Один и вороны. Хугин и мунин

Один и вороны. Хугин и мунин

Пара воронов в скандинавской мифологии, которые летают по всему миру Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем. На древнеисландском Huginn означает «думающий», а Muninn — «помнящий» (или «мысль» и «память» соответственно).

Вороны упоминаются в таких литературных памятниках Скандинавии XIII века, как Старшая и Младшая Эдда, Круг Земной, Третий грамматический трактат Олава Тордарсона, а также в скальдической поэзии.

В этих произведениях Хугин и Мунин описываются как служащие Одину вороны, которые садятся на его плечи и снабжают его информацией. В Круге Земном рассказывается, как Один наделил воронов речью. Роль Хугина и Мунина как посланников верховного аса связана с традицией шаманских практик и с общей символикой германских народов, изображающих ворона источником скрытых знаний.


Спутники Одина — во́роны Хугин и Мунин («думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное — восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir, «скользящий»). В Валхалле Одину и его дружине прислуживают валькирии — девы, определяющие судьбу воинов на поле битвы, выбирающие героев для Валхаллы. Оружие Одина — копьё Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Корабль Одина — Скидбладнир (Skíðblaðnir, «сложенный из тонких дощечек»), самый быстрый корабль мира, вмещающий любое количество воинов, который, однако, можно при надобности сложить и спрятать в карман.

Хугин и Мунин суть лишь олицетворение умственных сил Одина. В честь этих воронов шведы назвали переодорудованные для разведки на средства Пентагона два транспортника DC-3,шпионившие за советскими в средствами ПВО в интересах НАТО и Швеции. В честь Хугина был назван шведский самолет-разведчик на базе транспортника Дуглас DC-3 ,сбитый советским истребителем МиГ-15 в период холодной войны после нарушения воздушного пространства СССР в 1952 году.

Дата публикации: 10.05.2018 16:16:09

«Глазами Одина» в God of War называют Воронов, которых можно найти по всему игровому миру. Всего в GOW представлен 51 Ворон . Этих птиц часто сложно заметить, но они издают характерный «хрустальный» звук. Так что как только его услышите, осмотритесь вокруг. В этом гайде вы найдете месторасположения всех Воронов.

1. Руины Йотнура

В руинах, сразу после победы над Тяжелым Драугром, сверху появляется два бросающихся снарядами Драугра, а Ворон находится на скале над ними.



2. Переправа

После решения головоломки с чашей с песком (позволяет открыть круглую дверь с тремя вращающимися кольцами) следуйте по правому пути, пока не увидите вверху просвет. Ворон находится на самой вершине скалы.



3. Переправа

После встречи с Броком и преодоления двух пещер вы обнаружите первые следы кабана и наткнетесь на Тролля по имени Бренна Дейди. Ворон сидит высоко сверху на дереве в виду дуги.



4. Заброшенный лагерь

После убийства тролля Бренна Дейди вы придете по следам кабана к заброшенной деревне. Ворон находится на крыше правой хижины.



5. Основание Горы

Поднимитесь по тропам или на подъемнике возле Лавки Синдри к основанию Горы. Повернитесь лицом к лифту и посмотрите на скалистый утес слева. Ворон находится там.



6. Альвхейм

Плывите на северо-западную часть Озера Света и найдете пляж Светлых Эльфов. Выходите на берег и подойдите к воде. Повернитесь на юго-восток и заметите пьедестал, на котором сидит Ворон.


7. Гора (Темные пещеры)

Сразу после того, как вы нейтрализуете «Черное дыхание», входите в Темные пещеры. Сразитесь с Вельвой-призывательницей, затем идите по мосту и сразу же как дойдете до конца дырки, повернитесь к ней лицом посмотрите под мост. Ворон сидит на деревянной балке.



8. Гора (Сердце Горы)

После выхода из Темных пещер вы окажитесь в Сердце Горы. Найдите туннель в северо-восточной части, ведущий к Лавке Брока. Следуйте к уступу скалы и посмотрите направо – там летает Ворон.



9. Гора (Сердце Горы)

После встречи с Броком вы найдете большую тележку, которую можно двигать вдоль рельс. Подтолките ее к мосту и опустите его с двух сторон, чтобы была возможность перейти к восточной стороне пещеры. Идите на север и в следующем углу найдете Ворона.



10. Переправа (дом Ведьмы)

Когда вернетесь к Ведьме с головой Мимира, выходите из пещеры, чтобы добраться к ее двору. Взберитесь по цепи на севере и посмотрите на восток, чтобы найти Ворона на уступе.



11. Тело Тамура

Приплывите на лодке к северному причалу возле тела Тамура и посмотрите налево. Ворон находится на каменном строении.


12. Хельхейм

На мосту найдите арку, образующую кольцо вокруг моста. Ворон находится на внутренней стороне кольца на северной стороне.


13. Хельхейм

После боя с Хел-викеном внизу в яме вы должны будете избавиться при помощи клинков от колючек, чтобы получить доступ к колонне, по которой вы сможете продолжить свой путь. Прежде чем ползти по колонне, посмотрите на север, и увидите сидящего Ворона.



14. Хельхейм

После боя Хел-викеном внизу в яме идите к юго-восточному уступу и посмотрите вниз, чтобы увидеть летающего по кругу Ворона.


15. Хельхейм (после посещения с Атреем)

Вернувшись в мир мертвых с Атреем, следуйте через небольшой туннель, затем взберитесь по мосту спереди. Взорвите кристалл справа, чтобы получить доступ к небольшой комнатке с сундуком и саркофагом. Здесь также находится и Ворон.


16. Хельхейм (после посещения с Атреем)

Вернувшись в мир мертвых с Атреем, взберитесь на второй узкий мост, который проходит перпендикулярно к основному мосту. Взорвите кристалл, чтобы получить доступ к Сокрытому Чертогу Одина. В конце моста увидите Ворона.


17. Хельхейм (после посещения с Атреем)

Спуститесь на нижний этаж Сокрытого Чертога Одина и приблизьтесь к ступенькам. Посмотрите вперед и вверх, и увидите Ворона.


18. Канал Мейсона (Берега Девяти)

Высадитесь на пляж к западу от Башни Альвхейма и поднимитесь на первый уступ спереди. Поверните налево в направлении к Гребцам Ньорда и увидите Ворона, сидящего на вершине правого корабля.


19. Каменный водопад (Берега Девяти)

Найдите духа рядом с колесом, управляющим вратами, на верхнем уровне Каменного водопада. Повернитесь на запад по направлению к водопаду и посмотрите наверх – на утесе сидит Ворон.



20. Хранилище Бури (Берега Девяти)

После того, ка уровень воды снизится второй раз, вы сможете найти Ворона около Каменного водопада. С северной стороны Хранилища Бури посмотрите на каменную колонну, расположенную слева от Каменного водопада, и увидите летающего Ворона. Бросьте Левиафан, чтобы его сбить. Также Ворона можно поразить с верхнего утеса Каменного водопада.


21. Забытые пещеры (Берега Девяти)

Ищите столб возле Норнского сундука, на котором расположены колокола с рунами. Ворон сидит сверху на столбе.


22. Забытые пещеры (Берега Девяти)

Плывите на лодке в водопад позади Башни Свартальфхейма и взбирайтесь по стене к задней части башни. Обернитесь и посмотрите вниз налево, и у видите на уступе Ворона.



23. Остров смерти (Берега Девяти)

После того, как уровень воды опустится второй раз, Ворон будет сидеть на нижнем уровне Острова смерти под потерпевшим крушение кораблем. Загляните между двумя скалами и увидите Ворона.



24. Железная бухта (Берега Девяти)

Ворон летает у скалы около кораблекрушения на юге. Он виден с вершины Острова смерти, но оттуда по нему сложно попасть. После того, как уровень воды снизится во второй раз, сползите с вершины Острова смерти к Железной Бухте, и идите в правую часть кораблекрушения. Теперь вы приблизились достаточно близко, чтобы попасть по Ворону топором.


25. Башня Нифльхейма (Берега Девяти)

После второго снижения уровня воды езжайте на правом лифте на вершину башни и взгляните за Мистические врата. Ворон сидит на корабле.


26. Смотровая башня (Берега Девяти)

Ворон кружит над Смотровой башней. Чем выше вы поднимитесь, тем легче будет попасть по птице.



27. Скалы ворона (Берега Девяти)

Отправляйтесь в дальнюю часть области, где находится жаровня и труп Огра. Двигайтесь на северо-запад по прямолинейному пути к вратам слева. Посмотрите вверх на скалу и увидите Ворона.


28. Вейтургард (Берега Девяти)

Приплывите к небольшому острову со статуей Тора на севере Вейтургарда, чтобы найти кружащего вверху Ворона. Сюда вы попадете во время выполнения сайд-квеста «Падение молота».



29. Вейтургард (Берега Девяти)

На юго-восточной стороне Вейтургарда, немного слева от входа в замок, вы найдете Ворона, сидящего внизу на камнях. Его можно увидеть на юго-востоке от Святилища Йотнура.


30. Вейтургард (Берега Девяти)

У якоря, который удерживает Дракона, повернитесь в его направлении и уничтожьте деревянные доски слева. За ними находится Ворон.


31. Велундерская бездна (Берега Девяти)

Ворон сидит над причалом Велундерских рудников.



32. Ландсутерские рудники

Ворон сидит вверху на деревянной платформе неподалеку от Мистических врат, на западе от Лавки Брока.


33. Ландсутерские рудники

Спуститесь на нижний уровень шахт и продвигайтесь вглубь большой пещеры, где вы столкнетесь с Властителем Темных Эльфов. Войдя в пещеру и убив Эльфов, посмотрите вверх в северо-восточный угол, и найдете Ворона на скалистом уступе.


34. Хранилище Фафнира

В северо-западной части Озере Девяти найдите Ущелье Фафнира и следуйте по воде вплоть до пляжа. Поднимите лифт, отойдите подальше и посмотрите выше, чтобы увидеть Ворона, сидящего на лифте.


35. Хранилище Фафнира

Найдите в хранилище Лавку Синдри. Слева от нее вверху летает Ворон.


36. Хранилище Фафнира

Пройдя Лавку Синдри и протиснувшись через узкую щель, но перед тем, как сразиться с Вельвой, найдите Ворона на ветке упавшего дерева слева от тропы.



37. Хранилище Фафнира

Ворона можно увидеть сидящим на балке в самом конце лесной зоны, чуть левее от большого водопада у выхода из хранилища.



38. Хранилище Фафнира

Этого Ворона можно найти во время выполнения квеста «Клад Фафнира». Пройдите через лес и войдите в круглую комнату за водопадом. Ворон летает над пьедесталом.


39. Крепость Нортри

Причальте к Лавке Синдри и повернитесь лицом к лодке. Ворон сидит на балке на противоположной стороне через воду.



40. Крепость Нортри

Станьте в задней части корабля и посмотрите на запад от носа судна. Ворон сидит на решетке по другую сторону водоема.


41. Крепость Конунсгард


42. Крепость Конунсгард

Убейте Огра по пути к северному камню и поднимитесь по скале рядом с ручьем. Затем повернитесь на юго-восток и перепрыгните на другую сторону разрушенного моста. В углу позади скалы на юге вы увидите Ворона.


43. Крепость Конунсгард

Найдите якорь, который удерживает дракона, и посмотрите через каньон, чтобы увидеть Ворона, сидящего под вратами.



44. Крепость Конунсгард

Освободив дракона, откройте руническую дверь и проходите через врата слева. Следуйте по тропе к мосту и освободите его при помощи топора. Ворон сидит на скале справа.


45. Крепость Конунсгард

Находясь внутри крепости, поверните направо, чтобы найти Святилище Йотнура, а затем идите налево и найдете саркофаг. Ворон сидит высоко на камнях над саркофагом.



46. Тело Тамура

После того как у вас будет резец, войдите в Сокрытый Чертог Одина на северном причале. В задней части комнаты, где проходит бой с Валькирией, вы найдете Ворона в ветвях прямо над ареной.


47. Пещера Ведьмы

После того как у вас будет резец, войдите в Сокрытый Чертог Одина. В комнате, где проходит бой с Валькирией, вы увидите Ворона в отверстии на правой стене.



48. Основание Горы

Откройте Тайную комнату при помощи резца и отправляйтесь на лифте на нижний этаж. Ворон сидит на балке, которую можно увидеть со ступенек или балкона перед ареной с Валькирией.

Мыслью и Памятью их называем, как символы Одина их признаем. Две древние птицы над миром летают, не скрыться от них нам ни ночью ни днем.

Вороны Одина кратко

  1. Два ворона Хугин — Мысль и Мунин — Память.
  2. Каждый день вороны Одина облетают девять миров и сообщают верховному богу обо всём что увидели.
  3. Вороны Одина — главный символ мудрости и тайного знания в Скандинавии.

Здоровья тебе, друг. Рад видеть тебя здесь, это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень приятно, когда читают мои записи. Меня зовут Гаврилов Кирилл . Я увлекаюсь историей мифологией и культурой средневековой Скандинавии. А это мой Северный дневник — .

В этой записи я с большим удовольствием расскажу тебе о воронах Одина. Один — это верховный бог в скандинавской мифологии. Отец легендарного Тора и побратим коварного Локи.

  • Если тебе интересно, то в этой записи — — я расскажу тебе о самом владыке Асгарда.

Вороны Одина — Хугин и Мунин

Одина называет всезнающим. А знаешь ли ты кто сообщает новости о произошедшем во всех девяти мирах? Но я думаю ты уже догадался. Каждое утро два древних чёрных ворона Хугин — Мысль и Мунин — Память, покидают покои Одина в Асгарде. Направляются они во все остальные миры.

Какие еще миры? Спросишь у меня ты. Разве он не один? А вот и нет, друг мой. Всего их девять. Если ты путаешься в мирах, богах, богинях и существах скандинавской мифологии. Я хочу предложить тебе краткие удобные списки с небольшими описаниями. Я бережно составил их для твоего удобства.

В общем, ты наверное уже понял. Что у меня в дневнике очень много интересного и не только о скандинавской мифологии. Впереди будет еще лучше — ведь я только начал его вести. Ладно, что хотел — предложил. А теперь вернёмся к нашим воронам.

Хугин и Мунин с молотом Тора — Мьёльниром

За день облетают вороны все девять миров. Запоминают они каждое событие. Узнают о всех победах и поражениях. Смертях и рождениях. Бедах и радостях. Ничто не может укрыться от их взора.

Вечером, вороны возвращаются в Асгард. Садятся на плечи Всеотца. Рассказывают ему обо всем что видели и слышали за день прошедший. Поэтому люди считают воронов символом мудрости бога Одина и символом всезнания.

  • Одина часто называют Всеотцом, потому что приёмным сыном называет он каждого погибшего воина попавшего к нему в .

Еще немного о воронах Одина

  1. Имена воронов на древнескандинавском — «Huginn» и «Muninn».
  2. Впервые, Вороны Одина встречаются в Младшей Эдде — это сборник скандинавских мифов. Который написал исландский поэт и историк Снорри Стурлусон. Но еще до сборника Снорри, вороны были частыми персонажами в стихах и песнях скандинавских скальдов.
  3. Хугин и Мунин умели разговаривать на человеческом языке. Один сам наделил их речью, это событие описывается в Круге Земном — еще одном сборнике Снорри Стурлусона.
  4. В современной Скандинавии вороны Одина, до сих пор являются главными символами мудрости и знания. Я знаю, что в Дании был книжный магазин, названный в честь Хугина и Мунина.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное - это действительно очень важно для меня. Я уважаю своих читателей и их время.

С головой хватает различных интересных квестов. Один из предлагает вам найти всех воронов Одина - чернокрылых доносчиков великого Бога. Они скрытны и обнаружить их не так просто, но мы расскажем вам об их местоположении. Ни один из них не скроется!

Для удобства поиска, местоположение крылатых сгруппировано по локациям.

Диколесье

В Диколесье вы найдете только одного ворона. Он находится в тайной комнате Одина, которую вы открыли ранее. Летает наша будущая жертва в главном зале, где вы ее и настигните.

Переправа

6 воронов

Когда вы пройдете мост и минуете руины рынка, посмотрите чуть выше и увидите ворона, сидящего на небольшом горном выступе.

Следующего ворона вы найдете пройдя большие двери, за которыми еще и головоломка кроется. Решив задачу и пройдя дальше вы найдете просвет между огромных камней. Там и скрывается следующая птица. Сбить ее будет удобнее всего топором, только цельтесь чуть выше.

Помните локацию, где была схватка с троллем? Там вы обнаружите огромный скелет, на одном из ребер которого будет сидеть птица.

Прямо от того места отправляемся дальше и находим уступ, вид с которого открывается на разрушенную деревню. Обратите внимание на лачугу справа, именно на ней будет сидеть ворон, готовящийся перекусить свежим трупом. Запустите в него топор и на одну пернатую проблему у вас будет меньше!

Отправляемся в Пещеру ведьмы и поднимаемся с помощью лифта наверх. Идем дальше и поднимаемся наверх еще раз. Ворон будет сидеть на скале, рядом с небольшим столбиком, на котором изображены руны.


Последняя птичка будет в Пещере ведьмы в тайной комнате Одина. Найти его будет легко.

Берега девяти

Отправляемся на Берега девяти, чтобы найти одного единственного ворона. Находится он недалеко от башни Нифльхейм, на западной стороне озера. Поднимитесь на башню и найдите разрушенный корабль внизу. Птица будет на его дальнем конце, так что можно замахнуться топором посильнее и убить пернатую!

Каменный водопад

Пройдите к мосту и дойдите до водопада. Посмотрите вверх - на скале будет сидеть еще одна ваша жертва.

Смотровая башня

Еще одна локация, где нам нужно убить только лишь одного крылатого шпиона. Ворон летает над мостом возле башни, нужно лишь найти максимально удобную точку, чтобы сбить его.

Железная бухта

Чтобы разобраться с вороном в Железной бухте, вам нужно будет забраться на разломанный деревянный корабль. Забравшись на него, вы увидите ворона, который летает около скал. Убить его будет непросто, так что готовьтесь застрять здесь на какое-то время.

Остров смерти

Найти остров смерти не составит труда - он находится на юго-западной части Озера девяти. После того, как вы причалите к берегу, немного отойдите в левую сторону. Перед вами будет просвет между двух скал, а в нем вы увидите ворона.

Забытые пещеры

2 ворона

Первый ворон находится на южном причале. Там же вы увидите сундук с рунами. Ворон будет сидеть рядом на столбе.

Второго ворона вы найдете на северном причале. Взбирайтесь на скалу и двигайтесь к краю - внизу вы увидите ворона.

Скалы Ворона

В этой локации вы найдете сундук с надписью «Muspelheim Cipher». Гляньте в правую сторону и увидите ворона на скале.

Вейтургард

3 ворона

Первого ворона вы найдете на озере, рядом со статуей Тора. Доберитесь до передней части статуи, а затем поднимитесь повыше. Ворона станет лучше видно и можно будет спокойно бросить в него топор.

Второй ворон находится недалеко от заточенного дракона. Прямо под ним будут деревянные перекрытия, за ними находится наша птичка.

За третьим придется отправиться к храму, который закрыт огромными воротами. Слева от них, в груде камней, будет сидеть последний ворон.

Предгорье

Еще не устали за пернатыми шпионами бегать? Тогда отправляемся в Предгорье. Над канатной дорогой будет скала, на которой и будет следующий ворон. Увидеть его довольно сложно, а попасть в него будет еще сложнее.

Второй ворон находится в Тайной комнате Одина. По пути к Мистическим вратам поднимите голову наверх. На выступе вас ждет ворон.

Альвхейм

2 ворона

Чтобы убить первого ворона, вам нужно найти столб, из которого источается свет. Птичка будет прямо на нем. Достать его будет весьма удобно топором.

Второй ворон находится в Тайной комнате Одина, в самом зале, в левом углу над входом.

Хранилище Фафнира

5 воронов

Чтобы найти следующую птицу, вам нужно найти храм Тюра. Затем подняться на лифте и обратить внимание на деревянную балку, за которую этот самый лифт и подвешен. На самом верху вы и обнаружите ворона.

Отправляемся по следующую душу шпиона. Ворон будет беспечно летать прямо над магазином Синдри.

Уже в самом хранилище, в большой комнате, из которой отходят несколько путей, вы найдете еще одного ворона. Он будет рядом с центром этой комнаты, где вы также найдете труп рыцаря.

Гора

4 ворона

После того, как вы попадете внутрь, вам придется решить головоломку. Затем отправляйтесь по длинному мосту и будьте готовы сражаться, ибо на вас нападет противник. По мере продвижения вы услышите карканье ворона, а сам он будет скрываться в дыре на мосту.

Идите в Сердце горы, найти это место будет просто по приближающимся звукам молотов. Там вы найдете лавку, а если встать по направлению от нее, то дальше вы увидите ворона, летающего среди камней.

Идем в комнату со стороны лифтовой, там еще будет труп большого животного. Идем дальше и поворачиваемся направо, к небольшой нише с факелом. Зажгите его и поднимите голову - над вами будет ворон.


Последний ворон этой локации будет в Тайной комнате Одина. Птица будет ждать на одной из стен помещения.

Тело Тамура

2 ворона

Как только пройдете через Мистические врата - посмотрите налево. На камнях сидит ворон. Чтобы попасть в него, цельтесь топором немного выше.

За вторым вороном придется пройти немного дальше и пройти в зал за закрытыми дверьми. В ветках будет ожидать пернатый шпион.

Добираться удобнее всего будет от башни Альфхейма. Недалеко вы найдете статую гребца, на которой сидит ворон.

Хранилище бурь

Небольшой остров в Озере Девяти - это и есть Хранилище бурь. После того, как причалите свою лодку, обратите внимание на скалу слева. На ней сидит следующий ворон. Попасть в него будет сложно, так что здесь вам придется провести некоторое время.

Цитадель Нортри

2 ворона

Доступ в эту локацию можно получить только при выполнении квеста «Семейное дело».

Чтобы найти первого ворона, нужно встать спиной к лавке гнома и посмотреть на деревянную перекладину чуть вверху перед вами.

Для того, чтобы найти второго ворона, вам нужно будет проплыть по каналу, что слева от лавки. Ищите локацию со старым деревянным кораблем. Затем ищите огромную решетку, за которой и найдете птицу.

Ландсутерские рудники

2 ворона

Найдите лавку гнома и обратите внимание на деревянную конструкцию прямо над ней. Там, среди досок, скрывается очередной ворон.

Второй ворон будет уже в дальних рудниках. Найдите подъемную решетку и деревянную площадку перед ней. С нее будет удобнее всего увидеть ворона, что сидит на скалах.

Хельхейм

6 воронов

Найти первого ворона будет довольно просто. Найдите огромное кольцо, а внутри него - шар. На нем то и ожидает нас пернатый недруг.

Пройдите к мосту Проклятых и спуститесь вниз. Затем отправляйтесь в правую сторону до обрыва. Там, внизу, летает ворон.


Рядом с предыдущим вороном посмотрите наверх, там будет ожидать еще один ворон.

Пройдите по мосту Проклятых, затем через пещеру и выйдите на каменный мост. С правой стороны будет красная смола, которую может уничтожить Атрей. Прямо за ней будет следующий ворон.

Снова возвращайтесь на мост Проклятых. Найдите тайную комнату Одина. Прямо перед вами будет предпоследний ворон. Затем отправляйтесь дальше до лифта. Спускайтесь вниз. Перед вами будут две лестницы, по которым можно будет подняться наверх. Прямо над ними сидит ворон.

Вороны Одина – это персонажи германо-скандинавской мифологии и спутники верховного бога этой мифологии – Одина, о котором можно почитать в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде» (собрания древнеисладских песен о богах и героях, записанных в середине 13 века, уникальные культурныйе и художественные памятники).

Один – главный скандинавский бог

В некоторых источниках Одина называют еще Вотаном (хотя в целом имен и прозвищ у Одина в «Старшей Эдде» насчитается более двух десятков), но суть не менятется – это главный бог согласно германо-скандинавской мифологии, отец асов (основная группа скандинавских богов), бог войны и победы, супруг Фригг (согласно мифологии провидица, богиня любви, брака и деторождения). Древние римляне отождествляли Одина с Меркурием и Гермесом, а славяне с Велесом.

Про Старшую Эдду уже упоминалось выше, поэтому именно в этом источнике можно найти своеобразный кодекс морали викингов (в нем речь идет о бесстрашии, сдержанности гнева и тд.), созданный якобы Одином. Также по утверждению этой рукописи, когда Один был среди людей, он не называл своего имени и обычно представлялся беспомощным стариком и ждал от своих почитателей мудрых слов и действий.

Вороны Одина Хугин и Мунин

Вороны Одина Хугин и Мунин (с древнеисландского мысль и память, или мыслящий и помнящий) согласно Старшей и Младшей Эддам, служащие Одину и сообщающие ему о происходящем во всем мире (в древнескандинавском языке мир - Мидгард). Почему иследователи мифологии считают, что именно воронов Один наделил речью и взял в помощники? Скорей всего по причине того, что вороны в древности всегда отображались и представлялись источником тайн, мистических знаний и тд. Обычно вороны Хугин и Мунин изображаются на плечах Одина.

Хотя не все исследователи считают, что Хугин и Мунин – это вороны, по крайней мере немецкий историк и филолог Рудольф Зимек утверждает, что это всего лишь умственные способности отца асов.

Занимательным является тот факт, что в честь Хугина и Мунина шведы назвали два транспортных самолета, переоборудованных для разведки за советскими средствами противовоздушной обороны в своих интересах и в интересах НАТО в годы холодной войны.

Заповеди Одина.