Как составлять ментальные карты. Что такое ментальные карты

Как составлять ментальные карты. Что такое ментальные карты
Как составлять ментальные карты. Что такое ментальные карты
“Если не ломать мозгов - наломаешь дров”

Существуют десятки, а может и сотни методов по “прокачке” своего мозга, ведь он таит в себе многие возможности, доступ к которым нам зачастую ограничен. “Ешьте горький шоколад”, “Вешайте стикеры по всему дому”, “Начинайте с самых важных дел” и многие другие советы можно отыскать в интернете, суть которых сводится к одному - подтолкнуть наш мозг к быстрой работе, запустить его на полную катушку или даже “обмануть”. И все для получения максимальной выгоды - выполнить много дел, запомнить побольше информации, победить лень и прочее. Человек всегда пытался выжать максимум своих возможностей.

В 80-х годах ХХ века был придуман еще один такой способ - технология Mind Mapping или использование ментальных карт. И как показывает практика, метод далеко не худший, и заслуживающий внимания.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

Для тех, кто любит больше слушать, чем читать - мой интересный (надеюсь) доклад на GetDev :

Что такое ментальная карта?

Что это за технология?
“В этом мире, чтобы стоять на месте, нужно бежать”

Использование ментальных карт - техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У ментальных карт есть много разных названий:

Технология широко применяется для многих целей:

  • Фиксация информации. Ментальные карты - удобная форма записи данных, позволяющая даже при большом объеме представить ее в емкой форме.
  • Запоминание информации. Когда записываешь что-то в удобной легкой форме, это автоматически откладывается в голове.
  • Легкий доступ к информации. Данные, записанные в виде ментальных карт, легко вспомнить, даже бросив на них лишь один взгляд.
  • Анализ информации. Ментальная карта построена таким образом, что позволяет увидеть ранее не замеченные связи между ее частями, мелкие неучтенные детали, что бывает очень ценно при принятии решений. Также с ее помощью можно окинуть всю информацию в целом, комплексно, что в целом помогает разобраться в теме и лучше понять эти данные.

Ментальные карты помогают легко оперировать с информацией, что делает их очень полезными во многих областях нашей жизни:

Зачем ее применять?


“Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.
Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды”

Ментальные карты помогают при работе с какими-либо данными, улучшают способности мозга по восприятию информации, но почему?

Первая причина кроется в самом построении карты - она изображается в радиальном виде, ключевой образ находится в центре, и от него расходятся дальнейшие ветви. Это упрощает подачу информации в мозг - ведь мы тоже видим окружающий нас мир в целом - центральный образ и детали вокруг него.

Вторая причина тоже кроется в обработке информации нашим мозгом - визуализация в целом . Слова с картинками мы запоминаем в 6 раз лучше, чем просто слова.

При построении ментальной карты активизируются различные способности нашего мышления . При составлении ветвей и ключевых слов мы используем иерархии, для картинок - визуализации и ассоциативное мышление, в целом используется пространственно-образное мышление. Все это активизирует память и позволяет запомнить как структуру данных, так и их важные аспекты, поэтому использование ментальных карт улучшает запоминание информации примерно на 32% .

Так как мы используем различные способности мышления для построения ментальных карт, такие как творчество, логика, воображение , все они развиваются и улучшаются в процессе .

Поскольку ментальные карты отображают всю картину в целом, это позволяет установить все взаимосвязи между объектами, даже если изначально они были не так очевидны. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более “прозрачными”, легкими для понимания и запоминания.

Еще одним неоспоримым аргументом в пользу использования ментальных карт является то, что научиться этой технике очень легко , а запомнить информацию с ее помощью можно сразу, в большом количестве и весьма эффективно. Писать при этом приходится мало, что значительно экономит время .

В чем отличия от обычных записей?
“Ясность дает фокус”

Линейная запись - основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, работе, и во многих многих учреждениях. Она используется в инструкциях, книгах, плакатах и вообще везде. Поэтому использование такой формы кажется логичным, удобным и правильным.

Но может быть дело лишь в привычке? Между линейными записями и ментальными картами есть некоторые отличия, из-за которых, возможно, стоит изменить свои привычки.

  • Всю структуру вертикальной текстовой информации целиком довольно тяжело увидеть , и чтобы просмотреть все, возможно потребуются дополнительные действия, такие как перелистывание или скроллирование страницы. А карты строятся по круговому принципу, и одним взглядом можно охватить взглядом все, что изображено.
  • Линейный список “психологически” не завершен , он может быть продолжен, что не дает нам целостно воспринимать его. Законченная карта имеет все элементы на своем месте, она продумана, скомпонована и целостна.
  • Наш мозг не лучшим образом запоминает монотонные записи , в отличии от разнообразных картинок, разноцветных ветвей и красочно оформленных ключевых слов.

  • В обычных записях довольно трудно выделить самую главную мысль , она теряется в многочисленных списках, выделенных и подчеркнутых словах. На ментальной карте главный объект исследования всегда в центре, и именно от него расходятся второстепенные ветви и дополнительная информация.

  • Так как при построении ментальной карты мы используем визуализации, используется правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и обдумывание проблемы в целом. Именно за счет этого мы можем обдумать изображенное на карте с разных сторон. При линейных записях такое задействование правого полушария мозга минимально .

  • Линейные записи отнимают много времени , ведь человек от руки пишет не очень быстро. Приходится сокращать слова, не всегда они написаны понятно, и это идет в ущерб качеству записей.

Популярны ли ментальные карты?

Кто придумал ментальные карты?

Аналоги различных диаграмм связей использовались с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт, такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен - английский психолог, автор и соавтор более 80 книг, самые известными из которых считаются “Супермышление” и “Научите себя думать”. Первая книга, описывающая технику ментальных карт, вышла в 1974 году - “Работай головой”.
“В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!

Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.

Я вышел в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой.Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд не усвоенной попадает масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, - конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, - результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.

Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, - осознание этого и привело меня в библиотеку.

Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.”

Используют ли их в мире?
Со временем, целесообразность той или иной методики всегда определяется количеством людей, которые ей пользуются. Со времен выхода первого описания методики прошло уже более 40 лет, но тем не менее техника ментальных карт живет, развивается, и, что главное, используется. Обратимся к Google Trends:

В целом, mind mapping - стабильно использующийся запрос за последние 11 лет. Странами с наибольшим количеством таких запросов внезапно оказались Индонезия и Таиланд. Совсем другая статистика в России. Только в 2011 году эта методика начала пользоваться интересом в нашей стране:

Почему люди не используют их повсеместно?
Как и у всего в нашем мире, у техники ментальных карт тоже есть недостатки:
  • Сложные, комплексные положения вещей упрощаются , а многие детали крайне обобщаются . Создается видимость порядка там, где его и нет. Иногда это полезно, но иногда это лишь создает иллюзию подконтрольности ситуации, иллюзию общего понимания проблемы и отсутствия сложных скрытых взаимосвязей.

  • Поскольку при построении карт используются картинки, включается ассоциативное мышление. Но ассоциации - динамичные штуки, изменяются и трансформируются со временем, и то, что вызывало полгода назад у нас одну ассоциацию, не вызывает сейчас точно такую же. Такие картинки направляют поток мыслей при прочтении карты совсем не ту сторону, как изначально планировалось. “Ложные” ассоциации в итоге замедляют понимание данных на карте.

  • Ментальная карта является отражением чьего-либо мышления, либо одного человека-составителя, либо группы таких людей, поэтому карты чаще всего сугубо индивидуальны . Если карту дать прочитать другому человеку, может случится так, что он либо не поймет некоторые детали, либо, что еще хуже, неверно их воспримет.
  • При обработке больших или сложных данных при построении карты, может получится сложная картинка , со множественными делениями, с огромных количеством связей, ветвей и ключевых слов. Эффективность такой ментальной карты падает в разы.

Это одни из причин, почему техника ментальных карт до сих пор не вытеснила линейные записи. Но есть и мнимые недостатки, которые лежат на пути применения этой методики:

  • Незнание о технике . Популярность ментальных карт еще не достигла такого масштаба, чтобы о них знал каждый.
  • Мнение “Я не умею рисовать” . Многие считают, что это является серьезным препятствием для построения карты, но на самом деле такое умение и не требуется. Тем более, существует простое упражнение, помогающее доказать, что минимальный набор символов может рисовать каждый. Попробуйте:

  • Убеждение, что это детская забава и настоящему профессионалу она не к чему. На самом деле, каждый уважающий себя профессионал имеет свой набор различных инструментов для достижения целей: визуализации, планирование, тайм-менеджмент и другие. А то, что ментальными картами пользуются многие во всем мире, является показателем эффективности этого инструмента.
  • Ментальные карты дольше делать , чем линейные записи. Поначалу, на первых порах применения этой техники, это действительно будет так - как и при обучении любому новому делу. Но в дальнейшем карты будут щелкаться как орешки, намного быстрее обычных заметок.
  • Убеждение “Я думаю линейно” и “Всю жизнь пользуюсь линейными заметками, и нормально”. Да, линейные записи плотно входят в нашу жизнь начиная лет с семи, и дальше намного удобнее и привычнее использовать именно их, даже в своих размышлениях. Но не является ли это просто привычкой? И если другие методики дают большую эффективность, то почему не попробовать их?
  • Мнение “Ментальные карты нельзя применить для повседневных задач ”. Напротив, это методика применяется для всех сфер жизни, где требуется принятие решений, какие-либо списки, анализ чего-либо. Сюда входит практически любая область из нашей повседневной жизни.

Как создать ментальную карту?

“Всякий художник был поначалу любителем”

Для построения ментальных карт достаточно следовать определенным несложным принципам. Попробуем для примера составить ментальную карту для всей это статьи.

Для начала нужно чистая горизонтально повернутая область, например лист, доска, планшет, телефон, или рабочая область в графических редакторах. Чем больше данных вы будете обрабатывать, тем большая рабочая область вам понадобится. Я буду делать свой пример с помощью онлайн-редактора ментальных карт.

В центре рабочего пространства опишите образ проблемы, задачи или области знания. В нашем случае - это статья про ментальные карты.

Не забывайте использовать рисунки и символы там, где это возможно. Это сделает карту более яркой и красочной, и как следствие - более запоминающейся.

От центрального образа проложим толстые структурные ветви, главные подразделы нашей статьи. Рекомендуется использовать разные цвета для ключевых ветвей и слов, а также красочно оформлять их. Поскольку я люблю минимализм, немного отойду от правил.

Но ничего не мешает мне оформить главные подразделы соответствующими картинками. Также допишем ветви следующего уровня. Необходимо помнить, что на одной ветви должно быть только одно слово. Это позволяет не перегружать карту, а в процессе придумывания этого одного слова, мы может выделить суть материала.

Размер и толщина букв на ветвях варьируются в зависимости от удаленности от центрального образа. Чем дальше - тем меньше. Если между деталями на карте есть взаимосвязь - не забудьте показать ее. Дополним наш пример остальными ветвями и связями.

Вот и получилась готовая ментальная карта. Не самая красочная из-за моей любви к минимализму, но весьма информативная.

Иногда приходится одновременно удерживать в памяти такое количество информации, что запомнить её и тем более использовать очень сложно. И всё же есть способ облегчить себе жизнь. Просто научитесь составлять ментальные карты.

Что это?

Что такое ментальные карты? По сути, они представляют собой особую технику визуализации мышления. Иными словами, это некое схематичное изображение, на котором имеются основные мысли и ключевые слова.

В отличие от обычного линейного текста при создании ментальной карты используется так называемая радиальная запись, при которой основная мысль располагается в центре, а от неё отходят ветви с ключевыми мыслями, выраженным в словах.

Такой способ подачи информации наиболее подходит для эффективного восприятия, так как всё самое важное видно сразу, и мозг сразу фиксирует это. А подкрепляют информацию визуальные образы, то есть картинки.

Как использовать?

Примеры использования ментальных карт:

  • При изучении больших объёмов информации. Ментальная карта позволит структурировать все данные и изложить их ёмко и кратко, что значительно облегчит восприятие и использование.
  • При обучении. Карты помогают не только лучше усваивать материал (например, составлять планы лекций и конспекты), но и сдавать экзамены и даже писать контрольные работы. Вы быстрее запомните информацию и, что немаловажно, сможете правильно её воспроизводить и использовать.
  • На работе. Например, в виде ментальной карты можно подготовить презентацию. Она будет понятной для всех и позволит быстро отвечать на все возникающие вопросы.
  • Коллективное решение задач. Ментальная карта очень пригодится при мозговом штурме, при котором идеи возникают молниеносно, и их нужно фиксировать ёмко и кратко, чтобы затем изучить все полученные данные.
  • Принятие решение. Карта позволяет получить чёткое представление о проблеме, рассмотреть её детально и найти пути решения, а затем выбрать наиболее рациональный.
  • Планирование. Данный приём может использоваться при планировании бюджета и выделении основных его статей, при составлении планов на определённый промежуток времени, при эффективном использовании времени.
  • В бизнесе. С помощью техники визуализации мышления можно разработать новые идеи для бизнеса, придумать рекламу, выявить и решить проблемы, продумать стратегию ведения дел и так далее.

Как сделать?

Как составить ментальную карту? Всё очень просто:

  1. Возьмите лист бумаги и в центре напишите слово, которое описывает заданную тему. Заключите его в круг или овал.
  2. От центральной темы ведите ветви и размещайте на них ключевые слова, связанные с основной мыслью.
  3. Расширяйте карту. От уже готовых ветвей ведите новые, пишите на них слова, описывающие предыдущие.

Важные правила

Чтобы создание ментальной карты позволило использовать её по максимуму, соблюдайте правила:

  1. В замкнутый контур помещается только основное слово, остальные же размещаются на ветках.
  2. На одной ветви следует писать только одно слово. Это может показаться сложным, ведь порой мысль представляет собой фразу. Но научитесь превращать фразу в одно ёмкое, броские и цепляющее слово, это облегчит запоминание и применение информации.
  3. Лист бумаги располагайте горизонтально, это значительно ускорит восприятие.
  4. Располагайте основное слово в центре и от него ведите ветви в разные стороны, а не в одну.
  5. Лучше всего ключевые слова писать понятными, крупными печатными буквами, так их будет проще запоминать.
  6. Длина одной ветви должна быть равна длине слова, располагающегося на ней. Это позволит избежать путаницы.
  7. Можно и даже нужно использовать разные цвета, это позволит разделить мысли. Но лучше всего делать разноцветными ветви, а не слова. Буквы должны быть чёрными, так они будут сразу бросаться в глаза и легко восприниматься.
  8. Буквы могут иметь разные размеры и толщину (они будут зависеть от важности ключевого слова).
  9. Для наилучшего восприятия можно использовать символы, рисунки, но не слишком сложные, желательно схематические.
  10. Если ветви многочисленные, то можно отделять их друг от друга пунктирными контурами, чтобы ключевые слова не перемешивались.
  11. Карта должна быть заполненной, но не слишком перегруженной.
  12. Старайтесь распределять ветви равномерно, чтобы не было пустых мест и перегруженных участков.
  13. Все слова располагайте иерархически: сначала самые важные, потом второстепенные.
  • Старайтесь получать удовольствие от создания карты, тогда работа с ней будет приятной и более эффективной.
  • Пусть карта будет яркой и креативной, это тоже полезно для запоминания.
  • При составлении старайтесь использовать всю имеющуюся информацию, группировать её и структурировать, а также выделять всё самое важное.
  • Можно для создания использовать программу. Это сэкономит время, но всё же карта, сделанная своими руками, позволит лучше запомнить информацию.
  • Если карта получилась слишком большой и сложной, то перерисуйте её, убрав второстепенные данные или обобщив их.
  • Если объём информации велик, то сначала набросайте черновик, чтобы выявить наиболее важные мысли.
  • Размер листа должен соответствовать объёму изучаемой информации.

Ментальные карты

Федосова Светлана Сергеевна

КГУ «Средняя школа имени Безродных с ДМЦ»


Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышат ь (под услышать тут еще подразумевается и прочитать).

Одна картинка стоит 1000 слов .

Ментальные карты это как раз такой способ восприятия и организации информации. Карты ума представляют информацию, а главное - ее структуру - визуально :

создатель метода Тони Бьюзен


  • Ментальные карты - это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны - например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.
  • Ментальные карты - это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам. Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память . Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны . Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия : разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Принципы создания ментальных карт

  • Ментальная карта должна активировать восприятие и память.
  • Стремление к большей четкости и удобочитаемости карты дает больше осознанности в мышлении.
  • Анализ уже нарисованной вами карты дает подсказки к «устройству» вашего мышления по теме.

Ментальные карты будут особенно удобны в таких областях:

  • запоминание (подготовка ко всевозможным экзаменам, заучивание списков, таблиц и т.д.);
  • обучение (оптимизация конспектов, написание творческих заданий и лучшее усвоение учебников);
  • мозговой штурм (коллективная работа, новые идеи);
  • презентация (выделение главного и эффективная передача общей цели и мысли);
  • планирование (разработка собственных проектов и стратегии поведения, а также умение качественно планировать собственное время);






Правила работы с ментальными картами

Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.











Ошибки при построении ментальных карт

  • Слишком сложная и многоуровневая ментальная карта (лучше всего пользоваться своеобразными заметками, а карты оставлять максимально упрощенными и понятными).
  • Одинаковые рисунки, цвета и шрифты для различных уровней и ветвей (каждый уровень и ключ должен быть соответствующе выделен, чтобы визуально отличаться).
  • Отсутствие рисунков и иконок (именно эти элементы обеспечивают функциональность карты. Но выбирать их нужно заранее).
  • Двусмысленность и беспорядок (все элементы должны быть логически связаны между собой. Иначе это всего лишь список).



Чем Майнд Карта лучше Конспекта?

  • Нагляднее (за счет рисунков, стрелок и цветов)
  • Быстрее (вы быстрее бежите глазами по карте)
  • Структурированнее (видны связи и иерархия)
  • Приятнее (Поверьте рисовать карту гораздо веселее, чем писать нудный конспект!)

Сейчас практически каждому известно выражение «бизнес-тренинг». Их применяют повсеместно в крупных компаниях и небольших фирмах. Как правило, с их помощью пытаются как можно эффективнее организовать работу всего персонала. Придумали их не так давно, но именно с помощью метода визуализации тренинги стали намного результативнее. Ментальная карта - это наилучший способ обозначить цель и средства. Она значительно облегчает детализирование и организацию всех элементов.

История создания

Систему популярных сегодня ментальных карт придумал известный психолог и писатель Тони Бьюзен. Он опубликовал уже несколько сотен статей и книг об интеллектуальном развитии, психологии и проблемах человеческого мышления. Конечно же, он не стал первопроходцем в визуализации поставленных целей и приемов их достижения. С помощью специальных диаграмм и графических рисунков Япония в 70-е годы смогла практически осуществить революцию в экономике. Но именно Бьюзен представил всему ученому миру в 1974 году собственную усовершенствованную теорию радиантного мышления. Ментальная карта стала хитом на смене тысячелетий.

Тони смог эффективно объединить психологию, нейролингвистику, мнемонику и способность к скорочтению, а также множество научных теорий и методов для развития и усовершенствования творческого мышления. Например, при конспектировании он ввел всего два цвета в графику, и запоминать их стало намного легче, а также интереснее. Совместно с братом Бьюзен смог собрать по кусочкам и выстроить в стройную теорию все научные наработки. Так и появились современные интеллект-карты.

Сферы использования разработанной программы

Метод ментальных карт нашел свое практическое применение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Майндмэппинг будет полезен руководителю, сотрудникам любой компании, преподавателям, журналистам и т. д. Кроме того, его можно использовать и в повседневной жизни для решения различных бытовых и организационных проблем.

Наиболее подходящей эта методика будет для развития собственных творческих способностей и самоанализа. Это позволит обнаружить и побороть все недостатки, а также выделить направления для дальнейшего развития и совершенствования.

Ментальные карты будут особенно удобны в таких областях:

  • запоминание (подготовка ко всевозможным экзаменам, заучивание списков, таблиц и т.д.);
  • обучение (оптимизация конспектов, написание творческих заданий и лучшее усвоение учебников);
  • мозговой штурм (коллективная работа, новые идеи);
  • презентация (выделение главного и эффективная передача общей цели и мысли);
  • планирование (разработка собственных проектов и стратегии поведения, а также умение качественно планировать собственное время);
  • принятие решений (глубокий анализ, взвешенные и обоснованные выводы).

Эффективность интеллект-карт

Использование этой методики позволяет увидеть многие скрытые ранее вещи и нюансы. При этом открываются новые творческие возможности, задействуется Все это помогает решать неразрешимые проблемы и находить изящный выход из самых запутанных ситуаций.

Готовые ментальные карты позволяют хранить и постоянно возвращаться к важной информации и целям, структурировать и совершенствовать собственное "Я". При этом информация, изложенная радиантным способом, легко воспринимается и быстро запоминается. Основная работа происходит в процессе создания интеллект-карт. Впоследствии хватает одного взгляда, чтобы вспомнить все необходимые подробности. Это может пригодиться и в выполнении глобальных задач, и в повседневных заботах, когда трудно сосредоточиться на поставленной цели.

Особый интерес вызывает и то, что у любого человека ментальная карта совершенно особенная. Это как отражение индивидуального мышления, отпечаток работы конкретного мозга.

Основные правила создания ментальных карт

У каждого метода есть свои принципы функционирования и порядок работы. Вот и составление ментальных карт имеет собственные правила, которые определил сам Тони Бьюзен:

  1. Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.
  2. Все слова должны быть написаны большими буквами.
  3. Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой.
  4. Не нужно слишком часто использовать ключевые слова. Оптимально использовать один ключ на одну строчку.
  5. Картинки и знакомые символы только придадут наглядности карте.
  6. Лучше использовать несколько ярких цветов в проекте.
  7. Не нужно пытаться ограничить собственное мышление. Требуется фиксировать абсолютно все, что приходит в голову по заданной теме.

Некоторые особенности построения эффективных ментальных карт

Также в процессе создания и использования интеллектуальной карты есть еще несколько особенностей, требующих озвучивания и выделения:

  • Для визуализации целей и задач понадобится лист стандартного формата А4. Тогда ментальная карта будет хорошо восприниматься и вместит всю интересующую информацию.
  • Ключи должны располагаться прямо над линиями. Это способствует наглядности.
  • Использовать нужно печатные буквы.
  • Длина нарисованной ветки должна соответствовать ключу.

Ментальная карта: как составить

Создать mind card достаточно просто. Ведь это своего рода древовидная диаграмма, где центральная ветка представляет основную идею.

Для начала должна быть определена основная мысль. Затем потребуется чистый лист бумаги формата А4. На нем легко поместится вся ментальная карта. Как составить древо, подскажет подсознание. В середине должна быть основная идея, а от нее идут логически взаимосвязанные ответвления. Чтобы правильно нарисовать карту, достаточно следовать простым правилам, изложенным самим Тони Бьюзеном. Кроме того, ментальная карта может быть дополнена многочисленными заметками, чтобы не упустить ничего важного.

Как известно, большую часть жизни мы чему-либо учимся: в школе, в профильном институте, на работе и даже дома. Но запоминать и, главное, практически применять полученные знания могут не все. Слишком большие объемы информации и ограниченность времени не позволяют учиться и запоминать информацию полноценно. Одним из решений подобных проблем можно назвать ментальные карты в образовании. Этот способ применялся еще на заре разработки теории Тони Бьюзена и показал ошеломляющие результаты.

Прежде всего метод пригодится в создании простых и запоминающихся конспектов, визуализации лекций, написании курсовых и рефератов и т. д. Одним из ярчайших примеров применения интеллект-карт в международном образовании признан Cisco CCNA Exploration. Суть этой программы заключается в том, что академия поделила всю работу на несколько частей, глав и подглав. При этом каждый элемент обучения подается в виде ментальной карты, выделенной определенным цветом. Это значительно упростило подачу и запоминание информации, а также вдвое сократило время на преподавание теории. Легкие и понятные курсы пользуются особой популярностью у студентов и преподавателей.

Программы для создания различных ментальных карт

Мы все-таки живем в век высоких и продвинутых технологий. Сейчас можно использовать не только собственную креативность и творчество, но и специальные шаблоны и компьютерные утилиты. Существуют также специальные программы для создания ментальных карт. Их можно легко найти в Интернете, при этом программки бывают платными и бесплатными, сложными и простыми. Это дает право самостоятельно выбрать помощника. Популярнейшие из них:


Ошибки при построении mind card

Когда впервые что-то делаешь самостоятельно, не исключены небольшие помарки и просчеты. Это же утверждение относится и к построению Чтобы их избежать, нужно изучить самые распространенные ошибки, возникающие при работе:

  • Слишком сложная и многоуровневая ментальная карта (лучше всего пользоваться своеобразными заметками, а карты оставлять максимально упрощенными и понятными).
  • Одинаковые рисунки, цвета и шрифты для различных уровней и ветвей (каждый уровень и ключ должен быть соответствующе выделен, чтобы визуально отличаться).
  • Отсутствие рисунков и иконок (именно эти элементы обеспечивают функциональность карты. Но выбирать их нужно заранее).
  • Двусмысленность и беспорядок (все элементы должны быть логически связаны между собой. Иначе это всего лишь список).
“Если не ломать мозгов - наломаешь дров”

Существуют десятки, а может и сотни методов по “прокачке” своего мозга, ведь он таит в себе многие возможности, доступ к которым нам зачастую ограничен. “Ешьте горький шоколад”, “Вешайте стикеры по всему дому”, “Начинайте с самых важных дел” и многие другие советы можно отыскать в интернете, суть которых сводится к одному - подтолкнуть наш мозг к быстрой работе, запустить его на полную катушку или даже “обмануть”. И все для получения максимальной выгоды - выполнить много дел, запомнить побольше информации, победить лень и прочее. Человек всегда пытался выжать максимум своих возможностей.

В 80-х годах ХХ века был придуман еще один такой способ - технология Mind Mapping или использование ментальных карт. И как показывает практика, метод далеко не худший, и заслуживающий внимания.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

Для тех, кто любит больше слушать, чем читать - мой интересный (надеюсь) доклад на GetDev :

Что такое ментальная карта?

Что это за технология?
“В этом мире, чтобы стоять на месте, нужно бежать”

Использование ментальных карт - техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У ментальных карт есть много разных названий:

Технология широко применяется для многих целей:

  • Фиксация информации. Ментальные карты - удобная форма записи данных, позволяющая даже при большом объеме представить ее в емкой форме.
  • Запоминание информации. Когда записываешь что-то в удобной легкой форме, это автоматически откладывается в голове.
  • Легкий доступ к информации. Данные, записанные в виде ментальных карт, легко вспомнить, даже бросив на них лишь один взгляд.
  • Анализ информации. Ментальная карта построена таким образом, что позволяет увидеть ранее не замеченные связи между ее частями, мелкие неучтенные детали, что бывает очень ценно при принятии решений. Также с ее помощью можно окинуть всю информацию в целом, комплексно, что в целом помогает разобраться в теме и лучше понять эти данные.

Ментальные карты помогают легко оперировать с информацией, что делает их очень полезными во многих областях нашей жизни:

Зачем ее применять?


“Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.
Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды”

Ментальные карты помогают при работе с какими-либо данными, улучшают способности мозга по восприятию информации, но почему?

Первая причина кроется в самом построении карты - она изображается в радиальном виде, ключевой образ находится в центре, и от него расходятся дальнейшие ветви. Это упрощает подачу информации в мозг - ведь мы тоже видим окружающий нас мир в целом - центральный образ и детали вокруг него.

Вторая причина тоже кроется в обработке информации нашим мозгом - визуализация в целом улучшает восприятие . Слова с картинками мы запоминаем в 6 раз лучше, чем просто слова.

При построении ментальной карты активизируются различные способности нашего мышления . При составлении ветвей и ключевых слов мы используем иерархии, для картинок - визуализации и ассоциативное мышление, в целом используется пространственно-образное мышление. Все это активизирует память и позволяет запомнить как структуру данных, так и их важные аспекты, поэтому использование ментальных карт улучшает запоминание информации примерно на 32% .

Так как мы используем различные способности мышления для построения ментальных карт, такие как творчество, логика, воображение , все они развиваются и улучшаются в процессе .

Поскольку ментальные карты отображают всю картину в целом, это позволяет установить все взаимосвязи между объектами, даже если изначально они были не так очевидны. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более “прозрачными”, легкими для понимания и запоминания.

Еще одним неоспоримым аргументом в пользу использования ментальных карт является то, что научиться этой технике очень легко , а запомнить информацию с ее помощью можно сразу, в большом количестве и весьма эффективно. Писать при этом приходится мало, что значительно экономит время .

В чем отличия от обычных записей?
“Ясность дает фокус”

Линейная запись - основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, работе, и во многих многих учреждениях. Она используется в инструкциях, книгах, плакатах и вообще везде. Поэтому использование такой формы кажется логичным, удобным и правильным.

Но может быть дело лишь в привычке? Между линейными записями и ментальными картами есть некоторые отличия, из-за которых, возможно, стоит изменить свои привычки.

  • Всю структуру вертикальной текстовой информации целиком довольно тяжело увидеть , и чтобы просмотреть все, возможно потребуются дополнительные действия, такие как перелистывание или скроллирование страницы. А карты строятся по круговому принципу, и одним взглядом можно охватить взглядом все, что изображено.
  • Линейный список “психологически” не завершен , он может быть продолжен, что не дает нам целостно воспринимать его. Законченная карта имеет все элементы на своем месте, она продумана, скомпонована и целостна.
  • Наш мозг не лучшим образом запоминает монотонные записи , в отличии от разнообразных картинок, разноцветных ветвей и красочно оформленных ключевых слов.

  • В обычных записях довольно трудно выделить самую главную мысль , она теряется в многочисленных списках, выделенных и подчеркнутых словах. На ментальной карте главный объект исследования всегда в центре, и именно от него расходятся второстепенные ветви и дополнительная информация.

  • Так как при построении ментальной карты мы используем визуализации, используется правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и обдумывание проблемы в целом. Именно за счет этого мы можем обдумать изображенное на карте с разных сторон. При линейных записях такое задействование правого полушария мозга минимально .

  • Линейные записи отнимают много времени , ведь человек от руки пишет не очень быстро. Приходится сокращать слова, не всегда они написаны понятно, и это идет в ущерб качеству записей.

Популярны ли ментальные карты?

Кто придумал ментальные карты?

Аналоги различных диаграмм связей использовались с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт, такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен - английский психолог, автор и соавтор более 80 книг, самые известными из которых считаются “Супермышление” и “Научите себя думать”. Первая книга, описывающая технику ментальных карт, вышла в 1974 году - “Работай головой”.
“В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!

Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.

Я вышел в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой.Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд не усвоенной попадает масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, - конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, - результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.

Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, - осознание этого и привело меня в библиотеку.

Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.”

Используют ли их в мире?
Со временем, целесообразность той или иной методики всегда определяется количеством людей, которые ей пользуются. Со времен выхода первого описания методики прошло уже более 40 лет, но тем не менее техника ментальных карт живет, развивается, и, что главное, используется. Обратимся к Google Trends:

В целом, mind mapping - стабильно использующийся запрос за последние 11 лет. Странами с наибольшим количеством таких запросов внезапно оказались Индонезия и Таиланд. Совсем другая статистика в России. Только в 2011 году эта методика начала пользоваться интересом в нашей стране:

Почему люди не используют их повсеместно?
Как и у всего в нашем мире, у техники ментальных карт тоже есть недостатки:
  • Сложные, комплексные положения вещей упрощаются , а многие детали крайне обобщаются . Создается видимость порядка там, где его и нет. Иногда это полезно, но иногда это лишь создает иллюзию подконтрольности ситуации, иллюзию общего понимания проблемы и отсутствия сложных скрытых взаимосвязей.

  • Поскольку при построении карт используются картинки, включается ассоциативное мышление. Но ассоциации - динамичные штуки, изменяются и трансформируются со временем, и то, что вызывало полгода назад у нас одну ассоциацию, не вызывает сейчас точно такую же. Такие картинки направляют поток мыслей при прочтении карты совсем не ту сторону, как изначально планировалось. “Ложные” ассоциации в итоге замедляют понимание данных на карте.

  • Ментальная карта является отражением чьего-либо мышления, либо одного человека-составителя, либо группы таких людей, поэтому карты чаще всего сугубо индивидуальны . Если карту дать прочитать другому человеку, может случится так, что он либо не поймет некоторые детали, либо, что еще хуже, неверно их воспримет.
  • При обработке больших или сложных данных при построении карты, может получится сложная картинка , со множественными делениями, с огромных количеством связей, ветвей и ключевых слов. Эффективность такой ментальной карты падает в разы.

Это одни из причин, почему техника ментальных карт до сих пор не вытеснила линейные записи. Но есть и мнимые недостатки, которые лежат на пути применения этой методики:

  • Незнание о технике . Популярность ментальных карт еще не достигла такого масштаба, чтобы о них знал каждый.
  • Мнение “Я не умею рисовать” . Многие считают, что это является серьезным препятствием для построения карты, но на самом деле такое умение и не требуется. Тем более, существует простое упражнение, помогающее доказать, что минимальный набор символов может рисовать каждый. Попробуйте:

  • Убеждение, что это детская забава и настоящему профессионалу она не к чему. На самом деле, каждый уважающий себя профессионал имеет свой набор различных инструментов для достижения целей: визуализации, планирование, тайм-менеджмент и другие. А то, что ментальными картами пользуются многие во всем мире, является показателем эффективности этого инструмента.
  • Ментальные карты дольше делать , чем линейные записи. Поначалу, на первых порах применения этой техники, это действительно будет так - как и при обучении любому новому делу. Но в дальнейшем карты будут щелкаться как орешки, намного быстрее обычных заметок.
  • Убеждение “Я думаю линейно” и “Всю жизнь пользуюсь линейными заметками, и нормально”. Да, линейные записи плотно входят в нашу жизнь начиная лет с семи, и дальше намного удобнее и привычнее использовать именно их, даже в своих размышлениях. Но не является ли это просто привычкой? И если другие методики дают большую эффективность, то почему не попробовать их?
  • Мнение “Ментальные карты нельзя применить для повседневных задач ”. Напротив, это методика применяется для всех сфер жизни, где требуется принятие решений, какие-либо списки, анализ чего-либо. Сюда входит практически любая область из нашей повседневной жизни.

Как создать ментальную карту?

“Всякий художник был поначалу любителем”

Для построения ментальных карт достаточно следовать определенным несложным принципам. Попробуем для примера составить ментальную карту для всей это статьи.

Для начала нужно чистая горизонтально повернутая область, например лист, доска, планшет, телефон, или рабочая область в графических редакторах. Чем больше данных вы будете обрабатывать, тем большая рабочая область вам понадобится. Я буду делать свой пример с помощью онлайн-редактора ментальных карт.

В центре рабочего пространства опишите образ проблемы, задачи или области знания. В нашем случае - это статья про ментальные карты.

Не забывайте использовать рисунки и символы там, где это возможно. Это сделает карту более яркой и красочной, и как следствие - более запоминающейся.

От центрального образа проложим толстые структурные ветви, главные подразделы нашей статьи. Рекомендуется использовать разные цвета для ключевых ветвей и слов, а также красочно оформлять их. Поскольку я люблю минимализм, немного отойду от правил.

Но ничего не мешает мне оформить главные подразделы соответствующими картинками. Также допишем ветви следующего уровня. Необходимо помнить, что на одной ветви должно быть только одно слово. Это позволяет не перегружать карту, а в процессе придумывания этого одного слова, мы может выделить суть материала.

Размер и толщина букв на ветвях варьируются в зависимости от удаленности от центрального образа. Чем дальше - тем меньше. Если между деталями на карте есть взаимосвязь - не забудьте показать ее. Дополним наш пример остальными ветвями и связями.

Вот и получилась готовая ментальная карта. Не самая красочная из-за моей любви к минимализму, но весьма информативная.