Философия эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм

  Философия эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм
Философия эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм

В конце XV века пробуждается в философии особый интерес к природе. Природа трактуется пантеистически - в понимании философов, бог сливается с природой. Парацельс Ауреол Теофраст (1493–1541) - немецкий философ, естествоиспытатель, врач - видел в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Все наше знание, по Парацельсу, является самооткровением, а все наши возможности - результат взаимодействия с природой, имеющей божественное происхождение. Все существа возникают в результате соединения видимого, элементарного, земного тела и недоступного наблюдению небесного, астрального жизненного духа (Парацельс называет его архе). У человека, представляющего собой "микрокосм", появляется еще "деалическая", т.е. божественная, душа, являющаяся источником познания, нравственности, блаженства. От античного такое магико-алхимическое понимание природы существенно отличается активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил.

Джордано Бруно (1548–1600) - итальянский естествоиспытатель и философ - объединяет достижения естественных наук нового времени с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма и создает гениальное пантеистическое мировоззрение, которое проповедует с поэтической силой и поэтическим воодушевлением. Согласно взглядам Бруно, Вселенная есть Бог, она бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое, как субстанция он остается вечным и неизменным; единичные вещи принимают участие в вечном духе и жизни соответственно степени развития своей организации. Однако единичные вещи подвержены изменению. В мире нет ничего неживого, все одушевлено. Бог не может требовать от нас больших почестей, чем те, которые мы окажем ему, если будем изучать законы движения и развития универсума и жить, согласно этим законам.

С 1563 г. Бруно - доминиканский монах, в 1576 г. он бежал из монастыря. Во время шестнадцатилетнего странствия по Швейцарии, Франции, Англии и Германии во многих университетах Бруно проповедовал свое учение. Однако в Венеции он был схвачен инквизицией и приговорен к смертной казни за ересь. Сожжен на костре был мыслитель, провозгласивший:

"Мир - бездна бездн. И каждый атом в нем

Проникнут богом - жизнью, красотою.

Живя и умирая, мы живем

Единою, всемирною Душою".

Иван Бунин "Джордано Бруно".



Платонизм был в эпохе Возрождения оформлением стихийного индивидуализма, стремившегося объять собою все: и идеальное, и материальное, оформить весь жизненный энтузиазм, неудавшееся стремление охватить бытие в целом, постепенно входить в глубины человеческой жизни и человеческой души, не сковывая себя никакими материальными ограничениями.

Согласно платонизму, идея вещи определяет и осмысливает собою всю структуру вещи и все ее изменчивые формы, порождая их и являясь их первообразом. Мир идей осмысляет и организует и всю человеческую личность. Зрелый платонизм не только не отрицает существование вещей, но, наоборот, стремится сделать их насыщенными для познания, активного утверждения их текучести.

Так, у первого поэта Новой эпохи - Данте Алигьери (1265–1321) идея понимается как «мысль бога»:

Все, что умрет, и все, что не умрет,

Лишь отблеск Мысли, коей всемогущий

Своей Любовью бытия дает

«Рай», XIII

Идея обладает совершенством в чистом виде. В материи природы или искусства, она теряет свою первозданную законченность. Тем самым, перед искусством и человеком-художником встает задача - приближения к потустороннему идеалу: значит, искусство по мнению Данте, есть символ более высоких ценностей.

О вы, разумные, взгляните сами,

И всякий наставленье да поймет,

Сокрытое под странными стихами.

«Ад»

У Франсиско Петрарки чувственная любовь отождествляется с максимально возвышенными небесными порывами, так что все чувственное идеально. Высотой своих духовных качеств и нравственным совершенством Лаура вызывает в Петрарке любовь к Творцу: «Любовь к ней, несомненно, побуждает меня любить Бога» (Исповедь).

Когда, как солнца луч внезапно озаряет

Любовь ее лица спокойные черты,

Вся красота других, бледнея, исчезает

В сияньи радостном небесной красоты.

Смирясь, моя душа тогда благословляет

И первый день скорбей, и первые мечты,

И каждый час любви, что тихо подымает

Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

Свет мысли неземной лишь от нее исходит,

Она того, кто вдаль последует за ней,

Ко благу высшему на небеса возводит,

По правому пути, где нет людских страстей.

И, полон смелостью, любовью вдохновленный,

Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной.

Сонет XIII

Ближе к возрожденческому способу мышления неоплатонизм.

Предпосылки возрожденческого неоплатонизма обнаруживаем в античном неоплатонизме, что отражено в схеме

Античный неоплатонизм Возрождение
1. Под влиянием Аристотеля - учение о самосознающем и мыслящем самого себя Уме, («идея идей», «мир идей»), материально осуществленном без всякого мира и над ним, энергийно заряженном в отношении всех возможных оформлений космического бытия и жизни. 1. В Возрождении человек стремился обосновать и себя, и материальный мир, представив его в максимально одушевленном, красочном виде. Возвысить материальный мир, увековечить при помощи идеалистических категорий.
2. Неоплатоники говорят о смысловом становлении Мира идей, или Нуса, который превращается у них в становящуюся сущность, движущуюся идею, которая является началом движения вообще для всякой вещи - Мировая Душа, результат вечной подвижности - Космос. 2. Культ самостоятельной и универсальной личности, не сводимый ни на какие природные и материальные данности, самоутверждение индивидуального человека.
3. Введение трансцендентного Единого Плотина, познаваемого только в особого рода наитии или исступлении, т.е. в сверхумном экстазе. 3. Единственное средство утвердить себя навсегда и найти для себя вечную опору в бытии, охватить собою всю жизнь, всю историю, все мироздание.

Нус ↔ возвышение, обожествление Мира

Мировая Душа ↔ самоутверждение человека

Единое ↔ Единство бытия человека, Космоса, Бога

У неоплатоников натурфилософия Возрождения заимствовала понятие Мировой души, которая все чаще ставилась на место трансцендентного христианского бога. Мировая душа трактуется как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается в потустороннем начале. Как подчеркнул А.Ф. Лосев, возрожденческий неоплатонизм антропоцентричен, причем «антропос» мыслится индивидуалистически, художественно.

Николай Кузанский (1401–1464), настоящее имя Николай Кребс, - немецкий теолог и философ, одна из наиболее значительных личностей XV века. Его философия, стоящая на рубеже между схоластикой и философией эпохи гуманизма, развивалась под влиянием мистики (особенно Мейстера Экхарта) и номинализма (Уильяма Оккама). Кузанский отвергает античный дуализм: противопоставление единого - многому (пифагорейцы), Единое - не-единому (Платон и неоплатоники). Он заявляет: "единому ничто не противоположно", значит "единое есть все". Здесь проявился возрожденческий подход к онтологии: единое тождественно беспредельному, бесконечному. Кузанский становится родоначальником новоевропейской диалектики. Место единого занимает понятие актуальной бесконечности, на бесконечное возложена роль быть мерой всего сущего. Парадокс становится синонимом точного знания. Это повлекло к пересмотру принципов античной и средневековой философии и науки.

Николай Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область "знания о незнании". В работе "Об ученом незнании" (1440) он указывает, что сознание структурной диспропорции между конечным человеческим умом и бесконечностью, в которую он включен и к исследованию которой он стремится - это и есть ученое незнание. "Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чем-то неделимом, и, кроме как самой же истиной ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом" .

Основываясь на этом, Кузанский указывает верный путь для приближения к истине (самой по себе недостижимой), сосредотачиваясь на том представлении, согласно которому в бесконечности имеет место совпадение противоположностей. Следовательно, и в Боге, поскольку он бесконечен, все различия, которые в тварном мире оказываются противопоставленными между собой, совпадают. Что это означает? Кузанский показывает, что он имеет в виду, когда говорит о "совпадении противоположностей", на концепции "максимума". В Боге, который есть предельное "абсолютное", противоположные "максимумы" и "минимумы" являются одним и тем же. Блестящие примеры предлагает нам геометрия. Возьмем, к примеру, круг с увеличивающимся до бесконечности радиусом. В таком случае, круг будет стремится к совпадению с линией, и окружность станет постепенно минимально кривой и максимально прямой. Кроме того, в бесконечном круге любая точка будет центром, и, вместе с тем, также крайним пределом; и, аналогично, дуга, хорда, радиус, диаметр совпадут, и все совпадет со всем. Таким образом, в бесконечности противоположности совпадают. Бог, поэтому, есть свертывание противоположностей и их совпадение.

Так Кузанский доказывает существование глубинного принципа "все во всем": "Если, как ясно из первой книги, Бог во всем так, что все - в нем, а теперь выяснилось, что Бог во всем как бы через посредничество Вселенной, то, очевидно, все - во всем, и каждое - в каждом".

Следующим звеном между Богом и миром служит Христос как воплощение Логоса. Человек, подобно вещи, относится к микрокосмосу и является отблеском универсума, который устроен по принципу постепенного перехода через ряд ступеней - от высшего к низшему.

Открытия Кузанского внесли в астрономию принцип относительности, была разрушена та картина мира, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед (геоцентризм). Николай Кузанский подготовил коперниковскую революцию в астрономии, оказал большое влияние на формирование взглядов Джордано Бруно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Г. МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московская академия рынка труда и информационных технологий»

(ГОУ «МАРТИТ»)

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

на тему: «Идеи пантеизма в философии эпохи Возрождения»

Выполнил:

Андронов А. В.

Студент 2 курса

Преподаватель:

Рожков В. В.

Москва, 2013

Введение

Одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры стала эпоха Возрождения, или Ренессанс (от фр. renaitre - возрождаться). Эта эпоха охватывает охватывающая почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.

Эпоха Возрождения была связана, прежде всего, с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни.

Для Ренессанса характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Доминирующей и наиболее теоретически организованной частью натурфилософии эпохи Возрождения являлся пантеизм.

Пантеизм - от греч. theos, что означает Бог - мировоззрение своеобразного компромисса между еще влиятельной религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания. В самых общих чертах это учение о совпадении Бога и природы, получившее истоки еще в трудах Ксенофана и стоиков. Пантеизм оказался золотой серединой между теологией (Все в Боге) и собственно натурфилософией (Бог во всем).

Объектом настоящего исследования является «Эпоха Возрождения».

Предмет исследования - идеи пантеизма в философии эпохи Возрождения. пантеизм возрождение философия

Цель данной работы - исследование идей пантеизма в философии эпохи Возрождения.

Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать эпоху Возрождения;

2) исследовать философское и религиозное учение пантеизма;

3) рассмотреть идеи основных философов эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения, не остается без внимания, особенно в XVI в., природа. Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторонний характер, он как бы сливается с природой. Такая натурфилософия есть пантеизм. Это религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое. В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытие в области географии (открытие и изучение новых территорий), астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей), анатомии (А. Везалий).

Термин «пантеист», от которого впоследствии произошло слово «пантеизм», впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако ранее во всемирной истории многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.

Основа взгляда на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам.

Основа этого - пантеизм: мистический и натуралистический..

Натуралистический - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе. Нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

Мистический - растворение природы в боге. Бог стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу, в боге совпадают все противоположности - абсолютный минимум и абсолютный максимум, единичное и множественное и т.д.

Наиболее выдающимся натурфилософом эпохи Возрождения, разделявшим позиции пантеизма, является итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600). Он рассматривал окружающий мир как единый. Вселенная, согласно Дж. Бруно, единая, бесконечная и неподвижная. Разумеется, что в ней происходят постоянные изменения и движения, однако в целом она не двигается, так как наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Материю он рассматривал как то начало, которое производит формы из самого себя. Тем самым отвергалась идея творения. Материя представлялась ему состоящей из атомов. В своих работах он развивал учение о монадах. Вся Вселенная, согласно Дж. Бруно, одушевлена. Ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называл «мировой душой». Признавая природу одушевленной, он занимал позиции гилозоизма.

В своем космологическом учении Дж. Бруно опирался на гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что она одна вокруг нас и в ней присутствует бесчисленное количество миров. Тем самым он отвергал наличие внешнего Бога, сотворившего якобы мир.

Следуя пантеизму, Дж. Бруно отождествлял Бога с природой и, более того, отождествлял Бога-природу с материей. Природа - это материя.

Таким образом, Бог в философии Дж. Бруно представляет другое обозначение окружающего нас мира. С пантеизмом у Дж. Бруно согласуется теория панпсихизма, в соответствии с ко­торой духовная субстанция определяет все многообразие проявления вещей. Духовная субстанция представляет собой активное созидательное начало.

В своей теории познания Дж. Бруно отвергал учение о двух истинах, т. е. истинах богословия и истинах философии. Он полагал, что существует только одна истина - истина, достигаемая философией. Дж. Бруно критически относился к традиционной религии, считая, что она отрицательно влияет на жизнь людей, подменяя разум слепой верой. В будущем эта религия, согласно Дж. Бруно, будет заменена «религией разума». «Религия разума» - это совокупность философских воззрений и нравственных норм, свободных от суеверий и надуманных культов. За свои взгляды Дж. Бруно подвергался преследованиям со стороны религиозных властей. Он был обвинен в ереси, а в 1600 г. суд инквизиции приговорил его к сожжению на костре.

Еще одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401-1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.

Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность «иному», не-единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Кузанец, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «единое есть все» - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

В то же время в отличие от господствующих религий - христианства, иудаизма, ислама - с определяющим для них теистическим пониманием Бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, пантеизм развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Философы опирались на неоплатоническое учение об эманации (происхождении Универсума (Вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого Божества) и развивали идеи вечного вневременного «порождения» природы безличным богом.

Также вклад в распространение пантеизма своими теориями внесли Иоанн Скот Эриугена и Мейстер Экхарт (религиозный пантеизм), Бенедикт Спиноза (труд «Этика»), Джон Толанд (автор термина «Пантеизм», труды «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» и «Пантеистикон, или способ празднования общества Сократа»), Мозес Мендельсон («Немецкий Сократ»).

Философия пантеизма пережила даже саму эпоху Возрождения, будоража просвещенные умы и в XIX веке, став своеобразной альтернативой традиционной религии. Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий IX в «Syllabus Errorum» назвал пантеизм «важнейшим заблуждением нашего времени». Ватикан продолжает выступления против пантеизма и сейчас (папская энциклике от 2009 года и послание от 1 января 2010 года).

Главная проблема, занимавшая пантеистов - соотношение Бога и природы, ответ на вопрос, что же есть Бог и что есть человек. Века назад натурфилософы старались все чудесное объявить естественным, природным, потенциально познаваемым, лишить ауры сверхъестественного. В помощь развивающимся точным и естественным наукам добавились мистические, помогающие объяснить вечную связь человека и окружающей Вселенной. Например, из астрономии возникла астрология, предсказаниям и прогнозам которой верят многие из современных людей.

Заключение

Настоящая работа была посвящена актуальной теме исследования идей пантеизма в философии эпохи Возрождения.

Объектом исследования была выбрана - Эпоха Возрождения.

Предметом исследования были выбраны идеи пантеизма в философии эпохи Возрождения.

Цель работы состояла в исследование идей пантеизма в философии эпохи Возрождения.

Для достижения цели в работе были решены следующие задачи:

1. проанализирована эпоха Возрождения, установлено, что для этой эпохи характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Доминирующей и наиболее теоретически организованной частью натурфилософии эпохи Возрождения являлся пантеизм.

2. исследованы философское и религиозное учение пантеизма, было выявлено, что пнтеизм - мировоззрение своеобразного компромисса между еще влиятельной религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания;

3. рассмотрены идеи основных философов эпохи Возрождения, которые показывают неразрывную связь между богом и природой.

Список используемых источников и литературы

1 Вишневский М. И. Философия. - Минск: Выш.шк., 2008. - 479 с.

2 Губин В. Д. Философия. - М.: ТОН - Остожье, 2005. - 704 с.

3 Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2007. - 376 с.

4 Лавриненко, В. Н. Философия. - М.: Юристъ, 2005. - 520 с.

5 Миронов В. В. Философия. - М.: Норма, 2005. - 928 с.

6 Спиркин А. Г. «Философия» 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 436 с.

7 http://ru.wikipedia.org/wiki/Пантеизм

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение антропоцентрической телеологии философии эпохи Возрождения. Значение термина "гуманизм". Развитие пантеизма и философии неоплатонизма. Исследование магико-алхимического понимания и величия природы, пантеистической натурфилософии Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2015

    Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2008

    Философия Возрождения - направление в европейской философии XV-XVI вв. Принцип антропоцентризма. Натурфилософы Возрождения. Гуманизм. Этика эпохи Возрождения. Детерминизм - взаимообусловленность. Пантеизм. Концепция человека в философии эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 16.11.2016

    Изучение социально-философского содержания философии эпохи Возрождения и определение её гуманистической направленности. Исследование основных положений натурфилософии эпохи. Общий сравнительный анализ идей античной философии с идеями эпохи Ренессанса.

    контрольная работа , добавлен 27.04.2013

    Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    Общая характеристика периода эпохи Возрождения и ее представителей, развитие средневековой культуры в "Божественной комедии" Данте. Основная идея гуманизма о самоценности земной жизни. Основные идеи натурфилософии учения Н. Кузанского и Дж. Бруно.

    реферат , добавлен 01.02.2011

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Ключевые предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения как периода перехода от Средневековья к Новому времени. Основные стадии и этапы становления эпохи Возрождения, ее отличительные и характерные черты. Главные носители идеологии Ренессанса.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Основные идеи философии Возрождения. Механическая картина мира. Итальянский гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения. Диспуты схоластов и диалоги гуманистов. Открытия Коперника, основные идеи Галилея, Ньютона, законы движения планет Кеплера.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.

«Пантеизм» - это в философии термин, который в дословном переводе с греческого означает «все бог». Это система взглядов, которые стремятся к сближению, даже отождествлению понятий «бог» и «природа». При этом бог представляет собой некое безличное начало, он присутствует во всем, он неотделим от живого.

Сущность пантеизма

Поскольку пантеизм объединяет бога-субстанцию и мир-Вселенную, появляется необходимость соотношения признаков статичности божественной природы, таких как бесконечность, вечность, неизменность, и подвижности, постоянной изменчивости природы мировой. У античного Бог и мир не отделимы друг от друга, при этом статичность божества в своеобразной форме свойственна и всему живому (как бесконечная цикличность). А пантеизм в философии Гегеля наделял бога обычно несвойственными ему способностями к движению и развитию, тем самым устраняя главное противоречие между божественным и живым. Сторонники имманентного пантеизма склонны видеть бога как некую высшую закономерность, вечную и неизменную силу, которая управляет миром. Такое направление мысли развивали Гераклит, адепты стоицизма, таким в общих чертах был пантеизм Спинозы. В рамках неоплатонической философии возникла эманационная разновидность пантеизма, согласно которой, природа является эманацией, производной от бога. Эманационный пантеизм в философии эпохи средних веков не вступал в противоречие с господствующей теологической доктриной, но лишь представлял собой вариацию реализма. Такого рода пантеизм прослеживается в трудах Давида Динанского и Эриугены.

Направления пантеизма

В существовало два направления, которые объединяют все пантеистические учения:

1. Натуралистический пантеизм, представленный в трудах стоиков, Бруно, отчасти Спинозы, обожествляет природу, все живое. Для него характерны такие понятия, как бесконечный разум и мировая душа. Это течение тяготеет к материализму, редукции божественного начала в пользу природного.

2. Мистический пантеизм развивался в доктринах Экхарта, Николая Кузанского, Мальбранша, Беме, Парацельса. Для определения этого направления есть более точный термин: «панентеизм» - «все в боге», так как философы этого направления склонны видеть не Бога в природе, а природу в боге. Природа - иной уровень бытия бога (объективный идеализм).

Существует множество примеров смешения обоих видов пантеизма в рамках учения одного мыслителя.

История

Впервые термин «пантеизм» (вернее «пантеист») употребил Джон Толанд, английский философ-материалист рубежа XVII-XVIII вв. Но корни пантеистического мировоззрения уходят в древневосточные религиозно-философские системы. Так, индуизм, брахманизм и веданта в Древней Индии и даосизм в Древнем Китае были явно пантеистическими по своей сути.

Древнейшими религиозно-философскими текстами, несущими идеи пантеизма, являются древнеиндийские веды и упанишады. Для индуистов Брахман - это беспредельная, постоянная, безличная сущность, которая стала основой для всего живого во Вселенной, всем, что когда-либо существовало или будет существовать. В тексте упанишад постоянно утверждается идея единства между Брахманом и окружающим миром.

Древнекитайский даосизм - глубоко пантеистическое учение, основы которого изложены в труде «Дао дэ цзин», написанном полулегендарным мудрецом Лао-Цзы. Для даосов нет бога-творца или любой иной антропоморфной ипостаси, божественное начало безлично, оно сродни понятию пути и присутствует во всех вещах и явлениях.

Пантеистические тенденции присутствуют в той или иной мере во многих этнических переплетаясь с политеизмом и анимизмом. Зороастризм и некоторые течения буддизма также пантеистичны по своей природе.

В 14-15 веках в пантеизм был в упадке. Учения выдающихся христианских богословов Иоанна Скота Эриугена, Мейстера Экхарта и Николая Кузанского были очень близки к нему, но открыто в поддержку данного мировозрения выступил только Джордано Бруно. Дальнейшее распространение в Европе идеи пантеизма получили благодаря трудам Спинозы.

В 18 веке под влиянием его авторитета его пантеистические настроения распространились среди западных философов. Уже в начале 19 века о пантеизме говорили как о религии будущего. В 20 веке это мировоззрение было оттеснено идеологией фашизма и коммунизма.

Истоки пантеизма в античной философии

Пантеизм - это в философии античности главный элемент всего познания мира, природы и космоса. Он впервые встречается в учениях мыслителей досократовского периода - Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра и Гераклита. Для религии греков в это время был еще характерен убежденный политеизм. Следовательно, ранний античный пантеизм - это вера в некое одушевленное божественное начало, присущее всем материальным вещам, живым организмам и природным явлениям.

Наивысшего расцвета пантеистическая философия достигла в учении стоиков. Согласно их доктрине, космос представляет собой единый огненный организм. Стоический пантеизм объединяет и отождествляет все живое, и человечество в том числе, с космосом. Последний - это одновременно и Бог, и мировое государство. Следовательно, пантеизм означает также изначальное равенство всех людей.

Во времена Римской империи философия пантеизма широко распространилась благодаря влиятельному положению школы стоиков и неоплатоников.

Средние века

Средневековье - время господства монотеистических религий, для которых характерно определять бога как могущественную личность, господствующую над человеком и всем миром. В это время пантеизм сохранялся в эманационной теории философии неоплатоников, которая представляла собой некий компромисс с религией. Впервые пантеизм в качестве материалистической концепции проявился у Давида Динанского. Он утверждал, что человеческий разум, бог и материальный мир - одно и то же.

Многие христианские секты, признанные официальной Церковью ересями и подвергнутые преследованиям, тяготели к пантеизму (например, амальрикане в XIII в.).

Возрождение

В противоположность средневековой теологии, мыслители Возрождения обратились к античному наследию и натурфилософии, уделяя все более пристальное внимание естественным наукам и постижению тайн природы. Схожесть с античными взглядами ограничивалась только признанием целостности и одушевленности мира, космоса, однако существенно отличались методы его изучения. Отвергались рационалистические взгляды античности (в частности, физика Аристотеля) и проводились идеи магического и оккультного познания природы как единого одухотворенного начала. Большой вклад в это направление внес немецкий алхимик, врач и астролог Парацельс, который с помощью магии пытался управлять археем (душой) природы.

Именно пантеизм эпохи Возрождения, характерный для многих философских теорий того времени, явился объединяющим началом между такими крайностями, как натурфилософия и теология.

Интерпретация пантеизма в учении Николая Кузанского

Одним из ярких представителей пантеизма Раннего Ренессанса был знаменитый немецкий философ Николай Кузанский. Жил он в 15 веке (1401-1464 годы). По тем временам получил солидное образование и стал священником. Был очень одаренным, преданным церкви и сделал успешную карьеру, став в 1448 году кардиналом. Одной из главных целей его жизни стало укрепление авторитета католицизма. Вместе с активной ролью в церковной жизни Европы Кузанский много времени уделял философским трудам. Его взгляды были тесно связаны с учением Средневековья. Однако пантеизм Николая Кузанского приобрел черты неразрывной органической целостности, постоянного движения и развития мира и, следовательно, присущей ему божественности. Он противопоставил самоуверенному знанию Средневековья о боге и мире теорию "ученого незнания", основная мысль которой состояла в том, что ни одно земное учение не способно дать понимание божественного величия и бесконечности.

Философия Джордано Бруно

Мыслитель и поэт, последователь Кузанского и Коперника, итальянский философ 16 века Джордано Бруно был настоящим пантеистом. Все живое на Земле он полагал одухотворенным, наделенным искрой божественного проведения. По его учению, бог содержится во всех частях мира без исключения - великих и самых малых, незримых. Вся природа вместе с человеком - один целостный живой организм.

В попытке создать идеологическое обоснование учения Коперника он выдвинул теорию существования множества миров и Вселенной, которая не имеет границ.

Пантеизм Джордано Бруно, итальянского мыслителя XVI века, стал впоследствии классической концепцией для Ренессанса.

Пантеизм в философской доктрине Б. Спинозы

Философское наследие Б. Спинозы - это самая яркая концепция пантеизма, созданная к Для изложения своего видения мира он использовал геометрический метод, как он сам его назвал. Им он руководствовался при создании фундаментального труда «Этика», посвященного философской метафизике, природе, богу, человеку. Отдельный раздел посвящен человеческому разуму, чувствам, нравственно-этическим проблемам. Автор по каждому вопросу излагает в строгой последовательности определения, после - аксиомы, затем - теоремы и их доказательства.

В центре доктрины Спинозы - мысль о тождестве бога, природы и субстанции. Приоритет божественного, его главенствующая роль в общей картине мира характерны для Но Спиноза вслед за Декартом отстаивает точку зрения, что существование (бытие) бога необходимо доказывать. Опираясь на аргументы своего предшественника, он значительно дополнил его теорию: Спиноза отказался от изначальной данности, априорности существования бога. Но доказательство этого возможно благодаря следующим постулатам:

В мире бесконечное множество познаваемых вещей;

Ограниченный разум не способен понять безграничную истину;

Познание невозможно без вмешательства внешней силы - эта сила и есть бог.

Таким образом, в философии Спинозы происходит соединение бесконечного (божественного) и конечного (человеческого, природного), само бытие последнего доказывает присутствие первого. Даже мысль о существовании бога не может появиться самостоятельно в человеческом сознании - ее вкладывает туда сам бог. В этом и проявляется пантеизм Спинозы. Бытие бога неотрывно от мира, невозможно вне него. Более того, бог родственен миру, он внутренне присущ всем его проявлениям. Он одновременно является причиной существования всего живого и неживого в мире и причиной собственного существования. Следуя сложившейся философской традиции, Спиноза объявляет бога абсолютной бесконечной субстанцией, наделенной множеством свойств, характеризующих ее вечность и бесконечность.

Если другие представители пантеизма выстраивали дуалистическую картину мира, где присутствуют два полюса - бог и природа, то Спиноза скорее обожествляет мир. Это некая ссылка на древние языческие культы. Живая природа в ее вечном циклическом развитии и есть бог, рождающий сам себя. Божественная природа не является чем-то отдельным, отграниченным от материального мира, напротив, она имманентна, внутренне присуща всему живому. Антропоморфное, персонализированное токование бога, принятое в большинстве религий, абсолютно чуждо Спинозе. Так, натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения нашли свое самое полное воплощение в единой доктрине.

Современное положение

Итак, пантеизм - это в философии образ мыслей, при котором бог и природа сближаются (или даже объединяются), отблеск божественного присутствует во всем живом. Он в той или иной форме присутствовал в учениях разных философов с древнейших времен, наибольшего развития достиг в эпоху Возрождения и Новое время, но не был забыт и позднее. Для мыслителей XIX века понятие "пантеизм" не было анахронизмом. Так, в религиозно-этической системе взглядов Л. Н. Толстого отчетливо просматриваются его черты.

В середине XIX века пантеизм настолько широко распространился, что обратил на себя пристальное внимание официальной церкви. Папа Пий IX в своей речи высказался о пантеизме как «важнейшем заблуждении наших дней».

В современном мире пантеизм - это в философии и религии важный элемент многих теорий, как, например, неоязыческая гипотеза Геи. Он до сих пор сохраняется и в некоторых формах теософии, составляя своеобразную альтернативу традиционным монотеистическим религиям. В последние десятилетия ХХ века пантеизм - определение и некая идеологическая платформа для защитников природы. Именно пантеисты в первую очередь лоббируют вопросы, связанные с повышение экологического сознания, привлекая к проблемам окружающей среды внимание общественности и СМИ. Если прежде пантеизм воспринимался как составная часть языческого миропонимания, то в наши дни сторонники подобных взглядов предпринимают попытки создания самостоятельной формы религии, основанной на почитании божественности, исходящей от живой природы. Такое определение пантеизма созвучно актуальным проблемам, связанным со стремительным исчезновением многих видов растений и животных, даже целых экосистем.

Организационные усилия сторонников пантеизма привели к созданию в 1975 году «Универсального пантеистического общества», а в 1999 году - «Мирового пантеистического движения» с основательной информационной базой в Интернете и представительством во всех социальных сетях.

Официальный Ватикан продолжает методическое наступление на основания пантеизма, хотя последний едва ли можно назвать альтернативой католическому христианству.

Пантеизм - понятие в сознании современного большинства, подразумевающее осознанное и бережное отношение к биосфере Земли, а не религию в полном смысле этого слова.

Пантеизм – это философское учение, в котором Бог и природа отождествляются. Предполагается, что нет природы вне Бога, но нет и Бога вне природы. Идеи пантеизма получили развитие в трудах Николая Кузанского, Джордано Бруно. Николай Кузанский (1401–1464) – один из самых ярких представителей раннего Возрождения. В своем творчестве он соединял культурное наследие Средневековья и зарождавшуюся культуру Ренессанса. Его философские интересы сочетались с увлечениями в области математики и естествознания. И те и другие исследования были у него переплетены. Кроме того, в творчестве Кузанского тесно связаны философские и теологические вопросы.

Среди многочисленных произведений Кузанского самое первое и значительное – "Об ученом незнании". Он написал также четыре диалога "Простец", в которых раскрывается мудрость человека из народа, "Охота за мудростью", которое содержит рассуждения по поводу прочтения книги Диогена Лаэртского "Жизнеописания философов".

Николая Кузанского как философа можно отнести к платоникам, хотя на его творчество оказали влияние и другие направления, например пифагореизм, античные мыслители. В то же время Николай Кузанский остается оригинальным и глубоким философом. Философская проблематика его произведений охватывает широкий спектр проблем, касающихся отношения мира и Бога, и вопросы познания. Он стоял на пантеистических позициях, сближая Бога как бесконечное существо с конечным миром и понимая Его как актуальную бесконечность, которая проявляется в мире – потенциальной бесконечности. Николай Кузанский использует неоплатоновский принцип эманации для формулирования проявления Бога в мире и Его свертывания обратно, принимая его как одушевленный мировой душой организм. Стало быть, философ отвергал идеи креационизма. Человека он рассматривает как микрокосмос (малый космос), представляющий собой подобие макрокосмоса (большого мира). По мнению Кузанского, человек соединяет в себе как земное, так и божественное.

Философ полагал, что человек вполне способен познавать природу, и это осуществляется посредством чувств, воображения, рассудка и разума. Чувственное познание – это начальная стадия познания, она упорядочивается рассудком. При этом Н. Кузанский большое значение придает математике. Если рассудок связан с чувственным познанием, то разум от этого свободен. Разум – это высшая теоретическая способность человеческого сознания, которая направлена на выявление, осмысление и преодоление противоположностей. "Разум с момента, когда природа его допускает переход к умозрению, постигает лишь всеобщее, нетленное и непрерывное".

Н. Кузанский высказывал идеи, получившие развитие лишь в последующей истории философии. Например, мысль о том, что все вещи состоят из противоположностей. Кроме того, он выдвигал серьезные возражения принципу противоречия Аристотеля. Он предлагал идею о совпадении противоположностей. Наиболее ярким синонимом противоположностей выступает Бог, так как, с одной стороны, Он находится повсюду, поэтому есть все, а с другой – Он нигде не находится определенно, т.е. Он ничто. Человек тоже есть синтез противоречий: он и конечен как телесное существо, и бесконечен в своих духовных проявлениях. С проблемой противоположностей связана у Кузанского и проблема истины, которую он связывал с заблуждением, полагая, что для истины заблуждение значимо так же, как тень для света. Он считал, что познание подлинных сущностей невозможно, оно осуществляется в более или менее точных представлениях. Николай Кузанский защищал концепцию знающего (ученого) незнания: даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания. "Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание", – заявлял он. Процесс познания совершается по пути, приближающем нас к недостижимому абсолюту, Бог же остается непознанным.

Другим видным представителем пантеизма был Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский естествоиспытатель и философ. В своем учении он объединял достижения наук нового времени с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Он создал гениальное в своем роде пантеистическое мировоззрение, которое проповедовал с поэтической силой и воодушевлением. Вселенная есть Бог, она бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое, как субстанция он остается вечным и неизменным. Единичные вещи принимают участие в вечном духе и жизни соответственно степени развития своей организации, однако они подвержены изменению. Элементарные, простейшие части всего существующего, которые не возникают и не исчезают, а лишь только отделяются друг от друга и соединяются друг с другом, в бесконечном разнообразии, суть minima или монады, относящиеся к материальному и психическому. В мире, таким образом, нет ничего неживого, все одушевлено. Бог не может требовать от нас больших почестей, чем те, которые мы окажем ему, если будем изучать законы движения и развития универсума и жить согласно этим законам. Всякое познание естественного закона есть нравственное дело. Находясь под большим влиянием учений немецких мыслителей, в особенности Николая Кузанского и Парацельса, Бруно в свою очередь оказал влияние на многих философов.

Вопрос 7. Философия эпохи Возрождения (пантеизм, натурфилософия.)

Основная идея Возрождения – человек создан по образу и подобию Бога. Подобно Богу он создаёт собственный мир, продолжая акт творения. Человек может следовать божественным предначертаниям, но действует он сам.

Происходит смещение ценностей: тело человека – объект, орудие творения. Креационизм уступает место пантеизму: «Бог во всём». Если утверждать, что мир создан Богом, то для того, чтобы познать Бога, надо познать мир. Начинается расцвет науки, создаются различные институты, нацеленные на познание природы. Философия ожидания мистического откровения меняется на чувственное познание мира.

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений - человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.

Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание "книжной мудрости" и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности - Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени - XV в. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия - XVI в.

Изменяется отношение к трудовой деятельности. Если в античном обществе труд — удел раба и позор для свободного, в средневековье — наказание за "грехи тяжкие", то в ренессанский период труд начинают рассматривать как источник счастья, средство развития людей.

Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа ) — Попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция , материя , сила , пространство , время , жизнь , развитие , закон природы ), познанием связей и закономерностей явлений природы.

Относящееся к началу Нового времени понимание природы как душевного переживания привело к новому, часто восторженно-патетическому обоснованию натурфилософии (Джордано Бруно ). Вскоре произошло её разделение на натурфилософию органического (Парацельс ), близкую к витализму , и натурфилософию неорганического (Галилей ), близкую к механицизму , причём последняя все больше и больше одерживала верх, и в первую очередь благодаря начавшемуся триумфальному шествию естественнонаучных методов исследования — шествию, возглавляемому Леонардо да Винчи , Коперником ; Кеплером , Зеннертом , Галилеем, Декартом . Натурфилософия Вселенной основана Коперником, Кеплером, Ньютоном ; последний под ней понимал теоретическое (математически-дедуктивное) учение о природе («natural philosophy» — «точная наука о природе»). В XVIII веке различаются «physica speculativa» и «physica empirica» (физическая констатация фактов). В 1786 Кант в «Метафизических началах естествознания» дал первую критическую натурфилософию современного (механистического) естествознания, в 1790 в «Критике способности суждения» — дополнительную критику натурфилософии органического, т. е. критику биологических понятийных построений. Появившиеся в 1797 «Идеи натурфилософии» Шеллинга открыли идеалистический, конструктивно-умозрительный период натурфилософии. Натурфилософия романтизма (Окен ) была хотя и ближе к фактам, но менее плодотворна в отношении выработки понятий; близко к ней стояли Гегель и Шопенгауэр . Исследованиями в сфере органического специально занимались Гёте и К. Г. Карус , стремясь создать натурфилософию, наглядно схватывающую жизненные и полные сил формы.

Пантеизм — учение , согласно которому Вселенная (природа ) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и священность природы.

Термин «пантеист», от которого впоследствии произошло слово «пантеизм», впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении « Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако ранее многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.

Среди них досократики , такие как Гераклит и Анаксимандр . Стоики были пантеистами, начиная с Зенона Китийского и в развитии позднего стоицизма у философа и императора Марка Аврелия . В дохристианской Римской Империи стоицизм был одной из главенствующих философских школ, наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом . Ранний даосизм у Лао-цзы и Чжуан-цзы также пантеистичен.

На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь (например, амальрикане ). К числу выдающихся христианских богословов этого периода с воззрениями близкими к пантеизму относятся: Иоанн Скот Эриугена , Мейстер Экхарт , Николай Кузанский . Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения у Джордано Бруно (был предан сожжению в 1600 году ). «Этика» Бенедикта Спинозы , оконченная в 1675 году, стала главным источником через который пантеизм получил распространение в Европе (хотя Спиноза сам не использовал термин «пантеизм»). Джон Толанд находился под влиянием как Спинозы, так и Бруно. В 1720 году он написал «Пантеистикон: или способ празднования общества Сократа» на латинском языке .

Наиболее известные философы этой эпохи.

Наиболее последовательные гуманисты делали выводы о самодостаточной ценности личности. Так, французкий гуманист Мишель Монтень (1533-1592) в книге своей жизни "Опыты" отказывается видеть в человеке совершенный результат божественного промысла и подчеркивает, что цель человеческой жизни не во вне, а в ней самой.

М. Монтеня называют "последним гуманистом". Если мы перечислим названия глав его книги "Опыты", то поймем, что Монтень пишет нечто вроде "учебника жизни": "Час переговоров - опасный час". "О наказании за трусость", "Выгода одного - ущерб другого", "Об умеренности", "О законах против роскоши", *О бережливости древних", "О возрасте", "Различными средствами можно достичь одного и того же", "О родительской любви", "О славе". "О жестокости", "О самомнении", "О трех видах общения" и др. Первоначально "Опыты" задумывались как изложение извлеченных им из морально-философских сочинений античности (Плутарха, Сенеки) поучительных примеров, анекдотов, афоризмов. Однако он вскоре почувствовал, что они нуждаются в комментариях, причем довольно основательных, базирующихся на личном опыте.

Всю свою жизнь Монтень корректировал, дополнял "Опыты", поэтому они содержат разные точки зрения автора, известную противоречивость, которую Монтень и стремился устранить. Он искал истину.

Он выступал против теоцентристской концепции, которая идет от Фомы Аквинского: Бог - абсолютное бытие, а человек, как его творение - исключительное существо, которому дано, пользуясь средствами разума, бесконечно приближаться к этому бытию, проникать в "первопричину", в самую сущность вещей... Монтень не соглашается с таким антропоцентризмом; его антропоцентризм иной: он предлагает рассмотреть человека, "взятого самого по себе, без всякой тюсторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа..." .

1 Монтень М. Опыты М., 1991. С. 12.

Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины, в ответах на возникающие вопросы. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней и тем самым помогающие ответить на вопрос: "Как прожить человеку жизнь?" В отличие от скептиков Монтень не отказывается от истины, он исследует разнообразные точки зрения. Но для него истина одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полностью, либо не владеть вовсе. Сомнение Монтеня направлено на активизацию разума, а не на его отрицание.

Одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Люди, заявлял Макиавелли, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство. В своих произведениях "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Князь" флорентийский философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создаст необходимый порядок в обществе.

Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. В трактате "Государь" он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или неуклонно им следовать. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же воздерживаться по мере сил, но не более. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но вместе с тем, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе.

Макиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой "кнута и пряника", сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство - все это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти.

Николай Кузанский – крупнейший мыслитель XV века, теолог, учёный, математик церковно-политический деятель.

Николай Кузанский: Бог – сочетание противоположностей. Бог разворачивается в мире, делает его познаваемым и открытым, но, вместе с тем, сохраняющем тайну. Бог не отождествляет себя миру, потому познание мира не есть познание Бога, но приближение к нему. Бог суть истина, которую познать невозможно.

Возникает идея микро- и макрокосма. Если Бог – макрокосма, то что есть микрокосма? Человек? В человеке сосредоточен весь мир. Наблюдая самого себя можно познать мир.

Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов , он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике , сколько, подобно схоластам , к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, « форму всех форм », немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как « абсолютный максимум », в то же время отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое « развёртывание » Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле « Бог во всём и всё в Боге ». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке « малый космос », намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли.

С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли, которые не привлекли внимания его современников, но были оценены позже. Заметно опередив своё время, он высказал мнение, что Вселенная бесконечна, и у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы. Почти за два века до Галилея он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным. У него встречается одно из первых упоминаний о солнечных пятнах. Николай Кузанский отметил плохую точность юлианского календаря и призвал к календарной реформе (эта реформа долго обсуждалась и была реализована только в 1582 году ).

Астрономические труды Николая Кузанского, по мнению историков науки, оказали (прямое или косвенное) влияние на взгляды Коперника , Джордано Бруно и Галилея .

http://society.polbu.ru/lavrinenko_philosophy/ch12_iii.html