Грустная любовь великой тэффи. Краткая биография тэффи

Грустная любовь великой тэффи. Краткая биография тэффи
Грустная любовь великой тэффи. Краткая биография тэффи

Представления о русской литературе чаще всего формируются у человека курсом школьной программы. Нельзя утверждать, что знания эти такие уж совсем неправильные. Но они раскрывают предмет далеко не в полной мере. Множество значительных имён и явлений остались за рамками школьного курса. Например, обычному школьнику, даже сдавшему на отличную отметку экзамен по литературе, часто совершенно неведомо, кто такая Тэффи Надежда Александровна. Но довольно часто эти так называемые имена второго ряда заслуживают нашего особого внимания.

Взгляд с другого берега

К разностороннему и яркому дарованию Надежды Александровны Тэффи с большим интересом относятся все, кому небезразлична переломная эпоха русской истории, в которой ей довелось жить и творить. Едва ли эту писательницу можно отнести к литературным звёздам первой величины, но образ эпохи без неё будет неполным. А особенно интересен для нас взгляд на русскую культуру и историю со стороны тех, кто оказался по другую сторону её исторического разлома. А за пределами России, по образному выражению, оказался целый духовный континент русского социума и русской культуры. Надежда Тэффи, биография которой оказалась расколотой на две половины, помогает нам глубже понять тех русских людей, которые осознанно не приняли революцию и были её последовательными противниками. У них были для этого веские основания.

Надежда Тэффи: биография на фоне эпохи

Литературный дебют Надежды Александровны Лохвицкой состоялся в начале двадцатого века короткими стихотворными публикациями в столичных периодических изданиях. В основном, это были сатирические стихи и фельетоны на волновавшие общественность темы. Благодаря им Надежда Тэффи быстро приобрела популярность и стала известной в обеих столицах Российской империи. Эта обретённая в молодые годы литературная известность оказалась на удивление стабильной. Ничто не смогло подорвать интерес публики к творчеству Тэффи. Биография её вмещает в себя войны, революции и долгие годы эмиграции. Литературный авторитет поэтессы и писательницы оставался бесспорным.

Творческий псевдоним

Заслуживает отдельного внимания вопрос о том, как Надежда Александровна Лохвицкая стала Надеждой Тэффи. Принятие псевдонима было для неё вынужденной мерой, поскольку под настоящей фамилией публиковаться было затруднительно. Старшая сестра Надежды, Мирра Лохвицкая, начала свою литературную карьеру значительно раньше, и её фамилия уже успела стать известной. Сама Надежда Тэффи, биография которой широко растиражирована, несколько раз в заметках о своей жизни в России упоминает о том, что в качестве псевдонима выбрала имя знакомого дурачка, которого все называли "Стэффи". Одну букву пришлось сократить, чтобы у человека не возникло необоснованного повода для гордости.

Стихи и юмористические рассказы

Первое, что приходит на ум при знакомстве с творческим наследием поэтессы, это знаменитое изречение Антона Павловича Чехова - "Краткость - сестра таланта". Ранние произведения Тэффи соответствуют ему в полной мере. Стихи и фельетоны постоянного автора популярного журнала "Сатирикон" были всегда неожиданными, яркими и талантливыми. Публика постоянно ожидала продолжения, и писательница народ не разочаровывала. Очень непросто найти другого такого литератора, читателями и поклонниками которого были такие столь разные люди, как Государь Император Самодержец Николай Второй и вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Вполне возможно, что Надежда Тэффи так бы и осталась в памяти потомков автором лёгкого юмористического чтива, если бы не вихрь революционных событий, накрывший страну.

Революция

Начало этих событий, до неузнаваемости изменивших в течение нескольких лет Россию, можно наблюдать по рассказам и очеркам писательницы. Намерение покинуть страну возникло далеко не в один момент. В конце 1918 года Тэффи совместно с писателем Аркадием Аверченко даже совершает поездку по стране, полыхающей в огне гражданской войны. В процессе гастролей планировались выступления перед публикой. Но масштаб развернувшихся событий был явно недооценён. Поездка затянулась примерно на полтора года, и с каждым днём становилось всё очевиднее, что назад пути больше нет. Русская земля под ногами стремительно сокращалась. Впереди было только Чёрное море и путь через Константинополь в Париж. Его и проделала совместно с отступающими частями Надежда Тэффи. Биография её в дальнейшем продолжалась уже за границей.

Эмиграция

Существование вдали от Родины мало для кого оказалось простым и беспроблемным. Однако культурная и литературная жизнь в мире русской эмиграции била ключом. В Париже и Берлине выходили периодические издания и печатались книги на русском языке. Многие литераторы на полную мощь смогли развернуться только в эмиграции. Пережитые социально-политические потрясения стали весьма своеобразным стимулом для творчества, а вынужденный отрыв от родной страны стал постоянной темой эмигрантских произведений. Не является здесь исключением и творчество Надежды Тэффи. Воспоминания о потерянной России и литературные портреты деятелей русской эмиграции на долгие годы становятся доминирующими темами её книг и статей в периодических изданиях.

Любопытным можно назвать тот исторический факт, что рассказы Надежды Тэффи в 1920 году издавались в Советской России по инициативе самого Ленина. В этих заметках она весьма негативно отзывалась о нравах некоторых эмигрантов. Однако большевики были вынуждены предать забвению популярную поэтессу, после того как ознакомились с её мнением о них самих.

Литературные портреты

Заметки, посвящённые различным деятелям русской политики, культуры и литературы, как оставшимся на Родине, так и оказавшимся по воле исторических обстоятельств за её пределами, являются вершиной творчества Надежды Тэффи. Воспоминания подобного рода всегда привлекают внимание. Мемуары о знаменитых людях просто обречены на успех. А Надежда Тэффи, краткая биография которой условно разделяется на две большие части - жизнь на Родине и в эмиграции, лично была знакома с очень многими видными деятелями. И ей было что о них сказать потомкам и современникам. Портреты этих деятелей именно тем и интересны - личным отношением автора заметок к изображаемым персонам.

Страницы мемуарной прозы Тэффи дают нам возможность познакомиться с такими историческими деятелями, как Владимир Ленин, Александр Керенский. С выдающимися писателями и художниками - Иваном Буниным, Александром Куприным, Ильёй Репиным, Леонидом Андреевым, Зинаидой Гиппиус и Всеволодом Мейерхольдом.

Возвращение в Россию

Жизнь Надежды Тэффи в изгнании была далека от благополучия. Несмотря на то что её рассказы и очерки охотно издавались, литературные гонорары были нестабильны и обеспечивали существование где-то на грани прожиточного минимума. В период фашистской оккупации Франции жизнь русских эмигрантов значительно усложнилась. Перед многими известными деятелями встал вопрос Надежда Александровна Тэффи принадлежала к той части русских людей за границей, которые категорически отвергли сотрудничество с коллаборационистскими структурами. А подобный выбор обрекал человека на полную нищету.

Биография Надежды Тэффи завершилась в 1952 году. Похоронена она в пригороде Парижа на знаменитом русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. В Россию ей суждено было вернуться только в своих Они стали массово публиковаться в советской периодической печати в конце восьмидесятых годов двадцатого века, в период перестройки. Книги Надежды Тэффи выходили также и отдельными изданиями. Они были хорошо приняты читающей публикой.

Тэ́ффи (настоящее имя Наде́жда Алекса́ндровна Ло́хвицкая , по мужу Бучи́нская ; 24 апреля (6 мая) 1872 года, Санкт-Петербург - 6 октября 1952 года, Париж) - русская писательница и поэтесса, мемуарист, переводчик, автор таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер?». После революции - в эмиграции. Сестра поэтессы Мирры Лохвицкой и военного деятеля Николая Александровича Лохвицкого.

Биография
Надежда Александровна Лохвицкая родилась 24 апреля (6 мая) 1872 года в Санкт-Петербурге (по другим сведениям в Волынской губернии) в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого (1830-1884). Училась в гимназии на Литейном проспекте.
В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилёвом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, где начала литературную карьеру.
Публиковалась с 1901 года. В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы».
Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». Сатира Тэффи часто носила очень оригинальный характер; так, стихотворение «Из Мицкевича» 1905 года основано на параллели между широко известной балладой Адама Мицкевича «Воевода» и конкретным, произошедшим недавно злободневным событием. Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки». Поклонником Тэффи был Николай II, именем Тэффи были названы конфеты. По предложению Ленина рассказы 1920-х годов, где описывались негативные стороны эмигрантского быта, выходили в СССР в виде пиратских сборников до тех пор, пока писательница не выступила с публичным обвинением.
После закрытия в 1918 году газеты «Русское слово», где она работала, Тэффи отправилась в Киев и Одессу с литературными выступлениями. Эта поездка привела её в Новороссийск, откуда летом 1919 года она отправилась в Турцию. Осенью 1919 она была уже в Париже, а в феврале 1920 в парижском литературном журнале появились два её стихотворения, в апреле она организовала литературный салон. В 1922-1923 жила в Германии.
С середины 1920-х жила в гражданском браке с Павлом Андреевичем Тикстоном (ум. 1935). Умерла 6 октября 1952 года в Париже, спустя два дня её отпели в Александро-Невском соборе в Париже и похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в её творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.

Псевдоним
Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи .
Первая версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но - что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака - дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался)», писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“» . После успешной премьеры этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что «это… имя одного дур… то есть такая фамилия» . Журналист заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга» . Тэффи, вспомнившая песенку Киплинга «Taffy was a walshman / Taffy was a thief…» (рус. Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором), согласилась с этой версией.
Эту же версию озвучивают исследовательница творчества Тэффи Э. Нитраур, указывая имя знакомого писательницы как Стефан и уточняя название пьесы - «Женский вопрос», и группа авторов под общим руководством А. И. Смирновой, приписывающих имя Степан слуге в доме Лохвицких.
Другой вариант происхождения псевдонима предлагают исследователи творчества Тэффи Е. М. Трубилова и Д. Д. Николаев, по мнению которых псевдоним для Надежды Александровны, которая любила мистификации и шутки, а также являлась автором литературных пародий, фельетонов, стал частью литературной игры, направленной на создание соответствующего образа автора.
Также существует версия, что свой псевдоним Тэффи взяла потому, что под её настоящей фамилией печаталась её сестра - поэтесса Мирра Лохвицкая, которую называли «русской Сафо».

Творчество
До эмиграции
С детства Тэффи увлекалась классической русской литературой. Её кумирами были А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой, интересовалась современной литературой и живописью, дружила с художником Александром Бенуа. Также на Тэффи оказали огромное влияние Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и её современники Ф. Сологуб и А. Аверченко.
Писать Надежда Лохвицкая начала ещё в детстве, но литературный дебют состоялся почти в тридцатилетнем возрасте. Первая публикация Тэффи состоялась 2 сентября 1901 года вжурнале «Север» - это было стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…».
Сама Тэффи отзывалась о своём дебюте так: «Взяли моё стихотворение и отнесли его в иллюстрированный журнал, не говоря мне об этом ни слова. А потом принесли номер журнала, где стихотворение напечатано, что очень меня рассердило. Я тогда печататься не хотела, потому что одна из моих старших сестер, Мирра Лохвицкая, уже давно и с успехом печатала свои стихи. Мне казалось чем-то смешным, если все мы полезем в литературу. Между прочим, так оно и вышло… Итак - я была недовольна. Но когда мне прислали из редакции гонорар - это произвело на меня самое отрадное впечатление .
В 1905 году её рассказы печатались в приложении к журналу «Нива».
В годы Первой русской революции (1905-1907) Тэффи сочиняет острозлободневные стихи для сатирических журналов (пародии, фельетоны, эпиграммы). В это же время определяется основной жанр всего её творчества - юмористический рассказ. Сначала в газете «Речь», затем в «Биржевых новостях» в каждом воскресном выпуске печатаются литературные фельетоны Тэффи, вскоре принесшие ей всероссийскую любовь.
В дореволюционные годы Тэффи пользовалась большой популярностью. Была постоянной сотрудницей в журналах «Сатирикон» (1908-1913) и «Новый Сатирикон» (1913-1918), которыми руководил её друг А. Аверченко.
Поэтический сборник «Семь огней» был издан в 1910 году. Книга осталась почти незамеченной на фоне оглушительного успеха прозы Тэффи. Всего до эмиграции писательница опубликовала 16 сборников, а за всю жизнь - более 30. Кроме того, Тэффи написала и перевела несколько пьес. Её первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена петербургским Малым театром.
Следующим её шагом было создание в 1911 году двухтомника «Юмористические рассказы», где она критикует обывательские предрассудки, а также изображает жизнь петербургского «полусвета» и трудового народа, словом, мелочную повседневную «ерунду». Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с которыми соприкасаются основные герои, это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные тупыми и бессмысленными существами. Повседневность и обыденность подмечены Тэффи зло и метко. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из «Этики» Бенедикта Спинозы, который точно определяет тональность многих её произведений: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе - благо».
В 1912 году писательница создает сборник «И стало так», где описывает не социальный тип мещанина, а показывает обыденность серых будней, в 1913 году - сборник «Карусель» (здесь перед нами образ простого человека, раздавленного жизнью) и «Восемь миниатюр», в 1914 году - «Дым без огня», в 1916 году - «Житьё-бытьё», «Неживой зверь» (где писательница описывает ощущение трагичности и неблагополучия жизни; положительным идеалом для Тэффи здесь являются дети, природа, народ).
События 1917 года находят отражение в очерках и рассказах «Петроградское житие», «Заведующие паникой» (1917), «Торговая Русь», «Рассудок на веревочке», «Уличная эстетика», «В рынке» (1918), фельетонах «Пёсье время», «Немножко о Ленине», «Мы верим», «Дождались», «Дезертиры» (1917), «Семечки» (1918).
В конце 1918 года вместе с А. Аверченко Тэффи уехала в Киев, где должны были состояться их публичные выступления, и после полутора лет скитаний по российскому югу (Одесса,Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. Судя по книге «Воспоминания», Тэффи не собиралась уезжать из России. Решение было принято спонтанно, неожиданно для неё самой: «Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата, медленно ползущая струйка поперек тротуара перерезывает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через неё нельзя. Идти дальше нельзя. Можно повернуться и бежать» .
Тэффи вспоминает, что её не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя своё отношение к Октябрьской революции она определила давно: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъярённых харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла» .

В эмиграции
В Берлине и Париже продолжали выходить книги Тэффи , и исключительный успех сопутствовал ей до конца долгой жизни. В эмиграции у неё вышло больше десятка книг прозы и только два стихотворных сборника: «Шамрам» (Берлин, 1923) и «Passiflora» (Берлин, 1923). Подавленность, тоску и растерянность в этих сборниках символизируют образы карлика, горбуна, плачущего лебедя, серебряного корабля смерти, тоскующего журавля.
В эмиграции Тэффи писала рассказы, рисующие дореволюционную Россию, всё ту же мещанскую жизнь, которую она описывала в сборниках, изданных на родине. Меланхолический заголовок «Так жили» объединяет эти рассказы, отражающие крушение надежд эмиграции на возвращение прошлого, полную бесперспективность неприглядной жизни в чужой стране. В первом номере газеты «Последние новости» (27 апреля 1920 года) был напечатан рассказ Тэффи «Ке фер?» (франц. «Что делать?»), и фраза его героя, старого генерала, который, растерянно озираясь на парижской площади, бормочет: «Все это хорошо… но que faire? Фер-то ке?», стала своего рода паролем для оказавшихся в изгнании.
Писательница публиковалась во многих видных периодических изданиях русской эмиграции («Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Звено», «Современные записки», «Жар-Птица»). Тэффи выпустила ряд книг рассказов - «Рысь» (1923), «Книга Июнь» (1931), «О нежности» (1938) - показавших новые грани её таланта, как и пьесы этого периода -«Момент судьбы» 1937, «Ничего подобного» (1939) - и единственный опыт романа - «Авантюрный роман» (1931). Но своей лучшей книгой она считала сборник рассказов «Ведьма». Жанровая принадлежность романа, обозначенная в названии, вызвала сомнения у первых рецензентов: было отмечено несоответствие «души» романа (Б. Зайцев) заглавию. Современные исследователи указывают на сходство с авантюрным, плутовским, куртуазным, детективным романом, а также романом-мифом.
В произведениях Тэффи этого времени заметно усиливаются грустные, даже трагические мотивы. «Боялись смерти большевистской - и умерли смертью здесь. Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда», - сказано в одной из её первых парижских миниатюр «Ностальгия» (1920). Оптимистический взгляд на жизнь Тэффи изменит только в глубокой старости. Раньше своим метафизическим возрастом она называла 13 лет, но в одном из последних парижских писем проскользнёт горькое: «Все мои сверстники умирают, а я все чего-то живу…».
Вторая мировая война застала Тэффи в Париже, где она осталась из-за болезни. Она не сотрудничала ни в каких изданиях коллаборационистов, хотя голодала и бедствовала. Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой с каждым разом становилось всё меньше.
В 1930-е годы Тэффи обращается к мемуарному жанру. Она создаёт автобиографические рассказы «Первое посещение редакции» (1929), «Псевдоним» (1931), «Как я стала писательницей» (1934), «45 лет» (1950), а также художественные очерки - литературные портреты известных людей, с которыми ей довелось встречаться. Среди них Г. Распутин, В. Ленин, А. Керенский, А. Коллонтай, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Репин, А. Аверченко, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Л. Андреев, А. Ремизов, А. Куприн, И. Бунин, И. Северянин, М. Кузьмин, В. Мейерхольд. Создавая образы известных людей, Тэффи выделяет какую-либо черту или качество, которые кажутся ей наиболее яркими, подчёркивающими индивидуальность человека. Своеобразие литературных портретов обусловлено авторской установкой «рассказать… просто как о живых людях, показать, какими я их видела, когда сплетались наши пути. Они все уже ушли, и ветер заметает снегом и пылью их земные следы. О творчестве каждого из них писали и будут писать ещё и ещё, но просто живыми людьми не многие их покажут. Я хочу рассказать о моих встречах с ними, об их характерах, причудах, дружбе и вражде». Современники восприняли книгу как «едва ли не лучшее из того, что нам до сих пор дала эта талантливая и умная писательница» (И. Голенищев-Кутузов), как «эпилог прошлой и невозвратной жизни» (М. Цетлин).
Тэффи планировала писать о героях Л. Н. Толстого и М. Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отпраздновала именины, а всего через неделю скончалась.
В СССР Тэффи начали перепечатывать только с 1966 года.

Библиография
Издания, подготовленные Тэффи
Семь огней - СПб.: Шиповник, 1910
Юмористические рассказы. Кн. 1. - Спб.: Шиповник, 1910
Юмористические рассказы. Кн. 2 (Человекообразные). - СПб.: Шиповник, 1911
И стало так. - СПб.: Новый сатирикон, 1912
Карусель. - СПб.: Новый сатирикон, 1913
Миниатюры и монологи. Т. 1. - СПб.: изд. М. Г. Корнфельда, 1913
Восемь миниатюр. - Пг.: Новый сатирикон, 1913
Дым без огня. - СПб.: Новый сатирикон, 1914
Ничего подобного, Пг.: Новый сатирикон, 1915
Миниатюры и монологи. Т. 2. - Пг.: Новый сатирикон, 1915
И стало так. 7-е изд. - Пг.: Новый сатирикон, 1916
Неживой зверь. - Пг.: Новый сатирикон, 1916
Вчера. - Пг.: Новый сатирикон, 1918
Дым без огня. 9-е изд. - Пг.: Новый сатирикон, 1918
Карусель. 4-е изд. - Пг.: Новый сатирикон, 1918
Чёрный ирис. - Стокгольм, 1921
Сокровища земли. - Берлин, 1921
Тихая заводь. - Париж, 1921
Так жили. - Париж, 1921
Рысь. - Париж, 1923
Passiflora. - Берлин, 1923
Шамран. Песни Востока. - Берлин, 1923
Городок. - Париж, 1927
Книга Июнь. - Париж, 1931
Авантюрный роман. - Париж, 1931
Воспоминания. - Париж, 1931
Ведьма. - Париж, 1936
О нежности. - Париж, 1938
Зигзаг. - Париж, 1939
Все о любви. - Париж, 1946
Земная радуга. - Нью-Йорк, 1952
Жизнь и воротник
Митенька

Пиратские издания
Взамен политики. Рассказы. - М.-Л.: ЗиФ, 1926
Вчера. Юмористич. рассказы. - Киев: Космос, 1927
Танго смерти. - М.: ЗиФ, 1927 Сладкие воспоминания. -М.-Л.: ЗиФ, 1927
Собрания сочинений
Собрание сочинений [в 7 тт.]. Сост. и подг. текстов Д. Д. Николаева и Е. М. Трубиловой. - М.: Лаком, 1998-2005.
Собр. соч.: В 5 т. - М.: Книжный клуб ТЕРРА, 2008

Критика
К произведениям Тэффи в литературных кругах относились крайне положительно. Писатель и современник Тэффи Михаил Осоргин считал её «одним из самых умных и зрячих современных писателей». Скупой на похвалы Иван Бунин называл её «умницей-разумницей» и говорил, что её рассказы, правдиво отражающие жизнь, написаны «здорово, просто, с большим остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью».
Хотя стихи Тэффи ругал Валерий Брюсов, считая их слишком «литературными», Николай Гумилёв отмечал по этому поводу: «Поэтесса говорит не о себе и не о том, что она любит, а о том, какой она могла бы быть, и о том, что она могла бы любить. Отсюда маска, которую она носит с торжественной грацией и, кажется, иронией». Кроме того, её творчество высоко ценили Александр Куприн, Дмитрий Мережковский и Фёдор Сологуб.
Литературная энциклопедия 1929-1939 сообщает о поэтессе крайне размыто и негативно:
Культ любви, сладострастия, густой налет восточной экзотики и символики, воспевание различных экстатических состояний души - основное содержание поэзии Т. Изредка и случайно звучали здесь мотивы борьбы с «самовластьем», но социальные идеалы Т. были крайне неопределенны. С начала 10-х гг. Т. перешла к прозе, дав ряд сборников юмористических рассказов. В них Т. поверхностно критикует некоторые обывательские предрассудки и привычки, в сатирических сценках изображает жизнь петербургского «полусвета». Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с к-рыми соприкасаются основные герои; это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные тупыми и бессмысленными существами. Кроме стихов и рассказов Т. написала и перевела ряд пьес. Первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена петербургским Малым театром; несколько других шло в разное время в столичных и провинциальных театрах. В эмиграции Т. написаны рассказы, рисующие дореволюционную Россию, все ту же мещанскую жизнь. Меланхолический заголовок «Так жили» объединяет эти рассказы, отражающие крушение надежд белоэмиграции на возвращение прошлого, полную бесперспективность неприглядной эмигрантской жизни. Рассказывая о «сладких воспоминаниях» эмигрантщины, Т. приходит к ироническому изображению дореволюционной России, показывает тупость и никчемность обывательского существования. Эти произведения свидетельствуют о жестоком разочаровании писательницы-эмигрантки в людях, с к-рыми она связала свою судьбу. Литературная энциклопедия
Культуролог Н. Я. Берковский: «Её рассказы похожи на её современников, Бунина и Сологуба, такая же некрасивая, больная, страшная жизнь, но у Тэффи она ещё добавочно и смешная, что не уничтожает общего ноющего впечатления. Неприятны рассказы о детях, которым всегда перепадает в Тэффиных рассказах дотерпевать страдания взрослых (мерзости взрослых): дети это в чужом пиру похмелье. Что говорит о маленьком росте этой писательницы при всех её дарованиях, это больное чувство, вызываемое её писаниями. Я твёрдо стою на том, что нет искусства без оптимизма» .

Приветствую дорогих читателей и гостей сайта! Господа, в статье «Тэффи: биография, интересные факты и видео»- о жизни русской писательницы и поэтессе, которую обожал император Николай II.

Вряд ли кто из русских писателей или писательниц начала прошлого столетия мог похвастаться тем, что наслаждался вкусом шоколадных конфет с собственным именем и красочным портретом на обертке.

Это могла быть только Тэффи. В девичестве Надежда Лохвицкая. Она обладала редким даром подмечать смешные моменты в обыденной жизни людей и талантливо обыгрывать их в своих рассказах-миниатюрах. Тэффи гордилась тем, что могла дарить людям смех, который в ее глазах был равноценен куску хлеба, поданному нищему.

Тэффи: краткая биография

Родилась Надежда Александровна в северной столице Российской империи весной 1872 года в дворянской семье, увлекающейся литературой. С юных лет она писала стихи и рассказы. В 1907 году, чтобы привлечь удачу, взяла псевдоним Тэффи.

Восхождение на литературный Олимп началось с обычного стихотворения, опубликованного в журнале «Север» в 1901 году. А всероссийская слава обрушилась на нее после выхода в свет двух томов «Юмористических рассказов». Сам император Николай II гордился таким самородком своей империи.

С 1908 по 1918 год в каждом номере журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» появлялись искрометные плоды творчества писательницы-юмористки.

Из личной жизни писательницы биографам известно немного. Тэффи была замужем дважды. Первым законным супругом стал поляк Бучинский. В итоге она с ним рассталась, несмотря на троих совместных детей.

Второй союз с бывшим банкиром Тикстоном был гражданским и длился до его смерти (1935 г.). Тэффи искренне считала, что читателям интересно только ее творчество, поэтому в своих воспоминаниях личную жизнь не освещала.

После революции 1917 года дворянка Тэффи пыталась приспособиться к новому большевистскому укладу жизни. Она даже встречалась с вождем мирового пролетариата — . Но увиденная во время летних гастролей струйка крови, вытекающая за ворота комиссариата в Одессе, рассекла ее жизнь надвое.

Подхваченная волной эмиграции, Тэффи в 1920 году оказалась в Париже.

Жизнь, расколотая надвое

В столице Франции Надежду Александровну окружало много талантливых соотечественников: Бунин, Мережковский, Гиппиус. Это блистательное окружение подпитывало ее собственный талант. Правда, к юмору уже примешивалось немало горечи, которая вливалась в ее творчество из окружающей безрадостной эмигрантской жизни.

За границей Тэффи оказалась очень востребованной. Ее творения публиковались в изданиях Парижа, Рима, Берлина.

Она писала об эмигрантах, природе, домашних животных, далекой Родине. Составляла литературные портреты российских знаменитостей, с которыми ей когда-либо приходилось встречаться. В их числе: , Бунин, Куприн, Сологуб, Гиппиус.

В 1946 году Тэффи было сделано предложение вернуться на Родину, но она осталась верна . Для поддержания пожилой и больной писательницы одним из почитателей-миллионеров ей была назначена небольшая пенсия.

В 1952 в США вышла ее последняя книга «Земная радуга», где Тэффи подводила жизненный итог.

Надежда Александровна дожила до 80 лет. Она покинула мир, в ее восприятии смешной и одновременно трагичный, 6 октября 1952 года. Писательница оставивила потомкам огромное количество изумительных стихов, рассказов, пьес.

Видео

В этом видео дополнительная и интереснейшая информация «Тэффи: биография писательницы»

Биография

Тэффи (настоящая фамилия - Лохвицкая) Надежда Александровна (1872 - 1952), прозаик.

Родилась 9 мая (21 н.с.) в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее образование.

Начала печататься в 1901, и в первых же литературных опытах проявились главные черты ее дарования: «любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения».

В 1905 - 07 сотрудничала в различных сатирических журналах и газетах, публикуя стихотворения, юмористические рассказы, фельетоны, пользовавшиеся большой популярностью у массового читателя.

В 1908, с момента основания А. Аверченко журнала «Сатирикон», Тэффи становится вместе с Сашей Черным постоянным сотрудником журнала. Кроме того, была постоянным сотрудником газет «Биржевые ведомости» и «Русское слово» и других изданий.

В 1910 выходят два тома «Юмористических рассказов» Тэффи, имевшие большой успех у читателей и вызвавшие положительные отклики в печати. Затем последовали сборники «И стало так…» (1912); «Дым без огня» (1914); «Неживой зверь» (1916). Писала и критические статьи, и пьесы.

Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже. Сотрудничала в газетах «Последние новости», «Возрождение», выступала с фельетонами, обличавшими бесперспективность существования эмигрантов: «Наши за границей» и «Ке-фер?». А. Куприн, ценивший талант Тэффи, отмечал присущие ей «безукоризненность русского языка, непринужденность и разнообразие оборотов речи». Тэффи не высказывала враждебного отношения к Советскому Союзу, но на родину не вернулась. Последние годы провела в нужде и одиночестве. Умерла 6 октября 1952 в Париже.

Тэффи Надежда Александровна (1872 - 1952 гг.), прозаик, поэтесса, русская писательница, переводчик, мемуарист. Настоящая фамилия - Лохвицкая.

Надежда Александровна родилась в дворянской, профессорской семье 24 апреля (6 мая) в Волынской губернии. По другим сведениям, в Санкт-Петербурге. Получила очень хорошее домашнее образование в гимназии на литейном проспекте. Первое ее произведение было напечатано в 1901 году. Главныеъ черты дарования (рисование карикатур и написание сатирических стихотворений) можно было увидеть с первых же литературных опытов.

В 1905-1907 гг. активно сотрудничала с различными сатирическими газетами и журналами, в которых публиковала юмористические рассказы, стихотворения, фельетоны, которые пользовались огромной популярностью среди читателей. С момента основания журнала «Сатирикон» (1908 год) прозаик вместе с Сашей Черным стала постоянным сотрудником. Также Тэффи была постоянным сотрудником множества других изданий, в том числе газет «Русское слово» и «Биржевые ведомости».

В 1910 году выпущены два тома «Юмористических рассказов», которые имели успех у читателей, и, кроме того, вызвали хорошие отклики в печати. Позднее в 1912-1916 гг. были выпущены сборники «Дым без огня», «И стало так…» и «Неживой зверь». Писала Тэффи также и критические пьесы, и статьи.

В 1920 году эмигрировала в Париж. Тэффи сотрудничала с такими газетами, как «Возрождение», «Последние новости». С помощью фельетонов обличала абсолютно бесперспективное существование эмигрантов: «Ке-фер?» и «Наши за границей». На родину она так и не вернулась. Свои последние годы жизни провела в одиночестве. В Париже 6 октября 1952 Надежда Александровна умерла.

Тэффи (настоящая фамилия - Лохвицкая) Надежда Александровна (1872 - 1952), прозаик.

Родилась 9 мая (21 н.с.) в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее образование.

Начала печататься в 1901, и в первых же литературных опытах проявились главные черты ее дарования: "любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения".

В 1905 - 07 сотрудничала в различных сатирических журналах и газетах, публикуя стихотворения, юмористические рассказы, фельетоны, пользовавшиеся большой популярностью у массового читателя.

В 1908, с момента основания А.Аверченко журнала "Сатирикон", Тэффи становится вместе с Сашей Черным постоянным сотрудником журнала. Кроме того, была постоянным сотрудником газет "Биржевые ведомости" и "Русское слово" и других изданий.

В 1910 выходят два тома "Юмористических рассказов" Тэффи, имевшие большой успех у читателей и вызвавшие положительные отклики в печати. Затем последовали сборники "И стало так..." (1912); "Дым без огня" (1914); "Неживой зверь" (1916). Писала и критические статьи, и пьесы.

Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже. Сотрудничала в газетах "Последние новости", "Возрождение", выступала с фельетонами, обличавшими бесперспективность существования эмигрантов: "Наши за границей" и "Ке-фер?". А.Куприн, ценивший талант Тэффи, отмечал присущие ей "безукоризненность русского языка, непринужденность и разнообразие оборотов речи". Тэффи не высказывала враждебного отношения к Советскому Союзу, но на родину не вернулась. Последние годы провела в нужде и одиночестве. Умерла 6 октября 1952 в Париже.

Тэффи (настоящее имя Надежда Александровна Лохвицкая, по мужу Бучинская; 9 (21) мая 1872, Санкт-Петербург - 6 октября 1952, Париж) - русская писательница и поэтесса, автор таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер?». После революции - в эмиграции. Мемуарист. Сестра Мирры Лохвицкой.

Её называли первой русской юмористкой начала ХХ в., «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в ее творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.

Публиковалась с 1901 г. Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки». Поклонниками Тэффи были Николай II и Владимир Ленин, именем «Тэффи» были названы конфеты. По предложению Ленина рассказы 1920-х годов, где описывались негативные стороны эмигрантского быта, выходили в СССР в виде пиратских сборников до тех пор, пока писательница не выступила с публичным обвинением.

С 1920 г. в эмиграции в Париже, где умерла в 1952 году и была похоронена во Франции на русском Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Настоящее имя - Надежда Александровна Бучинская, урожденная Лохвицкая. Как и ее старшая сестра - Мирра Лохвицкая - писала стихи. Уже в эмиграции (с 1920 года Тэффи жила за границей) выпустила "Авантюрный роман" и пьесу "Ничего подобного". Настоящую популярность ей принесут юмористические рассказы и фельетоны. С завидной регулярностью они будут выходить сначала на страницах русских, а затем и зарубежных журналов и газет. М.Осоргин считал ее "одним из самых умных и зрячих современных писателей". Скупой на похвалы И.Бунин называл "умницей-разумницей". Ирина Одоевцева отдавала ей должное как женщине: "обыкновенно она никому не показывалась в "натуральном виде" - ненапудренная, с ненакрашенными губами и неподведенными глазами, или когда у нее был "неавантажный вид... Хочу нравиться всем, всегда, - открыто сознавалась она".

Удивительно, но Тэффи действительно нравилась всем. Вокруг нее всегда было море поклонников. Воскресные газеты с ее фельетонами зачитывались до дыр. Анекдоты "от Тэффи" были столь же популярны, как и духи, названные в ее честь.

Как-то раз Бунин обратился к ней, уже немолодой женщине, с каламбуром:

Надежда Александровна! Целую ваши ручки и прочие штучки.

Ах, спасибо, Иван Алексеевич, спасибо! Спасибо за штучки. Их давно уже никто не целовал! - не задумываясь ответила польщенная Тэффи.

На протяжении жизни Надежда Александровна опубликует около 30 книг, половину из них - уже в эмиграции. Оптимистический взгляд на мир изменит Тэффи, чей метафизический возраст, по собственному признанию, составлял 13 лет, лишь незадолго до конца жизни (Тэффи умерла 6 октября 1952 года). В одном из последних парижских писем проскользнет горькое: "Все мои сверстники умирают, а я все чего-то живу..."

Начало широкой известности Тэффи (псевдоним, настоящая

Фамилия Лохвицкая, в замужестве Бучинская) приходится

На 1910 г., когда вслед за стихотворным сборником

«Семь огней» появляются сразу два

Тома ее «Юмористических рассказов».

И если ее поэтическая книга вызвала

Сердитый отзыв В. Брюсова, то прозу

Тэффи критика встретила дружными

Похвалами. Говорилось «о живом и заражающем

Юморе даровитой рассказчицы

», отмечалось, что «правильный и

Изящный язык, выпуклый и отчетливый

Рисунок, умение несколькими словами

Характеризовать и внутренний

Мир человека, и внешнюю ситуацию

Выгодно выделяют юмористические рассказы Тэффи из ряда

Книг, перегружающих наш книжный рынок».

Грустный смех. В ее первых книгах и впрямь немало

Безудержного, самоцельного смеха, даже с философским

Обоснованием из Спинозы: «...Ибо смех есть радость, а посему

Сам по себе - благо» (эпиграф к первой книге «Юмористических

Рассказов»). Радостно смеется Тэффи в таких

Юмористических миниатюрах, как «Взамен политики» или

В более поздних «Публика», «Бабья книга». Однако уже

В этих рассказах Тэффи было нечто такое, что выделяло писательницу

Среди присяжных юмористов: некая надтресну -

Тость, горькость смеха, сострадание к человеку и боль за

Него. «Грандиознейший факир из белой и черной магии»

С треском проваливается перед почтеннейшей публикой

(«Проворство рук»). Смешно? В то время как он показывает

Свои «поразительные явления» - нахождение крутого

Яйца в совершенно пустом платке и сжигание носового

Платка,- его неотступно сосет одна и та же мысль: «С утра

Одна булочка в копейку и стакан чаю без сахару, а завтра

Что?» Жалкий «маленький человек» не предмет насмешек.

Смех над ним - «смех сквозь слезы». Здесь, как и в других

Рассказах («Репетитор», «Крепостная душа», «Явдоха»),

Тэффи выходит к рубежам реалистической, гуманистической

Большой литературы.

Однако для значительной части публики она продожала

Смешащих. Тэффи раздражало, что люди считали ее

Юмористкой. Сборник рассказов 1916 г. «Неживой зверь»

Ей пришлось предварить специальным уведомлением:

«Я не люблю предисловий... Я бы и теперь не написала

Предисловия, если бы не одна печальная история... Осенью

1914 г. напечатала я рассказ „Явдоха". В рассказе, очень

Грустном и горьком, говорилось об одинокой деревенской

Старухе, безграмотной и бестолковой и такой беспросветно

Темной, что, когда она получила известие о смерти сына,

Она даже не поняла, в чем дело, и все думала - пришлет он

Ей денег или нет. И вот одна сердитая газета посвятила этому

Рассказу два фельетона, в которых негодовала на меня за

То, что я якобы смеюсь над человеческим горем...

И это, по ее мнению, смешно?

И это тоже смешно?

Газета, вероятно, была бы очень удивлена, если бы я

Сказала ей, что не смеялась ни одной минуты. Но как я мог-

Ла сказать? И вот цель этого предисловия - предупредить

Читателя: в этой книге много невеселого».

Художественный мир Тэффи. Как всякий незаурядный

Писатель, Тэффи создала свой художественный мир, собственную

Концепцию человека. Она отправляется от самой ей

Кажется, будто все понимают, что такое дурак, и почему

Дурак чем дурее, тем круглее. Однако, если прислушаешься

И приглядишься, поймешь, как часто люди ошибаются,

Принимая за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового

Человека... В том-то и дело, что настоящий круглый

Дурак распознается прежде всего по своей величайшей

И непоколебимой серьезности». Так начинается один из

Лучших рассказов Тэффи «Дураки». О, это не повод поострить,

Не случай позабавиться! Это столь же строгое, сколь

И остроумное размышление - о природе глупости, о дураке

Как враге номер один в жизни. Это рассказ-трактат. Живой

И глубокий ум писательницы не мирится с неподвижной,

Конечной, самодовольной мыслью. Некоторые другие рассказы

Из того же сборника «И стало так» (1912) посвящены

Многообразным разновидностям дураков и их любимому

Времяпрепровождению. Вглядываясь в обыденность, писательница

Обнаруживает всякий раз за кипящим радушием

И любовными отношениями совершенно иной, на удивление

Бессмысленный и жестокий жизненный механизм. Все вертится,

Как на хорошей карусели, и чаще всего против воли

Самого вертящегося. «Дым без огня» (название книги рассказов

1914 г.) - вот та жизнь, какую видит вокруг себя

Героини Тэффи. Но посреди суетной и пошловатой бездумности,

Скучных и обязательных обрядов, серенькой обыденности,

Над которой смеется и грустит Тэффи, она находит

Особую, коронную свою тему, где с ней вообще никто не

Может соперничать. И имя этой теме - женщины. «Они все

Принадлежат к одному и тому же типу...- замечал критик

П. Пильский.- Ни у одной из них нет ни глубоких страстей,

Ни серьезных потрясений. Их основной признак -

Жизненная рассеянность. Они легкомысленны, но не преступны,

Забавны, но не предрассудительны, их легкомыслие

Производит впечатление шалости, а их измены, падения,

Ошибки окрашены подкупающей наивностью, поэтому

Никогда не вызывают осуждения, их невольно прощаешь.

А чтобы простить, надо только улыбнуться. Героини Тэффи

Безгрешные грешницы, и искупающей и примиряющей

Чертой здесь является их прелестная бездумность, милая

Чепуха их дел, незамысловатость морали, детская

Простота их логики». Не любопытствующий мужской

Взгляд «со стороны», а ум женский, насмешливый, язвительный

И в то же время сочувственный подметил и показал

Всех этих дачниц, визитерок, «демонических женщин»,

Дам-патронесс, корявых старушонок, рассеянных подруг

И обманутых жен.

Сильный, резкий характер, индивидуальность не только

Писателя, но и человека ощущаются в рассказах Тэффи.

В изгнании. Умеренно-либеральная позиция Тэффи

Определила ее отношение к Октябрю. Много позднее писательница

Вспоминала, как происходило ее путешествие

«вниз по огромной зеленой карте, на которой наискось было

Начертано: «Российская империя». Сначала из Петрограда

В Москву. «Потом была поездка в Киев на самый короткий

Срок, чтобы прочесть на вечере свой рассказ. В чемодане

Только бальное платье... Киев. Петлюра. Обыски. Путь на

Север отрезан. Катимся ниже, ниже...» В Одессе, накануне

Эвакуации, она еще пытается пошутить, рассказывая о некоей

Беженке, укорявшей ее: «Что же вы, так нечесаная

И побежите? Я еще вчера поняла, что положение тревожно,

И сейчас же сделала маникюр». Но все заслоняет огромная

Дума: «Дрожит пароход, стелет черный дым. Глазами широко,

До холода в них, раскрытыми смотрю. И не отойду.

Нарушила свой запрет и оглянулась. И вот, как жена Лота,

Застыла, остолбенела навеки и веки видеть буду, как тихо,

Тихо уходит от меня моя земля» («Воспоминания», 1932).

Так в 1920 г. Тэффи оказывается в эмигрантском Париже.

Ей предстояло провести за границей, в непрерывном литературном

Труде, более тридцати лет.

Иллюзий, которыми были так богаты в те первые пореволюционные

Годы эмигрантские головы, у Тэффи, судя

По всему, не было. Она не разделяла распространенных

В ту пору надежд на победоносное и скорое возвращение

Эмигрантов в Россию. Трезвость ума не покидала ее и тут.

В ее творчестве, как и в произведениях других писателей-

Эмигрантов, неослабно живы думы о родине. «Приезжает

Наш беженец, изможденный, почерневший от голода

И страха, успокаивается, осматривается, как бы наладить

Новую жизнь, и вдруг гаснет,- писала Тэффи.-

Тускнеют глаза, опускаются вялые руки, вянет душа -

Душа, обращенная на восток. Ни во что не верим, ничего не

Ждем, ничего не хотим. Умерли. Боялись смерти большевистской

И умерли смертью здесь» (рассказ «Ностальгия»).

Ностальгией пронизана вся проза Тэффи (а писательница

Выпустила за рубежом более тридцати книг: «Черный

Ирис», 1921; «Так и жили», 1922; «Вечерний день», 1924;

«Городок», 1927; «Ведьма», 1936; «О нежности», 1938;

«Зигзаг», 1939; «Все о любви», 1941; «Земная радуга»,

1952, и др.).

Последние годы своей жизни Тэффи жестоко страдает

И от тяжелой болезни, и от одиночества, и от нужды. Сам

1948 г. романисту Алданову: «Третьего дня добрался (с превеликим

Трудом!) до Тэффи - жалко ее бесконечно: все то

Же - чуть ей станет немного легче, глядь, опять сердечный

Припадок. И целый день, день за днем, лежит одна-оди-

1952 г. Надежда Александровна Тэффи скончалась. Мысли

О родине, о России, о собственной судьбе не покидали ее.

В стихах, красивых и грустных, подытоживала она свой

Цветут тюльпаны синие

В лазоревом краю.

Там кто-нибудь на дудочке

Доплачет жизнь мою...

Русская литература, одна из самых могучих в мире, не

Очень-то богата женщинами-писателями. Одно из немногих

Исключений - Тэффи. Ее литературное дарование высоко

Ценили современники - Бунин, Куприн, Саша Черный.

С восхищением писал об искусстве Тэффи Куприн: «Нередко,

Когда Тэффи хотят похвалить, говорят, что она пишет,

Как мужчина. По-моему, девяти десятым из пишущих мужчин

Следовало бы у нее поучиться безукоризненности русского

Языка... Я мало знаю русских писателей, у которых

Стройность, чистота, поворотливость и бережливость фразы

Совмещались бы с таким почти осязаемым отсутствием старания

И поисков слова». Корней Чуковский в свое время помог

Книгу рассказов Тэффи. Он писал: «Конечно, Тэффи на десять

Голов выше Аверченко. Он нередко превращался в механический

Смехофон, она в лучших рассказах весела, человечна