Журавли друг друга окликая осторожно тянутся. Особенности пейзажной лирики И

Журавли друг друга окликая осторожно тянутся. Особенности пейзажной лирики И
Журавли друг друга окликая осторожно тянутся. Особенности пейзажной лирики И

Русская лирика богата поэтическими образами природы. Поэты обожествляли родной край, незабываемые русские просторы, красоту обычных пейзажей. И.А. Бунин не был исключением. Полюбив один раз природу родной страны, он постоянно обращается к этой теме в своих стихах, передавая необычные краски, звуки, запахи родной стороны. Тема природы станет для лирика Бунина главной, множество стихотворений будет посвящено ей.

И.А. Бунин запечатлел в своей поэзии различные мгновения бытия. Поэту важно передать различные состояния природы. В стихотворении

«Догорел апрельский светлый вечер…» показан краткий миг угасания тихого весеннего вечера.

Бунин передал природные изменения, когда «спят грачи», «по лугам холодный сумрак лег», «ямы светят тихою водой». Читатель не просто ощущает прелесть апрельского вечера, его особое дыханье, но и чувствует, что «пахнет зеленями молодой озябший чернозем», слышит как «журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой», «чутко внемлет шороху деревьев». Все в природе притаилось и вместе с самой Весной «ждет зари, дыханья затая». От бунинских строк веет тишиной, покоем, незабываемым ощущением красоты бытия.

Роль в бунинской поэзии имеет запах, читатель чувствует необъяснимую прелесть среднерусской природы. В стихотворении «Полями пахнет, – свежих трав» лирический герой ловит благоуханье «от сенокосов и дубрав». В стихотворении передано «лугов прохладное дыханье». В природе все замерло в предвкушении грозы, которая олицетворяется поэтом и представляется таинственной незнакомкой, имеющей «безумные глаза».

«Сумрак и томленье» в природе перед грозой. Поэт изобразил краткий миг, когда «над полями даль темнеет», «туча растет, закрыла солнце и синеет». Молния напоминает «меч, блеснувший на мгновенье». Первоначально Бунин озаглавил стихотворение «Под тучей», но потом заглавие снял, так как такое название не дает той полной картины, которую хотел изобразить поэт. Вообще множество стихотворений И.А. Бунина о природе не имеют названий, так как невозможно в двух-трех словах выразить состояние природы и передать ощущения лирического героя.

В стихотворении «Еще и холоден и сыр…» нарисован февральский пейзаж. В лирическом произведении дан образ Божьего мира, который преображается и молодится с наступлением весны: «кусты и лужи», «деревья в лоне небосклона», снегири. Значима последняя строфа поэтического произведения. Лирического героя влечет не открывающийся пейзаж,

…А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Чувства человека, мечты и желания тесно переплетены в бунинской поэзии с образами природы. Через пейзажные зарисовки И.А. Бунин передает сложный мир человеческой души. В стихотворении «Сказка» реальность и фантазия смешиваются, сон и явь, сказка и действительность неотделимы друг от друга.

Лирическому герою снится сказочный сон: пустынные берега, лукоморье, «розовый песок», северное море». Перед читателем открывается картина сказочного края. Ощущение нереальности происходящего передают эпитеты: «вдоль пустынных берегов», «под диким синим лукоморьем», «в глухом бору», «розовый песок», «зеркальный отблеск моря», которые создают настроение таинственного ожидания чуда.

Из финального четверостишия стихотворения видно, что пейзажные зарисовки далекого пустынного края помогают поэту передать чувство тоски, томления по безвозвратно ушедшей молодости:

Мне снилось северное море,

Лесов пустынные края…

Мне снилась даль, мне снилась сказка –

Мне снилась молодость моя.

Поэтический мир И.А. Бунина разнообразен, но именно картины природы раскрывают в его поэзии внутренний мир лирического героя. Самой светлой безоблачной порой человеческой жизни считается детство. Именно о нем пишет И.А. Бунин свое стихотворение «Детство», где также через природные образы передает чувства, переживания лирического героя. Детство ассоциируется у поэта с солнечным летом, когда «сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом».

Ощущения счастья лирического героя, полноты жизни передают следующие поэтические эпитеты, сравнения и метафоры: «бродить по этим солнечным палатам», «песок – как шелк», «повсюду яркий свет», «кора… так тепла, так солнцем вся прогрета».

И.А. Бунин по праву считается певцом русской природы. В лирике поэта пейзажные зарисовки раскрывают чувство, мысли, переживания лирического героя, передают краткий миг очарования картинами бытия.

1874 год – семья Буниных переезжает в фамильное поместье. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже. Томительная боль разлуки с Родиной. Какова основная тема всех произведений И.А.Бунина. Какие чувства рождает стихотворение. Бунин. Он и сестpа Маша ели чеpный хлеб. В газете «Родина» впервые опубликовано стихотворение Бунина. Выпишите словосочетания, характеризующие особенности творчества.

«Господин из Сан-Франциско» - Перед последним выходом. Такая легкость во всем, и в жизни, и в дерзости, и в смерти. На палубе «Атлантиды». Господин из Сан - Франциско. И.А. Бунин. Отражение трагизма и катастрофичности бытия в рассказах И.Бунина «Легкое дыхание», «Господин из Сан - Франциско». Теперь мне один выход… Что такое «Легкое дыхание» по Бунину И.А. Начальница гимназии. Оля Мещерская.

«Биография Бунина Ивана Алексеевича» - Время напряженной работы. Гимназия, в которой не доучился Бунин. Бунин скончался. Последние дни. Бунин и Пащенко. Алексей Николаевич Бунин. Роза Иерихона. Английский язык. Бунин побывал в Ялте. Иван Алексеевич Бунин. Семейная жизнь Бунина. Нобелевская премия. Начало творчества. Одесса. Проза Бунина. Людмила Александровна Бунина. Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии. Дом Буниных. Эмигрантский период.

«Жизнь И.А.Бунина» - Отрочество. Смерть. Литературный дебют. Иван Алексеевич Бунин. Поступив в 1881 в гимназию в Ельце, проучился там всего пять лет. Родители брали Ваню и младших сестер. Жизнь в эмиграции. Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину. В 1874 году Бунины перебрались из города в деревню. Детство. Нобелевский лауреат. Мать. 1895 год - переломный в судьбе писателя. Отец. Путешествия. Жизнь после смерти.

««Тёмные аллеи» Бунин» - Интерьер. Николай Алексеевич устал от жизни. Пейзаж. Жизненные итоги. Баба – ума палата. Любовь в жизни героев. Ремарка. Николай Алексеевич. Герои новеллы. Николай Алексеевич устал. Особенности жанра. Своеобразие трактовки темы любви. Новое в характере Николая Алексеевича. Нравственные уроки И.А. Бунина. Портрет Надежды. Надежда. Говорящая деталь. Перед нами уставший человек. Пейзажная зарисовка. От чего устал Николай Алексеевич.

«Биография и творчество Бунина» - Систематического образования будущий писатель не получил, о чем сожалел всю жизнь. Именно Юлий оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина. Похоронили Ивана Алексеевича на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Внешне стихи Бунина выглядели традиционными как по форме, так и по тематике. Творческая деятельность Писать Бунин начал рано. Писал очерки, зарисовки, стихи. И все же, несмотря на подражательность, была в бунинских стихах какая-то особая интонация.

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб –
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной.
Он красоту от смерти уносил!

И. А. Бунин «Две радуги»

Две радуги - и золотистый, редкий
Весенний дождь. На западе вот-вот
Блеснут лучи. На самой верхней сетке
Садов, густых от майских непогод,
На мрачном фоке тучи озаренной
Чернеет точкой птица. Все свежей
Свет радуг фиолетово-зеленый
И сладкий запах ржей.

И. А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер»

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.

По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожной тянутся гурьбой.

А Весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая, -
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля.

И. А. Бунин «Дымится поле, рассвет белеет»

Дымится поле, рассвет белеет,
В степи туманной кричат орлы,
И дико-звонок их плач голодный
Среди холодной плывущей мглы.

В росе их крылья, в росе бурьяны,
Благоухают поля со сна...
Зарею сладок твой бодрый холод,
Твой томный голод, - твой зов, весна!

Ты победила, - вся степь дымится,
Над степью властно кричат орлы,
И тучи жарким горят пожаром,
И солнце шаром встает из мглы!

Иван Алексеевич Бунин

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.

По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожной тянутся гурьбой.

А Весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая, —
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля.

Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с прозой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей и ощущений, поэтому пытался с их помощью донести до читателей свои наблюдения.

Именно этот период творчества Бунина характеризуется удивительно красивой пейзажной лирикой с тщательно выверенными метафорами, которые по своему изяществу ничем не уступают образным сравнениям Фета или же Майкова - признанных королей пейзажной лирики. Юный Бунин обладает удивительной наблюдательностью и умеет подметить каждую мелочь, трансформировав ее в выразительные и запоминающиеся образы.

В отличие от своих предшественников, Иван Бунин не стремится к одушевлению природы, воспринимая ее с большой долей объективности . Однако он не устает восхищаться тем, насколько красив и безупречен окружающий мир, гармония которого неизменно производит на автора неизгладимое впечатление. В подобно восторженном ключе выдержано и стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер», написано в 1892 году.

Это произведения посвящено первым весенним дням, когда земля еще только пробуждается от зимней спячки. По вечерам еще достаточно холодно, и с наступлением сумерек мало что напоминает о том, что погожие деньки уже не за горами. Тем не менее, поэт отмечает, что именно в апрельские холодные вечера «свежее пахнет зеленями молодой озябший чернозем». Даже коварные весенние заморозки уже отступили, и ночью «по лощинам, звезды отражая, ямы светят тихою водой». Мир, как тонко подмечает Бунин, постепенно преображается. Однако человеку непосвященному этот процесс кажется совершенно незаметным. Лишь только когда на горизонте появляются стаи журавлей, возвращающихся в родные места, последние сомнения относительно того, что весна уже вступила в свои права, исчезают. «Журавли, друг друга окликая, осторожной тянутся гурьбой», — отмечает автор.

При этом Бунину кажется, что сама весна пока чего-то выжидает и не спешит дарить живительное тепло окружающему миру . Она «чутко внемлет шороху деревьев, зорко смотрит в темные поля», пытаясь понять, стоит ли вообще приходить на эту землю. И подобная нерешительность вызывает в душе поэта противоречивые чувства: ему хочется одновременно и поторопить капризную весну, и продлить те удивительные мгновения, когда мир еще только готовится к ее приходу.