Конформизм в искусстве нонконформизма. Художники-нонконформисты Нонконформизм в искусстве

Конформизм в искусстве нонконформизма. Художники-нонконформисты Нонконформизм в искусстве
Конформизм в искусстве нонконформизма. Художники-нонконформисты Нонконформизм в искусстве

НОНКОНФОРМИЗМ

50-60-е гг. «оттепель». 1 марта 1953 года умирает Сталин. Многие интеллигенты того времени были очень рады и решили, что всё наконец-то будет по-другому. Страна стала возвращаться к нормальной жизни после культурного провала, который был во времена Сталина. Искусство отличалось чудовищным консерватизмом. Поддержку получал соцреализм (основанный на позднепередвижнической живописи, скульптуре неоклассики и 20 века в трактовке Майоля и Бурделя). Это было эффективной антимодернисткой стратегией. Для живого художественного процесса это чудовищный провал. Подавление инакомыслия. К рулю отечественного правления пришли наследники всего самого отсталого. Период закрытости. Художники отказывались от своих идей и наработок. Соцреализм неоднороден полностью, но всё же шла унификация для всей страны. Пикассо иронизировал, что советские художники, должно быть имеют специальную краску для мундиров и сапог. Не видно индивидуальности художников. В советское время вообще не было фигуры свободного художника (фрилансера). Всё было строго организовано. Живописный комбинат (как завод). Туда поступали заявки на композиции. Монументальный комбинат, скульптурный комбинат… Заказ мог выполнять художник в одиночку, а могла работать группа. Художник был обеспечен работой и заработок был хороший. Был сложный механизм отдачи-приёма работ: оценивали и выдающиеся деятели комбината и какие-то приглашенные люди. Не было должного вдохновения и страсти. Заданий было много, поэтому не было времени ко всем работам относиться ответственно. Был банк заготовок разных частей тел и прочего (можно было по кусочкам собрать Ленина). В России от художника всегда ждали чего-то великого, но советский художник чаще всего был добросовестным халтурщиком. Искусство последних лет правления Сталина и первые работы периода оттепели не совпадают с пафосом прежних лет. (усталость от Сталинского искусства: картина «Опять двойка» Фёдора Решетникова анекдотичное произведение). Восстанавливается право на личную жизнь.

Оттепель: старшее поколение с накопившейся усталостью (консервативное искусство Решетникова) и молодое поколение, которое осознавало невыносимость гнёта (совпадает с началом более открытой политики).

В 50-е годы проходит целый ряд выставок (Фестиваль молодёжи и студенчества). Поражает абстрактный экспрессионизм. В музеях даже не было Врубеля и Серова. Создавалась специфическая картина мирового искусства. И вот на такого неподготовленного советского сваливается последнее искусство запада. Такие откровения даже не с чем сравнить. Крушение мировоззренческой парадигмы.

Творческая инициатива наших художников для преодоления такого застоя:

СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Делился на правое (приверженность к 19 веку, передвижникам) и левое (Андронов, Никонов, обращаются к наследию предавангарда и авангарда, ОСТ"а) направления.

Николай Андронов «Плотогоны», 1960-1961 гг.

Представляет декларацию нового времени, нового человека. Пристрастие к русскому импрессионизму. Отказ от законченности картины для художника сталинского периода было немыслимо. Изображены люди нелёгкой судьбы. Подчеркнуто монументализированы. Форма проще, жестче, монументальнее. Подчеркивает силуэты героев. НеоОСТовская живописная стратегия. Это проповедь. Моральный ориентир. («такими простыми строителями нашего будущего вы должны быть»). Нетипичная постановка фигуры спиной - смелая живописная декларация.

Искусство, доступное массам. Художники сурового стиля станут мейнстримом. Ослабление идеологического гнёта и общая культурная открытость вызвала к жизни множество художников, несвязанных с общей художественной сценой и с художественным образованием. Художники появлялись из вновь образовавшейся богемы (Оскар Рабин, Илья Кабаков).

Искусство разделяется на несвязанные между собой пласты.

Владимир Яковлев "Кошка с птицей", 1981

Напоминает Пикассо. Комплекс вторичности. Константа советского художника. Видно как художники пытаются преодолеть возникшую пропасть. Множество цитат. Многие художники остались в истории как интерпретаторы, не имеющие собственной индивидуальности. А многие нонконформисты уязвлены этой вторичностью.

Фигура шестидесятника мессианского рода, пророческая роль.

Мощный культурный подъём, но не всё так хорошо. Поначалу властью воспринимались несерьёзно, как курьёзы. Но к 60-м гг. их уже невозможно игнорировать. 1962 год - выставка «Новая реальность» (Янкилевский, Неизвестный и т.д.). На этой выставки случайно побывал западноевропейский корреспондент, который написал небольшую заметку, что было шоком для Хрущёва (в Европе все об этом знают, а у нас нет?!). Это неправильное искусство выставляют в правильном окружении. Организуется выставка посвященная тридцатилетию МОСХА в Манеже, там показывают Дейнеку, Фалька и др. Туда же засовывают «Новую реальность». Никогда в таком количестве выставку наше руководство не посещали. «кровоизлияние в МОСХ». Хрущёв сталкивается с сезаннизмом и другими новейшими экспериментами. Их прозвали «фабрикой уродов».

На следующий день об этой выставки написали на первой полосе газеты «Правда».

Эрнст Неизвестный

Скульптура «Кентавр с поднятой рукой» 1962 год.

Имел длительную переписку с Генри Муром. Главный герой творческого мира Неизвестного -кентавр. Частично животное, частично человек, а частично машина. Есть сходство со станками. Особая экспрессивность. Нет спокойных, статичных поз. Его пластика имеет влияние Родена, Мура и др. Идея гражданского долга художника.

«Рука ада» 1971 год

Обилие дыр в композиции.

Как израненное человеческое тело.

форсированная форма вынесена им из войны.

«Древо жизни»

Изначально хотел конструкцию из множества скульптур, внутри которой располагалось бы здание. Скульптуры должны были показывать историю человечества с начала времён. Был смонтирован в камерном варианте.

«Надгробие Хрущёва» Самый значимый надгробный памятник. Задействовал цвет как выразительное средство.

Ряд монументов жертвам репрессий.

«Маска скорби» близ Магадана.


Вадим Сидур

Выпускник Строгановки. Прошел войну и был сильно ранен.

«Самовоспроизводящаяся машина» конец 50-х гг. Скульптурный эквивалент механизма. Восторг перед машинами сменяется скорее ужасом.

«Инвалид» Центральная часть похожа на мясорубку.

ГробАрт - ироничная вариация поп-арта.

«Человек из гроба» («Мертвец») Собрана из найденных на свалке вещей.

«Пророки» Водопроводная арматура и надутые перчатки.

Много работает как скульптор-монументалист.

«Памятник погибшим от бомб», 1965 год

Скульптор трагедийного масштаба.

«Памятник погибшим от любви»

«Скорбь» 1972 год

«Памятник погибшим от насилия», 1965 год

«Взывающий» Точность формального решения. Голова заменяется мощным жестом раскрытых ладоней.

Элий Белютин

Написал книгу об истории мебели и вообще был успешным художником-интерьерщиком. Устраивал коммунальные творческие общежития, устраивал выставки в лесу.

«Похороны Ленина», 1962 год


Сюжетное полотно с достижениями абстрактной живописи. Широта живописного жеста, фантастический размах. В длину полотно 4 метра. Портретная узнаваемость Ленина. Фантастический парадокс, то, чего не может быть. Легко реализовалось на волне творческого энтузиазма. Один из наиболее смелых и новаторских опусов 60-х гг в живописи.

«Женщина и ребёнок» Напоминает позднего Пикассо. Большой формат. Смелое наложение красок.

Искусство зависимо от искусства запада. Отечественное искусство всегда догоняющее. Полностью отсутствовал сюрреализм. Позже к нему возник интерес как к пропущенному явлению. Хотя на тот момент это уже было совсем не ново, а вообще уже история.

Юло Соостер

Ближе всего к его искусству Макс Эрнст. Фиксируется на мотиве яйца.

«Красное яйцо», 1964 год. грубая фактура и подтёки.

Владимир Янкилевский

«Пространство переживаний» 1961 год. «кто-то нагнал Миро!»

Лианозовская художественная коммуна. Вокруг семейства Кропивницких (Евгений Рухин, Оскар Рабин, Немухин, плеяда поэтов…) .

Оскар Рабин

Предыдущие художники были в рамках системы, а он никак не корреспондирует с действительностью. На положении изгоя.

ёНесёт культуру русского авангарда группировки Бубновый валет. Не сумел закончить художественное образование. В картинах «чернуха, мрачнуха, бытовуха».

«Паспорт» - самое известное и скандальное произведение. Напоминает Джаспера Джонса («Флаг»). Тяготеет к уравнению паспорта и плоскости. Именно за эту работу его выгнали из страны.

В его квартире в Лианозово собиралось всё неофициальная художественная составляющая Москвы. Организовывал неофициальную художественную жизнь Москвы. Все художники комбинировали легальную жизнь с подрывной художественной деятельностью.

Анатолий Зверев

Проучился один год в пятаке. Получил главный приз на выставки молодёжи и студенчества. Блестящий импровизатор. Фактически был бомжом. Не создал своей художественной системы. Славился творческим эксгибиционизмом.

Владимир Немухин

«Натюрморт с картами» 1989 год.

Вообще карты постоянный мотив его работ. Картина показательна как феномен поставангарда, попытка преодоления авангарда. Пограничное состояние между картиной и объектом. Карта - один из пластических модулей. Условно супрематический, пограничное состояние реального объекта и геометрической композиции. Картина-объект, одновременно картонный стол и плоскость. Мелом намечены дальнейшие ходы.

«Незаконченный пасьянс» 1966 год.

Оммаж ташизму (жестовой живописи).

«Покер на пляже» 1974 год. На первый взгляд подчеркнуто абстрактные иллюзорные членения.

Эдуард Штейнберг

художник творческий неизвестный белютин

Не комплексует от своей зависимости от искусства 20-х годов. Он чувствует себя новатором, хотя он только реагирует на уже придуманное. Но не пытается в буквальном смысле воскресить супрематизм. Нет резкого красного, черного, белого, богатая колористическая нюансировка.

Композиция 1972 года. За точку отсчета берётся квадрат, но его становится мало, поэтому он вводит резкую тень. Утонченное развитие супрематизма. Искаженное видение творчества Малевича.

«Композиция с круговыми сечениями» Плоскости вращаются, пересекаются вариант додумывания геометрической абстракции.

«Композиция 1983 года» Вращения, окружности. Метафизическая надприродная реальность активна в это время.

Дмитрий Плавинский

Тип художника-почвенника. Фиксируется на проблематике русской жизни. Обращается к забытому миру русской деревни. Фрагменты изб, брёвен (метафора уничтожения коренной русской жизни) .

«Большой торец» 1978 год.

Художник - философ. Сплошные метафоры в изображениях гниющих изб.

Николай Харитонов

Примитивно идиллические образы. Консервативно-почвенническое в Московской метафизической живописи. Большая часть холстов посвящена старым русским церквям. Нечто похожее на искусство Кустодиева. Созвучность с неоимпрессионизмом. На фоне мирового искусства смотрится очень провинциально. Образ романтического изгоя.

«Праздник»

Были разные способы примирения с действительностью. Некоторые художники глубже погружались в неприглядную советскую действительность. Советское коммунальное сожительство становится одной из ключевых тем московского неофициального искусства.

Михаил Рогинский

Изображал различного рода чайники, примусы, спички… Параллельно поп-арту, но у нас совсем другой быт. Однако ему чужда мрачноватость Рабина, он не очерняет действительность.

«Чайникъ» 1963 год.

Подчеркнуто жирновата, густая живопись. Отображает пластическое качество природы. Вглядываясь в среду подбирал ей соответствующее живописное воплощение. Демонстративный антиэстетизм.

«В мясном отделе» 1981-1982 гг.

Важен живописный приём, психологическая ситуация.

«Снайпер Павлюченко» 1966 год Укрупнён образ повседневного предмета. Коробок перерастает размеры картины. Ближайшая параллель поп-арту.

Олег Целков

Активно работал в 60-70-е гг. Художник индивидуалист, сторонится общих движений. Тема антропоморфных существ (морды, образины). Странные антропоморфные существа, раскрашенные в яркие цвета. Странная маска. Типичный человек тоталитарного режима, безликий герой системы. Всех завязывает между собой.

«Акробаты и стрекоза» 1974 год. Груда цветной плоти.

«Некролог» 1971 год. Устрашающий живописный реквием. Маячащая красная рожа.

«Шестидесятники-гении» - особый индивидуализм. Стремление создать свой стиль. Потом это их самих стало раздражать. Поколение после второго авангарда радикально отличается от них.

Московский романтический концептуализм

(термин ввёл Борис Гройс)

Представители: Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Олег Васильев, Андрей Монастырский.

Хорошо вписаны в систему. Иллюстрировали детские книжки (доходный сегмент госзаказа). В детской литературе множество возможностей для самовыражения, поиска новых форм. Этика кабаковского круга - делать добросовестную халтуру.

60-70-е гг. - концептуализм.

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Джозеф Кошут ставит вопрос об идеи как главном в искусстве. Наличие идеи определяет ценность произведений.

Фовизм, кубизм - новая интерпретация предмета.

Русский художник жаждет чего-то за пределами художественного мира. Кандинский и Малевич изгоняют предмет из области интереса художника. Для русского художника предмет не так важен (за исключением работ Монастырского). Конфликт языков, а не выяснение отношений с предметом. Всё вымысел и фантастика.

В советском искусстве конфликты между языками описания (язык бытовых объявлений). Обсценная лексика очень важна в концептуализме. Шестидесятники выражались одним языком - каждый своим собственным.

«Концептуализм - мажут не по картине, а по зрителю» (И. Кабаков)

Для концептуалиста зритель - соучастник. Концептуалист - добросовестный советский обыватель. Состоявшиеся люди, не маргиналы. Иные типы поведения в отечественном искусстве, которые не могут понять даже те, кто « в теме».

Выраженность содержания (русское искусство всегда о чём-то, художник пытается что-то рассказать). Прибегают к говорящему лицу. Это речь не художника, а вымышленного персонажа.

Илья Кабаков

« Чья эта муха?» 1960-е.

Похоже на советскую доску объявлений. В центре муха, наверху некий диалог о мухе. Грустная сказка о коммунальном быте. В полной мере задействован текст. Шрифт как с стенгазет.

Тотальная инсталляция - некое тотальное пространство для задействования нескольких видов искусства.

Тотальные инсталляция - инсталляция, построенная на включении зрителя внутрь себя, рассчитанная на его реакцию внутри закрытого, без «окон», пространства, часто состоящего из нескольких помещений. Основное, решающее значение при этом имеет ее атмосфера, аура, возникающая из-за покраски стен, освещенности, конфигурации комнат и т.д., при этом многочисленные, «обычные» участники инсталляции -- объекты, рисунки, картины, тексты -- становятся рядовыми компонентами всего целого. И. Кабаков. О тотальной инсталляции. Канц, 1994.

«Коммунальная кухня»

Охотно обращается к теме музея.

«Доска-объяснение к 3-м объяснениям 6ти картин» Текст инструкции занимал очень важное место. Есть инструкция, но нет картин, картины не важны, а инструкция бессмертна. Нивелируется художественное качество.

Его интересует средний человек, а не гении.

Иллюстрация детской книжки «Сказка о Терро-Ферро»

Всё современное российское искусство - вывод из творчества.

Один из первых мастеров инсталляций.

«Человек, который улетел из собственной комнаты» 1986

Идея побега, преодоления границ - частая тема. Доводит ситуацию до абсурда. Некий советский житель тщательно спланировал свой побег. В потолке огромная дыра. Ботинки на полу - всё, что осталось от этого человека. Комната маленькая, имеется раскладушка, стул, подобие столика, все стены заклеены плакатами. Микромузей советской массовой культуры. Инсталляция о побеге человека из социалистического настоящего. Избегает текста, утраченный нарратив надо восстанавливать по деталям. Максимально отстраненное отношение автора.

«Человек, который влетел в собственную картину» Намёк на некую абсурдную ситуацию. Преодоление границы реальности и иллюзии. Стул - отсутствие и пребывание человека.

Активное обращение к живописи с цикла

«Каникулы» или «Праздники», 1987 год.

Случайно коллажно образованные изображения. Сцены счастливого советского быта. Поверх вырезанные цветочки.

Сложный для понимания цикл.

«Русская живопись - постоянная смена симулякров, коллекция фальшивок»

В живописи его интересует усреднённая живописная манера, усреднённый, никакой живописный язык.

Демонстративное пренебрежение целостности образа. Господствующая часть композиции заполнена бытовым сюжетом. Сопоставление сюжетов чаепития и купания, счастливые будни советских граждан.

Усреднённая живописная манера часто используется Кабаковым.

Шарль Розенталь - вымышленный персонаж, средний забытый художник. Затерявшийся ученик Малевича. Гротескный персонаж, совмещающий разные направления. Ценен как средний провальный художник. История искусств - это история гениев, а они его не интересуют, ему интересна норма. У него своя «альтернативная история искусств». Он выдумывает «нормальных» художников, которые тоже имели свой творческий путь, своё развитие. Не сложившаяся художественная судьба, но показательный тип.

«Красный вагон» Эталонная инсталляция

Сжимается воедино советская история. Советская действительность. Эскиз более внятный, чем сама инсталляция. Членит работу на три части. Условная стройка: сверхсложные леса со стремянками. Зритель может туда войти. Выражение идеи - движение вверх. Метафора безудержного оптимизма. Стройка бесцельна - построили всего на всего красный вагон. Несоответствие амбиций и итога. Вагон как замкнутое пугающее пространство. Последняя часть инсталляции - свалка. Результат всех усилий. К этому и ведёт советская история. Попытка образного воплощения советской истории.


В краткое время становится самым известным русским художником за рубежом. Сформировал образ типичного русского художника. Точно попадает в клише восприятия русского искусства за рубежом.

Эрик Булатов Картина-текст.

Они встречались у различных художников, в русском изобразительном искусства использовались в авангарде, конструктивизме.

«Слава КПСС» Внутренний конфликт с традиционным изображением, реальность текста, проецирующегося на реальность. Предельно-холодно-выполненная работа.

Шишкинская манера. Близка кругу Булатова, например Олегу Васильеву.

Образы вождей, лозунги, виды ВДНХ - за всем этим нет обвинительной информации. Он просто видит и находит точный способ репрезентации увиденного.

«Русский XX век»

Олег Васильев

«Вращение»

Часто приводится мотив света, как и в данной работе. Исполнена гризайльно. Черпает вдохновение в художниках 19 века.

«Дорога»

Только дорожная разметка указывает на современный характер. Традиционный пейзаж.

Виктор Пивоваров

Задействует готовые формы.

«Доска объявлений», вместилище композиций по эксплуатации огнетушителей, предотвращение пожара и т.д. Странное несоответствие языка и содержания.

«Мария Максимовна у вас чайник кипит» Осмеивает русскую эмпатию к литературщине. Раскрывает перед зрителем то, что он хочет там видеть. Любит парадоксы.

«Нет, ты меня не помнишь» 1975 год

Близок дадаистким и сюрреалистическим пейзажам.

В концептуалистах бывают моменты сюрреальности.

Работает с абсурдными формами.

Много работает с осмыслением самой художественной проблематики.

Константин Звездочетов

«Два богатыря» 2005 год

Язык более плакатен. Упрощенные силуэты. Образ трактован в Пивоваровской манере.

“Виола на столе”

Отказ от образа большого мэтра, от музейности картины.

Константин Звездочетов, Свен Гундлах, братья Мироненко.

Выраженно игровой характер. Свободное хулиганское обращение, а не какие-то конкретные выдающиеся произведения искусства. Выворачивание концептуалистских практик. Дерзкая, эпатажная молодая энергия. Акции были весёлые, смелые и опасные. Однажды закопали одного из участников группы в лесу и на протяжении двух часов его искали, пока не поняли, что они действительно не знаю, где он. Агрессивный жесткий контакт с аудиторией. Пародии на акции коллективного действия. Использовали провокацию; демонстративно отвергали серьёзность концептуалистов. Явное снижение пластических требований. Демонстративное использование детского рисунка. Поп-арт в кустарном исполнении.

«Длинный рубль» Неумелость и преувеличенная весёлость.

Предшественники московского аукционизма.

Ими был записан «Золотой альбом», коллаж из юмористических стихов, пародий на эстраду. Сделан как хохма, для друзей. Но постегает неожиданный успех.

Нонконформизм или неофициальное — своеобразное, во многом парадоксальное отражение в изобразительном искусстве духовной, психологической и общественной ситуации в Советском Союзе 1960-х — 1980-х годов XX века.

В отличие от официального, неофициальное оказывало предпочтение не содержанию, а художественной форме, в создании которой художники были совершенно свободны и самостоятельны. Отрыв формы от содержания приводил, согласно официальной доктрине , к утрате содержания, поэтому неофициальное искусство — нонконформизм — определялось как формализм и преследовалось.

Искусство нонконформизма, несмотря на то, что причисляемые к этому направлению художники чаще всего не были сознательными приверженцами основного философского направления XX века, вполне можно назвать экзистенциалистским, так как утверждало абсолютную уникальность отдельного человека. Идеалистическая эстетика нонконформизма основывалась на представлении о душе (внутреннем Я) художника как источнике прекрасного. В таком представлении содержался бунтарский протест против объективизированного мира, преодоление пропасти между субъективностью и объективностью, что привело к выражению проблемы бытия в тревожных и необычных формах. Экзистенциальный бунт нонконформизма был созвучен мировому искусству XX века и — с опозданием на несколько десятилетий — включил в мировое художественное пространство.

В основе экзистенциалистского бунта лежала макснмализированная советским тоталитаризмом угроза утраты своей индивидуальности. Общемировая тревога XX века по поводу того, что созданный человеком мир объектов подчиняет себе того, кто его создал и кто, находясь внутри этого мира, утрачивает свою субъективность, в советских условиях усиливалась господством коллективистской идеологии. Эта идеология, возведённая в ранг государственной политики, допускала существование исключительно конформистов, непоколебимых в своём желании быть не собой, но частью целого.

С.Кьеркегор понимал существование (экзистенцию) как нечто предельно субъективное. «Экзистенция является постоянно единичной, общее (абстрактное) не существует ». Экзистенциализм художников-нонконформистов (в большинстве случаев бессознательный) явился проявлением мужества творца быть собой, пе бояться взглянуть в лицо общечеловеческой проблеме отсутствия смысла жизни. Поиск смысла и возникновение отчаяния в XX веке связаны с утра Бога в предыдущем, XIX столетии. «Вместе с Ним умерла вся система ценностей и смыслов, внутри которой существовал человек. Это переломное событие ощущается как утрата и как освобождение и ведёт к мужеству, принимающему небытие на себя » (П.Тиллих, 1952). Нонконформизм как художественное направление в высшей степени обладал свойственным современному искусству творческим мужеством смотреть в лицо отчаянию реальности и, выразив его в своих произведениях, проявить мужество быть собой.

Та ярость, с которой советская идеология обрушилась на нонконформизм , свидетельствовала об ощущении серьёзной угрозы духовности общества, исходящей изнутри, от его части. Невротический симптом сопротивления небытию путем редукции бытия, т.е. отрицания каких-либо сторон действительности, указывает на невротические механизмы защиты в самом ант и экзистенциалистском стремлении к традиционным гарантиям, к идеализированному натурализму социалистического реализма. Для экзистенциалистского искусства XX века характерно мужество отчаяния, порожденное отсутствием смысла существования, и самоутверждение вопреки всему. Применительно к личности художника тревога судьбы и смерти явилась главной проблемой современного искусства и нонконформизма как его части.

Для нонконформизма характерны углубленность в душу (внутреннее Я) художника и необычные формы выражения нового психологического материала. «Бодрствующая душа» художника вступает в контакт с любым, самым малым явлением современной ему действительности, освещает новые грани объекта при его соприкосновении с душевной жизнью. «Чувствующая мысль», тяготея к осмысленности впечатлений, при помощи ассоциаций наделяет смыслом всякий образ или намёк па него в картине.
Напряжение душевных сил способно обострить и направить мысль и душу художника в запредельные, недоступные обычному опыту, но необходимые для творчества области. По самым разным и неожиданным поводам может проявлять внимание к окружающему с вовлечением Высших сил в своё творчество.

В поисках новой реальности искусство нонконформизма смело преодолевало преграды канонов прошлого.
В русском классическом искусстве, затем в социалистическом реализме господствовала повествовательная интонация, внимание художников было сосредоточено на чувствах, соответствующих прямым: наименованиям: любовь, гнев, восторг, отчаяние. Изложение сюжета часто бывало окрашено идеологической риторикой. Насильственно прерванный в своем существовании начала XX века обратился к более тонким и глубоким оттенкам человеческих чувств. Историческая заслуга нонконформизма заключается в воскреше нии в русском искусстве внимания ко всему бесконечному разнообразию нрояп лепий человеческой психики.
Нонконформизм , как искусство экзистенциалистское, основан на разговоре художника со своей душой, и картина может возникать не только из сильных однозначных чувств, но и из совокупности впечатлений, упоминаний, внутреи ней необходимости увековечить бессловесную, как бы взывающую о помощи красоту — ту красоту, которая возникает из потребности художника её виден, и чувствовать. Скрытый смысл картины добывается усилием сознания, направленного на смутные ощущения и подробности глубинной душевной жизни.
Поиски ускользающей реальности в искусстве нонконформизма окрашены эсхатологической картиной распада традиционной системы ценностей, сложившейся за почти полувековое существование тоталитаризма. Все это создало разнообразие стилей и течений внутри нонконформизма как единого художественного направления.

Разнообразие творческих приемов порождал ось также человеческим фактором. Для занятия неофициальным искусством в годы существования нонконформизма как никогда и нигде необходима была масштабность личности. Сильные и глубокие души (слабые отвергались самой историей нонконформизма) порождали сильные и глубокие чувства. Возникло исторически беспрецедентное повторение феномена Ван Гога , причём в отношении не одного мастера, а целой группы художников, когда отсутствие профессионализма обычном смысле не мешало созданию нового в искусстве. Художник работал под непосредственной угрозой физическому существованию и его произведения, и его самого. К этому добавлялась невозможность бегства (в отличие от фашистской Германии, откуда эмиграция была возможна), и отсутствие контактов с внешним миром, «Мужество быть собой» для художников-нонконформистов было мужеством не только творческим, но и человеческим. Может быть, именно поэтому нонконформизм оказался столь интересен как направление искусства, ведь картина, создаваемая под угрозой смерти, несет в себе внутреннее напряжение, сообщающееся зрителю.

Уникальное в истории искусства сообщество сильных индивидуальностей явило миру не менее уникальное разнообразие стилей и художественных манер, отличающих нонконформизм
Свержение тоталитарного гнета в советском обществе и искусстве сравнимо с революцией, перевернувшей в начале века жизнь российской империи и русское искусство. Советский тоталитаризм угнетал искусство исторически недолго — чуть более полувека, но интенсивность гнета была такова, что это время надо считать, как считают на войне — год за два или даже за три.
Искусство нонконформизма наполнено ощущением потрясённости мира, отдающимся во вселенских просторах. Оно сложно-ассоциативно, метафоры свободы выражают в нём внутреннюю сущность человека-творца. В этом нонконформисты сходны с художниками авангарда начала прошлого века, когда «дыхание времени совсем особенно сложило угол зрения новых художников » (А.Каменский, 1987).

Действительность тех далёких лет вся была в переходах и брожении, скорее что-то значила, чем составляла, скорее служила знамением, чем удовлетворяла. Это был водоворот условностей между безусловностью оставленной и еще не достигнутой. Через полвека ситуация повторилась. Советский тоталитаризм к 1960-м годам явно изжил себя и стал безусловностью оставленной, а свобода и демократия стали па место мечты, предчувствуемой, но ещё не достигнутой.

От тревог времени нонконформисты , работавшие в подполье в буквальном (как Арефьев на лестничной площадке, другие — в дворницких и кочегарках) и фигуральном смысле переходили к мечтам и надеждам. Как видения перед ними, наряду с взбудораженно-лихорадочными, часто исполненными ненависти сценами реальной жизни, вдруг вставали образы бесконечного простора и счастья, сменявшиеся отражениями трагического смятения души. Многие из них в своем творчестве доказали, что человек, тем более , может отринуть общественный уровень существования и обитать в безбрежном Бытии, питаясь автотрофно, черпая подлинное содержание в себе, в сенсуализации ощущений, в тонкостях внутренней жизни, в метафизике и эстетике. Для других искусство служило сферой проявления социальной активности. Вслед за М.Вламинком они удовлетворяли стремление «не подчиняться, создавать мир, живой и освобождённый ». Единственным самоначалом для нонконформизма была личность художника, «познавшая себя, и меру свою, и права свои, и грехи, и близость к безумию » (П. Лиллих , 1952). Художник, погрузившись в глубины своего духа, при помощи интроспекции претворял в своём творчестве свои возможности. Возникла необходимость разработки нового творческого метода, комплекса формалистических приёмов, таких как стилизация — усиление черт действительности средствами той же действительности, или деформация - приём абстрагирования от действительности, средство проявлен ия иррационального и другие.

При всей сложности и богатстве оригинальных приёмов нонконформизм явился единым художественным направлением, модернистским по своему характеру, опирающимся на идеалистические философские теории и эстетические системы XX иска.
В самом общем виде внутри этого художественного направления можно выделить группы творчески близких художников, сходных между собой в видении мира и своей души, в приёмах передачи этого художественного видения зрителю. При этом выявляется определённая последовательность в степени эмоционального абстрагирования от реальности, от общественного уровня существования художника.

/ - Наиболее связанные с окружающей дейстешпельносгнью, критически мыслящие в своём творчестве художники - концептуалисты.
II - Отражающие реальность, свои впечатления новыми художественными средствами - неореалисты и неоимпрессионисты.
III - Видящие а реальности проявления высших сил - неосимволисты.
IV - Горящие чувствами, преломляющие реалтюапъ в свете своих сильных и
неоднозначных эмоций - экспрессионисты.
V - Видящие сны - сюрреалисты.
VI - Передающие свои душевные движения и настроения путём сочетания
красок и форм - абстракционисты.

В сфере неофициального искусства Советского Союза не действовали законы государственного регулирования художественного процесса. Развитие искусства было предоставлено своим собственным законам, в наиболее чистом виде, в каком, по справедливому замечанию известного специалиста Ю.В.Новикова , искусство развивалось в прошлом в среде тех, кого позже стали называть передвижниками, мирискусниками, импрессионистами. С одним существенным различием — процесс создания нонконформизма был утяжелен «еще не растаявшим ледником тягчайшего социального давления».

Сильные Личности, занимавшиеся неофициальным искусством, были индивидуальны и оригинальны в своих художественных поисках. Передвижники или импрессионисты составляли небольшие сообщества, состоящие из нескольких близких по стилю художников.

Нонконформизм , как художественное явление мирового искусства, поражает большим количеством сочленов (многие сотни) и разнообразием входящих в него течений. При отсутствии информации («железный занавес»), самый дух времени, какие-то незначительные обрывки информации, слухи в литературе, музыке вызывали к жизни художественные формы, совпадающие с современными им формами мирового искусства. Иногда находки нонконформизма опережали новации Запада.

Нонконформизм в целом многими рассматривается как «безумная смесь русофилов и западников, салона и глубокомыслия художников, работающих в самых разнообразных манерах, объединенных нахождением по одну сторону баррикад » (А.Хлобыстин, 2001). Однако эта военная терминология не должна заслонять главного, более глубокого сходства той экзистенциальной основы, которая определяла общность внутри многообразия и соединяла его в единый конгломерат—взаимную близость художников «по своей эстетике» (С.Ковальский, 2001).

Пластическое многообразие, формотворческие эксперименты породили жанровые, стилевые разновидности творчества нонконформистов : , традиционный и интеллектуальный примитив, сюрреализм, (со смешением христианских мотивов и ориенталистских), жанр, жанровый портрет и т.д.

В настоящей работе рассмотрены только основные течения в нонконформизме . Все они получили дальнейшее развитие в современном постмодернистском XXI века.

Нонконформизм - это отрицание общепринятых правил и устоев, которые закрепились в определенной группе или сообществе. Но люди, которые являются приверженцами такого, можно сказать, стиля жизни, мало того что просто не согласны с какими-либо положениями, они ещё и предлагают собственное видение ситуации. Однако обо всём по порядку.

Один против всех

Если говорить более простыми словами, то нонконформизм - это выбор своего собственного пути, а не следование тому, которое выдвигает общество. Такие люди не принимают то, что диктует толпа. И примеров подобных личностей на самом деле масса - их можно привести из сферы науки, искусства, политики, культуры, да и просто из общественной жизни. Например, тот же Джордано Бруно, отвергнутый обществом, был нонконформистом. Почему? Да потому, что он в своих открытиях, как и Галилео Галилей, опередил время. Общество это не приняло, отвергло что одного, что второго ученого.

Философия нонконформизма

Нонконформизм - это положение с определённой точкой зрения. И, соответственно, у него есть своя философия. В чем она заключается? Итак, первым делом следует отметить, что есть два вида нонконформизма. Первый - обычный, а второй - принудительный. Итак, простой нонконформизм - это неприятие, а также несогласие с определенными ценностями и нормами, являющимися доминирующими в обществе. А второй, принудительный, заключается в оказываемом на индивида давлении со стороны той или иной социальной группы. Другими словами, сообщество людей своим давлением принуждает человека отклониться от их ожиданий.

Вообще, быть несогласным и протестовать против чего-либо - это нормально. Ведь именно эти качества заставляли первобытного человека развиваться и прогрессировать. Времена изменились, а вот принцип нонконформизма - нет. Во все времена авантюристы, бунтари и даже изгои были теми, за кем стояла инициатива революции всего человечества.

Нонконформисты ещё зачастую именуются оппозиционерами. Всё потому, что они не следуют общепринятым нормам бездумно - они, напротив, борются с ними. В этом их уникальность. Нонконформист - это человек, который не отказывается от тех или иных норм, он просто выражает другое мнение по отношению к ним.

Две противоположности

Конформизм и нонконформизм - это два взаимосвязанных между собой понятия. Но совершенно противоположных. Итак, конформизм и нонконформизм часто встречаются в тех или иных социальных группах. И преимущественно людей, являющихся сторонниками той или иной точки зрения, можно встретить в сообществе довольно приземленного психолого-социального развития. Ведь на самом деле, чем более тем меньше ему присущ нонконформизм или конформизм. Что же ему свойственно в таком случае? Это - свободное самоопределение. То есть это те люди, которые самостоятельно решают, что им делать, а что - нет. Не принимая во внимание ничье мнение, доверяя лишь собственному ощущению. Это личности, которым важно, чтобы результат удовлетворил их ожидания, а не опроверг или утвердил устоявшиеся в обществе законы. Можно сказать - золотая середина.

Изгои или просто особенные?

Нонконформизм... Это в психологии ещё обозначает протестную реакцию на жизнь. "Чтобы не как у всех" - вот как зачастую думают некоторые сторонники этой точки зрения. По сути, что конформисты, что нонконформисты - все мыслят одинаково. Почему? Потому что одни мыслят как все (первые), а остальные - наизнанку, наоборот (вторые).

В чем же кроется поведенческий негативизм? Пожалуй, в сознании нонконформиста. Он становится таким специально, с целью быть и считаться не таким, как остальные. Очень часто случается так, что такие люди становятся изгоями общества. Какому коллективу понравится, что к ним примкнул человек, который отрицает всё, чего придерживаются они? Но бывают и те, которые ведут себя таким образом не специально. Это реально их самостоятельные умозаключения. Они действительно мыслят по-другому. У них совсем иные ценности, и они искренне не разделяют другие, более распространенные. Можно сказать, у таких людей свой мир.

Творчество

Следует отметить, что нонконформизм в искусстве встречается довольно часто. И большинство эстетов считают этот стиль весьма привлекательным. Что плохого в том, что творцы (чаще всего встречается нонконформизм в живописи) привносят нечто своё собственное в искусство? Таким образом получается его разбавить, не дать ему застояться и стать банальным, неинтересным. Это действительно важно. Ведь с другой стороны, нонконформизм можно рассматривать, как вечный поиск чего-то свежего, нового. Так получается расширить рамки и собственное видение на те или иные вещи. Например, тот же арт-хаус, который за счёт стереотипов, распространившихся в обществе со скоростью света, может быть вполне привлекательным и интересным. А ведь приверженцы этого стиля тоже своего рода нонконформисты.

Конформисты и нонконформисты - возможно ли совместное существование?

Можно с уверенностью заявить, что возможно. Хотя придется потрудиться как одним, так и другим. Ведь и то и другое явление связано с социальным контактом. Даже тот человек, который не согласен с мнением большинства и не получает от них одобрения и поддержки, может подружиться с конформистами. Зачастую такие личности полезны коллективу. Потому что именно нонконформисты - генераторы новых, свежих идей. Всегда важно противоположное мнение. Во-первых, для сравнения. Во-вторых, для разработки другого решения того или иного вопроса, положения. Того, которое устроило бы всех. Если выражаться проще, то нонконформисты помогают посмотреть на вещи другими глазами и заставляют задуматься.

А конформисты, в свою очередь, могут научить таких людей взаимодействовать с остальными, не ущемляя при этом свои интересы и Главное - обоюдное желание.

С февраля 1974 года власти начали проводить акцию за акцией, направленные на подавление движения художников-нонконформистов, то есть тех живописцев, скульпторов и графиков, которые не принимали догматов мертворожденного искусства соцреализма и отстаивали право на свободу творчества.

И прежде, на протяжении чуть ли не двадцати лет, попытки этих художников выставляться оказывались тщетными. Их экспозиции немедленно закрывались, а пресса называла нонконформистов то «проводниками буржуазной идеологии», то «бездарными мазилами», то чуть ли не предателями Родины. Так что можно только удивляться мужеству и стойкости этих мастеров, остававшихся, несмотря ни на что, верными себе и своему искусству.

И вот в 1974 году против них были брошены силы КГБ. Художников задерживали на улицах, угрожали, увозили соответственно на Лубянку в Москве и в Большой дом в Ленинграде, шантажировали, пытались подкупить.

Понимая, что, если они будут молчать, их задушат, группа неофициальных живописцев организовала 15 сентября 1974 года на пустыре в районе Беляево-Богородское экспозицию на открытом воздухе. Против этой выставки были брошены бульдозеры, поливальные машины и милиция. Три картины погибли под гусеницами, две были сожжены на тут же разведенном костре, многие искалечены. Инициатор этой выставки лидер московских художников-нонконформистов Оскар Рабин и еще четверо живописцев были арестованы.

Этот бульдозерный погром, вошедший в историю русского искусства, вызвал взрыв возмущения на Западе. Художники же на следующий день заявили, что через две недели снова выйдут с картинами на то же самое место. И в этой ситуации власть имущие отступили. Двадцать девятого сентября в Измайловском парке состоялась первая официально дозволенная выставка неофициального русского искусства, в которой приняло участие уже не двенадцать, а свыше семидесяти живописцев.

Но конечно, те, кто решил расправиться со свободным русским искусством, отнюдь не сложили оружие. Сразу же после измайловской экспозиции в журналах и газетах вновь появились клеветнические статьи о неофициальных художниках, а карательные органы обрушились на особенно активно проявивших себя художников и тех коллекционеров, которые приняли участие в организации двух сентябрьских выставок на открытом воздухе. И кстати, именно в период с 1974 по 1980 год страну покинуло большинство живущих ныне на Западе мастеров. Их было свыше пятидесяти, в том числе Эрнст Неизвестный, Олег Целков , Лидия Мастеркова, Михаил Рогинский , Виталий Комар и Александр Meламид , Александр Леонов, Юрий Жарких и многие другие. Оскар Рабин в 1978 году был лишен советского гражданства. (В 1990 году указом президента ему было возвращено советское гражданство). Еще раньше, в начале семидесятых годов, обосновались в Европе Михаил Шемякин и Юрий Купер .

Конечно, большая группа прекрасных наших неофициальных живописцев оставалась в России (Владимир Немухин, Илья Кабаков, Дмитрий Краснопевцев, Эдуард Штейнберг, Борис Свешников, Владимир Янкилевский, Вячеслав Калинин, Дмитрий Плавинский, Александр Харитонов и другие), но по-настоящему свободных выставок больше практически не проводилось, а о тех, кто уехал, распространялись упорные слухи (даже засылались письма с Запада), дескать, никому они в Европе и США не нужны, никто их творчеством не интересуется, чуть ли не помирают с голоду. Оставшихся чиновники от искусства предупреждали: «Станете бунтовать — выгоним, будете там бедствовать».

А между тем на самом деле на Западе как раз в то время (вторая половина—конец 70-х) интерес к неофициальному русскому искусству был особенно велик. Одна за другой проходили огромные выставки русских художников в музеях и выставочных залах Парижа, Лондона, Западного Берлина, Токио, Вашингтона, Нью-Йорка. В 1978 году с большим успехом прошло Биеннале русского неофициального искусства в Венеции. За месяц эту выставку посетило 160 000 человек. «Уже давно у нас не было столько зрителей», — сказал президент Биеннале Карло Риппе ди Меанно.

Правда, скептики утверждали, что этот интерес носит чисто политический характер: мол, надо же посмотреть, что это за картины, которые запрещают в СССР. Но когда им напоминали о западных коллекционерах, которые все чаще и охотнее стали приобретать полотна и графику русских художников, скептики смолкали. Они понимали, что никакой коллекционер не станет тратить деньги на картины из-за каких-то политических соображений. И тем более из таких соображений не станут сотрудничать с художниками западные галереи. И конечно, из-за политики ни о каких художниках не будут писать монографии и статьи серьезные искусствоведы. А ведь таких статей опубликовано множество. Вышли в свет в разных странах монографии о творчестве Эрнста Неизвестного, Олега Целкова , Виталия Комара и Александра Меламида , Михаила Шемякина . Изданы десятки солидных каталогов персональных и групповых экспозиций.

Где-то в конце 70-х в одном из французских журналов по искусству появилась статья «Русский фронт наступает». Ее публикация была связана с тем, что тогда в Париже одновременно проходили три выставки современного русского искусства. Разве это похоже на отсутствие интереса?

В Париже, говорят, живет и работает около ста тысяч художников. В Нью-Йорке их еще больше. Все хотят сотрудничать с галереями. Конкуренция идет жесткая. И при этом многие русские художники-эмигранты либо имеют постоянные контракты с парижскими и нью-йоркскими галереями, либо регулярно выставляются в тех или иных галереях Европы и США.

Много лет с известными парижскими галереями работали и работают Юрий Купер, Борис Заборов , Юрий Жарких , Михаил Шемякин (до своего переезда в США). В Нью-Йорке связаны контрактами с галереями Виталий Комар и Александр Меламид, Эрнст Неизвестный, тот же Шемякин. Уже много лет с нью-йоркской галереей Эдуарда Нахамкина работает парижанин Олег Целков . Другой русский «француз» Оскар Рабин заключил контракт с одной из парижских галерей.

Постоянно, и часто успешно, выставляются в европейских галереях Владимир Титов , Михаил Рогинский , Александр Рабин. В США успешно работают с галереями Лев Межберг, Леонид Соков и другие живописцы и графики.

Во многих французских и американских частных коллекциях я неоднократно встречал произведения всех вышеперечисленных мастеров, а также Владимира Григоровича , Валентины Кропивницкой, Виталия Длуги , Валентины Шапиро... Причем интересно, что на Западе, особенно в Париже, уже в середине 70-х годов стали появляться коллекционеры именно свободного русского искусства.

«А как живут и где работают эти художники?» — может спросить читатель.

Отвечу, что в смысле жилья и рабочего места все устроены прилично. В худшем случае одна из комнат квартиры служит для художника мастерской. Многие имеют отдельные ателье — скажем, Комар, Меламид, Шемякин, Заборов, Соков. А кто-то даже предпочитает иметь квартиру и мастерскую в одном месте, так сказать, не теряя время на дорогу (Неизвестный, Купер, О. Рабин, Межберг).

«Неужто, — спросит какой-нибудь недоверчивый читатель, — все у художников-эмигрантов так уж хорошо, сплошные успехи и достижения?»

Конечно, нет. Кто-то даже из талантливых наших мастеров не смог на Западе найти себя, не выдержал конкуренции, сломался. Тут мне не хочется называть имена — людям и так психологически трудно.

Есть, естественно, и художники, которые не в состоянии жить за счет продажи своих работ. Они вынуждены зарабатывать на жизнь каким-либо иным трудом. Но таких великое множество и среди западных живописцев и графиков. Остается лишь удивляться тому, как много по сравнению с западными живописцами (в процентном отношении) русских мастеров уже подолгу живут на Западе лишь за счет своего творчества.

Но интересно, что даже те из наших художников, кто оказался на Западе не в лучшей ситуации в плане финансовом и вынуждены прирабатывать на жизнь то ли промышленным дизайном, то ли оформлением газет или книг, то ли еще как-нибудь, все равно о своей судьбе не жалеют. Почему?

Когда я писал книгу о наших художниках, живущих на Западе, изданную в 1986 году за рубежом, мне довелось брать довольно много интервью. Один из живописцев, чья судьба к тому времени (середина 80-х годов) была не очень-то благополучной, сказал мне: «Нет, ни о чем не сожалею. Трудно? Конечно, трудно. Неприятно, что приходится отрываться от мольберта ради того, чтобы заработать себе на жизнь, порой обидно, что коллекционеры до меня еще не доходят. Но разве мы уезжали сюда ради денег? Мы уезжали для того, чтобы свободно, никого и ничего не страшась, писать что и как хочется и свободно, там, где хочется, выставляться. Впрочем, свободно я писал и в России. Но вот принимать участие в выставках, можно сказать, не привелось. А здесь за четыре года я выставился уже одиннадцать раз. И даже кое-что на этих выставках продал. Это не главное, но с точки зрения поддержания духа все-таки важно».

С разными вариациями, однако примерно то же самое мне приходилось слышать и от других художников-эмигрантов, которые не достигли на Западе таких успехов, как, скажем, Комар и Меламид или Юрий Купер.

И я не думаю, что кто-то из них делает, как говорится, хорошую мину при плохой игре. Ведь возможность широко выставляться для большинства художников — необходимость. А для русских живописцев, лишенных этого на родине, сей фактор особенно значим. С 1979 по 1986 год я вел статистический учет русских выставок на Западе. Всякий раз их оказывалось свыше семидесяти в год. Это очень много. И география этих экспозиций была широка. Персональные выставки Шемякина, например, проходили и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Токио, и в Лондоне; О. Рабина — в Нью-Йорке, Осло и Париже; Купера — во Франции, США и Швейцарии; Заборова — в Западной Германии, США и Париже; Комара и Меламида — в Европе и США...

А сколько состоялось за эти годы групповых выставок современного русского искусства, в которых принимали участие эти и другие русские художники-эмигранты. И их география тоже широка: Франция, Италия, Англия, Колумбия, США, Бельгия, Япония, Швейцария, Канада...

И как я уже говорил, об этих выставках (и персональных, и групповых) достаточно много писали западные искусствоведы и журналисты. Чуть ли не каждая серьезная экспозиция сопровождалась выходом каталогов. Вот они стоят у меня на книжной полке: Эрнст Неизвестный, Юрий Купер , Оскар Рабин , Михаил Шемякин , Борис Заборов, Леонид Соков , Владимир Григорович , Гарри Файф , Виталий Комар, Александр Меламид , Валентина Кропивницкая... А вот и каталоги групповых экспозиций; «Современное русское искусство» (Париж), «Новое русское искусство» (Вашингтон), «Неофициальное русское искусство» (Токио), «Биеннале русского искусства» (Турин)... А вот и книга «Неофициальное русское искусство из СССР», вышедшая в 1977 году в Лондоне, а на следующий год переизданная в Нью-Йорке.

Так что, как видите, у русских художников-эмигрантов, пусть не у всех, но у большинства, жизнь на Западе, в общем, сложилась удачно. Никто из них не голодает. У них есть где жить. У многих есть мастерские. У всех есть возможность приобретать холсты и краски. Кто-то из них работает с престижными галереями. Все выставляются.

А как приятно знать, что твои картины приобретают коллекционеры, тем более музеи или Министерство культуры, скажем, Франции. И не менее приятно видеть, как простаивают у твоих полотен западные любители живописи. Кстати сказать, в отличие от искусствоведов, значительная часть которых не сразу восприняла неожиданно свалившихся на них русских художников, западные зрители по достоинству сумели оценить свободное русское искусство очень быстро. Мне не раз приходилось слышать от них и в Париже, и в Брауншвейге, и в Нью-Йорке, что в этом русском искусстве они находят то, чего не могут найти в современном своем. Что именно? Живые человеческие чувства (боль, тоску, любовь, страдание...), а не холодное формотворчество, которое, к сожалению, столь часто встречается на многих выставках в галереях Европы и США.

Иными словами, в свободном русском искусстве они находят духовное начало, которое подлинному русскому искусству, пусть даже самому авангардистскому, было свойственно всегда. Недаром же книга великого Василия Кандинского так и называется — «О духовном в искусстве».

В предлагаемой вашему вниманию статьях представлены 13 художников. Эссе, посвященные им, размещены не по алфавиту. Они разбиты на три группы, соответствующие трем поколениям мастеров неофициального (так оно называлось в доперестроечные времена) русского искусства.

Я надеюсь, что благодаря инициативе издательства «Знание» любители современного искусства узнают о судьбе тех наших живописцев, которые в свое время ради свободы творчества были вынуждены покинуть Родину.

11 февраля в галерее «Виктория» открывается выставка «Нонконформизм как точка отсчёта», в которую войдут произведения неофициального русского искусства второй половины ХХ века из коллекции Московского музея современного искусства. В экспозицию небывалого для Самары масштаба войдут более 30 авторов, которые представят весь спектр русского неофициального искусства с 1950-х годов до наших дней. Куратор галереи Сергей Баландин по просьбе «Большой деревни» составил ликбез по новой экспозиции.

О чем говорили нонконформисты

Самой ранней работой на выставке стала картина «Весна» 1950 года Бориса Свешникова . Он написал ее в 23 года, когда мотал срок в лагере. Для Свешникова, как и для большинства нонкоформистов, важно обращение к духовной сущности человека. В условиях советского безбожия они изобретали собственные образы, которые наделяли священным смыслом: живопись была для них сродни мистического обета.Нонконформистами называют круг художников, представляющих неофициальное искусство СССР: самоучки, диссиденты, философы - они самыми разными путями пришли в искусство, но объединяет их стремление найти собственный, неказенный художественный язык.

Борис Свешников

К представителям нонконформизма относятся также Михаил Шварцман, Марлен Шпиндлер, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Яковлев

На многих «неофициальных» художников повлиял Каземир Малевич, как, например, на Владмира Стерлигова, который был его непосредственным учеником. В творчестве Эдуарда Штейнберга увидеть супрематические композиции не составляет труда, в «Семье» Олега Целкова «крестьян» Малевича нужно разглядеть: плоские лица, фигуры, которые кажутся выгнутыми, как лист металла или фольга, яркие анилиновые цвета, маленькие глазки - художник сделал всё, чтобы из советской конструктивистской утопии сделать мучительно-однообразный унылый ад. В 1977 году художник покинул страну и 38 лет прожил без гражданства.


Олег Целков. Семья. 1985

На выставке также представлены работы Гриши Брускина, Петра Беленока и Евгения Рухина

Александра Рогинского некоторые считают единственным в России представителем поп-арта. Он задолго до соц-арта стал изображать коммунальный быт советского человека: «Красная дверь», висящая на стене, «Красная стена» с розеткой, «Пол», облицованный плиткой - самые известные его работы. Он не смеется, не ёрничает, как соц-артисты, он видит в скудости советской кухни особую философию и тайну русской жизни.


Александр Рогинский. Мосгаз. 1964

Лианозовцы и их «маленький человек»

На выставке есть работы Владимира Немухина, который также относится к лианозовцам

Так называли поэтов и художников, друзей семьи Кропивницких, которые собирались у них в квартире в доме барачного типа № 2 на станции Лианозово на окраине Москвы. Их отличает внимание к повседневной реальности, из которой они прямыми цитатами конструируют куцый и абсурдный мир нового «маленького человека». Самым активным из них и самым известным в последствие стал Оскар Рабин . Именно он организовал печально известную «Бульдозерную выставку», уничтоженную властями, а затем вынудил их согласовать выставку в Измайловском парке. Несгибаемый, волевой характер художника, которой он проявлял будучи послом независимых художников, кажется, совершенно не отразился на его работах: безрадостных, черных, будто обугленных пейзажах с видами окраин.


Оскар Рабин

Выдуманный мир московских концептуалистов

К концептуалистам также относится творчество Виктора Пивоварова, Игоря Макаревича, Андрея Монастырского

Концептуализм в России известный критик Борис Гройс назвал «романтическим», поскольку его представители только и занимались, что фантазировали. Они убегали из советской реальности в некий умозрительный мир, который населяли совершенно необыкновенными персонажами.

Самым значительным в истории искусства фантазёром стал Илья Кабаков . Он придумал «вшкафусидящего Примакова», «украшателя Малыгина», который рисовал только на полях, даже если лист был чистым, «человека, улетевшего в космос из своей квартиры» и еще очень много историй и головоломок для зрителей. В историю мирового искусства он в итоге вошёл как изобретатель «тотальной инсталляции», то есть такой инсталляции, в которой человек оказывается полностью окружен, так, что он даже может забыть, где именно он находится. И все герои Кабакова, как и он сам, это люди, которые хотят убежать от реальности.


Илья Кабаков. Валя идет. 1972

Другой концептуалист - Дмитрий Пригов - настоящий человек эпохи Возрождения: художник, поэт, мыслитель, как киноактёр играл эпизодические роли у Лунгина и Германа. Его знаменитый цикл стихов о «милицанере» был культовым в кругах диссидентов, и в графике, которую он рисовал шариковой ручкой, и в проектах масштабных инсталляций одним из важнейших образов было «всевидящее око». Большой Брат здесь вплетается в мистический узел, сплетенный из архетипических чудищ и символов, который, так же как и у Босха, просто невозможно разорвать.


Дмитрий Пригов

Переосмысление быта у сретенцев

Другие художники направления: Олег Васильев, Сергей Шаблавин, Эдуард Штейнберг

Группа «Сретенского бульвара» объединила художников, чьи мастерские располагались неподалёку. Часто собираясь, и обсуждая искусство, они влияли друг на друга, испытывали одни и те же приемы, получая различные результаты. Прежде всего в центре внимания этой группы была работа с пространством: как с пространством дома, так и с пространством пейзажа. Начинавший как сюрреалист юнгианского типа, Владимир Янкилевский в своих работах совмещает фрагменты повседневности: вагон метро, лифт, прихожая, туалет и т.д. - с архетипическими или абстрактными символами, так что, если его герои куда-то движутся, то оказывается, это движение происходит в колесе сансары.


Владимир Янкилевский. Посвящается родителям моих родителей. 1972

Иван Чуйков обыгрывает элементы домашней среды: окна, двери, розетки, шкафы - превращая их в произведения классических жанров: портреты, пейзажи, натюрморты, соединяя предметы повседневного быта с образами художественной реальности.


Иван Чуйков. Окно LXIV. 2002

Веселье художников «новой волны»

Еще один представитель направления - Вадим Захаров

«Новой волной», пришедшей на смену старшему поколению концептуалистов принято называть «фантазёров», чьи образы из философско-мечтательных стали откровенно гедонистическими, абсурдисткими и весёлыми. Вместо «историй», они предлагают зрителям «галлюцианации». Еще одной характерной чертой было коллективное творчество. Одной из самых известных таких арт-групп были «Мухоморы», из которых в последствие вышел художник Константин Звездочётов . В его ярких картинах свободно соединяются персонажи юмористического журнала «Крокодил» и образы русской классической живописи, герои Репина и Серова. Смех художника должен разоблачить и подорвать царящую в мире серьёзность.


Константин Звездочётов. Запорожцы пишут письмо. 2005

Сатира на мир потребления у соц-артистов

Другие представители направления - Борис Орлов и Александр Косолапов

Художники решившие переложить американский поп-арт на советскую действительность стали основателями нового направления «соц-арт», который занимался не столько философским осмыслением потребительства, сколько сатирой на эстетическое убожество массовой культуры и подачи идеологического материала в СССР. В работах соц-артистов часто используются образы известных людей, особенно изображения вождей. Скульптор Леонид Соков воспроизводит принцип русской народной игрушки с мужиком и медведем, которые пилят бревно, ставя на место сказочных персонажей Сталина и Гитлера - тираны колотят мир. Сокова отличает ясность и прямота послания, ироничный дидактизм и меткий выбор художественной формы.


Леонид Соков. Гитлер и Сталин. 2006

Национальный реди-мейд ленинградских «Новых художников»

«Новые художники» - плеяда художников-самоучек, которых возглавил Тимур Новиков , и которые работали нарочито грязно и экспрессивно. Между тем творчество самого Новикова стремилось к умеренности, лаконизму, чистым цветам. Особенно много художник работал с тканью, которая в его интерпретации становилась то занавеской, то гобеленом, то знаменем. При этом он использует фабричный узор или текстуру тканей, компилирует изображения из журналов и альбомов, становясь русским Дюшаном, и изобретая национальный реди-мейд.


Тимур Новиков. Из серии «Забытые идеалы счастливого детства». 2000

Работа с ландшафтом у ленд-артистов