Физиологические процессы в организме женщины в различные периоды жизни. Когда можно рожать? Границы репродуктивного возраста женщины Период зрелости у женщин продолжается

Физиологические процессы в организме женщины в различные периоды жизни. Когда можно рожать? Границы репродуктивного возраста женщины Период зрелости у женщин продолжается
Физиологические процессы в организме женщины в различные периоды жизни. Когда можно рожать? Границы репродуктивного возраста женщины Период зрелости у женщин продолжается

Функциональное состояние репродуктивной системы женщины во многом определяется периодами жизни, среди которых принято различать следующие:

Антенатальный (внутриутробный) период;
- период новорожденности (до 10 дней после рождения);
- период детства (до 8 лет);
- период полового созревания, или пубертатный (от 8 до 16 лет);
- период половой зрелости, или репродуктивный (от 17 до 40 лет);
- пременопаузальный период (от 41 года до наступления менопаузы);
- постменопаузальный период (с момента стойкого прекращения менструаций).

Антенатальный период. Яичники. В процессе эмбрионального развития первыми закладываются половые железы (начиная с 3-4 недель внутриутробной жизни). К 6-7 неделе развития эмбриона заканчивается индифферентная стадия формирования гонад. С 10 недели образуются гонады женского типа. На 20 неделе в яичниках плода формируются примордиалъные фолликулы, которые представляют овоцит, окруженный уплотненными клетками эпителия. На 25 неделе появляется белочная оболочка яичника. На 31-32 неделе дифференцируются зернистые клетки внутренней оболочки фолликула. С 37-38 недели возрастает количество поло-стных и зреющих фолликулов. К моменту рождения яичники морфологически сформированы.

Внутренние половые органы. Маточные трубы, матка и верхняя треть влагалища берут начало из парамезонефральных протоков. С 5-6 недели развития эмбриона начинается развитие маточных труб. На 13-14 неделе образуется матка путем слияния дистальных отделов парамезо-нефральных протоков: первоначально матка двурога, в дальнейшем приобретает седловидную конфигурацию, которая нередко сохраняется к моменту рождения. На 16-20 неделе дифференцируется шейка матки. С 17 недели развиваются половые губы. К 24-25 неделе отчетливо определяется девственная плева.

Гипоталамо-гипофизарная система. С 8-9 недели антенатального периода активизируется секреторная деятельность аденогипофиза: ФСГ и ЛГ определяются в гипофизе, крови плода и в незначительном количестве в амниотической жидкости; в этот же период идентифицируется ГнРГ. На 10-13 неделе - обнаруживаются нейротрансмиттеры. С 19 недели - начинается выделение пролактина аденоцитами.

Период новорожденности. В конце внутриутробного развития плода высокий уровень материнских эстрогенов тормозит секрецию гонадотропинов фетального гипофиза; резкое снижение содержания эстрогенов матери в организме новорожденной стимулирует выброс ФСГ и ЛГ аденогипофизом девочки, что обеспечивает кратковременное усиление функции ее яичников. К 10 дню жизни новорожденной проявления эстрогенного воздействия ликвидируются.

Период детства. Характеризуется низкой функциональной активностью репродуктивной системы: секреция эстрадиола незначительна, созревание фолликулов до антральных происходит редко и бессистемно, выделение ГнРГ непостоянно; рецепторные связи между подсистемами не развиты, секреция нейротрансмиттеров скудная.

Период полового созревания. В течение этого периода (от 8 до 16 лет) происходит не только созревание репродуктивной системы, но и завершается физическое развитие женского организма: рост тела в длину, окостенение зон роста трубчатых костей, формируется телосложение и распределение жировой и мышечной тканей по женскому типу.

В настоящее время в соответствии со степенью зрелости гипоталамических структур выделяют три периода созревания гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы.

Первый период - препубертатный (8-9 лет) - характеризуется усилением секреции гонадотропинов в виде отдельных ациклических выбросов; синтез эстрогенов - низкий. Отмечается «скачок» роста тела в длину, появляются первые признаки феминизации телосложения: округляются бедра за счет увеличения количества и перераспределения жировой ткани, начинается формирование женского таза, увеличивается число слоев эпителия во влагалище с появлением клеток промежуточ-ного типа.

Второй период - первая фаза пубертатного периода (10-13 лет)- отличается формированием суточной цикличности и повышением секреции ГнРГ, ФСГ и ЛГ, под влиянием которых возрастает синтез гормонов яичников. Начинается увеличение молочных желез, оволосение лобка, изменяется флора влагалища - появляются лактобациллы. Этот период заканчивается появлением первой менструации - менархе, которая по времени совпадает с окончанием быстрого роста тела в длину.

Третий период - вторая фаза пубертатного периода (14-16 лет) - характеризуется установлением стабильного ритма выделения ГнРГ, высоким (овуляторным) выбросом ФСГ и ЛГ на фоне их базальной монотонной секреции. Завершается развитие молочных желез и полового оволосения, рост тела в длину, окончательно формируется женский таз; менструальный цикл приобретает овуляторный характер.

Первая овуляция представляет кульминацию периода полового созревания, однако не означает половую зрелость, которая наступает к 16-17 годам. Под половой зрелостью понимают завершение формирования не только репродуктивной системы, но и всего организма женщины, подготовленного к зачатию, вынашиванию беременности, родам и вскармливанию новорожденного.

Период половой зрелости. Возраст от 17 до 40 лет. Особенности этого периода проявляются в специфических морфофункциональных преобразованиях репродуктивной системы (Раздел З.1.1.).

Пременопаузальный период. Пременопаузальный период длится от 41 года до наступления менопаузы - последней менструации в жизни женщины, которая в среднем наступает в возрасте 50 лет. Угасание деятельности половых желез. Отличительный признак этого периода - изменение ритма и продолжительности менструаций, а также объема менструальной кровопотери: менструации становятся менее обильными (гипоменорея), длительность их укорачивается (олигоменорея), увеличиваются промежутки между ними (опсоменорея).

Условно выделяют следующие фазы пременопаузального периода:

Гиполютеиновую - клинические симптомы отсутствуют, отмечается незначительное снижение секреции аденогипофизом лютропина и яичниками - прогестерона;
- гиперэстрогеновую - характеризуется отсутствием овуляции (ановуляторный менструальный цикл), цикличности секреции ФСГ и ЛГ, увеличением содержания эстрогенов, что приводит к задержке менструации на 2-3 месяца, часто с последующим кровотечением; концентрация гестагенов минимальная;
- гипоэстрогеновую - наблюдается аменорея, значительное снижение уровня эстрогенов - фолликул не созревает и рано атрофируется;
- агормональную - функциональная деятельность яичников прекращается, эстрогены синтезируются в малых количествах только корковым веществом надпочечников (компенсаторная гипертрофия коркового вещества), продукция гонадотропинов усиливается; клинически характеризуется стойкой аменореей.

Постменопауза. Агормональная фаза совпадает с началом постменопаузального периода. Постменопауза характеризуется атрофи-ей внутренних половых органов (масса матки уменьшается, мышечные элементы ее замещаются соединительнотканными, эпителий влагалища истончается за счет уменьшения его слоистости), уретры, мочевого пузыря, мышц тазового дна. В постменопаузе нарушается обмен веществ, формируются патологические состояния сердечно-сосудистой, костной и других систем.

Здравствуйте , друзья!

Здоровье женщины, как и здоровье мужчины, имеет большое значение чтобы сохранить Здоровое Потомство .

В разные периоды жизни, в зависимости от анатомо-физиологических особенностей, характер патологии, возникающей в организме женщины, меняется.

Итак, тема:

Периоды жизни женщины.

С чего все начиналось?

…Да, все начиналось с единственного «зернышка», которое появилось в результате слияния мужской и женской половой клеток.

В своем развитии женщина имеет несколько возрастных периодов в анатомо-физиологическом и функциональном плане, зависящие от ряда факторов.

Это:

- период внутриутробного развития – антенатальный период (латинское слово: ante – перед, natus – рождение)

- период детства – детство продолжается от момента рождения до 9 -10 летнего возраста (7-9 лет детского периода может считаться препубертатным возрастом, то есть переходным от детства к возрасту полового созревания)

- период полового созревания – пубертатный (латинское слово: pubertas – половая зрелость, возмужалость)период – с 9-10 лет до 15-16 лет

- подростковый период – до 16-18 лет

- период половой зрелости – репродуктивный (латинское слово: produco – произвожу) – период воспроизводства, размножения; продолжается – с 18 до 40 лет; по современным данным длится до 49 лет

- климактерический период:

*период пременопаузы – переходный период – 2-5 лет перед прекращением менструальной функции

*менопауза – собственно прекращение менструальной функции – 45-55 лет

*постменопауза – с момента стойкого прекращения менструальной функции у женщины (как правило, 5 лет после менопаузы) – организм женщины перестраивается окончательно дляжизни в другом качестве – в периодепокоя.

Цифровые значения периодов могут иметь отклонения в ту или иную сторону (разные авторы указывают по разному, в зависимости от ряда факторов).

Разделение по возрастным периодам нужно для правильного понимания отклонений от нормального развития и функциональной состоятельности половой системы.

Разного рода нарушения могут возникнуть уже на самых ранних этапах развития зародыша.

1.Внутриутробный период.

В этом периоде происходят закладка, развитие, созревание всех органов и систем плода, в том числе и половой системы, включая яичники.

Закладка и эмбриональное развитие яичников является важным звеном регуляции функции половой системы в процессе постнатального онтогенеза (греческое слово: ontos – сущее, genesis – происхождение), то есть в процессе индивидуального развития (совокупность происходящих преобразований в организме с момента зарождения до конца жизни).

До 8 недельного срока внутриутробного развития зародыша, в эмбриональных зачатках будущих яичников появляются так называемые овогонии (оогонии) – примордиальные герминативные клетки, способные к митозу (греческое слово: mitos – нить). Митоз это непрямое деление клетки, обеспечивающеестрого одинаковое распределение хромосом между дочерними ядрами,образование генетически идентичных дочерних клеток, и сохраняющее преемственность в ряду клеточных поколений.

С развитием беременности овогонии преобразуются в овоциты (ооциты), затем в первичные – примордиальные фолликулы (латинское слово: folliculus – мешочек) – пузырьковидные образования в яичниках. В яичниках плода первоначально появляются несколько миллионов примордиальных фолликул, ко времени рождения девочки их остается – 400 000-500 000.

Ряд вредоносных факторов в этом периоде:

Инфекции – острые и хронические

Интоксикации – острые и хронические

Ионизирующие излучения

Медикаментозные препараты

Вредные условия труда и быта

Алкоголизм, наркомания, табакокурение и другие,-

могут оказывать повреждающее воздействие на эмбрион или плод:

Эмбриопатические повреждения

Теротогенные повреждения,-

тем самым способствуя развитию аномалий различных органов и и систем, включая и половые. Это может привести к нарушению специфических функций женского организма в результате повреждения различных звеньев регуляции менструальной функции в том числе. Вследствие чего, у девочки в период полового созревания могут возникнуть различные нарушения менструальной, в дальнейшем и детородной (репродуктивной) функции.

2.Детство.

В этот период наблюдается относительный покой половой системы.

Первые дни после рождения, когда прекращается действие плацентарных стероидных гормонов (преимущественно эстрогенов) – у девочки может развиться так называемый половой криз:

Кровянистые выделение из влагалища

Нагрубание молочных желез.

В период детства происходит постепенное развитие половых органов, сохраняя характерные особенности детского возраста. Это :

Преобладание размеров шейки над размерами тела матки

Извитость маточных труб

Отсутствие зрелых фолликулов в яичниках

Отсутствие вторичных половых признаков.

3.Период полового созревания. Начинается задолго до менструаций, продолжается в течение 3-5 лет. Происходит:

- относительно быстрое развитие органов половой системы, в том числе и матки, преимущественно ее тела

Появление и развитие вторичных половых признаков:

*формирование женского скелета (в особенности – таза)

*отложение жира по женскому типу

*рост волос в области лобка

*рост волос в подмышечных областях

*и самое главное, наступление первой менструации – менархе – в 12-14 лет, отклонение – в 9-10-17 лет, становление менструации происходит в течении 6месяцев – 1 года

Начинают проявляться черты характера, свойственные девочкам – застенчивость, желание нравиться .

4.Подростковый период, он является переходным периодом – переход от периода полового созревания к наступлению периода половой зрелости – расцвету развития органов половой системы.

5.Период половой зрелости – репродуктивный период. Является наиболее продолжительным периодом жизни женщины. В этот период в женском организме создаются все нужные условия для наступления беременности. Происходят специфическиеизменения внервной системе, эндокринной системе, яичниках и матке, и проявляются в виде циклических регулярныхменструаций.

6.Климактерический период – прекращение детородной функции:

*предменопауза – переход от состояния половой зрелости к прекращению менструальной функции; постепенно угасает функция яичников, месячные становятся нерегулярными; переход к состоянию почтенного возраста

*менопауза – период собственно прекращения менструаций

*постменопауза – женский организм окончательно перестраивается для жизни в новом качестве – в покое; полное прекращение менструальной функции, инволюция половых органов, общие признаки старения организма.

Нарушения, возникающие в женском организме, связаны с ее возрастными периодами жизни.

Итак:

- в антенатальном периоде чаще возникают аномалии развития

- в период детства – чаще всего развиваются воспалительные заболевания наружных половых органов и влагалища

- в период полового созревания – наблюдаются дисфункциональные маточные кровотечения и другие нарушения менструальной функции

- в период половой зрелости – воспалительные заболевания женских половых органов, нарушения менструальной функции различного происхождения, кисты, бесплодие; к концу этого периода возрастает частота возникновения доброкачественных и злокачественных образований половых органов

- в предменопаузе – значительно растет частота развития опухолевых образований и нарушений менструальной функции; уменьшается частота возникновения воспалительных процессов

- в постменопаузе – чаще всего встречаются опущение и выпадение половых органов, опухолевые образования (преимущественно злокачественные).

Возрастная специфика гинекологических заболеваний обусловлена анатомо-физиологическими особенностями женского организма в разные периоды ее жизни. Знание их облегчает диагностику и профилактику патологии женского организма. Следовательно, способствует сохранению Здорового Потомства.

Берегите себя, милые женщины. Дорожите своей женщиной, дорогие мужчины.

Женщина – Мать Мира. Женщина – ваша доченька, подруга, спутница жизни, мама, бабушка, прабабушка,… .

Да хранит вас Бог!

Надеюсь, информация была полезной.

С уважением и добрыми пожеланиямиРасалиджа.

Принято различать семь периодов: 1) период антенатального, или внутриутробного, развития; 2) период детства (от момента рождения до 9-10 лет); 3) пубертатный, или период полового созревания (с 9-10 л до 15-16 лет); 4) подростковый период (от 16 до 18 лет); 5) период половой зрелости, или репродуктивный (от 18 до 40 лет); 6) период пременопаузы, или переходный (от 41 года до 50 лет); 7) период старения, или постменопаузы (с момен-та стойкого прекращения менструальной функции).

1.Во внутриутробном периоде происходят закладка, развитие и созревание всех органов и систем плода, в том числе и половой системы. В антенатальном периоде происходят закладка и эмбрио-нальное развитие яичников, являющихся одним из важнейших звеньев в регуляции функции половой системы женского организ-ма в процессепостнатального онтогенеза.

2. В период детства наблюдается относительный покой половой системы. Только в течение нескольких первых дней после рожде-ния девочки под влиянием прекращения воздействия плацентар­ных стероидных гормонов (преимущественно эстрогенов) у нее могут развиться явления так называемого полового криза (кровянистые выделения из влагалища, нагрубание молочных желез). В детстве происходит постепенный рост органов половой системы, однако при этом сохраняются типичные для этого возраста особенности: преоб­ладание размеров шейки матки над размерами тела, извитость маточ­ных труб, отсутствие зрелых фолликулов в яичниках и др. В период детства отсутствуют вторичные половые признаки.

3. Период полового созревания характеризуется относительно быстрым ростом органов половой системы и в первую очередь матки (преимущественно ее тела), появлением и развитием вторичных половых признаков, формированием женского типа скелета (особенно таза), отложением жира по женскому типу, ростом волос вначале на лобке, а затем в подмышечных впадинах. Наиболее ярким признаком пубертатного периода является наступление первых мен­струаций (менархе). Появление и станов-ление менструальной функции происходят под влиянием цикли-ческой секреции рилизинг-факторов гипоталамуса, гонадотропных гормонов гипофиза и стероидных гормонов яичников. Гормоны яичников оказывают соответствующее влияние на слизистую оболочку матки, вызывая в ней характерные циклические изменения (пролифера­ция, секреция, десквамация).

4. Период половой зрелости является наиболее продолжитель-ным. Вследствие регулярного созревания фолликулов в яич­никах и овуляции с последующим развитием желтого тела в этот период в женском организме создаются все необходимые условия для наступления беременности. Наиболее четко выраженными показате­лями нормального функционирования половой системы женщины в период половой зрелости являются специфические циклические измене­ния, наступающие в ЦНС, яичниках и матке, что внешне проявляется в виде регулярных менструаций.

5. Период пременопаузы характеризуется переходом от состоя-ния половой зрелости к прекращению менструальной функции и наступлению старости. В этот период у женщин нередко развива-ются различные расстройства менструальной функции, причиной которых являются возрастные нарушения центральных механиз-мов, регули­рующих функцию половых органов.

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

В специальной медицинской литературе есть сообщения о наступление беременности у девочки шести лет с преждевременным половым развитием и у женщины 113 лет, отличавшейся, видимо, особой сохранностью и активностью эндокринной системы.

Конечно, такие случаи относятся к разряду казуистических, то есть исключительных, выпадающих из общественных закономерностей. Но и в пределах закономерностей очень велики индивидуальные колебания, и поэтому нельзя с абсолютной точностью сказать, начиная с какого возраста и кончая каким, женщина способна забеременеть и родить ребенка.

В развитие женского организма выделяют шесть периодов. Это период детства (до 8 лет), период, предшествующий половому созреванию (препубертатный - 8-11 лет); период полового созревания (пубертатный - 12-18 лет); детородный (репродуктивный - 19-45 лет); переходный (климактерический 45-55 лет): период увядания (постменопауза - после 55 лет).

Их смена определяется теми изменениями, которые происходят в половых железах, в коре головного мозга, его подкорковых структурах (гипоталамусе), в ведущей эндокринной железе - гипофизе.

Половые железы женщины - яичники. В них созревает яйцеклетка, способная при слияние с мужской половой клеткой - сперматозоидом дать начало новой жизни. Но созревание яйцеклетки происходит только при условии четкого взаимодействия между функциями яичника и регулирующими его деятельность механизмами. В самом общем виде дело происходит так: гипоталамус вырабатывает гормоны, стимулирующие гипофиз, а гормоны гипофиза пробуждают активность яичников.

В первые годы жизни девочки, регулирующие системы и особенно яичники почти бездействуют. Этот период по праву называется “покоем половой системы”. Только в течение нескольких дней после рождения девочки под влиянием плацентарных и материнских гормонов у нее могут развиться явления, так называемого полового криза (кровянистые выделения из влагалища, нагрубание молочных желез).

Лишь в препубертатном периоде начинается становление сложной системы гипоталамус - гипофиз - яичники. Некоторое время ее деятельность происходит беспорядочно, со многими срывами и диссонансами. Половая клетка еще, как правило, не созревает, но под влиянием гормонов, вырабатываемых гипофизом и яичниками, появляются признаки полового созревания, - формируется женское телосложение, развиваются молочные железы. С 11 до 15 лет у девочек наблюдается период быстрого роста, она как бы “вытягивается”, с 15 до 19 лет преобладают процессы отложения жировой клетчатки; девушка не столько вытягивается, сколько полнеет и оформляется.

С момента появления первой менструации, а это может произойти с 11 до 16 лет, начинается пубертатный период (то есть период полового созревания). Теперь уже устанавливаются более четкие взаимоотношения между гипоталамусом, гипофизом и яичниками. Менструации постепенно становятся регулярными. На время наступления и течения периода полового созревания влияют внешние и внутренние факторы. К внутренним факторам относятся наследственные и конституциональные факторы, состояние здоровья и массу тела; к внешним - климатические (освещенность, географическое положение, высота над уровнем моря), характер питания (содержание в пище белков, витамином, жиров, углеводов, микроэлементов).

Не хотелось бы, конечно, чтобы угасание детородной функции было воспринято как угасание организма вообще. Нет, до этого далеко! Женщина и в климактерическом периоде еще полна сил, энергии, привлекательности. Надо сказать, врачи-сексологи считают, что продление интимной жизни в этом возрасте способствует продлению активности эндокринной системы и поддержанию общего тонуса.

Севостьянова Оксана Сергеевна