Водевиль примеры произведений. Значение слова водевиль в словаре литературоведческих терминов

Водевиль примеры произведений. Значение слова водевиль в словаре литературоведческих терминов
Водевиль примеры произведений. Значение слова водевиль в словаре литературоведческих терминов

Вопреки расхожему заблуждению водевиль начала XX века не имел отношения к Парижу и женщинам в пышных платьях и чулках. Он объединял множество видов театрального искусства и не был напрямую связан с сексуальностью. Само слово действительно имеет французское происхождение, но как тип представления водевиль появился в США и Канаде в 1880-х - 1930-х годах.

Зарождение жанра

В 1840-х Америка уже имела свой «народный театр» - менестрель-шоу, в котором загримированные белые актёры разыгрывали сценки из жизни чернокожих. В то время мужское население США смотрело непристойно-юмористические представления в закрытых клубах с участием танцовщиц и гимнасток, а провинциальную аудиторию развлекали странствующие лекари. Только водевилю удалось объединить предпочтения разношёрстной аудитории в одном шоу.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_22.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Сцена «Спальный вагон» из водевиля. Март 1904 года. Из архива библиотек Вашингтонского университета."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_23.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Сцена со стрельбой из водевиля. Из архива библиотек Вашингтонского университета."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_24.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Хористы из акта «Кавалеры», 1911 год. Из архива библиотек Вашингтонского университета."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_01.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Лью Кристенсен, Вильям Кристенсен, Вайора Стони и Миньон Ли в костюмах из водевиля Mascagno Four. Примерно 1925–1929 гг. Цифровой архив семьи Кристенсен."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_02.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Лью Кристенсен, Вильям Кристенсен, Вайора Стони и Миньон Ли в венецианских костюмах для акта в водевиле Mascagno Four. Примерно 1927–1934 гг. Цифровой архив семьи Кристенсен."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_03.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Лью и Вильям Кристенсен с тремя танцовщицами во время тура водевиля, 1926 год. Цифровой архив семьи Кристенсен."}

Главное развлечение американца

Первым американским водевилем считают бостонский театр Vaudeville Saloon (1840 год). Неизвестно, что именно там показывали, но посетителями этого салуна были в основном мужчины. К концу XIX века благосостояние американцев заметно выросло, а вместе с ним - и спрос на развлечения. В 1881 году американский импресарио, артист эстрады и «отец водевиля» Тони Пастор ввёл формат семейного шоу в нескольких нью-йоркских театрах. Другие эстрадные менеджеры оценили его задумку и пришли к простому заключению: чем больше аудитория, тем больше выручка.

Следующий шаг сделал Бенджамин Ф. Кейт, который построил несколько театров водевиля в Бостоне. В 1885 году к нему присоединился импресарио Эдвард Франклин Элби, и вместе они создали сеть театров и билетных касс по всей стране. Предприниматели установили настоящую монополию на водевили.

Смотрители и церемониймейстеры раздавали посетителям карточки с советами: «Джентльмены будут любезны не держать сигары или сигареты во рту внутри здания».

С развитием городов водевили стали главным атрибутом американской культурной жизни начала XX века. Каждое представление длилось около двух часов и состояло примерно из десяти-двенадцати актов, не связанных по сюжету. Каждую сценку исполняли артисты разных видов театрального и циркового искусства: акробаты, жонглёры, актёры-комики, танцоры, маги - все, кто мог удерживать внимание аудитории дольше трёх минут. Это было чем-то вроде шоу талантов, которое должно было смешить и удивлять. И не так уж важно, в какое время зритель заходил в театр. Автор книги «Американский водевиль глазами современников » Чарльз Стейн цитирует Кейта: «Зал всегда заполнен людьми, шоу в самом разгаре, всё яркое, весёлое и зазывающее».

Особое внимание уделялось зданиям театров. В их оформлении архитекторы старались придерживаться стандартов изысканности и роскоши, несмотря на то, что вход туда был открыт кому угодно (правда, за деньги). Во время представлений в театре придерживались строгих порядков. Смотрители и церемониймейстеры раздавали посетителям карточки с советами: «Джентльмены будут любезны не держать сигары или сигареты во рту внутри здания», «Пожалуйста, не разговаривайте во время акта, так как это раздражает зрителей вокруг и мешает им слушать представление».

К концу 1920-х водевиль был на пике популярности - представления посещали около двух миллионов зрителей ежедневно. В 1925 году сеть Кейта-Элби объединяла 350 театров, в которых работало около 20 тысяч человек.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_11.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Вход в театр Кейта. Филадельфия, примерно 1907 год. Коллекция Джорджа Грантама Бейна."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_12.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Импресарио Эрнст Робэр и его салун на Манхэттене. Примерно 1908 год. Коллекция Джорджа Грантама Бейна."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_14.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Театр Majestic, Детройт, Мичиган. Из архива Shorpy."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_05.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Труппа Kiwanis Follies на сцене. Театр города Хокиам. WA/Flickr."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_07.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Пять сестёр Амес. Театр города Хокиам, 1929 год. WA/Flickr."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_13.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Певицы водевиля сёстры Брокс. 1924 год. Из архива Shorpy."}

Кино против водевиля

Эпоха радиовещания и доступность недорогих приёмников, а со временем - появление кинотеатров и телевидения отвлекли массовую аудиторию от эстрадного жанра. Владельцы театров оценили высокую рентабельность кино - теперь не нужно было платить за работу артистов и музыкантов, свет, декорации. Хотя, по иронии, именно в водевилях с 1895 года начали показывать немые фильмы.

В 1934 году закрылся последний из лучших театров водевиля The New York Palace. Многие актёры тогда ушли в кинематограф, где платили больше и условия работы были лучше. Но остались и те, кто продолжал работать в городских театрах и развлекать американскую публику.

Сейчас театры водевиля существуют для того, чтобы привлечь туристов или сохранить семейное дело. Например, техасский водевиль Esther’s Follies , открытый ещё в 1977 году, показывает представления во всех штатах. А в начале 2000-х группа историков из американских университетов выиграла грант на разработку виртуального водевиля , который не даст забыть о главном американском развлечении начала XX века.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_19.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Водевиль продюсеров Фанчон и Марко. Из архива библиотек Вашингтонского университета."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_20.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Водевиль продюсеров Фанчон и Марко. Из архива библиотек Вашингтонского университета."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_17.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Эмма, танцовщица труппы Hoffman Girls. Из архива университета Уэйк Форест."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_16.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Hoffman Girls, танцовщицы водевиля. Из архива университета Уэйк Форест."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/vaudeville_18.jpg", "alt": "Vaudeville", "text": "Труппа Макса Хоффмана ставит спектакль «Шахерезада». Из архива университета Уэйк Форест."}

ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville), жанр легкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, куплетами, танцами.

Водевиль возник и сформировался во Франции (собственно, само название происходит от долины реки Вир в Нормандии, – Vau de Vire, – где в 15 в. жил народный поэт-песенник Оливье Басслен). В 16 в. «водевилями» называли насмешливые уличные городские песенки-куплеты, как правило, высмеивающие феодалов, ставших в эпоху абсолютизма главными врагами монархической власти. В первой половине 18 в. водевилями стали называть куплеты с повторяющимся рефреном, которые вводились в ярмарочные представления. В тот период жанр так и определялся: «представление с водевилями» (т.е., с куплетами). К середине 18 в. водевиль выделился в отдельный театральный жанр.

Ранний водевиль тесно связан с синтетической ярмарочной эстетикой: буффонадой, пантомимой, эксцентрическими персонажами народного театра (Арлекином и др.). Его отличительной чертой была злободневность: куплеты исполнялись, как правило, не на оригинальную музыку, а на знакомые популярные мелодии, что, несомненно, давало возможность подготовки нового представления за очень короткие сроки. Это придавало водевилю необычайную мобильность и гибкость – не случайно первый расцвет водевиля приходится на годы Французской буржуазной революции(1789–1794). Возможность немедленного отклика на происходящие события сделала водевиль агитационным орудием революционной идеологии. После революции водевиль утрачивает пафос и злободневную остроту; однако, популярность его не падает, но, напротив, – увеличивается. Именно в водевиле проявляется страсть к шутке, каламбуру, остроумию, что, по выражению А.Герцена, «составляет один из существенных и прекрасных элементов французского характера». К началу 1790-х популярность водевиля во Франции настолько велика, что группа актеров театра «Комеди Итальенн» открывает театр «Водевиль» (1792). Вслед за ним открываются и другие водевильные театры – «Театр Трубадуров», «Театр Монтансье» и др. А сам жанр постепенно начинает проникать и в театры других жанров, сопровождая постановки «серьезных» пьес. Наиболее известные французские авторы водевилей – Эжен Скриб (написавший в 18 в. – самостоятельно и в соавторстве с другими писателями более 150 водевилей) и Эжен Лабиш (19 в.). Примечательно, что водевили Скриба и Лабиша сохраняют свою популярность и в настоящее время (советский телевизионный фильм Соломенная шляпка по пьесе Э.Лабиша с удовольствием смотрят зрители не один десяток лет).

Французский водевиль дал толчок развитию жанра во многих странах и оказал существенное влияние на развитие европейской комедии 19 в., причем не только в драматургии, но и в ее сценическом воплощении. Основные принципы структуры жанра – стремительный ритм, легкость диалога, живое общение со зрителем, яркость и выразительность характеров, вокальные и танцевальные номера – способствовали развитию синтетического актера, владеющего приемами внешнего перевоплощения, богатой пластикой и вокальной культурой.

В России водевиль появился в начале 19 в., как жанр, развивающийся на основе комической оперы. В формирование русской драматургической школы водевиля внесли свой вклад А.Грибоедов, А.Писарев, Н.Некрасов, Ф.Кони, Д.Ленский, В.Соллогуб, П.Каратыгин, П.Григорьев, П.Федоров и др. Чрезвычайно богата и сценическая история русского водевиля. Широко известна плеяда блестящих русских комедийных актеров, у которых водевиль составлял основу репертуара: Н.Дюр, В.Асенкова, В.Живокини, Н.Самойлов и др. Однако в водевилях с огромным удовольствием и не меньшим успехом работали и крупнейшие актеры реалистического направления: М.Щепкин, И.Сосницкий, А.Мартынов, К.Варламов, В.Давыдов и др.

Однако к концу 19 в. водевиль практически сходит с русской сцены, вытесненный как бурным развитием реалистического театра, так и – с другой стороны – не менее бурным развитием оперетты. На рубеже 19–20 вв., пожалуй, единственным заметным явлением этого жанра были десять одноактных пьес А.Чехова (Медведь , Предложение , Юбилей , Свадьба и др.). Несмотря на отказ от традиционных куплетов, Чехов сохранил типично водевильную структуру своих одноактных пьес: парадоксальность, стремительность действия, неожиданность развязки. Тем не менее, в дальнейшем А.Чехов уходит от водевильной традиции, в своих поздних пьесах разрабатывая драматургические принципы совершенно нового типа комедии.

Некоторое оживление российской водевильной традиции можно обнаружить в 1920–1930, когда в этом жанре работали А.Файко (Учитель Бубус ), В.Шкваркин (Чужой ребенок ), И.Ильф и Е.Петров (Сильное чувство ), В.Катаев (Квадратура круга ) и др. Тем не менее, дальнейшего развития в чистом виде водевиль не получил, в 20 в. гораздо большей популярностью пользовались иные, более сложные комедийные жанры – социально-обличительная, эксцентрическая, политическая, «мрачная», романтическая, фантастическая, интеллектуальная комедия, а также – трагикомедия.

Татьяна Шабалина

ВОДЕВИЛЬ

- (от франц. vaudeville) - вид комедии: пьеса развлекательной направленности с занимательной интригой и незатейливым бытовым сюжетом, в которой драматическое действие сочетается с музыкой, песнями, танцами.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВОДЕВИЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВОДЕВИЛЬ в Литературной энциклопедии:
    . — Слово происходит от французского «val de Vire» — Вирская долина. Вир — река в Нормандии. В XVII столетии …
  • ВОДЕВИЛЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. vaudeville от vau de Vire - долина р. Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены народные песенки-водевиры), …
  • ВОДЕВИЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. vaudeville), лёгкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина В. - Франция. Название происходит от долины р. Вир (Vau …
  • ВОДЕВИЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Франц. слово Vaudeville происходит от слова Vaux-de-Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта Оливье Басселена, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское vaudeville, от vau de vire, буквально - долина реки Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены народные …
  • ВОДЕВИЛЬ
    [французское vaudeville] 1) уличная городская песенка 1 6 в. во франции; 2) небольшая театральная пьеса легкого, комедийного характера с куплетами …
  • ВОДЕВИЛЬ в Энциклопедическом словарике:
    , я, м. Короткая комическая пьеса, обычно с пением. Водевильный - относящийся к водевилю, водевилям; наподобие водевиля. ||Ср. МЮЗИКЛ …
  • ВОДЕВИЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    [дэ], -я, м. Короткая комическая пьеса, обычно с пением. II прил. водевильный, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОДЕВ́ИЛЬ (франц. vaudeville, от vau de Vire - долина р. Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены нар. …
  • ВОДЕВИЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Франц. слово Vaudeville происходит от слова vaux-de-Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта Оливье Басселена, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    водеви"ль, водеви"ли, водеви"ля, водеви"лей, водеви"лю, водеви"лям, водеви"ль, водеви"ли, водеви"лем, водеви"лями, водеви"ле, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    [дэ], -я, м. Пьеса легкого комедийного характера с занимательной интригой, в которой диалоги чередуются с пением куплетов и танцами. Сюжет …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Музыкальная …
  • ВОДЕВИЛЬ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. vaudeville) 1) уличная городская песенка во Франции 16 в.; 2) пьеса легкого, комедийного характера с куплетами и танцами; …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. vaudeville] 1. уличная городская песенка во франции 16 в.; 2. пьеса легкого, комедийного характера с куплетами и танцами; 3. …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. зрелище, …
  • ВОДЕВИЛЬ в словаре Синонимов русского языка:
    водевильчик, зрелище, телеводевиль, фарс, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Короткое драматическое произведение легкого жанра с занимательной интригой, песенками-куплетами и танцами. 2) устар. Шутливая водевильная песенка, шутливые …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    водев`иль, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    водевиль, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Орфографическом словаре:
    водев`иль, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    короткая комическая пьеса, обычно с …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре Даля:
    муж. , франц. драматическое зрелище с песнями, пением, а опера и оперетка вся положена на музыку. Водевильный, относящ. к водевилю …
  • ВОДЕВИЛЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. vaudeville, от vau de Vire - долина р. Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены народные песенки-водевиры), …

Водевиль это название восходит к наименованию долины реки Вир, в Нормандии (Val de Vire), где в начале 15 века жил суконщик Оливье де Баслен, искусный слагатель сатирических песен. Возможно также происхождение от названия городской песни - voix de ville («городские голоса»). Водевиль - легкая комедийная пьеса с анекдотичным сюжетом, в которой диалог и драматическое действие, построенное на незамысловатой интриге, сочетаются с песнями-куплетами, музыкой, танцами. Первоначально песни водевилей не имели отношения к драматическому искусству. Лишь в первой половине 18 века французские писатели стали вставлять популярные песенки этого рода в свои одноактные пьески для ярмарочных театров (Л.Фюзелье, А.Р.Лесаж, Ж.Ф.Реньяр и др.). К середине 18 века стихотворная форма водевиля изменилась: песня превратилась в куплет, и во французской драматургии появились образцы комедии с завершением актов, в особенности последнего, небольшими песенками-куплетами. Финальные песни комедии П.О.Бомарше «Женитьба Фигаро» (1784) также называли водевиль. Так возникли «комедии водевиля» и «комедии, украшенные водевилями». Как самостоятельный вид драматургии водевиль сложился в период Французской революции. После издания Законодательным собранием декрета 1791 о свободе публичных зрелищ в Париже П.А.О.Пинс и П.И.Барс открыли в 1792 профессиональный Театр-водевиль для постановки пьес исключительно этого жанра, вслед за которым появились и другие водевильные театры - Театр Трубадуров, Театр Монтажье. Со временем водевиль, утратив сатирический пафос и превратившись в развлекательный жанр, стал разновидностью европейской комедиографии. Э.Скриб (1791-1861) канонизировал жанр во Франции и создал около 150 таких пьес. Основными темами Скриба были семейные добродетели и предприимчивость.

Водевиль в России

В России водевиль появился в первые десятилетия 19 века под влиянием французского, разделившись на два типа: оригинальный русский водевиль, вложивший в национальную французскую форму русское содержание, и переводной, полностью сохранивший традиции и основные темы европейского жанра. Первые образцы оригинального русского водевиля, создававшегося в 1812-30, принадлежат А.А.Шаховскому («Казак-стихотворец», пост. 1814, изд. 1815; «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», пост. 1814, изд. 1816; «Крестьяне, или Встреча незваных», пост. 1814, изд. 1815). В. писали также Н.И.Хмельницкий («Бабушкины попугаи», 1819; «Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра» 1821), А.И.Писарев («Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье», 1824; «Хлопотун, или Дело мастера боится», 1825). Развитие русского водевиля с 1830 продолжалось в двух направлениях. С одной стороны, появилось немало чисто развлекательных водевилей с типичным сюжетом и заурядностью образов; с другой - наметилось появление, отмеченных демократическими тенденциями. Среди авторов этого времени немало любителей-актеров и режиссеров. Некоторые водевили, созданные непрофессиональными драматургами 1830-40, заняли прочное место в комедийной литературе: «Лев Гурыч Синичкин» (пост. 1839, изд. 1840), «Жених нарасхват» (1840) Д.Т.Ленского; «Студент, корнет, артист и аферист» (1840), «Петербургские квартиры» (1840) Ф. А.Кони; «Шила в мешке не утаишь-девушки под замком не удержишь» (1841), «Актер» (1841) Н. А.Некрасова; «Булочная» (1841), «Чудак-покойник» (1842) П.А.Каратыгина; «Дочь русского актера» (1844), «Складчина на ложу в итальянскую оперу» (1843) П.И.Гришрьева. Действующими лицами этих водевилей были помещики, купцы, чиновники, дворяне-меценаты, продажные политики. При этом поздний классический водевиль сблизился с серьезной бытовой комедией и комедией характеров, что привело к разрастанию прозаического текста за счет стихотворного и к освобождению куплета от драматических функций. Водевиль все больше терял жанровые черты. Во второй половине 19 века водевиль почти полностью исчез из репертуара русского театра. Особняком стояли одноактные пьесы А.П.Чехова («О вреде табака», 1886; «Медведь», 1888; «Предложение», 1888; «Юбилей», 1892; «Свадьба», 1890 и др.), развивающие традиции русского водевиля. Элементы водевильного построения сюжета (парадоксальность, стремительность действия, внезапность развязки) встречались в сатирических миниатюрах Л.Андреева, В.Катаева и др.

Слово водевиль произошло от французского vaudeville.

Водевиль - это жанр из мира драматургии, который имеет характерные, узнаваемые признаки. С уверенностью скажем, что он является «прадедушкой» современной эстрады. Во-первых, это очень музыкальная пьеса, насыщенная танцами и песнями. Во-вторых, это всегда комедия.

Водевиль - это также и театральная пьеса, созданная в данном жанре. Сюжет ее бесхитростный и легкий. Конфликт строится на забавной интриге и разрешается счастливым финалом.

История

Любопытно происхождение столь необычного слова. Историки утверждают, что родилось оно в пятнадцатом веке в Нормандии, близ реки Вир. Там жили поэты, сочинявшие народные песни, которые именовались val de Vire, в переводе - «Вирская долина». Позже слово изменилось на voix de ville (дословно «провинциальный голос»). Наконец во французском языке термин оформился в vaudeville, что значит «водевиль». Так назывались литературные творения, в которых события излагались через призму простодушного незамысловатого восприятия. Первоначально это были лишь уличные шуточные песенки, которые исполняли странствующие артисты. Лишь в восемнадцатом веке появились драматурги, которые, ориентируясь на характер этих песен, стали сочинять пьесы с подобными сюжетами и в сходной стилистике. Поскольку тексты были стихотворными, на них легко ложилась музыка. Однако актеры в процессе исполнения пьес много импровизировали, делали они это чаще всего в прозе, а потому драматурги тоже стали чередовать стихотворные куски текста с прозаическими.

Водевиль и оперетта

Искусствоведы говорят, что с этого момента у водевиля появилась младшая сестра - оперетта, которая, впрочем, очень скоро стала чрезвычайно популярной. В оперетте преобладало пение, а в водевиле - разговоры. За специализацией формы последовало некоторое различие в содержании. Водевиль - это не сатирическое, а, скорей, шутливое изображение быта и нравов людей среднего сословия. Комедийные ситуации в нем развиваются стремительно, бурно и нередко гротескно.

Особенности жанра

Одной из характерных черт произведений этого жанра являются постоянные обращения актера к зрителю во время действия. Также специфика водевиля - это обязательное повторение одних и тех же песенных куплетов. Особенности водевиля делали его желанной частью любого бенефиса. Актер, дающий такой спектакль, после серьезных драматических монологов может порадовать публику, представая в совершенно другом образе. Кроме того, водевиль - это прекрасная возможность продемонстрировать вокальные и танцевальные данные.

Влияние на культурные традиции

Водевиль в эпоху своего возникновения очень полюбился жителям разных стран и континентов, но в каждой культуре он пошел своим путем. В Америке, к примеру, из него вырос мюзик-холл и другие яркие, поражающие воображение шоу-программы. В России водевиль вызвал к жизни пьесы-шутки и комическую оперу. Совершенно водевильное содержание у некоторых блестящих произведений А. П. Чехова («Предложение», «Медведь», «Драма» и др.).

Образец русского водевиля

«Мельник - колдун, обманщик и сват» - искрометная комическая пьеса Александра Аблесимова в духе водевиля впервые разыгрывалась на сцене в 1779 году. Спустя двести лет ее с удовольствием ставят современные театры. Сюжет предельно прост: матушка крестьянки Анюты, рожденная дворянкой, но выданная замуж за крестьянина, всеми силами препятствует свадьбе дочери, избравшей себе в мужья крестьянского паренька. Не хочет брать его в зятья и отец девушки. Конфликт вызывается разрешить хитрый и предприимчивый мельник Фаддей. Поскольку деревенское поверье гласит, что все мельники - колдуны, Фаддей не упускает случая этим воспользоваться, считая, что ворожба - это не что иное, как обман. Он становится сватом и, находя к каждому свой «ключик», успешно убеждает родителей Анюты, что лучшего зятя им не сыскать. В этой забавной комедии положений есть все, что включает в себя значение слова «водевиль».