Зарождение танца. Танцы первобытных народов

Зарождение танца. Танцы первобытных народов
Зарождение танца. Танцы первобытных народов

Танец - самое возвышенное, самое волнующее и самое

прекрасное из всех искусств, поскольку он не просто

отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь.

(Хэвлок Эллис. «Танец жизни»)

Что такое танец? Что представляет из себя божественное искусство Терпсихоры , каковы истоки его возникновения и принципы развития ? В чём, наконец, его притягательность, не увядающее на протяжении тысячелетий? Вы никогда не задавались этими вопросами? А ведь ответы на них могут быть очень любопытны многим людям. И не только тем, кто по роду своей профессии занимается хореографией, но и историкам, искусствоведам, социологам и многим другим. В самом деле - танец, как явление сугубо общественное, социальное, представляет собой целый пласт, отражающий посредством своих методов и приёмов историческое, социальное и культурное развитие человеческого общества. Пласт этот очень интересен и не достаточно глубоко, по моему мнению, «вспахан» современной наукой. Историки сосредоточились больше на аспектах экономического и социально-политического развития общества, искусствоведы значительно больше внимания уделяют архитектуре или живописи, да и на современных театральных и особенно эстрадных подмостках танец играет далеко не первую роль по сравнению и вокалом или тем же разговорным жанром. За что же такая немилость? Ведь хореографическое искусство, пожалуй, древнейшее в мире, оно пережило тысячелетия, зародившись в человеческой среде тогда, когда цивилизованного общества с его экономикой и политикой по сути ещё и не было. Почему танец, который на заре человеческой истории, на ровне с культом и магией, был главнейшим из всех видов психической и социально-культурной деятельности людей, теперь отошел на задний план? Когда и почему такое произошло? Во всем этом многообразии вопросов мы и постараемся разобраться.

И вернемся к самому первому. Так что же, наконец, такое - танец? Чтобы ответить на этот вопрос нужно докопаться до корней, до истоков. Вот давайте засучим рукава и вместе покопаем. Но для начала нам понадобится «лопата», т.е. метод, с помощью которого мы будем классифицировать и раскладывать корешочки по полочкам. И метод этот есть. Он довольно прост - это метод логического отбора. В самом деле, давайте логически по-рассуждаем, что же могло лечь в основу возникновения искусства танца в человеческом обществе. Какими потребностями были продиктованы появления ритмических телодвижений того или иного рода. Ясно, что танцы не являются чем-то таким, без чего человек прожить не сможет, как, например, без воды или еды. Человек, как вид, прошел длительный и очень трудный путь эволюции, на котором главной его задачей было выживание. Недавно мне удалось побывать на одной из древнейших стоянок первобытного человека на территории России - Ахтышской пещере на юге Краснодарского края, где самые ранние культурные слои со следами разумной деятельности датируются 300 тыс. лет назад, т. е. относятся ещё к эпохе неандертальцев, которых затем, около 50 тыс. лет назад, сменили в пещере стоянки кроманьонцев, людей современного типа. Пробыв всего лишь полчаса в этой мрачной, неуютной и тёмной пещере с низким потолком, влажными стенами и полом, где даже в самую жаркую погоду температура не поднимается выше 10-12 градусов по Цельсию и куда запросто могли забрести хищники и заползти змеи, я очень отчетливо представил себе насколько трудна была жизнь первобытных людей. Значит если древний человек часть своего драгоценного времени тратил не на добывание пищи или обустройство быта, а на занятия этими самыми ритмическими телодвижениями, то это было для него действительно очень важно. Что же могло иметь такую важность для наших далёких предков? Многие склонны считать, что это - ритуальные обряды. Да, это логично. С богами и демонами шутки плохи. Их надо постоянно почитать, ублажать, приносить жертвы, но, согласитесь, для почитания и жертвоприношения совсем не обязательно скакать, прыгать, вращаться и извиваться в определённом темпе и ритме. Можно сделать всё гораздо рациональнее и с меньшими затратами сил, которые ещё понадобятся на охоте или в войне с соседями. Скорее всего, причина возникновения танца лежит несколько глубже, чем принято считать.

Если верить многочисленным в наши дни толковым словарям и энциклопедиям, то можно в целом определить танец, как вид искусства, отображающий внешние проявления жизни в образно-художественной форме , посредством движений человеческого тела, мимики и пантомимы. «Танец. Разве он не то, что мы видим?!» вопрошает П.Валери в своём сочинении «Душа и танец». Да, это так, но, не совсем. Не всё можно объяснить лишь простой реакцией человека на окружающий мир. По этому случаю у великого Гёте есть весьма кстати интересное высказывание: «… что же такое есть внешность живой природы, если не вечно меняющееся проявление внутреннего?». Гениально! Запомним эти слова. Эту же мысль развивает в своей работе «Сочинение танца» известный балетмейстер, Народный артист СССР Ростислав Захаров: «Танец основан на действии. Но не может быть действия внешнего без действия внутреннего . Все действия внешние, выраженные в движениях, жестах, позах, танцевальных па, зарождаются и формируются внутри - в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях». Вот мы и пришли, как мне кажется, к истоку. Первопричиной возникновения танца, так же, как и религиозного культа, стала психика, внутренний, духовный мир человека. По моему убеждению, культ не породил танец, а появился одновременно с ним. Это были самые первые внешние социальные проявления, усложняющейся внутренней психики человека на заре его развития как вида. Именно эти социальные явления, наряду с увеличением объёма головного мозга, прямохождением и членораздельной речью, явились теми решающими факторами эволюции, которые позволили человеку современного типа окончательно выделиться из дикой природы. Великий физиолог Павлов считал, что одним из главных рефлексов человека является рефлекс инициативы . Психика и стала инициатором возникновения танца , как общественного явления. Разумеется, на первых порах он был тесным образом переплетён с культом и магией, их невозможно было отделить друг от друга. Разделение и более узкая специализация этих явлений произошли значительно позднее. И главенство постепенно захватил культ. Почему так? Всё очень просто. На самых ранних стадиях дифференциации человеческого общества из общей массы родовой общины выделились две привилегированные социальные группы: военные лидеры-вожди и духовные лидеры-шаманы, знахари, колдуны. Естественно, в большинстве своём, это были умные, энергичные люди, они очень быстро поняли необходимость объединения своих усилий в деле сохранения и умножения своего особого социального статуса. Основным методом духовного воздействия на более тёмных и примитивных сородичей в то время был культ, навязывавший страх и почитание богов, духов и других высших сил. В древнейшем мире каменного века не было силы действовавшей на умы людей сильнее, чем страх перед непознанными силами природы, на который и опирался культ. Танец в этих условиях отошёл на второй план и стал лишь «обслуживать» обряды, украшать их и усиливать фактор психологического и энерго-эмоционального воздействия на участников культовых обрядов и церемоний. О воздействии танца на человеческий организм мы ещё поговорим, сейчас же вернёмся к вопросу о причинах его зарождения.

Появление танца, как и любого психо-физического явления, имело свой механизм. Попробуем его воссоздать. Для этого нам надо будет сделать небольшой, но совершенно необходимый, экскурс в древнейшую историю, чтобы попытаться ответить на вопрос: когда зародился танец? Не вдаваясь глубоко в проблемы антропогенеза, которые выходят за рамки интересующей нас темы, скажем коротко, что, биологический вид современного человека Homo sapiens, к которому относимся и мы с вами, разделяется на два подвида: Homo sapiens neanderthalelaensis (неандертальцы) и Homo sapiens sapiens (кроманьонцы).

Мустьерская культура, созданная неандертальцами в раннем палеолите была самой развитой из всех существовавших до появления в Европе Человека современного вида, да и сами неандертальцы были наиболее близки к нам по уровню своего умственного развития и биологического строения, а по объёму головного мозга классические неандертальцы даже превосходили современных людей. Так может это они первыми «придумали» танец ? У них впервые обнаруживаются зачатки духовной культуры. Основанием для такого вывода является появление у «мустьерцев» обычая хоронить умерших, чего не наблюдается у более ранних гоминид, не говоря уже о животном мире, а также поклонение медвежьим черепам и нижним челюстям. Однако утверждать определённо о появлении духовной культуры в мустьерскую эпоху трудно из-за отсутствия каких-либо знаков и даже изображений в этот период. То же относится и к языку неандертальцев. У них наверняка существовало звуковое общение, но какое? Последние исследования сохранившихся скелетов Homo heanderthalelaensis позволяют предположить, что они могли издавать только резкие звуки фальцетом, их гортань была менее развитой в сравнении с современными людьми. Вполне возможно, что у неандертальцев существовала достаточно сложная, в сравнении с другими биологическими видами, система звуковой коммуникации, однако эта неразвитость гортани, по-видимому, препятствовала появлению у них цельной членораздельной речи, без которой, по сути не может быть полноценной духовности в широком смысле. Для зарождения такого сложного социально-культурного процесса, как танцевальное искусство (как, впрочем и любого другого вида искусства) в обществе должен сложиться достаточно высокий уровень мышления, общения и духовности, чтобы появилась настоятельная потребность, которая и инициирует возникновение танца , как материальной, двигательной реализации этой новой потребности. Да и само строение тела неандертальцев не очень подходило для танцев. Небольшого роста, мускулистые, приземистые с короткими мощными ногами, они прочно стояли на ногах, но вот для бега, прыжков и всякого рода лёгких пластичных движений они были явно не приспособлены. Так что танцорами , судя по всему, они были неважными и появление уже танцевальной культуры, в нашем её понимании, скорее всего относится к последующей эпохе верхнего палеолита, эпохе господства Человека уже современного типа или как его часто называют - кроманьонца. Современный молекулярный анализ показывает, что неандертальцы были, вероятнее всего, боковой, родственной ветвью эволюции, а не прямыми предшественниками и прародителями Homo sapiens sapiens . Сейчас многие учёные считают, что он пришёл из Африки, где его самые ранние следы обнаруживаются около 100 тыс. лет назад. В Европе он появляется примерно около 50 тыс. лет назад и некоторое время соседствует с неандертальцами. Но, постепенно вытеснив неандертальцев и лишь в незначительной степени ассимилировав их, кроманьонцы, как более развитый вид, завоёвывают полное господство. Неандертальцы, не выдержав конкуренции, навсегда исчезают с исторической сцены. Раскопки самых ранних европейских стоянок кроманьонцев показывают, что в период их сосуществования с неандертальцами последние зачастую включались в пищевую цепочку нового Человека. Попросту говоря, кроманьонцы охотились на неандертальцев , как на диких зверей, не делая между ними большой разницы. Это подтверждают находки костей неандертальцев в кучах пищевых отбросов вблизи стоянок первых людей современного вида. Человек современного физического типа приносит с собой в историю несомненные и устойчивые признаки культурного существования: членораздельную речь, изображения, знаки, символы и т.д. Всё это даёт тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Таким образом, «авторское право» на «изобретение» танца мы безоговорочно отдаём «Человеку разумному разумному». И произошло это событие скорее всего в эпоху верхнего палеолита, одновременно с зарождением первых культовых верований и изобразительного искусства. Всё это произошло так давно, а археологических и иных исходных материалов так мало, что утверждать что-либо наверняка невозможно, но по логике вещей, наиболее вероятным, в хронологическом смысле, временем возникновения танцевальных традиций представляется период Мадлена (15 - 10 тыс. лет назад).

Именно в этот период первобытное искусство и, прежде всего пещерная живопись, достигает своего наивысшего уровня развития. Мадленским периодом датируются наиболее известные и совершенные пещерные галереи: Ласко, Альтамира, Монтеспан. Логично предположить, что именно в этот период, когда усложняющаяся человеческая психика и общение инициировали появление потребности в изобразительном искусстве могла возникнуть потребность и в других формах искусства - в том числе танцевального подтверждением этому служат наскальные рисунки в пещерах Франции и Испании, где из 1794 рисунков - 512 изображают людей в разных позах и моментах движения, которые периодически повторяются, кроме того, около 100 рисунков посвящены каким-то человекоподобным существам. Если учесть, что пещерная живопись очень реалистична, даже фотографична, художник ещё не мог мыслить абстрактно, он ничего не выдумывал и рисовал то, что видел своими глазами, то можно спросить - что же такое он видел? Если отбросить версию инопланетян или мутантов, то, скорее всего - это люди, наряженные в животных или каких-то духов, которым они подражают.

Стоп!!! Итак - на древнейших рисунках, которые являются по сути своей самыми ранними историческими источниками, показано подражание животным или духам природы! Но что это такое? Попробуйте без слов изобразить какое-либо животное или явление природы, как в известной детской игре, когда одни изображают что-то, а другие должны угадать что это такое. Как вы будете подражать? Подражать можно лишь звуками, мимикой и телодвижениями, а что это как не самый ранний танец по своей сути! Косвенным подтверждением того, что танец зародился в эпоху Мадлена, является и тот факт, что примерно к этому периоду относятся и появление у людей первых музыкальных инструментов: например флейта из рога северного оленя из стоянки Молодова и молоток тоже из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта из Мезинской стоянки. А следовательно можно говорить и о начале музыкального пласта первобытного искусства. Мы уже упоминали о тесном переплетении всех жанров доисторического искусства. Исходя из этого, можно с большой степенью вероятности утверждать, что музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, мимики, возгласов, т.е. по сути - от танцев.

Итак, мы ответили на первый из поставленных вопросов: когда могла возникнуть самая ранняя танцевальная культура? В Мадленскую эпоху позднего палеолита примерно 15 - 10 тыс. лет назад. К сожалению, танец не оставляет после себя столь объективного и долговечного материального памятника, поддающегося точной датировке, как живопись или архитектура, но вряд ли это могло произойти намного раньше - человеческое общество было ещё просто не готово. Теперь пойдём дальше и попытаемся ответить на следующий вопрос: как произошло зарождение танцевальной культуры?

Мы уже говорили о том, что танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся с вами постоянно. Например, после долгого сидения за столом, хочется встать, потянуться, размять ноги. Мы делаем это рефлекторно, на уровне инстинкта, даже не задумываясь. А зачем мы это делаем? Да мы просто себя после этого гораздо лучше чувствуем! Помимо инстинкта и естественных рефлексов, человек обладает био-механической памятью. Мы способны запоминать понравившиеся нам телодвижения, после которых мы чувствуем себя лучше и бодрее, и можем воспроизвести их. Человек не может жить без мышечного движения! Если какой-то орган, в силу тех или иных причин, определённое время бездействует, то он неизбежно атрофируется. Вот где собака зарыта! Нам нужно движение, чтобы жить! Всё в этом мире находится в постоянном движении, всё вибрирует и меняется. Человек - дитя этого мира и не может существовать отдельно от его объективных законов. А один из главных законов Матери-природы это закон вечного движения и изменения. «Ничто не вечно», «Всё течёт, всё изменяется» - гласит народная мудрость. Поэтому человек вынужден был, кроме необходимых производственных телодвижений, прислушиваясь к голосу природы, совершать и ещё дополнительные движения для сохранения своего жизненного тонуса. Казалось бы, зачем ему это, ведь первобытная жизнь была физически тяжела и полна опасностей, человек и без того получал большую физическую нагрузку и явно гиподинамией не страдал. А вот и нет!

У вас бывали случаи, когда вы после напряженного рабочего дня «набегавшись» и «намаявшись» попадали вдруг на классную дискотеку да ещё в хорошей компании?! И наплясавшись и повеселившись там от души - как вы после этого себя чувствовали. Наверняка у вас было ощущение радости, удовольствия и, что самое главное - душевного подъёма, хотя физически вы может быть и уставали. Но психически - вы получали такой энергетический импульс, который наполнял вас новыми силами и делал оправданными энергозатраты на его приобретение. Мы существа со сложной и высокоорганизованной психикой, наши чувства и мысли оказывают влияние на наши энергетические поля и поэтому психический, душевный заряд для нас даже важнее физического, так как именно наша психика посредством био-электрических импульсов управляет всеми физическими процессами в нашем организме. Я убеждён, что именно эта потребность в периодической психической подзарядке и инициировала самые ранние потребности человека в ритмических телодвижениях. Обратите внимание - не в простых, а именно в ритмических телодвижениях. Почему так? Да потому, что все наши внутренние органы, всё тело и нервная система находится в постоянной вибрации и пульсации, которые имеют свой ритм: сердце бьётся в определённом ритме, дыхательный цикл также осуществляется строго ритмически и т.д. Поэтому и психо-энергетическая зарядка тоже должна осуществляется ритмически, чтобы не попасть в диссонанс с природно-биологическими ритмами тела. И баланс этот человек искал чисто эмпирически, путём проб и ошибок. Что интересно, так это то, что процесс этот продолжается и до сих пор! Думаю, вы не раз наблюдали как человек, заслышав понравившуюся ему ритмичную, задорную музыку, начинал непроизвольно раскачиваться, притоптывать и подёргиваться в такт этой музыке. Вот так же и древние люди, «творили» почти на бессознательном уровне, пока рано или поздно, не складывался у них определённый «комплекс» ритмических телодвижений - ! Они, конечно, мало чем напоминали танцы современные , но у них и задачи были другие. В данном случае мы говорим не о привычных для нас танцах, а о культуре самых ранних форм ритмических телодвижений под примитивное, скорее всего голосовое и шумовое сопровождение, которые и можно классифицировать, как самое начало танцевальной культуры. Она была неразрывно связана с появлением магии и ранних форм религии, а также музыкальной и изобразительной культурой. Все эти явления появились, на мой взгляд, практически одновременно и существовали, по-началу, как единый комплекс психической активности человека, направленной на познание окружающего мира и самого себя. Кроме всего, музыка и танец способны оказывать на человеческий организм не только физиологическое, но и мощное эмоциональное воздействие. Прослушивание хорошей музыки и ритмическая двигательная подзарядка вызывает в организме дополнительное выделение гормонов радости и удовольствия - эндорфинов, которые стимулируют всю нервную систему. Знаю это по своему личному опыту. Именно поэтому многие люди любят танцевать. В процессе слияния музыки и движения тела они получают большое удовольствие. В этом кроется ещё одна косвенная причина возникновения танцевальной культуры. Людям нравилось танцевать . Они получали от этого удовольствие! А если вам что-то нравится, от чего-то вы получаете удовольствие, то вы всегда найдёте для этого время и возможности.

Итак, вовсе не потребности ранних религиозных обрядов стали инициатором возникновения танцевального искусства , этим инициатором была сама психика древнего человека, его потребность в периодической ритмической подзарядке и нарастающая потребность в познании мира, самовыражении и получении удовольствия. А представители культа, люди, как правило, наиболее умные и развитые для своего времени, быстро заметили какое психическое и эмоциональное влияние оказывает музыка и танец на человека и стали использовать его как средство усиления своего воздействия на умы и сердца соплеменников во время свершения обрядов. Тем более, что первые танцы , скорее всего, были групповыми , а толпа обладает эффектом резонанса, многократно усиливая степень воздействия на каждого отдельно взятого участника обряда. Почему я так думаю? Так называемый в просторечии «стадный эффект», думается всем знаком. Масса оказывает огромное влияние на отдельного индивида, подчиняя себе его индивидуальную волю и вовлекая его в свой процесс. Сопротивляться этому влиянию в первобытном обществе было невозможно и бессмысленно, отдельная личность не могла выжить в суровом мире в одиночку, без своей общины. Поэтому всем, в конечном итоге, приходилось принимать общие правила игры, устанавливали которые, как правило, наиболее умные и авторитетные люди - вожди и жрецы. Участвуя в общегрупповых праздниках, обрядовых плясках и ритуалах, в которые вовлекались практически все члены общины, человек чувствовал себя частью общего большого целого, ощущал себя защищённым, энергетически и эмоционально подзаряжался от него. Именно групповые танцы и пляски наиболее отвечали тем необходимым требованиям, которые усложняющаяся социальная жизнь первоначально предъявляла к нарождающемуся танцевальному искусству .

Вице-президент Волгоградской Федерации Современного Танца (ВФСТ),

старший преподаватель отделения хореографии института художественного образования ВГПУ;

руководитель ЦТС "Динамо-Волгоград"

Черников Константин Петрович

Так откуда же взялся танец, как возникла у человека тяга к движению под определённый ритм? Очень интересная статья Черникова Константина Петровича о том, что есть танец и, собственно, его возникновение, отлично об этом расскажет.

В самом деле - танец, как явление сугубо общественное, социальное, представляет собой целый пласт, отражающий посредством своих методов и приёмов историческое, социальное и культурное развитие человеческого общества. Пласт этот очень интересен и не достаточно глубоко, по моему мнению, «вспахан» современной наукой. Историки сосредоточились больше на аспектах экономического и социально-политического развития общества, искусствоведы значительно больше внимания уделяют архитектуре или живописи, да и на современных театральных и особенно эстрадных подмостках танец играет далеко не первую роль по сравнению и вокалом или тем же разговорным жанром. За что же такая немилость? Ведь хореографическое искусство, пожалуй, древнейшее в мире, оно пережило тысячелетия, зародившись в человеческой среде тогда, когда цивилизованного общества с его экономикой и политикой по сути ещё и не было. Почему танец, который на заре человеческой истории, наравне с культом и магией, был главнейшим из всех видов психической и социально-культурной деятельности людей, теперь отошел на задний план? Когда и почему такое произошло? Во всем этом многообразии вопросов мы и постараемся разобраться.

Ясно, что танцы не являются чем-то таким, без чего человек прожить не сможет, как, например, без воды или еды. Человек, как вид, прошел длительный и очень трудный путь эволюции, на котором главной его задачей было выживание.

Значит если древний человек часть своего драгоценного времени тратил не на добывание пищи или обустройство быта, а на занятия этими самыми ритмическими телодвижениями, то это было для него действительно очень важно. Что же могло иметь такую важность для наших далёких предков? Многие склонны считать, что это - ритуальные обряды. Да, это логично. С богами и демонами шутки плохи. Их надо постоянно почитать, ублажать, приносить жертвы, но, согласитесь, для почитания и жертвоприношения совсем не обязательно скакать, прыгать, вращаться и извиваться в определённом темпе и ритме. Можно сделать всё гораздо рациональнее и с меньшими затратами сил, которые ещё понадобятся на охоте или в войне с соседями. Скорее всего, причина возникновения танца лежит несколько глубже, чем принято считать.

Если верить многочисленным в наши дни толковым словарям и энциклопедиям, то можно в целом определить танец, как вид искусства, отображающий внешние проявления жизни в образно-художественной форме, посредством движений человеческого тела, мимики и пантомимы. Танец. Разве он не то, что мы видим? Да, это так, но, не совсем. Не всё можно объяснить лишь простой реакцией человека на окружающий мир. Что же такое есть внешность живой природы, если не вечно меняющееся проявление внутреннего? Танец основан на действии. Но не может быть действия внешнего без действия внутреннего. Все действия внешние, выраженные в движениях, жестах, позах, танцевальных па, зарождаются и формируются внутри - в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях. Вот мы и пришли, как мне кажется, к истоку. Первопричиной возникновения танца, так же, как и религиозного культа, стала психика, внутренний, духовный мир человека.

Психика и стала инициатором возникновения танца, как общественного явления. Разумеется, на первых порах он был тесным образом переплетён с культом и магией, их невозможно было отделить друг от друга. Разделение и более узкая специализация этих явлений произошли значительно позднее. И главенство постепенно захватил культ.

Объясняется главенство культа тем, что маги и жрецы были люди умными и в своём роде творческими, так что понять, как «облапошить» и надавить на своих сородичей им не стоило большого труда, а главный мотиватор в этом деле -- страх перед неопознанной силой.

Танец в этих условиях отошёл на второй план и стал лишь «обслуживать» обряды, украшать их и усиливать фактор психологического и энерго-эмоционального воздействия на участников культовых обрядов и церемоний. О воздействии танца на человеческий организм мы ещё поговорим, сейчас же вернёмся к вопросу о причинах его зарождения.

Когда зародился танец? По логике вещей, наиболее вероятным, в хронологическом смысле, временем возникновения танцевальных традиций представляется период Мадлена (15 - 10 тыс. лет назад).

Именно в этот период первобытное искусство и, прежде всего, пещерная живопись, достигает своего наивысшего уровня развития. Логично предположить, что именно в этот период, когда усложняющаяся человеческая психика и общение инициировали появление потребности в изобразительном искусстве могла возникнуть потребность и в других формах искусства - в том числе танцевального подтверждением этому служат наскальные рисунки в пещерах Франции и Испании, где из 1794 рисунков - 512 изображают людей в разных позах и моментах движения, которые периодически повторяются, кроме того, около 100 рисунков посвящены каким-то человекоподобным существам. Если учесть, что пещерная живопись очень реалистична, даже фотографична, художник ещё не мог мыслить абстрактно, он ничего не выдумывал и рисовал то, что видел своими глазами, то можно спросить - что же такое он видел? Если отбросить версию инопланетян или мутантов, то, скорее всего - это люди, наряженные в животных или каких-то духов, которым они подражают.

Древний человек рисовал подражание животным и духом. Но если это тогда делали люди, чем это является, как не танцем? В это же время происходит и зарождение музыки и музыкальных инструментов. Все виды икусства были очень тесно связаны, следовательно, музыка связана была и с танцем. Ответ на первый вопрос дан. Танец не оставляет такого точного «памятника», как живопись или архитектура, но раньше произойти зарождение танца вряд ли могло. Общество не было готово. Следующий вопрос: как произошло зарождение танцевальной культуры?

Мы уже говорили о том, что танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся с вами постоянно. Помимо инстинкта и естественных рефлексов, человек обладает био-механической памятью. Человек не может жить без мышечного движения! Если какой-то орган, в силу тех или иных причин, определённое время бездействует, то он неизбежно атрофируется. Нам нужно движение, чтобы жить! Всё в этом мире находится в постоянном движении, всё вибрирует и меняется. Человек - дитя этого мира и не может существовать отдельно от его объективных законов. «Ничто не вечно», «Всё течёт, всё изменяется» - гласит народная мудрость. Поэтому человек вынужден был, кроме необходимых производственных телодвижений, прислушиваясь к голосу природы, совершать и ещё дополнительные движения для сохранения своего жизненного тонуса. Казалось бы, зачем ему это, ведь первобытная жизнь была физически тяжела и полна опасностей, человек и без того получал большую физическую нагрузку и явно гиподинамией не страдал. А вот и нет!

Мы существа со сложной и высокоорганизованной психикой, наши чувства и мысли оказывают влияние на наши энергетические поля и поэтому психический, душевный заряд для нас даже важнее физического, так как именно наша психика посредством био-электрических импульсов управляет всеми физическими процессами в нашем организме. Я убеждён, что именно эта потребность в периодической психической подзарядке и инициировала самые ранние потребности человека в ритмических телодвижениях. Обратите внимание - не в простых, а именно в ритмических телодвижениях. Почему так? Да потому, что все наши внутренние органы, всё тело и нервная система находится в постоянной вибрации и пульсации, которые имеют свой ритм: сердце бьётся в определённом ритме, дыхательный цикл также осуществляется строго ритмически и т.д. Поэтому и психо-энергетическая зарядка тоже должна осуществляется ритмически, чтобы не попасть в диссонанс с природно-биологическими ритмами тела. В данном случае мы говорим не о привычных для нас танцах, а о культуре самых ранних форм ритмических телодвижений под примитивное, скорее всего голосовое и шумовое сопровождение, которые и можно классифицировать, как самое начало танцевальной культуры.

Кроме всего прочего, прослушивание приятной музыки и движение в своё удовольствие вырабатывает гормон счастья, что является одной из косвенной причин возникновения танца.

Инициатором танцевального искусства стала сама психика древнего человека. Потребность в познании себя, мира, самовыражения и получении удовольствия. А уж представители культа не упустили возможность, используя танец в обрядах. Скорее всего они были массовыми, что усиливало эффект посредством «стадного эффекта». В первобытном обществе этому эффекту не подчиняться было почти невозможно, так что правила диктовали жрецы и вожди.

Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.

Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни.

Для человека первобытного общества танец -- это способ мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия "труд" и "танец" выражаются одним и тем же словом. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах.

Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь -- топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. Танцующие обычно не носят одежды, зато носят маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое тело. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов.

У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

История танца

История танцев. Какие были первыми, как эволюционировал танец в различных эпохах и странах


Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. В древние века мимика - первый язык человечества - была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того - все движения в древности назывались не иначе как танцами! Греки не признавали танец только как предлог для ритмических движений и красивых поз - напротив, они стремились к тому, чтобы каждое танцевальное движение выражало какую - то мысль, действие, поступок, что - нибудь говорило зрителю. А испанские танцы и до сих пор посредством своей супервыразительности иногда могут передать гораздо больше, чем обыкновенная человеческая речь. Считалось, что люди в древности танцевали оттого, что боги дергали людей за веревочки привязанные к их рукам и ногам. В действительности же танец произошел из - за необходимости первобытных людей в общении, передачи какой - либо жизненно важной информации. Копируя движения животных, первобытные люди пытались проникнуть тем самым в душевное состояние этого животного, понять его "суть", что значительным образом помогало первобытным людям при охоте, а следовательно являлось необходимостью для выживания!



Первобытный танец, конечно же, возник из эмоций и был напрямую связан с острейшими переживаниями. Первоначально в танцах был заключен и определенный элемент игры: в природу, в другое "Я", в "новое" и хорошо забытое "старое". Первобытный человек был наделен немногочисленными движениями, но каждый день нес новые трудности, в результате которых вырабатывались алгоритмы поведения и типизация новых жестов. Одним из способов пополнения древнего танцевального арсенала являлось подражание движениям животных. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, всегда были как - то направлены, имели строго определенную цель. Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние. Танец таким образом являлся своеобразным каналом в неведомое, выступал как возможность управления иррациональными сторонами человеческой жизни.

Всякий танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение - вступление во взрослую жизнь - вступление в брак - рождение потомства - охота - война - смерть. То есть танцевали не от избытка сил, а для их приобретения.

Тотемические танцы, длившиеся по несколько дней, были обыкновенно сценарием мифов о фантастических путешествиях из жизни первопредков. В тотемических плясках разных племен отчетливо проявляется их основная особенность - полное уподобление тотему. Лексика тотемического танца определяется характером пластики определенного вида животного, птицы, насекомого. Эти танцы по своему строю всегда были динамичны, в них подчеркивались движения, а не позы. В тотемических танцах человек буквально преображался, становился похожим скорее на изображаемое животное, чем на самого себя (то есть внешне танцующий приобретал звериные черты). В этих древнейших плясках бывали и сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древнейшие люди умели мастерски копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце. Такое перевоплощение, по их мнению, помогало набраться храбрости, выносливости, свойственной тому или иному животному. У каждого племени было свое священное животное, которому покланялись, в честь которого танцевали до упаду. Оно их за это награждало в бою всеми своими ценными качествами, принося удачу и победу. У каждого было от десяти до тридцати видов мужских охотничьих танцев, каждый с особенным названием, особыми песнями, музыкальными инструментами, па, фигурами и костюмами участников. Каждое движение имело свой сакральный смысл.

В охотничьих плясках мужчины тренировали свою наблюдательность, учились выслеживать зверя, маскироваться, то есть в танце происходила психологическая и физическая подготовка, что способствовало удаче в охоте.

Что касается женских обрядов, то они принадлежали к числу наиболее распространенных в искусстве верхнего палеолита. С образом женщины в своих формах были связаны обряды огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных и охотничьей удачи. У некоторых племен юго - западной Африки большую процессию с факелами огня, устраиваемую во время неудачной охоты, возглавляла только Великая Женщина. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного полезного для племени растения.

Военные танцы женщины исполняли либо с оружием в руках, время от времени бросая его вперед (что символизировало преследование бегущего врага) и назад (что имело цель отдалить собственных мужей от опасности). Нередко эти танцы исполнялись с обрядовыми белыми вениками, сделанными из хвоста буйвола или лошади, - женщины широко размахивали этими предметами в течении всего танца (чтобы мужья "смели" своих врагов с лица земли). Военные танцы во все времена были наиболее значимыми обрядовыми действиями племени. Их исполняли без перерыва, день и ночь, пока мужчины не возвращались из похода.

Древнейшим и повсеместно распространенным символическим знаком в пластике танца был круг. Построение в круг считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда. В охотничьих плясках круг означал облаву, в земледельческих - символизировал плодородие. В кругу лечили и женили. Однако круг - не единственная известная форма массовых плясок. Широко распространенной формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. В танцах древних воспроизводились и такие сложные фигуры, как лабиринт и рисунок ползущей змеи.

Для первобытного человека действительность и вымысел были равнозначны. И не случайно обрядовые действия могли длиться несколько недель - значит, это было жизненно необходимо!
Но постепенно ритуальное начало, где танец имел глубинное значение, начинает вытесняться чисто телесным, развлекательным. Так происходил плавный переход от первобытного танца к античному.



В Греции танцевали все: от крестьян до Сократа. Танцы не только входили в число образовательных дисциплин, но им охотно продолжали обучаться и взрослые люди. Все танцы античности исполнялись для зрителей, а не для удовольствия и собственного развлечения. Предполагается, что общее количество древнегреческих танцев составляет более двухсот. Условно их можно классифицировать по пяти группам:
- воинственные танцы - ритуальные и образовательные;
- культовые умеренные - эммелия, танец покрывал и танцы кариатид, а также танцы при рождении, свадебные и погребальные;
- оргиастические танцы;
- танцы общественных празднеств и театральные;
- танцы в быту.

Дадим характеристику наиболее значимым группам танцев:

А) Воинственные танцы
"Пирр" является одним из самых ярких воинственных танцев. Он известен был также под названием "пиррихий", "пирриха". Зародился он в Спарте. Начинали обучаться этому танцу с пяти лет. По сути пирриха - это виртуозный танец с мечами и щитами. Пирриха входила в число излюбленных пиршественных развлечений, особенно когда она исполнялась танцовщицами.

Б) Культовые танцы
Эммелия представляет собой очень размеренный танец в медленных ритмах, типа хороводов и фарандол.

Танец покрывал и танец кариатид более оживленные. Кариатиды и есть те самые танцовщицы, которые впервые применили в своих плясках технику танцевания на "пуантах". Действительно, пуанты в античности применялись, но они не были похожи на современные. Античные пуанты - это стойка на концах пальцев, но босиком, без какой - либо специальной обуви. Так танцевали и мужчины.

В) Театральные танцы
Каждый из трех видов театральных представлений классической поры имел свой танец: для трагедии характерна эмеллия; для комедии - кордак; для сатирической драмы - сикканида.

Танцами как зрелищными развлечениями заведовали мимы (скоморохи, клоуны, акробаты, жонглеры). Ни один пир богатых и почтенных граждан не обходился без них. Перечислим характерные черты виртуозного танца мима:
- техника построена на выворотности ног;
- практиковались танцы на пуантах и разнообразные прыжки;
- излюбленная манера - резкий поворот корпуса в перпендикулярную ногам плоскость;
- для танцовщиц типичны акробатическая кубистика (пляска на руках в самых различных позах) и виртуозная пирриха;
- популярны танцы с кубками и корзинами;
- характерным приемом в греческих танцах является отгибание кисти руки под прямым углом вверх.

У греков существовала также целая система, сложная техника игры руками в танцах - хирономия. Руки всегда говорили на условном языке, ключ к которому, к сожалению, сегодня потерян.
Ритуальные танцы в Древней Греции весьма разнообразны, но условно подразделяют их на два основных танцевальных культа: "светлый" в честь бога Аполлона и "темный" в честь бога Диониса. Остатки древнегреческих ритуальных танцев в честь Аполлона и других светлых богов мы можем наблюдать в обыкновенном детском новогоднем хороводе. Отличие лишь в том, что предметом поклонения является не статуя, а еловое дерево. Корневая связь этих обрядов уходит в глубокую древность, когда было принято проводить ритуальное очищение перед наступлением Нового Года. Однако в античном мире имелись и другие танцевальные обряды, концентрировавшие в себе как раз все то, что изгонялось из торжественного аполлонического культа: буйство жестов, превосходство тела над духом. Все темное и непристойное выплескивалось наружу в празднике, посвященном Дионису, богу плодородия.


Развитие танцев в Древнем Риме, его отличие от древнегреческого танца.


В то время, как Греция праздновала каждое торжество самыми разнообразными плясками, у древних римлян в ходу были только воинственные и дикие танцы. Если древние греки совмещали и рассудочное, и оргиастическое начало в разных видах своих танцев, то древние римляне по всем признакам отличались более рациональным складом ума. Это может подтвердить то обстоятельство, что каких бы то ни было подробных свидетельств о древнеримских танцах почти совсем не осталось.

Анализ культуры Древнего Рима показывает нам четкое разделение ее на культуру "элиты" и культуру простых масс людей. Это несомненно нашло свое отражение и в развитии танцевальной культуры. Если о танцах элиты мы не имеем каких - либо сведений, то о танцах рабов встречается много упоминаний. Лишь позже, в царствование Нумы Помпилия, нимфа Эгерия дала римлянам новые правила для новых танцев. Это были салийские танцы, для исполнения которых выбирались среди представителей знатных родов двенадцать жрецов, - они должны были танцевать в храмах, прославляя богов и героев.
Помимо этого в Риме расцветала и пирриха. Правда слово "пирриха" получило здесь новое значение - так стал называться ансамблевый танец вообще, в противоположность сольным.

В Этрурии, более цивилизованной, уже задолго до основания Рима процветали все искусства, - там были прекрасные мимические актеры и существовали самые разнообразные пляски. Из этой страны прибыли в Рим танцовщики, аккомпанирующие своим причудливым танцам на флейтах, - их называли гистрионами (от слова "histor", что означало "мифический актер"). Во время своих представлений они декларировали целые поэмы, и вся римская молодежь стала подражать им. Римляне больше всего полюбили пантомиму: им все же претило оргиастическое начало дионисийских празднеств, а от аполлонических ритмов они оставили лишь культуру красивого жеста (древнеримская мимика используется почти в неизменном виде и по сию пору). Страсть римлян к пантомиме и восхищению некоторыми исполнителями доходило до того, что в царствование Августа весь Рим был как бы разделен на два враждебных лагеря: одни были приверженцами знаменитого танцора и мима Пилада, другие признавали только Бафила.

В дальнейшем, с ростом Римской империи, влияние Греции и Востока привело к развитию в древнеримском обществе танцевальной культуры и даже к появлению школ танцев. Вероятнее всего, их первыми учредителями были мимы.


Значение и разновидность танца в Древнем Египте.


Дошедшие до нас памятники искусства и литературы доказывают, что танец в Древнем Египте имел немаловажное значение. Почти ни одно празднество, ни одна торжественная религиозная церемония не обходилась без танцев. Танец господствовал в Египте как выражение радости, являлся синонимом к слову "ликование". Среди названий танцев древнего Египта наиболее часто встречаются такие, как ib, mww, tereb, nebeb, изображение которых хорошо сохранилось на рельефах. Детерминантом всех танцев является фигура человека с приподнятой рукой и ногой. Пляска mww, по-видимому, выполняла и функции погребального танца.

Танцевальными ритуалами было окружено большинство священных древнеегипетских культов. Грациозно - торжественными были представления, связанные с мифом Осириса и Исиды, которые продолжались несколько дней подряд. К подобным культовым действиям относятся также танец, сопровождающий служение женщин перед священным египетским быком Аписом. Богами - покровителями веселья, музыки и танцев у египтян, помимо Хатор, были также Нехемаут и бородатый карликообразный Хатий (он изображался танцующим и играющим на музыкальных инструментах перед богиней Хатор). По-видимому, уже в эпоху Древнего Царства религиозного танца карликов играли видную роль в египетских ритуалах и ценились очень высоко. Существовали в Египте и так называемые астрономические танцы жрецов, которые изображали движение различных небесных тел, гармонически распределенных во Вселенной. Попытаемся вкратце описать этот уникальный, на наш взгляд, танец. Он проходил в храме: вокруг алтаря, поставленного посередине и представляющего солнце, плавно двигались и кружились одетые в яркие платья жрецы, представляющие знаки зодиака. По объяснению Плутарха, сначала они двигались с востока на запад (напоминая движение неба), потом с запада на восток (подражая движению планет), затем останавливались в знак неподвижности земли. Этот танец является наглядным примером того, как различные танцевальные ритуалы формировали у людей не только представление о планетной системе и о гармонии вечного движения (как в данном случае), но и в целом определяли духовное развитие каждого народа.

Ввиду той важной роли, которую играл танец в египетских ритуалах, мы можем сделать вывод о том, что в Египте существовали особые заведения, где готовили танцовщиц. В подтверждение этому мы встретили несколько указаний на то, что при храме Амона была своя хореографическая школа, выпускающая жриц - танцовщиц.

Наряду с танцами, состоящими из гармонических ритмичных движений, в Древнем Египте были очень распространены пляски, являющиеся непосредственными упражнениями в ловкости, гибкости, и порой совершенно переходящие в чисто гимнастические упражнения. Что касается костюма, мы нашли лишь сведения о том, что танцовщики носили короткий передник, иногда вокруг талии шел пояс, который завязывали петлей. Женщины же танцевали или обнаженными, или в длинных и прозрачных платьях. Но в ритуальных танцах танцовщицы должны были быть в одеянии (так выражали почтение священному животному или божеству). Руки и ноги танцовщиц всегда украшались браслетами, грудь - ожерельем, голова - лентой или цветком лотоса. Мы также располагаем сведениями о том, что танцевали в Древнем Египте под аккомпанемент музыкальных инструментов (арфы, лиры, лютни и двойной флейты), пения и хлопков в ладоши.

В Новом Царстве господствовал танец, который до сих пор весьма распространен на востоке - танец альмей, который танцевали в длинных прозрачных платьях с бахромой под звуки тамбурина или кастаньет.

Рассмотрев, таким образом, развитие, и определив значение танца в основных государствах античности, мы наглядно убедились в том, что танец представлял собой необходимость для духовного развития каждого народа.


Национальные танцы Испании и Индии как отражение национального характера этих стран.


Национальные танцы неразрывно связаны с особенностью национального характера любого народа. Недаром еще Лев Николаевич Толстой писал: "в танце душа народа". Отсюда мы можем сделать вывод: для того, чтобы разгадать душу какого - либо народа, достаточно лишь подробно ознакомиться с его национальным танцем. Попробуем на примере двух стран: Испании и Индии, через национальные танцы рассмотреть национальные души народов этих стран.

Максимилиан Волошин в начале ХХ века писал: "Испания танцует всегда, танцует везде. Она танцует обрядовые танцы на похоронах у гроба покойника; она танцует в Севильском соборе пред алтарем; танцует на баррикадах и пред смертной казнью; танцует днем и ночью…".

Мы не можем говорить об испанских танцах в целом, так как фольклор каждой провинции необычайно своеобразен и неповторим. Так, например, северо - испанские баски мужественно - суровы и архаичны, кастильцы же сдержанно - напряженны, арагонцы, напротив, заразительно - веселые и прямолинейные, но особенной страстностью отличаются танцы юга Испании - Андалусии и Мурсии. Но были и такие танцы, которые являлись едиными для всей страны. К числу таких танцев относился прежде всего танец фанданго. Он является национальным мотивом Испании. Музыка фанданго имела огромную власть над душой и сердцем каждого истинного испанца, словно искра воспламеняла она их сердца. Начинался танец медленно, но постепенно ускорялся. Одни танцоры вооружались кастаньетами, другие просто прищелкивали пальцами, женщины отбивали такт каблуками под звук гитар и скрипок. Фанданго танцуется в три па, быстро, подобно вихрю, очень характерно и темпераментно. Классический фанданго представлял собой парный танец, построенный на игре партнеров, в которой запрещены любые касания, на споре, состязании, состоящем в приближении и удалении танцующих друг от друга, здесь большую роль играет выразительность глаз и жестов.

Рассмотрим вкратце другой национальный танец - болеро. Этот танец появился лишь в конце XVI века и был придуман Себастьяном Серецо (знаменитым балетмейстером в царствование Карла III). Болеро является своеобразным испанским балетом, медленно, но неотступно утверждающим свои позиции в канонах классического танца. Говорили, что "фанданго воспламеняет, а болеро опьяняет". Конечно же, говоря об испанских характерных национальных танцах, мы не можем не упомянуть знаменитое фламенко. Он является скорее не танцем, а целой группой танцев. Фламенко произошел из южной провинции Испании, Андалусии. До сих пор не удается точно определить значение слова "фламенко". Хотя существует множество версий, наиболее целесообразной на наш взгляд является о том, что "фламенко" произошло от латинского слова "flamma" (огонь), так как танец носит поистине "огненный" характер; первоначально являлся ритуальным и восходил ко времени культа огня. Интересна также версия, что это слово произошло из названия птицы фламинго, так как костюмы танцоров подчеркивают стройность фигуры, а также причудливость движений этой экзотической птицы. Сам танец очень своеобразен, в нем мы не встретим ни следа пантомимы, ни конкретной театральной жестикуляции. "Байлаор" (танцор фламенко) мог танцевать один, что подчеркивало его независимость от мира. Все чувства, характерные для коллективного танца, байлаор выражал самостоятельно. Вообще одиночный танец подразумевал под собой немое коллективное действо. Байлаор же соревнуется в этом танце с самим собой, - отсюда и возникает удивительная выразительность и страстность танца, глубокие чувства и душевная работа. Особое значение при исполнении всех танцев фламенко придается движениям рук, которые представляли собой язык танца. Недаром еще Овидий говорил: "если голос есть - пой, если мягкие руки - пляши". Руки женщин во фламенко - гибкие, выразительные, чуткие; пальцы находятся в постоянном движении. У мужчин, напротив, движения рук строгие, возвышенные, с четкой пластикой; они рассекают воздух как удар меча.
На основе описания основных танцев Испании мы можем выявить три главные составляющие испанского танца: гордая постановка корпуса, напоминающая матадора, гибкие и выразительные изгибы рук танцовщиц и сапатеадо (дробный стук каблуков танцующих). Все это как нельзя лучше характеризует национальную душу испанского народа, необычайно страстного, выразительного, эмоционального, горячего и темпераментного.


Особенности развития танцевальной культуры Индии (любовная направленность).


Согласно одной из легенд, танец в Индии зародился благодаря богу Шиве Разрушителю. Сам Шива был превосходным танцовщиком и обучил свою жену Парвати искусству танца, которое любил больше всего. Он танцевал тандаву - натболее энергичную форму, а Парвати - ласью, более утонченную, изящную. Предания рассказывают также, что Брахма, Творец, был очень обеспокоен раздорами и беспорядком, царившими на Земле. Поскольку четыре Веды хранились брахманами в строгой тайне, он решил создать пятую Веду, доступную всем. Искусству театрального действия, которому была посвящена Натьяведа, Брахма сначала научил мудреца Бхарату. Бхарата показал свое триединое искусство - драму, музыку и танец - Шиве. Вспомнив о своем собственном энергичном танце, Шива приказал главному помощнику из своей свиты обучить Бхарату искусству тандавы. Бхарата соединил это искусство с уже имевшимися у него познаниями и написал "Натьяшастру", исчерпывающий труд по искусству театра. Бхарата и другие мудрецы распространили это искусство среди народов Земли.

Таким образом, эти предания четко определяют связь искусства танца, музыки и драмы с божественностью и бессмертием. Мы и сейчас можем заметить, как сильно в Индии классический танец соотносится с религией и мифологией. Это самым ярким образом отражается не только в выборе воплощаемых тем, но и в манере исполнения танца. Что в свою очередь, непосредственно влияет на формирование духовной жизни в Индии.

Центральным мотивом вишнцитского культа на протяжении столетий было стремление человека к единению с божеством. Боги отвечали не только взаимностью, но и "индивидуальным подходом". Танец риас - лила, исполняемый в Брадже, местности в области Матхура, штат Уттар - Прадеш, где по преданию, родился и жил Кришна, изображает способность Кришны создавать у каждой из танцующих по нему гопи (пастушек) иллюзию того, что лишь она одна танцует с ним. Так выражалась традиционная для духовной жизни Индии аллегория приближения смертной души к божеству с доверием и любовью. Риас - лила - прекрасный танец, его исполняют и сегодня под соответствующие песнопения.

Это многоликие индийские божества с многочисленными связанными с ними историями и составляют тематическую основу индийского танца. В танце не просто излагаются события, но и раскрываются их символическая сущность и утверждается вера - силой стиха, музыки и движения. У всех форм классического танца в Индии есть два аспекта: Нритта и Нритья. Нритья можно охарактеризовать как чистый танец, то есть абстрактные движения тела, согласованные с хастами (жестами рук). Нритья - это сочетание чистого танца с сюжетным. Но сюжетный танец здесь сильно отличался от пантомимы. Это не просто имитация человеческого поведения. Кроме нритты и нритьи в танцевальной традиции Индии есть и третий аспект. Это натья, то есть представление из действия и жестикуляции с танцем и без него. В общем это вид драматического искусства. Все эти три аспекта считаются, однако, тесно связанными друг с другом. Говоря о танцевальном искусстве, на наш взгляд, необходимо отметить одну из наиболее ярких черт развития культуры Индии в целом. Это глубокая связь между различными видами искусств. Если музыка, танец и драма были исключительно близки к танцевальной культуре, то и литература, живопись, скульптура и даже архитектура тоже не были оторваны или изолированы от танцевальной традиции. Роль литературы в танце была и продолжает оставаться чрезвычайно важной, поскольку например, нритья представляет собой толкование танцем стихов. В Индии существует даже целые поэмы, специально написанные для исполнения в танце. Самый лучший пример, на наш взгляд, классическое произведение санкритской литературы XII века "Гида - Говинда" Джаядевы. Поскольку танцы изначально занимали большое место в храмовых ритуалах, архитектор на территории храма предусматривал специальную площадку. В знаменитом храме Брихадишвара в округе Танджавур, штат Тамилнад, есть большой зал, построенный исключительно для танцевальных представлений. В храме Солнца в Канараке, штат Орисса, есть огромный и замысловато разукрашенный зал Танца, Ната Мандал, близость которого к морю придает ему неземную красоту.

Стены храмов в разных частях Индии, особенно на юге и в Ориссе, украшены разными фризами и панелями с изображением танцовщиц и музыкантов.

Основные разновидности бальных танцев в XVI - XVII веках


В комедии Шекспира "Много шума из ничего" одно из действующих лиц, на наш взгляд, блестяще характеризует основные танцы, существовавшие на рубеже XVI - XVII веков: "Ухаживание, брак и раскаяние - то же, что шотландский жиг, размеренный танец и гальярда: первое пылко и поспешно, как шотландский жиг, и столь же полно воображения; брак - чинно скромен, как размеренный танец, полный достоинства и старины; а потом наступает раскаяние и своими развитыми ногами припадает в гальярде все быстрее и быстрее, пока не свалится в могилу". Таковыми были основные направления танцев на рубеже XVI - XVII веков. Следует также заметить, что если до конца XVI века и частично в XVII веке господствовали партерные, "низкие" танцы (бассдансы), не требующие от исполнителей прыжков - бранли, паваны, куранты, то далее началась эпоха легких "летучих" французских танцев.


1. Бранль.

Школа бальных танцев формировалась в эпоху возрождения и можно считать, что бранль, как народный, так и салонный, явился основополагающим началом дальнейшего развития танцевального искусства. Этот танец первоначально был народным, а бальная его форма родилась из этой крестьянской и отличалась лишь большим количеством реверансов, плавных движений, тогда как в народном бранле преобладало отстукивание. Основные движения бранля вошли в паванту, куранту и гавот. Музыкальное сопровождение этого танца состояло из довольно однообразных ударов тамбуринов, звуков флейты и монотонного пения танцующих. Если пожилые люди любили танцевать медленный двойной бранль, люди средних лет танцевали бранль с репризой, то молодые предпочитали веселый бранль с подпрыгиваниями и выносами ног вперед на воздух. Таким образом, простой бранль явился источником всех появившихся позднее салонных танцев.



2. Павана.

Павана - один из старейших известных нам испанских танцев. Павана и куранты в XVI веке являлись основными и самыми любимыми танцами. Только появление менуэта заставило забыть сначала куранту, а затем и паванту. Считается, что павана имеет итальянское происхождение, поскольку Екатерина Медичи была покровительницей всего итальянского. Основной заслугой паваны, на наш взгляд, считается то, что в ней впервые общественные танцы приобрели определенные формы, характер и стиль исполнения. До паваны многочисленные бранли отличались друг от друга только названиями. У паваны была и определенная цель - показать обществу величавость танцующих и богатство их костюмов. Движение паваны представляли собой ход красующейся павы. Еще одно отлличие паваны от бранля заключалось в том, что фигуры паваны начинались с начала музыкальной фразы, в то время, как в бранле существовал только темп. Павану танцевали одновременно одна или две пары, существовал также строгий порядок их очередности в зависимости от происхождения и общественного положения. Открывал бал король и королева, затем другие знатные особы.



3. Менуэт.

Ни один танец XVI - XVIIвеков не пользовался такой популярностью, как менуэт, являющийся общепризнанным образцом салонного танцевального искусства. На протяжении нескольких веков менуэт то поднимался на вершину танцевальной славы, то подвергался временному забвению, но никогда окончательно не вытеснялся другим танцем. Историки танцевального искусства говорят, что "менуэт - это танец королей и король танцев". На рубеже XVIII века аристократическое общество свое отношение к менуэту выражало в такой фразе: "кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо". Основной чертой исполнения менуэта являлись церемониальность, галантность и торжественность. Шаг менуэта был очень плавным и одно движение вытекало из другого. Па грав (Pas grave) - что означает "важный, величественный шаг" - один из основных танцевальных элементов менуэта. В XVIII веке, во времена барокко, появляется более динамичный, "скорый менуэт". Но несколько иным изображается менуэт на балах XIX века. В этих сценических менуэтах, как и в знаменитом менуэте из "Дон - Жуана" Моцарта, который всегда считался классическим образцом этого танца, целый ряд танцевальных положений не соотвтствует подлинному менуэту XVII века. Что, по нашему мнению, нисколько не умаляет прелестей сценического менуэта, а напротив свидетельствует об огромном пластическом богатстве этого танца. Пережив много эпох, менуэт, к сожалению, не дошел до наших дней, и мы можем только наблюдать этот танец на театральной сцене.

Таким образом, подробно остановившись на описании основных бальных танцах XVI - VII веков, мы наглядно убедились в том, что среди важнейших черт танцев этого времени можно выделить такие, как плавность, размеренность, важность, что естественно, было характерно для идеологии всей жизни того времени.

Становление и развитие танцевальной культуры в России

Понятие о "танце" русским дали поляки, прибывшие в Смутное время в Москву с Дмитрием Самозванцем. До этого на Руси "салонных танцев", как в Западной Европе, не было. В теремах водились женские хороводы, а в народе процветали пляски. Вообще, отношение к пляскам было настороженным. "Скоморошенные забавы", соединенные с плясками, считались "душепагубным изобретением дьявола", "бесовскою игрой".

При Михаиле Федоровиче Романове для царской потехи приглашались увеселители - немцы и поляки, в их числе были и танцоры. В 1673 году в комедийной палате в Кремле был дан "Орфей" - пьеса с пением и танцами. В прологе Орфей пел хвалу царю, а затем танцевал с двумя пирамидами. В это время любовь к танцам развивалась не только при царском дворе, но и среди знатных московских людей, которые устраивали свои домашние театры (боярин Морозов, князь Голицын, Долгорукий).

Сменивший Алексея Михайловича молодой царь Федор не был любителем развлечений. Любовь к танцам поддерживала только правительница Софья, которая собирала в своих хоромах девушек и "устраивала пляски".

Перелом произошел при Петре I. После замены длинных мужских костюмов на короткие камзолы русские пляски ушли из придворного быта. Вместо них Петром были введены иноземные танцы. По указу царя под страхом жестокого наказания всем российским девушкам было приказано танцевать. Русские дамы и кавалеры обучились менуэту, полонезу и контрдансу у пленных шведских офицеров. Сам Петр, его супруга Екатерина и дочь Елизавета принимали участие в танцах и делали это, по словам современников, довольно грациозно. Отношение к танцам в это время было скорее как к серьезному, почти "государственному" делу, что отражалось на всем порядке танцевальных ансамблей.

Таким образом, в это время в России "безобидные" на первый взгляд танцы, превратились в своеобразное орудие социальной борьбы с "реакционным боярством". Неумение танцевать становится позорным, поэтому бояре начинают выписывать себе учителей (танцмейстеров). На ассамблеях были установлены строго разработанные правила поведения, манера общения с дамой в танце и даже в поклонах. Там были также и быстрые танцы, в том числе импровизационного характера. Говорили, что и сам Петр любил изменять фигуры, специально пугал и потешался над не умеющими танцевать.

Одним из обстоятельств, характеризующих отношение к танцу, является то, что теперь танцевальные движения уже никак не обуславливались: ни ритуалом, ни просто естественной человеческой телесностью, поэтому, на наш взгляд, и возникает глухое чувство протеста против навязываемых извне обязательств.

Введение Петром I балов ("ассамблей") вызывало неудовольствие людей старшего возраста и огромный энтузиазм у молодежи. Так как русский быт допетровской эпохи складывался изо дня в день довольно тоскливо: основным занятием было хождение в церковь и затем сидение в тереме. Публичные развлечения не практиковались, только свадьбы отличались необыкновенной пышностью. Интересно, на наш взгляд, то, что у русских так и не появились парные танцы, это, по нашему мнению, можно объяснить особенностями православной веры, где никогда не было культа Богоматери, как в католичестве. Кроме того православие предъявляло к человеку более строгие нравственные требования, поэтому выход телесной энергии был невозможен в явной, открытой форме. Отношение к дионисийским пляскам на Руси было очень строгое, они считались большим грехом.



История Танца

Народный танец

История танца уходит своими корнями в глубину веков - первоисточником народного танца были движения и жесты, связанные с чувственными впечатлениями от окружающего мира, а ритуальные мистерии с только им присущими хореографическим языком и выразительностью были неотъемлемой частью духовной жизни древнего человека.

Искусство танца - это древнейшее проявление творчества народов, родившееся одновременно с появлением человека как естественная физиологическая потребность в ритмическом движении.


Танец появился из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружавшего мира. С веками, подвергшисьсь художественному обобщению, танец приобрел самостоятельно значение, и у каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Возможно, история танца ровесница истории человечества. Нам остается только догадываться, какими были танцы в ранние эпохи. Natya Shastra – это ранняя рукопись, в которой описываетая танец. На ней зиждется современная интерпретация классического индийского танца Bharathanatyam. В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце принадлежит Гомеру в его «Илиаде» - описывается chorea (греч. хоровод, пляска). Ранние греки преобразили искусство танцевания в систему, выражающую разнообразные страсти. Например, танец Фурий наводил ужас на всех, кто был его свидетелем. Греческий философ Аристотель поставил между танцем к поэзией знак равенства и утверждал, что танцоры благодаря телодвижениям в определенном ритме могут передавать манеры, страсти и действия. Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров, имитирующих те или иные состояния.


Исторически танец служил частью религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этому обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. Вероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько королевские дворы. Многообразие видов танцы включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы. Большой ветвью этого искусства был Театральный Танец, который возник в Западном Мире. Истоки современного балета, танца, который все мы знаем, уходят во Францию шестнадцатого века - Эпохи Возрождения.


Балет.

Предпосылками появления балета были новые способ мышления и философия Просвещения: теперь человек становится центром вселенной и может управлять своим бытием при помощи искусств и наук. Иллюстрацией этому является выдержка: «Используя музыку, которая в точности имитировала пропорциональную гармонию планет, человек шестнадцатого века считал, что может притянуть к себе планетарные воздействия. Танец сам по себе был подражанием движению небес».


К концу XVI века придворный балет достигает пика своего расцвета: он полностью финансировался французской монархией, которая использовала его для превозношения собственного величия. Балеты стали частью роскошных, огромных праздничных феерий, которые продолжались несколько дней подряд и включали в себя все виды развлечений. На самом деле, все эти праздники были способом самовозвеличить Французский Двор.


Уже к началу XVIII века балет перекочевал из Французского Двора в Парижскую Оперу к разностороннему театральному деятелю Жану-Батисту Люлли, который «сохранил основной концепт балета – сложносоставность формы, в которой танец является неотъемлемым и значимым элементом». В течение этого столетия балет разошелся по Европе и из утонченного способа передвижения образов во время крупного представления превратился в самодостаточное искусство исполнения, называемое ballet d’action («действенный балет», балет с сюжетом). Эта новая форма почти полностью изжила искусственность, присущую придворному танцу, и установила новый закон: "искусство должно стремиться к выражению природы, естеству". В результате костюмы и хореография стали более свободными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов тела. Отворилась дверь в мир натуралистических костюмов и обуви без каблуков - пуантов, которые предоставляли танцору большие возможности при подъеме на полупальцы.


Эпоха Романтизма начала XIX века с балетами, привлекающими внимание зрителя к эмоциям, с фантазией и богатыми духовными мирами явила начало настоящей работы на пуантах. И вот идеальная балерина (качества которой выразились тогда в легендарной Мари Таглиони) в своих туфлях, казалось, едва касается поверхности сцены и ее бесплотный дух словно не знает, что такое земля. Теперь уже взошедшие звезды женского танца полностью затмили присутствие бедных мужчин-танцоров, которых во множестве случаев переименовали в двигающиеся статуи, существующие только для того, чтобы балерины на них опирались. Эту ситуацию в начале двадцатого столетия немного изменило восхождение звезды Нижинского из Русского Балета. К этому времени уже развились знакомые нам балетные костюмы, хореография, декорации, бутафория, словом, все стало почти таким, как есть сейчас.


Современный танец.

Русский балет, начав революцию в балетном искусстве, пытался сломать устаревшие формы классического балета. В настоящее время художественные возможности балетной техники и аккомпанирующих ей музыки, декораций и мультимедиа более масштабны, чем за все время его существования. Границы, определяемые классическим балетом, постоянно раздвигаются и размываются, и все, что появляется вместо них, теперь лишь едва напоминает о традиционных балетных терминах типа «вращения».


Появилось новое мышление. Артисты танца теперь принимают во внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив, выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел очередной виток развития современного танца. Внезапно возникла новая свобода в том, что теперь считалось приемлемым, что получило название признанного искусства, в котором отныне хотели творить многие люди. Все атрибуты нового искусства стали такими же значимыми, как костюмы балета – или даже ценнее их.


Большинство хореографов и танцоров начала XX века относились к балету весьма негативно. Исидора Дункан мыслила его безобразной бессмысленной гимнастикой. Марта Грэм (Грэхем) выделяла в нем европейщину и империализм, у которых с американцами нет ничего общего. Мерс Каннингхэм, несмотря на то, что использовал для преподавания некоторые основы балетной техники, подходил к хореографии и выступлению с позиций прямо противоположных традиционному балету.


Двадцатый век несомненно стал временем отрыва ото всего, на что опирался балет - временем беспрецедентного творческого роста танцоров и хореографов, временем шока, удивления и зрителей, которые поменяли свое представление о танце, временем революции.


Шестидесятые годы принесли развитие постмодернизма, который изменил курс на простоту, красоту маленьких вещей, нетренированных тел и безыскусственных, простых движений. Знаменитый манифест «Нет» отвергает все костюмы, сюжеты и «показуху» ради сырого, необработанного движения – это, наверное, самая яркая крайность этой волны новой мысли. К сожалению, отсутствие костюмов, сюжетов и бутафории не содействует успешности танцевального шоу – и спустя непродолжительное время «декорации», «художественное оформление» и «уровень шока» снова появились в лексиконе хореографов современного танца.


К восьмидесятым годам классический танец возвратился в исходную точку, а современный танец (contemporary dance) стал высокотехничным оружием профессионалов, близким политике. Две формы танца, contemporary dance и классический балет, мирно соседствуют, испытывая одна к другой лишь малейшую долю былой неприязни и почти не вступая в соперничество. Сегодня танцевальное искусство пронизано творческой конкуренцией и хореографы часто стремятся к тому, чтобы именно их работу назвали самой шокирующей. Однако до сих пор в искусстве есть красота, и танец современности поражает такими профессионализмом, силой и гибкостью, которых никогда не было доныне.





Танец живота – один из самых древних и загадочных видов танцевального искусства. Его история окутана загадками и тайнами. Восточная культура всегда привлекала своей красотой и особенным шармом.

Сейчас существует множество легенд, связанных с историей возникновения танца живота и его исполнительницами. Каждый может представить гибкую красавицу, гармонично двигающуюся под ритмичную музыку. Однако мало кто может с уверенность ответить на вопрос «откуда взялся танец живота?» и верно ли мы его понимаем.

ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ.

Существует интересная легенда, описывающая появление танца живота как случайность. Якобы, однажды пчела залетела под развивающиеся одежды уличной танцовщицы. Насекомое сбил с толку прекрасный аромат масел, исходящей от девушки. Плясунья, не прерывая свое выступление, пыталась избавиться от докучливой пчелы, извиваясь во время танца. Делала это девушка весьма грациозно и пластично, поэтому случайные зрители приняли это за особый вид танца и пришли в настоящий восторг. Смышленая девушка, заметив успех и внимание, продолжала двигаться новым невиданным образом, демонстрируя красивые линии тела и рук. Такой танец многим пришелся по душе и стал распространяться.

Конечно же, это всего лишь легенда. История возникновения танца живота длилась намного дольше, чем выступление одной прекрасной девушки. Корни восточного танца уходят глубоко в историю, и даже сейчас невозможно точно определить точное место рождение танца живота.

Принято считать, что основой танца живота были древние ритуальные танцы, которые несли сакральный смысл. Они восхваляли женское начало, богинь плодородия и женщин в целом. Танец живота символизировал то, что в обществе того времени считалось божественным предназначением каждой женщины: процесс зачатия ребенка, вынашивание плода и сами роды. Однако постепенно танец стал терять свое сакральное значение и приобрел более светское направление.

Если говорить о месте, где зародился танец живота, то многие исследователи склоняются к Древнему Египту. Однако стоит отметить, что свою лепту в создание этого вида танца привнесли многие народы. Так, изначально разнообразный и насыщенный египетский танец дополнили танцовщицы из Индии. Это были гибкие и утонченные баядерки, с прекрасной хореографической подготовкой. Их движения руками были уникальными и несли особенное значение. Также повлияли и близкие соседи египтян: персы, сирийцы, палестинцы и некоторые страны Африки. Свой вклад внесли и кочевники-цыгане. Долгие столетия их собственные фольклорные танцы сочетались с индийскими, арабскими, еврейскими и испанскими традициями. В Греции танец выражал эмоции более энергично, ярко и резко. В Турции параллельно с ростом территории появлялось все больше народных танцев, которые постепенно смешивались между собой. Благодаря этому возникло широкое разнообразие движений, новые необычные ритмы и формы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. НЕВЕРНОЕ НАЗВАНИЕ.

Египет для Европы открыл Наполеон. Искушенные европейцы заинтересовались новой неизведанной культурой. Интерес подогревали писатели и художники, успевшие первыми побывать в загадочной стране, которые спешили во всех красках описать красоты востока, в том числе и туземных красоток-танцовщиц. Не отставали и первые путешественники, рассказывавшие о восточной культуре, как о чем-то волшебном, экзотическом и эротическом. Поэтому интерес был высок, и этим смогли удачно воспользоваться.

Уже в 1889 Париж впервые увидел так называемый «восточный танец». Несколькими годами позднее один импресарио подобных шоу решил привлечь как можно больше публики, использовав откровенное и вызывающее по меркам того времени название на афишах - "Danse Du Ventre" («танец живота»). Ожидаемого эффекта удалось достичь. Многие были готовы платить любые деньги, чтобы увидеть полуобнаженных экзотических танцовщиц. Идея и стиль танца сразу же полюбилась и в Голливуде. Это оказало сильное влияние на дальнейшее распространение «танца живота». Популярность шоу с участием восточных танцовщиц росла, и название плотно «приросло» к самому стилю их танца.

Позже это название пытались толковать по-разному, вновь придавая танцу глубокое значение. Например, некоторые придерживаются версии, что танец живота подразумевает «танец жизни» (животом называли жизнь несколько столетий назад). А жизнь ассоциируется именно с женщиной, матерью-землей и плодородием.

Также «bellydance» мог быть просто неверным истолкованием термина «беледи» (baladi). Это означало «родина» в самом широком понятии слова. Это был египетский фольклорный стиль танца, который танцевали в деревнях по различным поводам, чаще всего в доме, в кругу родных.

На данный момент существует более 50 стилей восточного танца. Каждый из них в разной степени насыщен элементами, присущими тому или иному народному танцу, который много веков назад сформировал основу «танца живота».

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСТОЧНОМУ ТАНЦУ



ПОНЕДЕЛЬНИК

ВОСКРЕСЕНЬЕ

СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ в ГРУППЕ

ПРОБНЫЙ УРОК:

1
час
600 руб.
200 руб.

2
часа
1 200 руб.
300 руб.

3
часа
1 800 руб.
400 руб.

РАЗОВЫЕ ЗАНЯТИЯ:

1
час
600 руб.

АБОНЕМЕНТЫ: *

1
час в неделю
4-5 часов в месяц
2 000 руб.
1 900 руб.
438 руб./час

2
часа в неделю
8-10 часов в месяц
4 000 руб.
3 200 руб.
369 руб./час