Как делаются мультфильмы. Что такое мультипликация? Технологии создания мультфильмов

Как делаются мультфильмы. Что такое мультипликация? Технологии создания мультфильмов
Как делаются мультфильмы. Что такое мультипликация? Технологии создания мультфильмов

Все мы выросли на старых добрых советских мультфильмах. Но, видя на экране Незнайку, Фунтика или других полюбившихся героев, никто не задумывался о том, сколько сил положено на создание одной минуты мультика. Что такое мультипликация? Откуда началась ее история? Кукольная и рисованная мультипликация - какая из них старше? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье.

Если вы заходите, подготовьте чтение, чтобы сообщить себе и спокойно погулять, чтобы посмотреть и почувствовать атмосферу этого тысячелетия. Очень важной и неотъемлемой частью Рима является знаменитая площадь Навона «Пьяцца Навона». Там вы можете заметить, что одна из четырех статуй Фонтана Четырех рек обращена к церкви Святого Агниесайн Агоне, закрывая глаза рукой в ​​локте, чтобы не смотреть на церковь, но. чтобы предотвратить его падение Это объясняется легендой о соперничестве между Бернини и Борромини квадратная является сбор всех художников. - художников, музыкантов, актеров и продавцов полезных и бесполезных сувениров и всякой всячины там, кроме того, что вы можете хорошо поесть на десерт, чтобы купить мороженое, вы можете за двадцать минут, за 10 евро до сделайте отличный мультфильм или просто перестаньте слушать некоторых уличных музыкантов.

Что такое мультипликация?

Мультипликацией называется совокупность технических приемов, в основе которых лежит создание движущихся изображений, а точнее иллюзий их движения, так как используется для этого множество неподвижных картинок и сцен. То есть, по сути, это съемка картинок или кукол, изображающих отдельные моменты движения. Мультипликация появилась гораздо раньше, чем братья Люмьер изобрели кинематограф. Современная мультипликация все чаще называется термином «анимация», от английского «оживление». Анимация, мультипликация - это понятия близкие, но не идентичные. Их связь можно охарактеризовать следующим образом. Мультипликация - это создание анимации, когда осуществляется покадровая съемка рисунков, сцен, бумажных конструкций и т.д.

Толпа невероятна почти в любое время года, особенно в Рождество, когда на площади есть базар. Когда вы войдете, вы обязательно спросите себя, попадет ли вода через отверстие в куполе, когда идет дождь? В самом деле, это очень распространенный вопрос, и ответ таков: структура купола и Глаза такова, что когда он создает дождь, так называемый «эффект камина». Это восходящий поток воздуха, который, даже когда сильный дождь, создает ощущение, что он не дождется, а фактически капает капли. Кроме того, зонды, встроенные в пол, не позволяют формировать лужи внутри Пантеона.

Изобретение мультипликации

Что такое мультипликация? Часть детства множества ребят. Но с чего она начиналась?

В 1877 году инженер-самоучка Эмиль Рейно сконструировал праксиноскоп - механическую игрушку с зеркальным вращающимся барабаном и лентой, на которую были нанесены картинки. Рисованная мультипликация взяла свое начало именно с этого изобретения. Позже Рейно усовершенствовал свой агрегат: теперь рисованные пантомимы, которые раскрашивались вручную, длились от 7 до 15 минут, хотя нельзя не признать, что это приспособление для синхронизации изображения и звука было примитивным, но не для тех времен

Шпионить за куполом базилики Святого Петра из сада сада или пройти через Николо Пиклонини, обратите внимание, что благодаря оптическому эффекту купол, о котором идет речь, становится все меньше, и ваше расстояние становится все больше. Положите руку в «Устье Истины», которая находится в портике церкви Санта-Мариана Космедина. Это хорошо, пока вы положите руку, а не на ложь, потому что считается, что если кто-то, поджав руку, будет закрыт. Пока он не закрылся, поэтому - поставил мир.

Пойдите на мост Милвио, один из самых очаровательных и романтичных достопримечательностей Рима. Мост закрыт тысячами замков. Там любовники, цепляясь за вечную любовь, запирают свой замок и бросают ключ в вялую реку Тибр под ногами. Возьмите пикник и катайтесь на лодке на озере Вилла Боргезе.

Движущиеся картинки

Технология мультипликации выглядит так: на каждом следующем кадре фигурка героя представлена в немного другой фазе движения. Отдельно взятые картинки поодиночке фотографируются и проецируются на экран. Скорость трансляции - 24 кадра в секунду.


Первые события этого проекта были проведены 29 апреля этого года в средней школе Дубингяй и гимназии Гидрайчяй Антанас Ярошевичюс. В мероприятиях приняли участие студенты из 6-12 классов. Символично, что эти оживленные кинематографические события произошли накануне Дня матери.

Анимированный кинопроект «Распространение анимационного кино в регионах Литвы: женская тема в литовской анимации» - это культурно-просветительское мероприятие для этического и эстетического воспитания студентов. Этот проект способствует уважению к женщинам, поощряет учащихся к интересам литовского фольклора, фольклора, этнокультуры, знакомит Стасиуса Красаускаса, одного из выдающихся литовских художников, с его знаменитым циклом графических отпечатков «Рождение женщины». Проект также важен с точки зрения сохранения культурной самобытности.

Что такое мультипликация? Это творческий труд, на создание которого уходит много времени и труда сотен людей. Продюсеры определяют общий замысел ленты, сценаристы трудятся над сюжетом и пишут сценарий, который затем разобьется на сцены и эпизоды, иллюстрируемые сериями набросков. После все это попадает на стол режиссеру-мультипликатору, распределяющему сцены между художниками-мультипликаторами: каждый из них рисует определенное положение персонажей в эпизоде. Промежуточные сцены будут прорисовываться младшими мультипликаторами. Остальные художники занимаются созданием фона, на котором разворачивается действие.

Это также важно с точки зрения сотрудничества и партнерства с региональными школами: переданный проект распространения анимационных фильмов, как возможность сделать культурные продукты более доступными для школьников небольших городов и для сообщества.

Тема женщины в анимационных фильмах Аурика и Альгирдаса Селена. На этом компакт-диске были представлены мультфильмы: «Вильнюсская Дева», «Неринга», «Жемайчюй Прамоте», «Королева орлиного трава», «Песня», «Юрате и Каститис». Кроме того, распространение анимационных фильмов проводилось в сотрудничестве с кинотеатрами «Звук», «Рамыбе», Культурным домом Кедайняй, Центрами культуры Сейню и Бялысток, а также чешскими культурными и учебными заведениями. Во время образовательных мероприятий был создан документально-образовательный фильм «Уроки анимационного фильма».

Затем контурные рисунки нужно покрасить. Их переносят на прозрачный пластик, обводят тушью и раскрашивают. После этого оператор фотографирует рисунки с помощью специальной камеры. Последний этап - синхронизация изображения и звука.

Есть и иная техника создания мультфильма.

Кукольная мультипликация

Россия является родиной кукольной, или объемной, мультипликации. С развитием этого вида мультиков появилась новая техника создания фильмов. Но тем не менее процесс создания ленты оставался не менее трудоемким.

Кинорежиссер и оператор Альгирдас Селенис. Во время фестиваля, в котором основное внимание уделяется работам скандинавского и балтийского регионов, будут проведены встречи с кинематографистами и профессионалами игровой индустрии, которые представят захватывающие произведения на специальной игровой выставке. В субботу на фестивале будут представлены анимированные фильмы Оскара «Красная черепаха» и «Мой, цуккини, жизнь». В воскресенье днем ​​для семей провести семинар-дискуссию с психологом о преимуществах анимации для детей.

Анимация увлекательна неограниченными возможностями визуального выражения. Кино называется искусственным синтезом, но анимация может содержать еще больше видов искусства, чем художественные фильмы или документальные фильмы. В Литве у нас есть ряд оригинальных режиссеров анимации фильмов, чьи работы интересны и оценены международной аудиторией. В Литве у собаки нет больших анимационных студий, поэтому в основном производятся короткие фильмы. Если мы посмотрим на статистику последних 5-10 лет кинолент, то трехмерная коллекция фильмов, которую мы имеем большинство из нас, обязательно найдет анимационные фильмы.

Первый этап создания мультфильма - написание сценария и продумывание образов героев. По эскизам персонажей шьются куклы, их костюмы и обувь, которая будет соответствовать образу каждого из героев. Это самый трудоемкий этап работы, так как каждая кукла должна быть подвижной.


Правда, эта тенденция характерна для семейных мультфильмов. Анимация для взрослых не так популярна, так как по-прежнему считается, что анимация для детей, - сказала пресс-секретарь литовской анимационной ассоциации Агне Адомен. Это первая программа для женской анимации в Литве, которую мы планируем продолжить в будущем. Документальные, авторские работы самых известных школ анимации будут касаться вопросов одиночества, дружбы, насилия или с юмором рассказывать, как поднять их покойного мужа, - сказала Лаура Алмантайте, директор фестиваля.

Комедийный вечер дает сарказм, юмористическую программу, вдохновленную юмором. Самые известные анимационные фильмы прошлого года от крупнейшего фестиваля анимации Фредрикстада в Северном регионе и победивших фильмов - исчезновение Дандерса и Эдгиса Тейбло - для молодых зрителей. Эта программа будет представлена ​​гостями из Швеции и Норвегии - продюсером Йоханом Эдстремом и режиссером Кристианом Педерсеном.

Второй этап - съемка фаз движения кукол, соответствующих сценарию. Один эпизод может сниматься несколько дней, а может и несколько месяцев. Полнометражный кукольный мультфильм может сниматься в течение 3 лет и даже дольше. Но в основном объемная мультипликация имеет продолжительность 5-15 минут, однако даже на это тратится несколько месяцев.

Представляем самых сильных разработчиков игр. В пятницу и субботу на фестивале вы сможете поэкспериментировать с яркими, творческими играми, которые не ухудшаются в серьезных социальных и исторических темах, а также участвовать в создании самых мощных видеоигр в Литве и других европейских странах, рассматриваемых в этой области в Балтийском регионе.

Игры и анимация всегда были особенно близкими. В конце концов, анимация оживляет весь мир, и здесь мы говорим не только о любимых игровых персонажах, но и обо всех элементах игрового мира: от движения курсора мыши или фантастического фейерверка до сладостей, до плотных движений танца или ветряных лепестков - все нужно оживить, чтобы быть живым Сказал Артур Румианс, координатор программы видеоигр фестиваля.

Почему так происходит? Например, согласно сценарию мультфильма, герой бежит по лесной тропинке. Чтобы снять эту сцену, куклу-персонажа помещают на фоне движущейся декорации, на которой изображены деревья, солнце, облака, небо, птицы. Создавая эффект бегущего персонажа, мультипликатор вручную передвигает ноги и руки героя, поворачивает голову. Таким образом постепенно снимается на пленку каждая фаза бега персонажа. Вместе с телом снимаются и фазы движения одежды и волос. Так, в течение одного дня съемки мультфильма, когда все фотографии объединяются в один видеоряд, создатели ленты снимают всего пару секунд экранного времени.

Правда, на заре эпохи компьютерных игр, классического кино или анимационного искусства и игровой индустрии казалось бы, что есть два противоречивых мира, но сегодня ситуация совершенно иная. Это связано со многими факторами: от растущей компьютерной анимации и специальных эффектов до самых причудливых экспериментов, чтобы расширить опыт зрителя или игрока.

Это рассказ о человеке, который дрожит от советского гнета, стремления к свободе и решительности. Интересно, что эта игра относится к жанру головоломок, и история сопровождается не словами, а символами, аудиовизуальными решениями, игрой и эмоциями, которые она исходит. Игроки не будут впадать в темную и летаргическую атмосферу ига, но решат моральную дилемму. После выхода из работы, на которой они были заключены в тюрьму, игроки научатся перехитрить систему и подражать людям, которые в мире.

Когда в мультипликацию пришли компьютерные технологии, кукольные мультфильмы стали сниматься значительно быстрее.


Электронная мультипликация - анимация

Электронная мультипликация, или анимация, создается с помощью компьютера: последовательно в виде слайд-шоу выстраиваются заранее подготовленные графические файлы. Не меньшей популярностью пользуется и flash-анимация, когда мультик создается с помощью специальной программы Macromedia Flash. Она легка в использовании и настройке, что и обуславливает ее популярность.

Беда в том, что эти люди уже детерминируют систему, поэтому, если мы используем их для того, чтобы быть лояльными, мы не сможем примириться с режимом, из которого мы сломаемся? Эксклюзивный гость - создатель «Птицы фиалки». Мне всегда было интересно смешивать детали и смешивать такие вещи, как рисование, письмо, кино, музыка, актерское мастерство и как все это работает в области технологий. Анимация оказалась в совокупности со всеми этими вещами с жанром, который отвечает моим интересам. Конечно, мне нравятся все другие вещи в анимации: генерация идеи, скрининг.

Иллюстрации к тексту – рабочий материал нового анимационного фильма “Загадка пустыни” студии TouchFX . Проект еще нигде не анонсировался, так что кадры – эксклюзивные.

О мультипликации

Мультипликация (выражаясь очень грубо) – это создание визуального ряда из сменяющихся изображений (например, 24 кадра в секунду). В зависимости от того, каким образом получено изображение, мультипликация может быть рисованной (кадр рисуется от руки), кукольной (кадр с куклами фотографируется), компьютерной (изображение генерируется при помощи компьютерной графики).

Два разных, но многих распространенных типа искусства: кино и фотографии. Два разных художника: один из них - известный кинорежиссер, записанный в истории кино как пионер мультипликационной анимации, автор многих своих фильмов, художник, оператор и даже актер Владислав Старевич. Далее - молодой фотограф Лукас Йонайтис. Оба создателя заинтересованы в энтомологии. Старевичюс также был очарован природой, наблюдал за насекомыми, собирал их, и, когда в начале своего творческого путешествия он интересовался фотографией, он создал реалистичные модели.

Визуальная разработка и коцепт-арт

Компьютерная мультипликация, в свою очередь, может быть растровой, векторной, трехмерной (зависит от выбранного софта и метода работы). Мы будем говорить о трехмерной компьютерной мультипликации – то есть о создании анимационных фильмов с использованием программ трехмерной компьютерной графики. И сразу определимся с понятиями. Мультипликацией будет называться процесс создания фильма, а анимацией процесс – «приведения в движение» персонажей и объектов фильма. Но об этом чуть ниже.

О фотографии и о том, почему художники восхищаются миром насекомых, мы разговариваем с фотографом Лукасом Йонайтисом. В одном из интервью вы сказали, что вам нравится находиться в природе, наблюдая за этим с детства. Было бы интересно узнать, что вызвало интерес к макросъемке в частности?

Прежде всего, это был интерес к окружающей среде. Они действительно необычайные, с их размером и размером, и звимбия мощно. Когда, где работала ваша первая макросъемка? Может быть, вы помните, что именно был в нем маленьким создателем? Фильмы Старевича энтомологичны: «Жизнь пламени», «Скарабы». Они имеют естественные сцены жизни насекомых. Старевичюса: они известны в области науки как первые жуки, которые стали предметом энтомологических исследований.

С чего начинается мультфильм? С идеи. Продюсер ставит задачу разработать предварительные материалы на тему будущего фильма. Сценарист начинает работать над историей. Художник и арт-директор над визуальным решением.


Готовый пакет поступает супервайзеру (техническому директору). Супервайзер с доброй улыбкой просматривает предложения по проекту и спокойно объясняет, что технические и человеческие ресурсы студии ограничены. Поэтому в фильме не может быть супермегаэпичной батальной сцены с участием двух тысяч персонажей. Лучше обойтись дракой между главным героем и антагонистом. Сорок семь уникальных локаций тоже многовато. Трех будет вполне достаточно. Когда крики и ругань между романтиками и прагматиками стихают, начинается новый этап создания мультфильма – процесс поиска консенсуса между продюсером, супервайзером, режиссером и арт-отделом.

Они считали древних египетских волшебников связями с небесными телами, они считали это успехом, символом счастья и произведением скульптур. Всегда ли насекомые фотографируют в своем естественном окружении? Возможно, вам пришлось организовать фотосъемку для какого-нибудь насекомого и переместить ее в чужую среду?

В основном сфотографированы в природе, частично в естественных условиях. Потому что, найдя насекомое, скажем, висящее на углу, оно будет отрезано с осторожностью и упадет на соответствующий фон для меня, потому что обычный фон часто бывает слишком грубым, темным и отвлекающим.


От модели к рендеру

Анимационный фильм – результат адаптации имеющейся технологии и ресурсов (в том числе финансовых). Классическая двухмерная рисованная анимация – не исключение. Там тоже существовали проблемы поиска путей реализации идей. Помните мультфильм «101 далматинец» студии «Disney»? Он стал результатом использования новой для студии технологии черно-белого ксерокопирования. Неромантично, зато очень эффективно. Та же история с трехмерной анимацией. В свое время сгенерированные компьютером картинки рассматривались исключительно как развлечение для гиков. А вот Джон Лассетер (нынешний глава «Pixar») увидел в этой технологии потенциал для реализации своих творческих идей. Благодаря синтезу принципов классической мультипликации и новейших технологий на свет появился первый полнометражный компьютерный анимационный фильм – «История игрушек». Выбор сюжета кстати тоже не случаен Технологии того времени плохо справлялись с созданием органических персонажей – людей и животных. А вот сделать пластмассовую игрушку можно было запросто. Да и анимировать ее было легче, чем человека. Потом были «Приключения Флика» – про насекомых (визуально та же пластмасса). И лишь развитие производственных мощностей и увеличение бюджетов позволило начать масштабное использование в мультфильмах животных и людей.

Вернемся на нашу студию. После многочисленных раундов переговоров, обсуждений, дискуссий, споров и ссор, утверждается концепт будущего фильма. Начинается стадия «препродакшена». Пишется сценарий, начинается визуальная разработка фильма.


3D-модели и локации

Предпродакшен и производство

Главная особенность компьютерной мультипликации – все что есть в кадре, должно реально существовать в трехмерном варианте. А значит должно быть кем-то придумано и создано. Анимационная студия похожа на конвейер. Первым человеком на нем является художник. Он рисует персонажей, окружение, предметы интерьера, растения.

Когда есть готовый концепт-арт и скетчи начинается непосредственное производство. В трехмерной анимации рисунки сами по себе не используются. Они являются неким «чертежом» или «схемой», на основе которых будут созданы и визуализированы трехмерные модели.

Трехмерное моделирование – это построение объектов из точек, линий и многоугольников (полигонов). Звучит нудно, на практике выглядит еще нуднее, а вот результат уже радует.


Трехмерная модель движется дальше по «конвейеру». Отдел технической разработки при необходимости добавляет модели необходимые атрибуты. Для персонажа создается виртуальный «экзоскелет» (риг), который позволяет анимировать его, разрабатывается мимика лица, создается волосяной покров и многое другое.

Для того чтобы модель в кадре не выглядела серым скоплением полигонов ее необходимо затекстурить и осуществить шейдинг. По сути – это раскрашивание модели и придание ей свойств светоотражения. Любой видимый вами объект – это результат попадания в глаз отраженного от него света. В зависимости от свойств объекта свет отражается по разному. В трехмерной графике то же самое. В зависимости от настроек отражения попадающего виртуального источника света модель шара может быть стеклянной, каменной, железной. Чем сложнее материал, тем сложнее получить желаемый эффект. Например, человеческая плоть частично поглощает попадающий на нее свет, преломляет и рассеивает его под кожей. Все эти показатели необходимо грамотно настроить, чтобы получить приятную для глаза картинку (помните, что было написано о пластмассовых персонажах?).


Отрендеренный персонаж

Раскадровка

Модели персонажей и окружения готовы. Настало время их «оживить». Тут нужно сделать шаг назад. Пока создавался трехмерный мир, сценарист дописывал сценарий, а художник-раскадровщик вместе с режиссером занимались постановкой фильма. Раскадровка – это некий комикс, рисованный прототип будущего фильма. Определяется последовательность действий в фильме, основные планы, придумывается какой-то ситуационный юмор. Каждый из нас по-разному может интерпретирвоать прочтенный сценарий. Для кого-то «фрукты на столе» - это яблоки и бананы, а для кого-то - киви и абрикосы. Задача раскадровки – сделать так, чтобы все увидели фильм глазами режиссера. Готовый «комикс» накладывается на звук и создается подобие чернового монтажа будущего мультфильма – аниматик.


"Сториборд"

Анимация

Тут начинается лингвистический ад. На основе аниматика аниматоры анимируют персонажей.

Анимация – дословно «одушевление», от латинского «anima» - душа.

Как происходит анимация? Представьте марионетку в кукольном театре. Вот точно также, только «внутри» компьютерной программы. Аниматор меняет положение контроллеров на экзоскелете персонажа таким образом, чтобы получить нужное ему движение. Занятие очень кропотливое. В день можно сделать несколько секунд хорошей анимации.


Для форсирования этого процесса в мультипликации применяется технология захвата движения motion capture (мокап). Если коротко, то мокап в мультфильме, это то же, что вы знаете, слышали и видели про «Аватар» и Голума из «Властелина колец». Технология используется одинаковая. Актер одевает специальный костюм со светоотражаемыми маркерами, каждый из которых отвечает за контроллер на трехмерном персонаже. Двигается человек, двигается герой мультфильма.


Мокап и анимация

И снова конвейер. К трехмерной сцене с объектами, окружением и санимированным персонажами добавляются виртуальный свет, виртуальные камеры, виртуальные спецэффекты. Все это дело идет на рендер – то есть на визуализацию.


Ликбез по рендеру

Из уроков физики в школе вспоминаем, что зрение – это процесс восприятия отраженного света. В трехмерной сцене то же самое. На объект попадает условный «луч» от виртуального источника света (скажем лампочки). Луч отражается от объекта (с учетом настроек шейдинга), попадает на другой объект, снова отражается и попадет в «глаз» (объектив виртуальной камеры). Количество и способ отражений зависит от сложности сцены, интенсивности и источника освещения многих других факторов. Рендерингом называется процесс просчета и визуализации итогов этого светоотражения. Чем физически корректнее даны параметры источников света, количества трассировки лучей и методов их считывания при попадании в «глаз», тем более физически корректным и фотореалистичным будет финальное изображение. Рендеринг – технологически одна из самых сложным операций трехмерной графики. Для понимания – рендер одного кадра в зависимости от сложности и поставленной задачи может занимать от нескольких минут, до нескольких часов. Секунда анимации – это 25 кадров. 25 часов машино-времени работы процессора. В среднем на рендеринг проекта отводится около более трех месяцев.


Отрендеренный персонаж

«Walt Disney Animation Studio» благодаря собственным техническим наработкам и программам смогла добиться производительности своих вычислительных мощностей в 1,1 млн. рендер-часов в сутки. Для сравнения, с такими технологиями мультфильмы «Ральф» или «Холодное сердце» были бы отрендерены за 10 дней (совокупная необходимость для каждого из проектов была порядка 11 млн. рендре-часов).


Отрендеренный видеоряд далее монтируется, добавляются спецэффекты, проводится цветокоррекция. При необходимости изображение стереофицируется, чтобы фильм был доступен в формате 3D просмотра. Кстати для получения стерео картинки необходимо отрендерить каждый кадр по два раза – с расчетом смещения для правого и левого глаза.


Смонтированный и обработанный видеоряд синхронизируется со звуком (озвучка персонажей и интершумы). Все, мультфильм готов. Приятного просмотра.


PS. О каждом этапе более подробно я еще буду рассказывать, да. Но чуть позже. Спасибо за внимание.

Откройте свою на Naked Science и поделитесь своим опытом с миллионной аудиторией сайта.