там ксендз. И вот этот ксендз: “Отец Иоанн, вы заметили, что ваш сын Игорь занимается коммунистической пропагандой, отрицанием Божества, насмешкой над чудесами”». И папе сделали внушение, а он, в свою очередь, сделал внушение мне и хотел наказать. А мама заступилась: «Он же старался, хотел показать свой талант». Простили меня, но тяжесть моей «самодеятельности» я понял, когда стал старше.

- Почему Вы выбрали священнический путь?

Именно отец, можно так сказать, меня наставил на пастырский путь и заменил целую семинарию… Еще несмышленышем он брал меня ночью на Рождественскую службу. И маленьким я уже пел: «Господи, помилуй!» Для меня было великим счастьем не только само присутствие на службах, но и помощь: подать кадило, зажечь свечи… Дома у меня был свой храм – в столовой под большим круглым столом с точеными ножками, накрытым большой скатертью. Кадилом была обычная лампадка. Друзья к моим службам относились хорошо – у меня были свои прихожане и даже староста. Во время войны вслед за братом Дмитрием попросился на фронт, но отказали из-за юного возраста. В 1943 году, проделав пешком путь в 90 км по оккупированной немцами территории, я со своими товарищами А. Костюком и А. Кеском пришел в Свято-Успенскую Почаевскую лавру, где через две недели сдал экзамен на псаломщика. А в сорок пятом году в восемнадцать лет получил сан. Позже и братья стали священниками.

- В таком юном возрасте? Может, расскажете, как это произошло и что стало определяющим в Вашей монашеской судьбе?

В конце войны к нам на Волынь прислали первого владыку Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского). Когда он поехал на выборы патриарха на Поместный собор, который проходил зимой 1945г., то взял меня с собой как келейника. Тогда в деяниях Собора участвовало 47 епископов, 87 священников и 38 мирян. Именно этим составом единогласно был избран Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симан­ский). После избрания владыка Николай встал в очередь еще раз его поздравить, и, держа меня за руку, представил Святейшему: «Ваше Святейшество, вот юноша из хорошей церковной семьи, прошу Вашего благословения». Если бы Святейший взглянул на меня, наверное, засомневался бы в этом, потому что я только что переболел тифом, был подстрижен – такой подлёток на вид. А Святейший услышал слова и, не отвлекаясь от разговора, сказал в нашу сторону: «Бог благословит».

Вот так 24 марта 1945 года меня рукоположили во дьякона, а через неделю - 1 марта состоялась моя хиротония во иерея, и я получил назначение к папе помощником. Лучше места нельзя было и придумать. У папы в Дружкополе был Димитриевский храм, а меня направили за три километра в село Сильце, на приписной приход, где я практику и проходил. Зима, стужа, холодно, ночью встаем и идем на службу, а когда подвезет кто, едем туда на повозке. 9 мая 1945 г. я служил свою первую пасхальную литургию, совпавшую с Днем Победы. Потом я служил на многих приходах и через двадцать лет моего служения Богу и людям для меня не было другого пути, кроме монашеского. После иноческого пострига в Свято-Троице-Сергиевой Лавре под именем Феодосий в воскресенье 2 декабря 1962 года была совершена моя хиротония во епископа Черниговского и Нежинского.

- Божьим Промыслом Вам было уготовано возглавлять 6 кафедр: на Украине, в России, в Германии. Со 2 декабря 1962г. епископ Черниговский и Нежинский, с 30 марта 1964г. - Полтавский и Кременчугский, с 7 октября 1967г. назначен Черновицким и Буковинским, со 2 февраля 1972г. - епископ Смолен­ский и Вяземский. С 7 сентября 1977г. - архиепископ. С ноября 1979г. - магистр богословия. 26 декабря 1984 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Экзархом Средней Европы. 29 июля 1986 года назначен архиепископом Омским и Тюменским, затем с 25 января 1990г.- Омским и Тарским. 23 февраля 1997г. возведен в сан митрополита… Расскажите, пожалуйста, о Вашем высшем, т.е. архиерейском, служении.

Каждая из епархий, где довелось служить, - это, образно говоря, одного ожерелья звенья, все они драгоценны, все они дороги.

В Чернигове была моя первая кафедра. Опыта архипастырского еще не имел, но уповал на по-мощь Божию, помня слова: «Не бойся малое стадо...» Когда я приехал в Чернигов, из женского монастыря уже выселили всех монахинь, причем, выселили так, что больных сестер и умирающую монахиню через окно выносили во двор... И вот в этом монастыре, где стояли пустые монашеские кельи, оставалось все еще Черниговское епархиальное управление. А рядом возвышался закрытый Троицкий собор, в подвале которого были скрыты мощи святителя Феодосия Черниговского. Наружу выходило маленькое окошко, возле которого всегда лежали свежие цветы, потому что местные верующие знали, что там, внизу, мощи святителя. И вот каждый вечер ходишь вокруг собора, читаешь правило, а на душе горько, что не могу я там побыть, не могу помолиться и приложиться к святыне. Вот где была горечь целого года с лишним моего пребывания на той кафедре... Подъезжаешь из Киева - святой град, куда ни глянь - все купола с крестами, и все за­крытые, а действует только одна маленькая церковь - Воскресен­ская на подъезде к базару. Вот эту церковку нам и отдали. Место оживленное, базар, народ к нам шел: свечку поставить, молебен заказать. Но в праздничные и во­скресные дни она была переполнена - одна действующая церковь на город... В то же самое время я получил назначение временно исполнять обязанности управляющего Сумской епархии. В Сумах был и до сих пор есть Преображенский собор, построенный сахарозаводчиком Сухановым. Большой кафедральный собор с беломраморным иконостасом. И вот на большие праздники можно было ехать туда и получить радость от службы в настоящем соборе.

А потом была Полтава, прекрасная Полтава, сразу вспоминается Сорочинская ярмарка и все места, воспетые Н.В. Гоголем. В Полтаве я был в годы хрущеской «оттепели». Преображенский собор был разрушен и превращен в какие-то складские помещения. Нам отдали Макарьевскую кладбищенскую церковь, где мы и служили. А стояла она - и до сих пор там стоит - рядом с больничным корпусом. Звона колокольного не было. Люди, которые лежали в больнице, сразу же обратились с заявлением, что им мешает колокольный звон...

Из Полтавы - перевод в Чернов­цы, и здесь, образно говоря, совершенно другой коленкор. Приходилось служить и по-румынски, и по-украински: некоторые возгласы по просьбе прихожан приходилось возглашать поочередно сначала по-церковнославянски, потом по-украински, потом по-румынски. Кафедральный Никольский собор в Черновцах был в «Пьяной церкви». Не удивляйтесь такому названию. По проекту архитектора была заложена какая-то архитектоничная загадка: в куполе были сделаны скошенные окна, и когда смотришь со стороны, не поймешь никак, куда же они выходят, все точно, четко рассчитано, но впечатление, что окна как будто «падающие». Так в народе ее и называли - «Пьяная церковь». Там мы расписали стены сюжетами из Ветхого и Нового Завета - церковь получила совершенно другой вид, преобразилась. Господь помог.

Потом последовал перевод в Смоленск.

Простите, о Смоленске поговорим отдельно.

Из Смоленска я был переведен в Берлин и назначен Экзархом Средней Европы. Ну, а потом - возвращение в Россию и назначение в Сибирь. Омск был известен как город ссыльных, где отбы-вал каторгу Ф.М. Достоевский. Уроженец Волыни, прослуживший много лет на теплой Украине, никогда не думал, что буду здесь нести службу. И, когда Божиим Промыслом суждено было пе-ребраться в Омск, до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня - приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири. Помнится, когда меня везли из аэропорта поздним вечером 13 декабря 1986 года, я, конечно же, обратил внимание на Никольский собор. «Какой хороший храм», - говорю. Водитель в ответ: «Это не храм, это органный зал». А я себе думаю: «Ничего, будет наш». И Господь дал.

Признаюсь, что ехал в Сибирь с уверением покойного митрополита Сергия, в то время управляющего делами Патриархии, который сказал: «Владыка, побудете там три года и вернетесь в Смоленск». И была у меня несколько раз возможность претендовать на архиерейскую кафедру в Украине, но я не стал этого делать. Север требует большого труда и от земледельца, и от пастыря. И поскольку открывать приходы и строить монастыри - это благодатное начинание, и что-то получалось - куда же мне было стремиться? А суровость климата - только к крепости духовной. Так что с Сибирью я породнился. Прикипело сердце. И если это «лебединая песня», то пусть она уже будет в одном месте кончена. Так Бог благословил. И эти 26 лет прошли как один день.

- Владыка, вот, читаю, что в Омске за эти годы Вашего служения открыты 29 храмов (из них 5 – соборов), 13 часовен, 2 молитвенные комнаты, 11 храмов и молитвенных комнат в детских домах и домах престарелых, 1 храм в социальном центре, 7 храмов и часовен на территории больниц, 6 храмов и часовен на кладбищах, 11 храмов в исправительных учреждениях и 5 хра-мов и молитвенных комнат в воинских частях… Среди них есть храм с судьбой Храма Христа Спасителя, история которого связана с именем священномученика Сильвестра…

Это Успенский кафедральный собор. В 1935 году старый собор взорвали, а на его месте со вре-менем построили большой фонтан. Там был сквер для гулянья, пивные ларьки. Но там и Крест стоял поклонный, куда люди несли цветы, а потом мы начали ходить с крестными ходами вокруг этого места. А когда уже вопрос встал о строительстве храма, мы расширили свой маршрут. Это у нас была своеобразная «канавка», как в Дивеево. Кстати, инициатором этих ежедневных крестных ходов был женсовет.

Губернатор долго отказывал в выделении этого места под строительство храма, видел несогласие в определенных кругах - ведь у нашей жизни долго еще красная обложка была. А потом правительство определило восстановить Успенский собор, и губернатор издал указ, дай ему Бог здоровья. Когда я сюда приехал, мне сразу рассказали о последнем омском дореволюционном архиерее Сильвестре, что его распяли на полу в Каинске и похоронили в общей могиле. А оказалось, что его добрые люди в своем соборе потихоньку от властей захоронили, облачив в архиерейские одежды. А собор за два года родился заново.

- Прочла, что приехавший на освящение этого храма тогдашний управляющий делами Московской Патриархии митрополит Климент сказал: «Мы все были поражены, узнав о ваших еже-дневных молебнах». Его исправили - Владыка Феодосий служил не краткие молебны, а полные вечерни и всенощные с обязательным елеопомазанием…

Было такое. Действительно, ни разу не остался в одиночестве, не меньше сотни горожан приходили на службу в любое ненастье… Два года каждый день проводили вечерние службы на стройплощадке. Порой казалось, что рука выронит кисть от холода, от усталости, но горячая вера помогала. Ни проливной дождь, ни жара, ни лютые морозы ни разу не прервали наши молитвы. Строители говорили, что и им они поднимали дух. А результат? Ни одного несчастного случая на стройке, и уникальный храм построили в казавшийся сначала нереальный срок - за два года.

И, конечно, показатель нашего труда - Ачаирский Крестовый женский монастырь.

- Слава о чудотворных свойствах воды из святого источника Ачаирского монастыря, которая может исцелять от самых разных недугов, разлетелась далеко за пределы Омской области… Можно хоть несколько слов о монастыре.

Это удивительная история рождения обители на месте колонии №8 системы ГУЛАГа. Монастырь начинался с общины - Богородице-Михайлово-Архангельская женская община по соседству с казачьим поселком Ачаир появилась в конце 1890-х г. Средства на строительство монастыря поступали из специально созданного для этих целей фонда императора Александра III. В строительстве храма принимало участие и местное казачество. В 1913 г. новый мона­стырь благословил архиепископ Андроник. С приходом советской власти все изменилось. В августе 1920 г, была арестована настоятельница монастыря. Церковное имущество было конфисковано и разграблено, и монастырь прекратил свое существование. Сохранившиеся постройки облюбовало НКВД и в конце 1930-х гг. на территории бывшего монастыря организовали колонию №8 ГУЛАГа. Заключенных доставляли к месту содержания на подводах и водным транспортом по Иртышу. В колонии единовременно содержалось 800-900 человек. Заключенных, уголовников и «политических» не расстреливали, люди умирали от невыносимо тяжелых условий. Бараки были построены в одну доску, сквозь щели дул ветер, проникали дождь и снег. Такие строения не могли защитить от суровых сибирских зим. Теплой одежды не было, кормили плохо, люди погибали от холода и болезней. Хоронили их здесь же, за стенами лагеря. За всю 16-летнию историю существования лагеря известна лишь одна история побега. Расформировали колонию сразу после смерти Сталина, при этом очень поспешно были уничтожены все документы, архивы лагеря, а здания взорвали.

Я был потрясен услышанным и в 1991г. принял решение возродить Ачаирский монастырь. Обратился к руководству соседствующего с поселком зверосовхоза «Речной» с просьбой выделить землю для установки на ней креста в память об умерших без покаяния и молитвы. Однако директор В.Д.Мещаряков не просто откликнулся на просьбу, а выделил 38 га земли для строительства нового монастыря в память о своем отце, узнике ачаирской колонии №8. На сегодня здесь воздвигнуты 7 храмов, 5 часовен, а также кельи для монахинь, трапезная и монастырская гостиница для паломников. Выращивается зерно, картофель, овощи, а также разводят животных и птиц. Уже после основания Ачаирского монастыря на его территории был открыт источник минеральной воды. Его освятил Алексий II во время своего визита в Ачаир. Сегодня тысячи людей приезжают сюда в надежде на исцеление. Но самое главное чудо – это температура воды. Она равна 36,6 С, то есть температура человеческого тела и не понижается даже в самые лютые сибирские морозы.

А еще так получилось, что в Омской области одиннадцать исправительных учреждений, и везде мы открыли храмы, я сам постоянно там служил, общался с заключенными.

- Ну, и помогает вера исправить преступников?

На этот счет, признаюсь, я и сам был скептиком. Сейчас убеждаюсь, что может. Положительная динамика перемен в душах заключенных просматривается с первых же дней открытия таких часовен. Сегодня храмы есть во второй, третьей, шестой, девятой, двенадцатой колониях. Колонисты возвели их своими руками, сами расписали. Наличие храма, встреча с батюшкой очень способствуют переменам в душе. По крайней мере, человек начинает задумываться и раскаиваться в содеянном злодеянии. Это немало. С руководством полное взаимопонимание, и среди заключенных тоже много хороших людей. Вот так народ по молитвам Церкви постепенно приходит к вере.

- Владыка, «Смоленск» - что в этом слове для сердца Вашего слилось?

Ты знаешь мое отношение к Смоленску. Смоленск – город Русской славы, древнейший город. Сколько я в нем был?

- Почти 13 лет.

Уже это свидетельство, насколько он мне был дорог, и таким он для меня и остается на всю жизнь.

- А Вы помните свой приезд в Смоленск? Что Вам больше всего запомнилось?

Прежде всего, это великолепный собор - один из красивейших в России. В соборе святыня - икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская, о которой красочно владыка Минский Филарет сказал мне: «Владыка, у тебя самая большая икона, а у меня - самая маленькая». У нас была «Одигитрия» Смоленская - три с половиной метра высоты, рассчитанная, чтобы стоять в шипе крепостной стены. А у него в Белоруссии - икона Божией Матери «Жировицкая», самая маленькая - величиной с ладонь и размещена в звездном киоте, как икона Божией Матери «Почаевская». Одигитрия - одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь: «Матерь Божия через свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российская - утверждение! Радуйся, Одигитрия, христианам во спасение!» Слава Богу, вот, это радость великая, которая меня согревала и согревает все эти годы.

В этом соборе находится еще одна святыня - это Плащаница из мастерских Евфросинии Старин-кой. В 1812 году Плащаница была вывезена Наполеоном, а гусары легендарного Дениса Давыдова отбили ее у французов и вернули обратно в Смоленск. В соборе есть и третья святыня - железные сандалии преподобного мученика Меркурия Смоленского. Только раз в году 7 декабря их выносят для поклонения.

Когда я приехал в город, а это было в 70-х годах, то сразу с вокзала в мирской одежде пошел пешком посмотреть его, зашел в собор, меня еще никто не знал. А там как раз группа туристов стоит перед плащаницей, и перед ними экскурсовод указкой водит по телу Христову и Божьей Матери… Ну, я возражать не могу, стою, терплю. Посмотрел и решил, что не я буду, если не добьюсь, чтобы самому водить по собору людей, тем более что собор действующий. При знакомстве с уполномоченным высказал свою просьбу, а тот в ответ с таким скептицизмом: «А вы сможете? Ну, что ж, давайте попробуем». Я познакомился с историей собора, прочитал все, что можно было. Узнал даже, что где-то в 1922 году в соборе был антирелигиозный музей и в алтаре, на Горнем месте было поставлено чучело козла в епископском облачении, а по всем стенам были развешены портреты вождя. Подготовился, одним словом, основательно. И мы договорились, что все приезжающие важные делегации в соборе будем встречать сами. Это была уже такая первая нравственная победа, которая себя оправдала, ведь потом приезжали уже всякие чины государственные, нам в собор звонили с просьбой об экскурсии. И обычно я так заканчивал свой рассказ: «Как Нью-Йорк немыслим без небоскребов, Афины без некрополя, так и Смоленск немыслим без своего собора.» Времена те далекие были для церкви тяжелыми. Хорошо помню о случае во время моего служения в Смоленске. Захожу к уполномоченному по делам религий. Он смотрит на меня и задает вопрос рядом стоящему сотруднику: «Сколько у нас в стране семинарий?» Тот отвечает, что 4. «Нет, - говорит уполномоченный, - пять, еще и Смоленская. 38 священников!» И так на меня с неприязнью посмотрел… Потому как мы сами готовили и рукополагали священников у себя в городе из-за нехватки кадров.

Смоленск, конечно же, сыграл большую роль в моей судьбе. Сюда приезжало много туристов. Причем еще тогда, в советское время, на железнодорожном вокзале можно было получить путеводитель по городу, в котором было написано, что здесь есть действующий кафедральный собор. Поезда останавливались более чем на два часа. За это время люди успевали приехать в собор и приложиться к святыне, а кто-то - просто увидеть. Каждому, кто приходил в собор, мы давали в руки свечу, и он эту свечку ставил. Вот такое негласное, но уже прикосновение к вере.

В Смоленске у меня побывало много гостей архиереев - главы Польской, Чехословацкой Церк-вей, епископы из Болгарии и Сербии. Для меня лично дорога встреча со Смоленском еще и потому, что четыре раза в гостях у нас был митрополит Таллинский и Эстон­ский, а позже Патриарх Алексий.

Еще у меня в Смоленске состоялось знакомство с многими деятелями советского государства, с деятелями искусства и литературы, которые бывали у нас в соборе.

- Тогда несколько вопросов о музыке. Помнится, как на концерте хора Минина в Доме офицеров Вы были не одни, а привели всю епархию. Сохранилась пластинка с записью, где Евгений Нестеренко на ектении возносит прошение «о Великом Господине Святейшем Патриархе Пимене и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем архиепископе Феодосии…»

Да, тогда это было как бомба. В 1983г. я имел честь сопровождать Патриарха на Святую Землю. Приезжаем в Москву и на перроне Белорусского вокзала встречаем артистов мининского хора, которые собираются в Смоленск на запись, так как там, в соборе, наилучшая акустика. Я успел побывать и в паломнической поездке, и на спевках, т.к. музыканты еще рабо-тали.

Православную музыку очень люблю, голосовые напевы, а если они в гармонизации Архангельского, так это прекрасно, это великолепно. Под них легко служить, они создают не просто настроение, а истинную молитвенную настроенность… Архиерейский хор должен знать, как петь. Как же было не привести.

В семье нашей мы все пели, постоянно звучали старинные украинские и русские народные пес-ни, колядки. До сих пор, как услышу «То не ветер ветку клонит», так вспоминаю детство.

- Я знаю, что находящийся сейчас высоко на фронтоне храма триптих: по центру большой образ Успения Божией Матери, справа - преподобный Меркурий Смоленский, слева - преподобный Авраамий Смоленский установлен некогда благодаря Вам. Как это удалось?

Этот триптих благополучно пребывал там до приезда в Смоленск Н. С. Хрущева. Он эти иконы увидел и тотчас распорядился: «Снять!» Что и было сделано в ту же ночь. Слава Богу, что далеко не увезли, а поставили внизу в соборе. Иконы внизу собора стояли, аж, до меня. И вот произошло такое событие. Известный кинорежиссер Евгений Матвеев, Царство ему Небесное, приехал в Смоленск снимать фильм «Судьба». Ему надо было в соборе отснять сцену, а собор действующий, и местные власти сказали: «Идите к архиерею. Евгений Семенович пришел ко мне и так, несколько артистично преклонив колено, сказал: «Владыка, помогите». И я ему помог, конечно, но с «поповской хитростью», попросил восстановить триптих, сказав: «Давайте, поднимем иконы». И вот служу в малом соборе (большой собор -Успенский, а малый - Богоявлен­ский) и через окно алтарное вижу, как солдатики на толстых веревках поднимают икону наверх. Раз подняли, осечка вышла - летит вниз. Ну, думаю, еще раз упадет - побьется. Со второго раза, слава Богу, установили. Потом сказали, что икону закрепили на веки вечные. И это была наша победа.

Сейчас моя вторая родина - Сибирь. Здесь столько сделано… Но Смоленская епархия очень до-рога моему сердцу. Дороги люди, встреченные в то время. Город, конечно же, будет помниться всегда.

- Простите, но Владыка Сергий постоянно приезжает на Одигитрию, а Вы так ни разу и не посетили Смоленск за эти годы…

Я был очень рад, когда впервые в 2010г. получил приглашение от Владыки Феофилакта. Собирался заказать вагон и вывезти на праздник часть епархии, но не получилось.

- Вы - сын священника, полвека архипастырь. Скажите, когда было легче служить и достучаться до сердец людей: в сталинскую эпоху, при социализме или сегодня, когда, с одной стороны, Православную церковь легализовали, а с другой, соблазнов для человека стало куда больше?

В какое время лучше было - трудно ответить. Раньше были сложности, но была и благословенная настроенность в обществе, поскольку где-то вера была преследуема, где-то отрицалась, значит, в сознании людей была чем-то полезным и нужным. Это в то далекое время. А дальше все шло ухоженным трактом, и на сегодня, слава Богу, Православная церковь обильно развивается количественно, а качественно… Трудно сказать. Тогда, наверно, люди, склонные принимать веру православную, более ценили ее. А все, что дозволено, всегда приемлемо. Словом, однозначного ответа здесь нет. В течение своей жизни я имел встречи с добрыми и расположенными ко мне в частности и к Церкви вообще людьми. Повсюду: и на Украине, и в Смоленске, и здесь, в Сибири.

- Вы служили на Украине, в России, Германии. Есть ли особенности веры православных людей в том или ином регионе?

Несомненно. Без длинных рассуждений скажу, что истинная православная вера - в России, в Сибири. А на Западе она соотносится с местным укладом жизни. Все чисто, опрятно, под гребеночку. А мы - ближе к боли, к недугам человеческим. Когда я служил в Берлине, в храм на богослужение порой приходила единственная старушка, которая сидела на богослужении с вязанием в руках.

- В издании «Татьянин день» есть история о сербском Патриархе Павле, который ходил в старых ботинках пешком и однажды, подходя к зданию патриархии, заметил у входа много иномарок и поинтересовался,чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: «Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было? Сейчас в прессе часто обсуждается уровень благосостояния наших священников: «Мерседесы», часы, за­граничная и прочая недвижимость в собственности у служителей церкви… Это результат внимания общества к ним или действительно сегодня трудно удержаться от мирских соблазнов?

Тут трудно отвечать. У меня, например, «Мерседеса» нет, и думаю, ни у кого у нас нет его. А если один-два где-то и имеются… Трудно сказать. О благосостоянии священников тут пословицей можно сказать: еще никто с голоду не умирал.

- Ваше Высокопреосвященство, Вы встречаетесь с самыми разными людьми, а какая аудитория для Вас самая любимая?

Я люблю людей, чтобы было много народу, чтобы все мы были созвучны в своем душевном и сердечном настрое: там колядку запели, там «Святый Боже», там «Веселит душа моя Господа». Это все поднимает дух, и я вижу, что это нужно людям…

А аудитория - дети. Дети с их невинными глазами – это ангелы Божии.

Мы много лет помогаем Дому малютки. Стараниями православных женщин во всех детских до-мах Омска открыты домовые храмы, в которых служатся Литургии. Детям сшили стихари, они принимают участие во всех наших больших праздниках, возглавляют крестные ходы в городе.

Если мы с детства не будем внушать человеку христианских понятий о добре, любви, терпении и всепрощении, он так и не научится отличать зерна от плевел. Сегодня в Омской области мы имеем 56 школ, где преподаются основы православной культуры. После воскресной службы во многих церквях идут уроки, предназначенные специально детям и учителям. Проводился специальный педагогический семинар для 130 преподавателей православия. Дети вырастут и сами примут решение, идти им по жизни с Богом или нет. Но только знания дают возможность такого выбора, и только они защищают неокрепшую детскую душу от вторжения в нее ненависти и зла.

- Как найти свою вторую половину и создать крепкую семью?

На мой взгляд, это очень простой вопрос. В молитве великая сила сокрыта. Нужно молиться и просить, чтобы Господь указал тебе нужного человека. А дальше остается ждать. Молитва и труд – главное для христианина в решении любых проблем.

- А как обрести и не потерять молитвенный настрой? Что бы Вы посоветовали людям, которые, встретив однажды неласковый прием, просто боятся приходить в церковь еще раз?

На это ответить сложно, тем более в двух словах. Молитва всегда из веры проистекает. Молитвенный настрой надо почувствовать самому через делание. И не бояться: упал – встань, отряхнись и иди дальше. Я сторонник церковности. Соборная церковная молитва очень сближает, успокаивает и уравнивает. Хотя не умаляю первейшей важности келейной молитвы, она всегда при нас. Постоянно молитесь внутри себя, «молитесь, да не внидите в напасть», повторяйте Иисусову молитву, сразу за нею «Пресвятая Богородица, спаси нас». Даже самая малая молитва много значит. А молитва матери очень сильна.

Кто ищет, тот всегда найдет: «ищите и обретете, толцыте и отверзется вам». Так и здесь - тот, кто ищет и хочет найти веру, свое место в вере и церкви, - найдет, раньше или позже. Но в Церкви подобает быть как в храме. Ведь у нас же есть этика поведения в ресторане, в каком-то ведомстве? А поведение в храме тоже должно быть особенное, ты же перед Богом.

- Согласно Уставу Церкви при достижении 75 лет владыкам положено писать рапорт о почислении на покой. Рассмотрев Ваш рапорт на заседании 12-13 марта 2002г., Священный Синод постановил «просить митрополита Омского и Тарского Феодосия продолжить его архипастыр-ское служение на Омской кафедре», и поэтому, на мой взгляд, далее как-то очень странно зву-чит: « На основании поданного в 2002 году прошения решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал №66) почислен на покой с выражением благодарности «за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей»… Получается, что прошение удовлетворено спустя 9 лет?!

Как же Вам живется «на покое»?

Сейчас мне очень плохо, потому что я сейчас не служу, и это тяжко, очень тяжко. Трудно передать, как это тяжко – человеку служащему оставаться без совершения литургии…

- Каким Вам видится идеальное будущее России?

Это удел Божией Матери со множеством русских святых угодников. Бог дал России такие бо-гатые природные и земельные ресурсы, а мы все копошимся кому-то принадлежать. Я когда смотрю на всех, кто в силе и во власти суть, то сразу же одно приходит на ум: «…солдатушки, бравы ребятушки, …кто же ваш отец?- Наш отец, бравый молодец -православный русский царь!» Вот идеальное понятие государственного строя. Это мое личное и внутреннее убеждение. Мне «пластинку менять» нельзя, она священная… Так кончалась песня моего детства, выученная под польским забралом, так воспитывал меня в детстве отец, а детство мое прошло в сугубо католической буржуазной Польше. И хотя отец мой был украинец, но не признавал Украину, как нечто самостоятельное, а знал только Великую Единую и неделимую Россию.

- Позвольте от имени смолян пожелать Вам многая лета в здравии, помощи Божией, заступни-чества Пресвятой Богородицы и попросить Ваших молитв и пожеланий.

Самое главное, доброго здоровья всем: и старым, и малым, и деткам, и пожилым людям, и вам всем, православной молодежи. Дай, Господи, всем вам доброго здравия и души спасения! А все остальное приложится.

Подготовила Джованна

Митрополит Феодосий (в миру Игорь Иванович Процюк ; 7 января 1927, Топольно, Польская Республика - 28 мая 2016, Омск, Россия) - епископ Русской православной церкви, митрополит Омский и Тарский (1986-2011).

Биография

Родился 7 января 1927 года в селе Топольно (ныне Рожищенского района Волынской области) в семье диакона-псаломщика, впоследствии митрофорного протоиерея Иоанна Семёновича Процюка (1883-1967), священника кафедрального собора г. Полтава и настоятеля Крестовой церкви при архиерейском доме. Семья жила бедно. По воспоминаниям будущего епископа: «белый хлеб был у нас дома по праздникам, часто не могли заплатить налоги, в том числе и в консисторию, поэтому переезжали с места на место». Два брата Игоря Процюка тоже стали священниками.

Окончил начальную школу. В 1939 году поступил в 1-й класс Государственной им. Костюшки гимназии в Луцке.

В 1943 году окончил гимназию в Горохове. Сдал экзамен на псаломщика при пастырско-богословских курсах Почаевской Лавры и определён псаломщиком Дмитровской церкви местечка Дружкополя.

В 1944 году принят в юрисдикцию Московской Патриархии и определён иподиаконом Троицкого кафедрального собора Луцка.

24 марта 1945 года епископом Николаем (Чуфаровским) рукоположён во диакона, а 1 апреля - во священника.

С 1947 года - настоятель Троицкого собора местечка Берестечко Волынской области.

С 1949 года - настоятель церкви Рождества Богородицы в селе Кузьмино Красиловского района Хмельницкой области.

В 1951 году поступил в 3-й класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии. В 1952 году по окончании семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию.

С 1955 года - настоятель Николаевского храма в Каменец-Подольске.

В 1956 году окончил Ленинградскую духовную академию и возведён в сан протоиерея.

В 1959 году получил степень кандидата богословия.

В 1961 году назначен настоятелем Покровской церкви Каменец-Подольска и благочинным.

27 ноября 1962 года пострижен в монашество, а 28 ноября 1962 года возведён в сан архимандрита.

Архиерейство

2 декабря 1962 года хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского. Чин хиротонии совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II, митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков) и архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов).

С ноября 1979 года - магистр богословия.

С 9 по 20 октября 1980 года в составе паломнической группы Московского Патриархата посетил Св. Гору Афон.

В 1984 году (6-21 июля) с паломнической группой Русской Православной Церкви совершил поездку на Св. Землю.

26 декабря 1984 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Экзархом Средней Европы.

29 июля 1986 года освобождён от управления Среднеевропейской Экзархатом и назначен архиепископом Омским и Тюменским. Сам он вспоминает, что его «до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня - приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири». В епархии на этот момент было всего 13 приходов.

Определением Священного Синода от 25 января 1990 года именован архиепископом Омским и Тарским.

На заседании 12 - 13 марта 2002 года, рассмотрев рапорт о почислении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения, Священный Синод постановил просить продолжить его архипастырское служение на Омской кафедре.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 года почислен на покой с выражением благодарности «за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей».

Предшественник: Гедеон (Докукин) Преемник: Кирилл (Гундяев)
Епископ Черновицкий и Буковинский
7 октября 1967 года - 2 февраля 1972 года Предшественник: Мефодий (Мензак) Преемник: Савва (Бабинец) 30 марта 1964 года - 7 октября 1967 года Предшественник: Алипий (Хотовицкий) Преемник: Феодосий (Дикун)
Епископ Черниговский и Нежинский
2 декабря 1962 года - 30 марта 1964 года Предшественник: Игнатий (Демченко) Преемник: Нестор (Тугай) Имя при рождении: Игорь Иванович Процюк Рождение: 7 января (1927-01-07 )
Топольно , Польская Республика (ныне Рожищенский район , Волынская область) Смерть: 28 мая (2016-05-28 ) (89 лет)
Омск , Россия Принятие священного сана: 1 апреля 1945 года Принятие монашества: 27 ноября 1962 года Епископская хиротония: 2 декабря 1962 года Награды:

Митрополи́т Феодо́сий (в миру Игорь Иванович Процюк ; 7 января , Топольно , Польская Республика - 28 мая , Омск , Россия) - епископ Русской православной церкви , митрополит Омский и Тарский (1986-2011).

Биография

В 1944 году принят в юрисдикцию Московской Патриархии и определён иподиаконом Троицкого кафедрального собора Луцка .

С 1947 года - настоятель Троицкого собора местечка Берестечко Волынской области.

С 1949 года - настоятель церкви Рождества Богородицы в селе Кузьмино Красиловского района Хмельницкой области.

В 1951 году поступил в 3-й класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии. В 1952 году по окончании семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию.

С 1955 года - настоятель Николаевского храма в Каменец-Подольске .

В 1956 году окончил Ленинградскую духовную академию и возведён в сан протоиерея .

Архиерейство

2 декабря 1962 года хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского . Чин хиротонии совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий I , Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II , митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков) и архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) .

7 октября 1967 года назначен епископом Черновицким и Буковинским .

С 2 февраля 1972 года - епископ Смоленский и Вяземский .

7 сентября 1977 года возведён в сан архиепископа .

С ноября 1979 года - магистр богословия.

С 9 по 20 октября 1980 года в составе паломнической группы Московского Патриархата посетил Св. Гору Афон.

В 1984 году (6-21 июля) с паломнической группой Русской Православной Церкви совершил поездку на Св. Землю.

26 декабря 1984 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Экзархом Средней Европы.

29 июля 1986 года освобождён от управления Среднеевропейской Экзархатом и назначен архиепископом Омским и Тюменским. Сам он вспоминает, что его «до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня - приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири ». В епархии на этот момент было всего 13 приходов .

Определением Священного Синода от 25 января 1990 года именован архиепископом Омским и Тарским.

23 февраля 1997 года возведён в сан митрополита .

На заседании 12 - 13 марта 2002 года, рассмотрев рапорт о почислении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения, Священный Синод постановил просить продолжить его архипастырское служение на Омской кафедре.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 года почислен на покой с выражением благодарности «за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей» .

Награды

Публикации

  • «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета» (кандидатское сочинение).
  • Речь при наречении во епископа Черниговского. ЖМП. 1963, № 1, с. 20-21.
  • Проповедь в неделю 6-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1965, № 7.
  • Проповедь в неделю 9-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1965, № 9.
  • Слово за Пассией в неделю Крестопоклонную. ЖМП. 1966, № 3, с. 31-32.
  • Проповедь на отдание святой Пасхи (1966 г.). ЖМП. 1966, № 6, с. 40-42.
  • «Спасская церковь в Полтаве». ЖМП. 1966, № 7, с. 26-29.
  • Поучение в день памяти святителей московских. ЖМП. 1966, № 10, с. 22-25.
  • В неделю о Закхее. ЖМП. 1976, № 2, с. 29-31.
  • «На праздник иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии». ЖМП. 1977, № 8, с. 67-69.
  • «Обновленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». (Магистерская диссертация). 1979 г.
  • «Паломничество на святой Афон и к святыням Эллады». ЖМП. 1981, № 5, с. 15-20; № 6, с. 12-17.
  • «Освящение храма в честь собора Смоленских святых». ЖМП. 1984, № 10, с. 5.
  • «Паломники Русской Православной Церкви во Святой Земле». ЖМП. 1986, № 2, с. 14.
  • Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2004. 635, с., ил.

Напишите отзыв о статье "Феодосий (Процюк)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Феодосий (Процюк)

– Вы ведь знаете ее мужа? – сказала Анна Павловна, закрыв глаза и грустным жестом указывая на Элен. – Ах, это такая несчастная и прелестная женщина! Не говорите при ней о нем, пожалуйста не говорите. Ей слишком тяжело!

Когда Борис и Анна Павловна вернулись к общему кружку, разговором в нем завладел князь Ипполит.
Он, выдвинувшись вперед на кресле, сказал: Le Roi de Prusse! [Прусский король!] и сказав это, засмеялся. Все обратились к нему: Le Roi de Prusse? – спросил Ипполит, опять засмеялся и опять спокойно и серьезно уселся в глубине своего кресла. Анна Павловна подождала его немного, но так как Ипполит решительно, казалось, не хотел больше говорить, она начала речь о том, как безбожный Бонапарт похитил в Потсдаме шпагу Фридриха Великого.
– C"est l"epee de Frederic le Grand, que je… [Это шпага Фридриха Великого, которую я…] – начала было она, но Ипполит перебил ее словами:
– Le Roi de Prusse… – и опять, как только к нему обратились, извинился и замолчал. Анна Павловна поморщилась. MorteMariet, приятель Ипполита, решительно обратился к нему:
– Voyons a qui en avez vous avec votre Roi de Prusse? [Ну так что ж о прусском короле?]
Ипполит засмеялся, как будто ему стыдно было своего смеха.
– Non, ce n"est rien, je voulais dire seulement… [Нет, ничего, я только хотел сказать…] (Он намерен был повторить шутку, которую он слышал в Вене, и которую он целый вечер собирался поместить.) Je voulais dire seulement, que nous avons tort de faire la guerre рour le roi de Prusse. [Я только хотел сказать, что мы напрасно воюем pour le roi de Prusse . (Непереводимая игра слов, имеющая значение: «по пустякам».)]
Борис осторожно улыбнулся так, что его улыбка могла быть отнесена к насмешке или к одобрению шутки, смотря по тому, как она будет принята. Все засмеялись.
– Il est tres mauvais, votre jeu de mot, tres spirituel, mais injuste, – грозя сморщенным пальчиком, сказала Анна Павловна. – Nous ne faisons pas la guerre pour le Roi de Prusse, mais pour les bons principes. Ah, le mechant, ce prince Hippolytel [Ваша игра слов не хороша, очень умна, но несправедлива; мы не воюем pour le roi de Prusse (т. e. по пустякам), а за добрые начала. Ах, какой он злой, этот князь Ипполит!] – сказала она.
Разговор не утихал целый вечер, обращаясь преимущественно около политических новостей. В конце вечера он особенно оживился, когда дело зашло о наградах, пожалованных государем.
– Ведь получил же в прошлом году NN табакерку с портретом, – говорил l"homme a l"esprit profond, [человек глубокого ума,] – почему же SS не может получить той же награды?
– Je vous demande pardon, une tabatiere avec le portrait de l"Empereur est une recompense, mais point une distinction, – сказал дипломат, un cadeau plutot. [Извините, табакерка с портретом Императора есть награда, а не отличие; скорее подарок.]
– Il y eu plutot des antecedents, je vous citerai Schwarzenberg. [Были примеры – Шварценберг.]
– C"est impossible, [Это невозможно,] – возразил другой.
– Пари. Le grand cordon, c"est different… [Лента – это другое дело…]
Когда все поднялись, чтоб уезжать, Элен, очень мало говорившая весь вечер, опять обратилась к Борису с просьбой и ласковым, значительным приказанием, чтобы он был у нее во вторник.
– Мне это очень нужно, – сказала она с улыбкой, оглядываясь на Анну Павловну, и Анна Павловна той грустной улыбкой, которая сопровождала ее слова при речи о своей высокой покровительнице, подтвердила желание Элен. Казалось, что в этот вечер из каких то слов, сказанных Борисом о прусском войске, Элен вдруг открыла необходимость видеть его. Она как будто обещала ему, что, когда он приедет во вторник, она объяснит ему эту необходимость.
Приехав во вторник вечером в великолепный салон Элен, Борис не получил ясного объяснения, для чего было ему необходимо приехать. Были другие гости, графиня мало говорила с ним, и только прощаясь, когда он целовал ее руку, она с странным отсутствием улыбки, неожиданно, шопотом, сказала ему: Venez demain diner… le soir. Il faut que vous veniez… Venez. [Приезжайте завтра обедать… вечером. Надо, чтоб вы приехали… Приезжайте.]
В этот свой приезд в Петербург Борис сделался близким человеком в доме графини Безуховой.

Война разгоралась, и театр ее приближался к русским границам. Всюду слышались проклятия врагу рода человеческого Бонапартию; в деревнях собирались ратники и рекруты, и с театра войны приходили разноречивые известия, как всегда ложные и потому различно перетолковываемые.
Жизнь старого князя Болконского, князя Андрея и княжны Марьи во многом изменилась с 1805 года.
В 1806 году старый князь был определен одним из восьми главнокомандующих по ополчению, назначенных тогда по всей России. Старый князь, несмотря на свою старческую слабость, особенно сделавшуюся заметной в тот период времени, когда он считал своего сына убитым, не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его. Он постоянно бывал в разъездах по трем вверенным ему губерниям; был до педантизма исполнителен в своих обязанностях, строг до жестокости с своими подчиненными, и сам доходил до малейших подробностей дела. Княжна Марья перестала уже брать у своего отца математические уроки, и только по утрам, сопутствуемая кормилицей, с маленьким князем Николаем (как звал его дед) входила в кабинет отца, когда он был дома. Грудной князь Николай жил с кормилицей и няней Савишной на половине покойной княгини, и княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику. M lle Bourienne тоже, как казалось, страстно любила мальчика, и княжна Марья, часто лишая себя, уступала своей подруге наслаждение нянчить маленького ангела (как называла она племянника) и играть с ним.
У алтаря лысогорской церкви была часовня над могилой маленькой княгини, и в часовне был поставлен привезенный из Италии мраморный памятник, изображавший ангела, расправившего крылья и готовящегося подняться на небо. У ангела была немного приподнята верхняя губа, как будто он сбирался улыбнуться, и однажды князь Андрей и княжна Марья, выходя из часовни, признались друг другу, что странно, лицо этого ангела напоминало им лицо покойницы. Но что было еще страннее и чего князь Андрей не сказал сестре, было то, что в выражении, которое дал случайно художник лицу ангела, князь Андрей читал те же слова кроткой укоризны, которые он прочел тогда на лице своей мертвой жены: «Ах, зачем вы это со мной сделали?…»
Вскоре после возвращения князя Андрея, старый князь отделил сына и дал ему Богучарово, большое имение, находившееся в 40 верстах от Лысых Гор. Частью по причине тяжелых воспоминаний, связанных с Лысыми Горами, частью потому, что не всегда князь Андрей чувствовал себя в силах переносить характер отца, частью и потому, что ему нужно было уединение, князь Андрей воспользовался Богучаровым, строился там и проводил в нем большую часть времени.
Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо pешил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война, и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения. Старый князь с сыном как бы переменились ролями после кампании 1805 года. Старый князь, возбужденный деятельностью, ожидал всего хорошего от настоящей кампании; князь Андрей, напротив, не участвуя в войне и в тайне души сожалея о том, видел одно дурное.
26 февраля 1807 года, старый князь уехал по округу. Князь Андрей, как и большею частью во время отлучек отца, оставался в Лысых Горах. Маленький Николушка был нездоров уже 4 й день. Кучера, возившие старого князя, вернулись из города и привезли бумаги и письма князю Андрею.
Камердинер с письмами, не застав молодого князя в его кабинете, прошел на половину княжны Марьи; но и там его не было. Камердинеру сказали, что князь пошел в детскую.
– Пожалуйте, ваше сиятельство, Петруша с бумагами пришел, – сказала одна из девушек помощниц няни, обращаясь к князю Андрею, который сидел на маленьком детском стуле и дрожащими руками, хмурясь, капал из стклянки лекарство в рюмку, налитую до половины водой.
– Что такое? – сказал он сердито, и неосторожно дрогнув рукой, перелил из стклянки в рюмку лишнее количество капель. Он выплеснул лекарство из рюмки на пол и опять спросил воды. Девушка подала ему.
В комнате стояла детская кроватка, два сундука, два кресла, стол и детские столик и стульчик, тот, на котором сидел князь Андрей. Окна были завешаны, и на столе горела одна свеча, заставленная переплетенной нотной книгой, так, чтобы свет не падал на кроватку.
– Мой друг, – обращаясь к брату, сказала княжна Марья от кроватки, у которой она стояла, – лучше подождать… после…
– Ах, сделай милость, ты всё говоришь глупости, ты и так всё дожидалась – вот и дождалась, – сказал князь Андрей озлобленным шопотом, видимо желая уколоть сестру.
– Мой друг, право лучше не будить, он заснул, – умоляющим голосом сказала княжна.
Князь Андрей встал и, на цыпочках, с рюмкой подошел к кроватке.
– Или точно не будить? – сказал он нерешительно.
– Как хочешь – право… я думаю… а как хочешь, – сказала княжна Марья, видимо робея и стыдясь того, что ее мнение восторжествовало. Она указала брату на девушку, шопотом вызывавшую его.
Была вторая ночь, что они оба не спали, ухаживая за горевшим в жару мальчиком. Все сутки эти, не доверяя своему домашнему доктору и ожидая того, за которым было послано в город, они предпринимали то то, то другое средство. Измученные бессоницей и встревоженные, они сваливали друг на друга свое горе, упрекали друг друга и ссорились.
– Петруша с бумагами от папеньки, – прошептала девушка. – Князь Андрей вышел.
– Ну что там! – проговорил он сердито, и выслушав словесные приказания от отца и взяв подаваемые конверты и письмо отца, вернулся в детскую.
– Ну что? – спросил князь Андрей.
– Всё то же, подожди ради Бога. Карл Иваныч всегда говорит, что сон всего дороже, – прошептала со вздохом княжна Марья. – Князь Андрей подошел к ребенку и пощупал его. Он горел.
– Убирайтесь вы с вашим Карлом Иванычем! – Он взял рюмку с накапанными в нее каплями и опять подошел.
– Andre, не надо! – сказала княжна Марья.
Но он злобно и вместе страдальчески нахмурился на нее и с рюмкой нагнулся к ребенку. – Ну, я хочу этого, сказал он. – Ну я прошу тебя, дай ему.
Княжна Марья пожала плечами, но покорно взяла рюмку и подозвав няньку, стала давать лекарство. Ребенок закричал и захрипел. Князь Андрей, сморщившись, взяв себя за голову, вышел из комнаты и сел в соседней, на диване.