Человеческая сила и слабость аргументы егэ. По Б

Человеческая сила и слабость аргументы егэ. По Б

Как различить слабость от силы? В чём они проявляются? Эту проблему поднимает автор в своём тексте.

Во все времена были как сильные поступки, за которые людей любили и уважали, за которые их имена навсегда записаны в историю, так и низкие, продиктованные слабостью, поэтому эту проблему можно отнести к "вечным".

Автор считает, что сила выражается в благородных поступках, а слабость - в злобе и агрессии. Я согласен с точкой зрения автора. Духовная слабость действительно способна подтолкнуть на низкие поступки. Таким был Швабрин, из произведения А.Пушкина "Капитанская дочка", который оскорблял Марью Миронову за её спиной, чтобы не конкурировать в битве за любовь последней с Петром Гринёвым. Когда крепость пала, он стал служить Пугачёву, пытался голодом склонить Машу на свадьбу.

Даже после того, как он был под арестом, он решил испортить жизнь Гринёву, рассказав о его связи с Пугачёвым. Абсолютно каждому Швабрин показался слабовольным, озлобленным героем, который не создаёт приятного впечатления о себе.

Сильные люди выделяются от всех остальных, их уважают за их поступки. Таким был Иван Флягин из произведения Лескова "Очарованный странник". На пароходе рассказчик отличал его от других, называл "богатырём"-добрым и сильным.Такая характеристика полностью подходит этому персонажу. Простодушный, но сильный и мудрый Иван Флягин заставляет сопереживать ему в его приключениях.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Российский педагог Б.М.Бим-Бад в своей статье рассуждает о проблеме противостояния человеческого благородства и жестокости.

Чтобы привлечь внимание читателя, автор размышляет о том, что благородный человек никогда не погибнет в борьбе против зла, ведь "никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться успехов". Напротив, "чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и прочно, надёжно, надобно иметь высокую душу". Так, только человек добрый, придерживающийся моральных принципов может "рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве". Без чистоты души нет благополучия. Лицемеря, своевольничая и будучи злым ничего нельзя добиться.

Позиция автора ясна и выражена в предложениях:" Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? Нет! Именно он и победит". Действительно, благородный человек никогда не падет перед злом, "поскольку благородство зиждется на силе духа". Благородный человек всегда сильный, а значит победа останется за ним.

Трудно не согласиться с точкой зрения Бориса Михайловича, ведь, вступая в борьбу с человеком безнравственным и жестоким, человек с высокой душой, вероятнее всего, победит.

Чтобы быть человеком, способным противостоять жестокости, нужно всегда помнить о таких понятиях, как благородство, доброта, гуманизм.

Задумываясь над данной проблемой, нетрудно вспомнить роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Пётр Гринёв не раз предстает перед выбором: благородство или жестокость и равнодушие? Он выбирает первое, неотступно следует своим принципам, не изменяя им даже перед лицом смерти. За это Пётр награждён: например, за бескорыстно отданный заячий тулуп, Пугачёв пощадил его на казни. Гринёв силён духом и смел, благороден, поэтому никакая жестокость в схватке с ним не в силах победить.

В "Письмах о добром и прекрасном" Д. С. Лихачев говорит о том, что самое главное в жизни человека должно быть добрым, благородным.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Удивительному желанию жить и выживать следует учиться у главного героя повести Бориса Васильева. Николай Плужников оказался в Брестской крепости накануне войны вечером 21 июня 1941 года. Ночью, когда началась бомбёжка, он принял командование и вступил в бой, который продлился для него десять месяцев. В апреле 1942 года, когда фашисты достали его из подвала крепости, он был страшен: «Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами». Но даже в этот последний день своей жизни он убил двух фашистов. Немощный, ослабевший, ослепший, но не сломленный, не испугавшийся врага, не побоявшийся смерти. Все эти месяцы он верил, что вершит правое дело, он не знал, сдали ли Москву или она выстояла; без людей, без поддержки, он стоял насмерть, бил врага, пока мог.

2. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Иван Денисович Шухов находится в заключении уже восемь лет. Жизнь на зоне полна сложностей. Девиз зоны – умри сегодня ты, завтра я. Поэтому главная цель каждого заключённого – выжить любой ценой. Шухов – крестьянин по происхождению – привык к испытаниям. Его умение приспосабливаться к любым ситуациям является особенностью его, крестьянского, менталитета. Главное – не унижаться, не лизать миски, не надеться на больничку. Это его и спасает. Потому что встаёт не по команде, а до подъёма, ест медленно, работает с удовольствием. Даже здесь, в заключении, пытается сохранить своё человеческое достоинство, не унижаясь, не теряя своего лица. Даже здесь пытается найти плюсы в страшной действительности. Поэтому его день – почти счастливый, потому что сокращает его срок на целый день… А было их в его сроке три тысячи шестьсот пятьдесят три.

3. М.А. Шолохов «Судьба человека»

Тяжёлая судьба выпала на долю Андрея Соколова. Сначала гражданская война, потом голод, в котором он выжил, а отец и сестрёнка умерли, затем короткое счастье с любимой женой и война. В мае 1942 года попал под обстрел и в бессознательном состоянии оказался в плену. Прошёл через все круги ада, остался в живых, благодаря своей смелости и стойкости. А когда бежал из плена, узнал, что и жена, и дочери его погибли. Но остался сын, который связывал его с жизнью. Однако и он погиб 9 мая 1945 года. Как после этого жить и надеяться на лучшее? Но жизнь дана, значит, надо жить. И когда уже не было у Андрея никакой надежды найти родного человека, встретил он беспризорника Ванюшу. Решение его было прекрасным поступком, который свидетельствует о его светлой натуре, великой душе. Он сказал мальчику, что он его отец. Счастью мальчика не было предела. И начал Андрей жизнь сначала. В этом мощь русского характера – умение выживать в самых страшных ситуациях, быть жизнестойким.

Сочинение ЕГЭ по тексту: "Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары…" (по Б. Бим-Баду) .

Полный текст

(1) Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. (2) Большая сила всегда великодушна.(3) Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (4) Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.(5) В армиях спасения умный риск и истинное благородство неотделимы.(6) Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (7)В результате долгов спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (8)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас», недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей.(9) «Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (10) Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (11) Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.(12) Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (13) Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (14) На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (15) Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (16) Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».(17) Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (18) Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (19) Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (20) В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.(21) Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (22) Нет! (23) Именно он и победит. (24) Поскольку благородство зиждется на силе духа. (25) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (26) Хороший характер. (27) Самое надёжное в нашем мире - это благородство духа. (28)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

Что такое благородство? В первую очередь, благородство - это сильный дух человека. Это способность защитить слабого, высокая нравственность, и, конечно же, ум и честь. На благородного человека можно положиться в любой ситуации, и точно знать, что он ни за что не подведёт. В предложенном тексте автор поднимает проблему благородства.

Размышляя над этой темой, рассказчик припоминает силача, который, несмотря на свою силу, никогда никому не желал зла. Также он приводит в пример важность благородства в профессии спасателя, ведь там так необходимы все эти положительные качества, сопутствующие благородству. Спасателю мало медицинского одобрения - гораздо важнее уважение товарищей, которые смогут доверить ему жизнь. И в противовес этому приводит примеры, когда отсутствие положительных качеств в душе человека мешало ему добиться особых высот в жизни.

Я полностью разделяю эту позицию. Невозможно побеждать в жизни, «строя козни» и «нанося удары исподтишка».

Хорошим примером из литературы может стать Родион Раскольников, герой произведения Достоевского «Преступление и наказание». Ошибочно предположив, что лишь с помощью жестокости можно оказаться владыкой в этом мире, Раскольников решается на убийство. Он сомневается, но всё равно действует. Однако, триумф его был не долгим, и вскоре оказывается, что таким путём в жизни ничего, кроме каторги, добиться нельзя. Будь в его душе благородство, доброта, ум и честь - всего этого бы не произошло, и, возможно, ему удалось бы добиться высот значительно больших, чем самоутверждение за чужой счёт.

В реальной жизни масса примеров как для благородства, так и для его отсутствия. В сводке спортивных новостей ежедневно гремят скандалы о жульничестве, «допинге», обманах. Всё это совершают люди бесчестные, злые, эгоистичные. Возможно, они и оказываются на вершинах турнирных таблиц, однако, стоит только раскрыться их обману - и торжество заканчивается так же быстро, как и началось. Едва ли такой поступок послужит хорошим поводом продвинуться по карьерной лестнице или станет толчком к участию в каком-то ещё соревновании. Но если бы такие люди хотя бы ненадолго вспомнили бы о нравственности и чести, то кубки и медали по сей день были бы в их руках.

Мне кажется, что мне удалось доказать мысль автора о том, что благородство - это то, что так важно для наших жизненных успехов, не зависимо от их масштабов.

В мире существовали и существуют абсолютно разные по характеру, внешности, социальному положению люди. Умные и глупые, красивые и обделённые красотой, сильные и слабые. Если характеризовать последнюю группу антонимов, то следует помнить, что мы имеем в виду силу или слабость духа человека. Слабые люди редко добиваются чего-то в жизни, а сильные – имеют крепкую волю, веру в себя, поэтому им и способствует успех.

В том, что один и тот же человек может быть и сильным, и слабым, убеждаюсь, прочитав рассказ Евгения Карпова «Меня зовут Иваном». Главный герой произведения Семен Авдеев достойно прошел по дорогам войны, а в самом ее конце немцы подожгли танк, в котором солдат был башенным стрелком. Товарищи по экипажу спаслись, а как вылез из танка Семен, никто не видел. Какой силой воли надо обладать человеку, чтобы ослепшему, обожженному, с перебитой ногой двое суток выбираться из огромной ямы. От боли Семен часто терял сознание, а приходя в себя, вновь полз. И в госпитале боец Авдеев терпел все: и операцию, когда ему отняли ногу, и свою слепоту. С твердостью и какой-то ожесточенностью он боролся за жизнь. Вот он, сильный человек!

Но как меняется Семен Авдеев после выхода из госпиталя: растерялся слепой солдат, не знал, куда идти. Если бы не Лешка Куприянов, тоже выписавшийся из госпиталя воин-инвалид, может, Авдеев и поехал домой, в родную деревню. Там под присмотром матери и родных, предполагаю, и по – другому сложилась бы его жизнь… Но Лешка перебил все, потащил Семена в ресторан, где несчастные жертвы войны заливали свое горе водкой. С той поры пропал сильный и мужественный боец Авдеев. Он словно плыл по течению мутной воды: пьянки, жизнь в притоне никого не сделают лучше и чище… Правда, Семен Авдеев пробовал жить в доме инвалидов, работать в артели, но бывшего солдата не покидало ощущение, что он здесь, в цеху, да и в доме инвалидов никому не нужен, всем чужой. Какая-то непонятная гордость подталкивала его отказаться от помощи товарищей по артели. Пропал сильный человек! Потихоньку бывший танкист превращался в пьяницу и попрошайку. Вспоминаю строки бардовской песни:

Слабые люди боятся летать

И не чувствуют сломанных крыльев.

Не чувствуя «сломанных крыльев», Авдеев вместе с Лешкой ходил по вагонам и пел. Поначалу это хождение и пение грустных песен тоже раздражали Семена, а потом привык! Но главное испытание бывшего танкиста на силу воли и мужество было еще впереди!

Однажды в вагоне поезда, где он пел свои песни, его узнала мать. Узнала по голосу, а потом по остреньким шишечкам на плечах сына…Не веря собственному счастью (Анна Филипповна считала сына погибшим на войне), мать слабо позвала его по имени… Конечно, Семен узнал родной голос! Но то ли страх, то ли стыд заставили его оттолкнуть мать и назваться чужим именем…Вот она, минута, когда слабость перечеркнула все хорошее, что было в Авдееве! Минута предательства! В одно мгновение Семен перечеркнул свое счастливое , боевой путь, а грубоватой фразой убил мать! Анна Филипповна не вынесла отречения сына…Испытав страшный гнев оскорбленной матери, она здесь же, в поезде, умрет. Поздним будет раскаяние слепого попрошайки!

Так в чем же проявляются сила и слабость человека? Считаю, что сила человеческого духа заключается в способности с интересом и оптимизмом смотреть в непредсказуемое будущее. Это вера в то, что из любого затруднительного положения найдётся выход…Герой Е. Карпова этого выхода не нашел!