Вишневый сад настоящее и будущее. Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад

Вишневый сад настоящее и будущее. Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад

Внешним сюжетом пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” служит продажа за долги имения Раневской, конец сложившегося жизненного уклада дворянской семьи. Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, не понимающие происходящих вещей или понимающие их очень неправильно, связан с судьбами нескольких поколений – прошлого, настоящего и будущего России.
Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей. Можно сказать, что вся пьеса “Вишневый сад” устремлена к будущему родины.

/> Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи “Вишневого сада”. Каждый из них живет в настоящем, но для одних это – завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия). Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом.

Для других (Аня, Петя Трофимов) это – только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.
В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения. О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход… Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т. д.
От настоящего в будущее в “Вишневом саде” открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. “Да, время идет”, – замечает сам Лопахин.
Итак, “Вишневый сад” – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. “Вся Россия наш сад”, – говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого…”
Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, мертвой дворянской культуры. “Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…” – произносит в своем монологе Петя Трофимов.
Мне кажется, что именно в этих словах заключается идея пьесы. Конец прошлому – вот ее основной смысл. С этим в “Вишневом саде” связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: “Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…

Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!”
А вот Гаевы, Раневские, кажется, не задумываются о жизни, жизни уходящей и будущей. Для них не оказывается бедой даже та ужасная драма, которая разыгрывается в связи с продажей их родного имения. Мне кажется, все это происходит по той причине, что у таких героев, как Раневская и Гаев, вообще не может быть ничего серьезного, ничего драматического в жизни.

Именно поэтому, на мой взгляд, с Раневской и, конечно, Гаевым связана комедийная, сатирическая основа “Вишневого сада”.
И потому эти представители прошлого не заслуживают красоты будущего, о которой говорит Петя Трофимов. Раневскую и Гаева и представителями-то можно назвать лишь с натяжкой. Они лишь призраки, которые не смогут оставить после себя даже долговечной памяти.
Потому, что герои в “Вишневом саде” четко делятся на две группы, они как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их…
На самом деле, время – еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе. Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение.

Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе.

Очевидна, поскольку сам А. П. Чехов осознавал, что “все давно состарилось, отжило” и только ждет “начала чего-то молодого, свежего”. И писатель с радостью прощался с ненавистным ему прошлым. “Прощай, старая жизнь!” – звенит в финале “Вишневого сада” молодой голос Ани, голос новой России, голос Чехова.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова “Вишневый сад” I. Вступление “Вишневый сад” был написан в 1903 году, в эпоху, во многом переломную для России, когда кризис старых поряд­ков уже обозначился, а будущее еще не определилось. II. Главная часть 1. Прошлое представлено в пьесе персонажами старшего поколения: Гаевым, Раневской, Фирсом, но о прошлом гово­рят […]...
  2. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” вышла в свет в самом начале XX века и является своего рода итоговым произведением А. П. Чехова. В этой работе он наиболее ярко выразил свои размышления по поводу прошлого, настоящего и будущего России. Он сумел мастерски показать реальную обстановку в обществе накануне первой […]...
  3. В произведениях Чехова ярко отразилось русское искание веры, тоска о высшем смысле жизни, мятущееся беспокойство русской души, ее большая совесть. М. А. Булгаков Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении писателя – пьесе “Вишневый сад “. Чехов видел рост революционного сознания народа, его […]...
  4. Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении писателя – пьесе “Вишневый сад”. Чехов видел рост революционного сознания народа, его недовольство самодержавным режимом. Общедемократическая позиция Чехова сказалась в “Вишневом саде”: персонажи пьесы, находясь в больших идейных столкновениях и противоречиях, до открытой вражды не доходят. […]...
  5. Вся Россия – наш сад. А. Чехов. Вишневый сад. “Вишневый сад”, написанный в 1903 г., – последнее произведение Чехова, в котором он в очередной раз продемонстрировал нам чуткость к изменениям духа времени, подчас неуловимым, незамечаемым простым глазом. Вишневый сад – это сложный и неоднозначный образ – символ, который объединяет вокруг себя разновозрастных героев пьесы, связанных […]...
  6. Своей последней пьесе Чехов дал подза- головок – комедия. Но в первой постановке Московского художественного академическо- го театра еще при жизни автора пьеса пред- стала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно иметь в виду, что драма – это литературное произведение, рассчитан- ное на сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценное существование, выявит […]...
  7. Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о […]...
  8. Настоящее, прошлое, будущее в пьесе “Вишневый сад” Конец девятнадцатого – начало двадцатого – время из­менений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошло­го. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и Дети“. У него это яркий конфликт, […]...
  9. План Особенности драматургии Чехова Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы “Вишневый сад” Связь времен сегодня Особенности драматургии Чехова До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли […]...
  10. Драматические произведения Антона Павловича Чехова сложны и неоднозначны. По собственному признанию автора, написанные “вопреки всем правилам драматического искусства”, между тем на протяжении многих десятилетий не сходят со сцен театров мира. Чем же так привлекательна драматургия Чехова? Автор гениально сумел увидеть и отразить современное ему время, изменившиеся человеческие отношения. Ведь в чеховских пьесах мало динамики. Герои […]...
  11. Есть только миг между прошлым и будущим… Л. Дербенев Действительно, миг – между прошлым, которое не­возможно изменить, и будущим, к сюрпризам которого нельзя быть готовым заранее, – вот что такое наше настоящее. Время, данное нам, чтобы остановиться, за­думаться над своими ошибками, решить, что делать дальше, попытаться повлиять на свою дальнейшую судьбу. Но всегда ли мы […]...
  12. В преддверии революции у русских писателей не раз возникал вопрос о прошлом, настоящем и будущем России, о современниках, их реальных возможностях изменить жизнь к лучшему. В пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехов показал проблемы дворянства на примере дворянской усадьбы Раневской и Гаева. Их характеры во многом определяют дальнейшую судьбу их родового гнезда, объясняют причины их […]...
  13. Пьеса “Вишневый сад”, написанная А. П. Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблемы деятеля, отцов и детей, любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в одной теме – прошлое, настоящее и будущее России. В последней пьесе Чехова – один […]...
  14. Пьесу “Вишневый сад”, последнее драматическое произведение Антона Павловича Чехова, можно считать своеобразным завещанием писателя, в котором нашли свое отражение заветные мысли Чехова, его раздумья о прошлом, настоящем и будущем России. В основе сюжета пьесы лежит история дворянского поместья. В результате происходящих в русском обществе перемен прежние владельцы поместья вынуждены уступить место новым. Эта сюжетная канва […]...
  15. Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России. В последней пьесе Чехова – один центральный образ, определяющий всю […]...
  16. Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу рассказами, пьесами, повестями. Чехов создал множество рассказов, огромную коллекцию произведений, посвященных одной теме – теме России. Автор был поразительно щедро наделен талантом человечности. Он умел чувствовать чужую боль, умел сопереживать. Но для этого необходимо было видеть боль своего ближнего. Горький писал: “Он освещает скуку, нелепости, стремления, весь хаос […]...
  17. Джордж Бернард Шоу – крупнейший английский драматург конца XIX – начала XX века. Ему удалось вывести английскую драму из идейного и художественного тупика, характерного для 60-70-х годов XIX в. Он придал ей социальную остроту, проблемный характер и блестящую сатирически-парадоксальную форму. Среди многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1914 гг., выделяется “Пигмалион” (1913). Эта […]...
  18. Тема России подспудно вызревала в лирике Блока на протяжении всего его творчества. Наиболее полно свое отношение к судьбе России поэт выразил в цикле “Родина” (1907-1916). Эта тема росла в поэте по мере вызревания в нем человека, смело глядящего “в лицо миру”, все духовные силы которого были устремлены к свету – основе будущей жизни. Сам Блок […]...
  19. “Вишневый сад” – предсмертное гениальное создание Чехова – представляет собой смелое сочетание комедии с нежной и тонкой лирикой. Смех, свободный и веселый, пронизывает всю пьесу. Но не менее значительно в ней и лирическое начало. Чехов выступает творцом оригинальнейшего, новаторского жанра лирической комедии. Смеясь, человечество прощается со своим прошлым, с отжившими формами существования. Ушел в прошлое […]...
  20. За окном мелькают судьбы Жизней прожитых года… Викорук Д. Г. Вряд ли в средней полосе России найдется человек, который ни разу не пользовался услугами железной дороги, будь то простая поездка на дачу или путешествие к морю. Каждый раз, оказываясь на вокзале, ощущаешь благоговейный трепет перед поездкой. Российские железные дороги имеют длинную историю и славные традиции. […]...
  21. А. П. Чехов написал пьесу “Вишневый сад” в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность. Описание прислуги вызывает жалость, их неустроенность и бедность показывают беспросветность бытия простого народа. В центр всего произведения вынесен образ вишневого сада. Сад не живой герой, он […]...
  22. В “Вишневом саде” одной из затрагиваемых автором тем является тема прошлого, настоящего и будущего. Последний из этих временных пластов тесно связан с темой молодежи. В произведении это, прежде всего, образы Пети Трофимова и Ани. Петя Трофимов, пожалуй, единственный человек в пьесе, для которого будущее существует как осознанная реальность, как то, для чего он живет. Этот […]...
  23. ­Настоящее и будущее Тема будущего занимает важное место в творчества В. В. Маяковского, в особенности в произведениях, написанных в 1920-х годах. Не зря его называли художником-новатором и футуристом. Как в дореволюционный, так и в постреволюционный период писатель стремился высказать свои восторженные идеи и веру в светлое будущее. Ему, как футуристу, представлялось, что во второй половине […]...
  24. Каждого поэта, вошедшего в русскую классическую литературу, хочет он того или нет, последующие поколения критиков причисляют к определенному литературному течению. Так легче рассматривать творческое наследие, легче понимать произведения. Вот и мы не будем игнорировать принятую систему, чтобы проанализировать стихотворения Блока. Александр Блок остался в памяти потомков как выдающийся поэт-символист. Но не многие помнят тот факт, […]...
  25. Тема “Вишневого сада” – тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с появлением на арене общественной жизни России новой социальной силы – передовой интеллигенции. В пьесе показана неизбежность ухода с исторической сцены дворянства – уже отжившего, неприспособленного класса. Центральное место в пьесе занимают образы помещиков-дворян Раневской и […]...
  26. И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок – гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи “музыку революции”. В поэме “Двенадцать” Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в […]...
  27. Сравнение “Вся Россия – наш сад!” в пьесе Чехова “Вишневый сад” очень символично, ибо с той красотой вишневого сада, которая гибнет от стука топора, умирает и вся Россия. Образ сада – образ самой родины. Именно тема родины – внутренняя поэтическая тема “Вишневого сада”, этой глубоко патриотической пьесы, проникнутой от первой до последней строки страстной и […]...
  28. Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России. В последней пьесе Чехова один центральный образ, определяющий всю жизнь […]...
  29. Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: “Мы – дети страшных лет России”. Предчувствие “неслыханных перемен” и “невиданных мятежей” отбрасывало особый отблеск на […]...
  30. Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! А. Блок Цикл “На поле Куликовом” создан Блоком в период безвременья после поражения первой русской революции 1905 года. Он связан с осмыслением событий 8 сентября 1380 года – сражения на Куликовом поле между войсками хана Мамая и ратью Дмитрия […]...
  31. В центре пьесы Чехова “Вишневый сад” стоит вопрос о спасении вишневого сада – имения помещицы Раневской. Важно, что сад олицетворяет всю Россию. Таким образом, драматург ставит в своем произведении вопрос о том, возможно ли спасти “старую” Россию – дворянскую страну, с ее многовековым укладом, культурой, философией, мировоззрением. Можно сказать, что на протяжении всей комедии роль […]...
  32. В пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” многие персонажи в чем-то противостоят друг другу. Поэтому можно выделить контрастные пары героев с их контрастными убеждениями. Во-первых, “я выше любви” Раневской и “мы выше любви” Пети Трофимова. Для Фирса – все лучшее безвозвратно ушло в прошлое, Аня – безоглядно устремлена в будущее. Варя живет для родных, отрекаясь […]...
  33. В пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехов поднимает важнейшую социальную тему рубежа 19-20-х веков – тему гибели “дворянских гнезд”. В этом произведении отчетливо показано прощания новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, обреченным. “Старое” и “новое” время в пьесе символизируют герои: представители старой, патриархальной России – Раневская, ее брат Гаев, Симеонов-Пищик, человек нового времени – […]...
  34. Ход времени в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” – шаг в развитии Чехова-дра­матурга и писателя. Написана она в 1903 году. Это время вошло в историю как предреволюционное. В этот период многие прогрессивные писатели пытались осмыслить суще­ствующее состояние страны, найти выход из многочислен­ных противоречий, охвативших Россию начала XX столе­тия. По-своему пытался решить […]...
  35. Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив. А. П. Чехов Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в […]...
  36. Название пьесы символично. “Вся Россия – наш сад”,- сказано у Чехова. Эта последняя пьеса была написана Чеховым ценой огромного напряжения физических сил, и простое переписывание пьесы было актом величайшей трудности. Чехов закончил “Вишневый сад” накануне первой русской революции, в год своей ранней смерти (1904). Думая о гибели вишневого сада, о судьбе обитателей разоряющегося имения, он […]...
  37. “Вишневый сад” – последняя пьеса гениального Чехова. В ней нашли свое выражение философские размышления драматурга: о судьбе России – ее прошлом, настоящем и будущем; о современниках и потомках, о быстротечном времени, о предназначении человека. В центре пьесы находится судьба имения помещиков Гаевых. “Душой” этого имения является вишневый сад, с которым связаны воспоминания трех поколений героев: […]...
  38. Основными темами пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, молодой России с прошлым, с отживающим, устремленность к завтрашнему дню России – в этом заключается содержание “Вишневого сада”. Россия […]...
  39. Пьеса начинается с того, что помещица Раневская приезжает в свое имение, которое давно заложено и в случае неуплаты долгов будет продано с аукциона. Но Раневская, как и ее брат Гаев, ничего не предпринимает для спасения имения, прекрасного вишневого сада. Купец Лопахин предлагает разбить сад под участки, отдав их в аренду дачникам. Но Раневская и Гаев […]...
  40. Антон Павлович Чехов был великим гражданином России. Во многих его произведениях мы видим нашу Родину его глазами. Прежде, чем перейти к теме своего сочинения, я хотела бы рассказать о том, каким человеком был Антон Павлович. Главными своими врагами он называл ложь, лицемерие и произвол. Вся жизнь писателя была заполнена упорным, систематическим трудом. Прожив сорок четыре […]...
Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

Одним из самых уникальных и интересных творений Антона Павловича, в котором он объединил три периода жизни, является пьеса «Вишневый сад». В этом произведении автор соединил прошлое, настоящее и будущее. Действия произведения показывают, как на смену дворянства наступает купечество. Представляют прошлое такие персонажи как Раневская, Гаев и Фирс. Очень часто их воспоминания касаются старых времен, когда не было забот и они не переживали о деньгах. Для них был важнее, что-то более возвышенное нежели деньги и материальные блага.

Раневская даже не могла себе представить, что придется вырубить весь сад или продать его, для нее это было недопустимо. Ведь именно вишневый сад, являлся воспоминаниями о прошлом и ее жизни.

Гаев, не меньше переживал, для него была важна каждая мелочь. Автор ставит акцент на том как Гаев обращаемся со слезами к старому шкафу. Фирс в свою очередь не нуждался в отмене крепостничества. Он очень любил семью Раевской и Гаева, которым служил и относился с уважением. Его устраивали те порядки которые существовали ранее, как и других представителей того времени.

Лопахин один из тех представителей, для которых важны деньги, они имели огромное значение для него. Родился и рос он в простой семье. Его отец был простым торгашам в лавке. Но это не помешало ему добиться больших успехов и своими собственными усилиями он сколотил себе огромное состояние. Как и многие другие в Вишневый сад был всего лишь источником материальной выгоды и не более того.

Избавиться Раневской он ее плачевного состояния помогает Ермолай. Благодаря его уму и находчивости он смог создать огромный проект. Этому поколению, была важна материальная выгода. Но это не повод избежать настоящее, которое их настигало.

А.П. Чехов, показывает какое изменчивое и смутное может оказаться будущее. К этому поколению автор относит таких персонажей как Анна, Варя, Пётр, Дуня горничная и Яшка лакей. Но несмотря на то что представители ушедшего поколения были во многом схожи, наступающее поколение было абсолютно разным. Все эти герои были полны жизненной энергии и идей. Но многие из них были способны только на красноречивые слова, которые на деле не могли изменить настоящего. Одним из таких персонажей являлся Петя. По сути он ни делает ни чего, для того чтобы изменилось будущее. Хотя и говорит Ане о том, что они отстают по развитию лет на двести. Конечно же Анна была очарована словами и идеями Пети, но это не останавливает ее идти своим путем, и устраивать свою собственную жизнь.

Именно в этом уникальном произведении «Вишневый сад» было объединено все 3 поколения прошлого, настоящего и будущего.

Вариант 2

Драматургия Чехова глубока и полна образных олицетворений. За счет них автор постарался в своем произведении показать в сравнении прошлое, настоящее и будущее. Для этого все герои произведения поделены им условно на три соответствующих лагеря.

Первыми перед читателем предстают герои прошедшего времени: Раневская, Гаев, слуга Фирс. Их разговоры полны ностальгии о былом, они говорят с нежностью и радостью о прошлых временах. Для каждого из них важную роль играют старые вещи, предметы быта, являющиеся немыми свидетелями минувших дней. В самом начале пьесы читатель узнает о комнате, именуемой «Детской», столетнем шкафе и, конечно же, вишневом саде – главном герое пьесы.

Гаев и Раневская – типичные представители русской аристократии. Это проявляется в их речи, манерах и образе жизни. Они привыкли жить на широкую ногу, не считая собственных расходов, принимать многочисленных гостей в имении, устраивать праздники и гуляния. Даже в не лучшие времена денежные траты их неизменны, тем более, что всегда можно написать письмо богатой родственнице и попросить еще денег на текущие расходы. Раневской невыносимо слышать о необходимости врубки вишневого сада и сдачи в аренду участков земли под дачи. По ее мнению, остаться без сада невозможно, не потому что от него есть какая-то выгода, а потому что каждое дерево в нем напоминает ей о счастливом времени из далекого прошлого.

Фирс – это потомственный слуга семейства, глубоко пожилой человек. Для него смысл жизни заключается в служении господам. Его забота и любовь к ним безгранична, он опекает Раневскую и Гаева словно малых беспомощных детей. Но ведь они и в правду совершенно не приспособлены к практической жизни, не хотят признавать грядущих перемен. Хлопотливость Фирса выглядит чудачеством, но он сам убежден, что только в заботе о господах заключается его жизненное предназначение.

Героев настоящего времени в произведении представляет Лопахин. По мысли автора именно такие люди должны «творить» настоящее. Они деятельные, целеустремленные, разумные. Они не строят иллюзий, что проблемы в жизни должны решиться сами собой. Судьба Лопахина – это пример того, как человек сам добивается всего в своей жизни, не уповая на отцовское наследство.

Будущее в финале произведения обозначено весьма туманно. Кто будут его герои? Автор показывает Петю и Аню как людей нового времени. Однако, молодой человек тоже мало приспособлен к жизни, больше его занимают бесконечные размышления о переменах, мечты о светлом будущем. Аню увлекают идеи Пети, она готова действовать – посадить новый вишневый сад «еще краше прежнего».

Сочинение 3

Когда писатель создает собственный труд, он опирается на нынешнюю ситуацию или прежний опыт, а также может простирать свой взор в грядущее. В общем, довольно банальная фраза, однако, этот факт нужно отметить.

То, на чем будет концентрировать автор свое внимание, зависит от его творческой и идейной ориентации. К примеру, современник Чехова Брюсов, как известно, наставлял своих последователей-поэтов «не жить настоящим», ведь «только грядущее – область поэта». Были и такие, кто ориентировался на высокие идеалы античности или других прежних эпох.

На мой взгляд, Чехов не делал отдельных акцентов и на самом деле писал о вечном и вневременном. Этот факт легко подтверждается, когда читаешь его пьесу. Меня просто поразило, как точно некоторые диалоги и фразы описывают и современное состояние не только дел, но и человеческих душ, в частности тех, которые обрели свои тела на территории России.

Конечно, в этом смысле Чехов, если возможно так выразиться, не нов. Он выполняет свою работу, просто качественно выполняет и легко вспомнить того же Салтыкова-Щедрина с его «пьют и воруют», немного пространный прогноз, но точный, также как про «дураков и дороги», которые в нынешней ситуации проявляются удивительно ярко и говорить тут о пространности прогноза даже при его глобальности и обобщении не приходится.

Китайская мудрость считает эпоху перемен довольно негативной ситуацией. Для России предыдущие полторы сотни лет по большей части представляется эпохой перемен, которая разбавляется апатичными периодами застоя. Здесь Чехов оказался в том периоде, который для писателя может быть более чем интересен.

Каким бы не были реформы прежних времен и как не казалось бы история насыщенной все-таки, через призму Вишневого сада мы видим довольно явные временные пласты, которые предстают как: длинное и устойчивое патриархальное прошлое, устойчивое и масштабное; шаткое настоящее с изжившими себя помещиками и дворянами; трагическое и печальное будущее, которое поменяет страну, приведет к измельчанию и пошлости.

Триумф маленького человека, который Чехов видит через превращение садов в дачные участки, действительно состоялся. Более того, автор совершенно верно указал на отсутствие, в целом смысла в этом преобразовании. Поменялся ли сам человек, который заселил дачные участки в том саду, куда раньше мог только приходить работать – вопрос риторический, да и, по сути, он также работает в этом саду, только теперь там не всегда растут фруктовые деревья, а чаще просто пахнет навозом и звучит шансон вперемешку с пустым трепом и руганью.

Безусловно, Антон Павлович, пребывая подобно любому разумному творческому человеку, как бы над ситуацией, видел к чему идет Россия. Конечно, не все дворяне, которых он так критикует в лице безвольных Раневской и Гаева окажутся беспомощными, кто-то станет частью белого движения и не только на словах, но и на деле докажет свое намерение бороться за идеалы и, по сути, сохранность родины, сохранность чего-то ценного. Тем не менее, многие этих людей не поймут, даже лопахины, равно как не понимают в итоге они даже себя.

  • Сравнительная характеристика Аксиньи и Натальи в романе Тихий Дон Шолохова

    Автор в произведении показывает нам нелегкое время донского казачества на переломе 2-х эпох. Шло разрушение семей, погибали мужчины, но особенно все эти испытания легли на плечи женщин. В романе ярко показаны казачки

  • История создания поэмы Руслан и Людмила Пушкина

    А. С. Пушкин начал писать известную сейчас всем поэму «Руслан и Людмила» еще в годы своей учебы в Лицее в 1817 году. В детстве Арина Родионовна часто читала маленькому Пушкину русские народные сказки

  • Образ и характеристика Лонгрена в повести Алые паруса Грина сочинение

    Один из главных героев повести «Алые паруса» Александра Грина. Он отец главной героини Ассоль. Он со своим семейством проживал в небольшой деревушке Каперна.

  • Тема урока : «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова.

    Новаторство Чехова – драматурга.

    Цели урока:

      Углубить представление у студентов о пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»: определить принципы группировки действующих лиц.

      Охарактеризовать своеобразие изображения драматургом различных типов людей в переломные моменты их жизни.

      Продолжать формировать интерес к русской литературе.

      Развивать устную речь студентов, развивать умения размышлять на нравственно-философские темы.

    Методы и приемы: тест, беседа по вопросам, аналитическое чтение, анализ эпизодов, слово учителя.

    Ход урока.

    Оргмомент.

    Приветствие, установление дисциплины, записать на доске число, тему урока, проверить наличие учебного материала.

    Эпиграф к уроку.

    2. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!

    А.П. Чехов

    Опрос.


    1 В каком городе родился А.П. Чехов?

    а) Тула;

    б) Таганрог ;

    в) Таруса;

    г) Тюмень.

    2 Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?

    а) Юрист;

    б) Учитель;

    в) Врач ;

    г) Дипломат.

    3 Где находилось купленное Чеховым 1892 году имение, где писатель вырастил сад и построил школу?

    а) Тарханы;

    б) Ясная Поляна;

    в) Мелихово ;

    г) Болдино.

    4 Как назывался Санкт-Петербургский еженедельный художественно-юмористический журнал, в котором в 1878 г. дебютировал А.П. Чехов?
    а) «Крокодил»;

    б) «Ёрш»;
    в) «Стрекоза» ;

    г) «Бабочка».

    5 Назовите один из псевдонимов А.П. Чехова, которым он подписывал свои рассказы.
    а) «Человек без сердца»;

    б) «Человек без желудка»;

    в) «Человек без селезёнки» ;

    г) «Человек без юмора».

    6 Кто их этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?

    а) В.И. Суриков;

    б) И.И. Левитан ;

    в) О.А. Кипренский;

    г) В.Д. Поленов.

    7 Как А.П. Чехов определил краткость?
    а) Мать учения;

    б) Мать порядка;

    в) Сестра таланта;

    г) Сирота казанская.

    8 Какая рыба плавает в собрании сочинений А.П. Чехова?
    а) Премудрый пискарь;

    б) Карась-идеалист;
    в) Налим ;

    г) Акула Каракула.
    («Налим» - рассказ А.П. Чехова.)
    9. Писатели, делая собак персонажами своих произведений, стремились показать стороны характера человека. Какой из этих литературных шедевров с четвероногими героями принадлежит перу А.П. Чехова?
    а) «Белый пудель»;
    б) «Му-му»;
    в) «Каштанка» ;
    г) «Белый Бим Чёрное Ухо».
    («Му-му» написал И.С. Тургенев, «Белый пудель» – А.И. Куприн, «Белый Бим Чёрное Ухо» – Г.Н. Троепольский.)

    10. Какой персонаж есть у А.П. Чехова?
    а) Ионыч ;
    б) Катионыч;
    в) Электроныч;
    г) Протоныч.

    11. Кем по профессии был чеховский персонаж Ионыч?
    а) Врачом ;
    б) Учителем;
    в) Артистом;
    г) Писателем.

    12.Кто из родственников А.П. Чехова был выдающимся актёром?
    а) Отец;
    б) Дядя;
    в) Племянник ;
    г) Брат.
    (Михаил Александрович Чехов.)

    -Ребята, вам на дом было задано письменное домашнее задание: написать эссе на тему: «Как происходит деградация земского врача Старцева в Ионыча.

    Вывод: Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.

    В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере - потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена…

    А теперь давайте перейдем к самому главному вопросу нашего занятия: «Как представлено прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад».

    На ваш взгляд, как представлено прошлое в пьесе?

      Прошлое время в пьесе.

    Раневская Любовь Андреевна

    Что представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?

    Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на Юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

    Отличительные черты героини:

      Безмолвие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить.

      В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху.

      Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благополучием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия.

    Ребята, домашняя работа будет следующая:

    а) написать мини сочинение на следующую тна истинную любовь?».

    Результаты за урок.

    (Все герои чувствуют нарастающее беспокойство, но дальше дело не идет. Люди пытаются обмануть время и даже в день торгов в имении проходи вечеринка «Слышно, как в передней играет оркестр. Вечер. В зале танцуют.»)

    С продажей сада решается судьба Раневской. И она и ее брат очень любят сад, но по-детски прячутся отрешения этого вопроса.

    Скажите, как относится Раневская к своим дочерям?

    (На словах она любит их, но оставляет на произвол судьбы, забирая последние деньги, и уезжает в Париж. Причем она собирается жить на деньги которые прислала Анина бабушка прислала на покупку имения. )

    Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской

      Безмолвный, никчемный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая.

    Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие – бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дуплет в угол!»


    ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОШЛОГО

      Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои – последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего.

      Настоящее время в пьесе.

    - Кто из героев является представителем времени настоящего?

    Лопахин


    Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации.

    Отличительные черты героини:

      Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы, Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются.

      Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происходящие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!»

    Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути…»

      Будущее время в пьесе.

    - С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьес

    Петя Трофимов

    Бедный студент – разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Ему уже два раза увольняли из университета, он всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.

    Отличительные черты героя:

      Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

    Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства.

      Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой.

    Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен.

    Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может.


    Вывод: Чехов наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (Героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (Смело заглядывающего в будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и участвовать в ее преобразовании .

    - Скажите, а кто говорит, что именно в образе вишневого сада показано время в пьесе? (Это говорит Петя Трофимов «Вся Россия – наш сад… с каждой вишни, с каждого листка, с каждого ствола глядит на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов» (Действие второе)

    - САД – символ исторической памяти и вечного обновления жизни.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что все герои пьесы делятся на три группы: 1. Герои прошлого; 2 Герои настоящего; 3Герои будущего

    Этим деление Чехов показывает, что представители прошлого не могут жить ни в настоящем, ни в будущем, они всегда остались в прошлом. Герои настоящего – живут сегодня и думают о будущем, создают его основу. А будущее в пьесе неопределенно, и никто не знает каким оно будет, хотя герои будущего верят, что оно счастливое.

    В чем же новаторство драматургии Чехова? (Чехов изображает обыденность жизни, используя психологический подтекст как средство выявления внутренний жизни персонажа. Чехов в своих произведениях обличает пошлость жизни, мещанство. Но одновременно он показывает веру в будущее родины, в возможность изменения жизни, показывает новых людей, у которых есть силы для изменения.)

    Эмоциональный финал урока

    - А.П.Чехов любил разводить сады. Пусть и у нас сегодня несмотря на стужу за окном вырастет вишня. И мы сейчас посмотрим, какие плоды появятся на ней.

    - Ребята, у вас есть вишни двух цветов, прочтите, что на них написано, сделайте выбор и прикрепите на деревце.

    (Учащиеся прикрепляют вишенки к плакату, по цвету плодов сразу ясен результат урока)

    Жёлтые

    было трудно

    было скучно

    урок не понравился

    испытывал(а) волнение

    испытывал(а) страх

    Розовые

    было интересно

    было комфортно

    приятно общение с учителем

    я многое узнал(а)

    удивлен(а) судьбой Чехова

    мне понравился урок


    Конец девятнадцатого - начало двадцатого - время изменений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошлого. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и дети”. У него это яркий конфликт, зачастую разрешающийся спорами. Антон Павлович Чехов по-иному взглянул на проблему. У него нет внешних столкновений, но читатель чувствует глубокую внутреннюю трагедию. Рвутся связи между поколениями, и, что самое страшное, рвутся обыденно. Для нового поколения, которое в пьесе представляют Аня и Петя, уже не существует тех ценностей, без которых жизнь старшего, то есть Раневской, Гаева, не имеет смысла.
    Ценности эти в пьесе олицетворяет вишневый сад. Он - символ прошлого, над которым уже занесен топор. Жизнь Любови Андреевны и ее брата не может существовать раздельно от вишневого сада, но вместе с тем они ничего не могут сделать для сохранения его. Раневская просто бежит от своих проблем. После смерти сына она, бросая все, уезжает в Париж. После разрыва с любовником вновь возвращается в Россию, но, обнаружив на родине неразрешимые проблемы, вновь хочет бежать во Францию. Гаев силен лишь на словах. Он говорит о богатой тетке, о многом другом, но в действительности и он понимает, что множество рецептов предлагается лишь при неизлечимой болезни. Их время уже прошло, а наступило время тех, для кого красота заключается лишь в пользе.
    Таковым был Лопахин. Говорят о нем по-разному: то он “хищник”, то - “тонкая и нежная душа”. В нем сочетается несовместимое. Человек, который любит Любовь Андреевну, всей душой сочувствует ей, не понимает прелести вишневого сада. Он предлагает сдать в аренду имение, разбить его на дачи,
    не сознавая, что это будет концом не только вишневого сада, но и его хозяев. Две противоположности боролись в этом человеке, но, в конце концов, победило рационалистическое зерно. Он не может сдержать радости, что он, бывший холоп, становится владельцем вишневого сада. Он начинает вырубать его без всякого сожаления. Лопахин поборол в себе любовь к Раневской, не хватило смелости у него и жениться на Варе.
    Варя - приемная дочь Раневской - по существу была хозяйкой вишневого сада во время длительных отсутствий своей матери. У нее находятся ключи от имения. Но она, которая в принципе могла бы стать хозяйкой, не хочет жить в этом мире. Она мечтает о монашестве, о странствиях.
    Действительной наследницей Любови Андреевны и Гаева можно было бы посчитать Аню. Но, к сожалению, она таковой не является. Аня с Петей олицетворяют будущее. Он - “вечный студент”, своими философскими речами напоминающий Гаева; она - образованная девушка, его невеста. На Аню очень влияют Петины речи. Он говорит ей, что вишневый сад в крови, что его нужно ненавидеть, а не любить. Она же во всем соглашается с Петей и восторгается его умом. И как страшный итог звучит вопрос Ани: “Почему я больше не люблю вишневого сада?” Аня, Любовь Андреевна, Гаев - все они, по существу, предают свой сад, сад, который они приручили, но за который не способны постоять. Трагедия старшего поколения в неспособности защитить свое прошлое. Трагедия же настоящего и будущего поколений - в неспособности оценить и понять ценности прошлого. Ведь нельзя же, чтобы символом целого поколения стал топор. Чехов в пьесе описал три поколения, раскрыл перед читателем трагедию каждого из них. В наше время проблемы эти также актуальны. И на рубеже XX-XXI веков произведение Чехова приобретает оттенок некоего предостережения.

    Своей последней пьесе Чехов дал под­заголовок «комедия». Но в первой поста­новке Московского Художественного теа­тра еще при жизни автора пьеса предста­ла тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно иметь в виду, что дра­ма - это литературное произведение, рассчитанное на сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полно­ценное бытование, выявит все заложен­ные в ней смыслы, в том числе получит и жанровую определенность, поэтому по­следнее слово в ответе на поставленный вопрос будет принадлежать театру, ре­жиссерам и актерам. В то же время изве­стно, что новаторские принципы Чехова-драматурга воспринимались и усваива­лись театрами с трудом, не сразу.

    Хотя мхатовская, освященная авторите­том Станиславского и Немировича-Дан­ченко традиционная интерпретация «Виш­невого сада» как драматической элегии закрепилась в практике отечественных те­атров, Чехов успел высказать «своему» те­атру недовольство, неудовлетворенность их трактовкой.

    «Вишневый сад» - это прощание хозя­ев, теперь уже бывших, с их родовым дворянским гнездом. Тема эта неодно­кратно поднималась в русской литерату­ре второй половины XIX века и трагедий­но-драматически, и комически. В чем особенности чеховского воплощения этой темы?

    Во многом оно определяется отноше­нием Чехова к уходящему в социальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу, которое проявилось в образах Раневской и Лопахина. В обоих сословиях и их взаимодействии Чехов ви­дел преемственность носителей отечест­венной культуры. Дворянское гнездо для Чехова прежде всего - очаг культуры. Конечно, это еще и музей крепостного права, и об этом говорится в пьесе, но драматург видит в дворянской усадьбе все-таки в первую очередь историческое место. Раневская - его хозяйка, душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслие и пороки, к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, в него потянулись уже, кажется, навсегда покинувшие его прежние обитатели.

    Лопахин под стать ей. Это поэтическая натура, у него, как говорит Петя Трофи­мов, «тонкие, нежные пальцы, как у арти­ста... тонкая нежная душа». И в Раневской он чувствует такую же, родственную ду­шу. Пошлость жизни наступает на него со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинает кичиться своим демокра­тическим происхождением и бравиро­вать некультурностью (а это считалось престижным в тогдашних «передовых кругах»), но и он ждет Раневскую, чтобы около нее очиститься, возродиться. Та­кое изображение капиталиста опиралось на реальные факты, ведь многие русские купцы и капиталисты помогали отечест­венному искусству. Мамонтов, Морозов, Зимин содержали театры, братья Третья­ковы основали картинную галерею в Москве, купеческий сын Алексеев, взяв­ший сценический псевдоним Станислав­ский, принес в Художественный театр не только творческие идеи, но и отцовское богатство, и весьма немалое.

    Лопахин - именно такой. Поэтому и не удалась его женитьба на Варе, они не па­ра друг другу: тонкая, поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднич­но-обыденная, целиком погрязшая в быту жизни приемная дочь Раневской. И вот наступает очередной социально-истори­ческий перелом русской жизни. Дворяне выбрасываются из жизни, их место зани­мает буржуазия. Как ведут себя хозяева вишневого сада? По идее, надо спасать себя и сад. Как? Социально переродить­ся, тоже стать буржуа, что и предлагает Лопахин. Но для Гаева и Раневской это значит изменить себе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненным ценностям. И поэтому они молча отвергают предло­жение и бесстрашно идут навстречу свое­му социальному и жизненному краху.

    В этом отношении глубокий смысл не­сет в себе фигура второстепенного пер­сонажа - Шарлотты Ивановны. В начале второго акта она говорит о себе: «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет... откуда я и кто я - не знаю... Кто мои родители, может, они не венчались... не знаю. Так хочется погово­рить, а с кем... Никого у меня нет... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно». Шарлотта олице­творяет будущее Раневской - все это скоро ждет хозяйку имения. Но они обе, по-разному, конечно, проявляют удиви­тельное мужество и даже поддерживают бодрость духа в других, потому что для всех персонажей пьесы с гибелью вишне­вого сада кончится одна жизнь, а будет ли другая - неизвестно.

    Бывшие хозяева и их окружение (то есть Раневская, Варя, Гаев, Пищик, Шарлотта, Дуняша, Фирс) ведут себя смешно, а в све­те надвигающегося на них социального не­бытия глупо, неразумно. Они делают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изме­нилось и не изменится. Это обман, само и взаимообман. Но этим они единственно могут противостоять неизбежности неот­вратимого рока. Лопахин искренне горюет, он не видит в Раневской и даже в третиру­ющем его Гаеве классовых врагов, для не­го это дорогие, милые ему люди.

    Общечеловеческий, гуманистический под­ход к человеку доминирует в пьесе над сословно-классовым. Особенно сильна борь­ба в душе Лопахина, что видно из его заклю­чительного монолога третьего акта.

    А как ведет себя в это время молодежь? Плохо! У Ани в силу ее малолетства самое неопределенное и в то же время радужное представление об ожидающем ее будущем. Она в восторге от болтовни Пети Трофимо­ва. Последнему хотя и 26 или 27 лет, но он считается молодым и, похоже, превратил свою молодость в профессию. Иначе объяснить его инфантильность и - самое удивительное - общее признание, кото­рым он пользуется, нельзя. Раневская жестоко, но справедливо выбранила его, в ответ он упал с лестницы. Его красивым речам верит только Аня, но ее извиняет ее молодость.

    Гораздо больше того, что он говорит, Петю характеризуя его калоши, «гряз­ные, старые».

    Но нас, знающих о кровавых социаль­ных катаклизмах, сотрясавших Россию в XX веке и начавшихся буквально сразу после того, как отгремели аплодисменты на премьере пьесы и умер ее создатель, слова Пети, его мечты о новой жизни, подхваченное Аней желание насадить другой сад - нас все это должно привес­ти к более серьезным выводам о сущнос­ти образа Пети. Чехов всегда был равно­душен к политике, как революционное движение, так и борьба с ним прошли ми­мо него. Глупая девочка Аня верит этим речам. Другие персонажи посмеиваются, иронизируют: слишком большой недоте­па этот Петя, чтобы его бояться. Да и сад вырубил не он, а купец, желающий устро­ить на этом месте дачи. Чехов не дожил до других дач, устроенных на просторах его и нашей многострадальной родины продолжателями дела Пети Трофимова. К счастью, «жить в эту пору прекрасную» не пришлось и большинству персонажей «Вишневого сада».

    Для Чехова характерна объективная ма­нера повествования, в его прозе голос автора не слышен. В драме услышать его вообще невозможно. И все-таки - коме­дия, драма или трагедия «Вишневый сад»? Зная, как Чехов не любил опреде­ленность и, следовательно, неполноту ох­вата жизненного явления со всеми его сложностями, следует осторожно отве­тить: все сразу. Последнее слово в этом вопросе все-таки скажет театр.