"Чума" Альбера Камю или что есть гуманизм. Проблема выбора человека в пограничной ситуации (по роману А

"Чума" Альбера Камю или что есть гуманизм. Проблема выбора человека в пограничной ситуации (по роману А

Анализ романа А. Камю - "Чума"

3. Символический образ чумы в романе

философский роман камю чума

Одновременно с началом работы над вторым вариантом произведения (январь 1943 года) происходит глубокое переосмысление самого образа чумы. Если вначале он имел смутные черты необъяснимого бедствия, совместившегося в сознании писателя с наступившей войной, то теперь романист стремится представить в нем Зло, то есть некую необходимость существующего мирового порядка. При этом антихристианская направленность его мысли предопределила и всю остроту извечной проблемы теодицеи, -- как примирить существование Зла с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием Бога, -- оказавшейся в центре мировоззренческого конфликта романа.

Гроза древних и средневековых городов, чума в XX столетии вроде бы изжита. Между тем хроника датировала довольно точно - 194…год. Дата сразу же настораживает: тогда слово «чума» было на устах у всех - «коричневая чума». Чуть дальше оброненное невзначай замечание, что чума, как и война, всегда заставляла людей врасплох, укрепляет мелькнувшую догадку. Чума - уже закрепленная повседневным словоупотреблением метафора. Зачем, однако, понадобилось Камю прибегать вместо исторической были к намёкам иносказательной притчи? Работая над «Чумой», он записал в дневнике: «С помощью чумы я хочу передать обстановку удушья, от которого мы страдали, атмосферу опасности и изгнания, в которой мы жили тогда. Одновременно я хочу распространить это толкование на существование в целом». Катастрофа, потрясшая Францию, в глазах Камю была катализатором, заставшем бурлить и выплеснуться наружу мировое зло, от века бродящее в истории, да и вообще в человеческой жизни.

Слово «чума» обрастает многочисленными значениями и оказывается чрезвычайно ёмким. Чума не только болезнь, злая стихия, бич и не только война. Это также жестокость судебных приговоров, расстрел побеждённых, фанатизм церкви и фанатизм политических сект, гибель невинного ребёнка, общество, устроенное из рук вон плохо, равно как и попытки с оружием в руках перестроить его заново. Она привычна, естественна, как дыхание, - ведь «ныне мы все понемногу зачумлены». Чума-беда до поры до времени дремлет в затишье, иногда дает вспышки, но никогда не исчезает совсем.

Хроника нескольких месяцев оранской эпидемии, когда половина населения, «сваленная в жерло мусоросжигательной печи, вылетала в воздух жирным липким дымом, в то время как другая, закованная в цепи бессилия и страха, ждала своей очереди», подразумевает хозяйничанье гитлеровцев во Франции. Но сама встреча соотечественников Камю с захватчиками, как и встреча оранцев с распыленным в микробах чумным чудовищем, по логике книги - это трудное свидание человечества со своей Судьбой.

В переосмыслении образа чумы, превращавшегося в мрачную метафору мирового Зла, примечательную роль, причем как раз в начале работы над новой редакцией романа, сыграли библейские мотивы. Первая в запись в «Записных книжках» Камю, относящаяся непосредственно ко второму варианту «Чумы», состояла из ряда выписок из Библии -- те места, где речь заходит о ниспослании Богом на ослушавшихся Его людей моровой язвы. Вот одно из этих мест, выразительно рисующее ярость и гнев Божий, направленные на всякого, дерзнувшего преступить завет Его: «И наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага». Чума, таким образом, оказывается в сознании Камю не только, и даже не столько делом рук каких-то жалких коричневых Калигул, одержимых идеей самовластного господства, сколько неизбывным началом бытия, непоколебимым принципом всякого существования, тем Злом, без которого не бывает Добра. Но кто в ответе за Добро и Зло? В 1946 году, выступая перед монахами доминиканского монастыря Ля Тур-Мабург, Камю сказал: «Мы все оказались перед лицом зла. Что касается меня, то я, по правде говоря, чувствую себя подобно Августину до принятия христианства, говорившему: "Я разыскивал, откуда идет зло, и не мог найти выхода из этих поисков"». Выход Августина известен: от Бога исходит добро, человек, в грехопадении отпавший от Бога, произволением своим избирает зло. «Никто не добр», -- заключает Августин. Камю переводит проблему зла в иную плоскость, плоскость актуальной жизненной позиции человека, повседневно сталкивающегося с реальным злом. Если Бог при всей своей благости допускает зло как средство просвещения и наказания провинившегося человека, как должен вести себя человек? Должен ли он безропотно подчиниться, должен ли со смиренной покорностью пасть на колени, когда зло угрожает его существованию, существованию его близких?

В «Чуме» позиция смирения со Злом, свойственная, по Камю, христианскому миропониманию, представлена в образе отца Паплу. Ученый иезуит, снискавший себе известность трудами об Августине (деталь немаловажная!), произносит в конце первого месяца чумы пылкую проповедь. Основной тезис ее можно выразить в нескольких словах: «Братья мои, нас постигла беда, и вы ее заслужили, братья». Приведя стих из Исхода о чуме, одной из десяти страшных «казней египетских», проповедник добавляет: «Вот когда впервые в истории появился бич сей, дабы сразить врагов Божьих Фараон противился замыслам Предвечного, и чума вынудила его преклонить колена. С самого начала истории человечества бич Божий смирял жестоковыйных и слепцов. Поразмыслите над этим хорошенько и преклоните колена». Чума в проповеди Панлу трактуется как «багровое копье» Господа, неумолимо указующее на спасение: тот самый бич, что жестоко разит людей и подталкивает их в Царство небесное. В чуме, утверждает Панлу, дана «Божественная подмога и извечная надежда христианина». Следует с истинной силой полюбить Его, и «Бог довершит все остальное»

Такова, согласно представлениям Камю, мировоззренческая позиция христианства, предопределявшая жизненную позицию человека, с надеждой взирающего на Бога. Как уже неоднократно указывалось, Камю с излишней жестокостью изображает в своих мыслях и трудах образ христианства. Но за его категоричностью, скрывающей искреннее стремление мыслителя понять умом необъяснимое, угадывается не разрушительная тяга к отрицанию, а неумолимая жажда понимания, действенная потребность духовного диалога. Спор Камю с христианством вёлся не на языке «разоблачения», а на языке диалога.

Миропонимание христианства, представленное в первой проповеди отца Панлу, также встретило разноречивые оценки. Так, Ж. Эрме, автор интересной монографии о связях мысли Камю с христианством, замечает об этой проповеди, что «лишь с большими оговорками христианин согласится признать» в ней истинное «евангельское слово». Однако в специальном богословском исследовании, посвященном проблеме зла в современности, мы встречаем совершенно противоположное мнение: «Эта проповедь, какой бы спорной она ни казалась, очень правдоподобна в устах священника 30-х годов, когда она и произносилась» Действительно, реальная история Европы конца 30-х -- начала 40-х годов вполне могла предоставить Камю примеры христианской резиньяции перед неудержимым натиском зла. По свидетельству Р. Кийо, Камю говорил ему, что, работая над главой о проповеди Панлу, он держал в памяти «некоторые послания епископов и кардиналов 1940 года, призывавшие в духе режима Виши к повальному покаянию». История, как мы видим, тесно переплеталась в сознании Камю с Богом: два непоколебимых Абсолюта угрожали человеку и жизни. Один -- реальным уничтожением, другой -- требованием покорности. Бог и История оказывались в его мысли двумя неиссякающими, то и дело сливающимися в единый разрушительный поток, источниками Зла: «Есть смерть ребенка, означающая божественный произвол, а есть смерть ребенка, означающая произвол человеческий. Мы зажаты между ними». Человеку остается или смириться с произволом -- оказавшись, таким образом, причастным Злу, или отрицать произвол, как божественный, так и исторический, активно сопротивляясь ему и тем самым утверждая свою невиновность. Камю вновь оправдывает человека: зло не в человеке, и человек обязан и призван бороться со злом. Человек в силу своей человечности обречен на бунт.

Прочно связав образ чумы с образом зла, романист в течение 1943-1944 годов тщательно уточняет полюса главного мировоззренческого конфликта произведения. «Одна из возможных тем, -- записывает он в январе 1943 года, -- борьба медицины и религии...». В конце года писатель еще более обостряет противоположность бунта и смирения: «Медицина и религия: это два ремесла, и они, как кажется, могут примириться друг с другом. Но именно теперь, когда все предельно ясно, становится очевидным, что они непримиримы». Чуть позже, набрасывая черты образа доктора Риэ, призванного выразить миропонимание, противоположное религиозному, романист со всей определенностью формулирует глубинный смысл этого противопоставления: «Врач -- враг Бога: он борется со смертью... его ремесло состоит в том, чтобы быть врагом Бога».

"Симплициссимус" Г. Гриммельсгаузена как роман воспитания

Главный герой романа - Симплиций Симплициссимус, прозванный так за свое крайнее простодушие. Он живет в доме своего «батьки», как полевой цветок: никто не заботится о его воспитании. Симплициссимус очень невежественен...

"Трагедия личности" в маленьких трагедиях А.С. Пушкина

Она не имеет предыстории, эта пушкинская пьеса. Все выглядит так, что как бы по капризу судьбы, совершенно случайно Пушкин захватил с собой в Болдино томик английских пьес, одну из которых - поэму Вильсона - он выделил, выхватил одну сцену...

А.С. Пушкин как прозаик, драматург, историк

Поколения и поколения читателей и исследователей наслаждаются этими шедеврами-миниатюрами и пытаются освоить, постигнуть безмерность их содержания, О них написаны сотни статей, исследования, монографии...

Женские образы в романах Драйзера

"Дженни Герхардт" (1911) - роман, ознаменовавший углубление реализма Драйзера. По сравнению с "Сестрой Керри" в этом романе заметно меняется ракурс изображения. Детерминистские идеи Драйзера проявляются даже активнее, чем прежде...

Женский портрет в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (на примере образа Элен)

Образ Элен, представительницы семейства Курагиных, ярко отражает резко отрицательное отношение Толстого к светским петербургским кругам дворянства, где господствовали двоедушие и ложь, беспринципность и подлость...

Мотив метели в поэзии Б.Л. Пастернака

Мотив метели получает разнообразную интерпретацию: метель - стихия революции, стихия творческого вдохновения, стихия холода, тьмы, снега. Стихия - разрушительная сила. И нельзя говорить о стихии зла и стихии добра, ибо...

Образ "маленького человека" в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес"

Цель: раскрыть образ автора как одного из действующих лиц в романе, показать отношение автора к своим героям, эпохе. Задачи: 1. изучить литературу по данной теме; 2. собрать материал, раскрывающий взгляды автора на описываемую эпоху...

Онегин - добрый мой приятель. 2.1. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта. См. Глава 1 строфа 55-59. Творчество, как и любовь в жизни поэта играет очень большую роль. Он сам признаётся, что: Замечу кстати...

Образ мира-театра в романе Сервантеса "Дон Кихот"

Сервантес имел великое творческое дарование, а богатая самыми разнообразными событиями и впечатлениями личная жизнь научила его глубокому пониманию реальности. Воодушевлённый лучшими стремлениями своей эпохи...

Образ молодого поколения в романе Э. Бёрджесса "Заводной апельсин"

"Юность не вечна, о да. И потом, в юности ты всего лишь вроде как животное, что ли. Нет, даже не животное, а скорее какая-нибудь игрушка, что продаются на каждом углу, - вроде как жестяной человечек с пружиной внутри...

Образ эмигранта в прозе Г. Газданова

Действительно поворотное и замечательное событие происходит в литературной жизни Гайто Газданова достаточно рано, в начале 1930 года. К лету 1929 года он завершает работу над своим первым романом «Вечер у Клэр» (текст издателя датирован «Парижем...

Природа единства гоголевского прозаического цикла "Миргород"

миргород сборник гоголь циклообразующий Давно замечена отличительная черта гоголевского творчества: изображая действительность, он намеренно придает изображаемому территориальный признак, и, определяя местом действия Диканьку, Сорочицы...

Сравнительный анализ романа Джерома Дэвида Сэлинджера "Над пропастью во ржи"

Главный герой романа -- Холден Колфилд. Это юноша, пытающийся найти свое место в жизни. Больше всего на свете Холден боялся стать таким, как все взрослые. Он уже был исключен из трех колледжей за неуспеваемость. Холдену противна мысль о том...

Тема преступления в творчестве Ф.М. Достоевского и П. Зюскинда: к поиску литературного родства

В Оране писатель сталкивается с яркими образами никчемности человеческого существования. Первой оранской записью 1941 года была зарисовка «старика-кошкоплюя», бросающего из окна второго этажа клочки бумаг, чтобы привлечь кошек: «Потом он на них плюет. Когда плевок попадает в одну из кошек, старик смеется».

В апреле 1941 года в «Записных книжках» впервые возникает образ чумы: «Чума, или Происшествие (роман)». Сразу за этой записью идет развернутый план произведения под заголовком «Чума-избавительница», в котором намечается ряд ведущих образов, тем, сюжетных ходов романа: «Счастливый город. Люди живут каждый по-своему. Чума ставит всех на одну доску. И все равно все умирают... Философ пишет там "антологию незначительных поступков". Ведет, в этом свете, дневник чумы. (Другой дневник -- в патетическом свете. Преподаватель греческого и латыни...) ...Черный гнои, сочащийся из язв, убивает веру в молодом священнике... Однако находится господин, не расстающийся со своими привычками... Он умирает, глядя в свою тарелку, при полном параде... Один мужчина видит на лице любимой следы чумы... Он борется с собой. По верх все-таки одерживает тело. Его обуревает отвращение. Он хватает ее за руку... тащит... по главной улице. Он бросает ее в сточную канаву... Напоследок берет слово самый ничтожный персонаж. "В каком-то смысле, -- говорит он, -- это бич Божий"».

Как мы уже сказали, этот фрагмент относится к апрелю 1941 года -- до полного завершения работы над романом оставалось больше пяти лет. Нельзя не заметить, что в основных структурных моментах первоначальная концепция романа, даже претерпев значительные смысловые и эстетические изменения, осталась неизменной.

«Антология незначительных поступков» войдет в дневники Жана Тарру, включенные доктором Бернаром Риэ в свою хронику чумы. Образ преподавателя греческого и латыни Стефана, ведущего «патетический дневник» бедствия, исчезнет, по-видимому, из-за чересчур личного характера мучающих его переживаний. Его место займет образ журналиста Рамбера, чувствующего себя «посторонним» в зачумленном городе. Образ молодого священника, теряющего во время чумы веру, найдет окончательное воплощение в образе отца Панлу, ученого иезуита, разъясняющего оранцам в своих проповедях смысл ниспосланного на них бедствия («бич Божий»). Господин, не расстающийся со своими привычками, -- это следователь Отон, непоколебимая чопорность которого преобразится, однако, со смертью сына. Безумный порыв мужчины, бросающего в сточную канаву любимую, охваченную губительным недугом, найдет отражение в образе Коттара, человека с темным прошлым, которого чума освободила от преследований полиции: с окончанием эпидемии он примется стрелять в невинных людей.

В апрельском наброске, основе первой редакции «Чумы», особый интерес вызывает очевидная равнозначность задуманных писателем позиций и ситуаций. Пытаясь установить преемственность нового романа с романом об абсурде, Камю отмечает в «Записных книжках»: «"Посторонний" описывает наготу человека перед лицом абсурда. "Чума" -- глубинное равенство точек зрения отдельных людей перед лицом того же абсурда». Бороться или не бороться с чумой -- такой вопрос перед героями романа пока не встает. Можно отдаваться составлению «антологии незначительных поступков», можно, как Стефан, переосмыслять «Историю» Фукидида, пребывая в мыслях с далекой возлюбленной, можно, наконец, предав забвению все нормы человечности, бросить в канаву зачумленную жену. Абсурдная чума уравнивает неотвратимой смертью всех и вся. Равнозначность индивидуальных позиций, занятых жителями охваченного эпидемией города, предопределявшаяся, на наш взгляд, еще не преодоленным до конца моральным индифферентизмом философской концепции абсурда, подчеркивалась в первоначальной редакции «Чумы» схематичной композицией. Как отмечает Р. Кийо, специально занимавшийся сравнением двух редакций произведения, в первой «заметки Риэ, записные книжки Тарру и дневник Стефана просто книжки Тарру и дневник Стефана просто противопоставлены друг другу и объединены лишь образом повествователя, за которым легко угадывался автор».

Первая редакция романа была завершена в январе 1943 года. По просьбе Ж. Полана, ознакомившегося с рукописью Камю, отрывок из нее под названием «Затворники чумы» (один из вариантов первой главы второй части романа) был передан для публикации известному издателю Ж. Лескюру, задумавшему возродить свободолюбивые традиции «Нувель Ревю франсез» в условиях Оккупации. Вставшая в оппозицию нацистскому режиму интеллигенция вынашивала планы создания своего рода «Анти-Нувель Ревю Франсез». Собранная Ж. Лескюром солидная антология «Французский удел», вышедшая в свет летом 1943 года в Швейцарии, была одним из первых серьезных свидетельств интеллектуальной оппозиции французских писателей. В написанном Лескюром предисловии отмечалось: «Вот уже целые месяцы казалось, что всякий голос Франции обречен на молчание». Однако многие поняли, что следует возвысить голос, и эта антология, продолжал Ж. Лескюр, объединяет содружество писателей, возникшее «вокруг свободы и человека». В самом деле, сборник «Французский удел» собрал под своей обложкой писателей самых разных направлений и убеждений: Л. Арагон и П. Валери, П. Элюар и Р. Кепо, Ж.-П. Сартр и Ф. Мориак, П. Клодель и А. Камю. Их объединила тревога за судьбу Франции и вера в необходимость возрождения попранного достоинства человека.

Фрагмент «Затворники чумы» был посвящен теме разлуки, очень созвучной переживаниям многих французов, по воле захватчиков оказавшихся вдали от близких. Важно, по мысли Камю, что столь интимное чувство, как разлука с любимым, стало всеобщим переживанием. Чума в его произведении, как и продолжавшаяся война, объединила людей в страдании. Законченный вариант «Чумы» не удовлетворил Камю. Не удовлетворил, по-видимому, именно абсурдной равнозначностью изображенных жизненных позиций, явно не соответствовавшей крепнущим в его сознании идеям бунта. В первой редакции романа, даже в самом заголовке -- «Чума -- освободительница», преобладали нигилистические мотивы философии абсурда. На это указывает и один из первых литературных источников «Чумы», который, как считают многие исследователи, решающим образом повлиял на оформление творческого замысла Камю. Речь идет о литературно-эстетическом эссе «Театр и чума», появившемся в октябре 1934 года на страницах «Нувель Ревю Франсез». Автором его был Аптонен Арто (1895-1948), поэт, актер, драматург и теоретик «театра жестокости», мечтавший в русле сюрреалистических устремлений о всецелом освобождении «я», задавленного общепринятыми нормами и навязчивыми автоматизмами.

Арто, размышляя о необходимости согласования человеческих поступков и мыслей, отводит театру особую роль в очищении человека от всего неподлинного. Согласно его идеям, культура оказывает воздействие на людей оригинальной силой, экзальтированной мощью, способствующим возвращению природной жестокости человека. Театр создан для того, чтобы возродить первородное естество человека, вернуть ему его подавляемые желания. «Воздействие театра, - писал Арто - как и воздействие чумы, благотворно, ибо, принуждая людей видеть себя такими, какими они бывают на самом деле, театр и чума срывают маски, вскрывают ложь, вялость, низость, лицемерие; театр и чума сотрясают удушливую инертность материи, затрагивающую самые очевидные данные чувств, открывая человеческим коллективам их скрытую мощь, театр и чума заставляют их занимать по отношению к судьбе высшие и героические позиции, чего бы никогда не было без них». Для Арто чума является поистине освободительницей, ибо помогает обрести желанную свободу, она разрушает рамки морали, раздвигает границы дозволенного, раскрепощает внутреннюю энергию личности.

Камю, обратившийся к драматургии как раз в начале 30-х годов и постоянно следивший за публикациями «Нувель Ревю Фраксез», не мог не знать эстетических идей Арто. Его пьеса «Калигула», особенно в редакции 1938 года, очень близка к эстетике «Театра жестокости». Более того, в словах императора, вступившего на путь испытания беспредельной свободы, слышна прямая перекличка с мыслями Арто о «просветительской» роли чумы: «Мое царствование до сих пор было слишком счастливым. Ни повальной чумы, ни бесчеловечной религии, ни даже государственного переворота, короче, ничего, что может сохранить вас в памяти потомков. Так вот, отчасти поэтому я и пытаюсь возместить осторожность судьбы... Одним словом, я подменяю собой чуму». Чума, разрушительное и поучительное бедствие, становится мрачной ипостасью Калигулы, одержимого высшим своеволием. Ее абсурдная неотвратимость является для людей своего рода безоговорочным опровержением жизни в беззаботности.

В окончательной редакции «Чумы» «освобождающая» роль абсурдного бедствия почти не просматривается. Абсолютная вседозволенность, как возможное следствие полной безнадежности пленников чумы, маячит где-то на заднем плане грозным предупреждением: «Если эпидемия пойдет вширь, то рамки морали, пожалуй, еще раздвинутся. И мы увидим тогда миланские сатурналии у разверстых могил».

Однако главный изъян первой редакции романа был не столько в преобладании мотивов абсурда, сколько в отсутствии идей бунта против него. Не случайно поэтому, что уже в одном из первых набросков ко второму варианту романа появляется характерная запись: «Больше социальной критики и бунта». В сентябре 1943 года мораль активного сопротивления злу, прочно укрепившаяся в сознании писателя, начинает доминировать в заметках к роману: «"Чума". Все борются -- каждый на свой лад. Трусость -- только в том, чтобы встать на колени». Человек обязан не смиряться со злом -- вывод этот становится для Камю все более очевидный.

Роман «Чума» Альбера Камю, наряду с его же «Посторонним» и «Тошнотой» Жан-Поля Сартра, является одним из ключевых произведений экзистенциализма. Течения, получившего такое распространение в середине XX века.

И есть отчего: Вторая мировая война, как следствие, резкое развитие науки и техники, потерянность одного отдельно взятого человека. «Чума» описывает события чумного года в алжирском городе Оран. Повествование ведется от лица доктора Риэ, который вместе с сотоварищами доблестно сражается с эпидемией. Риэ знает, что даже если чума отступит, то тот след, что она оставит в людях сохранится навсегда, станет своего рода «внутренней чумой».

Образы романа «Чума»

Прежде всего, чума - это, конечно, аллегория фашизма , захватившего Европу и оставившего после себя столь печальные последствия. Но этот уровень понимания романа Камю - самый поверхностный. Здесь нужно копать глубже. Для этого рассмотрим основные философские положения Альбера Камю. Так, например, в эссе «Человек бунтующий» Камю говорит о том, что человек оторван от мира . Проблема не в том, что мир устроен неверным образом, или, что человек является ошибкой. Проблема в том, что между человеком и миром нет точек соприкосновения. Здесь Камю продолжает линию таких выдающихся писателей начала XX века, как Франц Кафка и Андрей Платонов. Человек изначально брошен в мир без какого-либо смысла. «Мертвец в отпуске» - так сам Камю определял понятие «человек». Таким образом, чума - это тот изначальный зазор между человеком и миром, преодолеть который не представляется возможным.

Всё, что человек может делать - так это достойно пытаться этот зазор преодолеть, отдавая себе отчет в том, что это невозможно. Ровно так Риэ борется с болезнью в зачумленном Оране. Здесь мы не можем не вспомнить фигуру Сизифа , древнегреческого мифологического персонажа, осужденного богами на вечное наказание. Сизиф должен вскатывать огромный валун на вершину горы, откуда этот камень должен будет скатиться вниз, после чего процедура повторяется. И так вечно. Ровно отсюда в русском языке понятие «сизифов труд». Но если в бытовом языке он имеет статус негативного, поскольку не подразумевает в себе никакого явного экономического смысла, то для Альбера Камю «сизифов труд» - единственно достойное человека занятие. Поскольку всё остальное, выражаясь термином Паскаля, лишь «развлечение».

Только лишь сняв шоры социального, религиозного и этического, и приняв эту зияющую расщелину бытия во всей её неизбежности, только тогда, по мнению Камю, человек и делает какие-то попытки быть. Сам Камю жил именно так. По крайней мере, пытался, ибо делать это также трудно, как трудно Сизифу толкать валун на вершину горы. Камю утверждал, что только осознание смертности придает человеческой жизни хоть какой-то смысл. А те из нас, кто уверен в бессмертности своей души (или тела) не способны принять каждый отдельно взятый день, так как таких дней у них бесконечно много. В этом смысле, Альбер Камю был оптимистом.

А что такое честность? - ...спросил Рамбер,

Быть честным - значит делать свое дело.

А. Камю «Чума»

Альбер Камю - французский писатель, лауреат Нобелевской премии, философ, участник движения Сопротивления, вообще, незаурядный человек. Камю, как на меня, интересный писатель. Само произведение «Чума» на меня произвел впечатление не столько как текст, а скорее как подтекст. Когда читаешь роман, надо понимать больше чем написано, или спрашивать объяснений учителя, или же сначала прочитать учебник или предисловие к роману - и тогда читать легче и понятнее. Это немного удивляет. Ведь у Л. Толстого или Ф. Достоевского, О. Бальзака или Ч. Диккенса, ты просто общаешься с автором, с его героями, даже сам становишься участником событий (так кажется во всяком случае). Чтобы прочитать роман «Чума», надо быть подготовленным. Нужно быть немного философом, немного аналитиком, немного историком... Все начинается с первой фразы: «Интересные события, что взято сюжету этой хроники, состоялись 194... года в Оране». Почему автор не указал последней цифры? Какой в этом смысл? Интрига для читателя, чтобы он сам догадался, о какой «чуму» будет идти речь?

Хаос... Сплошной хаос... Говорят, случайностей не бывает. Вот и слово «хаос» «упало» на меня не случайно. Это же подсказка! Действительно, если подойти к теме произведения с самого начала, от источника, то там можно найти слово «хаос». Оно лежит в основе мировосприятия писателя, и это восприятие мира дальнейшем отразилось в его произведениях. А взгляды, как и произведения Камю, несут на себе отпечаток экзистенциализма. Что доказывали экзистенциалисты? Они убеждали, что мир - это хаос, в нем не существует закономерности. Все происходит случайно. Человек одинок, он не может понять смысла своей жизни. Единственное, что дает ей возможность понять смысл собственного существования - это какая-то критическая ситуация. Например, человек попадает в предельную ситуацию (находится на грани чего-то, иногда на грани жизни и смерти), и тогда она делает свой нравственный выбор, доказывая самой себе, что она не пустое место в этом мире и от нее все-таки что-то зависит. Так вот, перед нами роман «Чума». Предельная ситуация: в город Оран приходит страшная болезнь чума (в переносном смысле автор имеет в виду и фашизм - смотрим на дату! - и вообще любое бедствие). Обычный врач Бернар Рие замечает опасность - крысы могут разносить инфекцию, начнут болеть люди. Если принять меры раньше, тогда для людей опасность будет меньше. Но те, от кого зависит принятие решений, чего-то выжидают. Может, чтобы не сеять панику, а может, чтобы не отвлекаться от сегодняшних дел - ведь проблема еще не горячая, может, все и так пройдет... Что делать? Доктора Рие никто не заставляет ничего делать - он может не бить тревогу, не создавать санитарных дружин... Но он это делает. Он не может иначе. Он в такой вот пограничной ситуации начинает больше думать не о себе, а о людях, о весь город. Да и журналист Рамбер также оказывается человеком гуманным. Он случайно попал под карантин, ему хочется убежать из этого города до родного Парижа. И сначала он всеми силами пытается вырваться из зачумленного Органа. Никак не удается. Рамбер ищет выход. И вот - пожалуйста. Он может убежать в машине, которая вывезет его незаметным из Органа. Но нет! Рамбер теперь чувствует себя ответственным за судьбу несчастных людей. В ситуации, когда надо решить, чья жизнь для него важнее, он отказывается от эгоистического спасения. Он остается в Оране и работает для блага людей.

Мне кажется, так же, как Камю шел по дороге постепенного познания мира, так и его герои меняются на протяжении романа. Так, бессмысленный мир, преодолеть чуму невозможно (потому как она пришла в город, так же и отошла, и не вакцина тут помогла, а неизвестно что), но человек должен бороться. Это необходимо хотя бы для того, чтобы уменьшить страдания людей, проявить свое человеческое милосердие друг к другу. И если каждый человек будет честно выполнять свое дело, тогда и мир может стать лучше, и тогда, возможно, этот мир не будет «враждебным и непонятным». Альбер Камю через метафору, аллегорию показал в романе зло, которое всегда существовало в среде людей. Всегда жизни человечества сопровождали войны, убийства, всегда существовали нечестность, лицемерие, подлость. К сожалению, это никуда не исчезло. Действительно, годами может дремать где-то в стопке белья «бацилла чумы», а тогда вырвется и натворит бед. Вырвался фашизм - и «зачумив» вокруг себя народы и государства. Была война, было много смертей. Но люди противостояли этому злу. И наконец, преодолели зло и почувствовали себя людьми. Не зачумленими людьми, «а людьми здоровых и чистых тел» (цитата из В. Уитмена). Радость победы над злом, над болезнью, над бессилием - это радость настоящей победы! Ради этого стоит жить!

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Родился в 1913 г. в Алжире. Выходец из бедной семьи, он изучал философию и с университетских лет стал писать. Испытал влияние Ф. Ницше , Ф.М. Достоевского и А. Жида , позднее - А. Мальро . Работал журналистом, сотрудничал с анархистами, увлекался театром. В 1960 г. погиб в автомобильной аварии.

Основные произведения:

«Посторонний», 1942

«Чума», 1947

«Падение», 1956

«Изгнание и царство», 1957

Как Альбер Камю вдумчиво читает газету на этой фотографии, так выглядит и читатель с «Чумой» в руках. Каждая страница приводит в удивление, непонимание, восторг и ужас одновременно. В одну секунду жаждешь кинуть томик в стену, в другую - нежно подобрать его и возобновить чтение. Этот процесс замедляется и ускоряется в соответствии с темпом развития описываемых событий. Роман не оставляет в покое даже в свободное от чтения время. Размышляешь, анализируешь и переносишь на себя без остановок, 24 часа в сутки. Во сне снятся убегающие крысы, странный дед, плюющийся в кошек, доктор Риэ и тысячи страдающих жителей маленького городка. Сопереживаешь так сильно, что сил не остаётся на что-то «умственно другое». Фигуральность и прямота смыслов идеально контрастируют, дополняя друг друга.

Действие происходит в реально существующем алжирском городе Оране на берегу Средиземноморья. Чума начинается внезапно - крысы массово мрут в городе, образуя на окраинах и в центре города огромные кучи окровавленных трупиков. Людям противна эта ситуация, но по-настоящему обращает на неё внимание лишь один человек - Доктор Риэ. Он поднимает тревогу, заявляя, что в город пришла чума. После первого десятка человеческих смертей ни у кого из властей не остаётся сомнений - это действительно чума. Медленно набирая обороты, чума заполоняет город, который вскоре закрывают на карантин. Доктор Риэ и его друзья-сподвижники - мыслитель Тарру, чиновник Гран и журналист Рамбер - борются со страшнейшей болезнью. Через мучительный и невероятно долгий год чума неожиданно отступает.

Алжирский Оран из числа городов, где жизнь остановилась и не предвещает ничего интересного, своего рода тупик жизни. Поэтому изнеженный городишко особенно сильно страдает от укусов изголодавшейся чумы, как при нашествии реальных фашистов в 1942. Тогда город действительно был оккупирован, и Камю не мог не использовать бросающуюся в глаза аллегорию. Сопоставление чумы и фашизма напоминает об жестоких концентрационных лагерях, куда отправляли всех, кто не подходит под арийское сообщество - в Оране контактировавших с «чумными» пациентами запирали на карантин в высоких зданиях, огороженных бетонным забором с проволокой.

Чума - не простая аллегория на существующее явление, но и полноценный персонаж со своим характером: жестокая, не знающая справедливости и пощады, целеустремлённая и хладнокровная, - она толкает жителей на поступки, противоречащие их принципам и устоям; она зверски уничтожает всё, что когда-то было им дорого. Чума разлучает родных, влюблённых и друзей, оставляя их в полном неведении: верны ли их избранники? живы ли они ещё? ждут ли их там? есть ли куда и зачем возвращаться?

Журналист Рамбер оказался в подобной ситуации не по своей воле: приехав ненадолго из Парижа в никому неизвестный и богом забытый Оран по работе, он застрял там на месяцы. Из всех персонажей романа (помимо чумы, разумеется) он наиболее импонирует мне как личность, подвергнувшаяся «чумовым» влияниям. Эгоистичный, лицемерный и не внемлющий потребностям общества, в котором оказался, он открыто пытается бежать, прибегая к самым разнообразным методам. Он даже не задумывается, болен ли он чумой - надо скорее ехать к любимой, покинутой в столице Франции. С развитием чумы, Рамбер незначительно преображается осознанием неизбежности своего положения, а неудачи побега лишь подливают масла в огонь. Этот журналист стал для меня олицетворением человеческой природы, с её изменчивостью и стремлением к самозащите от внешних воздействий.

В отличие от него, Доктор Риэ, подразумевающийся как главный-главный персонаж притчи, стагнирует и в какой-то мере деградирует. К концу романа он представляется мне замкнутым, добровольно лишившим себя радостей жизни и жизни самой по себе. Когда-то обретя надежду на спасение, он теряет её и даже не замечает этого. И всё-таки эта самая надежда - ключевой элемент одной из тем «Чумы». Доктор Риэ противостоит целому обществу: вначале он пытается убедить его в пришествии чумы, затем в существовании надежды (в которую позднее уверует сам) и реальной возможности создания вакцины. Он, как мифический герой, своей силой и смекалкой спасает город от исчезновения с лица земли. Альбер Камю как бы мягко намекает на то, что человек - существо, способное свернуть мир, перевернуть всё с ног на голову в полном одиночестве, без какой-либо поддержки. Позитивная идея для столь угнетающего романа, не правда ли?

Источником странного позитивизма становится понимание и принятие человеческой смертности. Пока человек считает, что его ждёт рай или ад, реинкарнация или другие религиозные явления, обеспечивающие вечную жизнь, он не будет ценить каждый прожитый день. Он не поймёт, что день ушёл, его не вернуть - значит надо проводить всё своё время без сожалений, на полную катушку. В случае «Чумы» - пытайся выжить, а если не выходит, то старайся сделать оставшееся время максимально приятным. Как кто-то когда-то умно изрёк: живи так, будто сегодня твой последний день. У чумы счёт идёт в минуты.

Избранные цитаты:

Очевидность обладает чудовищной силой и всегда в конце концов восторжествует.

Всё всегда стоит труда.

Когда разражается война, люди обычно говорят: «Ну, это не может продлиться долго, слишком это глупо». И действительно, война - это и впрямь слишком глупо, что, впрочем, не мешает ей длиться долго.

И впрямь, кто возьмется утверждать, что века райского блаженства могут оплатить хотя бы миг человеческих страданий?

Стоит только обзавестись привычками, и дни потекут гладко.

Лгать слишком утомительно.

Не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами.

Так бывает нередко – человек мучается, мучается и сам того не знает.

Разумеется, в наши дни уже никого не удивляет, что люди работают с утра до ночи, а затем сообразно личным своим вкусам убивают остающееся им для жизни время на карты, сидение в кафе и на болтовню. Но есть ведь такие города и страны, где люди хотя бы временами подозревают о существовании чего-то иного.