Э м ремарк биография кратко. Эрих мария ремарк - биография, информация, личная жизнь

Э м ремарк биография кратко. Эрих мария ремарк - биография, информация, личная жизнь
Э м ремарк биография кратко. Эрих мария ремарк - биография, информация, личная жизнь

Эрих Пауль Ремарк – выдающийся немецкий писатель. В возрасте 18 лет он был вынужден отправиться на фронт, в результате чего ему удалось собственными глазами увидеть все ужасы войны.

Все эти впечатления лягут в основу его произведений, а сам он станет одним из немногих крупных литераторов, которые пройдут войну и сумеют запечатлеть ее в своих произведениях.

В Эриха Ремарка много необычных и захватывающих событий. Обо всех них мы расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Эриха Ремарка .

Биография Ремарка

Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 г. в Германской империи в городе Оснабрюк. Он рос в образованной семье книжного переплетчика Петера Франца и Анны Шталькнехт.

Кроме Эриха, в семье Ремарков родилось еще четверо детей. С ранних лет мальчик с интересом читал произведения , Цвейга, Манна и Пруста.

Детство и юность

Когда Эриху исполнилось 6 лет, его отдали в церковную школу. Затем он продолжил учебу в народной школе, после чего поступил в католическую учительскую семинарию. В это время он мечтал стать преподавателем.

Незадолго до начала Первой мировой войны (1914-1918) он успешно сдал экзамены в королевскую семинарию Оснабрюка, однако уже через год Ремарка призвали на службу.


Эрих Мария Ремарк на войне

Участвуя в серьезных сражениях, он получил 5 ранений. Остаток войны будущий писатель провел в больницах залечивая раны.

После возвращения с фронта, Ремарк был уже совершенно другим человеком.

Приехав домой, он занялся писательской деятельностью, а также увлекся и игрой на музыкальных инструментах.

В начале своей писательской карьеры Ремарку приходилось трудиться в самых разных местах, поскольку творческое увлечение еще не могло его прокормить.

Он работал учителем, бухгалтером, музыкантом и даже продавцом надгробных памятников.

В возрасте 24 лет Эрих Ремарк отправляется в Ганновер, где устраивается в издательство «Эхо Континенталь».

В 1926 г. настает переломный момент в творческой биографии Ремарка. Одно из авторитетных изданий согласилось опубликовать его романы «Женщина с золотыми глазами» и «Из юношеских времен».

После их выхода, молодой Ремарк получил множество похвал от критиков и простых читателей. С этого момента он начинает серьезно заниматься писательской деятельностью.

Произведения Ремарка

В 1929 г. из-под пера Ремарка выходит новый роман «На Западном фронте без перемен», в котором он мастерски описал военные события глазами 19-летнего парня.

Ему удалось в красках передать и главного героя. Книга стала настолько популярной, что ее перевели на 36 языков. Позже по ее мотивам был снят фильм.

В скором времени появляются новые романы Эриха Марии Ремарка: «Три товарища» и «Возвращение». В этих книгах также описываются ужасы войны.

Произведения получили хорошие отзывы от критиков и были переведены на многие языки.

В период биографии 1941-1945 гг. Эрих публикует 2 романа: «Возлюби ближнего своего» и «Триумфальную арку».

В 1950 г. он принимается за написание романов «Земля обетованная» и «Черный обелиск». После этого в печать выходит его антивоенный труд «Время жить и время умирать», в которым поднимаются многие серьезные вопросы.

Кроме этого он написал несколько рассказов и пьес, среди которых были «Жена Йозефа», «Последний акт», «Враг», «Будьте бдительны» и другие.

Личная жизнь

В 1925 г. Эрих Мария Ремарк оказался в Берлине, где в него влюбилась дочь владельца элитного журнала. Однако родители девушки не позволили им пожениться, хотя на тот момент писатель работал редактором.

После этого он познакомился с Ильзой Юттой Замбоне, которая была танцовщицей. В скором времени их дружба переросла в серьезные отношения, в результате чего они решили пожениться. Однако их брак просуществовал всего 4 года.

В 1933 г. незадолго до прихода к власти , Ремарк срочно покинул по совету своего друга. Он отправился в Швейцарию на своей машине, не успев взять с собой никаких вещей.

Через несколько лет после его отъезда фашисты предали публичному сожжению его книгу «На Западном фронте без перемен», а самого писателя лишили немецкого гражданства.

В 1938 г. Ремарк заключил фиктивный брак со своей бывшей супругой, чтобы та могла жить в Швейцарии. Интересен факт, что этот Брак был расторгнут только через 19 лет.

Через какое-то время писатель до беспамятства влюбился в известную актрису Марлен Дитрих, которая так же, как и он была вынуждена покинуть Германию.

Однако после того как Ремарк начал с ней встречаться, ему пришлось столкнуться с разного рода проблемами. Дело в том, что Дитрих оказалась бисексуалкой, о чем Эрих узнал несколько позже.

Несмотря на это он предложил Марлен стать его женой и начать жизнь с чистого листа. После этого он узнал, что его возлюбленная не так давно забеременела от актера, с которым она работала на одной съемочной площадке, и сделала аборт.

Когда Дитрих узнала о том, что Ремарк владеет достаточно большой коллекцией картин, она потребовала подарить ей одну из них. Постепенно просьбы переросли в беспрерывные требования и унижения.

В конечном счете, Ремарк все-таки нашел в себе силы ответить ей отказом.

Стоит сказать, что Эрих Мария Ремарк пользовался большим успехом у разных голливудских актрис. Однако сам Голливуд ему не нравился, поскольку люди, жившие в нем, казались Ремарку гордыми и ненастоящими.

В скором времени он решает переехать в Нью-Йорк. В 1945 г. он начал работать над романом «Искра жизни», который посвятил своей умершей сестре.

Эта книга стала первой в его биографии, в которой описывались события не испытанные им самим. Речь шла о нацистских концентрационных лагерях.

В 1951 г. Эрих Мария Ремарк встретился с актрисой Полетт Годдар, в которую он вскоре влюбился. Решив сделать ей предложение, писатель официально расторгнул брак с Юттой, с которой он и так давно не жил.

Эрих Мария Ремарк и его жена Полетт Годдар

Интересно, что он перечислил бывшей супруге $25000, а также выплачивал ей каждый месяц по $800.

В 1958 г. Ремарк и Годдар стали мужем и женой.

Смерть

В последние годы жизни Эрих Ремарк вместе с Полетт часто отдыхали в Риме. В 1970 г. у него начались серьезные проблемы с сердцем, в результате чего писателя положили в больницу.

Однако в скором времени сердце не выдержало нагрузок, и остановилась.

Эрих Мария Ремарк умер 25 сентября 1970 года в швейцарском городе Лакорно в возрасте 72 лет. Официальной причиной его смерти стала аневризма аорты. Ремарк был похоронен на кладбище Ронко.

Если вам понравилась краткая биография Ремарка – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

На всем его творчестве лежит след трагических событий жизни самого писателя - прежде всего, участия в Первой мировой войне.

Ремарк и война

Нормальное течение жизни юного Эриха прервало начало Первой мировой войны. Стараниями СМИ в общественном сознании сложилось преставление о только разгоревшейся мировой бойне как о справедливом походе против зла.

Ремарк был призван на фронт в 1916 году. В 1917 году будущий писатель был серьезно ранен. Остаток войны он провел в госпитале.

Поражение Германии и последовавшие за этим жесткие условия повлияло на судьбу Ремарка. Чтобы выжить, он перепробовал десятки разных профессий. Работать писателю пришлось даже продавцом надгробных плит.

Первый роман Ремарка вышел в 1920 году. Это лишь исток, из которого берут начало все последующие произведения Ремарка. Список же их очень многочислен. Эрих Мария стал известен в Германии как меланхоличный художник, изображающий войну правдивыми и мрачными красками.

Первый роман Ремарка

С какого момента стоит начинать считать произведения Ремарка? Список открывает роман 1920 года под названием «Приют грёз». Как ни странно, в этой книге нет ни слова о войне. Зато он наполнен аллюзиями из произведения немецких классиков, размышлениями о ценности любви и ее истинной сущности.

Фоном для развития сюжета служит дом провинциального художника, в котором находят приют молодые люди. Они наивны и чисты в своей простоте. Писатель рассказывает о первых любовных переживаниях, изменах и ссорах.

Затерявшееся произведение

Из-за неудачи с первым романом Ремарк так и не издал написанную в 1924 году книгу «Гэм». В этом произведении молодой автор поднял гендерную проблематику, сделав главной героиней сильную духом женщину.

Роман «Гэм» забывают, когда перечисляют лучшие произведения Ремарка. Список остается без этого интересного произведения, который и в наши дни остается актуальным и вызывающим дискуссионные вопросы.

«Станция на горизонте»

Мало кто даже из тех людей, кто постоянно читает романы Ремарка, список произведений пополнит этой книгой. «Станция на горизонте» - это один из самых «антиремарковских» произведений этого

Главный герой романа - типичный представитель золотой молодежи. Кай юн, красив и нравится девушкам. Он типичный человек-перекотиполе: юноша не привязывается ни к материальным условиям, ни к людям, ни к вещам. В глубине души он все равно мечтает о тихой жизни, душевном покое. Но это желание подавляется ежедневной бурей ярких событий.

Действие книги разворачивается вокруг бесконечным автомобильных гонок на фоне беззаботной жизни верхов общества.

«На Западном фронте без перемен» - реквием по потерянному поколению

Не книгами об аристократах известен Ремарк. Список книг, произведений о трагедии потерянного поколения в библиографии писателя начинается именно с изданного в 1929 году романа «На Западном фронте без перемен».

Главные герои - вырванные из обычной жизни молодые мужчины. Война не щадит их: на смену патриотическим иллюзиям быстро приходит жестокое разочарование. Даже тех ребят, которых не тронули снаряды, милитаристская машина покалечила духовно. Многие так и не смогли найти себе место в мирной жизни.

«На Западном фронте без перемен» вступал в конфликт с ура-патриотическими произведениями, наполнившими книжные магазины Во времена правления нацистов эта книга была запрещена.

«Возвращение»

После ошеломительного успеха романа «На Западном фронте без перемен» не перестал создавать Ремарк произведения. Список невероятно трогательных книг о судьбах мы продолжим романом «Возвращение».

Война приближается к концу. Солдат охватывают волнения: говорят, в Берлине случилась революция. Но главных героев, кажется, вовсе не волнует политика. Они хотят только поскорее вернуться домой. После долгих лет, проведенных на фронте, молодым людям трудно покинуть окопы...

Охваченная волнениями страна не встречает «героев» приветливо. Как теперь им строить свои жизни на обломках разрушенной империи?

Критики встретили эту книгу по-разному: они восхищались ее гуманистическим пафосом, другие ругали за недостаточно полное раскрытие политической обстановки в Германии. Националисты же яростно невзлюбили это произведение, видя в нем злой памфлет на героических солдат.

«Три товарища»

Знакомство наших читателей с этим писателем часто начинается с романа «Три товарища». Люди не зря восхищаются: какие удивительно тонкие писал Эрих Мария Ремарк произведения! Список книг мы продолжаем этой невероятно грустной и трогательной книгой.

События разворачиваются в предфашистской Германии. Во всем уродстве перед нами предстает общество, находящееся в глубоком кризисе. Но даже в такой темноте находится место для настоящих чувств - самоотверженной дружбы друзей-фронтовиков и бескорыстной любви.

Главные герои книги пережили войну. Чтобы выжить в мирное время, они открывают автомастерскую. Время испытывает их характер и принципы на прочность.
В Германии эта книга так и не вышла. Ремарк начал работу над этим произведением в 1933 году, закончил писать в 1936 году. Впервые «Три товарища» увидели свет в Дании.

«Возлюби ближнего своего»

На этом и закончились «республиканские» произведения Эрих Ремарка. Список продолжит книга, которая повествует о другом, более жестоком и варварском времени.

Кто не знает этот главный постулат нашей цивилизации: «Возлюби ближнего своего»? Нацисты поставили альтруизм под сомнение, заменив его беспощадной конкуренцией во всех сферах жизни.

Роман «Возлюби ближнего своего» познакомит нас с миром немцев-эмигрантов, вынужденных скрываться от нацистского режима. Как сложилась их жизни за пределами многострадальной родины? Они голодают и мерзнут на улицах, часто остаются без крова. Их вечно преследуют мысли о близких, попавших на «перевоспитание» в концлагеря.

«Можно ли остаться высокоморальным человеком в таких условиях?» - такой вопрос ставит Ремарк. Ответ каждый читатель находит сам себе.

«Триумфальная арка»

Не перечесть написанных на эту тему произведения книг Эрих Марии Ремарка. Список «литературы беженцев» продолжается романом «Триумфальная арка».
Главный герой - эмигрант, вынужденный прятаться в Париже (где и находится обозначенная в заглавии достопримечательность)

Равик пережил заключение в концлагере - пытки, избиения и унижения. Когда-то он избрал себе смысл жизни - спасать людей от болезней. Не менее полезным делом он считает теперь и убийство гестаповца.

«Искра жизни»

Теперь Ремарка интересуют события, развернувшиеся в самом конце войны. «Искра жизни» пополняет антифашистские произведения Ремарка, список становится всё более наполненным и объемным.

Теперь в центре внимания - один из страшных концлагерей в конце войны. Сам писатель никогда не был в концлагере. Все описания он делал со слов очевидцев.

Центральный персонаж некогда был редактором либеральной газеты, неугодной жестокой нацистской диктатуре. Его пытались сломить, поместив в нечеловеческие условия и поставив на грань существования. Заключенный не сдался и теперь чувствует скорое крушение военной машины Германии.

Ремарк говорил, что создал это произведение в память о сестре, которую в 1943 году обезглавили нацисты.

«Время жить и время умирать»

Ремарк в романе «Время жить и время умирать» беспристрастно анализирует психологию немецкого солдата. Армия в 1943 году терпить поражение. Немцы отступают на запад. Главный герой прекрасно понимает, что для него сейчас идет только «время умирать». Разве есть место для жизни в этом прекрасном мире?

Солдат получает 3-дневный отпуск и навещает родителей в надежде увидеть хотя бы в городе детства цветущую жизнь. Но реальность жестоко открывает ему глаза на очевидные вещи. Ежедневно немцы, некогда расширявшие свое жизненное пространство, терпят обстрелы, погибают за иллюзорные идеи нацизма. «Время жить» еще не настало.

Эта книга обогащает философскими рассуждениями произведения Ремарка. Список антифашисткой, антимилитаристской литературы на этом не заканчивается.

«Черный обелиск»

Роман «Черный обелиск» возвращает нас снова в 20-е годы - время разрухи и кризиса для Германии. Оглядываясь назад, Ремарк понимает, что именно в это время зародился и нацизм, усугубивший страдания его страны.

Главный герой, пытаясь найти свое место в жизни, служит в фирме по изготовлению надгробных памятников. Одновременно он пытается найти смысл своей жизни в бессмысленно жестоком мире.

«Жизнь взаймы»

Пытаясь разнообразить тематику своих произведений, Ремарк обращается к теме смертельных болезней. Как и в ситуации с антивоенными книгами, главная героиня поставлена здесь в пограничную ситуацию.
Она прекрасно осознает, что смерть уже стучит в дверь. Чтобы не слышать ее приближения, героиня хочет провести последние дни ярко и насыщенно. В этом помогает ей автогонщик Клэрфе.

«Ночь в Лиссабоне»

Снова Ремарк обращается к болезненной теме немецкой эмиграции в романе «Ночь в Лиссабоне».

Главный герой скитается по Европе вот уже пять лет. Наконец удача улыбнулась ему и он нашел свою горячо любимую жену. Но кажется, ненадолго. Билеты на рейс из Лиссабона он найти так и не может. Волей судьбы он встречается с незнакомцем, который согласен отдать ему бесплатно два билета на пароход. Есть одно условие - он должен провести всю ночь с незнакомцем и выслушать его сложный рассказ.

«Тени в раю»

«Тени в раю» - это произведение о эмигрантах из Германии, которые сумели добраться до своего рая - Америки. Ремарк рассказывает об их судьбах. Для некоторых Соединенные Штаты стали новой родиной. Их встретили радостно и дали шанс построить жизнь с нуля. Другие беженцы жестоко разочаровались в рае, став лишь безмолвными тенями в придуманном ими же самими Эдеме.

«Земля обетованная»

Так называют позже переработанный текст романа «Тени в раю». При жизни это произведение не публиковалось. Оно носило название «Земля обетованная». Под этим заголовком книга вышла только в 1998 году.

Романы «Тени в раю» и «Земля обетованная» не принято разделять. Это одна и та же сюжетная линия. Последняя версия больше обрабатывалась редакторами, из нее выброшены многие ненужные (по их мнению) фрагменты.

Эрих Мария Ремарк является одним из самых известных немецких писателей. Большей частью писал романы военных и послевоенных годов. В общей сложности написал 15 романов, два из них были опубликованы посмертно. Цитаты Эриха Ремарка широко известны и привлекают своей точностью и простотой.

Прочитав биографию Эриха Марии Ремарка, вы сможете составить собственное мнение о жизни и творчестве этого замечательного автора.

Детство и юные годы

На свет будущий писатель появился 22 июня 1898 года в городе Оснабрюк (Германия). Отец Эриха работал книжным переплетчиком. Конечно, благодаря этому в их доме всегда находилось достаточно книг, и юный Эрих с раннего детства увлекся литературой.

Уже в детстве Эрих с упоением читал книги Стефана Цвейга, Томаса Манна, Федора Достоевского (читайте биографию Федора Достоевского). Именно эти авторы в будущем сыграют важнейшую роль в биографии Эрих Марии Ремарка. Когда Эриху было 6 лет, он пошел в школу. Уже в столь юном возрасте в школе он получил кличку «пачкун», так как очень много любил писать. После завершения обучения в ней поступил в католическую учительскую семинарию. Там он провел три года (1912-1915), а после поступил в королевскую семинарию. Именно там состоялась впервые его встреча с поэтом и философом Фрицем Хёрстемайером. Эрих Ремарк стал участником сообщества Фрица, который назывался «Приют грез». Там он дискутировал, обсуждал художественные взгляды, трудности, возникающие в обществе и в жизни в целом. Именно Фриц Хёрстемайер вдохновил Ремарка серьезно задуматься, чтобы литературу сделать главным призванием в своей жизни.

Годы Первой мировой войны

Военная служба также в биографии Эрих Марии Ремарка имеет большое значение. В 22 года его призвали служить в армию. Почти сразу он был отправлен на Западный фронт, но через год получил серьезное ранение. Остаток военных лет он пролечился в военном госпитале. Еще не полностью закончив свое лечение, он был назначен работать в канцелярию. В том же году Ремарк пережил большую утрату. От рака умерла его мать (Анна-Мария Ремарк), с которой у него были очень хорошие, теплые взаимоотношения. Это послужило поводом к тому, что он сменил свое второе имя на Мария. Следующий год опять нанес сильный удар по Ремарку. Скончался его лучший друг и своего рода наставник Фриц Хёрстермайер.

После того, как Ремарк оправился от ранения, полученного в 1917 году, он был назначен в пехотный полк, где через несколько недель был награжден Крестом 1 степени. В 1919 году Ремарк неожиданного отказался от положенной ему награды и уволился из армии.

Три года (1916-1919), что Ремарк провел в армии, сильно повлияли на его мировоззрение. Тогда действительно сформировалась его точка зрения на войну, дружбу, любовь. Именно это восприятие нашло отражения в его будущих романах. Он много писал о бессмысленности войны и о том, какой отпечаток она накладывает на людей.

Литературная деятельность и личная жизнь

Свой первый роман Ремарк опубликовал в 22 года. Он имел название «Мансарда снов». Уже тогда цитаты Эриха Ремарка возимели успех. И эта книга разительно отличается от остальных работ Ремарка. В ней юный писатель описывает свое представление о любви. От критиков книга получила в основном отрицательные отзывы, но на самом деле в биографии Эриха Ремарка она заняла важное место. Удивительно, что впоследствии Ремарк даже стыдился своей первой книги и попытался скупить все остатки ее тиража.

В то время литературная деятельность не приносила дохода писателю, и он очень часто где-то подрабатывал. За это время ему удалось поработать продавцом памятников для могил, а также играть за деньги на органе в часовне при медицинском учреждении для душевнобольных. Именно эти две работы легли в основу романа «Черный обелиск».

Заметки и цитаты Эриха Ремарка стали печататься в различных журналах, и Ремарк даже устроился на работу редактором в один из них. Там он впервые опубликовал одну из своих заметок под псевдонимом Erich Maria Remarque, вместо правильного немецкого написания «Remark». В 1925 году Ремарк вступил в брак. Его избранницей стала Ильза Ютта Замбоне, которая была танцовщицей. Его жена очень много лет мучилась от туберкулеза. Именно она стала впоследствии прообразом героини Пат из романа «Три товарища». В те годы Ремарк пытался скрыть свое невысокое происхождение. Он начал вести роскошную жизнь – ужинал в самых дорогих ресторанах, посещал театральные представления, покупал стильную одежду, общался с известными автогонщиками. В 1926 году он даже купил себе титул дворянина. В 1927 году был опубликован его второй роман «Станция на горизонте», а еще через два года свет увидел роман, завоевавший огромную популярность уже тогда - «На Западном фронте без перемен». В дальнейшем он вошел в тройку романов «потерянного поколения». Интересное замечание, что этот роман Ремарк частично написал в доме знакомой актрисы - Лени Рифеншталь. Кто бы мог тогда предположить, что всего через несколько лет они будут стоять на разных сторонах баррикад. Ремарк станет запрещенным писателем, и его многочисленные книги будут сжигать на площадях в Германии, а Лени будет режиссером, рьяно прославляющей фашизм.

С Юттой совместно они прожили всего четыре года. В 1929 году было объявлено об их разводе. Но стоит отметить, что на этом их отношения вовсе не закончились. Тонкой нитью Ютта проходит через всю жизнь Ремарка. В 1938 году, чтобы помочь Ютте покинуть нацистскую Германию, Ремарк вновь на ней женился. Это сыграло большую роль, и ей удалось переехать жить в Швейцарию. Впоследствии они опять вместе переехали в США. Удивительно, но лишь через 19 лет они расторгли свой фиктивный брак. Но даже на этом их отношения не закончились. До конца своей жизни Ремарк выплачивал ей пособие, а после смерти завещал большую сумму денег.

Через год после появления книги «На Западном фронте без перемен» по ней был снят фильм. Успех у фильма был большой, как и у книги. Прибыль с этого помогла Ремарку накопить хорошее состояние. Через год за написание этого романа он удостоился чести быть выдвинутым на Нобелевскую премию по литературе.

Переезд в Швейцарию и дальнейшая жизнь

В 1932 году, когда Ремарк вел работу над написанием романа «Три товарища», у него начались проблемы с властями. Он был вынужден переехать жить в Швейцарию. Уже через год на родине публично сжигали его книги. Ремарка обвинили, что он был разведчиком Антанты. Есть мнения о том, что Гитлер назвал писателя "французским евреем Крамером" (обратно фамилии Ремарк). Несмотря на то что некоторыми это утверждается как факт, документальных подтверждений тому нет. Но вся немецкая кампания против Ремарка основывалась на том, что Ремарк сменил написание своей фамилии с Remark на Remarque. Немцы утверждали, что человек, сменивший написание фамилии на французский лад, не может быть настоящим арийцем.

В 1936 году Ремарк закончил написание романа «Три товарища», которое длилось целых четыре года. В романе описывается жизнь трех молодых друзей после возвращения с фронта. Несмотря на пропитавшую их смерть, роман описывает жажду жизни и на что главные герои готовы ради настоящей дружбы. Уже на следующий год по книге снимают фильм. Небольшую рецензию "Три товарища"

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна , Ф.Достоевского , Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте . В 1904 году поступил в церковную школу, а в - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт . 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск ».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental , в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque .

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот) . Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке , немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

Библиография

Романы

  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude ) ()
  • Гэм (нем. Gam ) () (опубликовано посмертно в )
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont ) ()
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues ) ()
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück ) ()
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden ) ()
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten ) ()
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe ) ()
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben ) ()
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben ) ()
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk ) ()
  • Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge ) ()
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon ) ()
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies ) (опубликовано посмертно в 1971 году . Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land ) (опубликовано посмертно в 1998 году . Роман остался неоконченным.)

Рассказы

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist ):

  • Враг (нем. Der Feind ) (1930-1931)
  • Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun ) (1930)
  • Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury ) (1930)
  • Жена Йозефа (нем. Josefs Frau ) (1931)
  • История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe ) (1931)
  • Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok ) (1931)

Прочее

  • Последний акт (нем. Der letzte Akt ) (), пьеса
  • Последняя остановка (нем. Die letzte Station ) (), киносценарий
  • Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!! ) ()
  • Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk ) ()
  • Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst... ) ()

Публикации о Ремарке

Напишите отзыв о статье "Ремарк, Эрих Мария"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ремарк, Эрих Мария

– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.

Имя: Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque)

Возраст: 72 года

Деятельность: писатель

Семейное положение: был женат

Эрих Мария Ремарк: биография

Одним из популярных писателей Германской империи двадцатого века является Эрих Мария Ремарк. Публицист, чьи высказывания стали бессмертными, представлял «потерянное поколение» - период, когда в восемнадцатилетнем возрасте совсем еще юных парней призывали на фронт, и они были вынуждены убивать. Это время в дальнейшем стало основным мотивом и идеей творчества литератора.

Детство и юность

Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 года в городе Оснабрюк (Германская империя). Отец писателя трудился переплетчиком, поэтому дом будущего публициста всегда был полон большим количеством книг. С ранних лет маленький Эрих увлекался литературой. Особенно юного гения привлекало творчество , и .


Из биографии литературного гения известно, что в детстве Ремарк также увлекался музыкой, любил рисовать, коллекционировал бабочек, камни и марки. С отцом отношения были натянутые из-за разных взглядов на жизнь. Когда Эриху исполнилось девятнадцать лет, от рака умерла мать, с которой у писателя всегда было теплое, доверительное общение.

Учился Эрих Мария в церковной школе, по окончании которой юноша поступил в католическую семинарию. Затем последовали годы учебы в королевской учительской семинарии. Там писатель стал членом литературного кружка, в котором нашел друзей и единомышленников.


В 1916 Ремарк пошел на фронт. Спустя год он получил пять ранений и все остальное время находился в госпитале. По возвращении в родные края в доме своего отца Эрих оборудовал кабинет, в котором занимался музыкой, рисовал и писал. Именно здесь в 1920 году было создано первое его произведение – «Приют грез».

На протяжении года Эрих преподавал в местной школе, но позже отказался от этой профессии. Литератор сменил множество работ, прежде чем стал зарабатывать писательством. Так в разное время он подрабатывал бухгалтером, репетитором, органистом и даже торговал надгробными плитами.

В 1922 Ремарк покинул Оснабрюк и отправился в Ганновер. Там он устроился в журнал «Эхо Континенталь», в котором на протяжении пары месяцев писал слоганы, пиарные тексты и различные статьи.


Известно, что Эрих также печатался и в других журналах. Так работа в издании «Спорт им бильд» открыла ему дверь в литературный мир. В 1925 журналист-самоучка уехал в Берлин, чтобы стать редактором иллюстраций этого журнала.

Литература

В 1928-ом был опубликован роман «Остановка на горизонте». По словам друга писателя, это была книга про первоклассные радиаторы и красивых женщин. Через год свет увидел роман «На Западном фронте без перемен». Ремарк в нем описывал весь ужас и безжалостность войны глазами девятнадцатилетнего юноши.


Произведение перевели на тридцать шесть языков, оно издавалось сорок раз. В Германии книга произвела фурор (один миллион экземпляров продался за год). В 1930-х по мотивам произведения сняли фильм.

1931-ый ознаменовался выходом в свет романа «Возвращение», повествующего о жизни вчерашних школьников, вернувшихся с войны. Через пять лет на прилавках появляется книга «Три товарища». Его издали на датском и английском языках.


В 1938 году Ремарк приступил к работе над произведением «Возлюби ближнего своего», которое было закончено в 1939. Тогда же журнал «Collier’s» начал частями печатать творение писателя.

В мае 1946-го в Цюрихе на немецком языке вышел роман «Триумфальная арка», а в середине лета Ремарк закончил работу над произведением «Искра жизни». В следующем году состоялась премьера нового фильма по рассказу «По ту сторону» (картина называлась «Другая любовь»).


1950-ый стал годом разрыва отношений с Наташей Пале (Браун) после десяти лет постоянных встреч, ссор и примирений. В тот же период началась работа над романом «Земля обетованная» («Тени в раю») и «Черный обелиск».

В 1954 в свет вышел антивоенный роман «Время жить и время умирать», в 1959-ом в гамбургском журнале «Kristall» было напечатано произведение «Жизнь взаймы», а в 1962-ом на прилавках появилось отдельное издание романа «Ночь в Лиссабоне».

Личная жизнь

В 1925 году Ремарк добрался до Берлина. Там в красавца-провинциала влюбилась дочь издателя престижного журнала, в котором он непродолжительное время работал. Правда, родители девушки воспрепятствовали их свадьбе, несмотря на то, что писатель получил в издании место редактора.

Вскоре Эрих женился на танцовщице Ильзе Ютте Замбоне, брак с которой просуществовал четыре года. Большеглазая, худенькая барышня стала прообразом пары его литературных героинь, в том числе Пэт из «Трех товарищей».


Тогда столичный журналист вел себя так, словно хотел поскорее забыть свое разночинное прошлое: элегантно одевался, носил монокль, часто посещал с женой концерты, театры, модные рестораны и даже купил за 500 марок баронский титул у обедневшего аристократа.

В январе 1933-го, накануне прихода к власти, друг Ремарка посоветовал писателю как можно быстрее покинуть город. Эрих тут же сел в машину и, в чем был, уехал в Швейцарию. В мае этого же года нацисты предали роман «На Западном фронте без перемен» публичному сожжению, а его автора лишили немецкого гражданства.

В 1938 году литератор совершил благородный поступок. Чтобы помочь своей бывшей жене Ютте выбраться из Германии и дать ей возможность жить в Швейцарии, он снова заключил с ней брак, который был расторгнут только в 1957-ом.

Главной женщиной в жизни писателя стала знаменитая кинозвезда , являющаяся прообразом героини романа «Триумфальная арка» - Джоан Маду. Соотечественница Ремарка, она тоже покинула Германию и с 1930 года с успехом снималась в США. С точки зрения общепринятой морали Марлен не блистала добродетелью.


Их роман был невероятно мучителен для литератора. Во Францию Марлен приехала с дочерью-подростком, мужем и любовницей супруга. Говорили, что бисексуальная актриса, которую Ремарк прозвал Пумой, сожительствовала с ними обоими. На глазах Ремарка она еще и завела связь с богатой лесбиянкой из Америки.

Из-за своей граничащей с безумием любви Эрих был готов простить артистке все, начав жизнь с белого листа. Когда литературный гений предложил Марлен выйти за него замуж, женщина сообщила горе-кавалеру о том, что сделала аборт. Отцом ребенка был актер Джимми Стюарт, с которым свободолюбивая особа снималась в фильме «Дестри снова в седле».

Когда Дитрих узнала, что Ремарк перевез в Америку коллекцию живописи (в том числе 22 работы ), Марлен пожелала получить как минимум одну картину в подарок на день рождения. После бесчисленных унижений у Ремарка хватило духу ответить отказом.


Стоит отметить и то, что в Голливуде писатель не чувствовал себя изгоем. Денежные дела его были превосходны. Он пользовался успехом у известных актрис, в числе которых была и прославленная . Правда, мишурный блеск киностолицы раздражал Ремарка. Люди казались ему фальшивыми и непомерно тщеславными.

Окончательно расставшись с Марлен, он переехал в Нью-Йорк. Здесь в 1945 году была закончена «Триумфальная арка». Под впечатлением от смерти сестры он начал работать над романом «Искра жизни», посвященным ее памяти. Это была первая книга о том, чего он сам не испытал - о нацистском концлагере.


В 1951 году в Нью-Йорке литератор встретил Полетт Годар, которой в то время исполнилось 40 лет. Ее предки с материнской стороны происходили из американских фермеров, эмигрантов из Англии, а с отцовской были евреями.

В 1957 году Ремарк официально развелся с Юттой, выплатив ей $25 тыс. и назначив пожизненное содержание в $800 в месяц. На следующий год Ремарк и Годдар узаконили отношения.

Смерть

Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970-го у писателя вновь отказало сердце, и его положили в больницу в Локарно. Там литератор скончался 25 сентября этого же года. Могила создателя произведения «Искра жизни» располагается на швейцарском кладбище Ронко.

Известно, что в день похорон бывшая жена прислала экс-супругу розы, но Годдар не положила их на гроб.


Первые 5 лет после смерти мужа Полетт усердно занималась его делами, публикациями, постановкой пьес. В 1975 году она тяжело заболела. Опухоль в груди удалили слишком радикально (вынули несколько ребер), и у женщины распухла рука.

Возлюбленная писателя прожила еще 15 лет, но это были печальные годы. Полетт стала странной, капризной и принимала слишком много лекарств. Во время очередной депрессии барышня пожертвовала $20 млн. Нью-Йоркскому университету, а затем начала распродавать собранную Ремарком коллекцию картин импрессионистов.


Также известно, что бывшая жена неоднократно пыталась покончить с собой. Хозяин дома в Нью-Йорке, в котором она снимала квартиру, не хотел сдавать жилье алкоголичке и попросил ее уехать в Швейцарию.

23 апреля 1990 года Полетт потребовала дать ей в постель каталог аукциона, на котором в этот день продавались ее драгоценности. Продажа принесла $1 млн., а спустя 3 часа после окончания торгов актриса скончалась. Похоронили номинантку премии «Оскар» рядом с мужем на швейцарском кладбище Ронко.

Библиография

  • 1920 – «Приют грез»
  • 1924 – «Гэм»
  • 1927 – «Станция на горизонте»
  • 1929 – «На Западном фронте без перемен»
  • 1931 – «Возвращение»
  • 1936 – «Три товарища»
  • 1941 – «Возлюби ближнего своего»
  • 1945 – «Триумфальная арка
  • 1952 – «Искра жизни»
  • 1954 – «Время жить и время умирать»
  • 1956 – «Черный обелиск»
  • 1959 – «Жизнь взаймы»
  • 1962 – «Ночь в Лиссабоне»

Цитаты

«Самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до сердца, а затем плюнул в душу»
«Самый чудесный город - это тот, где человек счастлив»
«Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки»
«Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать»
«Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть»