Я сам не знаю, но молва идет. Подборка: На незримых праведных весах Сам не знаю но молва идет

Я сам не знаю, но молва идет. Подборка: На незримых праведных весах Сам не знаю но молва идет
Я сам не знаю, но молва идет. Подборка: На незримых праведных весах Сам не знаю но молва идет

Мэтт Стоун
Пэм Брэди В главных
ролях Композитор Длительность Бюджет Страна Год IMDb Выход фильма «Южный парк: больше, длиннее и без купюр» (оригинальное название - South Park: Bigger, Longer & Uncut)

«Южный парк: больше, длиннее и без купюр» (англ. South Park: Bigger, Longer & Uncut , дословный перевод «Южный парк: больше, длиннее и необрезанный» ) - американский полнометражный анимационный фильм 1999 года , основанный на мультсериале «Южный парк ».

Фильм начинается с невинной песни «Mountain Town» в исполнении Стэна (пародия на «Belle» из «Красавицы и Чудовища »). Он зовёт друзей - Кенни , Кайла и Картмана - в кино на фильм канадских комиков Терренса и Филлипа . При этом мама Кенни кричит вслед сыну, что, раз он пропускает поход в церковь, то после смерти ему придётся держать ответ перед Сатаной . Мама Кайла заставляет его взять с собой младшего брата, усыновлённого канадца Айка . Тем временем по телевизору передают важное сообщение:

Друзья идут в кино, на афише - название фильма, «Пламенные жопы». Мальчикам не продают билеты, потому что фильм получил рейтинг «R» за нецензурную ругань и несовершеннолетние могут его смотреть только в присутствии опекуна. Тогда дети платят бомжу 10 долларов , чтобы он купил им билеты.

Оказывается, что фильм состоит из сортирного юмора и постоянной нецензурной брани. Звучит песня «Дядеёб» (англ. Unclefucker ). Зрители, не желая терпеть поток отборных ругательств, выходят из кинотеатра; остаются только главные герои - они в восторге. К концу фильма они осваивают множество нецензурных выражений. Позже на катке они поражают других школьников своими новыми познаниями, так что теперь все хотят посмотреть этот фильм.

К следующему дню все школьники города уже посмотрели фильм. Друзья ругаются на глазах у учителя, мистера Гаррисона , и их отправляют к школьному психологу, мистеру Мэки . Тот вызывает их родителей, а Картман рассказывает, что в их поведении виноват фильм «Пламенные жопы».

В школьном буфете Стэн спрашивает у Шефа , «как сделать так, чтобы женщина полюбила тебя больше всех на свете». Шеф проговаривается, что для этого надо найти клитор (Стэн не подозревает, что это такое).

Тем временем «Пламенные жопы» занимают первое место по сборам, а сингл «Дядеёб» - первое место в чартах . Родители возмущаются, главная активистка - мать Кайла , Шейла Брофловски . Детей отправляют к мистеру Мэки на перевоспитание, он поёт песню «It’s Easy M’kay!» о том, как просто обходиться без ругательств. После этого дети снова идут смотреть фильм.

После просмотра Картман спорит с Кенни, можно ли поджечь свои кишечные газы, как это сделал Терренс в кино. Кенни пробует, и у него получается - его одежду охватывает пламя. Кенни отвозят в больницу, но там доктора по ошибке пересаживают ему печёную картофелину вместо сердца, и он умирает. Душа Кенни отправляется в ад под песню «Hell Isn’t Good». Родители очень расстроены, так как дети опять без разрешения посмотрели кино. Шейла Брофловски организует движение «Матери против Канады», звучит песня «Blame Canada » (рус. Виновата Канада ). Шейла и её сторонники берут Терренса и Филлипа под арест. В ООН канадцы протестуют, но над ними только смеются из-за их акцента. За это канадцы наносят удар по особняку братьев Болдуинов . Президент Клинтон объявляет войну Канаде и приказывает казнить «военных преступников» Терренса и Филлипа. Шейла Брофловски, назначенная министром нападения, подслушивает, как Картман поёт песню «Мамаша Кайла - сука» (англ. Kyle"s Mom Is a Bitch ); в итоге Эрика забирают для участия в исследованиях и имплантируют ему в мозг специальный «П-чип» (англ. V-Chip ), бьющий его током при каждой попытке выругаться.

После всех титров следует небольшая сценка: Айк, запертый на чердаке до окончания войны и забытый там, ловит и съедает мышь.

Производство

Первоначальным названием фильма было «South Park: All Hell Breaks Loose» (рус. Саут-Парк: Ад выходит из-под контроля ), однако Американская ассоциация кино воспротивилась наличию слова «hell», ад в названии . Название было сменено на более безобидное, однако двусмысленное (характеристики «большой, длинный и необрезанный» намекают на пенис). Полностью процесс создания фильма занял около года .

Из фильма не было вырезано ни одной сцены .

Саундтрек

Обложка диска «South Park: Bigger, Longer & Uncut. Original Soundtrack».

Почти все песни из фильма (иногда с небольшими изменениями) были выпущены на диске «South Park: Bigger, Longer & Uncut. Original Soundtrack ». Помимо самих песен, на диск вошли альтернативные версии песен, в том числе «I Can Change» в исполнении знаменитой альтернативной группы «Violent Femmes ».

На диск не вошли 3 песни из фильма:

  • «Wendy’s Song». Короткая тема, звучащая в исполнении Стэна Марша , когда он думает о Венди Тестабургер .
  • «Hell Isn’t Good». Песня звучит после смерти Кенни, когда тот попадает в ад. В песне поёт вокалист трэш-метал -группы Metallica Джеймс Хетфилд , однако музыкальное сопровождение принадлежит группе Мэтта Стоуна и Трея Паркера DVDA . «Paramount Pictures» заявляли, что в песне поёт Трей Паркер, однако в марте 2000 года Хэтфилд на сайте Metallica.com подтвердил, что в песне поёт он. Несмотря на сотрудничество, создатели «Южного парка » позже высмеяли группу «Metallica» в серии 709 «Тяжёлый христианский рок ».
  • «The Mole’s Reprise». Песня, которую во время смерти Крота поют Крот и Кайл Брофловски .

Песня «Kyle’s Mom’s a Bitch» впервые прозвучала в эпизоде первого сезона «Южного парка» «Мистер Хэнки, рождественская какашка », но в ре минор.

Также следует отметить, что в одном из трейлеров фильма звучала песня «The Breeders » «Cannonball».

Прочие факты

Примечания

Ссылки

  • Сценарий «South Park: Bigger, Longer & Uncut» (англ.)

Стихи разных лет

Где б ни был ты, принадлежи себе

Всегда себя ловлю на этом слове я.

И не пытайся диктовать Судьбе

Какие бы то ни было условия.

Уходит время, вехами соря,

И остаёмся мы, уже не ведая,

А сколько их, по правде говоря,

Осталось дней, что за тобой последуют.

Угрюмо чертит осень за окном

Свои замысловатые каракули.

Пролился дождь, как окоём вверх дном, -

И стёкла, не укрытые, заплакали.

Природа тоже ищет смысл в борьбе -

В том убеждались и зимой, и летом мы…

Теперь я не принадлежу себе,

И радуюсь, насколько можно, этому.

Жить. Прижиться. И отважиться,

Словно бабочки у Шумана.

И нечаянно окажется,

Что вот так всё и задумано…

Время быстро растворяется,

Но всегда во что-то рядится -

То смешит, то притворяется,

То сулит, что всё уладится.

Но приходит вдруг взросление,

И Судьба - твоя попутчица.

И другое поколение

На твоих ошибках учится.

Ну, а дней - не строй, а месиво,

Только жизнь строкою строчится.

Хоть порою жить невесело,

Но, скажу вам, очень хочется…

Хронологии

Минутная слабость.

Часовая готовность.

Суточная проверка.

Недельная командировка.

Месячная зарплата.

Годовая отчётность.

Пожизненный срок.

Секундная остановка сердца.

И - вечное блаженство…

А где-то - первый крик.

Вторая реальность.

Третья молодость.

Четвёртое измерение.

Пятый угол.

Шестое чувство.

Седьмое небо.

Последний путь.

И опять - вечное блаженство…

Не возвращайтесь в старые места,

Где вас не ждут, хотя и будут рады.

Там жизнь текла, парадна и проста,

там было всё - и кривда, и награды.

А может, это просто миражи,

По прошлому тупая ностальгия -

Теперь пойди, попробуй, докажи,

Что раньше были времена другие.

Есть в прошлых днях неповторимость сна.

И всё же, этим зря не обольщайтесь.

И если жизнь сегодня вам тесна -

Тем более, тогда, не возвращайтесь.

Пришла пора за всё держать ответ -

За все свои прошедшие года,

За все капризно сказанные «НЕТ»,

За все игриво брошенные «ДА».

Но всё равно: как будто с плеч гора,

Гордыня всем содеянным согрета.

Ты чувствуешь: уже пришла пора…

А вот душа ещё не верит в это.

Сам не знаю, чего хочу я,

Сам не знаю, куда иду.

Может, просто, как зверь, почуял

Приближающуюся беду.

Может, это мною подслушано

У Судьбы в откровения миг,

Может быть, это просто отдушина,

Или всё это, может, от книг.

От того многолетнего чтения

Для души. Чтоб была не стара.

Но не думаю, что предпочтения

Поменять мне настала пора.

Виноват, не исправлюсь…

Хоть и всё загублю,

Но себе я оставлю

Только то, что люблю.

То, чем жил всю дорогу,

Тешил душу и жил…

Может, смысла не много

В том, чем я дорожил.

Только не променяю

Я ни года, ни дня…

И поэтому, знаю,

Вы простите меня.

Слова молчат. Иль, друг за друга прячась,

Зовут вернуться в прошлое. Оно,

Сегодня откровенно обозначившись,

Похоже так на старое кино,

Где ленты перепутаны на склейке -

Сплошной абсурд, а смысл, как сон дурной,

В котором жизнь не стоит ни копейки…

Но жизни, к сожаленью, нет иной.

Ни отпущение грехов,

Ни посвящение стихов,

Ни тихое грехопадение,

Ни блеск святого поведения,

Ни смысл борьбы,

И ни борьба без смысла -

Как знак Судьбы.

Но почему так кисло,

И извлекать полезные уроки

Там, где уже погребены пророки.

Всё в мире изменяется. И пусть

В движении своём не остановится,

И пусть случится так, что просто грусть

Несбыточною радостью становится.

И жизнь, плоха она, иль хороша,

Помедленнее тоже укорачивается.

Но главное: от тела пусть Душа,

Как можно дольше здесь, не отворачивается.

Много раз моя жизнь перечитана

Мной от самой первой строки -

Ничего-то в ней нет нарочитого

Разным мнениям вопреки.

Будто время былое скукожилось,

Дни, как оттиски старых клише, -

Что-то сгинуло, что-то о тжило,

Что-то болью застряло в душе.

И на завтрашний день ли рассчитывать,

Или прошлого память спасать.

Много раз можно жизнь перечитывать,

Но нельзя её переписать.

Опять ноябрь нашёптывает скупо -

Дождь моросит, и нет ему конца.

Развеселил бы кто-то, хоть и глупо,

Или плеснул хорошего винца,

Чтоб захмелеть, и мчаться без оглядки

Туда, где нет ни книжек, ни газет,

Чтобы махнуть рукой на беспорядки

Там, где порядка не было и нет.

И оправдать любое искушенье,

Передоверив всё календарю…

И знать, что я имею отношенье

К тому, о чём сегодня говорю.

Я сам себе придумал правила,

А после сделал исключения.

И жизнь меня тихонько правила,

Читала мне нравоучения,

Учила долго уму-разуму,

В душе надеясь, что не струшу…

Жаль только: не смогли ни разу мы

С ней заглянуть друг другу в душу.

Гудит досужая молва:

Ничтожен мир. И мы ничтожны.

Но почему так осторожны

В тоске рождённые слова.

Не обессудь. Природы суть

Наивна, если не мятежна.

Я говорю об этом нежно,

И продолжаю бренный путь,

Где каждый день обыкновенный

Далёк от радостей покоя.

Но где, скажите, во вселенной

Ещё отыщется такое…

А письма пропадают, как назло, -

И адресат потерян. В длинном списке,

Кому с моим письмом не повезло,

Немало дорогих людей и близких.

А письма пропадают, как назло.

И объясненья нет тому явленью:

Способствовал, однажды, появленью

Двух слов лишь «Не уверен - не пиши»…

И объясненья нет тому явленью.

Я сам с собой любил поспорить,

И сам себя повеселить.

То был я сам с собою в ссоре,

То сам себя хотел простить.

Но вот оно, пришло прозренье,

И мир открылся от начал,

Дыханье новое и зренье

Познал - и сразу закричал.

Исчезла слепота глухая,

стал чуток слух и глаз остёр:

там столько лет, не затухая,

горит немыслимый костёр…

Вот здесь бы и конец той сказки.

Но, откровенно говоря,

Ведь зря устраивал я пляски

Вокруг того костра. Ох, зря…

Что осталось от того пророчества?

Вкус воды? А может, цвет огня?

Или смысл двойного одиночества,

Свившего гнездо внутри меня?

Я его носитель и проситель,

Я его хранитель и транжир.

Потому прошу: меня простите,

Если что неправильно сложил

В этой жизни, полной зла и блеска.

Так воздастся пусть на небесах -

В виде полной меры иль довеска

На незримых праведных весах…

Анатолий Иосилевич, 1983-2013.

45-я параллель, 2013.

Это один из последних фильмов Стэнли Кубрика . С момента выхода предыдущей картины постановщика «Сияние » прошло много времени. Таков уж Кубрик. Он никогда не шел ни у кого на поводу. Несмотря ни на что. Делал то, что его привлекало. Вот и пришло время его фильма про Вьетнам (Цельнометаллическая оболочка). Накануне прогремел «Взвод» Оливера Стоуна. Но это же Кубрик! И не проводите параллелей, какой вышел раньше и тому подобную чепуху. Вам ведь должно быть известно, насколько мастер скрупулезен. Ведь работа над картиной начала вестись с самого восьмидесятого года.

Можно сравнивать данную ленту с тем же «Взводом » и «Апокалипсис сегодня ». Но в смысле наполнения. И опять это будет совсем нелегко сделать. Потому что такого фильма про войну точно нет. Это гарантировано. Прежде всего, Кубрик не вылетает никуда из своей любимой Англии. Но это ничуть не сковывает его творческий потенциал. Ведь есть декорации! На то оно и кино. Но я очень поразился, когда узнал, что фильм о Вьетнаме не снимается хотя бы в Таиланде. Вообще даже не в тропиках. Не каждый сможет пойти на такое.

И когда я узнал о данном факте, то всеми силами высматривал прорехи. Это не просто ляп или прочая хрень. Все же хочется наблюдать естественные условия, если уж они заявлены. А картины про Вьетнам никак не может быть без джунглей. Понятно, что первая часть фильма прокатывала. Там ведь учебка в Штатах.

Но, оказывается, что не обязательно показывать джунгли в фильме «Цельнометаллическая оболочка»! Достаточно поместить в кадр парочку пальм. И перенести действие в городские условия. Это прямо новое направление. Пару раз я вздыхал, понимая что будет совсем не то. Но я ошибался.

Городские бои получились не менее реалистичными и захватывающими, чем поливка вьетконговцев напалмом. И это действительно захватывает. Черт возьми, даже очень. Город не менее страшен, чем джунгли.

Так что со всем подобным Кубрик разобрался на раз-два. И я еще сомневался. Большего педанта просто не найти в мире кино. Ему класть на всех. Он будет доводить свое детище до идеала до самого конца. А потом просто начнет заниматься другим проектом.

Никого не удивлю, сказав, что фильм делится на две части. Прежде всего, это учебка. Именно с нее начинается картина. Звучит популярная мелодия. Даже немного позитивно. А потом в дело вступает сержант (какой-то там) Хартман в исполнении Ли Эрми. И это, я скажу вам, совсем не шутки. Написать такие монологи на бумаге совершенно невозможно. Придумать такие выражения, не имя практического опыта, также нельзя. Надо пережить подобное.

Происходит знакомство с героями. При первом просмотре я никого не знал. На это и рассчитывал режиссер. Надо показать неизвестных парней. Все получилось. Но когда я смотрел фильм повторно, совсем недавно, то уже не попался на эту удочку. Конечно, не все впоследствии стали знаменитыми актерами. Но Винсента Д’Онофрио никак нельзя игнорировать.

Я его помнил по роли Роберта Говарда. А теперь, смотря на эти бешеные глаза, я вижу рядового Гомера Кучу. Сыграл очень убедительно. Да еще и вес набрал. Уже имея внушительную массу. Хотя при его росте она не смотрелась такой уж страшной. Сегодня ему бы могли дать «Оскара». Или хотя бы номинировать, что было бы точно. Великолепное исполнение.

Когда по ходу развития сюжета казалось, что все будет довольно положительно, зрителю буквально стреляют в голову. Той самой пулей, название которой есть в заголовке картины. Поворот страшен и неожиданен.

Потом начинается переходный период. Первые сцены в городе подготавливают зрителя ко второй части ленты. Шутник спокойно проживает свои часы, скучая. Он восхищается демонстрацией боевых искусств, снимает шлюх. Кстати, сцена секса с одной из них была вырезана. И нет никакой режиссерской версии, которая покажет это зрелище. Это же Кубрик. Пока он жив, монтаж находится под его контролем. Если что-то вырезано, то забудьте об этой сцене вообще. Интересно, каким фильмом мог стать «С широко закрытыми глазами », если бы режиссер прожил пару месяцев после выхода картины?

Не имеется и еще одной сцены. Но она правда ужасна. И более походит для второй части фильма. Когда в буддийский Новый год происходит нападение гуков, Шутник начинает строчить из пулемета. А потом направляется к своему другу Ковбою. С этого момента и начинается война. Здесь блистает Адам Болдуин. Животное. Так зовут его персонажа.

Когда ситуация страшно критическая, нужна решимость. Многие при ЧП теряют контроль над собой. Есть люди, которые созданы для таких моментов. И герой Болдуина таков. Когда положение становится критичным, он берет все в свои руки. Альфа-самец и все такое.

После всего напряжения и взрывов Шутник подводит итог. Да, он по уши в говне. Но он жив. И он не боится.