Англ мова подготовка к зно. ЗНО по английскому. Письменное задание \ эссе

Англ мова подготовка к зно. ЗНО по английскому. Письменное задание \ эссе
Англ мова подготовка к зно. ЗНО по английскому. Письменное задание \ эссе

Без особых прикрас можно сказать, что в экзамене Внешнего Независимого Оценивания (ВНО\ЗНО) по английскому языку эссе является наиболее трудной задачей. Как можно правильно выразить свою мысль, дать ей логические аргументы, подкрепить их примерами и объяснениями, и при этом грамотно и без ошибок оформить текст, да еще и не выйти за пределы по количеству слов? В этой статье мы разберем структуру эссе и дадим советы по улучшению качества Вашего эссе.

Начнем с конца. Написанное Вами эссе будет оцениваться по следующим критериям:

Максимальное количество баллов, которое Вы можете получить за эссе – 14 баллов .

Перед тем как задумываться о правильном выполнении каждого критерия, сначала давайте сделаем наше эссе по английскому языку пригодным для проверки. Самое главное здесь – объем.

Формально Ваше эссе по английскому языку должно уложиться в 200-250 слов. Это не надо воспринимать буквально и паниковать, если Вы написали 198 слов. Однако, имейте в виду, что эссе не будет проверяться, если количество слов в нем менее 180. Если же у Вас получится более 275 слов, то проверяющий отсчитает от начала эссе 250 слов, отчертит остальное и проверит всё вплоть до черты. То есть, при первом раскладе Вы теряете всё эссе; при втором, скорее всего, потеряете заключение, что тоже немаловажно.

Прежде всего, Ваше эссе по английскому языку должно осветить ВСЕ аспекты, изложенные в задании, а также должно быть написанным в соответствующем стиле (нейтральном). Оно должно логично делиться на абзацы и соответствовать предложенному в задании плану.

Чтобы не запутаться в процессе написания Вашего эссе, надо потратить 5-7 минут на обдумывание плана и подготовку всех аргументов. Традиционно мы будем делить эссе на пять абзацев.

Абзац 1. Вступление

Здесь должна быть постановка проблемы. Поскольку постановка проблемы уже изложена в задании, Ваша задача – грамотно её пересказать. Именно ПЕРЕСКАЗАТЬ, а не перефразировать.

Совет: Не перечитывайте задание 10 раз, пока формулировки не вдолбятся Вам в голову. Тогда писать вступление своими словами будет очень и очень трудно. Прочитайте данную в задании ситуацию один или два раза, убедитесь, что Вы правильно её поняли. Закройте готовую ситуацию и попытайтесь её пересказать на английском языке именно так, как Вы её поняли, как будто Вы рассказываете об этом другу, который не понял, о чём там шла речь. ВНИМАНИЕ: после того как Вы это сделали, обязательно откройте ситуацию и убедитесь, что Ваш пересказ по сути совпадает с данной Вам ситуацией. Теперь можно ехать дальше.

Вместо банальных “Some people think, … Others think, … ” можно использовать:

Some people claim that …, while others argue that …

После того как Вы описали суть проблемы, можно задать непосредственно вопрос, на который Вы и будете отвечать в своём эссе. Например: “What is better: … or …?”, “What should we do: … or …?” и т.д.

Последним предложением вступительного абзаца Вы должны поставить цель Вашего эссе. Это можно сделать, например, так:

In this essay I will try to look upon this issue.
In this essay I will try to express my opinion on this issue.
In this essay I would like to express my point of view on this issue.
In this essay I will try to answer this question. (Это наиболее простой вариант, если предыдущие два Вам вспомнить будет трудно, вспомните его)

Абзац 2. Ваше мнение

Начать этот абзац логичнее всего с высказывания Вашей позиции касательно данного вопроса. Полезные фразы (обязательно соблюдайте данную пунктуацию!):

In my opinion, …
From my point of view, …
To my mind, …
Personally, I think that …
I’m certain that …
As far as I am concerned, …

Далее надо дать 2-3 аргумента, подтверждающие Вашу точку зрения. Аргументы могут быть любые, если Вы их грамотно истолкуете. То есть такие, чтобы с ними сложно было поспорить (в разумных пределах, разумеется).

Совет: Лучше дать 2 аргумента и подробно их оправдать и привести примеры в их поддержку, чем 3 кратких и не полностью раскрытых. Помните, что количество слов в эссе ограничено.

Здесь не надо забывать про средства логической связи предложений. Первый аргумент хорошо начать с:

Firstly, …
To start with, …
To begin with, …
First of all, …

После того как Вы сформулировали первый аргумент, надо его подтвердить и/или дать пример в подтверждение. Вот самые простые модели, как это можно сделать:

<аргумент>, because …
<аргумент>. That is why …
<аргумент>. For example, …

Если Вы начинали словом “Firstly, … ” , то второй аргумент следует начать словом Secondly, …

Если первый аргумент шел с фразами “To start with, …”, “To begin with, …” , то второй можно начать следующими словами:

Moreover, …
Furthermore, …
Besides, …
In addition, …

Второй аргумент надо также подкрепить примером или доказательством.

Абзац 3. Противоположное мнение

Начинать абзац Вы будете с постановки противоположного мнения по предложенной теме или вопросу. Сделать это можно так:

Others believe that …
Some people argue that …
However, some people think that …

Далее следуют 1-2 аргумента, подтверждающие противоположное мнение. Советую изначально подумать о двух. А уж сколько в итоге написать: 1 или 2 – решите в процессе, исходя их получающегося размера Вашего эссе.

Совет: Противоположные аргументы Вам потом предстоит оспорить, поэтому, придумывая их изначально, продумывайте, как Вы будете их оспаривать. Если на придуманный аргумент Вам нечем возразить, лучше сразу его заменить на другой, чтобы не делать это во время написания эссе. Оно ведь тоже ограничено!

Совет: При оспаривании аргументов, Вы не должны повторять ничего из написанного во втором абзаце. Поэтому, если у Вас не получается придумать контраргумент, не повторяясь, попробуйте придумать что-то другое. Как вариант, Вы можете придумать другие аргументы «за», пока сочинение еще не написано. В любом случае, лучше это продумать изначально, пока Вы составляете план эссе, нежели чем в процессе написания!

Абзац 4. Ваши контраргументы

Суть этого абзаца – объяснить, почему Вы не согласны с противоположным мнением. Начать абзац можно, например, с предложения:

I can’t agree with this opinion because …
I’m afraid I can’t agree with this idea because …

ВНИМАНИЕ: если Вы дали два аргумента в предыдущем абзаце, то и опровергнуть надо обязательно оба. Разграничить их можно следующими фразами:

As for …,
Speaking about …,
As far as … is concerned,

Совет: При опровержении противоположных аргументов лучше всего предлагать пути их решения, а не доказывать их недееспособность. Например, если кто-то считает, что домашние животные опасные, то не надо утверждать, что они, на самом деле, безобидные. Лучше обратить этот недостаток в достоинство, сказав, что зато они являются отличными охранниками в загородных домах.

Абзац 5. Заключение

Самая частая ошибка многих учеников: в заключении они просто высказывают свое мнение. Этого не достаточно. Ведь заключение относится ко всему эссе, а не только ко второму абзацу.

Таким образом, в заключении надо суммировать всё, о чем говорилось в эссе и выразить свою точку зрения. Также можно дать свои рекомендации по существующей проблеме. Самое главное: в заключении не должно быть никакой новой информации.

In conclusion, …
To sum up, …
To conclude, …

Далее даём читающему понять, что существует две точки зрения на данную проблему, и несмотря на противоположную точку зрения, мы всё-таки придерживаемся своей. Например, сделать это можно по следующей схеме:

Despite the fact that …, I’m convinced that …
Taking into consideration different opinions on this issue, I believe that …


Языковое оформление эссе

После того как Вы написали ЕГЭ эссе по английскому, обязательно пересмотрите его еще раз на предмет возможных ошибок. Советуем обратить внимание на следующие вещи:

Пробегитесь отдельно по всем существительным. Если существительное исчисляемое и стоит в единственном числе, перед ним обязательно должен быть артикль! Скорее всего, он у вас должен быть неопределенный (но смотрите сами по контексту).

Пробегитесь по всем вводным словам и фразам и убедитесь, что после них стоят запятые. Перед словом ‘that’, наоборот, запятой не должно быть: I think that …”, “Others believe that …” .

Если подлежащее выражено 3 лицом единственного числа (he/she/it ), не забудьте к глаголу приписать окончание –s!

По поводу «умных» слов отдельный разговор. В критериях оценивания есть отдельный пункт: Лексика. Поверьте, лучше не употребить умное слово, чем употребить его неверно и получить за это минус баллы.

Совет: Если Вы не знаете много «умной» лексики, по максимуму впихните её в заранее заученные фразы. Например, вместо банального “for example ” можно использовать “for instance” ; вместо “I think” употреблять “I believe / suppose / presume” . То есть, по сути, Вам надо придумать лексику, которую Вы точно сможете употребить в Вашем эссе по английскому, какая бы тема Вам ни попалась.

Если вы не до конца уверены в своих силах — 🙂

Наталия Мациевская: "Быстро выучить язык почти нереально, а вот подготовиться к ЗНО по иностранному за короткий промежуток времени вполне возможно"

Наталия Мациевская – магистр филологии и перевода с английского и немецкого языков, занимается подготовкой к ЗНО и ДПА, международным языковым экзаменам. Наталия стала соавтором онлайн-курса подготовки к ЗНО по английскому языку на курсах ПроЗНО. Для EDUGET она рассказывает о секретах успешной сдачи ЗНО по английскому, ловушках и распространенных ошибках в подготовке абитуриентов.

18 марта Наталия проводит про подготовку к ЗНО на платформе EDUGET.

Об иностранных языках и способностях к ним

Каждый человек может овладеть английским языком, главное – иметь желание и четко поставить перед собой цель, сформулировать ее. Например: выучу разговорный английский до уровня Intermediate, чтобы уверенно чувствовать себя во время путешествий. Или: выучу деловой английский для переписки с иностранными партнерами.

По моему убеждению, нет необходимости в каком-то особом таланте к языкам, понадобятся только старания и мотивация. Некоторые нейролингвисты, например Сюзанна Рейтерер, утверждают, что быстрее изучают языки люди с фонетическими способностями. Они могут легко воспринимать на слух другой язык и воспроизводить его. Как по мне, то эту способность вполне можно развить. Даже возраст не имеет значения, главное – чтобы взрослые не боялись делать ошибки.

Особенности ЗНО по английскому языку

Тест внешнего независимого оценивания (будем называть привычной для большинства читателей аббревиатурой ЗНО) по английскому языку состоит из 3 частей: «Чтение», «Использование языка» и «Письмо». В первых двух абитуриент имеет дело с аутентичными текстами, поэтому в условиях ограниченного времени особенно полезными будут такие техники чтения, как skimming (чтение-просмотр) и scanning (техника выборочного чтения).

На ЗНО по английскому вынесены задания 4 типов:

  • задание на установление соответствия – matching;
  • задание с выбором одного правильного ответа – multiple choice;
  • задание на заполнение пропусков в тексте – gap filling;
  • задание открытой формы с развернутым ответом – open-ended question (essay or letter writing).

Чтобы выполнить их правильно, надо прежде всего внимательно прочитать задание. Абитуриент, волнуясь, может пропустить информацию о том, что определенные варианты ответа являются лишними, что надо выбрать только один ответ, – и просто запутаться.

Во время выполнения заданий на matching и gap filling советую сначала посмотреть предложенные варианты ответов, определить ключевые слова или словосочетания в них, а потом уже приступать к прочтению текста. Добавлю, что можно сразу исключать неправильные варианты ответов, анализируя грамматическое построение языковых конструкций. Одним словом, нужно не только изучать язык и практиковать его, но и учиться проходить тесты.

Во время выполнения заданий на matching и gap filling советую сначала посмотреть предложенные варианты ответов, определить ключевые слова или словосочетания в них, а потом уже приступать к прочтению текста

Правила подготовки к ЗНО по английскому

Любой тест по иностранному языку проверяет умение использовать точные лексические и грамматические конструкции в устной и письменной речи. Поэтому, конечно, следует сосредоточиться на восполнении пробелов во владении грамматикой, а также максимально наполнить свой словарный запас.

Ознакомьтесь с утвержденной программой ЗНО по английскому языку на сайте УЦОКО и начните повторять материал по принципу «от простого к сложному». Принцип постепенности очень важен в запоминании.

На сайте УЦОКО вы найдете список слов, который является лексическим минимумом для успешной сдачи теста, однако глупо было бы пытаться механически запомнить его и считать, что на этом ваш словарный запас обогащен. Вместо этого я рекомендовала бы вам как можно больше работать с текстами – как устно, так и письменно. Читайте и слушайте аутентичные тексты, анализируйте лексические и грамматические конструкции, осмысливайте их, записывайте от руки и применяйте в устной речи.

Ошибочным было бы считать, что поскольку устная речь в тесте ЗНО не проверяется, ее тренировать не нужно. Наоборот – очень даже нужно. Все виды речевой деятельности тесно связаны между собой, в том числе устная речь связана с письмом.

Как построить процесс подготовки к ЗНО

По моему мнению, главное в организации подготовки к любому экзамену или тестированию – это установление графика занятий и максимально возможное соблюдение его. Следует заниматься понемногу, но обязательно регулярно.

Также подходите к обучению комплексно. План подготовки вроде «сначала научусь писать эссе, а потом возьмусь за повторение грамматических времен» является нерезультативным. Следует чередовать различные виды деятельности. Например: немного почитайте, потом потренируйте грамматические конструкции (устно и письменно), затем обратитесь к визуальным материалам. В идеале – постоянно делиться полученными знаниями с другими. Проговаривание мыслей и осознание того, что знания необходимо кому-то доступно донести, побуждают логично и внимательно организовывать информацию, соответственно – вы лучше ее усваиваете.

Лайфхаки от преподавателя

  1. Используйте техники scanning и skimming
    Как я упоминала, выборочное чтение и просмотр текста незаменимы на ЗНО – они помогают быстро найти в тексте необходимую информацию, не теряя при этом время на детальное прочтение. Чтобы понять основную идею текста (это касается текстов в жанре non-fiction), достаточно просмотреть его с техникой смотрового чтения skimming. Кстати, это работает не только для экзамена по английскому. Повторяя материал перед экзаменом, мы не перечитываем все подробно (фактически это и невозможно, учитывая объем информации), а просматриваем, сосредоточивая внимание только на том, что усвоили не очень хорошо. В отличие от техники skimmimg, scanning – выборочное чтение – предполагает, что вы ищете в тексте необходимую информацию. В работе с тестовыми заданиями это очень важно, ведь вы ищете ответ на конкретный вопрос, вчитываетесь только в необходимые вам детали.
  2. Расширяйте словарный запас
    Распространенный совет – подключайте ассоциативное мышление при запоминании новых слов, старайтесь связывать то или иное слово с чем-то знакомым, похожим в родном языке. И, конечно, лексику надо учить тематически. Сначала, например, возьмите сферу повседневного общения и выделите необходимые лексические темы, а изучив их, приступайте к другой теме. Нужно понимать: запоминание отдельных лексических единиц не гарантирует вам правильное употребление их в речи, поэтому обязательно следует учить слова в контексте.
  3. Прежде чем писать эссе или письмо, продумайте примеры для подтверждения того или иного тезиса, структурируйте текст. Избегайте сложных предложений, это позволит вам не наделать грамматических ошибок. Лучше – короткие, но правильно сформулированные предложения.

Подходите к обучению комплексно. План подготовки вроде «сначала научусь писать эссе, а потом возьмусь за повторение грамматических времен» не результативен.

Самые распространенные ошибки абитуриентов в подготовке и как их избегать

  • Нередко ученики зацикливаются на сборниках тестов, и это ошибочный подход. Безусловно, тренироваться в прохождении тестов необходимо, контролировать при этом время, которое вы тратите на выполнение всех заданий. Это придаст уверенности при прохождении реального теста на ЗНО. Однако не следует забывать и о грамматике, и о spelling. Этим аспектам необходимо уделять особое внимание.
  • В изучении лексики одна из самых распространенных ошибок – заучивать то или иное слово, не уделяя внимания его синонимическом ряду. Мол, зачем помнить delicious, yummy, appetizing, savoury и другие, если я знаю tasty. Как результат, абитуриенты используют в эссе так называемые «boring words», что влияет на баллы за лексическую наполняемость высказывания. Стоит углубляться в понимание так называемых «слов-ловушек», например, historic – historical, economic – economical, а также тренировать связность высказывания, правильное употребление необходимых союзов и слов-связок.
  • Ошибочное мнение – что вся лексика в тестовых заданиях ЗНО будет известна. Когда оказывается, что это не так, ученик начинает паниковать. Не следует этого делать. Сосредоточьтесь на тех словах, которые вам понятны, и непонятность некоторых из них может оказаться не столь важной.
  • Распространенная, к сожалению, ошибка – когда ученик затянул с подготовкой и вдруг понял, что «все пропало». Я всегда говорю своим ученикам и студентам: быстро выучить язык почти нереально, а вот подготовиться к ЗНО по иностранному языку за короткий промежуток времени вполне возможно. Конечно, если ваш уровень владения языком не начальный. Максимально окружите себя англоязычными материалами – смотрите учебные видеолекции, слушайте иностранные радиопередачи, различные подкасты, переписывайтесь с друзьями на английском. Воспользуйтесь так называемыми flashcards для изучения лексики. Тренируйтесь проходить тесты. Словом, старайтесь максимально уделять свое время английскому – и шансы на достойное прохождение ЗНО будут пропорционально расти.

Современные инструменты помогут в подготовке

Вы можете выбирать из огромного количества различных способов и методов подготовки. Кроме использования современных учебников британских издательств (English Vocabulary in Use, Key Words for Fluency, How English Works, Grammarway) мы имеем возможность слушать аудиокниги, различные подкасты, смотреть фильмы в оригинале (и с субтитрами, и без), использовать флешкарты для изучения лексики. Можем загрузить на мобильный игры, кроссворды, грамматические тренажеры, приложения для изучения фразовых глаголов или, например, тренировки форм неправильных глаголов и тому подобное. Флешкарты Anki, сессии от BBC Learning English, видеолекции от engVid, TED – все эти инструменты очень полезны для изучения языков. В условиях ограниченности времени реально помогут онлайн-курсы подготовки к ЗНО – можно экспрессом пройти всю программу, актуализировать знания.

Наталия Мациевская ведет вебинар "Как эффективно подготовиться к ЗНО" на платформе EDUGET

Портрет преподавателя: Наталия Мациевская

Как случилось, что вы связали жизнь и карьеру с иностранными языками?
Меня всегда интересовали языки, нравилось находить объяснение тем или иным грамматическим закономерностям. А также всегда озадачивал двуязычный диалог, когда один из собеседников говорит, например, по-украински, а другой – по-русски. Недаром Гете писал: «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек». В школе с восторгом учила английский и украинский, факультативно немецкий. Возможно, повезло со школьными преподавателями или личной склонностью к гуманитарным наукам.
Образование получила на романо-германском факультете КНУ имени Тараса Шевченко.

Чем вы занимаетесь как преподаватель и лингвист?
Разрабатываю онлайн-курсы по английскому и немецкому языкам, участвую в вебинарах и конференциях, посвященных дистанционному обучению. Преподаю в Государственном экономико-технологическом университете транспорта и занимаюсь репетиторством. Пишу научные статьи, разрабатываю методические материалы, интересуюсь развитием альтернативных возможностей образования.

Откуда такие познания о подготовке к ЗНО?
Я преподавала в Украинском гуманитарном лицее КНУ им. Шевченко, в Колледже экономики, права и информационных технологий. Готовила учеников к ДПА и ЗНО. Очень важный опыт – это разработка в соавторстве с носителем языка Крисом Ризом и преподавателем-переводчиком Елизаветой Кокориной комплексного онлайн-курса подготовки к ЗНО по английскому языку. Регулярно провожу вебинары по английскому и немецкому языкам. Также на вебинарах даю рекомендации касательно подготовки к ЗНО, оптимального построения процесса подготовки и действий на экзамене.