Конструктивный рисунок по геометрическим фигурам потемкина. VII тип - эмотивный. Особенности проведения процедуры тестирования

Конструктивный рисунок по геометрическим фигурам потемкина. VII тип - эмотивный. Особенности проведения процедуры
тестирования
Конструктивный рисунок по геометрическим фигурам потемкина. VII тип - эмотивный. Особенности проведения процедуры тестирования

Цель применения теста: выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция. Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Выможете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладыватьдруг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти 3 элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем 10, необходимо дорисовать недостающие.

Не беспокойтесь, просто поймите, откуда и откуда происходит перспектива, и что она делает для наблюдаемого мира. На этом уровне вы сможете рисовать любые блоки, которые вы хотите от воображения, давая им предполагаемый вид. Это может показаться скучным, но помните - вы не можете хорошенько рисовать фантастические существа, если не можете нарисовать простой цилиндр. Возьмите столько времени, сколько необходимо, чтобы это исправить, иначе было бы попытаться нарисовать изображение из тысячи строк, не зная, как рисовать только один!

Прежде всего, не лгите себе. Даже лучший учебник поможет вам, если вы это сделаете. Узнайте, как создавать более сложные фигуры, используя простые блоки, которые вы ранее освоили. Эти структуры не должны напоминать что-либо реальное, поэтому просто получайте удовольствие от них. Настало время убедиться, что вы чувствуете себя полностью комфортно, используя их, и что вы можете построить любую структуру из воображения.

Материал: испытуемым предлагают 3 листа бумаги размером 10 Ч 10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе 1 выполняется первый пробный рисунок, далее соответственно на листе 2 - второй, на листе 3 - третий. После выполнения 3 рисунков данные обрабатываются.

При нарушении инструкции данные не обрабатываются.

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти 3-хзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Опять же, если вы не можете вообразить и рисовать структурные структуры, как вы могли бы вообразить и нарисовать чрезвычайно сложные живые существа? Не обманывайте себя, это ни к чему не приведет! Оставайтесь здесь, будьте терпеливы и не расстраивайтесь, если это займет больше времени, чем вы ожидали, в конце концов, это 80% того, что вам нужно извлечь из воображения.

Если вам удастся это узнать, вы не скажете «Я не могу рисовать» больше! Если вы хотите привлечь лошадей из воображения, пойдите на живую лошадь, найдите реалистичную модель или просто используйте большой набор фотографий с разными перспективами той же лошади. Соблюдайте осторожность и представьте, что вы наполнили все свое тело всеми простыми формами, которые вы раньше практиковали. Ответьте на каждый вопрос, который вы можете задать об этом. Изучите лошадь, обратите внимание на каждую деталь, поймите, что делает ее лошадью.

Интерпретация данных. Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проа нализировано более 2000 рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к острой, наступательной фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, технический модуль.

Измерьте своими глазами, понимайте пропорции и представьте, как будет выглядеть лошадь, если они изменятся. Сделайте своего рода справочный лист, причем каждая сторона тела показана как структура упрощенных форм. Обратите внимание на все наблюдения и измерения, каждая маленькая деталь, которую вы считаете важной. Что важно, не просто нарисуйте лошадь, используя ту, которую вы смотрите в качестве ссылки. Ваша задача - подробно описать ее, включая всю необходимую информацию, чтобы воссоздать каждую перспективу, а не изучите один, который вы можете наблюдать в данный момент.

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических различий

I тип - руководитель. Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют елку в тесте «Дерево».

Опишите внешний вид, движение, поведение и набросок нескольких характерных поз. Этот справочный лист - это письмо вашему будущему я, сидящему за столом и пытающемуся нарисовать лошадь, не глядя на нее. Сделайте себе одолжение и ответьте на все вопросы, которые могут возникнуть у вашего будущего. Что важно, наш мозг не любит простых ответов, таких как «красный», «длинный», «острый». Это намного лучше, когда они «объединяются», что связано с тем, что мы уже знаем. Вместо того, чтобы спросить «какие зубы у лошади?» спросите: «Что едет лошадь?».

Попробуйте написать свои ответы в этой форме: «У них есть, потому что». Наша память - это сеть связанной информации, и она лучше всего работает при использовании этого пути! На следующий день после эскиза справочного листа перерисовите его, очистив его. Убедитесь, что все очевидно, даже для тех, у кого нет новой памяти о наблюдении за лошадью. Нарисуйте лошадь, используя контрольный лист, и проверьте, есть ли там все, что вам нужно. Если нет, найдите информацию в другом месте и обновите лист.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640. Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или преподавательский подтип - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развития реализуемы, достаточно хорошо осознаются.

Получите себе портфолио или портфель, или как вам нравится хранить документы, и разместите там контрольный лист. Поздравляю, вы только что закончили первый этап! Дайте себе два или три дня перерыва, но не более того. Попробуйте рисовать лошадь, используя информацию из справочного листа, но не открывая ее. Это может быть очень сложно, но вы увидите, что вы уже помните некоторые из них. Когда вы закончите, получите справочный лист и исправьте ошибки, обратив особое внимание на них и сообщив вам, почему вы их создали.

Еще раз проверьте, нет ли вопросов, оставшихся без ответа, и при необходимости обновите контрольный лист. Повторяйте предыдущий шаг время от времени. Начните с коротких интервалов, а затем дайте себе больше перерывов. Каждый раз, когда вы совершаете меньше ошибок, и в один прекрасный день вам больше не понадобится эталонный лист, потому что ваша активная память о лошади будет полностью вылечена! Когда ваше портфолио будет заполнено, ваша активная память будет!

При низком уровне они могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип - ответственный исполнитель - обладает многими чертами типа «руководитель», являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на умение делать дело, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т. е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения в следствие перенапряжения.

Обратите внимание, что создание идеального полного справочного листа было бы очень трудным и трудоемким, например, вам нужно было бы изучить кости, сухожилия, мышцы и вены лошади, чтобы реалистично рисовать из воображения. К счастью, пока вы не идете на гиперреализм, в этом нет необходимости. Напротив, упрощения, которые вы делаете при анализе темы, создадут ваш собственный стиль!

Теперь ваш мозг ненавидит тратить пространство и энергию на информацию, которую вам не нужно, и, по-видимому, вам не нужно что-то, чего вы не используете. Вы можете отлично рисовать лошадь из воображения, но не останавливайте использование своей активной памяти это на какое-то время, может быть, месяц, может быть, год, и он исчез. К счастью, если вы правильно следили за процессом обучения, вы должны легко обновить его с помощью справочного листа. Тем не менее, имейте в виду, что вы не можете «научиться», как рисовать из воображения необходима раз и навсегда постоянная практика!

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип - тревожно-мнительный - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять еена совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи. Обычно конфликтуют из-за этогос другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаютсяв подбадривании.

У вас удивительный вывод, вытекающий из этой статьи: вы всегда извлекаете из ссылки, будь то ссылка в виде фотографии или памяти. Теперь вы видите, что романтическое видение талантливого художника, рисующего удивительные создания из воображения, неверно - художник, должно быть, имел свою долю рисования от ссылки, прежде чем достигнуть уровня, который вы сейчас наблюдаете.

Так что вы не можете что-то сделать из воображения - у вас просто нет ссылки на нее, сохраненной в вашем сознании. И для вас это действительно хорошая новость - независимо от того, насколько вы талантливы, вы можете узнать способ бесплатно, творческий рисунок. Требуется время, это требует усилий, но выигрыш стоит того!

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - «поэтический подтип» - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

Напишитесь во время разговора по телефону или ожидая ответа. Не осознавая этого, это становится частью рутины, которую мы постоянно повторяем. Хотя эти случайные рисунки не могут точно сказать нам, как мы, они могут указывать некоторые черты характера, которые мы выражаем бессознательно. Мы предпочитаем рисовать некоторые фигуры больше, чем другие, потому что некоторые из них более точно отражают наше самое внутреннее восприятие.

«Писать сознательно - это то же самое, что бессознательно рисовать картину себя, автопортрета». Мы должны различать случайные каракули от постоянных. Первые - это рисунки, которые мы делаем один раз и больше не повторяем; постоянные рисунки - наши фавориты, которые мы не прекращаем рисовать, когда находим лист бумаги. Эти рисунки демонстрируют, как мы внутренне.

IV тип - ученый.

Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают концептуальным умом, отличаются способностью разрабатывать на все свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной. Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально_зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.

Следы бессознательных каракулей

Согласно форме, давлению и расположению следов, составляющих эти бессознательные каракули, мы можем определить некоторые следы эмоций и чувств, которые скрыты внутри нас. Основные значения заключаются в следующем. Если нет украшений или рельефов, мы говорим о людях, которые подавляли свои чувства и пытались справиться со всем через разум. Если у них есть затенение, они показывают, что человек находится в процессе ослабления своих убеждений. Чертежи с некоторыми полностью белыми или черными частями показывают, что у человека много сомнений. Жесткие и хорошо заметные следы: когда черта сильная и хорошо заметная, она обнаруживает мучительного, навязчивого человека, который чрезмерно фокусируется на своих проблемах. Если черта почти разорвется на бумаге, есть много гнева и репрессии. Нерегулярные или зигзагообразные штрихи отражают импульсивность: люди накапливают напряженность и освобождают все неожиданно. Обычно они очень страстные люди, которые придают большое значение аффективному аспекту.

Формы бессознательных каракулей

Геометрические следы: они соответствуют простым геометрическим фигурам. . Соответствующий анализ этих чертежей может быть сделан путем изучения признаков и формы, которые они принимают.

V тип - интуитивный.

Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, ее высокой истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают адвокатами меньшинства. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает им возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т. е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

В зависимости от дизайна, это основные значения. Если стрелки идут слева направо, они показывают, что агрессия направлена ​​на других, если они идут справа налево, агрессия направлена ​​на себя. Кривые стрелки идентифицируют людей, которые могут собрать свои силы для достижения своих целей. Спирали: они соответствуют эгоцентричным людям, которые сосредоточены на своих собственных интересах. Спирали, которые заканчиваются на левой стороне, показывают, что существует проблема прошлого, которая еще не преодолена; если они закончат с правой стороны, человек чувствует себя очень боясь одиночества и большой необходимости быть общительным, чтобы разорвать свое заключение. Звезды и кресты: они показывают большую потребность быть центром внимания в их социальной среде. Если звезда имеет много точек, а центр пуст, они отражают и склонны к меланхолии. В свою очередь, кресты показывают человека с большим чувством вины и который несет большую ответственность на своих плечах. Цифры людей: это признак того, что человек чувствует себя беспомощным перед другими или не считает, что он способен взять на себя ответственность, особенно если цифры слишком малы. Когда рисунки людей очень схематичны, например «шары и палочки для еды», это отражает большую неуверенность, страх перед приближающимися людьми и необходимость закрыть себя.

  • Стрелки или стрелки: обычно показывают агрессивный компонент.
  • Мы говорим об импульсивных людях с большой тенденцией к действию.
С эволюционной точки зрения можно уловить созревание детского дизайна, которое идет рука об руку с ребенком и которое является проявлением стадии, на которой оно расположено, и навыков, которые он овладевает и совершенствует.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии; 244 обладает способностью к литературному творчеству; 217 обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 имеет большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип - изобретатель, конструктор, художник.

Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 019 встречается среди лиц хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип - эмотивный.

Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VII тип обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует пережива ний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких- либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем. Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.