Margaret keane картины. «Большие глаза» - биографическая драма о художнице Маргарет Кин, Свидетеле Иеговы

Margaret keane картины. «Большие глаза» - биографическая драма о художнице Маргарет Кин, Свидетеле Иеговы
Margaret keane картины. «Большие глаза» - биографическая драма о художнице Маргарет Кин, Свидетеле Иеговы


Появившийся из ниоткуда в конце 50-х годов прошлого века, и придумавший новое направление в живописи поп-арт американский художник Уолтер Кин на целое десятилетие становится «королем современного искусства», самым знаменитым арт-художником мирового масштаба. Ничто, казалось бы, не могло разрушить империю, созданную художником. Но вдруг всплыли шокирующие факты, и весь мир замер в ожидании ответа на вопрос: кто на самом деле стоит за картинами с изображением трогательных и сентиментальных детей и женщин с преувеличенно «большими глазами», похожими на инопланетян.

Кто же все-таки настоящий гений?


Маргарет и Уолтер Кин, познакомившись на выставке в 1955 году вскорости поженились. К тому времени Марго была разведена, имела маленькую дочь и была начинающей художницей. А Уолтер был очень талантливым предпринимателем, поэтому сразу просчитал свою выгоду от этого брака. Он с восторгом откликался о художественных работах жены, вдохновлял на создание новых.


Вскоре Уолтер с разрешения жены начал торговать картинами неподалеку от входа в один из клубов Сан-Франциско. Торговля приносила неплохие деньги. Пока еще Марго была в полном неведении и не знала, что задумал ее муж, в какую аферу он ее втянул. А когда все всплыло, художница была потрясена: Уолтер, продавая ее картины, выдавал за свои произведения.

Марго пыталась отстоять свое право на авторство, но муж заявил что афера зашла слишком далеко, а разоблачение грозит судебными исками. Он долго уговаривал жену не придавать огласке факт псевдо-авторства. Один из веских доводов, что женщину в сфере искусства общество не воспринимает и не воспримет никогда, заставил Маргарет согласиться на молчание.


В первой половине 60-х был пик популярности и востребованности картин, написанных Марго. Репродукции ее творений расходились миллионными тиражами, а герои картин изображались везде где только было можно: на календарях, открытках и даже кухонных фартуках. Сами же оригиналы картин раскупались молниеносно за очень большие деньги. Об Уолтере Кине, выдающему себя за автора, тогда говорили: «...он продаёт картины. И картинки картин. И открытки картинок картин». Самозванец сделал решающую ставку на искусство пиара и не прогадал.

А художница работала над своими шедеврами по 16 часов ежедневно, ее же муж, упиваясь славой и признанием,имея постоянные связи на стороне вел праздный образ жизни.


В 1964 году, Уолтер потребовал от Марго создания неординарного творения, которое бы увековечило его имя в мировом искусстве. Марго ничего не оставалось как создать такой шедевр. Это было огромное полотно «Завтра навсегда». Оно потрясло всех своим трагизмом: целая колонна идущих детей разных рас с печальными лицами и большущими глазами. Эта работа искусствоведами была расценена крайне негативно. Муж Марго был ярости.

большими глазами" прессе. Уолтер Кин в бешенстве и ярости, оскорбляет и угрожает бывшей жене расправой.


Разбирательство проводилось в судебном порядке, и весь мир тогда, затаив дыхание, был в ожидании развязки. Судья прибегнул к самому простому способу рассудить бывших супругов, потребовав от истицы и ответчика нарисовать лицо ребенка с характерными глазами. Что великолепно и сделала Марго: авторство своих работ художница доказала прямо на прцессе, нарисовав малыша с большими глазами всего за 53 минуты. А Уолтер отказался, сославшись на боль в плече.



По исковому заявлению Уолтер Кин должен был выплатить своей жене четыре миллиона долларов компенсации. Однако он еще на протяжении 20 лет подавал встречные иски на бывшую жену, обвиняя ее в клевете. В итоге в 1990 году Федеральный апелляционный суд отменил назначенную компенсацию.

Маргарет Кин не стала оспаривать решение суда. «Мне не нужны деньги, - сказала она. - Я только хотела, чтобы все знали, что картины были моими». И еще добавила: «Моё участие в обмане длилось в течение двенадцати лет и является тем, о чем я буду сожалеть всегда. Однако это научило меня ценить возможность быть правдивой и что ни известность, ни любовь, ни деньги, ни что-либо еще не стоят нечистой совести».


С тех пор с полотен Марго уже смотрели не такие печальные и меланхоличные дети и женщины, на их лицах уже можно было увидеть тень от улыбки.
С годами интерес к картинам Маргарет постепенно начал угасать. Публика, пресытившись "большими глазами", искала новых кумиров в искусстве.
А лучшие работы художницы нашли свое пристанище в музеях современного искусства в США и многих столицах мира. На аукционных тогах "большие глаза" Маргарет Кин продаются за сотни тысяч долларов.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Margaret-Keane-0033.jpg" alt="Режиссер Тим Бертон. ¦ Фото: artchive.ru. " title="Режиссер Тим Бертон. ¦ Фото: artchive.ru. " border="0" vspace="5">



Анонс фильма «Большие глаза» режиссера Тима Бертона в видео:

В этом году в сентябре Маргарет исполнится 90 лет, она живет вместе с мужем в штате Северная Каролина а США, и еще иногда пишет свои картины с «большими глазами».



Маргарет Кин (Margaret Keane) - знаменитая американская художница, которая известна благодаря своим удивительным портретам женщин и детей с большими глазами .

Маргарет Д. Х. Кин родилась в 1927 году в Нашвиле, Теннеси. Её картины стали пользоваться популярностью в 50-х годах, но долгое время продавались под именем её мужа Уолтера Кина. Так как в те времена в обществе существовало предвзятое отношение к женскому искусству, и никто не воспринимал его всерьёз, то было решено выдавать за автора мужа художницы. Только в 1986 году, после развода и третьего брака, Маргарет Кин решилась и объявила, что все картины, автором которых до сих пор считался Уолтер, на самом деле написала она. Так как Уолтер отказался признавать этот факт, Маргарет подала на него в суд. После долгих разбирательств, судья предложил написать портрет ребёнка с большими глазами прямо в зале суда. Уолтер сослался на боль в плече, а Маргарет потребовалось всего 53 минуты, чтобы представить законченную работу. Суд признал автором всех картин Маргарет Кин и назначил выплату компенсации в 4 миллиона долларов. Четыре года спустя Федеральный апелляционный суд отменил компенсацию, но оставил авторство за Маргарет.

Тим Бёртон - известный режиссёр, который был впечатлён историей талантливой художницы, снял фильм, который назвал «Большие глаза», рассказывающий о жизни Маргарет Кин, её семьи и её картинах. Фильм вышел на широкие экраны в 2014 году, стал очень популярным, получил множество положительных отзывов и получил награду «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль».

Новейший фильм Тима Бертона ждут поклонники мрачного мастера, иногда любуясь подборкой очень больших, очень своеобразных, таких знакомых глаз.

Название фильма "Big Eyes". Он рассказывает историю мужа и жены - двух художников, Маргарет и Уолтера Кин, которые поднялись к славе в 1950-х и 60-х. Их тема была - дети и девушки с глазами, как у лани, сейчас они напоминают драгоценные моменты XX - го века. Те моменты, в которых эти глаза были символом ныне ушедшей эпохи.

Читая историю жизни и совместного творчества двух художников, понимаешь и чувствуешь жуткий характер героев картин - сладких-сладких, но демонических - кажется, они зеркало взаимоотношений Кина и его жены.

Однажды они оказались в суде, доказывая миру, кто был настоящим автором Big Eye. Было ли это Уолтер, публичное лицо царства Keane? Или Маргарет, домохозяйка, как утверждал ее муж, она не могла нарисовать даже закат?

Жизнь у Маргарет не была такой уж легкой, и она заговорила. "На протяжении многих лет я позволяла мужу приписывать себе мои картины. Но однажды, не в силах больше терпеть обман, я оставила его и мой дом в Калифорнии и переехала на Гавайи". В 1965 году, она получила развод. И в 1970 году она призналась на радио-шоу, что все «глаза» картин были ее.

В ответ, Уолтер сравнил себя с Рембрандтом, Эль Греко и Микеланджело, и сказал, что он был "изумлен" прокламаций Маргарет. Решение нашлось - художественная дуэль на глазах у судей. Но Уолтер не пришел! Он заявил, что у него травма плеча и писать он не может. А Маргарет, перед присяжными, спокойно и быстро - всего за 53 минуты, написала очередные Большие глаза, чем и завершила спор.

Суд постановил Уолтеру выплатить $ 4 млн в качестве возмещения ущерба в 1986 году.

Там было много интересного в этой истории, и думается, лучше посмотреть фильм, премьера которого - ура(!), постепенно приближается! Тим Бертон обещал ее на Рождество и недавно подтвердил свое обещание.

Ждем фильм, в котором будет история тревожная, романтическая и, говорят, просто жуткая. И в полной мере насладимся биографической работой Бертона, в ролях: Эми Адамс и Кристоф Вальц.
Надеюсь, у нас тоже "Big Eyes" появится в кинотеатрах в декабре этого года.


Но насколько эти работы хороши? Тогда Адам Parfrey назвал их "сахарин, китч, безумие", епископ назвал их "плаксивое народное творчество". А в то время, покупатель продолжал поглощать в се, от открыток до больших полотен.


Сейчас многие критики называют эти работы восхитительными шедеврами, а картины Маргарет Кин находятся в государственных коллекциях по всему миру: Национальный музей современного искусства, Мадрид; Национальный музей западного искусства, Токио; Национальный музей современного искусства, Мехико; Musee Коммунальные Des Beaux-Arts, Брюгге; Теннесси Музей изобразительных искусств, Нэшвилл, Теннесси;Мемориальный музей Брукс, Мемфис, Теннесси; Capitol штата Гавайи, Гонолулу; Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и другие.


Итак, декабрь - месяц премьеры, и конечно, фильм должен быть потрясающим, ведь в той причудливой вселенной, создаваемой Тимом Бертоном с неподражаемым черным юмором, нет ни одного унылого момента!


Есть такое понятие в науке и искусстве, как" прорыв". Яркий пример прорыва - творчество Пушкина, не стареющее столетиями обаяние великой поэзии. Сегодня, например, попался на глаза вот такой смешной диалог в интернете.
.

Что тут скажешь, ну далеко не всем современникам" солнца русской поэзии" удалось вот так прорваться сквозь годы и расстояния к сердцам подростков двадцать первого века…
В одном ряду с Александром Сергеевичем имена - Андрей Рублев, Леонардо да Винчи, Шекспир, Гауди, Дали, Босх.
Явление прорыва сквозь времена иногда происходит и с нашими современниками, и это всегда очень интересно.
Мне показалось, что художница Маргарет Кин - именно такой пример.

Фееричная слава художника Уолтера Кина в середине прошлого века потрясла Америку 50-х. Его картины, на которых были изображены печальные дети с огромными, живыми, говорящими, даже кричащими глазами, были необычайно популярными во всем мире.



Тайной от всего мира было то, что на самом деле картины принадлежат кисти… жены Уолтера, хрупкой, робкой и молчаливой Маргарет. А ведь Уолтер и сам вначале не понял, какое сокровище он практически подобрал на аллее городского парка, где одинокая разведенная женщина с маленькой дочкой рисовала портреты прохожих за копейки, чтобы прокормить девочку и оплатить самую дешевую на свете комнатушку. Уж он -то точно сделал ооочень большие глаза, когда решил продать одну из ее картин на аукционе, где за нее заплатили… несколько тысяч долларов! С тех пор у предприимчивого Уолтера Кина началась новая жизнь. Он быстренько женился на обалдевшей от неожиданно привалившего в его образе счастья Маргарет, и объяснил ей, что она должна рисовать картинки, а он, используя репутацию и связи, будет выгодно их продавать, как якобы свои собственные творения. И так они оба решат абсолютно все свои проблемы! Как же была шокирована публика, когда узнала, что автором трендовых картин была жена Уолтера Кина - Маргарет Кин.

Здесь на фото реальный мистер Кин и актер, сыгравший его в фильме «Большие глаза»

Устав от унижений мужа, Маргарет подала на него в суд, и заявила всему миру, кто настоящий автор работ. Интересен сам способ, которым художница доказала свое право на интеллектуальную собственность- прямо в зале суда они оба, Уолтер и Маргарет, нарисовали по картине. Дальше - понятно.
Маргарет Кин, когда ее тайна уже была раскрыта


Недавно на экраны вышел фильм«Большие глаза» - биография Маргарет Кин, история ее мучений, заточения в собственном доме, страхе за свою жизнь и жизнь своей дочери.Фильм снимался долгих семь лет, а это большая редкость для американского кинопроизводства. Посмотрите его, если вас тронула эта история жизни.


На этих фото реальная Маргарет, которая в настоящее время жива и прекрасно выглядит, и прелестная талантливая актриса, сыгравшая ее в фильме.


Потрясающий пример очень красивой старости без силикона и операций, а исключительно благодаря уникальному таланту, внутренней чистоте и радости творчества

А от себя я хотела добавить специально для нашего кукольного сайта.

В картинах Маргарет Кин очень заметны истоки создания некоторых популярных сейчас современных кукол, в частности, кукол Сью Лин Ванг и Блайз. А явление прорыва в искусстве куклы не может остаться незамеченным. Возможно, благодаря творчеству Маргарет Кин, кто-то откроет для себя новых кукол с удивительными большими красивыми глазами. Иногда я слышу мнения о том, что глаза этих детей пугают. Мне кажется, что не пугают, а говорят. Причем молча. О том, ЧТО так болело в душе этой хрупкой женщины, можно только догадываться, но. Ведь ее трагическая история закончилась мировым триумфом, значит, все было не напрасно. А может быть, так -госпожа Кин знала сказку о Красной Шапочке и применила «теорию Волка». Ребенку важно все видеть! «Зачем тебе такие большие глазки? Чтобы лучше видеть тебя». А если много видишь, много знаешь! Поэтому меня не пугают эти глаза, для меня они, как, например, картины Босха - только прорыв в искусстве изображения мира. То, из чего состоит мир.

.









После выхода на экраны фильма великого Тима Бартона «Большие глаза», интерес к американской художнице второй половины 20-го века Маргарет Кин возрос с новой силой.

Маргарет Кин (Margaret Keane) американская художница, получившая известность и признание благодаря изображению гиперболизированных больших глаз и судебному разбирательству относительности подлинности ее работ. Муж Маргарет Уолтер Кин, долгое время продавал картины созданные Маргарет, подписывая их своим именем. Будучи хорошим рекламщиком и умелым дельцом, картины с Большими глазами стали настолько популярны, что семье удалось открыть собственно галерею. В какой-то момент Маргарет устала ото лжи и постоянной необходимости скрывать себя и свое творчество. Она разводиться с Уолтером и подает иск в суд относительно того, что все созданные, на протяжении десяти лет картины Уолтера – ее собственные. Рассматривая дело в суде, для того, что бы определить подлинного автора Больших глаз, судья предложил каждому, в течение часа, тут же в зале суда, нарисовать одну работу. Уолтер отказался рисовать, ссылаясь на больное плечо. Маргарет нарисовала очередные Большие глаза за пятьдесят три минуты. Дело было решено в пользу Маргарет Кин, с компенсацией в четыре миллиона долларов.

Стилистически, работы Маргарет Кин можно поделить на два этапа. Первый этап – время, когда она жила с Уолтером и подписывала свои работы его именем. Этот этап характерен темными тонами и грустными лицами. После побега Маргарет на Гавайи, приобщение к свидетелям Иеговистской церкви и восстановления своего имени, меняется и стилистика работ Маргарет. Картины становятся более светлыми, лица, пусть и с Большими глазами, становятся счастливыми и умиротворенными.