Занятия по ознакомлению с художественной литературой в детском саду. Методика работы с книгой в детском саду: семинар-практикум для педагогов Общая структура занятия по чтению

Занятия по ознакомлению с художественной литературой в детском саду. Методика работы с книгой в детском саду: семинар-практикум для педагогов Общая структура занятия по чтению

Занятие «Путешествие по русским народным сказкам» проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста.

Цель данного занятия направлена на закрепление знаний детей о русских народных сказах и взаимосвязана с целями других занятий. Занятие является одним из цикла занятий по закреплению знаний, умений и навыков детей по пересказу сказок. Цикл рассчитан на год, проводится одно занятие в месяц. Занятие подобного типа позволяет продолжить работу по развитию связной речи у дошкольников.

Отбор содержания непосредственно образовательной деятельности осуществляется с учетом федеральных государственных требований. Занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы. Содержание работы на занятии направлено на обогащение знаний детей о русских народных сказках.

Логичность изложения содержания образования основана на поэтапном построении занятия, взаимосвязи этапов и четкости п ерехода от одного этапа к другому. Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие по русским народным сказкам».

При планировании занятия учитывается принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей группы детей и их индивидуальных возможностей.

Научность изложения содержания образования реализовалась на занятии на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологии С.И. Гин и методики Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»

В предварительной работе использовались игры – инсценировки по русским народным сказкам, просмотр презентаций, дидактические игры по русским народным сказкам, игры познавательного характера, которые способствовали поисковой активности, развитию речи, творческого воображения.

На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Проведение мимического этюда «Наши чувства» эмоционально окрасило занятие. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие по русским народным сказкам, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.

Главная задача основного этапа занятия – расширить знания детей о русских народных сказках, о главных героях этих сказок, научить пересказывать сказки.

В структуру занятия включены игры, упражнения, задания на развитие речевой и познавательной активности детей, творческих способностей, на расширение и активизацию словаря, связной речи.

Дидактическая игра «Помогите!» способствовала формированию умений отвечать на вопросы полными предложениями, расширению и активизации словаря детей.

Дидактическая игра «Расколдуй героев сказок» направлена на развитие мыслительной деятельности, логики, связной речи.

Проведение дидактических игр «Назови сказку», «Отгадай загадку», способствовали закреплению знаний детей о русских народных сказках, о главных персонажах сказок.

Физминутка «Сказки» была направлена на развитие умения координировать речь с движением и на развитие интонационной выразительности речи.

Дети активно, с интересом собирали страницы «Книги сказок»: называли русские народные сказки и их главных героев, моделировали сказки, отгадывали загадки по сказкам и собирали сказки по картинкам.

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, в какие игры они играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок книгу сказок, раскраски с героями русских народных сказок.

Детям было предложено домашнее задание: самостоятельно раскрасить персонажей и рассказать родителям сказку об этих героях или сочинить свою сказку.

Аппаратом для оценивания деятельности воспитанников // стала положительная индивидуально – дифференцированная оценка участия каждого ребенка, подводящая итог всего занятия.

Фактический ход занятия // соответствовал запланированному времени. На протяжении всего занятия / /дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.

Цель занятия достигнута, дети закрепили названия русских народных сказок, их главных героев, научились узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и моделям. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.

во второй младшей группе

«В гостях у сказки»

ОО: Коммуникация

Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

Задачи:

    закрепить знания детей о русских народных сказках;

    формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и иллюстрациям;

    воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному ускусству;

    развивать выразительную речь, память, внимание, вызвать интерес к театру.

Методические приемы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов) .

    Наглядный (использование кукол) .

    Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей) .

    Поощрение, анализ занятия.

Материалы к занятию: атрибуты к волшебному сундучку, к сказке «Теремок», счетные палочки, мяч.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: под музыку входит Красная шапочка (ребенок) :

Здравствуйте, ребята!

Я из сказки к вам пришла,

Сундучок вам принесла,

Сундучок-то не простой,

Он волшебный, не пустой!

Много сказок в нем живет,

Надо взять их на учет.

Воспитатель: А знаете ли вы сказки?

Дети: Да, знаем!

Воспитатель: 1-2-3-4-5 пора в сказку нам играть, кто к началу опоздал, тот на сказку опоздал.

Воспитатель открывает сундучок и произносит:

Ой, какой здесь беспорядок!

Срочно помощь мне нужна.

Вы, ребята, помогите,

Сказки все мне разберите.

Воспитатель из волшебного сундучка по очереди достает атрибуты к сказкам и проводит беседу по вопросам.

Колобок:

Кто испек колобок?

Куда покатился колобок?

Кого встретил по дороге колобок?

Кто съел колобка?

Какой конец у сказки?

Проблемный вопрос:

    Почему колобок укатился с окошка?

    А что было бы, если бы лиса не съела колобка?

Курочка ряба:

Как начинается сказка?

Какое яйцо снесла курочка ряба?

Кто разбил яйцо?

А как она его разбила?

А что курочка ответила деду и бабе?

Проблемный вопрос:

    А что было бы, если яйцо не разбилось?

    А для чего дед и баба хотели разбить яйцо?

Маша и медведь:

Как Маша попала к медведю?

Что говорил медведь, когда нес короб?

А Маша, что отвечала?

Как закончилась сказка?

Проблемный вопрос:

    Почему Маша решила убежать от медведя?

Репка:

Кто посадил репку?

Кто помог вытащить репку?

Воспитатель: Но мне кажется - дружба. Когда мы вместе, нам под силу любые дела, я предлагаю вам сказать какие вы дружные ребята.

Дети, взявшись за руки, образуют круг:

Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем,

Мы дружные ребята,

Скажите это всем!

Красная шапочка предлагает детям отдохнуть.

Физминутка «Три медведя» .

Три медведя шли домой,

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

Ну, а сын - малютка просто!

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

Дзинь, ля-ля, дзинь, ля-ля!

Воспитатель достает из сундучка макет домика, вопрос: Как в сказках дом называют по-другому? (избушка, теремок) .

Я предлагаю вам смоделировать, построить избушку из наших волшебных счетных палочек (дети работают за столами) .

А сейчас давайте поиграем и вспомним героев сказок.

Игра с мячом «Расскажи какой герой?»:

    колобок - румяный

    дед - старый

    бабка - седая

    заяц - ушастый

    волк - зубастый

    медведь - косолапый

    лиса - хитрая

    репка - большая

    лягушка - зеленая

    мышка - серая

    маша - добренькая

    пирожки - вкусные

    яйцо - золотое

    избушка - деревянная

Воспитатель достает из сундучка маску волка: Мы с вами побываем сейчас еще в одной сказке. Вернее мы покажем сказку, а вы будете настоящими артистами.

Распределение ролей считалкой:

Ежик, ежик чудачек,

Шил колючий пиджачок,

Нам героя выбирать.

Инсценировка сказки «Теремок» .

Итог занятия.

Красная шапочка: Мне очень понравилось бывать у вас в гостях. Много вы сказок знаете. А самое главное вы помогли навести порядок в моем сундучке.

Под музыку дети прощаются с Красной шапочкой и со сказками.

Задачи: отработать навыки составления программ наблюдения для аспектного анализа занятия; способствовать развитию рефлексивных навыков, умения анализировать, вносить коррективы в собственную деятельность.

Занятие 1. Методика работы с книгой в учреждении дошкольного образования (теоретический семинар).

1. Методы ознакомления с произведениями на занятиях (методический доклад).

2. Приёмы формирования восприятия произведений (практические рекомендации по использованию эффективных приёмов).

3. Методика заучивания стихотворений (памятка).

4. Формы работы с книгой вне занятий (сообщение из опыта работы).

5. Обзор методической литературы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором «Эти книги помогут вам в работе».

6. Выставка-комментарий художественной литературы «Круг детского чтения».

7. Домашнее задание: составление карты анализа занятия по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.

Занятие 2. Анализ и самоанализ современного занятия в учреждении дошкольного образования. Занятия по ознакомлению с художественной литературой как объект анализа (деловая игра).

1. Вводная часть «Анализ, самоанализ, рефлексия - это…» (блиц-анкета). Значение, формы анализа и самоанализа занятий (мотивация темы семинара заместителем заведующего).

2. Основная часть: работа в малых группах:

  • разработка карты анализа занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой;
  • просмотр занятия с детьми;
  • самоанализ педагога, который проводил занятие;
  • вопросы к педагогу и ответы на вопросы коллег с необходимым пояснением;
  • анализ занятия;
  • презентация выводов групп;
  • оценка работы экспертной группы;
  • выбор оптимального варианта анализа занятий по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором.

3. Заключительная часть:

  • рефлексия «Продолжи предложение»;
  • подведение итогов работы заместителем заведующего.

4. Домашнее задание: составление конспектов занятий по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.

Занятие 3. Знакомство дошкольников с художественной литературой (круглый стол).

1. Диалог с целью анализа проделанной работы:

  • раскройте цель работы по ознакомлению с художественной литературой и фольклором в учреждении дошкольного образования;
  • назовите особенности восприятия литературных произведений, характерные для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
  • в чём заключается подготовка воспитателя дошкольного образования к чтению, рассказыванию художественных произведений;
  • раскройте содержание критериев при выборе книг для чтения и рассказывания дошкольникам;
  • дайте характеристику методов и приёмов ознакомления детей с художественной литературой;
  • докажите необходимость «стихотворного» воспитания детей;
  • выделите основные отличия методики заучивания на память стихотворений в младшем и старшем дошкольном возрасте.

2. Презентация конспектов по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором.

3. Решение тестовых заданий.

Определите, в каком возрасте (младшем, среднем, старшем) используются следующие приёмы заучивания стихотворений, их выразительного чтения:

а) игровые;

б) чтение по ролям;

в) образец выразительного чтения;

г) объяснение и указание;

д) оценка детского чтения;

е) характеристика персонажей;

ж) многоразовое чтение (5-6 раз);

з) установка на запоминание.

ПАМЯТКИ ПО РАБОТЕ С КНИГОЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Структура занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой

1. Вступительная часть - подготовка детей к восприятию произведения (показ обложки, картинки, напоминание аналогичного сюжета, короткая вступительная беседа, использование малых жанров фольклора, припоминание знакомых произведений данного автора, показ предметной наглядности, элементы инсценирования, создание игровых ситуаций, постановка проблемного вопроса, объяснение непонятных слов).

2. Основная часть - чтение художественного произведения, беседа с детьми по содержанию, использование различных приёмов, облегчающих его понимание детьми (рассматривание иллюстраций, повторное чтение и т.п.), упражнения в выразительной передаче речи.

Беседа после чтения с использованием вопросов, направленных на:

— понимание основного смысла произведения;

— воспроизведение содержания произведения.

Вопросы:

— связаны с образом героя;

— позволяют узнать эмоциональное отношение детей к герою, понять его настроение и эмоциональное состояние;

— обращают внимание на мотив поступка, внешний облик, портрет героя, на сравнение героев, их поведения, характера со знакомыми детям явлениями действительности;

— позволяют ввести дошкольников в ситуацию, которая сложилась в произведении, сделать их участниками событий;

— побуждают вспомнить, кто написал произведение;

— обращают внимание на речевые средства и особенности жанра.

3. Заключительная часть - возвращение непосредственно к тексту (повторное чтение произведения, если оно небольшое, или наиболее понравившихся детям эпизодов).

Виды занятий по ознакомлению с художественной литературой:

1) ознакомление детей с одним литературным произведением;

2) объединение рассказывания произведений одного литературного жанра на одну и ту же тему;

3) объединение одной темой произведений разных жанров: рассказ, стихотворение, басня, потешка и т.д.;

4) занятие с детской книжкой (старший дошкольный возраст): необходимо её наличие у каждого ребёнка.

Структура занятия по заучиванию стихотворений

1. Кратковременная вводная беседа. Подготовка дошкольников к восприятию стихотворения; обращение к эмоциональной образной памяти детей, показ предметов, игрушек, картинок, близких теме стихотворения.

2. Выразительное чтение стихотворения педагогом и повторение его. В старшей группе перед повторным чтением детей предупреждают, что стихотворение нужно будет заучить.

3. Разъяснительная беседа о самом стихотворении, форме его чтения.

4. Чтение стихотворения воспитателем дошкольного образования.

5. Чтение стихотворения детьми. Стихотворение заучивается целиком. Дети повторяют его индивидуально, а не хором (обычно это поручают тем, кто быстро запоминает). Заканчивается занятие наиболее ярким исполнением.

Литература:

1.Голицына, Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами / Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий 2003, 2006.

2.Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада; под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979.

3.Тимофеева, Н.В. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост.: Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2012.

Т. Доманцевич

Цель: закреплять знания детей о литературных жанрах книг; вызывать желание читать книги; учить бережно обращаться с книгами

Задачи:

1. Развивающая

Развивать интонационную речь, изображение и творческое восприятие

Развивать умение учавствовать в коллективном разговоре

Развивать умение составлять диалог

2. Обучающая

Учить детей при помощи эмоций и интонаций передавать образ героев

Закреплять знания детей о литературных жанрах книг

3. Воспитывающая

Способствовать созданию эмоционального настроения

развивать умение сочувствовать, сопереживать, радоваться, общаться

Создавать условия для самореализации

Актуализировать проблему необходимостьи бережного обращения с книгами

Приобщать детей к чтению художественной литературы

Словарная работа : энциклопедия, жанр, библиотека

Предварительная работа:

  • Беседа о жанрах книг;
  • Знакомство с пословицами, рассказами, загадками, стихами, сказками, потешками;
  • Беседа о бережном отношении к книгам;

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный

2. Наглядно - демонстрационный

4. Игровой

и приемы: игровой, указания, показ, художественное слово, поощрение, беседа.

Все дети свободно обращались между собой. Я придерживалась позиции взрослый – «рядом» или «в стороне».

В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь мальчику найти его книгу, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели. (Фея пригласила детей в ее волшебную страну "Библиотеку"). «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве. В работе с детьми использовала беседу, загадки на сообразительность, игры - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Анализ образовательной деятельности.

Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

Групповая;

Индивидуальная.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования творческой деятельности. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно выбрать материал и способ действия при решении поставленной задачи.

Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


Самоанализ занятия

Самоанализ
занятия по литературному чтению в старшей группе «Сказки Александра Сергеевича Пушкина» проведенного воспитателем МОУ «Прогимназия №2 ГП Терек»
Мы в течение двух месяцев занимались проектной деятельностью по теме «Сказки А.С.Пушкина»: изучали биографию А.С.Пушкина, знакомились с его сказками, делали поделки, была организована совместная творческая работа родителей и детей по иллюстрированию сказок Пушкина.
Итогом проектной деятельности было это занятие по развивающей программе «Радуга», которое носило триединую цель: обучающую, развивающую, воспитательную.

1. Образовательные задачи:

Развивать интерес к художественной литературе;
-расширить знания детей о сказках А.С.Пушкина;
-развивать коммуникативные качества.

2. Развивающие задачи:

Учить вслушиваться в ритм и мелодику текста;
-помочь выразительно, используя мимику, жесты участвовать в инсценировках;
-формировать эмоциональное отношение к произведениям поэта;
-учить анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;
-активизировать память, внимание, мышление;
-развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь, трепетное отношение и гордость за Пушкина;
-формировать бережное отношение к книге;
-закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
-развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность, доброту, отзывчивость и патриотизм.
-вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

4. Оборудования:

Экран, ноутбук, незаконченные подделки «Золотая рыбка», портрет А.С.Пушкина, свечи, проектор, живая рыбка.

5. Используемые технологии:
 игровая;
 информационно- коммуникационная;
 проектная;
 личностно - ориентированная;
 здоровьесберегающая;
 интегрированное обучение.

Все части занятия были взаимосвязаны.
Плавно переходила от одной части к другой.
На первом этапе опираясь на знания детей вспомнили основные факты и события из жизни А.С.Пушкина и на основе них дала новые.
Большой интерес у детей вызвала драматизация отрывка сказки «О Царе Салтане», в которой играли воспитанники группы. Здесь дети продемонстрировали знание сказки, коммуникативные качества, артистизм, умение держать себя перед публикой.
В следующей части осуществила интеграцию художественной литературы с обучением грамоте. Здесь воспитанники показали знание букв и умение бегло читать текст.
К следующей сказке перешла через загадку о Петушке, которая заставила детей думать.
В течение всего занятия старалась активизировать мыслительную деятельность и познавательный интерес через разнообразные педагогические технологии.
Ставила проблемные вопросы, на которые дети должны были высказывать свои суждения, спорить и делать умозаключения.
Учила слушать и слышать своих товарищей и педагога, как требует развивающая программа «Радуга».
На мой взгляд появление живой говорящей золотой рыбки вызвало удивление. И они с большим желанием и надеждой просим рыбку об исполнении их желаний.
Художественно- продуктивная деятельность детей была интегрирована в занятие по художественной литературе.
На протяжении всего занятия обогащала словарный запас и развивала коммуникативные способности детей, что положительно влияет на их развитие речи в условиях билингвизма.
Все это проходило живо и интересно в непринужденной обстановке.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивались путем хорошего санитарного состояния помещения, сменой видов детской деятельности, физминуткой в середине занятий, благоприятной психологической атмосферой.
Мне думается, что дети получили много новых знаний в ходе проектной деятельности и эмоциональное удовольствие.
Целью этой двухмесячной проектной деятельности я ставила сплочение членов семье и нравственное воспитание подрастающего поколения.
На мой взгляд, я реализовала все поставленные задачи и цели.