Диабло 3 где новый тристрам. Diablo iii: гайд по юбилейному событию

Диабло 3 где новый тристрам. Diablo iii: гайд по юбилейному событию
Диабло 3 где новый тристрам. Diablo iii: гайд по юбилейному событию

В начале этого месяца в игре Diablo 3 стартовало уникальное новогоднее событие под названием Darkening of Tristram. Благодаря этому оригинальному мероприятию игроки могут отправиться вместе со своими героями в ретро-локацию Старый Тристрам, в котором окружение выполнено в стиле первых двух частей. Разработчики смогли частично воссоздать знаменитый лабиринт из оригинала, давая возможность поклонникам серии снова изучить все его уголки и столкнуться в конце с ужасным «Диабло».

Впрочем, лабиринт был создан не только для того чтобы «старички» пустили скупую слезу, ведь в нем спрятаны целые горы отличного снаряжения. К тому же за прохождение всех уровней данной локации и победу над четырьмя ее боссами выдаются уникальные достижения. Однако нельзя просто взять и начать данное мероприятие – необходимо первым делом активировать портал, ведущий в новую локацию. В этом руководстве мы расскажем, как это сделать.

Как разблокировать портал, ведущий в Darkening of Tristram

Хоть вышеуказанный ивент формально и начался 1 января, однако фактически доступ к порталу был открыт лишь 4 числа. К тому же для его активации нужно выполнить несколько действий, а именно:

  1. Выберите в настройках игры режим «Приключение».
  2. Запустите первый акт, называемый «Новым Тристрамом».
  3. Откройте карту мира и отыщите на ней места, отмеченные следующим образом: «The Darkening of Tristram».
  4. Расправляйтесь со всеми встреченными культистами для нахождения подсказок, указывающих на месторасположение «Старого Портала».
  5. После убийства определенного количества сектантов вы узнаете, где находится «Старый Портал». Направляйтесь к порталу и пройдите через него.

Когда вы воспользуйтесь порталом, ваш герой тут же перенесется в Старый Тристрам, где и начнется уникальный новогодний ивент. Разумеется, лабиринт не окажется точной копией подземелья из первой части, однако поклонники серии наверняка увидят в нем много знакомых элементов. К тому же на его прохождение требуется намного меньше времени, чем в оригинале.

Добавим, что в этой локации имеется немало секретов, пасхалок и тайников, найти которые будет непросто. К примеру, тут имеется секретный портал, ведущий на знаменитый уровень с коровами, и нога Вирта.

Заключительное десятое задание первого акта Диабло 3, где мы просто завершаем сюжетную ветку первого игрового эпизода.

Данный квест начинается сразу после того, как мы вручим меч нашему незнакомцу, который оказывается бывшим архангелом справедливости, Тираэлем. Напомню, что мы спасли его в результате длительного квеста пленный ангел , вырвав несчастного из рук тёмного культа. Сегодня нам на сайт предстоит лёгкая и интересная прогулка, разговоры с главными действующими лицами игры и переход во второй акт.

Возвращаемся в Тристрам и начинаем наш небольшой военный совет, в котором примут участие Лия, Тираэль и наш отважный герой или героиня, если Вы играете за персонажа женского пола. Из разговора становится понятным, что дела у людей идут из рук вон плохо, а Азмодан и Белиал наращивают своё могущество. Так что владыки тьмы угрожают не то что балансу сил, а вообще всему существованию человечества в Санктуаре.

Разговор подходит к тому, что в Тристраме мы уже сделали всё, что нужно и угроза жителям там почти миновала, нужно идти в новую горячую точку, пора проходить diablo 3 дальше, направляться ко второму городу, к Калдею.

В Калдее заправляет Азмодан, а сам город подозрительно напоминает Лут Голейн из второй части игры, он также был расположен в пустыне. Кстати, переход из первого акта диабло 3 во второй также будет проходить с помощью караванщика, история повторяется.

У героя появляется свободное время, можно доделать всё, что нужно в первом городе игры, в Новом Тристраме. Как только Вы на www.сайт будете готовы к переходу в следующий игровой эпизод, нужно подойти к караванщику и поговорить с ним.

Вот собственно и момент принятия решения к переходу в следующий акт, жмём OK.







Вот лишь несколько кадров прекрасного ролика по случаю завершения первого акта. Тираэль и Лия хоронят нашего извечного товарища, последнего хорадрима, Декарда Каина. Разработчикам удалось в этом ролике практически всё, Лия выглядит просто прекрасно. Помимо прочего нам покажут сцену отречения Тираэля от титула архангела, ввиду того, что он не согласен с политикой своих товарищей в отношении людей.

Итого, именно Тираэль и был той падающей звездой, что поразила старый тристрамский собор. А Лия поверила благодаря Тираэлю в дневник своего дяди, во всё то, что он ей рассказывал. Помимо прочего появляется надежда на то, что Адрия всё ещё жива и может находиться в Калдее. Так что история игры Diablo 3 плавно перетекает в новую фазу, во второй акт..

Вернуться на страницу игры


танки - бонус коды - FAQ - моды

Что же позвольте поздравить Диабло с 20 летием. Ведь он столько натерпелся за это время. Большое количество отменённых игр, увольнение своей команды разработчиков, отсутвия нового контента в Диабло 3 до недавнего времени. И вот, чтобы отпраздновать эти 20 лет, Близзард воссоздали первую игру в Диабло 3, назвав это событие The Darkening of Tristram или Падение Тристрама. А получилось ли у Близзард воссоздать атмосферу первой игры? Давайте разберём обе версии и узнаем.
Сюжет :
Давным-давно 4 младших воплощения зла изгнали трёх великих демонов из ада Мефисто, Владыку Ненависти, Баала, Владыку Разрушения, и Диабло, Владыку Ужаса. На востоке Санктуария, мира игры, они устраивали такие ужасы, что многим и не снилось. Тогда ангелы(вернее один архангел) основали среди людских магов тайный орден Хорадримов, целью которого было запереть демонов в магические камни. Когда Хорадримы одолели двух старших демонов, Диабло сбежал на запад.

Однако и ему не удалось избежать участи своих братьев. На месте где он был пойман, Хорадримы построили гигантский лабиринт, а над ним возвели собор. Спустя сотни лет вокруг собора основали небольшой городок, который получил название Тристрам. Через некоторое время он стал столицей королевства Хандарос, правителем которого был благородный король Леорик.

Но вскоре после этого с Леориком начали происходить странный вещи. Он стал параноидален, недоверчив и раздражителен. Когда пропал его сын, Альбрехт, король окончательно сошёл с ума, перебил половину жителей городка, объявил почти всё своё окружение предателями и казнил их всех, даже свою прекрасную жену. Чтобы прекратить безумие короля, его верный рыцарь Лахданан убил своего господина и похоронил под хорадримским собором, на третьем этаже лабиринта.

После этого правая рука Леорика, Архиепископ Лазарь, собрал оставшихся жителей Тристрама на поиски пропавшего принца, поведя их в лабиринт. Там несчастных разорвали на куски воскресшая нежить и появившиеся из ниоткуда демоны, а сам Лазарь исчез в глубинах лабиринта. Главный герои: воин, лучница и волшебник, когда-то жившие в городе путешественники, вернулись домой после долгого странствия (согласно канону, это старший сын Леорика, Айдан, член ордена лучниц Слепого Глаза, Морейна, и представитель клана магов Визжереев, Джазрет) и обнаружили, что город в запустении. Узнав о том, что произошло они отправляются в лабиринт.

Игровой процесс :

Итак, в начале нам дают выбрать за какого героя мы будем играть. После этого вас пускают в город, где мы можем общаться с его жителями, многие из которых будут давать вам задания по мере прохождения игры или если мы им принесём кое-какие предметы. В награду за выполненное задание вы будете получать мощный артефакт в ваше распоряжение, что облегчит прохождение игры.
Управление тут стандартное для Hack and Slash игр. Вы курсором мыши указываете куда персонажу идти, что подобрать и на кого напасть. При этом убивая врагов одного типа, вы будете получать о них новую информацию, какое максимальное у них здоровье, к каким заклинаниям у них слабости и тому подобное. На правую кнопку мыши можно назначить заклинание или специальную способность. Например, воин начинает игру с способностью чинить свои вещи при этом делая их качество хуже. Стоит отметить и автокарту. При нажатии клавиши TAB, на экране появляется прозрачная карта местности, которая позволяет ориентироваться в лабиринте и не мешает его исследованию.

Так как игра относится к жанру РПГ, то у вашего героя есть определённые характеристики. Это сила, ловкость, магия, живучесть. Сила влияет на урон героя и позволяет носить более сильное оружие, магия позволяет изучать более сильные заклинания и увеличивать запас маны, ловкость увеличивает скорость и шанс попадания по врагу, а живучесть повышает максимальный уровень здоровья.

Для повышения характеристик вы должны убивать врагов, тем самым набирая опыт и, следовательно, повышая уровень. За каждый уровень вы получаете по пять очков, которые можно распределить между вашими характеристиками. Ещё один способ повышать характеристики это носить мощное обмундирование, которое либо выпадает из врагов, либо покупается у кузнеца или местного торговца случайными артефактами, одноногово мальчика Вирта. Пожалуй стоит сказать и об инвентаре. В игре он довольно небольшой и поэтому в ситуации, когда у вас две одинаковые вещи с разными ключевыми особенностями, вам придётся выбрать какую выкинуть(или продать), а какую оставить. К тому же к маленькому инвентарю прилагается другая проблема, золото в нём тоже занимает место. В одной клетке инвентаря может хранится максимум 5000 золотых монет. То есть чем больше у вас золота, тем меньше у вас места в инвентаре. А золото вам понадобится, чтобы чинить ваши предметы или покупать зелья.

Лабиринт :
Теперь по поводу самого лабиринта. В нём минимум 17 этажей. При этом после каждого прохождения он генерируется заново с новыми заданиями и дополнительными этажами, но одной и той же структурой. Условно его можно поделить на 4 локации, Верхние уровни, катакомбы, затопленные магмой шахта и ад. Верхние уровни и катакомбы довольно похожие локации, с тем исключением, что катакомбы больше напоминает чулан чародея. Здесь много комнат с книгами и свитками, что очень хорошо если вы играете за мага. Враги этих локации полубараны полулюди хазры, эксперименты магов, скелеты и младшие демоны.

Затопленная магмой шахта - это довольно просторная пещера, большая часть которой, как вы поняли из названия, затоплена магмой, что не мешает исследованию. Здешние враги летающие горгульи, более сильные демоны и ядовитые твари.

И наконец ад, самая моя любимая локация в плане дизайна, за пределами которой реки крови, внутри как будто локацию покрыли внутренностями демонов, а также повсюду разорванные на куски тела жителей Тристрама. Здешние враги суккубы, бывшие рыцари Леорика, когда-то убившие его и за это ставшие воинами ада, и злые культисты-волшебники.

Промежуточные итоги :

Диабло 1 стала одной из самых лучших игр своего времени. В ней хорошо почти всё: атмосфера, дизайн локации, дизайн монстров, музыкальное сопровождение, игровой процесс. Но сейчас она представляет больше исторический интерес. Также игру тяжело запустить на современных системах. Для запуска игры на Windows 10 рекомендую программу DxWnd версии 2.04.02 и с настройками запуска в оконном режиме, но будьте готовы к тому что игра будет вылетать примерно раз в час.
Но теперь давайте поговорим, как писали на многих сайтах, о «Remastered» версии игры.

Сюжет Diablo 3 Darkening of Tristram(да у этого события свой сюжет) :

После событий Reaper of Souls, многие культисты начали изучать записи ведьмы Адрии, одного из ключевых персонажей серии. Потерпев фиаско в расшифровке, к ним явилась странная тёмная сущность, предложившая воссоздать её воспоминания о событиях в Тристрами, чтобы они смогли познать её тайны. Культисты разумеется согласились и, судя по большому количеству их трупов, попав в эти воспоминания, были перебиты демонами. Теперь нефалемы должны пережить ужасы Тристрама и убить Диабло из первой части, который использует способности почему то, не из дебютной игры, а из второй части.

Воссоздание атмосферы :

Что же давайте поговорим о событии по подробнее. В нём воссоздаётся первая игра серии, но в декорациях третей части. Что это значит? Это значит, что дизайнеры локаций и монстров почти ничего не сделали, а по факту переименовали имеющихся врагов из Диабло 3. Нет некоторых монстров переделали под вид оригинальной части(в частности боссов). Но большинство это просто нечисть из Диабло 3. Интересный момент. Леорик, чья модель здесь сделана в стиле первой части, после убийства материализует доспехи своей модельки из третей части. То есть у него анимация смерти не переделана, что делает труды человека, делавшего модель для события, пустой тратой времени.

Минутка необъективности

Меня больше всех расстроили культисты-маги. Эти колдуны после телепортации смеются как сумасшедшие, чем сильно напоминают Золтуна Кулла, одного из боссов третей части. И в конце, когда магов довольно много у меня было ощущение, что я убиваю армию клонов Золтунна Кулла. Нет Золтун Кулл похож на магов из первой части(у всех магов в первой части одна модель, которая принадлежит Лазарю), но этот эффект смеха меня дико раздражает.

Теперь по поводу локаций. Для их воссоздания использовались локации из 3 части. Верхние уровни оставили такими же как и в 3 части, катакомбы превратились в руины Нефалемов, из Reaper of Souls, шахта в кишкообразные подземелья без магмы, а ад в Залы Агонии, последняя локации первого акта Диабло 3. И для сравнения скриншоты события и оригинала.

Сравнение скриншотов

Первый этаж лабириниа



Логово Мясника



Усыпальница короля Леорика



Пятый этаж лабиринта



Зар Безумный



Это называется когда мы перерисовали нижнюю панель, но про остальное забыли. Хотя судя по тому что я читал перерисовывал это один человек и то по собственной инициативе. Лучше бы он не звался вообще этого делать.

Так что-нибудь вообще получилось у разработчиков? Да. Если создать персонажа первого уровня поставить сложность повыше, то от “Падения Тристрама” можно получить удовольствие. К плюсам можно отнести и то, что на уровнях можно найти предметы из оригинальной части: от доспехов до квестовых вещей. Ну и игрок за прохождение события получит трансмогрификацию на голову в виде красной печати во лбу, что выглядит стильно, если вы сможете подобрать нужный трансмог.

В остальном это довольно слабое празднование 20 летия от компании Blizzard. Да Diablo это купленная серия, чьего разработчика ваши хозяева закрыли и выбросили на улицу, а тех кого не выбросили отправили делать World of Warcraft. Но всё равно надо сделать многочисленным фанатам серии хоть какой-то подарок получше, чем это недоделанное событие.

Моя версия происходящего! Может быть ошибочной

К команде Диабло пришли и сказали:

Вы должны что-то сделать по Диабло, в честь 20 летия, но некромант не в счёт, так что поторопитесь у вас месяц!
Ну и ребяты, что бы не отрываться от своих дел, выделили пару человек и они сделали это событие. Через месяц они показали свои труды и через 2 недели пустили это на PTR-сервера. И видимо решили ничего после этого не менять.
Итоги :
Диабло это отличная серия, с отличным стартом, но, к сожалению, Близзард этого почему-то не видят. Прошлый год дал фанатам большие надежды, что компания готовит что-то особенное, но увы чудо не случилось. В итоге мы имеем никакое ежегодное событие, которое должно было вернуть игроков в 1997. И теперь остаётся смотреть что будет с некромантом, которого добавят весной. Спасибо за внимание и напишите своё мнение по поводу «Падения Тристрама»!



Находится в локации Гиблые Поля (Fields of Misery). Подходим к обездоленному фермеру, очищаем его поле от 4 чумных гнезд.
Находится в локации Гниющий лес (Festering Woods). Подходим к мемориальной плите на высоком холме, убиваем всех появившихся призраков.
Находится в локации Гниющий Лес (Festering Woods). Находим на земле Памятник нефалемов (небольшой квадратный камень), активируем его нажатием, отбиваемся от армии скелетов.
Находится в локации Южное высокогорье . В центре локации входим на возвышенность Древнее кострище (Ancient Pyre). Подходим к хазру Гарбаду, получаем задание. Разрушаем тотемы, убиваем призраков, после этого сражаемся с самим Гарбадом.
Тристрамский тракт, Новый Тристрам, Таверна «Закланный теленок», Комната Лии, Дом Декарда Каина, Старотристрамская дорога, Руины Тристрама, Хижина Адрии.
Собор: уровень 1, Зал Леорика, Соборный сад, Собор: уровень 2, Собор: уровень 3, Собор: уровень 4, Королевские гробницы.
Лощина Стенаний, Кладбище Проклятых, Гиблые поля, Укромный домик, Старая мельница, Затопленный храм, Гниющий лес, Склеп Древних, Последнее пристанище воинов.
Вортем, Подвал часовни Вортема, Вортемские скалы, Пещеры Араны, Покои королевы Араны, Перевал Высокогорья, Южное высокогорье, Потерянная повозка Карины, Северное Высокогорье, Охотничьи угодья Леорика, Двор замка, Замок Леорика.
Залы Агонии: уровень 1, Залы Агонии: уровень 2, Перевал в Высокогорье, Проклятая крепость, Залы Агонии: уровень 3, Зал Страданий.

Подземелья не относятся к сюжетным локациям и поэтому могут появится или не появится на карте случайным образом. Чтобы попасть во все подземелья, нужно перепроходить игру на несколько раз. Можно заходить и выходить из игры до того момента, пока не появится нужное подземелье.

При этом, каждое подземелье может появиться только в определённой основной локации. Это может помочь вам в нахождении нужных подземелий.

Название подземелья В какой локации искать
Затерянная шахта: уровень 1, уровень 2 Гиблые поля
Логово падальщиков: уровень 1, уровень 2 Гиблые поля
Пещера клана Луны: уровень 1, уровень 2 Южное Высокогорье
Пещера в Высокогорье Охотничьи Угодья Леорика
Логово падших: уровень 1, уровень 2 Лощина Стенаний
Лицей Южное Высокогорье
Пещера под колодцем Старотристрамская дорога (в западном углу)
Дозорная башня: уровень 1, уровень 2 Северное Высокогорье
Склеп разложения: уровень 1, уровень 2 Гиблые поля
Дом антиквара Гиблые поля (центр локации)
Заброшенный домик прислуги Южное Высокогорье
Затхлый погреб Старотристрамская дорога
Просыревший погреб Старотристрамская дорога
Сырой погреб Старотристрамская дорога
Темный погреб Руины Тристрама
Братская могила Старотристрамская дорога (после хижины Адрии)
Погреб крестьянина Заброшенная ферма (локация Гиблые поля)
Домик жестянщицы Гиблые поля (на северо-востоке)
Разграбленный дом Гиблые поля
Награда: эмблема «Кружка»
, , , , , .
Награда: узор «Элегантное растение»

Для того, чтобы найти все записи, нужно возвращаться в город после выполнения каждого основного задания и проверять места появления записей: в таверне на столике у входа, в комнате Лии, в доме Декарда Каина, справа от палатки кузнеца. Некоторые записи появляются случайным образом на земле или на книжных подставках во всех локациях акта I.

Название записи Где искать
Дневник Адрии зачитывается по сюжету
Свиток Лахданана (5) в Соборе на специальных подставках
Дневник Лии (7) в таверне в комнате Лии (после выполнения основных заданий появляются всё новые записи)
Дневник Леорика (5) в Замке Леорика, в Залах Агонии
Записки фермера в Укромным Домике (локация Гиблые поля) выпадает из трупа Свикарда (небольшой шанс появления)
Ножны Талика Защитника в Наблюдательной Башне: уровнь 2 (локация Северное Высокогорье)
Дневник Декарда Каина (2) в городе в доме Декарда Каина
Заметки Адены выпадает из маленькой коробочки в доме антиквара в "Гиблых полях",(выпадает из пыльной сумки в Пещерах Араны)
Безумные записки отшельника в Пещерах Араны, выпадает из пыльной сумки
Дневник узника в Залах Агонии: уровень 2, выпадает из элитных монстров случайного игрового события
Дневник королевы Асиллы в Проклятой Крепости в сундуке возле входа
Дневник негодяя возле входа в Старую Мельницу (локация Гиблые поля) в украденном мешке (небольшой шанс появления)
Плакат в Кингспорте зачитывается по сюжету
Король-скелет зачитывается по сюжету
Дневник странствующей жестянщицы рядом с Укромным Домиком (локация Гиблые поля) выпадает из сумки на земле (небольшой шанс появления)
Записки пророка Урика (3) в Пещере Клана Луны (локация Южное Высокогорье), выпадает из сумки на земле
Наблюдения жреца (2) в Вортеме, выпадает из ранца Священника
Письмо Миры Хедригу рядом с сундуком Кузнеца (после убийства Короля-Скелета)
Ножны Талика Защитника Дозорная башня: уровень 2 (локация Южное Высокогорье)
Записи Декарда Каина (2)
Дневник Гиллиан (2) вдоль Сторотристрамской дороги (небольшой шанс появления)
Потерянный дневник вдоль Сторотристрамской дороги (небольшой шанс появления)
Старый дневник вдоль Сторотристрамской дороги (небольшой шанс появления)
Дневник Деспины Руины Тристрама, выпадает из маленького сундучка (небольшой шанс появления)

Путевые заметки (Taking Notes)
Прочитайте книги, связанные с заданиями, в акте I.


Историк Тристрама (Historian of Tristram)
Прочитайте книги о мире Санктуария в акте I.

Название записи Где искать
Висельное древо в Лощине Стенаний (перед Кладбищем проклятых), выпадает из могил
Записи могильщика на Кладбище Проклятых, выпадает из костей могильщика
Тристрамские поля в Гиблых полях, выпадает из трупов
Награда за головы хазра в Южном Высокогорье, выпадает из распадающегося трупа
Изучение хазра
Бойня хазра в Северном Высокогорье, выпадает из распадающегося трупа
Высокогорье в Южном Высокогорье, выпадает из потерянного нагрудника
Разорванное письмо в пещерах Араны
Ответ на разорванное письмо в пещерах Араны
Новый Тристрам в трактире Нового Тристрама в книге на столе у входа
Записки странника на Старотристрамской дороге, выпадет из трупа странника
Дневник Варрива в начале Старотристрамской дороги, выпадет из трупа Варриава
Дневник расхитителя гробниц в Склепе Древних (локация Гниющий лес), выпадает из трупа
Последняя битва Древних в Гниющем лесу после выполнения события «Последняя битва Древних»
Затопленный храм в Затопленном Храме, выпадает из скелета на небольшом полуостровке
Последнее пристанище воинов у входа в Пристанище Воинов (локация Гниющий лес), выпадает из скелета
Дневник из Старого Тристрама на Старотристрамской дороге или в Старых Руинах, выпадает из сундука

Знаток бестиария Тристрама (Beastmaster of Tristram)
Прочитайте указанные книги о монстрах в акте I.
Зверобык, Темный берсерк, Нетопырь-падальщик, Гнездо нетопырей, Бес, Темный сектант, Призрак, Вурдалак, Макабр, Адский ящер, Шаман хазра, Иглоспин, Падальщик, Скелет, Паучок, Паук, Алчный гоблин, Неупокоенный, Носитель Тьмы, Тленный мотылек, Древошкур, Проклятая мать, Восставшие мертвецы, Мясник, Паучья королева.
Награда: эмблема «Летучая мышь»
Находится в подземелье Осквернённый склеп Кладбище Проклятых ). Нужно обыскать погребальные урны и найти кости леди Данхильт.
Находится в подземелье Осквернённый склеп (Defiled Crypts) (вход через локацию Кладбище Проклятых ). Находим Кувшин душ в центре большой арены. После прикосновения к нему, начнут появляться скелеты со всех сторон. Для выполнения задания нужно остаться в живых на протяжении 60 секунд.
Упавшая звезда, Наследие Декарда Каина, Сломанная корона, Правление Черного короля, Меч незнакомца, Сломанный клинок, Судьба Вортема, По следам Темного культа, Пленный ангел, Возвращение в Новый Тристрам.
Награда: форма «Хорадримская»







Находится в локации Плато воющих ветров (Howling Plateau).
Находится в подземелье Заброшенная шахта (вход через локацию Плато воющих ветров ).
Находится в подземелье Зал Утерянного Идола (Chamber of the Lost Idol), вход через локацию Пустыня Жалящих ветров (Stinging Winds).
Находится в локации Пустыня жалящих ветров (Stinging Winds) (после Заставы Хасим). Подходим к Некроманту Мейтану, получаем задание, активируем Тотемы некроманта. Убиваем духов, получаем Записи некроманта.
Находится в локации Пустыня Жалящих ветров (Stinging Winds).
Находится в локации Пустыня жалящих ветров (Stinging Winds) (после Заставы Хасим). Подходим к Охотнику за сокровищами, получаем задание, входим в Осыпающуюся гробницу. В гробнице нужно найти вход в Сокровищницу в течении 3 минут.
Находится в локации Далгурский оазис (Drahlgul Oasis).
Находится в северной части локации Дагурский оазис (Drahlgul Oasis). Входим на возвышенность, разрушаем шесть Камней Призыва, затем центральный камень. После победы забираем клинок Раканишу.
Находится в локации Далгурский оазис (Drahlgul Oasis). Рядом с дорогами в форме ромба нажимаем механизмы слева и справа, после чего откроется вход в гробницу. Внутри гробницы ищем ещё один рычаг, входим в открывшиеся двери и забираем сокровища.
Тайный лагерь, Калдейский базар, Таверна «Жгучие пески», Ворота Калдея, Калдейские стоки, Проклятая яма, Затопленный ход, Разрушенный резервуар, Императорский дворец, Калдей.
Пустынный каньон, Плато Воющих Ветров, Тайный алтарь, Сокрытый конклав, Мост через Черный каньон, Копи Черного каньона, Пустыня Жалящих Ветров, Застава Хасим, Дорога в Алькарн, Алькарн, Логово ведьмы.
Выход к оазису, Далгурский оазис, Заброшенные руины, Западный регулятор потока, Восточный регулятор потока, Затопленный проход, Недра акведуков, Древний путь.
Гробница наемника, Пещера предателя: уровень 1, Пещера предателя: уровень 2, Бескрайние пески.
Архивы Золтуна Кулла, Предел, Таинственная бездна, Залы Бурь, Мир теней, Хранилище камня души.

Название подземелья Где искать
Шахта Хади
Заброшенный подвал Пустыня Жалящих ветров
Туннели камнеедов Заброшенный погреб (Копи черного каньона)
Пещеры Сирокко:
уровень 1, уровень 2
Плато воющих ветров
Зал Утерянного Идола Пустыня Жалящих ветров
Гробница хана Дакаба Далгурский оазис. Рядом с дорогами в форме ромба нажимаем механизмы слева и справа, после чего откроется вход в гробницу
Гробница Сардара Далгурский оазис, восточная часть локации.
Для открытия нужно нажать на Древний подъёмный механизм
Пещера роющего ужаса:
уровень 1, уровень 2
Бескрайние пески. Убиваем большого червя, заходим в яму на его месте
Таинственная пещера:
уровень 1, уровень 2
Далгурский оазис. Вход появляется после разговора с Алхимиком Завеном в одном из южных тупиков
Спрятанное сокровище
Заброшенные руины Далгурский оазис
Птичье гнездовье Бескрайные пески. Телепортация от Колеса Неудачи
Развалины:
уровень 1, уровень 2
Пустыня Жалящих ветров
Осыпающаяся гробница Пустыня жалящих ветров (после заставы Хасим)
Сокровищница Пустыня Жалящих ветров, вход только через Осыпающуюся гробницу
Жуткая пещера:
уровень 1, уровень 2
Бескрайние пески
Древняя пещера:
уровень 1, уровень 2
Далгурский оазис, на западе локации
Затопленная пещера:
уровень 1, уровень 2
Далгурский Оазис
Алькарнский подвал Алькарн
Песчаный погреб Алькарн
Городской погреб Алькарн
Заброшенная шахта Плато воющих ветров
Погреб Фуада Плато воющих ветров
Гниющий погреб Далгурский оазис
Разграбленный погреб Далгурский оазис
Погреб-хранилище Далгурский оазис, на западном краю локации
Погреб старого рыболова Далгурский оазис
Укрытие Далгурский оазис
Заболоченный погреб Далгурский оазис, на севере локации
Заброшенный погреб Копи черного каньона
Награда: эмблема «Солнце в пустыне»
, , , , .
Награда: узор «Лошади»
Дневник Лии находится в Тайном убежище на юго-востоке от кузнеца. Нужно читать его каждый раз после выполнения очередного основного задания.
Название записи Где искать
Дневник Фуада Погреб Фуада (вход через Плато воющих ветров)
Золтун Кулл запись даёт Адрия, сразу после её освобождения
Размышления Сардара Гробница Сардара (вход через Далгурский оазис)
Обеты Фезуула аль-Казарра Далгурский оазис, на севере. Находим лужу с костями, убиваем в ней монстра Фезуула, забираем запись
Дневник Эйрины Даётся после разговора с Эйриной, пункт Странствие Эйрины
Дневник капиатана Стальных Волков Алькарн, выпадает из мертвого тела капитана
Легенда о Лукавом Зее Тайный лагерь. Зачитывается после разговора с ювелиром Шеном на тему «Ошибка»
Стихотворение Калы Тайный лагерь. Дается после трех разговоров с Калой (стоит на северном обрыве)
Последняя воля хана Дакаба Гробница Дакаба
Дневник Ларры Заброшенный погреб (вход через Копи черного каньона). Появляется после разговора с девочкой Ларрой
Дневник Золтуна Кулла, часть I Пещера наемника (вход через Бескрайние пески)
Дневник Золтуна Кулла, часть II Пещера предателя: уровень 1 (вход через Бескрайние пески)
Дневник Золтуна Кулла, часть III Пещера предателя: уровень 2 (вход через Бескрайние пески)
Дневник Золтуна Кулла, часть IV Хранилище Камня Души. Даётся за убийство Золтуна Кулла.
Дневник Лии, часть VIII Тайное убежище. Сумка на юго-востоке от магазина кузнеца. Появляется в самом начале после разговора с Тираэлем
Дневник Лии, часть IX Тайное убежище. Перед квестом в заставе Хасим
Дневник Лии, часть X Тайное убежище. После спуска в Калдейские стоки
Дневник Лии, часть XI Тайное убежище. ---
Дневник Лии, часть XII Тайном убежище. ---
Андариэль, Дева Мучений Дорога в Алькарн (или перед входом в заставу Хасим), выпадает из сумки на земле
Азмодан, Владыка Греха Развалины: уровень 1 (или Пустыня жалящих ветров), в сумке
Баал, Владыка Разрушения Далгурский оазис (или Пустыня Жалящих ветров), в сумке
Белиал, Владыка Лжи Пустыня жалящих ветров, в сумке
Диабло, Владыка Ужаса Развалины: уровень 2 (или Пустыня жалящих ветров), в сумке
Дюриэль, Владыка Боли Затопленный ход (канализация под Калдеей) (или Пустыня жалящих ветров), в сумке
Семь владык Преисподней Тайный алтарь (вход через Плато воющих ветров), в сумке
Мефисто, Владыка Ненависти Разрушенный резервуар (канализация под Калдеей), в сумке
Любовное послание Далгурский оазис, в небольшом сундуке
Записи некроманта Пустыня Жалящих ветров. Дается за выполнение события «Беспокойные пески»
Приказания гвардейцам Гниющий погреб (вход через Далгурский Оазис)
Ветхий дневник Бескрайние пески, выпадает из скелета
Записи Полтара Зал Утерянного Идола (вход через Пустыня Жалящих ветров)
Древний телепортирующий механизм Бескрайние пески. Около древнего механизма, дневник рядом с трупом
Почерневший дневник Калдейский базар, во время атаки
Дневник слуги Калдейский базар. Появляется с заданием Город на Крови


Название записи Где искать
Приказания капитану стражи Застава Хасим, в небольшом сундуке на земле
Воззвание императорских гвардейцев Калдейский базар, после убийства Магды
Послание Магде, часть I 1. Сокрытый конклав (вход через Плато воющих ветров) или Песчаный погреб (вход через Алькарн), выпадает из трупа
Послание Магде, часть II Алькарн
Приказы притворщикам, часть I Калдейские стоки. Выпадает из мёртвой змеи
Приказы притворщикам, часть II Далгурский оазис. Выпадает из мёртвой змеи
Приказы притворщикам, часть III Бескрайние пески. Выпадает из мёртвой змеи
Герой, которого все так боятся Пустыня жалящих ветров, выпадает из сумки рядом с сектантами
Дневник Охотника, часть I Заброшенные руины (вход через Далгурский оазис), выпадает из сумки на земле
Дневник Охотника, часть II Западный канал
Дневник Охотника, часть III Бескрайние пески
Дневник Охотника, часть IV Залы бурь
Дневник Охотника, часть V Таинственная бездна
Дневник Охотника, часть VI Заброшенные руины


Название записи Где искать
Пустынные акведуки, часть I Западный канал (вход через Древний водосток)
Пустынные акведуки, часть II Восточный канал (вход через Древний водосток)
Краткая история Калдея, часть I Таверна «Жгучие пески» (вход через Базар Калдея)
Краткая история Калдея, часть II Таверна «Жгучие пески». После того, как Эйрина присоединилась
Краткая история Калдея, часть III Таверна «Жгучие пески». После убийства Магды
Краткая история Калдея, часть IV Таверна «Жгучие пески». После спасения Лии
Краткая история Калдея, часть V Таверна «Жгучие пески». После спасения Адрии
Краткая история Калдея, часть VI Таверна «Жгучие пески». Перед входом в архивы Золтуна Кулла
Далгурский оазис Далгурский оазис, выпадает из маленького сундука
О Бескайних Песках, часть I, II, III Бескрайние пески, выпадает из сумок на земле
Комната с лицами Далгурский оазис, около входа в гробницу хана Дакаба

Обреченные, Притворщики, Дюнный дервиш, Дюнный молотильщик, Песчаный бес, Электрический угорь, Падший-пехотинец, падший-безумец, Падший-шаман, Лакуни, Пустынник, Песчаная оса, Скелет-страж, Жалящая мошкара, Кровокрыл, Камнеед.
Награда: эмблема «Олень»
Находится на севере локации Бескрайние Пески . Подходим к Древнему устройству, активируем его, на небольшой арене рядом сработает случайный эффект: откроется портал, появится предмет или монстры. Для прохождения задания нужно чтобы сработали все 10 случайных эффектов. (На это уйдёт очень много прохождений)
Все возможные события Древнего Устройства: 1 - выпадают деньги, 2 - появляется урна, 3 - сундук, 4 - великолепный сундук, 5 - множество трупов, 6 - атакует голем, 7 - атакует группа скелетов с уникальным монстром, 8 - атакует куча насекомых, 9 - портал в подземелье Птичье гнездовье, 10 - портал в подземелье Спрятанное сокровище.
Награда: узор «Лук»
Тени в пустыне, Дорога в Алькарн, Город на крови, Аудиенция у императора, Неожиданная помощь, Хорадрим-предатель, Кровь и песок, Черный камень души, Погром в Калдее, Владыка Лжи.
Награда: форма «Стрелецкое»









Восстание машин (A Smash Hit)
Уничтожьте боевые машины Азмодана.
Поля Кровавой Бойни . Нужно уничтожить 3 вражеские баллисты и 1 требушет.
Находится в подземелье Казармы: уровень 2 (локация Арреатские врата ). В начале 2-го этажа встречаем одного из солдат, он просит нас найти своего друга.
Находится в восточной части локации Нижние этажи Крепости: уровень 1 (Keep Depth). Подходим к кузнецу Мальдонадо, защищаем его от монстров, пока он выковывает оружие. После выполнения задания у кузнеца можно купить мощные оружия ближнего боя.
Сюжетное задание. Находится в локации Каменный форт .
Находится в локации Поле боя . Подходим к раненным солдатам на носилках, защищаем их от нападений монстров. После победы подходим к Сестре Мелане.
Находится в локации Поле боя . Убиваем всех хазра из клана крови, затем убиваем одного большого огнекрыла. Подходим к полковнику Северину за наградой.
Находится в локации Мост Ракисса .
Находится в локации Мост Ракисса . Поднимаемся по лестницам на башню, помогаем лейтенанту Гриффиту.
Дозорный пост главной башни, Оружейная, Главная башня Бастиона, Заоблачные стены, Каменный форт, Арреатские врата.
Нижние этажи крепости (3), Брешь, Кладовая.
Край Бездны, Мост Раккиса, Поля Кровавой Бойни, Мост Корсикка, Поле боя.
Арреатский кратер (2), Башня Обреченных (2), Сердце Обреченных, Башня Проклятых (2), Сердце Проклятых, Недра горы Арреат, Сердце Греха.
Все подземелья в этом акте появляются только на трёх определенных локациях.
Награда: эмблема «Балиста»
(Beastmaster of Arreat) Прочитайте указанные книги о монстрах в акте III. Хазра из клана Крови, Огромный голгор, Крылатое исчадие ада, Изрыгатель демонов, Демон-сотрясатель, Демон-солдат, Вестники погибели, Молниеносный хищник, Штурмовой зверь, Пожиратель душ, Суккуб, Кровожал; Цицея, дева Похоти; Кхом, Владыка Чревоугодия.
Награда: эмблема «Заяц»

Название записи Где искать
Окровавленное письмо Нижние этажи крепости, выпадает из трупа
Записи Кхома Кладовая, выпадает из трупа в восточном углу
Дневник капитана Хансена Хайле Главная Башня Бастиона, выпадает из маленького сундука рядом со Старьевщиком Видаром
Дневник Лии, часть XIII Комната Лии. в самом начале третьего акта
Дневник Лии, часть XIV Комната Лии. После взятия квеста Поднятие катапульт
Дневник Лии, часть XV Комната Лии. Перед входом в Кладовую, но перед убийством Кхома
Дневник Лии, часть XVI Комната Лии. Перед входом в локацию с Азмоданом
Дневник Моргана, часть I, II, III Заоблачные стены. Нужно несколько прохождений, так как все три части поочерёдно выпадают из одной и той же сумки.

Шпионаж (Episonage)
Прочитайте книги, связанные с заданиями, в акте III.


История Арреата (Historian of Arreat)
Прочитайте указанные книги о мире Санктуария в акте III.


Проклятие Ангелов (Angel"s Bane) Убейте Раканота на обычном уровне сложности.



Алмазные врата, Вестибюль Света, Сады Надежды: уровень 1, Библиотека Судьбы, Демонический разлом.
Кристальная колоннада, Дорога к Серебряному Шпилю, Серебряный Шпиль: уровень 1, Пролет Серебряного Шпиля, Серебряный Шпиль: уровень 2, Пик Небес.

Награда: эмблема «Странник»
Название записи Где искать
Пожелания о похоронах Главная башня бастиона (город). Осматриваем труп Марты у северного входа в бастион
Ангирский совет
Ауриэль, ангел Надежды Демонический разлом (Сады Надежды: уровень 2). Выпадает из ангельских архивов
Империй, ангел Доблести Сады Надежды: уровень 1. Выпадает из ангельских архивов
Итераэль, ангел Судьбы Сады Надежды: уровень 2. Выпадает из ангельских архивов
Малтаэль, архангел Мудрости Демонический разлом (Сады Надежды: уровень 1). Выпадает из ангельских архивов
Тираэль, архангел Справедливости -
Падение Изуала зачитывается после победы над Изуалом

Работа с архивами (Archival Studies)
Прочитайте книги, связанные с заданиями, в акте VI.
Судьба нефалемов: часть I, II, III.
Создание Санктуария: часть I, II, III, VI - Серебряный шпиль: уровень 1, 2.
Знаток бестиария Небес (Beastmaster of the High Heavens)
Прочитайте указанные книги о монстрах в акте VI.
Бронированный разрушитель, Желчный ползун, Порабощенный кошмар, Молоторукий повелитель, Угнетатели, Демон ужаса, Морлу, Исчадие тьмы, Поработитель; Раканот, Владыка Отчаяния.
Награда: эмблема «Сова»
Падение Небес, Проблеск Надежды, Перед Шпилем, Единое Зло. Награда: форма «Приспущенное»

Совместная игра (Cooperative Achievements)

Для того, чтобы вступить в совместную игру, в главном меню Diablo III выбираем строчку «Открытые игры», в результате вы случайным образом присоединитесь к группе других игроков. Если запустить обычную игру, а затем в меню паузы выбирать строчку «Сделать игру открытой», то к вам случайным образом могут добавиться другие игроки.

Совместная игра ничем не грозит: игроки не могут атаковать друг друга; предметы, выпадающие из монстров, появляются для каждого игрока в отдельности, и не могут быть забраны другим игроком. Единственный минус от совместной игры - монстры становятся намного сильнее, и нужна слаженная работа команды для победы над ними.


Базовые достижения совместной игры основаны на взаимодействии игроков в команде, например: воскрешение союзников, добавление им здоровья. Все эти достижения очень легко выполняются.

Достижения совместной игры, разделенные по актам, дублируют достижения одиночной игры по выполнению дополнительных заданий и убийству сюжетных боссов. Причем, если какое-то достижение не было выполнено в одиночной игре, то при выполнении его в совместной игре засчитывают сразу оба достижения - и одиночное, и совместное.

Героический режим (Hardcore Achievements)

Героический режим Diablo III отличается от обычного тем, что главный герой не может воскресать. То есть игра заканчивается после первой же смерти героя, после чего нужно начинать всю игру с самого начала. Такой режим требует более тщательного и аккуратного стиля игры, любая ошибка может стать роковой. Кроме развития основной характеристики героя, здесь нужно беспокоится ещё и постоянном повышении жизнестойкости.

Достижения героического режима даются за развитие героя по уровням (за каждый 10 уровень), за убийства особых монстров, и за победу над сюжетными боссами.

Достижение "Почётный читатель сайт"
Понравилась статья? В благодарность можно поставить лайк через любую социальную сеть. Для вас это - один клик, для нас - очередной шаг вверх в рейтинге игровых сайтов.
Достижение "Почётный спонсор сайт"
Для особо щедрых есть возможность перевести деньги на счет сайта. В этом случае вы можете повлиять на выбор новой темы для статьи или прохождения.
money.yandex.ru/to/410011922382680

Вышло обновление 2.4.3 для Diablo 3, одним из нововведений которого является юбилейное событие в честь 20-летия франшизы Diablo - «Падение Тристрама». Это событие ограниченно по времени, и будет проходить только в январе каждый год. Учтите это, и постарайтесь выполнить все задания и достижения до конца месяца!

Для участия в событии надо иметь аддон Reaper of Souls и разблокированный режим приключений. При выполнении этих условий попасть туда просто - достаточно прыгнуть в Руины Тристрама и зайти в портал в центре.

Само прохождение довольно простое - уровни в основном маленькие, монстры сложности не представляют. В полчаса можно уложиться запросто. А чтобы сделать все достижения надо чуть больше времени. Об этом и поговорим.

Хвала богам, вы вернулись!

Простое достижение, надо лишь убить четырех боссов - Мясника, Короля-скелета, Лазаря и самого Владыку Ужаса Диабло.

Мясник в угловой комнате на 2 уровне, вход на локацию «Усыпальница Короля Леорика» на 3 уровне. Лазаря и Диабло пропустить невозможно - они в самом конце, на предпоследнем и последнем уровнях.

С Мясника падает Тесак Мясника, дающий трансмог. С Диабло падает Осколок красного камня душ, также дающий трансмог (для его получения вставьте камень в шлем).

Темный путь

Проход в эту локацию может появится на 2 уровне.

Палата костей

Проход в эту локацию гарантированно появляется на 6 уровне.

Залы слепых

Является частью 7 уровня.

Красная пелена застит вам глаза

Все как в описании достижения - создать нового героя и пройти им событие до конца, награда питомец-Мясник.

Я чую душу что жаждет ответов

Надо собрать 7 страниц из дневника сектантов для получения ангельской рамки.

Искать сектантов надо в обычных локациях:

  • Лощина стенаний
  • Гниющий лес
  • Собор: уровни 1, 2 и 4
  • Залы агонии: уровни 1, 2 и 3

Плохая новость - попробуй их еще найди, да и страницы могут повторные падать. Хорошая новость - страницами можно меняться.

Тс-с-с… Сюда

Для получения ноги Вирта придется немного побегать:

  • Сперва надо добыть Гнилой гриб, найти его можно на 9 уровне.
  • С грибом возвращаемся в старый Тристрам, бежим к хижине Адрии и там используем котел - получаем Ведьмино варево. И трупы коров справа лучше не трогать (об этом ниже).
  • С варевом бежим в центр старого Тристрама, где портал. Ниже портала, за зданием, находим труп Фарнема. Меняем варево на Долг пьянчуги.
  • На север от портала, труп Огдена - получаем Письмо Гарды.
  • Слева от портала труп Пепина, меняем письмо на Лекарское средство.
  • Справа от портала, труп Гризвольда. Меняем бумажку на уже собственно эскиз ноги Вирта. Обратно в город, изучить рецепт у кузнеца, скрафтить ногу.
  • Сразу же разбираем ее у кузнеца, получаем Звездную карту. С картой бежим опять к хижине Адрии, активируем трупы коров как в указано в записке (2-1-3, средняя-левая-правая).
  • Заходим в открывшийся проход в Покинутую ферму. Это эдакий прото-коровник, но никого убивать там не надо. Просто бежим в центр локации и забираем из сундука питомца-теленка.

Защитник Тристрама

Для получения демонической рамки за это достижение придется немного побегать - надо убить всех уникальных врагов в подземельях Собора. За заходов 6-8 можно управиться.

  • Уровень 2: Тенекус, Гнилоед Голодный - Shadowbite, Rotfeast the Hungry
  • Уровень 3: Пустогляд Неживой, Пусточереп Крепкощит - Madeye the Dead, Brokenhead Bangshield
  • Уровень 4: Гарбад Слабый, Сморкун, Чернострел Пылающий - Gharbad the Weak, Snotspill, Blacklash the Burning
  • Уровень 5: Кровошкур Темнолук, Злокрыл, Крикун Тьмы - Bloodskin Darkbow, Foulwing, Shadowcrow
  • Уровень 6: Смертоносный свежеватель, Желчелей Распорядитель, Кроводер - Deathshade Fleshmaul, Bilefroth the Pit Master, Bloodgutter
  • Уровень 7: Тленорог Сталебулавный, Камнемяс, Леденящий мрачнокрыл - Blighthorn Steelmace, Gorestone, Nightwing the Cold
  • Уровень 8: Огнежег Беспощадный, Зар Безумец, Барон Гнус - Firewound the Grim, Zhar the Mad, Baron Sludge
  • Уровень 9: Костехруст, Бурелом, Слюнослиз - Breakspine, Brokenstorm, Oozedrool
  • Уровень 10: Шкуродер, Златомор Пламенный, Черношторм - The Flayer, Goldblight of the Flame, Blackstorm
  • Уровень 11: Синерог, Клыкатор - Bluehorn, Fangspeir
  • Уровень 12: Пламений, Гнилотрог, Львочереп - Viperflame, Viletouch, Lionskull the Bent
  • Уровень 13: Кровавый полководец, Ржавокрут, Луноведьма - Warlord of Blood, Rustweaver, Witchmoon
  • Уровень 14: Сталеглав Охотник, Блеклобой Палач, Звездноокая ведьма - Steelskull the Hunter, Graywar the Slayer, Stareye the Witch
  • Уровень 15: Визирь - The Vizier
  • Проклятый алтарь: Красная ворожея, Чернодейка - Red Vex, Blackjade
  • Уровень 16: Сэр Гораш - Sir Gorash