Господи иисусе христе помилуй. Основные православные молитвы - Irzeis

Господи иисусе христе помилуй. Основные православные молитвы - Irzeis
Господи иисусе христе помилуй. Основные православные молитвы - Irzeis

Пожалуй, каждому человеку знакомо такое состояние, когда душу тревожит что-то неясное и расплывчатое беспокойство за судьбу близких людей, житейские проблемы и невзгоды камнем лежат на сердце.

Как же избавиться от этой тяжести, обрести почву под ногами?

Молитвы важны и прекрасны все без исключения. Ведь каждая из них родилась в глубине души тех, кто обращался к Господу, в каждую вложены лучшие человеческие чувства - любовь, вера, терпение, надежда... И у каждого из нас, наверное, есть (или будут) свои любимые молитвы, те, которые как-то особенно созвучны нашей душе, нашей вере.

Но есть три главные молитвы, знать наизусть и понимать смысл которых обязан любой христианин. Они основа основ, своеобразная азбука христианства.

Первая из них -

Символ Веры

«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век.
Света от света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, Единосущна Отцу, Им же вся быша.
Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день, по писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».

Вторая главная молитва, с которой мы идем по дороге христианства -

Молитва Господня

«Отче наш, Иже еси на небесах!

Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Какой бы серьезной ни была наша забота, каким бы тяжелым ни было наше горе, в унынии и печали, в тоске и скорби, в болезни душевной и болезни телесной мы всегда можем вернуть себе покой, здоровье и радость. Для этого достаточно знать короткую на первый взгляд молитву из восьми слов.

Иисусова молитва

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»

И, конечно, кроме трёх главных молитв, существуют основные молитвы, которые хотя бы раз в неделю, должен читать каждый верующий.

Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.»

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Молитва мытаря

«Боже, милостив буди мне грешному (Поклон)».

Молитва предначинательная

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

СлаваТебе, Боже наш, слава Тебе» .

Молитва Святому Духу

« Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

ТРИСВЯТОЕ

« Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» .
(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Молитва Пресвятой Троице

« Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь» .

Песнь Богородице

«Богородица Богородице, Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с тобою!
Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Аминь» .

Молитва Пресвятой Богородице

« О, Пресвятая Дева, Мати Господа, Царица небесе и земли!

Вонми многоболезнен¬ному моему воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с ве¬рою и любовию поклоняющихся Пречистому Образу Твоему!

Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наши.

Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных!

Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводите.

Подаждь христианскую кончину и на страшном суде Сына Твоего явися нам милосердная Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода Христианского, со всеми угодившими Богу.
Аминь! »

Живый в помощи

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Яко Той избавит тя от сети ловчей, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящие, от сряща, и беса полуденного.
Падет от страны твоея тысяча, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохрани тя во всех путех твоих.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».

Молитва Ангелу-Хранителю

«Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, преданный мне на соблюдение души к телу моему грешному от святого крещения,
аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делами,
клеветами, завистию, осуждением презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением,
сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многогла¬голанием,
злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякого плотское вожделение.

О, злое мое произволение, его же и скоти безсловесних не творят!
Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему?
Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делах?
Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю но вся дни и нощи и на всяк час?
Но молюся ти припадая хранителю мой святой, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего
(имя),
буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми,
всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва Архангелу Божьему Михаилу

«Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имя).
Защити, Архангеле, нас от всех врагов видимых и невидимых.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы.
И смири их злобные сердца и сокруши их, яко прах перед лицом ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый князь и воевода небесных сил, Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях и печалях, в пустыне и на морях тихое пристанище.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольские, егды услышишь нас, грешных, молющихся Тебе и призывающих имя Твое Святое.
Ускори нам помощь и побори всех противящихся нам силою Честного и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея Христа ради Юродивого, святого пророка Илии и всех святых великомучеников, святых мучеников Никиты и Евстафия и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых небесных сил.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имя) и избави нас от труса, потопа, огня, меча и от напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно и вовеки веков. Аминь».

«Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь»

Псалом 50

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил мне еси.
Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.
Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя.
Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя.
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечистивии к Тебе обратятся.
Избави мя от кровей, Боже, Боже, спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы».

Молитва за Отечество

«Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Мы потеряли связь с Божественным - и в том причина всех наших бед и напастей. Мы забыли об искре Божией, которая есть в каждом из нас.
Мы забыли, что человек предназначен для того, чтобы беречь и укреплять связь между собственной божественной искрой и Божественным огнем, которая словно подключает нас к «аккумулятору Вселенной».
И нам дается столько сил, сколько нужно, без всяких ограничений. Православные молитвы восстанавливают эту связь.
По материалам nsk-xram.ru, www.librarium.orthodoxy.ru

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Господи, помилуй.

Иисусова молитва на церковнославянском:

Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю,

яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти,

создание и раб Твой;

но, яко имеяй милосердие неизреченное,

от всяких мя бед свободи, зовуща:

Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

О молитве Иисусовой пишут много и по-разному, немудрено запутаться. Некоторые предлагают чудодейственные слова, как панацею, без которой спастись невозможно. Другие строго предупреждают – это камень преткновения: о него можно разбиться, а вместо пользы получить вред. Нужна ли такая молитва? Опасаться ее или наоборот, срочно взять на вооружение?

Мы из одного теста, а вкус разный

Все мы устроены одинаково, и в то же время очень отличаемся: по интеллекту, по уровню христианизации, пониманию православного учения, глубине веры, способностям, темпераменту, присущим страстям, наконец, по степени решимости следовать за Христом. Что одному хорошо, то другому – смерть. Практикуя молитву, будете иметь представление о ее воздействии на:

  • события;
  • собственное преображение;
  • окружающих людей;
  • изменения в жизни.

Приступать к ней надо обдуманно. Слушать советы, но выбирать свой путь, опираясь на опыт святых. Следовать их примеру, но не копировать. Перенимать знания, но осознавать, что их уровень очищения души и наш отличается, как небо от земли. Мы сделаны из одного теста, но обладаем индивидуальностью. Как она проявится не узнаете, пока не испытаете чудо-молитвы на собственной шкуре.

Тайна Иисусовой молитвы

Секрет 1. Истинная вера. Святые апостолы говорили: Мы проповедуем Христа распятого, что Он – Сын Божий и воскрес. По сути – это краткое содержание Евангелия. Таким же качеством обладает молитва Иисусова. Она заключает в себе православное учение, отделяя бытующую ересь (ложь). Истинные христиане верят, что Иисус не только человек, Он:

  1. Господь, то есть, Бог.
  2. Христос – Мессия, о котором свидетельствовали пророки.
  3. Сын Божий, существовавший всегда (до создания вселенной).

Секрет 2. Покаяние. К Именам Господним добавлено прошение о помиловании. Человек верит: Обещавший спасение –исполнит Свое слово. В конце признаем себя грешными – это проявление смирения, без которого молитва не будет эффективной. Главная цель труда – приобрести:

  • всецелое доверие Богу;
  • истинное покаяние (грехи Святой Дух открывает постепенно);
  • стремление к смирению, вместо гордыни и тщеславия;
  • Благодать, очищение от страстей.

Примечание: В определенной степени подобные цели подходят почти ко всем молитвам. Почему Иисусова считается сильнейшей? Далее рассмотрим главные причины, за которые ее так возносят.

Секрет 3. Имя. Тайна заключена в Имени Господа. Вернувшись с проповеди, апостолы в восхищении рассказывали Христу: О Имени Твоем и бесы повинуются нам! Его Именем исцеляли, умерщвляли (утаивших цену имения), воскрешали. Сам Господь обещал: все, просимое во Имя Мое, даст Отец Небесный.


Секрет 4. Непрестанность.
Бесы – хитрые и лживые создания, ненавидящие человека. Они ежесекундно ведут против нас войну, чтобы погубить, ввергнуть души в ад. Силы их превосходят человеческие, но не Божие. Есть оружие против них – соединение с Господом посредством молитвы. Только «забыли» о Боге – тут же стали беззащитными перед нечистью.


Чтобы враг не успел овладеть нами, не внушил свои пакости, Иисусова молитва читается непрестанно. Она становится щитом, ограждающим от нападок бесовских. Так как, Имени Христа они не выносят и бегут, то человек очищается и избавляется от грехов. Страсти, присущие душе, подчиняет себе, не давая «оккупантам» распоряжаться собственным сердцем.

Примечание: Секретов у молитвы Иисусовой гораздо больше, но для начинающих достаточно знать этого минимума, чтобы понимать с какой целью ее читать. Зачем она нужна, и готов ли к этому христианин.

Как бесы воздействуют на человека?

Чтобы растлить, поработить волю, нечистые духи влагают помыслы. Прежде чем совершить какой-либо грех, в человеке зарождается мысль. Он ее принимает, начинает обдумывать. Даже поняв, что это вредная для души вещь, пробует противостоять, но побеждается дьявольской хитростью. Немного посмаковал преступление в уме, а потом взял, да и совершил его:

  • понимаю, что обжираться вредно, но не могу отказаться;
  • знаю: сребролюбие – зло, но хочу, хочу, хочу…, и как заведенный механизм, человек тратит жизнь на приобретение все новых и новых «игрушек», льстящих собственному самолюбию, сверх всякой меры;
  • ведаю, что наркотики – смерть, но удержаться невозможно;
  • чувствую, что живу неправильно, надо измениться – да куда там, лень даже думать о своем спасении и т. д., и т. п.

Так страсти и грехи проникают в сердце человека, становясь его сущностью, полностью подчиняя его волю себе. Душа, порабощенная дьяволом, лишается свободы, делая не то, что хочет, а что диктуют бесы.

Господь принес нам свободу

Многие даже не знают, что такое настоящая свобода. А это интереснейшая (бесценная) вещь. После избавления от рабства греху (возможно только с помощью Христа), приобретается это благо. Господь сказал: Веруйте в Истину (содержание Иисусовой молитвы), и Она сделает вас свободными. Что это значит?

Скажете горе ввергнуться в море – и двинется с оснований своих, хотите перейти реку, как посуху – идите и не бойтесь. Дождь нужен? Просите во Имя Господне, и небо будет повиноваться вам. Мертвого воскресить – пожалуйста!Скажете фантастика? Нет, дорогие мои, это чистая правда. И такие святые были на земле.

Примечание: Да, не всякому это дано. Веры в нас мало, ее практически нет, иначе стали бы святыми. Надо хотя бы осознавать свою немощь.

Молитва Иисусова – древний рецепт спасения

В 136 псалме есть слова: Блажен (имеющий общение с Богом) кто разобьет головы твоих (дочь вавилона) младенцев о камень. Человека, не знающего толкования, текст может смутить: какая жестокость! На самом деле, все просто. Это рецепт спасения от козней дьявола:

  1. Младенцы – помыслы, которые он вкладывают в наши умы.
  2. Камень – Христос.

С помыслами не ведут бесед, споров, их не смакуют, не ждут, когда те вырастут и ввергнут в грех. Не давая обосноваться в уме, пока они младенцы, их надо бить молитвой Иисусовой, Его Именем. Так как, мысли в голове роятся постоянно, то и молятся непрестанно.

Нужна ли молитва мирянам?

Все святые рекомендовали читать молитву Иисусову мирянам. Люди могут, хотя бы частично испробовать ее действие на себе. Другое дело: получится или нет. Все зависит от самого человека. Существует несколько ступеней овладения ею, которые проходит молящийся:

  1. Словесная – читается в уединении вслух, чтобы слышать себя, тренировать внимание, избавиться от рассеянности.
  2. Умная – если не одни, но есть возможность, молитесь про себя (можно практиковать одновременно с первой). Смотря по ситуации.
  3. Деятельная – делаете все то же самое, но усиливая внимание, концентрацию, вдумчивость в смысл, подключаете покаянный и смиренный дух, выделяете на молитву больше времени. Этому надо учиться. Наберитесь терпения, пока не придет навык.

Перескакивать ступени нельзя. Сначала осваивают первую, вторую, третью, закрепляя и проверяя, правильно ли это делается. На этих этапах ничего опасного для мирянина нет, а вот последующие этапы практикуют только под наблюдением наставника:

  • умно-сердечная;
  • самодвижная и далее.

Примечание: Ввиду занятости, читать молитву непрерывно не получится. При желании можно найти хоть немного времени, чтобы проверить свои силы. Кто знает, может вы будущий святой, и все получится (разумеется, с помощью Господа).

Может ли молитва навредить?

Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива. Предупреждения об опасности (уныние, наваждения, прелесть, скорби) касаются не молитвы, а человека. Как только он увидит пользу и плоды, дьявол цепляет на крючок гордыни. Молящийся уже не в смирении, он мнит о своем высоком положении, приписывая заслуги себе, а не Богу. Господь отступает, а дьявол начинает мстить. К смиренным он не может прикоснуться.

Условия для освоения Иисусовой молитвы

Во время молитвы нельзя никого представлять, рисовать образы, даже добрые впечатления и мысли надо оставить за бортом сознания. Необходима умственная тишина. На первом этапе постоянно будет что-то отвлекать, мешать, препятствовать, нападать зевота, но вы учитесь держать в себе Дух покаяния и смирения, не рассеиваясь умом по-всякому поводу. Не сразу, но навык придет. Что для этого нужно:

  • Понимать смысл каждого слова.
  • Верно определить цель, для чего обращаетесь ко Господу.
  • Возможность уединения как физического (особенно когда решите уделять молитве определенное количество времени), так и внутреннего (молиться даже тогда, когда вокруг шумят).
  • Постепенно стремиться к системности.
  • Соблюдать умеренность – устали, оставьте, отвлекитесь на другие дела.

Слова молитвы станут палочкой-выручалочкой всегда и везде: перед кабинетом начальника, экзаменами, возникшими проблемами, даже если летите навстречу автомобилю, за две секунды до столкновения успеете прокричать (вслух или в уме): Господи, помилуй! Это тоже молитва Иисусова, сокращенный вариант.

Заключение: Краткость и простота Иисусовой молитвы делают ее доступной всем людям. Сила ее против страстей и бесов проверена столетиями. Сначала вы ей учитесь – потом она сама будет вас учить, вернее Святой Дух, пребывающий в вас. Показатель, что молитесь правильно – радость, возрастающая любовь к ближним, к людям, к Богу.

Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Приступим сегодня, дорогие друзья, к изучению, чтению отдельных прошений из Акафиста Господу Иисусу Христу, произведения неизвестного автора, возможно, святого священника, пресвитера Иерусалимского Исихия, жившего в раннем Средневековье. И обратим внимание на первый кондак – так называется небольшое песнопение, которым начинается акафист. Каким настроением оно проникнуто? Крайнего благоговения, страха и трепета, какие должен испытывать человек, Божие творение, дерзающее обратиться к Богу Всепремудрому, Всемогущему и Всеблагому. В этом кондаке и говорится о том, что мы, признавая во Христе Победителя смерти, Того, Кто воскрес из гроба живым, приступаем к Нему как пленники к освободителю, как узники к тому, кто раскрывает перед ними темницу, как облагодатствованные к благодетелю, ученики к учителю, дети к отцу, воины к воеводе, или лучше сказать, Царю неба и земли. И видя вокруг себя несчастия и скорби, признавая, что многие беды окружили нас со всех сторон, мы, как малые младенцы, припадаем к стопам Человеколюбца Бога со словами: Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Таким образом, в каждом последующем кондаке и икосе (а всего их тринадцать), мы услышим повторение этой молитвы: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя (слово «меня» по-славянски). Не трудно заметить, догадаться, уважаемые и дорогие слушатели, что это сокращенная форма Иисусовой молитвы, полный текст (или по русскому выражению «столп»), которой звучит так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную). Стало быть, весь Акафист представляет собою не что иное, как повторяющуюся Иисусову молитву. А ведь употребление этого Акафиста вменено в обязательное употребление всем христианам, не только священникам и монахам, но и живущим посреди шумного города, в миру, но не по-мирски. А ведь если мы раскроем полный молитвослов, то найдем текст этого Акафиста, который каждый из нас призван прочитывать во вторник, субботу и воскресение, добавляя его к своему утреннему или вечернему правилу.

Почему этот Акафист занимает такое важное место в нашем молитвенном еженедельном правиле? Да потому что он представляет собой размышление о молитве Иисусовой, потому что многократно повторяя «Радуйся, Иисусе», мы и поневоле увидим богоблагодатное имя Господа Иисуса Христа запечатленным в нашем уме и сердце. Это имя есть та самая евангельская жемчужина, обретя которую, сообразительный купец продал все, что имел, и сокрыл на сердце этот многоценный бисер.

«Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Давайте с вами вспомним, где в Священном Писании Нового Завета мы найдем подобные исповедания Иисуса из Назарета Сыном Божиим, Христом, Мессией? Где найдем такие встречи простых людей с Господом, в которых они, смиренно приклоняя колена, не просили ни о деньгах, ни о власти, ни о земном успехе (на котором помешались наши современники), но просили о даровании им душевного и телесного здоровья, прибавляя: «Помилуй мя, буди милостив мне, грешному»? Итак, мысленно раскрывая Священное Писание, вы, наверное, вспомните повествование, где Христос, обращаясь к избранным апостолам, спрашивает их: «А за кого вы Меня почитаете?» Ведь в народе бытовали самые разные слухи, и даже отрицательные, будто бы Иисус из Назарета – обманщик и льстец, прельщает народы, и иные, подобные этим хулам, могли распространяться злонамеренными фарисеями и книжниками среди простых людей. «За кого вы почитаете Меня? За Илию ли пророка или за того пророка, о котором говорил Моисей: некогда придет в Израиль великий пророк, и всякий, кто послушает его, спасется, а кто не послушает, отдалится от путей Господних?» И что же? От имени всех тогда выступил вперед Петр, самый стремительный и пылкий, любящий Христа больше жизни, и сказал от лица всех апостолов: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». Это замечательное и знаменитое исповедание Петрово, исповедание Иисуса подлинным Сыном Божиим, истинным Богом во плоти, и легло, как вы понимаете, в основание Иисусовой молитвы.

Впрочем, не только Петр право веровал во Христа. Давайте вспомним другого апостола – апостола Фому, который не успел в Сионскую горницу в первый раз, когда апостолы, напуганные казнью Иисуса Христа, собрались там и крепко-накрепко заперлись из опасения иудеев, убивших Христа и поэтому уже готовых расправиться с Его учениками. Фома, который не был с прочими апостолами, услыхав о том, что им явился воскресший Учитель, тогда изрек: «Если собственными очами не увижу, не поверю». И неделю спустя, когда Спаситель по Своему великому состраданию, любви к человеческому роду явился вновь в Сионской горнице, в этот раз Фома имел счастье лицезреть Христа, победившего смерть. В этот раз апостол произнес: «Господь мой и Бог мой!» – в этих словах исповедовав, что Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек, Богочеловек. А ведь именно на этом камне веры в божество и человечество Иисуса Христа и основана Его Церковь.

Вера в Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, есть та вертикаль, которая соединяет землю с Небом, тот посох, о который твердо опирается каждый из учеников Христовых. Эта вера есть победа, победившая мир, она дарует нам подлинные крылья молитвы и надежды, которые помогают нам приподняться над этой грешной землей. И сколько ни листаешь Евангелие, всюду находишь свидетельства живой, зрячей, горячей веры в божество нашего Спасителя. Вот слепец сидит у выхода в Иерихон и кричит что есть мочи, не ожидая, что его услышат, что на него кто-то обратит внимание: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй мя». И Господь, вопреки ожиданиям многих, подзывает слепца и возвращает ему зрение в награду за пламенную веру в Него, Иисуса Христа, не просто как пророка из Назарета, не просто как галилейского учителя, но как Всемогущего Вечного Бога, принявшего на Себя нашу человеческую природу, как истинного Сына Божьего, для Которого нет ничего невозможного: и слепому возвращает зрение, и Лазаря, четверодневного мертвеца, наш Спаситель единым возгласом вызывает из склепа и поставляет его живым перед сестрами Марфой и Марией.

Итак, сколько ни заглядывай в Евангелие, мы везде увидим основания нашей веры: Спаситель есть Бог и Человек. Призывание Его в Иисусовой молитве, как говаривал в XIV столетии святитель Григорий Фессалоникийский, есть внутренняя потребность и вместе с тем обязанность каждого христианина, независимо от возраста, пола, звания и состояния. На каждом месте и во всякое время мы, понуждаемые любовью к Сладчайшему Искупителю, призваны неспешно и со вниманием, вкладывая ум в каждое слово молитвы, произносить эти дивные слова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. И по утверждению апостола Павла, нет иного имени, которым надлежит нам спастись под небесами. «И будет, – говорил ветхозаветный древний пророк, – что всякий, призывающий имя Господне, спасется».

Вот такая-то благодать дарована, дорогие друзья, нам сегодня, и Акафист Спасителю является потому излюбленным чтением нашего народа. Сидим ли мы в уединении дома, находимся ли в пути, пользуясь общественным транспортом, ведем ли автомобиль, с помощью записи мы можем если не читать, то слушать этот Акафист, главным украшением которого является чудесное имя Господне. Призываемое с верою, оно дарует нам живительную благодать Духа Святого.

Записала Аксиния Шмонденко

Благословение матери

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши меня, грешную и недостойную рабу Твою.
Господи, в милости Твоей власти чадо мое, помилуй и спаси его имени Твоего ради.
Господи, прости ему вся согрешения, вольныя и невольныя, совершенные им пред Тобою.
Господи, настави его на истинный путь заповедей Твоих и вразуми его и просвети светом Твоим Христовым, во спасение души и исцеление тела.
Господи, благослови его в доме, около дома, в школе, в поле, в работе и в дороге, и на каждом месте Твоего владения.
Господи, сохрани его под кровом Твоим Святым от летящей пули, стрелы, ножа, меча, яда, огня, потопа, от смертоносной язвы (лучи атома) и от напрасныя смерти.
Господи, огради его от видимых и невидимых врагов, от всяких бед, зол и несчастий.
Господи, исцели его от всяких болезней, очисти от всякия скверны (вина, табака, наркотиков) и облегчи его душевные страдания и скорби.
Господи, даруй ему благодать Духа Твоего Святаго на многие лета жизни, здравия и целомудрия.
Господи, умножь и укрепи его умственные способности и телесные силы.
Господи, дай ему Твое благословение на благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение.
Господи, даруй и мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословение на чадо мое в настоящее время утра, дня, вечера и ночи имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогуще. Аминь.

Молитва родителей на благословение детей

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани чадо мое силою Животворящаго Креста Твоего.

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты есть Бог наш.
Отче Святый, Превечный Боже, от Тебя исходит всякий дар или всякое благо. Тебе прилежно молюсь о детях, которых благодать Твоя мне даровала. Ты дал им жизнь, оживотворил их душею безсмертною, возродил святым крещением, дабы они сообразно с волею Твоею унаследовали Царство Небесное, сохрани их по Твоей благости до конца их жизни. Святи их Твоею истиною, да святится в них имя Твое. Содействуй мне благодатию Твоею воспитать их во славу Твоего имени и на пользу ближним, дай мне для этого потребные средства: терпение и силу. Господи, просвети их светом Твоея Премудрости, да любят Тебя всею душею, всем помышлением, насади в сердцах их страх и отвращение от всякого беззакония, да ходят в заповедях Твоих, украси души их целомудрием, трудолюбием, долготерпением, честностию, огради их правдою от клеветы, тщеславия, мерзости, окропи росою благодати Твоея, да преуспевают в добродетелях и святости и да возрастают в благоволении Твоем, в любви и благочестии. Ангел-хранитель да пребывает с ними всегда и соблюдает их юность от суетных мыслей, от прельщения соблазнов мира сего и от всяких лукавых наветов. Если же когда согрешат пред Тобою, Господи, не отврати лица Твоего от них, но буди к ним милостив, возбуди в их сердцах покаяние по множеству щедрот Твоих, очисти согрешения и не лиши Твоих благ, но подай им все угодное для их спасения, сохраняя их от всякой болезни, опасности, бед и скорбей, осеняя их Твоею милостию во вся дни жизни сей. Боже, Тебе молюся, дай мне веселие и радость о моих детях и сподоби мне предстати с ними на Страшном Суде Твоем, с непостыдным дерзновением сказать: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи. Аминь». Да прославим Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Тропарь, глас 2-й: Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость

Кондак, глас 5-й: Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Молитва: Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю; пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился есй коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия: Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.
Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение коегождо дел скверных; очисти мя грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Молитва к Ангелу хранителю

Святый Ангеле хранителю моих чад (имена), покрый их твоим покровом от стрел демона, от глаз обольстителя и сохрани их сердце в ангельской чистоте. Аминь.

Молитвы к Божией Матери

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.
Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.
Из женского монастыря в Шуе, Ивановской области.

Молитва о детях, преп. Амвросия Оптинского

Господи, Ты Един вся веси, все можеши и всем хощешь спастись и в разум Истины прийти. Вразуми детей моих (имена) познанием истины Твоея и воли Твоея Святыя и укрепи их ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй.

Святой великомученице Варваре

Молитва: Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи иисусе христе помилуй мя грешнаго молитва

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (3 раза). .

МОЛИТВОСЛОВ: Семь христианских молитв.

1) Иисусова молитва

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (3 раза). Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

2) Молитва Господня

Отче наш, Иже если на небесах! Да святится имя Твое; да придет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

3) Молитва Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Дева, Мати Господа, Царица небесе и земли! Вонми многоболезненному моему воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому Образу Твоему! Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наши. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающихся, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити. Подаждь христианскую кончину и на страшном суде Сына Твоего явися нам милосердная Заступница, да всегда поем, величаем и славим тя, яко благую Заступницу рода Христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь!

4) Молитва Архангелу Божнему Михаилу

Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имя). Защити, Архангеле, нас от всех врагов видимых и невидимых.

О, Господень, Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы. И смири их злобные сердца и сокруши их, яко прах перед лицом ветра.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый князь и воевода небесных сил, Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях и печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище!

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавльские, егды услышишь нас, грешных, молющихся Тебе и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам помощь и побори всех противящихся нам силою Честного и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея Христа ради Юродивого, святого пророка Илии и всех святых великомучеников, святых мучеников Никиты и Евстафия и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых небесных сил.

О, Господень Великий Архангел Михаиле! Помоги нам грешным (имя) и избави нас от труса, огня, меча и от напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя.

5) Молитва Николе Угоднику

О, всеблагий Отче Николае! Пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебе призывающих! Скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих е, и всяку страну Христианскую огради и сохрани святыми своими молитвами от мирского мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти. И якоже помиловал еси триех мужей в темнице сидящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечного, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суша, и избави мя гнева Божия и вечныя казни; яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем, и избави мя шуияго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

6) Молитва Серафиму Саровскому

О пречудный Отче Серафиме! Великий Саровский чудовтворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче. Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному успокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претизий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающиая тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил! Да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вя к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному пакаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь!

7) Молитва Ангелу Хранителю

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, преданный мне на соблюдение души к телу моему грешному от святого крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, прехорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блущным возбешением, имый самохотение на всякого плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловесних не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных дела? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая хранителю мой святой, умилосердися на мя грешнаго и недостойного раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Иисусова молитва

«Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя, гре́шнаго»

(Это знаменитая Иисусова молитва, которой молятся, повторяя ее много раз)

«Госпо ди, Иису се Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» - казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами? Рассказывает протоиерей Георгий БРЕЕВ, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, рецензент четырехтомного сборника аскетической литературы «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий».

Необыкновенная сила

Традиция употреблять в молитве слова, обращенные к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, начинается с евангельских времен, когда люди, встречавшие Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Ближайшие ученики Христа - апостолы видели и знали действенность такого обращения. Таким образом, первые христиане начали призывать Имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не умалялась. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой, оформилась в знакомые нам слова позже, когда особенно ревностные подвижники стали уходить от мира в пустыню. Призывание Имени Божьего было для них живой потребностью. Опыт этих древних отцов запечатлен в книгах «Добротолюбия».

Существуют разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некоторые святые считали, что она имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. При условии, конечно, разумного и ответственного к ней отношения. Они советовали использовать эту молитву не только пустынникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже только начинающим свою духовную жизнь. Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких. Другие отцы, наоборот, считали, что далеко не каждый может пользоваться этой молитвой. Особенно если брать ее на вооружение и употреблять постоянно. Потому что как пламя, разгораясь, требует все больше и больше топлива, так и совершаемая постоянно сердечная молитва, набирая силу, требует от человека все более полной отдачи, все новых шагов, посвящения всего себя молитвенному деланию, названному позже умным деланием. И к нему нужно быть особо подготовленным - требуются пост, воздержание от посторонних развлечений и строгое исполнение заповедей Христовых. Без такого фундамента молитва может принести духовный вред.

Из «Добротолюбия» мы знаем, что одна из высших ступеней умной молитвы - созерцание. Это такое особое состояние, о котором святые отцы говорили как о преддверии Царствия Божия. Душа настолько возвышенна и очищена от страстей, что она, таинственно соединенная со Христом благодаря молитве, становится способна видеть Его. Но для нас это делание слишком высоко. Узнавать об этих состояниях мы можем только из книг. Близкие к нам по времени подвижники говорят, что современный человек, утративший цельность жизни, уже не может притязать на делание таких ступеней умной молитвы. Поэтому, когда некоторые люди - особенно это бывает свойственно неофитам - горячо берутся за призывание в молитве Иисусовой Имени Господа, они могут подвергаться всякого рода опасностям, которые будут не готовы принять.

Каждый верующий человек хочет молиться. Святой Григорий Палама говорит: сколько человеческих душ в мире, столько и уровней и образов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внутренний опыт, свои переживания. А переживания у всех разные. Один с детства имеет дух молитвенный, от природы, от благодати Божией - прямо сразу может молиться. Другому нужно большой жизненный путь пройти, и только в середине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать маленькие шаги, постигать азы.

Молитва - это пища. Если человек жив, он нуждается в еде. Все-таки мы не раз в день подкрепляем себя пищей. Так же и духовно - душа тоже нуждается в пище. Но здесь нужно понимание, живая потребность напиться живой воды, а не формальная сторона, не привычка, не обрядность. Живая вода - это слово Божие. Когда есть эта жажда, тогда и начинается правильный строй молитвы. Его сам Бог выстраивает. Потому что сказано, что без действия благодати мы не можем молиться, даже обратиться к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апостолу Павлу, без Духа Святого. Дух Святой дает нам в сердце молитву - ставит и обращает к Богу Отцу Небесному, ко Христу.

У людей, любящих молитву, даже внешность меняется, будь то миряне или монашествующие. Конечно, внешность - не очень убедительный фактор, но все равно по человеку обычно видно, если он молитвенник.

Молитва - это путь, который приводит человека к Богу. И, если человек остановится на половине пути, он может потерять и то, что уже приобрел. Молитва воспитывает высокое, тонкое благородство. Душа становится разумной, отступает от грубых страстей, прозревает, укрепляется в вере. Дух Святой действует и в молитве, и в Священном Писании. Человек начинает прозревать дивную гармонию Божественного Слова, Писания. Потому что молитва подготавливает сердце человека, как сосуд, который потом вмещает в себя все дары благодати Святого Духа. Без молитвы невозможно этого достичь. Добрый плод молитвы - умирение сердца, когда сердце становится чистым. А чистым сердцем человек узрит Бога. Человек начинает в себе видеть действие страстей и действие благодати Божией, начинает различать, что идет к нему от падших духов. Потом, если человек действительно трудится не вотще, он начинает прозревать суть вещей. Если христианин проходит молитвенный путь с ревностью и со смирением, ему будут сопутствовать духовные плоды.

Вдумчиво и осторожно

Я думаю, что мирянам браться за Иисусову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и постоянно. Святитель Игнатий Брянчанинов и последние оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто. Не стремиться сразу достичь каких-то состояний - просвещения души, ума. Совершать молитву нужно в простоте сердца. За время моего пастырского служения было уже несколько случаев, когда по рекомендации молодого священника люди начинали совершать непрестанную молитву и в результате приходили к крайне бедственному положению, к психическому расстройству, к состоянию, из которого сами они уже не могли выйти. Были даже случаи, когда люди кончали собой только по причине того, что ревностно взялись за это умное делание, к которому не были готовы.

Для начала нужно обрести молитвенный опыт вообще и только потом постепенно переходить к Иисусовой молитве. Но ставить перед собой высокие цели крайне неразумно. Даже подражать в молитвенном делании святым будет пагубно для нас. Еще в IV веке святой Иоанн Лествичник предупреждал о том, что читать и назидаться высоким духом святых нам необходимо, но подражать им в молитве - верх безумия. Потому что в человеке должно быть не свое личное желание, а побуждение Духом Божиим. Поэтому я всегда предостерегаю: если есть желание и ревность, то прежде нужно научиться тому, чего требует молитва, - внимательности, сосредоточенности, воздержанности и рассудительности.

Ведь мы не достойны тех слов, которые читаем в молитве. Я не достоин даже обратиться к Богу. Господи, как я могу сейчас предстать перед Тобою? А это предстояние и есть молитва. На всяком месте владычество Его, благослови душе моя Господа. Место «владычества Его» - это то место, где я молюсь.

Как не пресытиться?

Научиться сначала нужно искренней, простой, чистой молитве. Потому что многие, начиная читать утреннее и вечернее правило, быстро устают от него. Говорят, что уже приелось, что ничего не чувствуют. Просят разрешения молиться своими словами. Ну, молитесь своими словами. Но молитвенное слово должно истинствовать, должно славословить. Кто-то из святых говорил, что в молитве человек должен соединяться со словом так же, как душа соединяется с телом. Видите, какой глубокий образ. Если этого единства нет, то молитва нам приедается. Она кажется формальной, холодной, и слова не идут в душу. И все только потому, что человек не выработал правильный подход к молитве. Не пережил, не почувствовал молитвы в себе. Даже если ты и пережил когда-то какой-то молитвенный образ, он забывается. И очень легко уйти в механизм, совершать одну обрядовую сторону - произносить, говорить, читать, но не молиться.

Для молитвы нужны интерес, внимание, жажда молитвы и истинность. Молитва - это живая потребность. Мне необходимо в данный день, в данный момент выразить себя в молитве, встать перед Богом и сказать: «Господи, вот я перед тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то потерял свою внутреннюю свободу, где-то ненужным помыслам, заботам отдался, неприятности у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу. Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, Церковь нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем действительно понимать, что такое Иисусова молитва. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» - это будет уже вопль. Это фактически вся моя природа, сконцентрированная в живом Господе, это поток моих внутренних энергий рвется наружу. Вот тогда, пожалуйста, молись Иисусовой молитвой хоть день и ночь. Тогда Иисусова молитва начнет действовать.

Когда человек действительно полюбит молитву, когда его дух возгорится, тогда, по учению святителя Игнати, Иисусова молитва начнет переходить из словесной формы в сердечную. А сердечная молитва, если будет приноситься со вниманием, начнет захватывать и умные сферы души. Таким только образом умно-сердечная молитва может стать доступной для современных христиан, целиком посвятивших себя Богу. Священники, монахи, благочестивые миряне, которые удалены от повседневных забот и печалей, могут взять этот Божественный дар и с пользой для души совершать умно-сердечную молитву.

Начать я рекомендую так: отстраниться от обычной суеты - от радио, телевизора, уединиться в спокойном месте, где можно молитвенно настроиться. Если со временем у вас начнется серьезное занятие Иисусовой молитвой, необходимо искать тех людей, которые опытно прошли этот путь, и с ними обсуждать все свои состояния. Начинающему нужен помощник. Потому что активность духа воздействует и на душу, и на психическое состояние, и на нервную систему. Она пробуждает в душе много таких движений, которых, может быть, и не было раньше. Когда человек постоянно творит умную молитву, в нем начинает пробуждаться сокровенное, с чем человек в своей практике, возможно, и не сталкивался. Есть такой закон в физическом мире - чем мощнее и чем больше какое-то энергетическое движение, тем больше в него вовлекаются окружающие сферы. Так же и молитва Иисусова. Если делать ее с каким-то усилием, с каким-то напряжением, то она может пробудить очень много из чувственного мира и из мира воображения, особенно если мы не имеем покаянного чувства. Весь негатив, который пока сокрыт, придет в движение и может пагубно повлиять на душевное состояние человека.

Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву. В Евангелии сказано: если хочешь Богу принести сердечную молитву, «…вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6: 6). Если человек не войдет в свою внутреннюю клеть со смирением, с глубокой верою, с покаянным чувством, со вниманием, то это занятие выльется у него или в фарисейство, или в гордое самоутверждение. Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, - нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву.

Нельзя вступать в духовный мир без рассуждения. Каждый шаг должен быть проверен и духом Евангелия, и духом заповедей Господних, традицией и учением Церкви, мыслями святых отцов. У человека должно быть ясное состояние разума, чтобы он видел правильные и ложные пути.

Самодвижное делание

В молитве происходит единение всех наших способностей. Иногда у человека активизируется воображение, и ему кажется, что это духовное парение. На самом деле оно может быть не духовное, а только мечтательное. Духовники, делатели Иисусовой молитвы, всегда предостерегали от этого соблазна.

Я считаю, что в творении Иисусовой молитвы пользоваться четками необходимо и очень важно. Когда пальцы держат четки и ты произносишь молитву словесно - это помогает все силы направить на молитву, не рассеиваться. Сердечное внимание, словесное произношение молитвы, перебирание четок - все это вместе помогает вовлечь в молитвенное обращение все силы души. Даже когда мысль готова отстраниться, ты чувствуешь, что четочка тебе не дает. Ты ее крепко держишь, и она через это ощущение порядка следования молитвы помогает даже мысли не рассеиваться.

Если при чтении молитвы сливаются в словесную массу и перестаешь ее понимать - такую молитву нужно прекращать. Как только при чтении молитвы возникает разброд мысли, невнимание или какая-то апатия - вроде мне не хочется читать, не могу - все, надо тут же прекращать. Лучше прочитать пятьдесят молитв и успокоиться, чем прочитать триста на уровне механического движения.

Иногда можно читать Иисусову молитву на службе. Те, кто занимается молитвой, могут прийти на такой уровень - когда спишь, просыпаешься, а молитва продолжается. Ты даже не знаешь, заканчивалась ли она или не прекращалась и идет сама. И вот когда человек достигает такого состояния, он может даже стоять за литургией, внимательно слушать слова литургических молитв, а в сердце сами звучат слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это самодвижная молитва. К ней приходят от внимательного, благоговейного призывания Имени Божьего, когда молитва захватывает все уровни подсознания.

Оценка 4.5 проголосовавших: 22