Поведение гаева. Характеристика героя Гаев, Вишнёвый сад, Чехов

Поведение гаева. Характеристика героя Гаев, Вишнёвый сад, Чехов
Поведение гаева. Характеристика героя Гаев, Вишнёвый сад, Чехов

К жанру драматургии А. П. Чехов обратился уже в раннем творчестве. Но подлинный успех его как драматурга начался с пьесы «Чайка». Пьесу «Вишневый сад» называют лебединой песнью Чехова. Ею и был завершен творческий путь писателя. В «Вишневом саде» автор выразил свои убеждения, мысли, надежды. Чехов считает, что будущее России принадлежит таким людям, как Трофимов и Аня. В одном из писем Чехов писал: «Студенты и курсистки - это хороший и честный народ. Это надежда наша, это будущее России». Именно они, по мнению Чехова, и являются истинными хозяевами вишневого сада, который автор отождествлял с родиной. «Вся Россия - наш сад», - говорит Петя Трофимов.

Владельцами вишневого сада являются потомственные дворяне Раневская и Гаев, Поместье и сад - собственность их рода на протяжении многих лет, однако хозяйничать здесь они уже не могут. Они - олицетворение прошлого России, за ними будущего нет. Почему?
Гаев и Раневская - люди беспомощные, праздные, не способные на какие-либо активные действия. Они восхищаются красотой цветущего сада, он навевает нос-тальгические воспоминания у этих людей, но и только. Их имение разоряется, а эти люди не могут и не пытаются ничего сделать ради того, чтобы положение каким-то образом поправить. Цена такой «любви» невелика. Хотя Раневкая и говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно». Но возникает вопрос, что это за такая любовь, если она уехала из России пять лет назад и вернулась сейчас только потому, что потерпела фиаско в личной жизни. А в финале пьесы Раневская вновь покидает Родину.
Конечно, героиня производит впечатление человека с открытой душой, она сердечна, эмоциональна, впечатлительна. Но эти качества сочетаются с такими чертами ее характера как беззаботность, избалованность, легкомыслие, граничащие с черствостью и безразличием к окружающим. Мы видим, что на самом деле Раневская равнодушна по отношению к людям, даже порою жестока. Иначе как объяснить тот факт, что она отдает последний золотой прохожему, а прислуга в доме остается жить впроголодь. Она благодарит Фирса, справляется о его здоровье, и... оставляет старого, больного человека в заколоченном доме, просто-напросто позабыв о нем. Это, по меньшей мере, чудовищно!
Как и Раневская, Гаев обладает чувством прекрасного. Хочется отметить, что он больше, чем Раневская производит впечатление барина. Хотя этого персонажа можно назвать точно таким же бездейственным, беспечным и легкомысленным, как и его сестра. Словно маленький ребенок, Гаев не может отказаться от привычки сосать леденцы и даже в мелочах рассчитывает на Фирса. Его настроение очень быстро меняется, это непостоянный, ветреный человек. Гаев расстраивается до слез от того, что имения продаются, но едва он услышал стук шаров в бильярдной, то сразу повеселел, подобно ребенку.
Безусловно, Гаев и Раневская - это воплощение прошлой уходящей жизни. Их привычка жить «в долг, за чужой счет» говорит о праздности существования этих героев. Они точно не хозяева жизни, поскольку даже их материальное благополучие зависит от каких-либо случайностей: или это будет наследство, или ярославская бабушка пришлет им денег для того, чтобы рассчитаться с долгами, или денег одолжит Лопахин. На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких людей является другой персонаж пьесы Лопахин.
Лопахин воплощает настоящее России. Родители Лопахина были крепостными, но после отмены крепостного права судьба этого человека изменилась. Он выбился в люди, разбогател, и теперь в состоянии купить имение тех, которые когда-то были его хозяевами. Лопахин чувствует свое превосходство над Раневской и Га-евым, да и те относятся к нему с уважением, поскольку осознают свою зависимость от этого человека. Ясно, что Лопахин и такие люди как он очень скоро вытеснят родовитых дворян.
Однако Лопахин производит впечатление человека, который является «хозяином жизни» только в данный, короткий промежуток времени. Он не хозяин вишневого сада, а лишь временный его владелец. Вишневый сад он собирается вырубить, а землю продать. Думается, что, приумножив свои капиталы от этого выгодного ему предприятия, он все же не займет в будущем господствующего места в жизни государства. В образе этого персонажа Чехову мастерски удалось изобразить причудливое и противоречивое соединение черт прошлого и настоящего. Лопахин, хотя и гордится нынешним положением, ни на секунду не забывает о своем низком происхождении, в нем слишком сильна обида на жизнь, которая, как ему кажется, была несправедлива к нему. Очень скоро читатель и зритель понимает, что Лопахин всего лишь промежуточная ступень между прошлым и будущим поколениями.
В пьесе Чех«Ьва мы видим и персонажей, противопоставленных разрушительной деятельности Лопахина и бездействию Раневской и Гаева. Это Аня и Петя Трофимов. Именно за такими людьми, по мнению автора, будущее России. Трофимов - горячий искатель правды, который искренне верит в торжество справедливой жизни в ближайшем будущем. Студент Петя Трофимов беден, терпит лишения, но как человек честный отказывается от жизни за чужой счет. Он говорит много о том, что необходимо переустройство общества, но реальных поступков пока не совершает. Но он прекрасный пропагандист. Это один из тех, за кем идет молодежь, кому верят. Аню увлекает призыв Трофимова изменить жизнь, и в конце пьесы мы слышим ее слова, призывающие «сажать новый сад». Автор не дает нам возможностиувидеть плоды деятельности представителей нового поколения. Он лишь оставляет нам надежду на то, что слова у Пети Трофимова и Ани не будут расходиться с делами.
Три поколения людей изобразил Чехов в своей пьесе «Вишневый сад», и каждый персонаж олицетворяет жизнь России: Раневкая и Гаев - прошлую, Лопахин - настоящую, Трофимов и Аня - будущую. Время показало, что Чехов был абсолютно прав - в скором будущем русский народ ожидала революция, и именно такие люди как Трофимов и вершили историю.

Раневскую и Гаева уже нельзя отнести к длинной череде «лишних людей» в русской литературе. Ведь они, в сущности, ничем не озабочены, не мучаются ни над проблемами бытия, ни вопросом о своем месте в жизни. Любовь Андреевна — человек добрый, но беспомощный. Ее брат — тоже беспомощный, но вряд ли добрый, о чем свидетельствует его издевательство над людьми из простонародья. Раневская все время думает о детстве, об умерших родителях. В воспоминаниях она находит прибежище от неприятностей, которые несет настоящее. Гаев жалок со своими пустыми высокопарными речами, с помощью которых он пытается возродить привычную атмосферу прежнего благополучия. Однако сочувствия Леонид Андреевич не вызывает — слишком уж Глуп и бездушен.

Раневская же вызывает не только жалость, но и сочувствие. Она искренне хочет делать добро людям, но у нее это плохо получается. И неспособность Любови Андреевны добиться проведения в жизнь каких-то гуманных поступков приводит к трагедии. Она так и не проверила, отправили ли заболевшего Фирса в больницу. В результате несчастного старика оставили в заколоченном барском доме почти на верную смерть. Казалось бы, Лопахин, пришедший на смену разорившимся дворянам, может кардинально изменить жизнь к лучшему.

Он прямо заявляет: «… Замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие». Однако, как только вишневый сад оказался в его руках, в Ермолае Алексеевиче произошли разительные перемены.

Раньше он демонстративно выказывал заботу о Раневской. Он заявляет ей: «Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде».

Но вот сад он купил и, как думали все, мог бы вернуть его той, чьи «удивительные, трогательные глаза» совсем недавно превозносил. Однако Лопахин предпочитает реализовать свою затею с дачными участками и уничтожением вишневого сада, хотя не может не понимать, каким ударом это будет и для Раневской, и для ее приемной дочери Ани, которую Ермолай Алексеевич как будто любит. И начинает, даже не дождавшись, пока прежние хозяева уедут из усадьбы, вырубать сад под корень. Что ж, действительно, хам и кулак, сколько ни обижался бы Лопахин на это определение. «Вечный студен?

» Петя Трофимов, мечтающий найти путь к новой, лучшей жизни, дает ему совет: «… Не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки — размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так — это тоже значит размахивать… Как-никак, все-таки я тебя люблю.

У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа… » В последних словах слышна ирония. Какая уж у Лопахина нежная душа! Тем более что артистизм своей натуры Ермолай Алексеевич тут же иллюстрирует следующей глубокомысленной сентенцией: «Я весной посеял маку тысячу десятин, и теперь заработал сорок тысяч чистого.

А когда мой мак цвел, что это была за картина!» Он сознает свое превосходство над всеми теми людьми в России, которые «существуют неизвестно для чего».

Но главное чувство в душе Лопахина — это чувство собственника. Он с гордостью произносит: «Вишневый сад теперь мой!

» Всю Россию люди типа Лопахина воспринимают как свою собственность, несмотря на то, что порой произносят высокие слова, на деле являют душевную черствость. «Вишневый сад», последняя пьеса Чехова, была написана в 1903 г. Махать руками Ермолаю Алексеевичу оставалось четырнадцать лет — до революции 1917 года. Чехов-прозаик начинал с юморесок, с сотрудничества в мелкой прессе. Не таким был дебют Чехова-драматурга. Его первая пьеса «Безотцовщина» при всей наивности и неопытности молодого автора — вполне серьезная попытка создать большое драматургическое полотно. Поэтому можно сказать: если Чехов-прозаик дебютирует как Антоша Чехонте, то Чехов-драматург начинается сразу с попытки «стать Чеховым».

В центре первой пьесы — Платонов, в котором угадываются определенные черты Иванова, главного персонажа одноименной драмы, а также некоторых других действующих лиц чеховских пьес последующих лет. Платонов резко выделяется среди окружающих его людей своей незаурядностью. Жизнь он ведет беспорядочную, далеко не безгрешную, но одна черта привлекает к нему читателя: он лишен самодовольства, успокоенности, все время казнится, кается в том, что лишен уважения к себе. Вот эта «самоказнь» героя и сближает его с Ивановым.

В Платонове во многом уже определен тип чеховского героя — человека напряженных духовных и нравственных исканий, пытающегося найти ответ на вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. Пьесы «Безотцовщина» и «Иванов» построены по принципу «единодержавия» главного героя: именно он ведет действие, выступает в полном смысле как центральный персонаж. В последующих произведениях — в «Лешем», переделанном позднее в «Дядю Ваню», и особенно в «Чайке» — Чехов отказывается от этого принципа «единодержавного» героя. В «Чайке» нет одной сквозной интриги, не так-то легко назвать главного героя. Интересно, что, когда Чехов начал работать над «Чайкой», авторское внимание сосредоточивалось вокруг молодого драматурга Треплева, его бунта против театральной рутины. Но постепенно, в ходе работы над пьесой, все более явственно проступали другие характеры — мать Треплева актриса Аркадина, упоенная собой и своей игрой на сцене; писатель Тригорин, избалованный славой, спокойный и мастеровитый; Нина Заречная, мечтавшая о славе и затем узнавшая, как труден путь к подлинному искусству; Маша, безнадежно влюбленная в Треплева, ее муж учитель Мед-веденко, которого она почти не замечает. Действие в «Чайке» не катится по одной главной дороге, оно все время как бы переходит от одного персонажа к другому.

Сюжет пьесы строится на душевном разладе героев, их мучительных «несовпадениях». Учитель Медведенко любит Машу, но она, даже и выйдя за него замуж, не отвечает ему взаимностью — все ее душевное внимание и силы отданы Треплеву. Он любит Нину, но она увлекается Тригориным, который вскоре бросает ее и возвращается к своей старой привязанности — к Аркади-ной. Даже в таком кратком, неполном пересказе ощущается совершенно непривычная для тогдашних читателей, зрителей, критиков новизна построения пьесы, вся ее трагикомическая противоречивость «Чайка» говорила о том, что «груба жизнь», но нельзя отчаиваться («Умей нести свой крест и веруй», — скажет Нина в финале), о том, что современное искусство погрязло в рутине. Идеи пьесы о противостоянии грубой жизни, о поисках нового в искусстве не просто провозглашались, но оказывались итогом резкого столкновения мнений, манер поведения, символических образов. Первая пьеса после провала «Чайки» на Александрийской сцене и ее триумфа в Московском Художественном театре — «Три сестры». Если «Чайка» строилась на мучительных душевных «несовпадениях» героев, то в этой пьесе сюжет оказывается неким, если можно так выразиться, на-пряженно-несовершающимся действием.

Три сестры Прозоровы — Ольга, Маша, Ирина — мечтают уехать из провинциального города в Москву. И — не уезжают. Их брат Андрей грезит о том, как он станет профессором Московского университета. И — не становится. Вместо профессорства ему уготован жалкий удел — быть членом местной управы, где председатель — любовник его жены Наташи. Маша, полюбив подполковника Вершинина, расстается с ним навсегда, она обречена на жизнь с постылым мужем.

Ирина, выходя замуж за барона Тузенбаха, надеется, что начнет жить по-новому, трудиться. Однако Тузенбах убит на дуэли. Казалось бы, все мечты рухнули. Однако в финале три сестры стоят, тесно прижавшись друг к другу, и под звуки прощального марша уходящего полка говорят: «Жизнь наша еще не кончена. Будем жить!» Бессмысленно подходить к финалу пьесы с точки зрения житейского правдоподобия.

Вырываясь за его пределы, Чехов заканчивает пьесу символическим образом трех сестер — они утратили многие иллюзии, но не потеряли надежды. В «Чайке» сквозь всю пьесу проходил образ подстреленной птицы. В «Трех сестрах» символичность носит более скрытый характер.

В последней пьесе Чехова,»Вишневый сад», снова возникает сквозной образ. Это образ сада, прекрасного, цветущего и вырубаемого топорами нового владельца, купца Лопахина.

Много грустного в пьесе, которую Чехов писал, уже предчувствуя надвигающуюся кончину. В то же время можно сказать, что печаль здесь по-пушкински светла. Финал «Вишневого сада» лишен «конечности», он открыт будущему.

Сравнение персонажей: Раневская, Гаев и Лопахин

Другие сочинения по теме:

  1. «Вишневый сад» — последняя законченная пьеса А. П. Чехова. Замысел автора заключается в том, чтобы высмеять «недотепистость» основных действующих лиц....
  2. Сюжетная линия Варя — Лопахин должна быть дополнена третьим персонажем — Раневской, которая выступает в роли устроительницы судьбы Вари. Это...
  3. На самом деле удивительный успех эксперимента Хигинса обусловлен прежде всего неординарной личностью самой Элизы. Никакие новейшие и наиболее эффективные методы...
  4. Историческая основа поэмы «Еретик». Поэма «Еретик» имеет еще и другое название — «Иван (Ян) Гус». Именно так называл ее сам...
  5. Разными путями попали на «дно» — обитатели ночлежки. Васька Пепел — потомственный вор. Настя совсем не знает своих родителей. Барон...
  6. А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней...
  7. На рукописи поэмы «Мцыри» помета: «1839 года Августа 5». Но это лишь дата завершения работы над произведением. Его замысел восходит...
  8. Одним из любимых в художественной системе романтизма был мотив побега героя от серой будничности (Ш. Бодлер, «Несите меня оттуда вагоны...
  9. Кардинальные проблемы, затронутые в обоих романах, близки между собой и как бы продолжают одна другую: эта проблема поколений, раскрывающаяся через...
  10. «Айвенго» — исторический роман. Но изучать по нему историю не следует. Этот роман является воспроизведением памяти о событиях, а не...
  11. А. Н. Островского по праву считают певцом Купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60...
  12. Остановимся на вопросе о прототипах лермонтовских персонажей. Современники поэта высказывали об этом много предположений, и в ряде случаев не без...
  13. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является ярчайшим примером связи литературы с жизнью общества. Злободневность произведения актуальна и по...
  14. Цели урока 1. Приобретение навыков выделения элементов объекта и сравнения объектов. 2. Закрепление навыков работы с окнами с помощью кнопок...

Пьесу «Вишневый сад» называют лебединой песнью Чехова. Это его последняя пьеса, она написана за год до его ранней смерти.

Написана в 1903 году. Впервые поставлена 17 января 1904 г. в Московском художественном театре. Драматург ушел из жизни 15 июля 1904 г. Ему было 44 года.

Пьеса написана на пороге первой русской революции 1905 -07 г. г. , в ней есть момент предвиденья Чеховым последующих исторических событий, которые ему увидеть уже не удалось.

Центральный образ в произведении – образ вишневого сада, вокруг него располагаются все персонажи, у каждого из них свое восприятие сада. И этот образ символический. За образом вишневого сада встает образ России, и основная тема пьесы – судьба России.

Пьеса проникнута размышлениями автора о прошлом, настоящем и будущем России, символом которой является вишневый сад.

Раневская и Гаев олицетворяют прошлое вишневого сада и вместе с тем прошлое России. В пьесе вырубается сад, а в жизни распадаются дворянские гнёзда, изживает себя старая Россия, Россия Раневских и Гаевых.

Раневская и Гаев – это образы разорившихся помещиков-дворян. Они - потомки богатых владельцев великолепного поместья с прекрасным вишневым садом. В былые времена их имение приносило доход, на который жили его праздные хозяева.

Привычка жить трудами других, ни о чем не заботясь, сделала Раневскую и Гаева людьми неприспособленными к какой-либо серьезной деятельности, безвольными и беспомощными.

Раневская, внешне обаятельная, добрая, простая, является в своей основе олицетворением легкомыслия. Она искренне обеспокоена неустроенностью своей приемной дочери Вари, жалеет верного слугу Фирса, запросто целует после долгой разлуки горничную Дуняшу. Но ее доброта - результат изобилия, созданного не своими руками, следствие привычки тратить деньги не считая.

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев. И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры - легкомыслие, непрактичность, безволие - становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле» .

Гаев откровенно смешон в своих попытках жить так, будто ничего не переменилось, будто не проел он на леденцах состояние. Говорит он почти всегда невпопад, произносит бессмысленные бильярдные термины, напоминающие времена его веселой молодости. Гаев жалок со своими пустыми высокопарными речами, с помощью которых он пытается возродить привычную атмосферу прежнего благополучия.

У брата и сестры все уже в прошлом. Но Гаев и Раневская все-таки чем-то нам симпатичны. Они способны чувствовать красоту, и сам вишневый сад воспринимают главным образом эстетически, а не утилитарно - как источник ягод, которые можно использовать в пищу или продать, либо как большой участок земли, имеющий опять-таки коммерческую ценность.

В пьесе есть элегическое настроение, грусть расставания с отживающим прошлым, в котором много было плохого, но было и хорошее. Вместе с тем это своеобразная чеховская лирикосатирическая комедия, которая с некоторым лукавым добродушием, но все же достаточно сурово, с чеховской трезвостью и ясностью, посмеивается над уходящим с исторической сцены дворянством.

Критика, откликнувшаяся на постановку пьесы в Художественном театре, расценила ее как окончательный приговор дворянскому классу. Один из рецензентов спектакля утверждал, что в «Вишневом саде» поставлен «памятник над могилой симпатичных белоручек, орхидей, отцветших за чужим гробом» , причем «вялое покорство и кроткость их наполняет сердце ужасом и жалостью» .

На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких людей является другой персонаж пьесы Лопахин.

В изучении драмы по действиям существуют разные пути. Одни предлагают комментированное чтение, где главная цель отводится чтению, которое подчинено анализу; другие - анализ с чтением отдельных явлений с попутным комментированием. Каждое отдельное действие занимает свое место в идейно-драматургическом плане, в развитии сюжета, решении художественной задачи всей пьесы.

Наблюдение за развитием сюжета (действия) неотрывно от работы над характерами героев. Готовясь к уроку по пьесе, надо отбирать явления для чтения и анализа, ставить основные вопросы. Нужно определить, какие сцены являются опорными, какие явления должны быть выделены для подробного анализа.

1. Работа над пьесой: чтение отдельных сцен и анализ 1, 2 действий. Вопросы и задания:

Ваши впечатления от первых страниц пьесы «Вишневый сад»;

Чем необычны персонажи комедии?

Вокруг какого события разворачивается 1 действие пьесы? Почему оно так важно для автора?

Найдите в 1 действии стилистические элементы, характерные для чеховского изображения (лиризм, символика, монологи-воспоминания, лексические повторы, паузы, обрывы фраз, авторские ремарки);

Какую роль по-вашему мнению, играют второстепенные персонажи (Епиходов, Шарлотта и др.) в создании социально-психологического «подтекста» пьесы?

Почему Чехов отмечает возраст только 3-х действующих лиц?

Что, по вашему мнению, является сквозным мотивом пьесы?

Как происходит постижение сущности образов Раневской и Гаева?

2. Вопросы и задания к 3, 4 действиям:

Что поражает вас в делах и поступках Раневской и Гаева?

Какие перемены и почему происходят в нашем отношении к владельцам вишневого сада?

Проследите, как они ведут себя в ситуациях подлинно драматических?

Дайте развернутый ответ-характеристику «Старые владельцы сада».

(Характеры, созданные Чеховым сложны, в них противоречиво смешиваются добро и зло, комическое и трагическое. Создавая образы обитателей разоряющегося дворянского гнезда Раневской и ее брата Гаева, Чехов подчеркивал, что подобные «типы» уже «отжили». Они выказывают любовь к своему имению, вишневому саду, но ничего не предпринимают, чтобы спасти имение от гибели. Из-за их праздности, непрактичности разоряются так «свято любимые» ими «гнезда», уничтожаются прекрасные вишневые сады.

Раневская показана в пьесе очень доброй, ласковой, но легкомысленной, порой равнодушной и небрежной по отношению к людям (последний золотой отдает случайному прохожему, а дома прислуга живет впроголодь); ласкова к Фирсу и оставляет его больного в заколоченном доме. Она умна, сердечна, эмоциональна, но праздная жизнь развратила ее, лишила воли, превратила в беспомощное существо.

Читая, мы узнаем, что она уехала из России 5 лет назад, что из Парижа ее «потянуло вдруг в Россию» только после катастрофы в личной жизни. В финале пьесы она все же покидает родину и, как ни жалеет о вишневом саде и имении, довольно скоро успокоилась и повеселела» в предчувствии отъезда в Париж.

Чехов дает почувствовать всем ходом пьесы, что узкие жизненные интересы Раневской и Гаева свидетельствуют о полном забвении ими интересов родины. Создается впечатление, что при всех хороших качествах они бесполезны и даже вредны, так как способствуют не созиданию, «не приумножению богатства и красоты» родины, а разрушению.

Гаеву 51 год, а он так же, как и Раневская, беспомощен, бездеятелен, беспечен. Нежное обращение его с племянницей и сестрой сочетается у него с пренебрежением к «чумазому» Лопахину, «мужику и хаму», с презрительно-брезгливым отношением к слугам. Вся его жизненная энергия уходит на возвышенные ненужные разговоры, пустое многословие. Как и Раневская, привык жить «на чужой счет», не рассчитывает на свои силы, а только помощь извне: «хорошо бы получить наследство, хорошо бы выдать Аню за богатого человека…»

Итак, на протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд, тяжелое душевное потрясение, лишаются семьи, дома, но оказываются неспособными что-либо понять, чему-либо научиться, сделать что-нибудь полезное. Их эволюция на протяжении пьесы - это разорение, крах не только материальный, но и духовный. Раневская и Гаев вольно или невольно предают все, что, казалось бы, им дорого: и сад, и родных, и верного раба Фирса. Финальные сцены пьесы потрясают).

Расскажите о судьбе Лопахина. Как его развенчивает автор?

Каков смысл сопоставления хозяев вишневого сада и Лопахина?

Пояснения:

При характеристике Лопахина нужно раскрыть его сложность и противоречивость, объективность и всесторонний подход к его изображению. Лопахин отличается от Гаева и Раневской своей энергией, активностью, деловой хваткой. Его деятельность знаменует собой, несомненно, прогрессивные сдвиги.

В то же время автор заставляет нас не соглашаться с мыслью, что прогрессивные замыслы должны приводить к опустошению землю, уничтожению прекрасного. Не случайно ликование нового хозяина сменяется печалью и горечью: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилось как-нибудь нескладная, несчастливая жизнь». В нем постоянно борются противоречивые чувства. Нельзя упустить такой многозначительной детали, как эпизод в финале пьесы, когда слышится стук топора по вишневым деревьям. По просьбе Раневской Лопахин приказывает прервать рубку сада. Но едва старые владельцы покинули имение, топоры снова стучат. Новый владелец спешит...

Слово учителя.

Но и на Лопахина Чехов смотрит как бы из «исторического далека», поэтому видит за его субъективно добрыми намерениями всего лишь хищную и ограниченную деятельность. И имение, и вишневый сад он купил как-то «невзначай». Лишь рядом с Раневскими, Гаевыми Лопахин может произвести впечатление деятеля, но Трофимову планы Лопахина «настроить дачи» «представляются несостоятельными, узкими».

Итак, какова же роль юных персонажей в пьесе?

Почему, сближая образы Пети Трофимова и Вари, автор противопоставляет их друг другу?

В чем выражается противоречивость характера Пети Трофимова и почему автор относится к нему иронически?

Выводы по образу Пети Трофимова (может сделать учитель или подготовленный учащийся):

Создавая образ Трофимова, Чехов испытывал затруднения. Он предполагал возможные цензурные нападки: «Меня, главным образом, пугала... недоделанность некоторая студента Трофимова. Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета...»

В самом деле, студент Трофимов появился перед зрителем в то время, когда общественность была взволнована студенческими беспорядками.

В образе «вечного студента» - разночинца сына лекаря Трофимова показано превосходство над другими героями. Он беден, терпит лишение, но решительно отказывается «жить на чужой счет», брать взаймы.

Наблюдения, обобщения Трофимова широки, умны и справедливы: дворяне живут на чужой счет; интеллигенты ничего не делают. Принципы его (трудиться, жить во имя будущего) прогрессивны. Жизнь его может вызвать уважение, волновать молодые умы и сердца. Речь его взволнованна, разнообразна, хотя, порой, и не лишена банальности («Мы идем неудержимо к яркой звезде...»).

Но и в Трофимове есть черты, сближающие его с другими персонажами пьесы. Жизненные принципы Раневской и Гаева сказываются и на нем. Трофимов с негодованием говорит о безделье, «философствовании», а сам тоже много говорит, любит поучения. Автор иногда ставит и Трофимова в комическое положение: Петя падает с лестницы, безуспешно ищет старые галоши. Эпитеты: «чистюлька», «смешной урод», «недотепа», «облезлый барин» - снижают образ Трофимова, вызывают порой насмешливую улыбку. Трофимов, по замыслу писателя, не должен выглядеть героем. Его роль - пробуждение сознания молодых людей, которые уже сами будут искать пути борьбы за будущее. Поэтому Аня по-юношески восторженно впитывает в себя идеи Трофимова.

В классической драме герои совершают поступки, произносят монологи, побеждают или погибают. В соответствии с их ролью в развитии действия они подразделяются на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. В чеховской пьесе нет главных и второстепенных действующих лиц. Епиходов автору столь же важен, как и Гаев, а Шарлотта интересна не менее Раневской. Даже «случайный» Прохожий, появляющийся в финале второго акта, лицо эпизодическое, с точки зрения традиционной драмы выполняет в пьесе Чехова определенную смысловую роль.

Задание

Кем представлено поместное дворянство в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»? Дайте краткую характеристику этим персонажам.

Ответ

Поместное дворянство представлено в пьесе старыми хозяевами вишневого сада – братом и сестрой Гаевым и Раневской, а также Симеоновым-Пищиком.

Раневская и Гаев – славные, милые, по-своему добрые люди. Раневская сентиментальна, привыкла к праздной жизни, сорит деньгами, чувства ее поверхностны, неглубоки.

Задание

Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они характеризуют персонажей?

Ответ

Гаев во многом похож на сестру, совершенно беспомощен в практических делах, фразер. Ему уже за пятьдесят, а он по-прежнему как ребенок. Гаева до сих пор на ночь раздевает Фирс.

Когда Раневская возвращается в родной дом, ее волнует воскресшее прошлое, ее удивляет то, что здесь все прежнее; такое, какое было, будто время не движется. Эта неизменность вещей приводит в восторг Гаева. Только его восторги откровенно смешны. Высокопарно и торжественно он обращается к шкафу. Его любовь к поместью ограничена собственным красноречием. Он предлагает множество планов спасения имения, но понятно, что все они несостоятельны.

Вопрос

Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик?

Ответ

Те качества, которые у Раневской окружены дымкой поэзии, у Гаева снижены до комизма, а в Симеоне Пищике низведены до фарса.

Вопрос

Как Раневскую характеризует отношение в Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, к Трофимову? Как можно оценить доброту Раневской?

Ответ

Доброта Раневской соседствует с безучастностью. Она целует вещи и совершенно равнодушно воспринимает известие о смерти няни: «Милый мой старичок», – называет она Фирса. А потом он оставлен в доме, где навсегда кончилась жизнь.

Раневская оставляет Варю, которую любит, «как родную». На деньги Ани едет в Париж. Любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть и т.д.

Вопрос

Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина? Почему все успокоились после продажи вишневого сада?

Ответ

Раневской дорог сад, но любовь ее неактивна. Она надеялась на то, что и так обойдется. А в IV действии Раневская и Гаев совершенно успокоились. То, что тревожило их, прошло, они уже не чувствуют ответственности перед вишневым садом.

Вопросы

1.​ Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?

2.​ Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи?

3.​ Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора?

Задание

Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства.

Выводы

Образы Раневской и Гаева – воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм – в контрасте речи и поступков. Жизнь впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», – скажет о них Горький.

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.