Как изменить вымышленный персонаж. Как создать интересного персонажа - андивионский научный альянс

Как изменить вымышленный персонаж. Как создать интересного персонажа - андивионский научный альянс
Как изменить вымышленный персонаж. Как создать интересного персонажа - андивионский научный альянс

Решила обобщить все полезные фишки, которые советуют известные иллюстраторы для создания качественных и узнаваемых персонажей. Главное в персонаже - это его узнаваемость и читаемость. Соответственно без четкого силуэта добиться этого сложновато. Поэтому первым делом стоит залить персонажа черным и проверить как он вообще выглядит в качестве пятна. Вот например несколько силуэтов - конечно вы сразу их узнаете.


Очень круто с силуэтом работает Денис Зильбер, вот например последовательность рисования его персонажа и хорошо видно, как он изменил позу в пользу читаемости силуэта.

Много вариантов
Не стоит сразу рисовать персонажа и концентрироваться только на одном образе - лучше нарисовать несколько разных концептов и выбрать наиболее удачный. В любом случае с отвергнутых вариантов можно взять интересные детали.

Простые формы
Проще и правильнее начинать рисование с простых форм - овалов, груш и цилиндров и уже потом наращивать на них нужный объем и детали. Рисование с форм позволяет просто найти нужную позу или ракурс, не изменяя весь рисунок целиком. И несмотря на то, что очень часто хочется углубиться в детали, на начальном этапе палка, огуречик - это наше все)



Необычные детали
Персонаж может быть запоминающимся не только своей фигурой, но и интересными вещами дополняющими образ. Например если вспомнить Гарри Поттера, то это сразу очки, сова и шрам в виде молнии. Однажды я видела дизайн обложек книг, где были нарисованы эти три вещи и не написано название книги и я стопроцентно была уверена, что это Поттер.

Правильные пропорции
Обычно если персонаж умный - ему делают голову побольше и большие очки, если он качок - у него будут широкие плечи, у романтичных девочек - большие глаза и длинные ресницы. Все эти вещи помогают проще считывать образ персонажа, не задумываясь. Нужно помнить о соотношении частей тела, т.к. пропорции создают характер персонажа. Например, у большого и драчливого героя будет маленькая голова, широкая грудная клетка, плечи и ноги, рот и подбородок будут выдаваться вперед. Милые персонажи будут иметь пропорции младенца: большая голова, овальное тело, высокий лоб, и маленькие зоны подбородка, рта, глаз. Зная эти вещи уже можно добиваться определенных эффектов.
Например почти все диснеевские принцессы выглядят миленькими за счет больших глаз и маленького ротика.

Окружение тоже важно
Понимание того, где именно будет действовать и работать персонаж может серьезно упростить работу. Особенно это важно, когда персонажа «вписывают» в уже готовое место. В каком-нибудь таинственном лесу уместнее будут лешие и колдуны, чем например всадник на коне или африканское животное.
Мне нравится пример с Бикини Боттом - он идеально подходит по стилю к Губке Бобу и его друзьям, а они идеально подходят к нему.



Для чего и для кого создается персонаж
Для какой-нибудь компании по продаже турпутевок персонаж лучше сделать простым, а вот для игр разрабатывают обычно сложных и детализированных героев. Однако если человек просто идет по улице и видит сложного героя, скорее всего он не будет его разглядывать.
Вот персонаж Евросети, которого легко изменять и заставить сделать что угодно и которого часто можно увидеть, проходя мимо очередного салона.


А вот герой Варкрафта, где люди просиживают долгое время и важна атмосфера и любые мелочи.

И напоследок
Всегда интересно не просто смотреть на понравившихся героев, а анализировать их и выделять характерные черты. Зная основные приемы, можно очень быстро научиться создавать интересных персонажей, соответствующих задаче.

А вы знаете какие-то важные моменты, которые стоило бы учесть при создании персонажей?

Как создать перса.
Вы хотите создать своего персонажа, но не знаете как?
Готовьте листочек и записывайте.
Здесь неважно умеете вы рисовать или нет. Это будет ваш личный герой. Но если же у вас есть способности, тогда флаг вам в руки. Придумывайте героев. Их историю. И вполне возможно, что вы этим прославитесь.
Тут я помогу вам детально его доработать. Включая даже его группу крови. Все это я буду дополнять своими примерами.
1.Это пол вашего персонажа.
2.Имя.
3.Возраст.
Это я считаю самым основным в создании.
1.Пол. Может быть либо женским, либо мужским. Если конечно у вас не мутант.
2.Имя. Это уже зависит от вашей фантазии. Оно может быть коротким, длинным, английским, японским или русским.
3.Собственно тоже, как рука хапнет. От 0 и до бесконечности.

Мои примеры.
1.Мужской.
2.Стас Эванс.
3.15 лет.
Дальше пойдёт более детальное описание.

Внешность.
1.Цвет волос.
2.Цвет глаз.
3.Примерный рост, вес.
4.Телосложение.
Хорошо. Если вы уже примерно представляете себе образ персонажа, или же ориентируетесь по картинке. Вам будет легче.
1.Цвет волос чаще используют стандартный: блондинка, брюнетка, рыжая. Но не забывайте про такие цвета, как русый или чёрный. Так же можно использовать и нестандартные цвета радуги. Это будет смотреться интересно.
2.А вот с цветом глаз лучше не торопиться. Важно, чтобы он сочетался с волосами, но и если у вашего героя ярко-салатовые волосы. То не стоит делать такими же глаза. Лучше оставить их натуральными.
3.Для роста и веса, если у вашего перса идеальная фигура, просто возьмите рост. Средний-170см. и отнимите 110. Получается вес. То есть. Рост – 110=вес.
170 – 110=60 кг.
4.Если вы действуете по этой формуле. То можете смело писать среднее.(существует ещё полное, худое, нестандартное.)

Мои примеры.
1.Брюнет.
2.Голубые глаза.
3.Рост – 175, Вес – 65кг.
4.Среднее.
Характер.
1.Думаю сперва стоит выбрать темперамент героя.
Холерик
Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Сангвиник
Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.
Флегматик
Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик
У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.

2.Его хорошие черты характера.
3.И плохие.

Пример.
1.Холерик.
2.Добродушен и заботлив.
3.Слишком активен в некоторых ситуациях, когда этого совсем не нужно.

Остальные детали.
1.Группа крови.
2.Привычки.
3.Стиль в одежде.
4.Любимые вещи(еда, напитки, цвет и т.д)
5.Близкие родственники.
6.Увлечения.
7.Дата Рождения.

1.В Японии считается, что характер определяется по группе крови.
Первая – активность, лидерство, смелость. Сильные личности, выносливы и авторитетны.
Вторая – терпеливость, упорство, практичность. Они тщательно продумывают свои действия.
Третья – любознательность, творческий ум, непредсказуемость и независимость.
Четвертая – эмоциональность, чувствительность, воображение.
2.Привычки есть и у вас. Например: грызть ногти, поправлять одежду, прикусывать губу. Закалывать волосы.
3.Стили в одежде: спортивный, уличный, парадный, романтичный. К тому же можно найти кучу картинок с одеждой. Или придумать и нарисовать свою.
4.Тут как вы пожелаете.
5.Родители, братья, сестры. Дяди, тети. И т.д.
6.Рыбалка, рисование, футбол или может, увлечений нет вообще.
7.Ну…тут все понятно.

Мой пример.
1.Третья.
2.Когда нервничает, грызет ногти. На уроках часто закалывает челку, чтобы та не лезла в глаза.
3.Стиль в одежде предпочитает уличный. Обычная футболка, джинсы, кеды и рубашка поверх.
4.Любимый цвет – синий.
Еда – хот-доги.
Напитки – какао.
5.Родители. Сестер, братьев нет.
6.Рисование.
7.16. 03. 97.
Надеюсь, что хоть чем-то помог, жду ваших отзывов. Может стоит чего-то добавить.

Категории:

Вопрос:

«Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас где-нибудь самый черновой набросок, на котором было бы видно с чего Вы начинаете? В смысле, на котором было бы видно, как Вы на основе кругов и треугольников создаёте своего персонажа?

Мне очень хочется разработать свой собственный стиль, но мне не обойтись без парочки советов от человека, который умеет рисовать таких симпатяшек ».

Вопрос: «У меня такой вопрос: Когда я несколько раз рисую одного и того же персонажа меня просто выводит из себя то, что он каждый раз выглядят по-разному.
Ради всего святого, скажите, как у Вас получается так, что все персонажи выглядят одинаково в каждой секции комикса?
»

Ответ: Эти вопросы в некоторой степени взаимосвязаны, поэтому я попытаюсь дать на них общий ответ.

1. Структура рисунка.

Очень краткое описание того, с чего я начинаю (и на чём заканчиваю) рисовать.


Суть всего процесса заключается в том, чтобы начинать с простых форм и заканчивать детальной прорисовкой. На первом рисунке делается набросок в виде основных фигур и опорных линий.
Внесу ясность. На рисунке изображена пара идиотов, бегущих по кукурузному полю.
Я начинаю с неаккуратного, простенького наброска из фигур и опорных линий. На данном этапе меня волнует только внешнее сходство персонажей и удачная передача динамики в их позах.

Сперва я избавляюсь от непонятных жестов, неестественных поз, нелепых пропорций и понемногу «захламляю» композицию, наполняя рисунок.


Как только я довольна примерным рисунком, я начинаю рисовать поверх него, ориентируясь на некоторые из ранних линий.
К этому моменту ваш рисунок наверняка превратится в нечто ужасное. А всё потому, что вы - грязный, неряшливый художник.
Но не волнуйтесь. Так и должно быть.


Когда основной черновой рисунок готов, я приступаю к детальной прорисовке. Я пока не стираю первоначальный набросок, потому что опорные штрихи, изображающие очертания персонажей и их движения, помогут при детальной прорисовке. Они помогут разобраться, где на одежде нарисовать швы, где добавить складки, как должны лежать волосы и шерсть на той или иной части персонажа и т.д.


На этом рисунке я уже избавилась от всех опорных линий, кое-где замазала их, и кое-где сделала их чётче. На этом этапе я предпочитаю работать карандашом, но также широко распространена практика, когда сначала рисунок обводится чернилами, а затем стирается вся карандашная работа.


2. Однообразность персонажа.

Как я рисую одного и того же персонажа под разными углами.



Вне зависимости от положения головы, установленные правила остаются неизменными.


Этих синих линий на верхнем рисунке, что подсказывают форму головы и обозначают средние линии, мне достаточно для того, чтобы знать, как расположены другие фигуры, как те, что обведены красным на рисунке ниже.


И в итоге у нас получается такой персонаж, который выглядит одинаково под разными углами. А всё потому, что он создан на основе фигур по одному и тому же принципу.


И последнее, всегда помните, что несмотря на то, что подобные начальные техники могут способствовать скорому прогрессу, ничто не заменит практику. Не сдавайтесь, если такая техника не оправдала себя с первого раза… или 98 последующих попыток. Продолжайте рисовать.

3. Как рисовать “Симпатяшек.”

Сама сущность привлекательности персонажа (в которую обычно и входит понятие «симпатичный») - это целая отдельная тема - обширная и к тому же едва поддающаяся дроблению. Вряд ли я смогу в должной мере рассказать об этом здесь, если смогу вообще, но, по крайней мере, дам вам парочку советов, на которые стоит обратить внимание, если вы хотите создать привлекательного персонажа:

- Привлекательность. Не секрет, что определённые пропорции от природы обладают визуальной привлекательностью. Не забывайте о них, когда создаёте персонажа. Зачастую персонажи получаются симпатичными, если их изображать в соответствии с пропорциями детского лица: высокий лоб, пухленькие щёчки, большие глаза и другие черты лица расположенные близко друг к другу.


(Студия «Дисней» приняла такую практику за правило. Таким образом, рисование классических знаменитых персонажей, поможет вам понять, как делать собственных персонажей привлекательными, и в целом познакомит вас со структурой рисунка. Попробуйте нарисовать охотника из мультфильмов «Луни Тюнз» и «Текс Эйвори», чтобы научиться создавать симпатичных и весёлых, а не симпатичных и слащавых персонажей).

- Чистка. Следите за тем, чтобы лицо вашего персонажа не стало мрачным или уродливым из-за излишнего количества ненужных линий. Поймите важность экономии линий. Упростите эскиз настолько, чтобы акцент падал на самые важные, привлекательные его черты; такие, которые отражают суть персонажа и позволяют передать его настроение. Это не только упрощает рисование персонажа с различных углов раз за разом, но так же делает его проще для восприятия.


- Выразительность. Ключом к тому, чтобы персонаж выглядел притягательным или просто вызывал симпатию, является достижение простоты рисунка через чистку от излишних линий, а также откровенное и понятное выражение на лице, которое в полной мере передаёт мысли или чувства персонажа. Двусмысленные, пустые или неразличимые выражения на лице не обладают подобной привлекательностью. Подарите персонажу возможность действовать, реагировать и быть неподдельно живым.

Копирование данного перевода позволено только с ссылкой на данную страницу.

  1. rainbowspacemilk liked this

Когда возникает желание написать роман, первый вопрос, которым задаются будущие писатели, это - с чего же начать? Кто-то начинает с идеи, кто-то - детально расписывает сюжет, а кто-то сразу же приступает к описанию пейзажей. Но, на самом деле, можно начинать написание с персонажей. Более того, так и нужно делать.

Читая книги, можно заметить, как по-разному авторы уделяют внимание характерам своих персонажей. И, если книга с замечательным сюжетом, но сухими и не живыми персонажами, оставляет в памяти небольшое воспоминание, то произведение с идеально описанными и реалистичными героями не забудется никогда.

В наше время большое внимание уделяет персонажам в своих книгах американская писательница Донна Тартт. Читая ее произведения понимаешь, что некоторые персонажи выглядят более реальными и интересными, чем живые люди. Возможно, это одна из причин, по которой Тартт заслуженно получила Пулитцеровскую премию за свой последний роман.

Очень хорошо рассказывает о создании персонажей Джеймс Фрэй в своей книге «Как написать гениальный роман»:

1. Человек вымышленный должен отличаться от человека разумного.

Одной из главных ошибок писателей является то, что они «списывают» своих персонажей из реальных людей. Это не плохо, если взять лишь часть качеств, а остальные придумать, или же гиперболизировать. Дело в том, что читателю скучно будет наблюдать за обычными людьми. Человек вымышленный должен превосходить человека реального во всем. Он должен быть более эмоциональным, или же, наоборот, более скучным. Его действия обязаны удивлять и шокировать, радовать или разочаровывать. Только не оставлять равнодушным. Читатель такого не простит.

Очень важно. Каким бы ни был ваш персонаж, его действия должны быть понятны читателю. Если его действия и чувства покажутся кому-то нелогичными, люди просто закроют книгу и найдут что-то получше.

Также важно понимать, что человека вымышленного легче описать, чем человека разумного. Почему? Потому что у него есть ограниченная сюжетная линия, и нужно описать лишь те чувства и решения персонажа, которых требует сюжет.

Персонажи - это материал, из которого строится весь роман.

2. Человек вымышленный - подвиды.

«плоский», «картонный», «одномерный». Здесь говорится о героях второго плана, которых мы можем встретить в книге один или два раза, услышать от них пару слов, и больше не вспомнить об их существовании. Это, к примеру, бармены, официанты и т. д. Нам все равно, что творится в их внутреннем мире, какие потери они пережили, кого любили и кого ненавидели. Это не имеет никакого значения. Таких персонажей можно не расписывать;

«полный», «многомерный», или «трехгранный» персонаж. Это тип главных героев, в том числе и злодеев. Главное качество данного типа - к его представителям нельзя приклеить какой-то ярлык. Они должны быть интересными личностями, со сложной и комплексной мотивацией поступков. Эти герои должны пережить немало страданий, и познать много радостей, любить, ненавидеть, искать и сбегать, мучиться и наслаждаться… И, что главное, у них должна быть полноценная биография. Но об этом чуть позже. Вы обязаны заинтересовать читателя, чтобы он захотел познакомиться с вашими персонажами поближе.

3. Знакомство с героями

Как же познакомиться с героями? В своей работе «Искусство создания драматических произведений» Лайос Эгри называет персонажа «трехгранным», и выделяет следующие грани:

физиологическая. Сюда входят все физические качества вашего героя, такие, как его вес, рост, возраст, цвет глаз, состояние здоровья и тому подобное. Хоть эта грань и может показаться наиболее легкой в создании, однако нужно помнить, что именно по внешнему виду судят в первую очередь. Поэтому важно, чтобы внешность подходила под характер персонажа;

социологическая. Чтобы сформировать эту грань, вам нужно ответить на следующие вопросы: к какому социальному слою принадлежит ваш персонаж? В какую церковь он ходит, какую политическую партию поддерживает? Кто его воспитывал? Он был балованным ребенком, или рос в строгости и порядке? Много ли у него друзей? Какие их общие качества? И таких вопросов может быть очень-очень много. Главное узнать, каков ваш персонаж в социальном плане. Очень важно понимать динамику развития персонажа. Он не родился таким, каким сейчас является, он таким стал. Нужно понять причины формирования его характера, только так у вас получится реалистичный герой;

психологическая. Сразу следует отметить, что не нужно быть профессиональным психологом, чтобы создавать хороших и качественных персонажей. Достаточно лишь разбираться в человеческой природе и быть наблюдательным. Ваш сотрудник уволился? Узнайте, по каким причинам он это сделал. Знакомый бросил неправильное питание и записался на спорт? Пообщайтесь, и разузнайте, что стало причиной таких изменений.

Эта грань считается взаимодействием социальной и физиологической граней. Здесь вам нужно описать страсти, фантазии, комплексы, страхи, чувство вины вашего персонажа, и тому подобное. Сюда также входят эмоции, привычки, интеллект, уверенность в себе и различные склонности.

Величие драмы зависит от того, насколько автору удастся создать сложные многомерные образы героев. таким образом, вечная задача самопознания превращается для драматурга в задачу познания героев собственного произведения. Старый призыв «познай себя» для драматурга звучит как «познакомься как можно ближе с героями». Джордж Бейкер «Техника драмы»

4. Заставляем персонажей действовать

Очень важный совет - не создавайте инертных персонажей. Вы читали когда-то книги, в которых второстепенные герои были более интересными, чем основные? Так быть не должно, это во-первых, а во-вторых, происходит это из-за того, что основной персонаж получился инертным. В таком случае, он будет избегать конфликтов, бояться трудностей и борьбы. Такие персонажи никому не интересны. Старайтесь, чтобы ваши главные герои были динамическими, и умели справляться с различными сложными ситуациями.

5. Создание биографии персонажа

Перед тем, как начинать писать первую главу книги, вам нужно полностью создать каждого персонажа. Биография главных героев должна состоять из 10−50 страниц А4. Вы должны знать о вашем персонаже все - где он родился, как рос, кто его воспитывал, с кем он дружил, кого любил… В общем, все, что сможет объяснить читателю, почему ваш герой стал таким, каким он сейчас есть.

Безусловно, когда перед вами уже будет практически вся биография (рекомендуется писать ее от первого лица), у вас все же останется несколько вопросов о герое, ответов на которые вы не будете знать. Тогда лучшим вариантом будет провести интервью с персонажем. Так как он - плод вашего воображения, то все его ответы точно будут честными.

Вы должны расписать все детали жизни вашего героя. Даже если вы не будете использовать их в книге, и никто, кроме вас, о них не узнает - вы обязаны их написать. Ведь вы создаете человека.

Пишите те книги, которые вам самим нравится читать

Если вы учтете все эти советы при создании вашего персонажа, то поймете, что сами начинаете верить в его существование. Это и будет подтверждением того, что вы создали по-настоящему качественного героя.

В данной статье описывается процесс создания персонажа для игрового движка. Статья в первую очередь адресована тем, кто интересуется процессом разработки next gen моделей, а также всем, кто хочет заглянуть за кулисы современного игродела. Персонажа я делал для портфолио, на персонажей переключился совсем недавно, можно сказать, что это первый доведенный до ума персонаж. Поскольку данная работа - мой личный проект, то я установил ограничение треугольников в 20 000, текстуры в 2048*2048, работа планировалась под PBR .

Pipeline

Прежде всего, расскажу план, по которому я действовал, примерный пайплайн. Пайплайн или производственная последовательность в создании графического контента может отличаться от фирмы к фирме, и от артиста к артисту. Тут описан пайплайн, которому я следовал, исключая 2 первых пункта, т.к. я взял за основу готовый концепт и 2 последних.
  1. Словесное описание
  2. Концепт
  3. Моделирование/скульпт общих форм высокополигональной модели (HiPoly)
  4. Ретопология HiPoly модели (создание чистовой геометрии HiPoly для детализации)
  5. Детализация HiPoly модели
  6. Ретопология HiPoly модели (создание игровой лоуполи (LowPoly), которая и идет непосредственно в движок)
  7. Развертка LowPoly (создание текстурных координат)
  8. Запекание карт: нормали, ambient occlusion, color map (перенос информации с HiPoly на LowPoly)
  9. Создание текстур: Diffuse, Specular, Gloss, Normal
  10. Рендер в движке
  11. Риг и скин персонажа (оснастка скелета и привязка к костям сетки)
  12. Анимация

Концепт

Но хватит скучных списков. Теперь о процессе создания поподробнее.
Концепт я нашел в просторах сети, и мне захотелось его сделать в 3d. Уже потом я обнаружил, что данного персонажа уже реализовывали в 3d не раз.

Scultping

Но все равно, отказываться от идеи реализации я не стал, только решил, что некоторые детали немного переработаю, не буду полностью повторять концепт. Первым делом, я решил вылепить модель целиком одним куском в ZBrush. ZBrush - (браш, зебра, зибраш) это замечательная программа, которая позволяет «лепить модель», что качественно отличается от других программ трехмерной графики, где мы воздействуем на модель через вершины, ребра и полигоны. Здесь же у нас есть кисть с различными свойствами и с помощью планшета можно совершать довольно тонкие операции, подобно скульптору или художнику по глине. Использование браша позволило мне на начальном этапе отсечь ошибки с основными массами и пропорциями, с простой моделью в браше я мог очень вольно менять пропорции и искать варианты детализации. Оказалось, скульптить хардсурфейсы (так называются неорганические объекты в моделировании) оказалось непросто.


Хоть модель выходила корявенькая, идея воплощалась, а дело двигалось дальше.


Несколько итераций поиска, и была достигнута форма, которая меня удовлетворила.

Ретопология HiPoly модели

Когда мне показалось, что модель готова к ретопологии я перешел в другую программу для создания чистовой геометрии для скульптинга - Topogun и 3ds Max. Суть ретопологии заключается в том, что поверх одной модели строится сетка другой. Ретопологию позволяют делать многие программы трехмерной графики тот же ZBrush, 3dsMax. Однако ретопология там очень неудобна (хотя некоторые ретопят в браше) и малофункциональна. Topogun - программа созданная для ретопологии и имеет много преимуществ перед редакторами-комбайнами. Есть и недостатки, после десятка часов работы в ней я придумал ряд улучшений, но кому до них есть дело:) Важный недостаток: отсутствие нормального автобэкапа и частые аварийные завершения Topogun. Особенностью новой топологии было то, что она готовилась под сглаживание (Turbosmooth), поэтому там почти нет треугольников, старался использовать квады (квадратные полигоны).


Пример новой сетки рядом со старой.

В максе я исправил все косяки и сделал геометрию чистой. Ретопология был долгая и утомительная, т.к. каждую деталь я экспортировал из браша, затем ретопил отдельно в Topogun, затем переносил в 3dsmax, правил ее там и импортировал обратно в Zbrush. Часть модели была сделана прямо в максе (например, наколенники).

В конечном итоге модель была практически полностью заретоплена в новую, чистую сетку и загружена снова в Zbrush.


Так выглядит ретопленный меш внутри Zbrush.

Финальная детализация

Утомленный длительным механическим процессом ретопологии я был рад переключится на детализацию модели. Дальше все просто - я увеличивал количество полигонов модели и кистями добавлял детали. Радовался я недолго, когда полигонаж объекта перевалил за 12 миллионов компьютер стал немного подтупливать и это приносило дискомфорт.


В конечном итоге модель выглядела так.

Ретопология, создание LowPoly

Настало время сделать сетку для использования в реалтайм рендерах (игровых движках). Снова Топоган, теперь работа шла полностью в нем, в максе исправлял лишь некоторые косяки геометрии. Работа была для портфолио, поэтому на треугольники я не скупился, хотя и знаю, что много где можно было сэкономить. На этом этапе я уже пробовал запекать Normal map, чтобы посмотреть, адекватно ли переносятся детали. Именно на этом этапе я понял, что с Topogun"ом нам больше не по пути и уже в следующем проекте отказался от него в пользу 3dCoat. Но это уже другая история…


Так выглядит новая сетка.

LowPoly модель собрана в максе. Теперь время UV Unwrap"a.

Cоздание текстурных координат

До сих пор не было никакой нужды в текстурных координатах. Однако, после подготовки LowPoly модели нужно создать правильные UV координаты , чтобы запечь карты и чтобы было возможно затекстурить модель. UV я делал в 3dsMax, считаю довольно удобным встроенный редактор. Раньше пользовался сторонними программами, но когда в должной мере освоил редактор UV в 3dsMax, оказалось, он довольно мощный…

Правильная развертка гарантирует простое и корректное текстурирование, снятие карт и может повлиять на качество текстур.


Так выглядит раскладка кусков UV.

Запекание карт

Суть запекания карт (в данном случае) заключается в переносе информации с HiPoly модели на текстуру LowPoly. Я запекал с помощью программы xNormal - прекрасная программа, намного лучше справляется с запеканием, чем программы-комбайны. Я запек карту нормалей (tangent space normal map) (информацию о рельефе поверхности, которая добавляет модели фейковую детализацию), ambient occlusion (карта самозатенения), карту cavity получил из ambient occlusion, также получил object space normal map с помощью утилиты xNormal из tangent space normal map.


Так выглядит модель в движке с normal map и ambient occlusion. Движок Marmoset Toolbag. Тут еще присутствуют ошибки запекания, которые были исправлены в фотошопе.

Создание текстур

Теперь, когда подготовлены карты, которые можно было получить с помощью переноса информации нужно готовить карты диффуза, спекуляра и глосснеса. Раньше обычно хватало diffuse, normal и spec карт, сейчас PBR позволяет создавать эффекты глянцевитости, а не только информации о силе отражения. Существует прекрасный плагин к Photoshop, который упрощает создание и редактирование всех этих карт - dDo. Это потрясающая программа, по сути позволяющая управлять сразу несколькими параметрами карт через маски. Потребовалась подготовительная работа, чтобы я мог работать с этим плагином, к слову, в своем пайплайне я использовал его впервые. Плагин позволяет параметрически добавлять различные эффекты поверхностей, такие как потертости, пятна и грязь, поэтому он оказался очень подходящим для этой работы. Сгенерировав основные детали текстур я доработал ее вручную в фотошопе.

Разрешение текстур, с которыми я работал было 4096*4096, фотошоповский файл быстро вырос до 6 гигабайт. Я снова порадовался, что у меня довольно быстрый компьютер:)
В конце концов, несмотря на то, что текстуру я переделывал несколько раз (т.к. фотошоп несколько раз убил файл) текстуры были созданы.

И, наконец, финальный рендер! Хотя по сути, это предпросмотр текстур, в настоящий, взрослый (UDK, Unity3d, CryEngine) движок я модель не загружал. Для каждого движка (а также сеттинга, локации и индвидуального цветового решения игры) скорее всего потребовалось провести свой тюнинг текстур.

Собственно, на этом все. Благодарю за просмотр, задавайте вопросы в комментариях, может что-то будет интересно.

P.S. Это моя первая статья на Хабре, поэтому если я что-то сделал не так, сообщите мне.

Также хочу сразу отметить: по поводу реалистичности доспехов вопросы к концепт артисту, также не забывайте, что арт-составляющая зачастую важнее функционала и реалистичности, хотя в идеале, безусловно, это должно сочетаться.