Развитие для детей 4 лет

Развитие для детей 4 лет
Развитие для детей 4 лет

Что должен уметь ребенок в 4 года? Равновесие и координация движения уже настолько развиты, что малыш умеет стоять и прыгать на одной ноге, крутить педали двухколесного велосипеда. Также заметен большой прогресс в развитии мышления, памяти, внимания, речи.

В этом возрасте совершенствуется система восприятия мира. Уже можно определить, какой информационный канал у ребенка развит сильнее: аудиальный, визуальный или кинестетический. Одни четырехлетние дети днями могут слушать музыку, аудиосказки, бабушкины истории. Другие подолгу могут созерцать, как работает какое-то устройство, рассматривать картинки, рисовать. Третьи любят вертеть, щупать, гладить, крутить, разбирать игрушки на детали, лепить из пластилина. Дети этого возраста различают часть и целое, хорошо выполняют задания по образцу. Но им трудно дается отбор информации, они пока не вычленяют главное и второстепенное, теряют логическую цепочку событий. Алогичность мышления и поступков в этом возрасте говорит о том, что у детей сильно развито воображение, они по-своему мыслят мир.


Моторные навыки ребенка 4 лет

  • Что должен уметь ребенок в четыре года, осваивая крупную моторику?
  • Быстро бегает, ловко меняет направление движения, может резко останавливаться.
  • Ездит на двухколесном велосипеде с поддерживающими боковыми колесами, некоторые дети могут ездить без поддержки.
  • Ходит задом наперед, боком, на пятках, на цыпочках, при этом хорошо держит равновесие.
  • Чередует бег с прыжками, хорошо подпрыгивает, преодолевает препятствия.
  • Прыгает с места и разбега, на одной и двух ногах.
  • Может простоять на одной ноге от 5 до 10 секунд.
  • Ловко поднимается, спускается по ступеням, взбирается по висячей лестнице.
  • Пробует самостоятельно раскачиваться на качелях.
  • Умеет делать кувырок вперед.


Интеллектуальное развитие

Малыш в 4 года должен уметь:

  • складывать пазлы из 4-6 частей;
  • различает предметы по признакам;
  • умеет считать до 10 в правильной последовательности;
  • узнает в тексте цифры и буквы;
  • пробует писать цифры и буквы;
  • знает основные геометрические фигуры, пробует их рисовать;
  • может определить положение объекта в пространстве: спереди, сзади, сбоку, сверху, снизу, над, под, посредине;
  • может путать правую и левую сторону;
  • сравнивает предметы, разграничивает их по признаку: большой/маленький, узкий/широкий, короткий/длинный, легкий/тяжелый, мягкий/твердый;
  • рисует, лепит, строит из конструктора по схеме;
  • хорошо видит недостающие детали, элементы в предметах;
  • обобщает слова, называет группы предметов;
  • находит лишнее среди однородных предметов;
  • видит путаницу в картинках, исправляет ошибки;
  • определяет времена года по рисунку и описывает погоду;
  • запоминает логические пары слов;
  • умеет подобрать антонимы, иногда с подсказкой взрослых;
  • запоминает текст на слух;
  • знает названия домашних и диких животных;
  • называет овощи и фрукты;
  • знает названия распространенных цветов и деревьев.

В этом возрасте дети любят пазлы, мозаику, конструктор. Также в игровой форме можно использовать различные пособия для занятий: карточки с предметами, словами, цифрами, геометрическими фигурами, игры-ассоциации. Они развивают память, внимание, воображение, логику.


Особенности детского мышления

  • Образное мышление. В этом возрасте у ребенка наглядно-действенное мышление постепенно переходит в образное. Это значит, что ему уже не обязательно видеть и держать предмет в руках, чтобы думать о нем. В 4 года малыш умеет использовать зрительные образы, которые заложены в памяти. Так зарождается абстрактное мышление.
  • Память и эмоции. Дети намного лучше запоминают то, что их впечатляет. Чем больше позитивных эмоций, тем больше откладывается образов и впечатлений. Эмоциональная память играет важную роль в психическом, интеллектуальном развитии ребенка.
  • Концентрация внимания. Дети этого возраста пока что не способны длительно воспринимать информацию. Интеллектуальную деятельность нужно чередовать с активными, подвижными играми. В этом возрасте еще возникают трудности с письмом и чтением, потому что малышу не хватает усидчивости, концентрации внимания на одном объекте длительное время. Также его внимание избирательно, то есть он будет увлечен тем, что ему интересно. Уже в этом возрасте можно наблюдать таланты и врожденные способности детей.

В четыре года четко сформировано предпочтение правой руки, гораздо реже - левой. Нужно стараться развивать обе руки. Ведь мелкая моторика способствует интеллектуальному развитию. Левое полушарие - это логика, анализ, речь. Правое - воображение, символы, пространственная ориентация, творческое мышление. Если ребенок левша, не рекомендуется корректировать и приучать его писать правой рукой. В редких случаях моторные навыки обеих рук развиты одинаково хорошо.


Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек

Девочка в этом возрасте обычно (но далеко не всегда!) говорит лучше, у нее четкая артикуляция, богатый словарный запас, меньше дефектов речи. Мальчик лучше ориентируется в пространстве, у него хорошая зрительная память, он ловко и быстро двигается. Есть мнение, что эта разница объясняется более ранним развитием левого полушария у девочек, а правого - у мальчиков. Также заметны отличия в весе и росте. У мальчиков больше мышечной массы, более крупная костная система. Средний вес мальчиков: от 15 до 18 кг, средний вес девочек: от 14,5 до 17,5 кг. Средний рост мальчиков: от 98,5 до 105,5 см, девочек: от 98 до 104 см.


Речевое развитие

Какие навыки ребенка в 4 года уже сформированы? Как происходит процесс усвоения родной речи?

  • Совершенствуется фразовая речь. Ребенок уже свободно владеет навыком построения простых синтаксических конструкций. В его предложении может насчитываться от 3 до 8 слов. Повседневное общение, игра со сверстниками стимулирует развитие устной речи. Малыш пока не умеет строить сложноподчиненные конструкции с союзами «потому что», «когда», «если». Старается разбивать конструкции на два простых предложения. Активно использует вопросительные слова: что? зачем? почему? кто? когда? как?
  • Диалоговая речь. Малыш уже умеет произносить монологи и рассказывать о своих впечатлениях. Но лучше речь ребенка развивается в диалоге, когда есть коммуникативная потребность что-то донести или что-то понять. Особенно это важно во время игр со сверстниками. Если у ребенка выраженные дефекты речи, это будет мешать ему в общении, поскольку понимать его смогут только близкие люди. В этом возрасте малыш называет свое имя, фамилию, возраст, имена и профессии родителей, место проживания. Он уже может ответить на вопросы такого типа: куда ты идешь? что ты ел утром? какой у тебя любимый мультфильм?
  • Освоение частей речи и лексики. В 4 года малыш знает около тысячи слов. Он активно использует в речи имена существительные, которые составляют половину всей активной лексики. Также ребенок запоминает новые глаголы и прилагательные, знаком с числительными до десяти, правильно употребляет предлоги. В 4 года дети умеют согласовывать существительные и прилагательные по числу, роду, правильно ставят падежные окончания. Для успешного пополнения активного и пассивного словаря нужно читать с ребенком, общаться, играть в сюжетно-ролевые игры. В 4 года малыш должен узнавать предмет по словесному описанию, также он сам уже может описывать предмет, выражать свое отношение к нему.
  • Интонация, жесты, мимика. В большинстве случаев ребенок верно ставит ударение в словах. Его интонации становятся более выраженными, речь наполнена эмоциями. Также развивается мимика и жесты малыша. В этом возрасте он хорошо копирует взрослых, но также на темп речи и силу голоса влияет врожденный темперамент. Некоторые дети говорят чисто и хорошо, но мало. Другие, наоборот, произносят сто слов в минуту, много жестикулируют, но понять их трудно.

В четырехлетнем возрасте чаще всего начинают обращаться к логопеду, если у малыша ярко выражены дефекты речи и нет положительных изменений. Логопед сначала ставит шипящие, свистящие, затем сонорные - «р» и «л». Также учит ребенка артикуляционной гимнастике, дает упражнения на развитие мелкой моторики.

Что может ребенок в 4 года? Малыш хорошо владеет собственным телом. Моторные навыки расширяют познавательные возможности. У малыша формируется образное мышление, интенсивно развивается память, воображение, концентрация внимания, устная речь, способность к письму и чтению. Также в этом возрасте появляется личная мотивация, увлеченность любимым делом, проявляются способности и таланты.

Распечатать

Каждый возрастной этап жизни ребёнка уникален и имеет свои отличительные особенности. Итак, ребёнок достиг четырёхлетнего возраста. К сожалению, большинство родителей недооценивают возможностей этого возраста, считают, что еще время есть и занятия познавательного характера ещё не нужны. Когда же до школы остаётся год, начинают чрезмерно «увлекаться» обучением. А результат, как правила, не радующий: у ребенка нет желания учиться, частые занятия приводят к переутомлению. Поэтому важно не привести к негативным последствиям.

Так, большинство малышей 4 года посещают детский сад и хорошо адаптированы к выдвигаемым там требованиям. Поэтому родителям нужно сконцентрировать своё внимание на образовательной деятельности детей, программах, реализуемых в дошкольном учреждении. Специалисты в этом отношении оказывают неоценимую помощь, разрабатывая консультации разной тематики, как индивидуальные, так и групповые, которые способствуют повышению педагогической грамотности родителей

Физическое и психическое развитие

Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны в своих действиях, легко и быстро передвигаются, свободно владеют своим телом. Специалисты считают, что в плане физического развития, ребёнок должен уметь следующее:

  • самостоятельно, быстро бегать без частых падений;
  • стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • прыгать на одной и двух ногах;
  • подниматься и спускаться по лестнице, поочерёдно переставляя ноги;
  • бросать и ловить мяч обеими руками;
  • самостоятельно управлять трёхколёсным велосипедом и с помощью взрослого - двухколёсным;
  • перешагивать и перепрыгивать невысокие препятствия.

Психическое и эмоциональное ребёнка стоит на одной ступени с физическим, поэтому важно вовремя реагировать на возникающие проблемы. Ребенок уже знает и пользуется принятыми в обществе нравственными нормами поведения, но для привлечения к себе внимания со стороны может устраивать наигранные истерики, капризничать без повода. В этом возрасте уже можно заметить слабые и сильные стороны характера, наличие лидерских способностей.

Так или иначе этот важный этап становления личности ребенка нельзя пропустить, помощь, поддержка со стороны взрослых обязательна. Но важно не перестараться – не льстите, не хвалите просто так, наоборот воспитывайте в нём уверенность в себе, самостоятельность, сдержанность, умение отвечать за свои поступки. Эмоции пока ещё имеют значительный вес в поведении ребёнка, но ближе к пятилетнему отрезку малыш постепенно начинает их контролировать. Психологи выделили круг сформированных умений четырёхлетнего малыша:

  • выражает эмоции и чувства;
  • определяет настроение человека;
  • может изобразить мимикой любую эмоцию;
  • способен признать свою вину и попросить прощения;
  • активно общается со сверстниками;
  • может посочувствовать и пожалеть;
  • стремится не конфликтовать;
  • радуется родным и близким, но может замкнуться в присутствии незнакомых людей.

Активным помощниками выявления указанных умений являются психологические тесты, которые могут проводить родители, но лучше обратиться к опытным педагогам-психологам. В этом возрасте уместны тесты на выявление детских страхов, тревожности; определение темперамента, эмоционального отношения к нравственным нормам, агрессивности ребёнка и многие другие. Психологические тесты позволяют подробно разобраться чувствах и эмоциях, переживаемых ребёнком, которые он еще не может объяснить или скрывает.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

  • самостоятельно умываться, пользоваться мылом, втираться полотенцем;
  • частить зубы;
  • пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Есть самостоятельно, не проливать пищу, убирать за собой посуду, помогать сервировать стол.
  • самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях (шнурование, завязывание). Сворачивать одежду и убирать в шкаф;
  • расчёсывать короткие волосы;
  • не ломать, не разбрасывать игрушки, после игры убирать на место.

Мелкая моторика

  • соединять пальцы, имитируя «фонарики».
  • поочерёдно показывать пальцы;
  • надевать на нитку или шнурок бусины;
  • выполнять задания со шнуровкой, самостоятельно застёгивать кнопки, пуговицы, молнию, липучки, крючки;
  • штриховать и раскрашивать предметы не выходя за контур.

Развитие речи.

Формирующаяся речь малыша претерпевает заметные изменения, теперь это не только способ передачи информации, но и помощник в управлении своим поведением, планировании своих действий. Словарный запас значительно увеличивается и речь становится более развёрнутой, чёткой. Важно отметить, что речевое развитие девочек и мальчиков имеет особенности. Речь девочек более эмоциональна, точна и понятна. Мальчики выдают какую-то информацию, поэтому говорят коротко, могут неправильно выговаривать слова.

В речевом развитии ребёнок должен уметь:

  • правильно произносить все звуки (возможны трудности со звуками «р», «л»);
  • последовательно связно высказываться;
  • использовать все части речи, соотносить их в роде, числе и падеже;
  • задавать и отвечать на вопросы;
  • составлять рассказ из личного опыта, по картине, серии картин (3-4 предложения);
  • слушать и пересказывать несложный текст, отвечать по содержанию;
  • образовывать форму множественного числа имён существительных;
  • правильно употреблять предлоги;
  • рассказывать народные сказки, читать наизусть стихи разной тематики, малые фольклорные формы (потешки, считалки и т.д.)

Окружающий мир.

Ребёнку необходимо знать и уметь:

  • своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
  • фамилии, имена, профессии родителей;
  • различать и знать на вкус несколько овощей, фруктов, ягоды,
  • находить в природе 3-4 дерева, кустарника, травянистых растений;
  • называть и показывать на картинке домашних и диких животных, их детёнышей; домашних, перелётных и зимующих птиц; насекомых;
  • владеть обобщающими понятиями «Мебель», «Посуда», «Бытовая техника»;
  • называть и показывать части тела и лица;
  • выделять отличительные особенности нескольких профессий;
  • характеризовать сезонные изменения;
  • называть разные виды одежды и обуви, их части.

Математика

Малыш в возрасте до пяти лет должен уметь:

  • считать в пределах пяти прямо и обратно, соотносить количество предметов с цифрой;
  • сравнивать две группы предметов, уравнивать двумя способами;
  • различать квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
  • пользоваться понятиями «лево-право», «больше-меньше-столько же»;
  • находить отличия между 2-я картинками;
  • складывать пазлы, картинку из четырёх частей;
  • выделять лишнее из группы предметов и объяснить выбор;
  • находить предмету пару.

Продуктивная деятельность.

В рисовании и лепке важно:

  • уметь держать карандаш, кисть, пользоваться акварелью и гуашью;
  • передавать форму предметов, соотносить части по величине, аккуратно закрашивать;
  • составлять узор на полосе, круге, квадрате, чередуя элементы;
  • создавать сюжетный рисунок из нескольких предметов;
  • рисовать по замыслу; по образцу;
  • пользоваться приёмами оттягивания, вдавливания, сглаживания;
  • лепить предметы из нескольких частей;
  • использовать стеку.

В аппликации и конструировании необходимо уметь:

  • держать ножницы, пользоваться кистью для клея, разрезать по диагонали квадрат и прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, резать по косой;
  • правильно располагать части предмета на листе и аккуратно наклеивать
  • сгибать лист пополам и по диагонали;
  • составлять узор из растительных и геометрических элементов;
  • называть и показывать строительные формы;
  • воспроизводить постройки, придуманные самостоятельно и по образцу.

Чтобы родители смогли выявит уровень физического, психического, интеллектуального развития ребёнка и вовремя заметить проблему, педагогами разных уровней разработаны тестовые задания. Но для плодотворной, результативной работы необходимо придерживаться некоторых правил: ребёнок должен быть настроен на работу, не быть уставшим, раздражённым; все задания должны быть организованы в игровой форме; тон взрослого – спокойный, доброжелательный; обязательно соблюдены временные рамки 10-15 минут.

Чтобы видеть динамику развития, тестовые задания лучше предлагать в 4 – 4 года и 2 месяца и ближе к пяти. Один из вариантов тестового задания, « + », если ребенок ответил правильно на все вопросы:

  1. Что я знаю о себе? (имя, фамилия, пол, возраст).
  2. Перед ребёнком картинки с изображение одежды, мебели, посуды. Нужно объединить их в группы и назвать обобщающее понятие.
  3. Расположить предметы в хаотичном порядке, ребёнку нужно их посчитать и найти соответствующую цифру.
  4. Определить форму предметов.
  5. Сравнить полоски по длине, ширине, высоте.
  6. Взрослый называет 5 слов, ребёнок их должен запомнить и назвать.

Результат :

все « + » – развитие ребенка по возрасту.

один « - » – нужно обратиться к тестам для детей 3-х лет, если все ответы верны, то ребёнок развит по возрасту.

два и более « - » - вероятно нужна помощь психолога.

Основная задача воспитания и развития ребенка четырех лет - не препятствовать в желании малыша узнавать что-то новое, причём в больших дозах; продолжать учить правильному общению со взрослыми, сверстниками; знакомить с нормами поведения в гостях, общественных местах; помогать развивать способности (музыкальные, художественные, артистические и т.д).

В любом возрасте у ребенка есть критерии готовых умений и навыков. Именно в возрасте 4-х лет стоит говорить уже о каких-то устоявшихся знаниях, взгляде на мир ребенка, а также о том, что ребенок умеет. Если в 4 года есть какие-то грубые отклонения от этих стандартов развития, то есть смысл обратить внимание на проблемы. К этому могут привести такие вещи, как неправильный процесс обучения и воспитания ребенка.

Мы поговорим о:

  • памяти и внимании;
  • развитии речи;
  • физическом развитии;
  • эмоциональное развитие;
  • социальной адаптации.

Внимание и память ребенка в 4 года

Ваш ребенок должен уже уметь в 4 года сравнительно неплохо ориентироваться в местах, которые ему знакомы, и без особых проблем найти дорогу к детскому саду или из магазина к своему дому, понимать, где он находится и куда идти в тех местах, где бывает достаточно часто. Можно попросить ребенка провести вас домой, притворившись, будто сами не знаете. Это хорошо тренирует внимание и память ребенка. Такие несложные задачки можно выполнять ежедневно, это развивает все процессы психического состояния малыша в 4 года

Развитие речи в 4 года

В этом возрасте у ребенка стремительно растет словарный запас. Момент осознания всего происходящего вокруг не проходит даром – малыш изучает новые понятия, слова, вводит их в свой повседневный язык. Это тот самый возраст «а почему небо голубое?» и прочих вопросов из «почему». Ребенок учится использовать в своей речи сложные конструкции, связанные между собой по смыслу, много использует однородных членов, придаточных предложений.

Минимальный необходимый запас того, что должен уметь ребенок в 4 года в плане речи:

  • хорошо, четко и ясно произносить как гласные, так и согласные;
  • уметь конструктивно вести диалог, отвечать на вопросы;
  • продумывать свою речь до 6 предложений вперед при необходимости;
  • уметь описать то, что видит, слышит или знает;
  • назвать свой возраст, имя, фамилию, адрес проживания;
  • использовать как единственное, так и множественное число, мужской и женский род не путать, правильно использовать падежи;
  • применять в речи междометия.

Физическое развитие ребенка

В этом возрасте ребенок уже должен быть достаточно физически развит. Это очень подвижный возраст, ваш малыш начинает понимать и пробовать все возможности своего организма, тела, мышц. Ваша дочь должна хорошо бегать и прыгать как вперед, так и в высоту, уметь взобраться по лестнице, может бросить предмет точно туда, куда и хочет, и с вашей помощью подтягивается на перекладине.

По четырехлетним детям уже плачут всяческие спортивные секции. В этом возрасте уже можно и даже нужно приучать ребенка к спорту и здоровому образу жизни. Посоветуйтесь со специалистом о том, куда лучше водить вашего ребенка, после поговорите с самим малышом, возможно, он и сам хочет чем-нибудь заниматься. Важно понимать, что спорт может очень помочь в развитии, укрепить мышцы, дать выплеснуть его энергию с пользой, но ни в коем случае нельзя делать это из-под палки. Так вы можете еще на долгое время отвернуть малыша от занятий спортом. Заинтересуйте его, но не требуйте.

Эмоциональное развитие

Мнение психологов: эмоциональное развитие вашего малыша настолько же важно, насколько и физическое.

В 4 года малыш должен осознавать эмоции как они есть, переосмысливает и начинает относиться к миру через них. Это уже более взрослый этап, чем 3 предыдущих года жизни. Уметь правильно использовать жесты, мимику, эмоции, накладывать их на свои действия и распознавать их у других людей – необходимые умения. Если ребенок будет осваивать их самостоятельно, то велика вероятность неправильной интерпретации той или иной эмоции, движения человека. Вы должны научить малыша правильно понимать настроение людей, утешать, сопереживать, проявлять именно те эмоции по отношению к людям, которые в данный момент необходимы.

В эту же категорию относим умение признать свою вину, просить прощение, выражать радость от встречи с хорошими людьми, близкими, а также испуг от незнакомых и негативно настроенных к малышу.

Социальная адаптация

Игры со сверстниками для детей – очень важная часть социальной адаптации, несмотря на то, что ребенок может играть долгое время самостоятельно. Через игру в этом возрасте должна познаваться большая часть окружающего мира и явлений в нем.

Дети очень общительны и ищут новых знакомств. В возрасте 4-х лет начинают проявляться более социальные игры: ролевые, «Дочки-матери», отыгрывание профессий и ситуаций. Также среди детей в этом возрасте популярны активные игры, которые позволяют выплеснуть энергию наружу, игры на ловкость, проверку возможностей своего тела, физическое состояние.

В 4 года девочки уже должны уметь сыграть небольшую роль в постановке-спектакле, спеть, рассказать стих со сцены.

Еще одно важное замечание: в этом возрасте дети начинают ощущать разницу в половой принадлежности. У девочек больше проявляется тяга к куклам, платьям. Они много времени могут проводить перед зеркалом с нарядами и косметикой мамы.