Дейнеки «Девочка у окна. Сочинение по картине А.А

  Дейнеки «Девочка у окна. Сочинение по картине А.А
Дейнеки «Девочка у окна. Сочинение по картине А.А

Дейнека. «Девочка у окна. Зима». 1931.

Иллюстрация к книге Асеева «Кутерьма». Этот небольшой рисунок, выполненный в обычной для Дейнеки скупой, лаконичной манере, удивительно много сообщает зрителю. Тот явственно ощущает тишину, царящую в темной комнате, мороз за окном, неналаженную жизнь большого города в 20-е гг., сам дух времени и душевный мир маленькой девочки, замершей у окна. Черный цвет в контрасте с белым становится у Дейнеки предельно выразительным, активным, он словно обретает цветность, делается насыщенным и меняется. В том же 1931 г. Дейнека сделал авторское повторение этого сюжета, но уже в живописном варианте.

Рецензии

Кислое выражение? Вот уж не знаю. Возможно, я нашел не достаточно хорошее изображение. Или размер маленький, картина "не втягивает" в себя. Лично на меня эта иллюстрация всегда оказывала магнетическое воздействие и рождала множество глубоко запрятанных детских воспоминаний. Когда я был маленьким, родители часто уходили на вечерние сеансы в кино, оставляя меня одного в квартире. И я до сих пор помню эти зимние вечера и тревожное чувство одиночества. Быть может,У вас не было подобного опыта, уважаемая принцесса? Поэтому Вы и не чувствуете "Девочку"?

Чувствую её тоску... Дело как раз в конрасте чёрного с белым. Обратите
внимание: девочка находится в чёрной сфере, но во всей её фигурке
просматривается какое-то вожделение шагнуть в мир белого и светлого,
и в то же время нерешительность, робость, что ли. Вас смутила фраза
"кислое выражение лица"? Она показалась вам жестковатой и чёрствой?
Но такое выражение зачастую бывает у людей неудовлетворённых своим
миром, как, например, этот ребёнок. Просто я высказала своё видение,
понимание. Каждый ведь понимает по-разному.
С уважением

Нет, почему же. Вы и должны видеть иначе. Искусство оно ведь у каждого рождает собственный отклик. Важно, чтобы этот отклик был. Если есть время, поищите изображение "потяжелее" и покрупнее, где виден снег на ветках. Картинка того стоит. Всего наилучшего!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Цель урока: формирование культуры устной и письменной речи при работе над произведением живописи.

Задачи урока:

  • совершенствовать умения строить текст-описание;
  • активизировать мышление и речь путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей;
  • формировать у учащихся умения употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка;
  • расширить лексический запас;
  • воспитывать бережное отношение к национальному культурному наследию.

Оборудование: мультимедийная презентация для доски Smart; презентация с видеорядом картин А. Дейнеки; рисунки учащихся на тему “Зима” (цветовые ассоциации).

Ход урока

– Школьный этимологический словарь, устанавливающий историю происхождения слов в языке, содержит следующую запись об одном из них: “тот, кто с умелыми руками”. Именно таким было первоначальное значение этого хорошо знакомого нам имени существительного. Попробуйте определить, о каком слове идет речь.

(мастер, умелец, художник)

– Каково современное значение этого слова?

(Ответы учащихся + работа с толковым словарем: “тот, кто создает произведения искусства; тот, кто работает в области изобразительного искусства; тот, кто достиг высшего мастерства в какой-либо сфере деятельности”)

– В чем различие между первоначальным значением слова и его современным значением?

(Современное значение связывает деятельность художника с творчеством)

– Сегодня мы будем говорить об уникальной личности, о человеке, который, работая в области изобразительного искусства, достиг высшего мастерства в этой сфере человеческой деятельности, став создателем многочисленных произведений искусства. Как, я думаю, вы уже догадались, мы будем говорить о личности конкретного художника и его картине. Итогом этого разговора должно стать сочинение-описание картины.

– Какой важной информацией о работе над сочинением-описанием картины вы уж владеете?

– Что вы ждете от этого урока?

– Сформулируйте цель занятия?

(Ответы учащихся + дополнение ответов: собрать необходимый языковой материал для написания сочинения; определить замысел художника; учиться слушать и слышать своего одноклассника и т.д.)

– Картина, как и художественный текст, – это произведение искусства. Но если текст – это произведение словесного искусства, то картина – произведение живописного искусства. При знакомстве с неизвестным нам литературным текстом или художественным полотном мы хотим одного – понять. Понять – значит постичь замысел автора.

– Личность художника, безусловно, ассоциируется с написанными им картинами. Предлагаю вам познакомиться с художником, имя которого пока для вас загадка, по созданным им картинам. Вашему вниманию сейчас будет представлена подборка полотен живописца. Постарайтесь определить круг интересов художника. Кто и что интересует его в окружающем мире?

(Демонстрация видеоряда картин А. Дейнеки)

– Каков круг интересов художника. Какова тематика его произведений?

(Спорт, город, труд)

– Кто для художника стал главным предметом изображения? (человек)

– Имя художника, чьи работы вы только что видели, Александр Александрович Дейнека. Перед вами его фотография.

<Рисунок 1>

Но гораздо больше для понимания личности живописца имеет автопортрет. Что такое автопортрет? (автопортрет – это портрет художника, написанный им самим)

(Знакомство с автопортретом)

<Рисунок 2>

На нас смотрит человек чувствующий, пристально всматривающийся в окружающее; он слово смотрит нам глаза в глаза и хочет о чем-то спросить, а может быть, и сказать. Но за художника говорят его картины.

– В 1930 году близкий друг Александра Дейнеки поэт Николай Асеев создает цикл стихотворений для сборника под названием “Кутерьма”. У этого сборника есть и подзаголовок – “Зимняя сказка”. Поэт предложил А. Дейнеке создать иллюстрации к сборнику. Определите лексическое значение слова кутерьма? (“суета, беспорядок”).

– Предположите, зная название и подзаголовок книги стихов, какие иллюстрации создал для нее А. Дейнека.

(Ответы учащихся)

– Вы тоже поработали дома художниками и передали с помощью цвета свое видение зимы. Прокомментируйте выбор цвета.

(Ответы учащихся)

В созданных вами рисунках преобладают белый, голубой, синий цвета.

– Обратимся к рисункам А. Дейнеки.

<Рисунок 3>

Удивил ли вас этот рисунок? Чем? (выбором цветовой гаммы и предметов изображения)

<Рисунок 4>

– Где происходит действие? Что хотел передать своим рисунком художник? Какое ощущение зимы донести до нас – зрителей и возможных читателей книги стихов?

(Ощущение холода, разобщенности людей, застигнутых морозом; каждый спешит по своим делам, не обращая внимания на других)

<Рисунок 5>

– Что общего между рисунками? В чем вы видите различие? (события снова происходят на улице; большая схематизация изображаемого, художник прорисовывает только контуры предметов)

Вывод: художник, создавая иллюстрации, следовал главному принципу своего творчества: писать для человека о человеке.

<Рисунок 6>

– Контурность характерна и для четвертого рисунка. Определите, сравнив с изображенным на предыдущих рисунках, позицию, которую занимает человек по отношению к видам зимнего города?

(Ответы учащихся)

– Человек, а это девочка, находится в комнате и смотрит через окно на улицу.

– Понимаем ли вы, что чувствует девочка? По каким деталям мы об этом догадываемся?

(Ответы учащихся)

А ребята сидят по домам,
За окошком – холодный туман.
На окошке – в два пальца лед
Даже в щелку взглянуть не дает…
Если лампочка не зажжена,
В темной комнате тишина:
Ни звонкого смеха, ни бодрого крика…
Скучно… Печально… Темно и тихо.

– Именно к этим строчкам создавался представленный рисунок. В чем совпадают текст и рисунок? (совпадение в настроении)

– 1930 год – время создания иллюстрации для сборника стихов. Через год в 1931 году Дейнека пишет картину, которую называет “Девочка у окна”.

<Рисунок 7>

Крайне редко художники превращают рисунок-иллюстрацию в целостное живописное полотно. А. Дейнека это сделал. Значит, ему интересна эта тема.

(Ответы учащихся)

– А у картины оно есть – “Зима”. Меняется ли наше понимание картины в зависимости от ее названия?

– Остановимся на названии “Девочка у окна”. Что первым обращает на себя ваше внимание на этой картине?

(Контрастная цветовая гамма; небольшое число деталей и т.д.)

– Запишем важные для понимания картины понятия (запись на доске): полярность (= контрастность) светлых и темных тонов, почти монохромное (=одноцветное) цветовое решение.

– Определите значение слова “монохромный” (одноцветный).

– Часто, описывая картину, мы обращаем внимание на ее композицию: рассматриваем задний и передний план, центральную часть. Подходит ли к этой картине традиционное трехчастное деление?

(Ответы учащихся)

– Перед нами полотно, где только два плана: передний и задний. А между ними окно. Но удивительно не только расположение этих двух планов относительно друг друга, но и то, какое место отводится каждому из них на картине.

Проведем небольшой эксперимент: листом бумаги закройте задний фон…, а теперь передний… Что вы увидели?

И изображенное за окном, и изображенное в комнате значимо для художника, занимая равное место на картине. Своеобразной связующей нитью, объединяющей мир за окном и мир в комнате, является девочка, которая, находясь в комнате, смотрит на улицу.

– Можем ли мы назвать данную картину сюжетной?

(Ответ учащихся)

– Опишем то, что находится по ту сторону окна. Перед вами таблица, которую необходимо заполнить, работая в парах. Это своеобразный план описания: что изображено? каким изображено по цвету и по настроению? Используем при заполнении таблицы словарик эпитетов в вашем учебнике (словарные статьи: “день”, “снег”).

(Вариант ответа)

(Чтение материалов таблицы)

– О чем говорят блики на оконном стекле?

– Комната. По сравнению с улицей она окрашена в темные тона. Замечательно небольшое стихотворение нашего современника Валентина Берестова:

День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?

– Опишем мир комнаты (заполнение таблицы)

– В комнате тепло? (кошка свернулась клубочком на коврике у батареи, героиня в платье с коротким рукавом)

– К этим двум строчкам я добавлю третью: “Тишина”. Если бы мы волей какого-то волшебства перенеслись в эту комнату, какие бы звуки мы услышали в тишине?

(Ответы учащихся: тихое постукивание часов, сопенье спящего кота, одинокий гул проехавшей мимо дома машины).

– Но ведь мы не можем слышать звуки. Мы только предполагаем, что они есть. Как тогда правильно оформить запись? (использовать конструкции:

(я словно слышу…, мне слышится…; и т.д.)

(Запись фраз на доске)

(Устное проговаривание)

– Не забудем название картины. Главной для художника стала девочка? Что необычного в ее изображении? (не видим лица).

– Мы точно не знаем, мы только догадываемся о том, что она переживает в душе. Как же тогда нам писать о чувствах героини картины? (использовать вводные слова: наверное, возможно, вероятно, может быть, быть может)

– Нам остается составить план будущего сочинения. Перед вами возможные названия пунктов. Как бы вы их расположили. От чего бы отказались?

Главная тема в творчестве А.А. Дейнеки.

Тема картины А.А. Дейнеки “Девочка у окна”.

История создания иллюстраций для сборника “Кутерьма”.
Композиция картины, ее значение.
Описание заднего плана.
Описание переднего плана.
Цветовая гамма картины, ее значение.
Собственное отношение к картине.

(Ответы учащихся)

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине, используя материалы, собранные на уроке.

При подготовке видеоряда картин А.А. Дейнеки были использованы материалы сайта

содержимое:

Темный фон комнаты должен направить наше внимание на фигуру девочки, застывшей у окна. За окном видны деревья, которые разукрасила волшебница-зима. На ветвях серебрится иней, так и слышна тишина зимней ночи.

Дейнека Александр Александрович родился в семье железнодорожного рабочего в 1899 году 20 мая по новому стилю.(8 мая по старому) Увлекаясь одновременно и техникой и искусством он успешно сочетает учебу и в железнодорожном училище в городе Курске и в художественной студии. Он всей душой принял Октябрьскую революцию и стал ее живописцем.

Даже служа в Красной армии он методами искусства ведет усиленную пропаганду революции. За свою длительную и плодотворную деятельность Дейнека создал множество произведений, в которых отразил все разнообразие жизни своего... народа. Одной из известных картин является его картина Зима, девочка у окна.

Картина поражает скупостью примеренных художественных средств и своей выразительностью. Темный фон комнаты должен направить наше внимание на фигуру девочки, застывшей у окна. За окном видны деревья, которые разукрасила волшебница-зима. На ветвях серебрится иней, так и слышна тишина зимней ночи. Девочка смотрит на лавочку, которая виднеется в окне, на третьем плане.

Может она вспоминает, как общалась там летом с подружками? От радиатора веет теплом и на табуретке прилег поспать кот, который вполне доволен своей жизнью. В левом углу картины художник изобразил шторы, которые написаны скупыми, выверенными мазками. В целом картина привлекает к себе внимание и оставляет хорошее впечатление.

Александр Александрович Дейнека – это советский художник, монументалист и график, педагог, профессор, которому удалось проявить себя не только в искусстве, но и в технике. Он получал образование одновременно и в художественной студии, и в железнодорожном училище. Этот человек был очень талантливым, свои способности он смог раскрыть в разных направлениях. Александр Александрович был солдатом Красной Армии, в военное время он вёл пропаганду, используя своё мастерство художника. Художественные произведения, нарисованные Дейнеки, показывали жизнь простого народа.

Мне очень понравилась картина художника «Зима. Девочка у окна». Но моё первое впечатление после знакомства с ней было довольно неоднозначным. Картина показалась мне мрачной и даже немного незавершённой. Возможно, именно это и привлекает зрителей в данном произведении.

На переднем плане полотна мы видим большое окно, возле которого стоит задумчиво смотрящая вдаль девочка. Рядом с ногами девочки расположился кот, который уютно свернулся калачиком на небольшом коврике и спит. Наверное, ему хорошо и приятно от тепла, исходящего от батареи. На одной стороне окна художник изобразил шторы с горизонтальным узором.

Светлые носки девочки заметно выделяются на тёмном фоне комнаты. Вообще, вся комната будто бы погрузилась во мрак, по крайней мере, там не включён свет и, наверное, картина рисовалась в вечернее время. Чтобы разглядеть обстановку в ней, нужно внимательно присмотреться.

За окном открывается светлый зимний пейзаж. Это парк, в котором растут деревья, кусты, стоит лавочка для отдыхающих. Зима укутала всё белым снегом. Несмотря на то, что на улице уже давно наступил вечер, снег на картине настолько яркий, что кажется, будто весь парк озарён светом. На этом чистом и светлом фоне очень чётко выделяется образ девочки, стоящей у окна.

Картина Дейнеки «Зима. Девочка у окна» показалась мне экспрессивной и немного резкой. Но если рассматривать на ней подробности, то от просмотра остаётся приятное ощущение. В целом данное полотно показалось мне довольно необычным и интересным.

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Дейнеки «Зима. Девочка у окна» читают:

Поделиться:

Александр Александрович Дейнеки – один из немногих художников, который смог проявить себя не только в искусстве, но и в технике. Он учился одновременно и в художественной студии, и в железнодорожном училище. Талант Дейнеки был настолько безграничным, что он смог его показать в разных направлениях. Александр Александрович был солдатом Красной Армии, в годы войны он вел пропаганду, используя свое мастерство художника. Художественные произведения, созданные Дейнеки, показывали жизнь простого народа.

Мне нравится картина этого художника, которая называется «Зима. Девочка у окна». Но первое впечатление мое после знакомства с картиной было неоднозначным. Сначала полотно показалось мне мрачным, можно даже сказать, что работа была незавершенной. Возможно, именно это и привлекает зрителей в данном произведении.

Передний план картины занимает большое окно в комнате. Возле окна стоит девочка, которая задумчиво смотрит вдаль. Возле ног девочки расположился кот, который уютно свернулся калачиком на коврике и спит. Наверное, ему хорошо и приятно от тепла, исходящего от батареи. На одной стороне окна висят шторы с горизонтальным узором.

Есть на полотне и светлое пятно – это носки девочки. Они заметно выделяются на темном фоне комнаты. Вообще, вся комната находится, словно во мраке или темноте. Чтобы рассмотреть обстановку в ней, нужно внимательно присмотреться.

Вид из окна – это полная противоположность комнате. Мы видим за окном парк, в котором растут деревья, кусты, стоит лавочка для отдыхающих. Все вокруг покрыто белым снегом. Мне кажется, что на улице уже давно наступил вечер, но снег настолько яркий, что кажется, будто весь парк озарен светом. На этом чистом и светлом фоне образ девочки, стоящей у окна четко выделяется.

Картину можно смело называть экспрессивной и немного резкой. Но если рассматривать подробности на полотне, то от просмотра создается приятное ощущение. Возможно, у этого художника есть и более красивые картины, но данное произведение мне показалось эмоциональным и интересным.