Какие народы живут в китае названия. Этнический и демографический состав населения китая

Какие народы живут в китае названия. Этнический и демографический состав населения китая
Какие народы живут в китае названия. Этнический и демографический состав населения китая

Китай - страна, имеющая свою уникальную и прекрасную культуру. Здесь каждый год бывает больше миллиона людей, которые приезжают полюбоваться ее красотами. Путешественники выбирают это государство не только для того, чтобы посмотреть на величайшие здания Китая, но и чтобы познакомиться с культурой народа.

В Поднебесной (так часто называют эту страну) проживает много наций. Из-за этого традиции, быт, режим жизни \приобретает новые мотивы. Хотя и более 90% процентов населения представляют коренные китайцы, они охотно воспринимают изменения в своей культуре, легко впуская в жизнь другие нации.

В Китае существуют меньшинства, разговаривающие на своем родном наречье. На данный момент многие говорят на различных китайских диалектах, отличающихся от общепринятых норм, их насчитывается около 300, в том числе и чжурчжэньский (один из

Китай

Известна всему миру благодаря туристическим объектам. Путешественников привлекают сельские виды, плавно сменяющиеся городскими небоскребами. Ландшафты - первая причина, по которой здесь очень много иностранцев. Они способны удивить не только опытных туристов, но и самых неискушенных.

Народ Китая в древности считал свою родину центром всего мира. Те нации, которые проживали на границе страны, были названы варварами. Они часто подвергались репрессиям и дискриминации.

Жителям присуще огромное уважение к книгам, ученым и различным знаниям. Все бизнесмены должны иметь визитки, на которых текст напечатан на китайском и английском языках. Китайцам свойственна экономия, поэтому они легко и быстро набирают огромный капитал.

География КНР

Китай - страна, располагающая на востоке Азии. Она граничит с 15 государствами. Территория омывается Южно-Китайским, Желтым и Восточно-Китайским морями. Нужно сказать, что Поднебесная имеет достаточное количество гор. Лишь 30% от всей находится ниже уровня моря. Помимо возвышенностей встречаются водоемы. Они известны благодаря своим свойствам, а также прекрасным видам. Многие реки используются для судоходства, рыбалки и орошения. Здесь добываются такие ископаемые, как нефть, уголь, руда, марганец, цинк, свинец и др.

Китай на карте условно делится на две части: восточную (находится в Восточной Азии) и западную (расположилась в Центральной Азии). Во владения этой страны входят Тайвань и Хайнань. Эти острова являются наибольшими.

История страны

После формирования Китайской Республики первой правящей династией стала Шан. Спустя некоторое время ее сменило племя чжоу. Впоследствии территория была разбита на несколько частей, за которые постоянно проводились войны. Именно из-за них для защиты от гунов была возведена многокилометровая стена. Расцвет государства совпал с периодом правления династии Хань. В то время Китай на карте занимал уже существенное место, расширив свои границы на юг и запад.

Практически сразу после завоевания Тайваня (который по сей день является колонией страны) государство стало республикой. Это произошло в 1949 году. Правительство постоянно проводило различные культурные реформы, а также пыталось изменить экономическую сферу. Поменялась идеология Китая.

Китайцы как нация

Китайцы - нация, населяющая КНР. По своей численности они заслуженно расположились на первом месте. именуют себя «хань». Это название произошло благодаря которая смогла объединить всю территорию государства под одним правительством. В древние времена слово «хань» означало «млечный путь». Это связано с тем, что народ Китая назвал свою страну Поднебесной.

Наибольшее количество ханьцев находится в Китае. Здесь их проживает более 1 млрд. человек. Они также составляют практически 98% от всего населения Тайваня. Можно с уверенностью сказать, что китайцы населяют абсолютно все округа и муниципалитеты.

США, Канада, Австралия - это те государства, которые на данный момент лидируют по численности китайской диаспоры. За последние 5 лет в эти страны переселилось практически 40 млн. ханьцев.

Народы, населяющие Китай

По официальным данным, в Китайской Республике проживают представители 56 наций. Из-за того, что китайцы занимают более 92% населения, остальные национальности делятся на меньшинства. Численность таких людей в стране во много превышает цифру, которую озвучивает правительство.

На юге страны жители разговаривают на северном Однако стоит отметить то, что они все равно принадлежат к ханьской группе.

Основные народы Китая:

  • китайские (ханьцы, хуэйцзу, бай);
  • тибето-бирманские (туцзя, и, тибетцы и др.);
  • тайские (чжуаны, буи, дун и др.);
  • кадайские (гэлао);
  • народы ли;
  • народы мяо-яо (мяо, яо, шэ);
  • мон-кхмерские (ва, буланы, цзин и др.);
  • монгольские (монголы, дунсян, ту и др.);
  • тюркские (уйгуры, казахи, киргизы и др.);
  • тунгусо-маньчжурские (маньчжуры, сибо, эвенки и др.):
  • тайваньские (гаошань);
  • индоевропейские (памирские таджики, русские).

Культура государства

Культура народа Китая уходит в древние времена. Она начала зарождаться еще до нашей эры. Существуют легенды, что боги передали китайцам определенные устои жизни и быта. В истории Поднебесной можно проследить колоссальные изменения в культуре на протяжении нескольких веков.

Основные мифы государства, известные на сегодняшний день, повествуют о том, что Паньгу создал весь мир, Нюйва - человечество, Шень Нун смог открыть специальные лекарственные растения, а Цян Чзэ стал отцом письменности.

Архитектура Китая еще с древности оказывает мощное влияние на сооружения Вьетнама, Японии и Кореи.

Стандартные дома имеют максимум два этажа. В городах современные постройки со временем приобрели западный вид, в деревнях же сохраняется первоначальный дизайн жилого строения.

Традиции народа Китая

Многие традиции связаны с этикетом, церемониями, подарками. Именно они породили некоторые пословицы, распространившиеся на весь мир.

Для того чтобы уютно себя чувствовать в этой стране, необходимо знать основные правила этой нации:

  • Рукопожатие - уважительный жест, используемый китайцами при приветствии с иностранцами.
  • В качестве подарка никогда не должны преподноситься ножи, ножницы и другие режущие предметы. Они означают разрыв в отношениях. Кроме них лучше не дарить часы, платок, цветы, сандалии из соломы. Эти вещи для китайского народа означают скорую смерть.
  • Здесь не едят вилками, поэтому следует приучиться к питанию с помощью специальных палочек.
  • Подарки необходимо открывать дома, а не сразу после получения.
  • Туристам не рекомендуется надевать одежду ярких оттенков. Следует выбрать те вещи, которые выполнены в пастельных цветах. Это объясняет тем, что народ Китая плохо относится к подобному виду самовыражения.

Достопримечательности

Основной достопримечательностью, которая сохранилась еще с древних времен, является Великая Китайская Стена. Она была построена в III веке до нашей эры. В то время ее длина составляла практически 5 тыс. км, высота изменялась от 6 до 10 м.

В Пекине находятся и другие важнейшие архитектурные сооружения, которые пользуются популярностью у туристов. Большая их часть была возведена в XV-XIX веках. Шанхай богат храмами, отделка которых выполнена из драгоценного камня. Центр ламаизма - Лхаса. Народ Китая любит еще одно культурное наследие - монастырь, в котором располагалась резиденция Далай-ламы.

Достопримечательностью считаются также некоторые горы (Хуаншань), пещеры (Могао), порт Виктория, река Ли и Запретный город. Часто встречаются старинные буддистские здания.

В этническом плане более 90% населения Китая составляют ханьцы, или китайцы "хань". Вследствие миграционных процессов их число в районах проживания национальных меньшинств увеличивается, однако в большинстве своем они населяют Центральный и Восточный Китай.

Национальные меньшинства. Китайцы "хань" традиционно считали всех некитайцев отсталыми народами. По мере расширения территории ханьцев за пределы изначальных районов проживания они ассимилировали некоторые некитайские этнические группы. Другие этносы отступили в отдаленные, менее удобные для жизни районы, где многим из них удалось сохранить свои национальные особенности.

Многие некитайцы проживают ныне на обширных слабо заселенных территориях Северо-Восточного, Западного и Юго-Западного Китая. По данным переписи 1953, общая численность жителей, входящих в состав более 50 этнических групп национальных меньшинств, составляла 35,3 млн. человек, или ок.6% всего населения. Перепись, проведенная в 1982, показала, что общая численность лиц некитайской национальности возросла до 67,2 млн. человек, а в 1990 этот показатель составил уже 91,2 млн. человек, или 8% населения. В состав национальных меньшинств входят самые разные этнические группы, начиная от почти первобытных горных племен до народов, стоящих на равной с ханьцами ступени развития. Продолжается процесс ассимиляции ханьцами некоторых национальных меньшинств. Всего в Китае, по официальным данным, 55 национальных меньшинств. Крупнейшие по численности некитайские народы, проживающие в КНР: чжуаны (ок.1,4% населения), хуэй (0,8%), маньчжуры (0,8%), мяо (0,7%), монголы, тибетцы, уйгуры, казахи, корейцы и др.

Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. В 2003 году население составило около 1,287 млрд. чел., или 22% населения планеты Земля (см. Приложение 1).

За последние два с лишним десятилетия режим воспроизводства населения в Китае изменился коренным образом. По показателю естественного прироста населения его уже не отнесешь к категории слаборазвитых стран: в частности, ежегодный естественный прирост населения снизился до менее чем 1%, а средняя продолжительность жизни превысила 70 лет (см. Приложение). Такая ситуация является следствием, с одной стороны, проводимой государством жесткой демографической политики, а с другой стороны, улучшения материального положения людей и их медицинского обслуживания.

Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания и китайского правительства, и мирового сообщества. Начиная с августа 1956 года, правительство целенаправленно осуществляет контроль за численностью населения, а именно: молодым людям запрещается вступать в брак до достижения 20 лет, а супружеским парам разрешается иметь не более одного ребенка (за исключением представителей национальных меньшинств, для которых планка поднимается до уровня двух детей). Следовательно, политика стабилизации численности населения принесла свои плоды.

Тем не менее, и у этой медали есть своя оборотная сторона: необходимо учитывать такие негативные последствия демографической политики, как относительное сокращение трудоспособного населения, на которое ложится все более тяжелая демографическая нагрузка, и нарастающее недовольство граждан вмешательством государства в личную жизнь каждого гражданина.

Язык

Китай - многонациональная страна, его народы говорят на более чем 100 языках, принадлежащих разным языковым семьям. Описание языков народов Китая еще не завершено. Перечисленные языки наиболее известны и в той или иной степени описаны.

Языки народов Китая относятся к сино-тибетской, тайской, австроазиатской, алтайской, индоевропейской семьям.

Сино-тибетская семья включает китайский, тибетский и многочисленные языки Северо-Западного и Юго-Западного Китая, состоящие с тибетским в близком или удаленном родстве. В составе этой семьи китайский язык, как отмечалось, занимает положение обособленной группы.

Тайские языки еще недавно причислялись к сино-тибетской семье, ныне они выделены в самостоятельную семью. Тайские языки делятся на ряд групп. Группа чжуан-дай представлена на территории Китая языками чжуап, буи, нунг, ша, дай, на которых говорят народы, живущие в Гуанси-Чжуанском автономном районе, а также в провинциях Гуйчжоу, Юньнань. Группа кам-суй представлена языками кам, суй и их многочисленными диалектами, на которых говорят в Гуанси-Чжуанском автономном районе и в пров. Гуйчжоу. Группа ли состоит из одного языка ли на о-ве Хайнань и его диалектов.

Австроазиатская семья представлена на территории Китая двумя группами, к которым относятся малые народы, живущие в пров. Юпьнань. В группу ва-палаунг входят языки кава и пала-унг. Группа пумань состоит из одного языка пумань с многочисленными диалектами. Языки мяо-яо представлены на территории Китая языками мяо, яо и их многочисленными диалектами. Народы, говорящие на них, рассеяны на обширной территории провинций Хунаиь, Юньнань. Гуйчжоу, Гуанси-Чжуанского автономного района, а также па о-ве Хайнань.

Алтайская семья представлена на территории Китая тюркскими, монгольскими, тунгусо-маньчжурскими языками. К тюркским языкам Китая относятся уйгурский, саларский, югурский, казахский, узбекский, татарский языки (Синьцзян-Уйгурский автономный район). К монгольским языкам относятся диалекты монгольского языка, на которых говорят в Автономном районе Внутренняя Монголия, язык монголов пров.

Индоевропейские языки представлены в Китае диалектами таджикского языка в СУАР.

Тибетский, уйгурский, монгольский являются старописьменными языками с богатой культурной традицией, пользующейся мировой известностью. Тибетский алфавит на древнеиндийской графике (брахми) и письменная традиция па этом языке существуют с VII в. Древний уйгурский алфавит на согдийской графике был создан в X в. и сыграл важную роль в истории культуры Центральной Азии.

Религия

Благодаря "культурной революции" 59% населения КНР (767 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм, даосизм и конфуцианство. В отличие от КНР, большая часть населения Тайваньского Китая считает религию необходимой составляющей частной жизни.93 % исповедуют буддизм, даосизм и конфуцианство, 4.5% - христианство разных течений, и 2.5% - ислам, иудаизм и другие верования.

Главными верованиями КНР являются: конфуцианство, даосизм, поклонение предкам, буддизм (100 млн), ислам (20 млн), христианство (15 млн протестантов, 5 млн католиков).

Главными верованиями Республики Китай являются: буддизм, даосизм, конфуцианство.

КНР - атеистическое секулярное государство, однако в нём позволяется следование религиозным практикам, которые признаны правительством. То есть, существует возможность реализовать, хотя и ограниченно, право свободы совести. Даосизм и буддизм, вместе с моралистическим конфуцианским кодексом были основными религиозными учениями Китая в течение 2 тысячелетий, поэтому даже коммунистическое правительство не может пренебрегать этой традицией.

Республика Китай не ограничивает ни одну религию или вероучение. В ней не существует преград для реализации права на свободу совести.

Однако существует и другое мнение о том, как относится коммунистическая партия Китая к верующим: "В середине февраля 2006 года группа экспертов по правам человека из Объединённого Королевства Jubilee Cаmраign опубликовала 140-страничный материал, состоящий из секретных документов, нелегально переданных сотрудниками Министерства общественной безопасности Китая в Комитет по расследованиям религиозных гонений. Ранее свидетельства о садистских преследованиях верующих в КНР просачивались сквозь информационные барьеры довольно часто, но упомянутый документ - это первый случай, когда в распоряжении ошеломлённых исследователей оказались официальные документы, по которым стало возможно судить о размахе антирелигиозной деятельности нео-маоистов, их методологии и планах.

Согласно этим документам, правительство Китая занимается планомерным исследованием "культов“, которые способны стать "подкрадывающейся угрозой нашей безопасности и защиты“. Под ними подразумеваются все религиозные организации, не зарегистрированные органами общественной безопасности, кроме четырнадцати зарегистрированных и, по мнению партийного руководства, "миролюбивых и безопасных“. В составе же "подкрадывающейся угрозы“, кроме местных культов, оказались общины католиков и протестантов, решившие не присоединиться к "патриотическим" религиозным организациям, которые контролирует атеистическая власть, нелегальные буддистские и прочие религиозные группы. За такого рода "угрозу национальной безопасности КНР" верующие - христиане, мусульмане и прочие, рискуют оказаться в пожизненном заключении либо быть казнёнными".

Китай, являясь самой большой по населению страной мира, характеризуется относительно низкой рождаемостью (28, при средних показателях - 24), низкой смертностью (8, при средних показателях - 9), низким естественным приростом (16, при средних показателях - 15). Тем не менее Китай страдает от перенаселенности, поэтому в стране проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости. Демографическая политика закреплена законодательно в 1978 г.

Китай — многонациональное государство. Согласно результатам переписи населения, проведённой в 2010 году, здесь насчитывается 56 народностей. Титульной нацией в Китае являются ханьцы, составляющие 91% от всего населения страны. В ХХ веке китайское правительство проводило жёсткую политику консолидации ханьской нации, сопровождавшуюся поглощением многих более мелких народов. Но сегодня китайцы очень внимательно относятся к своим этническим различиям, поэтому в их паспортах до сих пор существует графа «Национальность». В целом, несмотря на коммунистическую идеологию, в Китае проводится политика мультикультурализма, направленная на сохранение национальных языков и традиций даже самых маленьких народностей.

К числу самым крупных групп среди представителей национальных меньшинств относятся:

  • чжуан (16 млн. чел.);
  • хуэй (10 млн. чел.);
  • уйгуры (10 млн. чел.);
  • и (8 млн. чел.).

Самым малочисленным народом Китая является лоба — около 3600 человек.

Большинство национальных меньшинств проживает на западе и юго-западе страны. Особенно примечателен в этом плане Синьцзян-Уйгурский автономный район. Здесь обитают множество малочисленных народов, исповедующих ислам: уйгуры, узбеки, киргизы и др. Пестротой этнического состава отличаются провинции Гуйчжоу и Юньнань, где проживают представители многих небольших народов. Из-за того, что эти провинции долгое время оставались периферией, здесь из поколения в поколение передавались древнейшие традиции, сказания и обычаи. Также весьма необычен в культурном и этническом плане Тибетский автономный район. Здесь обитают тибетцы, сохранившие свой язык и культуру, несмотря на длительное противостояние с китайским правительством.

Ханьцы

Ханьцы являются не только этническим большинством внутри Китая, но и самой большой нацией в мире. Они составляют 19% от всего населения Земли.

Ханьцы — автохтонные жители Китая. Их предки жили на территории бассейна Хуанхэ ещё со времён палеолита. В процессе этногенеза ханьцев участвовало множество алтайских, индонезийских, тайских и тибетских племён. В конце концов, на территории Китая появился крупный этнос с высокоразвитой культурой и национальным самосознанием. Впоследствии ханьцы ассимилировали многие более мелкие народы и переняли часть культурных традиций своих ближайших соседей (монголов, чжурчжэней и т. д.).

В III веке до н. э. править Китаем стала могущественная династия Хань, объединившая по своим началом все местные народы. Эта царственная фамилия и дала название коренным жителям Китая. В XVII веке Китай был завоёван кочевым народом маньчжуров. Однако завоеватели, имевшие не столь развитую культуру как ханьцы, постепенно заимствовали обычаи и традиции, покорённого ими народа. В итоге маньчжуры были почти полностью ассимилированы более многочисленными ханьцами.

Ханьцы проживают во всех китайских провинциях, но большая часть их часть обитает на северо-востоке страны.

Введение

Китай - одно из древнейших государств мира. Первого октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.

КНР по размерам территории (около 9,6 млн км 2) занимает третье место в мире. Она расположена в центральной и восточной Азии, на западном побережье Тихого океана. Протяженность страны с востока на запад - 5700 км, с севера на юг - 3650, причем 21,5 тыс. км - сухопутные границы, около 15 тыс. км - морские.

КНР граничит с Россией, КНДР, Монголией, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом.

Китай - самая крупная страна в мире по численности населения. Весь мир взволнован проблемами постоянно растущей численности населения Китая. Этот вопрос не мог остаться незамеченным и нами. В данной работе раскрываются такие вопросы, как национальности и народности, населяющие Китай, деторождаемость в КНР и проблемы с ней связанные.

Для раскрытия вопроса были использованы справочные пособия, статьи в научно-популярных журналах. Статистические данные были почерпнуты в глобальной сети Интернет.

Национальности и народности Китайской Народной Республики

Китайцы называют свою страну Чжунго, что означает в переводе с китайского «Срединное государство». Возникло это название еще в ту пору, когда жители Китая считали свою родину расположенной в центре Вселенной. Древним является и название Чжун-хуа -- «Срединное племя хуа» («хуа» -- одно из ранних китайских племен).

Себя китайцы называют «ханьцами» со времен древней династии Хань. Европейское название Китая -- немецкое Хина, французское Шин, английское Чайна -- произошло от слова «чин» -- индийского названия династии Цинь, предшественницы Хань. В русский язык слово Китай пришло от названия народа кидань, некогда обитавшего в северо-западных районах Китая.

Китайская Народная Республика -- страна многонациональная, на ее территории проживает 56 различных национальностей и народностей. Наиболее многочисленны китайцы, которые составляют около 92% всего населения страны (по переписи 1990 г.), кроме них на территории страны проживают: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дун-сяны, наси, ту, киргизы, цян, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ача-ны, эвенки, цзин, бэнлуны, узбеки, цзи-но, югуры, баоань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба.

Древнекитайский этнос сложился в начале 1-го тысячелетия до н. э. на Среднекитайской равнине. Китайцы -- носители древней плужной земледельческой культуры. Главное их занятие -- поливное рисосеяние, в котором они имеют ценные, накопившиеся веками навыки, а также разведение таких технических культур, как соя, арахис и др., чаеводство, шелководство.

По антропологическим признакам китайцы относятся к восточноазиатской группе тихоокеанских монголоидов (северокитайский расовый тип). Консолидация этнической общности древних китайцев послужила одной из предпосылок объединения древнекитайских царств.

Формирование китайской нации происходило в междуречье рек Хуанхэ и Янцзы в бассейне притоков этих рек -- Вэйхэ и Хань-цзян. На протяжении истории эта область значительно расширялась за счет распространения китайцев на север, юг и запад, в ходе которого китайцы ассимилировали многие проживающие там некитайские народности. Специфика местных условий, особенности тех народностей, которые были ассимилированы в ходе колонизации, некоторые локальные культурно-хозяйственные черты определили появление существенных различий между группами китайцев, проживающих на тех или иных территориях, что проявляется в самом физическом типе людей. Китайцы-северяне, как правило, отличаются от южан более высоким ростом. Южане же низкорослы, худы, но сильны и выносливы. Весьма велики различия не только в диалектах, но и во всем образе жизни.

Государственный официальный язык -- путунхуа (всеобщий язык). Это современный литературный язык, на котором говорят дикторы центрального радио и телевидения, обучаются школьники и студенты. К путунхуа близок пекинский диалект. Различия же во многих других диалектах -- гуандунском, аньхойском и т. д. -- столь велики, что люди, говорящие на них, часто не понимают друг друга. Для того чтобы объясниться, они используют иероглифическое письмо, единое для всех диалектов.

Иероглифическая письменность оказала огромное влияние на развитие китайской культуры, а также сыграла большую роль в культуре Японии, Кореи, Вьетнама. Иероглифы -- это символы, обозначающие то или иное понятие. Истоки иероглифики -- пиктографическое письмо, в котором слово изображалось рисунками. Постепенно рисунки упрощались и приняли вид современных иероглифов.

Китайцы (ханьцы) входят в китайскую группу сино-тибетской семьи. Наряду с китайцами в эту же группу включаются хуэй (дунгане). Большая их часть проживает в северных районах КНР. Хуэй имеют свою автономию -- Нинся-Хуэйский автономный район. Хотя по разговорному языку и письменности хуэй не отличаются от китайцев, особенности религии, быта, хозяйствования позволяют выделить их в особую группу. Большинство хуэй происходит от ираноязычных и арабоязычных переселенцев, появившихся в Китае в XIII--XIV вв., и от китайских колонистов, осевших среди тюркских народов еще во II в. до н. э. По религии хуэй относятся к мусульманам. Селятся они обычно отдельно от китайцев, образуя самостоятельные сельские или городские кварталы.

Сино-тибетская семья представлена в Китае также народами тибето-бирманской группы, среди которых -- тибетцы, ицзу, хани, лису.

Большая часть тибетцев живет в Тибетском автономном районе. Занимаются высокогорным пашенным земледелием -- выращиванием голосеменного ячменя «цинкэ». Кочевники и полукочевники разводят яков, овец, коз. Тибетцы сильно отличаются от ханьцев по своим религиозным, языковым, хозяйственно-культурным особенностям. Стремление тибетцев к самостоятельности, более позднее вхождение Тибета в состав Китая и другие факторы привели к нестабильности политического положения в регионе, обострили национальные противоречия.

Из представителей тайской семьи наиболее многочисленны чжуаны, проживающие в южной части страны, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Основное их занятие -- плужное земледелие с наиболее распространенной грядково-террасовой системой. Животноводство играет подсобную роль. Поселения чжуанов обычно мало отличаются от поселений китайцев, живущих в тех же районах. Для них характерны свайные, бамбуковые и глинобитные постройки. Чжуаны исповедуют буддизм южного толка, сильное влияние среди них имеют идеи даосизма.

Представители австроазиатской семьи -- народности мяо и яо -- проживают в Южном и Юго-Западном Китае. Основные виды хозяйственной деятельности этих народов -- горное земледелие (мяо занимаются преимущественно выращиванием поливного риса и пшеницы, яо -- суходольного риса, кукурузы), лесоразработки, охота. Среди верующих мяо и яо наибольшее распространение получил политеизм.

Алтайская.семья представлена тюркской, монгольской и тунгусо-маньчжурской группами. В тюркскую группу входят уйгуры, казахи и киргизы, живущие на северо-западе КНР, причем основная часть сосредоточена в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного района. Среди народов этой группы выделяются оседлые земледельцы, ведущие интенсивное земледельческое хозяйство с применением искусственного орошения, кочевники-скотоводы, а также полуоседлое население, сочетающее, скотоводство с земледелием. Причем уйгуры занимаются в основном земледелием, а казахи и киргизы -- скотоводством. Большинство народов тюркской группы исповедуют ислам. Самым характерным является оазисный тип расселения.

Монголы берут свое начало от союза кочевых монгольских племен. Проживают они в автономном районе Внутренняя Монголия, также их поселения встречаются в Северо-Восточном Китае, провинциях Ганьсу, Цинхай, Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Монголы, живущие на территории Китая, говорят на пяти различных диалектах, один из которых близок к халхаскому, являющемуся основой литературного монгольского языка в МНР. Основное занятие -- кочевое скотоводство. Часть монголов, имевших более тесные контакты с китайцами и другими земледельческими народностями, переняли у них навыки земледелия. Преобладающей религией у монголов является буддизм (ламаизм).

Народы тунгусо-маньчжурской группы расселены на территории Северо-Восточного Китая преимущественно в глухих горных и таежных уголках. Будучи коренным населением этих районов, в ходе китайской колонизации они были в значительной степени ассимилированы китайцами, «окитаизировались». Для многих представителей этих народов китайский язык и письменность стали родными. Основным занятием маньчжуров, проживающих в долинах рек, является земледелие, а живущих в городах и их окрестностях -- торговля и ремесла.

На китайском о. Тайвань проживают представители австронезийской семьи -- гаошань («горцы»), родственные малайцам.

В Китае имеются представители индоевропейской семьи -- припамирские таджики и русские, а также корейцы и многие другие малочисленные народности.

Главными особенностями расселения некитайских народностей являются, во-первых, огромные по площади ареалы (2 / 3 всей территории страны), во-вторых, совместное проживание представителей разных народностей, в-третьих, как правило, размещение их поселений на менее удобных землях.

Особо следует отметить, что в ряде стран Юго-Восточной Азии, Америки и Океании проживает около 25 млн китайских эмигрантов -- «хуацю». Многие из них сохраняют китайское гражданство и поддерживают тесные связи с родиной своих предков.

Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать «свое истинное лицо» без оглядки на мнение соседей

Малые народы КНР: неизвестный Китай. Как с ним быть?
Жаннур Ашигали

" Экономические стратегии – Центральная Азия ", №5-2007, стр. 72-79

В последнее время много говорят о многонациональном составе населения и поликонфессиональности Казахстана и Российской Федерации. И в то же время мало кто представляет, насколько многолика и этнически разнообразна Китайская Народная Республика. Во многих языках существует понятие "китайцы", а ведь оно по сути дела означает всего лишь принадлежность к Китаю как универсальному образованию "чжунго" – "центральному государству" и не несет никакого этнического смысла. Правда, в последнее время ассимиляция – древний метод правителей Китая, нацеленный на увеличение числа лояльных режиму подданных, – ведет к тому, что слово "китаец" постепенно становится общим этническим понятием, объединяющим всех граждан КНР.

Этническая группа хань, которая составляет свыше 90% населения Китая, расширяла свои владения за счет территорий Внутренней Монголии, Манчжурии, Восточного Туркестана, Тибета, Вьетнама и Кореи. Многие этносы, исконно проживавшие на этих территориях, стали объектом ханьской политики ассимиляции. К северу от Великой Китайской стены находятся места исконного проживания маньчжуро-тунгутских и монгольских народностей, которые сейчас освоены этническими китайцами. На Западе расположены Тибет и Восточный Туркестан, где с древнейших времен существовали тюркские каганаты и тибетские государства. Ныне же там ускоренными темпами идет китаизация. На юге издревле проживает ряд народностей юго-азиатского расового типа, малочисленность которых никогда не угрожала китайской государственности. Основные жители Срединной равнины – современные ханьцы – это результат смешения ханьцев и целого ряда некогда самодостаточных народностей, ассимилированных за последние века.

К сожалению, в общественном сознании укоренилось мнение, что помимо ханьцев в КНР проживают лишь общеизвестные народности, имеющие определенное отношение к жителям постсоветсткого пространства: казахи, кыргызы, монголы, уйгуры, таджики, а также хорошо известные всему миру благодаря закрытости их территории и своеобразию культуры жители Тибета. На самом деле этот список гораздо больше. Сегодняшнее коммунистическое руководство страны признает наличие лишь 56 этносов, в то время как в действительности их количество достигает 100. Среди признаваемых Пекином национальностей есть как достаточно крупные, так и совсем малочисленные. К крупным можно отнести чжуан, хуэй, уйгуров, и (это не что иное, как название народности, которое именно так и произносится – "и"), мяо, маньчжуров, казахов, тибетцев, монголов, туцзя, буи, корейцев, дун, яо, бай, хани. Дауры, мулао, гэлао, сибо, цзинпо, салары, буланы, маонань и многие другие – это малочисленные народы. Самой же многочисленной народностью являются чжуаны, чья численность составляет 15,556 млн человек, а самой малочисленной – лоба (2322 человека). В данной статье речь прежде всего пойдет о достаточно крупных по численности этносах, издревле живущих в непосредственной близости от ханьцев, которые мало известны на территории СНГ.

Помимо Внутренней Монголии, Тибетского автономного района (создан 9 сентября 1965 г.), Нинся-Хуэйского автономного района, Синьцзян-Уйгурского автономного района, Гуанси-Чжуанского автономного района (создан 5 марта 1958 г.) существуют 30 автономных округов, 121 автономный уезд (сомон). Именно там, как правило, и сосредоточена основная часть вышеназванных этносов и китайские диаспоры таких народов, как монголы, кыргызы, таджики, казахи, эвенки, татары, узбеки, русские, корейцы, ойраты.
КНР также поликонфессиональна. 9 этносов – хуэй, уйгуры, казахи, кыргызы, татары, узбеки, таджики, салары и баоаньцы – исповедуют ислам. Ламаизм, одно из направлений буддизма, распространен среди тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туй цев и юйгуров. Дайцы, дэане, буланы придерживаются хинаяны, ортодоксального направления буддизма. Среди ханьцев есть приверженцы разных религий: буддизма, протестантизма, католицизма, даосизма. Интересно, что хуэйцы и маньчжуры используют китайский язык как в быту, так и в профессиональной деятельности. Китайская экономика развивается ускоренными темпами, достигая все более фантастических результатов. Особенно заметно это развитие в Восточном Туркестане – регионе, некогда мало известном в самом Китае. Осваивая новые территории, Пекин направляет туда жителей восточных провинций, то есть ханьцев, так как именно они составляют наибольший процент как высокообразованных инженеров, управленцев, аналитиков, врачей, так и дешевой рабочей силы. Кроме того, интенсивно растущая экономика КНР все острее нуждается в энергетическом сырье, для получения и обработки которого требуется направлять рабочие руки в западные провинции. Соседям Китая (на пространстве бывшего СССР таковыми являются Россия, Казахстан, государства Средней Азии), которые пытаются определить истинную политику Поднебесной в отношении них, следует уделить особо пристальное внимание национальной политике КНР. Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать "свое истинное лицо" без оглядки на мнение соседей. Поскольку в Китае проживает слишком много этносов, представляется логичным рассмотреть наиболее многочисленные из них, такие, например, как чжуаны, маньчжуры, туцзя, мяо.

Чжуаны

Чжуаны – самая многочисленная из всех народностей КНР, за исключением, конечно, ханьцев. Их численность составляет чуть более 15,5 млн человек. В прежние времена этот народ поклонялся духам природы, исповедуя политеизм. Распространение среди чжуанов буддизма и даосизма началось после царствования династий Тан и Сунн, а в последние века некоторая часть чжуанов приняла христианство. Этот народ говорит на языке, относящемся к языковой ветви чжуан-дай языковой группы чжуан-дун сино-тибетской языковой семьи. Он подразделяется на два диалекта: южный и северный. Китайский язык получил широкое распространение среди чжуанов – практически все они владеют этим языком. Эта народность живет в основном (90%) в Гуанси-Чжуанском автономном районе, а также в провинциях Гуандун, Сычуань, Хунань и Юньнань, где проживают субэтнические группы ша и нунг. Чжуаны имеют свою нишу на рынке труда Китая. Они выращивают кукурузу, овощи, бобовые, батат, занимаются скотоводством (буйволы, свиньи), птицеводством, рыболовством. Традиционные ремесла этого этноса – обработка металла, изготовление гончарных изделий, ткачество. Ассимиляция чжуанов не так заметна в силу их относительной многочисленности, тем не менее очевидно, что чжуанский язык вполне может быть вытеснен ханьским уже в ближайшее время во всех сферах деятельности, а конфессиональная раздробленность лишь усугубляет вероятность ассимиляции.

Маньчжуры

По последним данным, численность маньчжуров достигает 9800 тыс. человек. Они проживают во всех регионах Китая, особенно много их (около 46% всей численности этноса в Китае) в провинции Ляонин. Маньчжурский язык относится к маньчжурской языковой ветви тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской языковой семьи. Он, как и языки практически всех этносов Китая, имеет два диалекта: южный и северный. Вследствие продолжительной совместной жизни и тесного общения с ханьцами маньчжуры говорят преимущественно на китайском языке. Маньчжурским языком пользуется лишь незначительная их часть – те, кто проживает в отдаленных деревнях. Молодежь практически не знает языка, то есть его носителями являются по большей части люди преклонного возраста. В прежние времена среди маньчжуров был широко распространен шаманизм, но сегодня он утратил свое былое значение, и среди представителей этого этноса немало верующих буддистов и приверженцев даосизма. Нельзя не отметить, что маньчжуры – нация, имеющая богатую историю, – в прежние века доминировали в данном регионе. Предки маньчжуров населяли обширные территории среднего и нижнего течения реки Хэйлунцзян (Амур) к северу от горы Чанбайшань и бассейна реки Уссури. Прямые предки маньчжуров – мохэ – образовали племя чжурчжэней и основали в XII в. династию Цзинь. Нурхаци выступил объединителем чжурчжэнских племен, закончив создание союза в 1583 г. Он также учредил восьмизнаменную военную систему, создал маньчжурскую письменность и в 1635 г. присвоил народности имя "маньчжоу". Восьмизнаменная система имела три функции: политическую, военную и производительную и представляла собой системообразующую конструкцию маньчжурского общества. Хуантайцзи, вступивший на престол в 1636 г., сменил название династии на Цин. Начиная с 1644 г. цинские войска начинают новую эпоху в истории Китая, для которой характерны многочисленные военные кампании. Именно цинская династия в XVIII в. завоевала Тибет и Джунгарию. Современное название эта нация приобрела после Синьхайской революции 1911 г. В тот же период начался процесс насильственной ассимиляции маньчжуров ханьцами, массовое переселение которых в Маньчжурию наблюдалось в конце XIX в. Традиционные занятия маньчжуров – пашенное земледелие, животноводство, в горных районах – лесные промыслы (сбор женьшеня), охота, разведение дубового шелкопряда. Как и у многих других монголо-тунгутских народностей, у маньчжуров до недавнего времени сохранялось родовое деление. Роды (хала) имели письменные родословные. Все эти традиционные атрибуты, равно как язык и национальную культуру, этнос теряет вместе с усилением ханьской гегемонии и экономическим ростом страны.

Туцзя

Основная часть народности туцзя проживает в провинциях Хунань, Хубэй, Сычуань. Ее общая численность составляет приблизительно 5,72 млн человек. Туцзя являются древним этносом Поднебесной – уже 2000 лет назад предки туцзя жили на западе современных провинций Хунань и Хубэй. Вместе с другими национальными меньшинствами их называли "улинмань", "усимань", а в более поздние времена – "тудин", "ту туминь ", "тубин". Имя "туцзя" появилось лишь с началом массового переселения ханьцев на территорию постоянного проживания туцзя, в то время как сами туцзя называли себя "бицыка " (местный житель). После образования КНР правительство признало туцзя как самостоятельное национальное меньшинство. В 1957 г. был образован Сянси-туцзя-мяочанский автономный округ, а в 1983 г. – Западно-хубэйский-туцзя-мяочанский автономный округ. В последующие годы появились автономные национальные уезды Юянь, Сюйшань, Шичжу, Чанъянь, Уфэн, Иньцзян, Яньцзян. Этот этнос исповедует политеизм, имеет свой язык, относящийся к тибето-бирманской группе сино-тибетской семьи. К сожалению, этот язык в основном утрачен, он сохраняется лишь в самых отдаленных районах провинции Хунань. Таким образом, туцзя используют ханьский язык, а некоторая их часть также говорит на языке мао. Происхождение этой народности связывается с древним царством Ба. Предки туцзя постепенно китаизировались по причине географической отрезанности от Тибета. Основными занятиями туцзя являются пашенное земледелие (рис, кукуруза, овощи, батат), скотоводство, лесной промысел (тунг, чайное дерево), собирательство. Среди ремесел распространены ткачество и вышивка. Добрачные отношения молодежи отличались значительной свободой, поддерживались обычаи кузенных браков и левиратов. На туцзян большое влияние оказали ханьцы. Хорошо развито сельское хозяйство, быстрыми темпами развиваются экономика, образование и культура туцзя. Необычайно красива природа районов проживания туцзян. Улиньюань признан всемирным культурным наследием, а Чжанцзяцзе является первым национальным лесным парком Китая. Сегодняшние туцзя прекрасно адаптировались в условиях современного Китая, они практически полностью утратили родной язык и заменили его китайским.

Мяо

Еще одной крупной народностью Китая являются мяо, чья численность порядка 7,4 млн человек. Этот народ большей частью расселен компактными общинами, но проживает и в смешанных общинах с другими национальностями в таких провинциях, как Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандун и в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Язык мяо относится к группе мяояо китайскотибетской языковой семьи. Три диалекта языка мяо, которые делятся на многочисленные наречия, еще используются в районах, густо населенных этой народностью, но его влияние все более угасает. Живущие в смешанных общинах мяо владеют также ханьским языком или языками народностей дун и чжуан. У мяо распространен анимизм и традиционные верования. Как и маньчжуры, мяо – один из древнейших народов Китая. В исторических летописях более чем четырехтысячелетней давности есть упоминание о роде или племени наньмань, среди представителей которого были и предки мяо. Говоря об истоках этноса, нельзя не вспомнить Чи Ю – легендарного предка мяо, который, согласно преданиям, был достойным оппонентом Хуанди. Интересен тот факт, что мяо, расселенные в разных районах, именуют себя по-разному: "му", "мэн", "мао", "госюн", "дайсоу ". Более того, в некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде либо по местам обитания, например "мяо в длинных юбках", "мяо в коротких юбках", "красные мяо", "черные мяо". В период правления династии Хань мяо населяли западные области провинций Хунань и Хубэй, а также восток провинций Сычуань и Гуйчжоу. Однако продолжительные военные конфликты, голод, нужда, болезни, высокая рождаемость и плотность населения, истощение возделываемых земель и другие причины вынуждали их без конца переселяться из региона в регион. Результатом этого стали широкая расселенность, значительные различия в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированный уровень социально-экономического развития этой народности. Сегодня большая часть мяо занята выращиванием заливного риса, кукурузы, лекарственных растений.

По большому счету заселение ханьцами земель, густо населенных меньшинствами, началось не так давно – в XIX в. и продолжается по сей день. Поэтому думается, что в ближайшие десятилетия проблема самосохранения для национальных меньшинств не станет менее актуальной. Бесспорно, экономические преобразования, нацеленность на развитие экономики национальных районов, стремление создать там крупное производство (что означает привлечение квалифицированных кадров из восточных – абсолютно ханьских – провинций) ведет к размыванию национальных составляющих в Сянси-туцзя-мяочанском автономном округе, Гуансичжуанском автономном районе, в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандунь, Западно-хубэйско-мтуцзя-мяочанском автономном округе. Следовательно, если выявить общие тенденции, характерные для чжуанов, туцзя, мяо, маньчжуров, то получается следующая картина.

Во-первых, если ранее территории, где проживали данные этносы, были зачастую моноэтничны, то теперь они во все большей степени приобретают полиэтнический характер. Другими словами, процентное соотношение ханьцев и неханьцев меняется в пользу первых. Вполне возможно, что в обозримом будущем вышеупомянутые народности могут утратить административно-территориальную автономию.

Во-вторых, доминирование ханьских языка, культуры, образа жизни в регионах, заселенных национальными меньшинствами, становится все более явным. И если в случае с монголами, тибетцами или хуэй эта тенденция прослеживается не так отчетливо, то у этносов, живущих бок о бок с ханьцами и все больше говорящих на китайском языке, таких, например, как чжуаны, мяо, маньчжуры и туцзя, положение практически бедственное. Из года в год сужается разговорная среда, имеет место тенденция старения носителей языка, так как молодежь отдаляется от родного языка, традиций, образа жизни и мышления, национального мировоззрения. Можно с уверенностью сказать, что молодые мяо, туцзя, дауры, сибо, яо, лису, ли, буи, маньчжуры сегодня в большей степени ханьцы, чем носители культуры, созданной их предками.

В-третьих, КНР позиционирует себя как многонациональное, поликонфессиональное федеративное государство, в котором представители разных народностей являются равноправны ми. Но все же значительное численное доминирование ханьцев, их фактическая государствообразующая роль ведут к тому, что меньшинства становятся частью многогранной, разноликой ханьской цивилизации. Всем известна способность ханьцев перенимать чужое, китаизировать его и затем представлять как нечто чисто ханьское. К примеру, буддизм, изначально далекий от культуры Поднебесной, стал неотъемлемой его частью, а социализм в Китае превратился в "социализм с китайским лицом". Пожалуй, не стоит обманываться, полагая, что маньчжуры, чжуаны, туцзя или мяо смогут переломить усугубляющуюся тенденцию китаизации и остаться на этнических картах конца XXI столетия. Обвинять в этом кого-то бессмысленно, да и несправедливо, ведь желание Пекина китаизировать меньшинства не является единственной причиной сложившейся тенденции. Все гораздо сложнее. Нельзя забывать, что Китай огромен, управлять им чрезвычайно тяжело. Более того, в экономической системе, которая переживает настоящий бум, без того безграничные масштабы которой увеличиваются с ежегодным расширением зоны влияния, вполне естественно ожидать постоянного перетока как дешевой рабочей силы, так и квалифицированных кадров из провинции в провинцию. Таким образом, в погоне за экономическим успехом рядовые китайцы, сами того не подозревая, все больше преобразуют свою огромную страну в моноэтническое государство. Стоит ли обвинять Пекин в сложившейся ситуации? Целесообразнее вместо этого задуматься о собственной системе связей с Поднебесной, учитывая характер отношений к национальным меньшинствам внутри Китая и степень влияния этого государства на соседей, в особенности на Российскую Федерацию и Казахстан. Конечно, официально установленные границы этих государств являются своего рода барьером, пока сдерживающим приток "дешевой рабочей силы" из Поднебесной. Но очевидно, что с развитием экономических отношений, увеличением товарооборота между РФ и Китаем, Казахстаном и КНР, не избежать постепенного проникновения в эти страны китайских экономических субъектов, для которых преодоление данного барьера не составит труда. Культурное влияние Китая, веками ассимилировавшего все, что попадало в Поднебесную, очень сильно. Упомянутые выше некогда самодостаточные этносы довольно быстро оказались в ситуации, когда их язык и культура могут стать лишь частью истории. Все это не может не настораживать нас, соседей КНР.

С таким гигантом, как Китай, нам следует быть особенно бдительными. Необходимо выработать систему отношений, адекватную долгосрочным намерениям этого государства и возможным итогам тесного контакта с ним. Пристальное изучение взаимоотношений ханьцев с национальными меньшинствами может оказаться очень полезным, если не жизненно необходимым для государств – соседей КНР.

Многие эксперты задаются вопросом: из каких принципов исходит Китай в отношениях со своими соседями, обладающими значительно меньшим экономическим и политическим влиянием как в регионе, так и в мире в целом? Мой ответ таков: "Исследуйте отношение властей КНР к национальным меньшинствам, и вы не только поймете эти принципы, но и предугадаете будущее стран – соседей Китая".