Викторины для родителей на выпускном в школе. Конкурсы, игры и развлечения на выпускном вечере

Викторины для родителей на выпускном в школе. Конкурсы, игры и развлечения на выпускном вечере

Нередко после окончания выпускного вечера вспоминаются не самые интересные его моменты. Торжественная часть с сентиментальными и трогательными речами и вручение аттестатов запомнятся обязательно. А праздничная, банкетная его часть как же? Пусть выпускной запомнится веселыми играми и конкурсами!

Предлагаем игры, розыгрыши и конкурсы к выпускному вечеру, которые можно использовать во время проведения любых праздничных мероприятий, а особенно - для последнего вечера старшеклассников.

Конкурсы для гостей, сидящих за праздничными столами

Даты и числа

Ведущий предлагает ребятам вспомнить самые значительные события жизни класса и школы, которые наверняка стерлись из памяти к моменту проведения выпускного… Особенно даты и другие числа, например:

  • В каком году поступили в первый класс?
  • В каком году окончили начальную школу?
  • Сколько лет в школе изучается география? А химия?
  • Какой номер у кабинета директора школы?
  • Сколько ступенек на лестницах от первого до последнего этажа школы?
  • Сколько шагов (в среднем) от ближайшей остановки до школы?
  • Сколько автобусных маршрутов останавливается на ближайшей остановке?
  • Сколько предметов вы изучали в выпускном классе? А сколько за все школьные годы?
  • Вспомните дни рождения своих одноклассников. Чья дата стоит ближе всего к началу календарного года? А кто отмечает свой день рождения самый последний в году?

Вопросов великое множество, главное - не нужно избитых и штампованных. За каждый правильный ответ - заранее приготовленный жетон (билетик, фант, конфета и пр.). Приз получает тот, кто получил больше всего жетонов.

Я узнаю тебя по имени

Каждой группе за столом выдан конверт с отдельными буквами, из которых нужно составить фамилию, имя и отчество учителя, завуча или директора учебного заведения. У всех групп - разные личности, но одинаковое общее количество букв. Кто зашифрован, учащимся неизвестно. Победители - команда, которая быстрее всех догадалась и справилась с заданием.

Этот конкурс интересен еще и тем, что каждому из зашифрованных владельцев имен потом можно дать слово для поздравления выпускников.

Буриме

Ведущий выдает каждой группе ребят напечатанные слова - рифмы, и нужно составить стихотворение-буриме на школьную тему:

  • В школу - по приколу.
  • Учение - мучение.
  • Весёлый - новосёлы.
  • Походы - по ходу.
  • Труд - сотрут.
  • Любовный - верховный.

Можно составить такие рифмы, которые будут понятны именно этому классу, связанные с их совместными путешествиями, поездками, встречами (например, «музей - Колизей») Приз получает команда, придумавшая наиболее интересное стихотворение.

Герой нашего времени

Предлагаем ребятам, родителям и учителям решить, кому из выпускников наиболее подходят образы литературных героев (а по ходу придется вспомнить, кому принадлежит это описание):


Таким образом, можно вспомнить важных или просто запомнившихся литературных героев: Илья Муромец, Соловей-разбойник, Ревизор, Барышня-крестьянка, Бедная Лиза, Алиса в стране чудес, Маргарита из «Мастер и Маргарита» и пр.

Попросите ведущего или талантливых выпускников придумать заранее описания литературных героев. Согласитесь, это очень познавательная игра для выпускного класса! После её окончания обязательно наградить призами самых начитанных игроков!

Бюро прогнозов

Это задание, что называется, на перспективу. Выпускникам 11 класса раздаем бумагу и ручки, пусть каждый напишет, каким он видит себя через 15 лет (можно установить и другой срок, но 5 или 10 - недостаточно, чтоб достичь чего-то выдающегося).

Пусть каждый представит себя в солидном возрасте, опишет свою будущую семью, положение в обществе, профессию, место работы или жительства.

Каждый листочек аккуратно сворачиваем в трубочку и опускаем в специально подготовленную коробку или вазу, где им предстоит храниться.

Если кто-то из родителей или классный руководитель оставит эти письмена на память, через годы будет очень интересно прочитать и оценить, чьи прогнозы были наиболее близкими к истине.

Выпускной 2017 года

Обычно конкурсы на таких праздниках в разные годы повторяются, плавно перетекая из одного сценария в другой, но выпускной вечер 2017 года должен запомниться чем-то особенным. Можно написать 2017 пожеланий школе или подарить классной руководительнице такое количество цветов.

  • Например, цифра 2: книга Каверина «Два капитана», песня «Два веселых гуся», Картина Решетникова «Опять двойка» и т. д.
  • Интересны ассоциации с цифрой ноль. Например, кто-то вспомнит поговорку «ноль без палочки», а у кого-то фантазия или память подскажет что-нибудь совершенно неожиданное.
  • По аналогии вспоминаем все, связанное с цифрами 1 и 6. Пусть фантазируют и дети, и взрослые!

Песни о школе

Вспомнить песни, которые так или иначе относятся к школьной тематике или прозвучали в фильмах об учениках. Условие: обязательно исполнить припев или один куплет! Приз получает команда, самая последняя исполнившая отрывок.

Конкурсы на танцполе

Молекулы

Как известно, молекулы состоят из атомов. На танцпол выходят все выпускники, которые и изображают одиночно танцующие атомы (хаотично передвигающиеся в пространстве).


Танцевальная география

Участники разбиваются на группы по 5-6 человек. Танцуют, изображая национальные и танцевальные особенности народа, чья характерная музыка звучит:


Если танцевать по одному куплету или характерному отрывку из каждой мелодии, то все равно получится танцевальный батл на 20–30 минут. Оценивают исполнителей учителя и родители аплодисментами. Кому громче звучат аплодисменты, тот и победитель!

Меняемся ролями

Это еще один танцевальный конкурс. На танцпол приглашаются родителя с учителями - они образуют одну команду, а ученики - другую. Каждой команде - свое задание:

  1. Взрослые должны показать, как, по их мнению, молодежь танцует в клубах и на дискотеках под характерную молодежную музыку.

    Для сложности и интереса можно включить им что-нибудь из клубных танцевальных мелодий - от хип-хопа и R&B до стилей «техно» и «хауз».

  2. А молодежи, соответственно, для танцев предложить мелодии в стиле «дискотека 80-х», причем попросить их исполнять танцы именно с характерными движениями тех лет, когда их родители и учителя были молодыми.

Очень веселый конкурс! Особенно весело смотреть на взрослых, которые теряются в ритмах клубной музыки.

Дом, который…

Всем известно стихотворение «Дом, который построил Джек». Перед тем как начать конкурс, дают игрокам роли:


Ведущий зачитывает стихотворение, а игроки стараются отыграть свои роли, когда будут названы их слова. Например, «дом» встает прямо и руками делает крышу над головой, «синица» - порхает крыльями, «Чулан» - садится на корточки, «Джек» изображает строителя, кладущего кирпичи, и так далее. Причем герои должны взаимодействовать друг с другом. «Джек» - с «домом», «пшеница» - в обнимку с «чуланом», «кот» ловит «синицу» и т. д. Достаточно прикольный конкурс.

Юмор в том, что по ходу стихотворения ведущий не только часто повторяет одни и те же слова-роли, но и ускоряет темп.

Артистам нужно внимательно следить за текстом и все делать правильно, взаимодействуя друг с другом. В конце все равно получается путаница, чехарда и много смеха!

Переправа

Участники выстраиваются в две-три колонны (паровозиком) на одной линии. Задача: отвечая правильно на вопросы ведущего, делать шаг вперед и добраться до другого берега. Совещаться можно, только не разбивая колонну (это будет самым сложным). Ответив правильно, вся колонна делает шаг вперед. Кто не успел (ответил позже или неправильно) - остается на месте. Выигрывает команда, первая прошедшая переправу.

Вопросы должны быть, конечно, из школьной программы:


Математика

Все желающие встают в общий круг и, начиная с ведущего, называют по очереди числа от одного до ста. Условие: все числа, в которых встречается цифра 2, нужно заменять фразой «Мама, прости!», а цифру 6 - восклицанием «Ух ты!».

Таким образом, будут называться: один - мама, прости - три - четыре - пять - ух ты - семь - восемь - девять - десять - одиннадцать - мама, прости и т. д. Главное - установить с самого начала хороший темп, и когда участники достигнут чисел 16, 22, 26, 32, 36, будет весело и следить за игроками, и участвовать в конкурсе.

Кто ошибся - выходит из круга, а команда продолжает счет дальше. Победитель - самый внимательный и стойкий.

Игра для всех на время выпускного бала

«Тайный друг»

Игра достаточно известная и любимая многими, поэтому тоже хочется предложить ее провести в качестве развлечения на выпускной вечер.

В начале вечера юноши вытягивают из коробки записки, на которых написаны имена девушек, а девушки - имена юношей. Тот, чье имя досталось вместе с запиской - твой тайный друг. На протяжении вечера, никому не раскрывая тайного имени своего друга, можно и нужно оказывать ему (ей) особые знаки внимания, делать сюрпризы, подарки, приятные мелочи: приглашение на танец, комплимент, цветочек. В конце вечера каждый пытается отгадать, кто был чьим тайным другом. В любом случае, секрет раскрывается.

В «тайного друга» хорошо играть также с учителями и родителями. Конкурсы специально для родителей проводят редко, а взрослые (папы, мамы и учителя) могут принять участие в игре и совместно, и параллельно со старшеклассниками. И, поверьте, тогда их тосты, танцы, поздравления и комплименты станут особенно яркими и необычными!

Почта

Тоже известная игра, но про нее - классику жанра - в век мобильных технологий почему-то часто забывают и не принимают всерьёз. Хотя возраст 17-18 лет - романтический и сентиментальный для юношей и девушек, и поэтому почтовые послания будут кстати именно на выпускном вечере, когда весь класс собирается вместе в последний раз.

В настоящий или специально подготовленный к этому дню почтовый ящик можно, подписав конверт, положить послание любому человеку, если желаешь что-то сказать ему напоследок.

Условие: никаких обидных высказываний со стороны отправителей и обид на глупости от получателей.

Конверты, ручки, бумагу оставляем рядом с почтовым ящиком. Открываем его в самом конце вечера, и каждый сам решит, где и когда прочитать послания. Чаще всего, именно эти письма остаются на память в школьных выпускных альбомах и девичьих дневниках, а вовсе не послания SMS и письма в социальных сетях.

Только от вас зависит, что за конкурсы будут проводиться на выпускном вечере: веселые, интеллектуальные, романтичные или глупые и обидные. Ни в коем случае не пускайте на самотек эту составляющую последнего бала, не доверяйте ведущим подготовку вечера на все 100%.

Есть смысл переговорить заранее, какие конкурсы для ваших детей предпочтительнее, а чего вы не хотите допускать. Чтобы потом не краснеть от услышанных глупостей или пошловатых игр, продумайте эту часть вечера досконально. Ведь не количество блюд на столах, а качество интересно проведенного времени запомнится выпускникам на долгое время.

Эта группа игр носит творческий, интеллектуальный характер. Для участия в них игрокам необходимы не только сила и ловкость, но также знания и смекалка. Конечно, для праздника не подойдут игры, требующие тяжелого умственного труда, ведь в конце концов все собрались, чтобы отдохнуть. Поэтому мы приводим простые в своей основе игры, главное в них — не растеряться и проявить свои творческие способности.

«Дорисуй картинку»

Для игры вам понадобятся альбомный лист и карандаш. Игроки делятся на команды. Командам нужно изобразить животное (животное определяет ведущий и сообщает его первому игроку), но не коллективно, а по очереди. Первый участник команды рисует голову, затем закрывает то место, которое нарисовал, оставив лишь небольшой кусочек изображенного фрагмента. Следующий участник продолжает рисовать животное, руководствуясь только своими догадками о том, кто же это. И так продолжается до тех пор, пока каждый член команды не приложит свою руку к этому шедевру. Побеждает команда, которая наиболее похоже изобразила животное, загаданное ведущим.

«Читаем наоборот»

В игре могут принимать участие от 3 до 8 человек. Им предлагают отрывок из стихотворения, и они должны громко и с выражением прочитать его наоборот. У кого это получится лучше всех, тот и победил.

«Смысловые аналогии»

Эта игра рассчитана на участников сообразительных и с хорошей памятью. Игрокам нужно вспомнить пословицу или рассказать шутку, по смыслу близкую той, которую предложил ведущий. Например: «Беда одна не ходит», а взамен можно сказать: «Где тонко, там и рвется» и т. д. Победителем считается участник, давший больше других ответов.

«Собери правильно!»

Смысл этой игры заключается в следующем. Командам дают листочки, на которых записаны слова из известных 10 пословиц. Им необходимо все эти пословицы собрать. Игра идет на время. Выигрывает команда, собравшая больше правильных пословиц.

«Открытка»

В этой игре необходимо написать открытку друзьям, но сделать это нужно по определенным правилам. Если участник начал подписывать открытку со слова (например, «Привет!»), то следующее слово нужно написать на букву «Р», затем на «И» и так далее, опираясь на буквы сначала первого слова, затем второго и т, д. Кто быстрее всех и без ошибок подпишет открытку, тот и победил.

«Рифмы»

Эта игра проводится с ведущим. Он называет слова, а участникам необходимо придумать к ним рифмы. Засчитываются только слова в единственном числе именительного падежа, например «спорт» — «торт», «гараж» — «багаж» и т. д. Кто неправильно отвечает три раза, выбывает из игры.

«Слова»

Каждый из участников получает листок, на котором начерчена таблица размером 8x8 клеток. Ведущий на свое усмотрение по очереди называет буквы Игра чем-то напоминает лото, только вместо цифр здесь используются буквы. Каждый участник пытается заполнить свою таблицу таким образом, чтобы и по горизонтали, и по вертикали в ней можно было прочитать слова. Побеждает участник, который заполнил квадрат полностью.

«Найди свою одежду»

Ведущий выстраивает в ряд шесть участников лицом к зрителям, а из гостей приглашает еще одного игрока, раздающего вещи. Передним ставится сундук с костюмами сказочных героев: Деда Мороза, Снегурочки, Буратино, Красной Шапочки, Лешего и Хоттабыча. Он поочередно достает вещи и спрашивает:

— От какого костюма?

Сзади стоящие игроки поочередно отвечают:

— От моего.

Кто правильно оденется, тот и выиграл.

«Больше сообразительности!»

Игра рассчитана на двух игроков. Для нее вам понадобятся куриные яйца и небольшое полотенце. Игроки по очереди должны класть яйца в полотенце, но так, чтобы яйца не соприкасались друг с другом. Победителем считается участник, которому удалось положить последнее яйцо, не соприкасающееся с другими. На первый взгляд, игра кажется простой, но вы глубоко заблуждаетесь. Для того чтобы быть победителем, необходимо выработать определенную стратегию.

«Феноменальная память»

В игре принимают участие от 2 до 6 игроков. Им дается время, чтобы запомнить как можно большее количество предметов, находящихся на столе. Затем эти предметы накрывают салфеткой. Игроки на бумаге записывают предметы, которые они запомнили. Участник, который запомнил больше всего предметов, и будет победителем в этой игре.

«Собери картинку»

Для игры заранее готовят разрезанные на части картинки. Эти части помещают в конверты и раздают участникам. Задача участников состоит в том, чтобы раньше остальных собрать картинку.

«Поэт»

В этой игре проявляются поэтические способности участников. Перед игроками развешивают слова, из которых необходимо составить стихотворение. Кто первый напишет стихотворение, тот и будет победителем.

«Опиши!»

В игре принимают участие две команды с равным количеством игроков. На столе перед командами ставят мешочек с самыми разнообразными предметами. К столу по очереди выходят игроки то одной, то другой команды. Они берут любой предмет в мешочке, но не вынимают его, а пытаются описать его другим игрокам. При этом предмет можно сравнивать с чем-нибудь. Задача команды-соперницы — угадать название предмета. Выигрывает команда, которая даст больше всего правильных ответов.

«Пара»

Эта игра рассчитана на знание всем известных семейных пар. В игре принимают участие 2 и более игроков. Они должны угадать семейные (или любовные) пары, например Ромео и Джульетта, Наполеон и Жозефина, Киркоров и Пугачева и другие пары. Можно использовать пары спортсменов, певцов и т. д. В этой игре присутствует переход хода в том случае, если кто- то из участников не может дать никакого ответа. Кто больше даст правильных ответов, тот и будет победителем.

«Переделай на новый лад»

Игрокам предлагают вспомнить разные сказки, а затем каждой команде надо переделать на новый лад конкретную сказку. Сказка может даже поменять жанр и предстать в форме романа, детектива, комедии и т. д. При помощи зрительских оваций устанавливается победитель.

«Маленькое театральное представление»

Игроки распределяются на две или несколько команд. В задачу каждой команды, входит постановка русской народной сказки. Сказку команда выбирает сама.

Она должна сыграть ее перед своими соперниками. Импровизация только приветствуется! Соперники же должны угадать название сказки.

«Сочинитель»

Это в какой-то степени тест мужской половины гостей на способность к стихосложению. Каждому мужчине, участвующему в игре, предлагают набор слов, из которых он составляет стихотворение. Слова должны быть связаны по смыслу.

«Расскажи сам о себе»

В игре принимают участие все желающие. Каждому игроку дают чистый лист бумаги и просят разделить его на четыре части. Затем в первой части листа нужно поставить одну из предложенных букв (П, Р, Л, С), а в следующей части поставить одну из понравившихся цифр (1, 2, 3, 4). В третьей части нужно написать любую пословицу. А в четвертой части пишется любимое животное. После того как все написано, ведущий дает объяснения: значения букв — постель, работа, семья, любовь; цифры означают, на каком месте стоит то, что они написали в первой части. Написанные пословицы означают девиз того, что написано в первой части. Название животного также непосредственно связано с первой частью, а именно: кем себя представляет участник.

«Общение с помощью жестов»

Эта игра рассчитана на двух участников — мужчину и женщину. Они встают лицом друг к другу. Ведущий за спиной мужчины разворачивает плакат, на котором крупными буквами написана небольшая фраза. Женщина, в свою очередь, должна показать эту фразу так, чтобы мужчина смог отгадать ее.

«Диалоги»

В игре принимают участие пары. Им предлагают разыграть диалоги по ролям, например между людьми разных профессий, но содержание диалога они придумывают сами. Также можно предложить разыграть диалог между прокурором (который указывает на вину подозреваемой) и женщиной легкого поведения (которая ведет попытки соблазнения), и многие другие диалоги.

«Запомни!»

В игре принимают участие все гости. Один участник берет любую вещь, заходит в комнату и несколько секунд держит ее перед гостями, а затем быстро убирает. Задача гостей — запомнить вещь в мельчайших деталях. Показывавший вещь участник задает гостям вопросы о ней. Кто даст больше правильных ответов, тот и будет победителем.

«Невероятно, но факт!»

Участники игры делятся на две команды. Команды должны придумать вымышленную историю и еще доказать, что эта история произошла на самом деле. Доказательство осуществляется путем предоставления ответов на вопросы соперников.

«Сочиним историю!»

Правила игры заключаются в следующем: игрок пишет на листе бумаги по два предложения и загибает лист так, чтобы на виду осталось только последнее слово. Следующий игрок поступает точно так же. Сочинение истории заканчивается на последнем участнике. Затем все дружно читают получившийся опус.

«Загадки»

Участники делятся на две команды. По очереди команды загадывают друг другу загадки. На обдумывание ответов дается время. Побеждает та команда, которая больше всех даст правильных и веселых ответов.

«Вспомним алфавит!»

Участники садятся в круг и по очереди говорят слова с поздравлениями, но в алфавитном порядке. Например, начнем с первой буквы алфавита А: «Аист приносит вам свои поздравления с рождением малыша!» И так далее. Кто из участников не сможет придумать поздравление, выбывает из игры.

В данном разделе собраны смешные прикольные игры для взрослых за столом, которые не дадут скучать вашим гостям, и сделают ваш праздник весёлым и запоминающимся.

Список игр: Конфетка, Щас спою…, Больше монет, Чупа-чупс, Хор, Похвала, Праздничная считалка, Угадай кто ты.

Конфетка

Гости делятся по парам: мужчина и женщина. Задача каждой пары — совместными усилиями без помощи рук развернуть и съесть конфету. Пара, сделавшая
это первой, побеждает.

Необычный тост
За праздничным столом гости по очереди произносят тост, или пожелания счастья, имениннику. Но все слова заменяются на «Па-ра-пам, па-ра-пам… шурум бурум «и т.д. При этом можно использовать только мимику, жесты, и интонацию!

Щас спою…

Предварительно делаем несколько карточек. Пишем первые две строчки из любой известной всем песни. Каждому гостью нужно продолжить песню, которая ему досталась в карточке.

Больше монет

Тарелка, наполненная монетами. Каждому гостью выдают
блюдце, и палочки для китайской еды. Правила: натаскать в свое блюдце как можно больше монет. Становится победителем тот у кого количество монет окажется самым большим!

Самый смелый

На тарелке 5 яиц: одно из них сырое, а остальные — вареные. Нужно разбить яйцо об лоб. Кому попадется сырое, тот самый смелый. (Но вообще-то яйца все вареные, а приз получает просто последний игрок ведь он осознанно шел на риск стать всеобщим посмешищем) .

Чупа-чупс

Мужчины пытается объяснить нескольким девушкам такую фразу «пойдем со мной
домой, у меня есть Чупа Чупс». очень смешно, когда «объясняющие» пытаются объяснить последнее слово. А так же забавно наблюдать за изменением цвета лиц девушек пытающихся, понять …

Алфавит

С буквы А, и далее по алфавиту, игрок начинает фразу поздравление по тому поводу, что собрались гости. Например: А — Аист поздравляет всех с Новым годом! Б — Будьте бдительны скоро Новый год! В — Выпьем за Дам! Особенно весело когда игра доходит до Г, Ж, П, Ы, Ь, Ъ. Победит тот, кто придумал самую смешную фразу.

Хор

Гости выбирают хорошо знакомую всем песню и начинают петь ее хором. По команде: “Тихо!” гости замолкают и продолжают петь песню про себя. Через некоторое время говорим: “Громко!”, и игроки продолжают песню вслух. В основном во время пения про себя участники меняют темп, и после команды “Громко!” все поют вразнобой и игра заканчивается смехом!

Похвала

Похвала прилагательными порадует любого виновника торжества. Смысл данной игры: всем играющим задаётся вопрос: «Какой у нас именинник?». Ответ должен состоять только из прилагательных слов. Например: худой, щедрый, храбрый, добрый и т.д. Процесс расхваливания идёт поочерёдно, при этом слова не должны повторятся. Те гости, которые после множества сказанных слов начинают долго думать, как ответить на вопрос, выходят из игры. Побеждает игрок, который больше всех сможет расхвалить именинника.

Праздничная считалка

На кого упадет последнее слово стишка, тот выполняет соответствующее действие:


Мы считалку начнем
Вот народная забава
Обнимай соседа слева!
Вот еще одна потеха
Ты для всех прокукарекай
Ты же время не теряй-
Рюмку водки выпивай
Вам достался фант такой:
Топнуть правою ногой.
Ухвати соседа ушко
И целуй его в макушку!
Пусть хозяин не ревнует
Гость хозяйку поцелует
Ну а ты друг не ленись
До земли ей поклонись
Чтоб соседу не скучать его надо щекотать.
Здесь стриптизу места нет
Но сними с себя предмет!
Нам услугу окажи-
Козью морду покажи!
Свою гибкость проявите –
Ласточку изобразите!
Этот гость без промедленья нам прочтет стихотворение!
Много здесь гостей хороших
Им похлопайте в ладоши!
Постарайся для друзей –
В рюмки им вина налей!
На соседа посмотри
В щечку чмокни раза три
Вам с соседом выпал штраф:
Выпейте на брудершафт!
Повнимательней послушай:
Что-нибудь скорее скушай!
Ну а дальше по программе
Ты пошевели ушами
У соседа справа шок-
Почеши ему пупок!
Не стесняйтесь, пошалите
И язык всем покажите!
Этот гость ну просто клад
Он с хозяйкой выпить рад!
Этот, глянь, не отстает –
Пить с хозяином идет!
Этот гость как на картинке
Пусть станцует нам лезгинку!
Веселее всем нам будет-

На листочке бумаги пишем слово, допустим это животное, или известный актер. После этот листочек надо будет приклеить соседу на лоб, можно скотчем. Так делает каждый участник. Далее каждый, в порядке очереди задает наводящий вопрос на который возможен ответ или да или нет и пытается определить, что у него написано на лбу. Если ответ на вопрос «да», то игрок может задать еще один вопрос, если ответ «нет», тогда очередь задавать вопрос переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто отгадает что у него написано на лбу.

В данном разделе собраны прикольные смешные, веселые игры для взрослых за праздничным столом. Которые можно использовать на вечеринке для большой и маленькой компании, на дне рождении или юбилее. Данные игры помогают создать веселую атмосферу на вашем празднике, и не дадут скучать.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

А вот ещё интересные статьи:

  • Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной…

Бывшим ученикам, а ныне - уже выпускникам школы. Гордо проплыла на плече у юноши симпатичная первоклашка, изо всех сил потрясая старинным колокольчиком с огромным красным бантом. Завершилась одна из главнейших фаз человеческой жизни… Почти завершилась! Ведь впереди ещё - выпускной бал! Как же построить этот вечер таким образом, чтобы он стал весёлым и зажигательным, оригинальным и запоминающимся?

Как в журнале

Для проведения такого конкурса следует сначала определить для каждого класса место, где нужно будет выстроиться, затем всем выпускникам завязать глаза. Строиться необходимо будет в том порядке, как были записаны фамилии в классном журнале - наверняка все ребята запомнили этот порядок за годы учёбы! И, что также немаловажно, разговаривать и спрашивать друг друга ни о чём нельзя.

После сигнала начинается суматоха, ведь узнать друг друга на ощупь довольно трудно, да и есть возможность просто напросто перепутать класс! Выигрывает тот коллектив, который быстрее всех и с наименьшим количеством ошибок справится с заданием.

Отгадай, кто на фото

Некоторые конкурсы на выпускной потребуют предварительной подготовки. Например, те, для которых нужно заранее предупредить родителей ребят или преподавателей, чтобы они принесли свои фотографии, где изображены в детстве или юности.

  1. Если собрать старые снимки за несколько дней до вечера, карандашом подписать их сзади, где никто не сможет увидеть фамилии, то затем их нужно будет развесить на стендах с чистым листом для «отгадок». Подписывать следует не только предполагаемую фамилию родителей, но и того, кто записывает отгадку. При подведении итогов выбирают победителя, правильно отгадавшего изображенных на фото людей.
  2. По такому же сценарию можно действовать, собрав фотоснимки самих выпускников, где они запечатлены в младенческом возрасте.
  3. Можно также заранее отсканировать фото с тем, чтобы затем проецировать изображения на экране. Это очень зрелищное и весёлое занятие!

Интересны также конкурсы на выпускной, проводимые в виде эстафеты.

Эстафета «Собери портфель»

Для этой эстафеты понадобятся стулья со школьными принадлежностями и портфели. Количество принадлежностей должно быть на каждом стуле равное. Команды (например, выпускники класса «А» и «бешки») выстраиваются в некотором отдалении от стульев. По сигналу участники команд, стоящие первыми в строю, должны добежать до стула и положить в портфель один из лежащих на нём предметов. Затем он обязан возвратиться в строй, встать в его конец, а стартовать будет уже следующий член команды. Тот участник, который стоял в строю последним, после того, как уложит в школьную сумку последний из лежащих на стуле предметов, выносит жюри собранный портфель. Интересно, чья команда окажется проворнее?

Юмор в этом конкурсе может быть в том, какие именно предметы приготовят организаторы праздника в качестве школьных принадлежностей и каким образом можно впихнуть в сумку такие вещи, как коньки или игрушечный самосвал, пакет с пирожными и Длинная «простыня - шпаргалка», которую сначала следует аккуратно сложить, так же вызывает оглушительный смех как участников, так и зрителей.

Нельзя обойти вниманием конкурсы на выпускной, которые предполагают выбор участников самими выпускниками, определение путём голосования Мисс Выпускная Ночь и Мистера Знаменитость Школы. Голосование можно провести анонимное, все желающие должны опустить в специальный ящик записку с фамилией претендента на звание. Путём подсчёта голосов выбирается Мисс и Мистер, им предлагают станцевать прощальный школьный вальс и награждают призами.

Также сценаристу этого праздника следует не забыть включить игры на выпускной вечер. Это может быть юмористический футбол, в котором футболисты гоняют воздушный шарик, баскетбол, где роль мяча выполняет скомканная газета, а корзиной служит настоящая корзина для мусора, прикреплённая к стене. Да мало ли можно придумать других весёлых игр! Главное, при составлении сценария - это увлечённость, любовь к выпускникам и немного творчества. Тогда даже самые обычные конкурсы на выпускной можно обставить и обыграть таким образом, что хохот и веселье не будут затихать до самого утра.

День рожденья мы отмечаем год за годом. И сценарий может быть однообразен, если вращается лишь вокруг стола и спиртного. Грустно, правда? Настоящее гостеприимство - это когда заботятся не только о желудке, но и о душе.

Щедрый стол дополняется радостной атмосферой, которая вспоминается много времени спустя. Именно поэтому люди из поколения в поколение придумывают прикольные застольные конкурсы, призванные развеселить собравшуюся компанию и потренировать смекалку гостей!

Прикольные застольные конкурсы для весёлой компании «Шпионские страсти»

Многие конкурсы связаны с разгадыванием тайн в условиях дефицита информации. Человек в любом возрасте обожает загадки, особенно если победителя ожидает подарок!

Вилки-щупальца

Суть игры проста: распознать объект вслепую. Глаза гостя завязаны, а прикасаться к предмету руками нельзя! Вооружен игрок всего лишь двумя вилками. За 2 минуты он должен прощупать и угадать как можно больше вещей.

Организатору следует заранее подобрать обыкновенные бытовые предметы вроде расчески, зубной щетки, карандаша, конфеты, апельсина и т. п. Для облегчения задачи игрок может задавать вопросы типа: «Это съедобное?», «Это предмет гигиены?», «Это сделано из дерева?» и другие, способные помочь в разгадывании.

Разрешается отвечать «Да» и «Нет», не более. Побеждает тот, кто угадал больше и точнее. Смех до слез вам обеспечен!

Кто я?

Каждому участнику с помощью скотча на лоб клеится бумажка с надписью. Это может быть любое существительное: живое существо или предмет, но для удобства можно ограничиться известными персонажами из мультиков и кино, известными личностями. Люди, сидящие в кругу, видят все надписи кроме своей.

Каждый игрок по очереди задает наводящий вопрос («Я актер?», «Я женщина?»), на который можно отвечать лишь «Да» или «Нет». Выигрывает первый отгадавший своего персонажа (или другое слово). Неправильно отгадавший выбывает из игры либо получает шуточное наказание.

Таинственный шар

Для игры подготовьте небольшой подарок, фольгу и коротенькие загадки. Последние пишутся на бумажках.
Подарок заворачивается в первый слой фольги, к нему скотчем клеится листик с загадкой.

Процедура повторяется несколько раз, как минимум 6-7. Более сложные загадки располагать ближе к центру, а простые сверху. Кто-нибудь зачитывает надпись. Первый отгадавший загадку имеет право снять слой фольги и зачитать следующую. Процесс повторяется.

Подарок получает тот, кто отгадал самую сложную загадку и снял последний слой фольги.

Игра «Убийца»

Количество участников неограниченно. Для жеребьевки понадобятся монеты и непрозрачный мешочек. Монеты должны быть одинаковыми, и только одна – меченая (другого цвета или с каким-либо знаком).

Все игроки достают по монете, не показывая её другим. Тот участник. которому попалась меченая монета считается «убийцей».

Участники пытаются заглянуть друг другу в глаза в поиске «убийцы». Простые игроки не могут самостоятельно вывести из игры других участников. «Убийца» же в произвольном порядке «убивает» – моргает, встретившись с жертвой взглядом, стараясь, чтобы его действия не были замечены другими игроками. Убитый участник тут же громко заявляет, ложа свою монету на стол:
-Убит!
И выходит из игры.
Участник, заподозривший «убийцу», говорит (указывая на него):
– Подозреваю.
Но поймать «убийцу» могут только два подозревающих вместе. Пока второй подозревающий не объявится, у «убийцы» есть время вывести из игры первого. Цель участника с меченой монетой успеть «убить» всех участников, прежде, чем его разоблачат.

Угадай приз

Игра отлично подходит ко дню рождения - за основу можно взять имя виновника торжества. Хорошо, если оно длинное и более-менее соответствует количеству гостей. К примеру, имя Антон - 5 букв.

В заветном мешочке спрятаны 5 подарков на каждую букву. А - апельсин, Н - ножницы, Т - тарелка, О - открытка, Н - носовой платок. Если призы замысловатые, гостям можно дать небольшие подсказки. Кто первый угадал предмет, тот его и получает.

Аврал!

Простая игра, не требующая реквизита, вызывающая восторг в любой компании.

Смешные конкурсы на день рождения «Несуразицы»

Целая серия игр основана на случайном совпадении слов, открывающем «всю подноготную» участников! Неожиданная «правда» не только повышает уровень эндорфинов, но порой открывает тайны подсознания…

Вопрос-ответ

Смысл забавы ясен из названия - с тем уточнением, что то и другое пишется на карточках и складывается в две кучки текстом вниз.

Первый игрок достает вопрос и выбирает адресата, а последний тянет карточку «ответ» и зачитывает вслух. А затем процедура повторяется.

Вы обнаружите, что ваш приятель прячет бутерброды в самых немыслимых местах, а лучшая подруга воет по ночам на луну, сидя на крыше…

История

Перед игроками лежат листки бумаги с буквами алфавита. Кто-то выбирает одну из них, и все участники должны выдумать по одному слову на эту букву, но так, чтобы в результате получилась смешная история.

К примеру, на букву «Д»: «Дмитрий долго доминировал днем, да достиг демонической дезориентации». Чем ярче работает фантазия, тем веселее игра!

Застольная лексическая игра «Say the Same Thing»

С английского языка название игры можно перевести как «Скажи то же, что и я».

Состояться она может при наличии, как минимум, двух людей.
Суть ее заключается в следующем: на счет раз-два-три игроки произносят любое случайное слово.

Задача участников сводится к тому, чтобы посредством ступенчатых ассоциаций прийти к общему знаменателю (слову). На следующий счет игроки должны произнести следующее слово, относящееся и объединяющее предыдущие произнесенные.

Игра продолжается до тех пор, пока ассоциативным методом участникам не удастся «прочитать» мысли друг друга и произнести вслух одно и то же слово.

Допустим, имеются два игрока. На первом этапе один из них озвучил слово «фейерверк», второй - «выходной». Теоретически, чтобы добиться желаемого совпадения, им может потребоваться всего пара ходов: например, если на второй счет раз-два-три участники произнесут слова «праздник» и «веселье», а дальше, предположим, «еда» и «день рождения», то, вполне вероятно, что они могут достичь взаимопонимания уже на четвертом слове. Скажем, это будет общее слово «торт».

Однако, если первоначально прозвучат слова, далекие друг от друга по смыслу, или в игровом процессе участников занесет в «лексические дебри», то путь, по которому может развиться действие, становится совершенно непредсказуемым и достаточно весёлым.

Сказка с пропавшими словами

Ведущий заранее пишет небылицу, персонажи которой - участники праздника. Только в сказке не хватает некоторых слов, которые предлагается придумать игрокам. Каждый по очереди называет существительное, прилагательное или глагол - смотря что требуется в тексте.

Приветствуется разгул фантазии и самые нелепые и смешные эпитеты! Когда все пробелы заполнены, всеобщее творение зачитывается вслух.

Существительное и прилагательное

Здесь тот же принцип, что и в предыдущем конкурсе. Последний в ряду участник придумывает слово, упоминая лишь, мужского оно или женского рода (к примеру, «котлета»). Затем гости по очереди называют прилагательные-эпитеты, а последний озвучивает загаданное слово.

В итоге получается что-то вроде «стеклянная, обаятельная, сексуальная, таинственная, ворчливая котлета». Игра проводится быстро. Гости меняются ролями так, чтобы каждый придумал существительное.

«У меня в штанах…»

Смысл игры до последнего должен оставаться тайной. Участники садятся в кружок, и каждый называет соседу слева название какого-нибудь фильма, сериала или мультика. Игрок запоминает, но следующему в очереди говорит другое название, и так до конца. После этого ведущий просит каждого произнести «У меня в штанах…» и добавить название фильма, услышанное от соседа.

Представьте себе, что у кого-то в означенном месте скрывается «Король Лев» или «Обитель зла»!

Прикольные конкурсы для веселой компании за столом «Раскрой свои таланты!»

Есть игры, раскрывающие сообразительность, артистизм и творческие способности. Кто самый талантливый? Кто больше всех впечатлит гостей и рассмешит до слез? Ответ на эти вопросы могут дать конкурсы, представленные ниже.

Танцы сидя

Конкурсанты усаживаются в центре зала на табуретки и начинают танцевать под заводную музыку, не вставая с места.

Тамада руководит процессом и называет части тела, которые должны танцевать в определенный момент: «сначала танцуем губами и глазами, потом бровями, затем руками» и т. п.

Зрители избирают лучшего танцора на стуле.

Царевны-несмеяны

Гости делятся на 2 команды. Первая принимает самый кислый, унылый или серьезный вид, а члены второй группы должны по очереди или все вместе развеселить «несмеян». Любой улыбнувшийся из последних присоединяется к другой команде.

Если за определенный промежуток времени все «кислые лица» развеселились, побеждают их оппоненты. Если нет, выигрывают «несмеяны».

Ваятель

Для выполнения задачи нужно воображение и пачка пластилина. Один из гостей называет букву алфавита, а участники конкурса должны вылепить предмет на эту букву.

Оценивается скорость лепки и сходство с оригиналом. Игроки получают 2 приза за «красоту шедевра» и оперативность изготовления!

Забот полон рот

Довольно известная игра, для которой нужно запастись мелкими карамельками или ирисками. Конкурсанты кладут конфету в рот и произносят: «Поздравляю с днем рожденья!». Затем берут еще одну ириску и процесс повторяется. Выиграет тот, кто выразительнее произнесет фразу с наибольшим числом конфет во рту.

Небоскреб

Игра рассчитана на людей с крепкими нервами. Лучше играть в нее, когда гости уже слегка выпили, но их движения еще вполне точны.

«Башня» строится из пластинок домино: они ставятся буквой «П», а затем вырастает второй, третий «этаж», и так далее. Каждый игрок добавляет по одной пластинке. Тот, кто случайно разрушил строение, выпивает штрафную порцию алкоголя.

Скоростное собирание пазлов

Маленькие пазлы на 54 детали вполне доступны по цене, можно взять более сложные. Участники разбиваются на 2 команды и азартно собирают картинку на скорость. Слишком большие пазлы могут утомить гостей.

Крокодил

Популярная игра, знакомая всем и любимая с детства, подходящая для разных возрастов, называемая также «Пантомима», «Корова» и т. п. Играть можно в команде или поодиночке. В первом случае ведущий выбирает по 1 человеку из каждой группы и загадывает им слово. Для начала что-то простое, вроде названий животных или обыкновенных предметов. Затем могут быть более сложные понятия вроде «мечта», «любовь», «инвестиция», «Париж», «Америка»… Каждый участник должен объяснить своим товарищам, что это, не издавая ни звука. За каждое угаданное слово команда получает очко.

Супертост

На любом празднике, особенно на дне рождения, важны поздравления и тосты.
Только не все любят или умеют их произносить, и торжественные речи сводятся к банальным пожеланиям «здоровья-счастья».
Чтобы этот процесс стал радостным и неординарным, следует произносить тосты на определенных условиях! Например:

  • поздравление должно быть связано с едой («пусть будет жизнь в шоколаде!»);
  • произносить речь для именинника в тематическом стиле (например, как «братва» с блатными словечками, в стиле «Алисы в стране чудес» или произведений Толкиена - в зависимости от компании, которая собралась);
  • поздравление связано с животными («прекрасная как бабочка»);
  • сочинить рифмованное поздравление на ходу;
  • сказать тост на иностранном языке;
  • поздравить виновника торжества, используя ВЕСЬ список взятых «с потолка» слов (солнце, радуга, газета, тапочки, президент…).

Список заданий можно увеличить. Они пишутся на листиках и раздаются гостям.

Волшебная история

Гости разбиваются на 2 равные команды, каждому участнику необходимо написать на листиках слова. Последние должны касаться определенной тематики, например, одна группа пишет то, что приходит на ум в связи с понятием «День рождения». Другая придумывает ассоциации к самому имениннику, чертам его характера или событиям из жизни.

Команды могут быть созданы «по половому признаку», так что мужчины пишут свои мысли о женщинах («красота», «нежность» и т. п.), и наоборот («сила», «рыцарь»…). Слова могут быть взяты случайно, но это не так интересно.

Затем команды обмениваются своими записями, бумажки перевернуты чистой стороной кверху. Игроки по очереди достают листики и придумывают предложение с указанным словом. У команды должна получиться взаимосвязанная по смыслу история, затем очередь переходит к соперникам.

«Не в своей тарелке»

Как говорится, посмотри в тарелку соседа - в свою всегда заглянуть успеешь. Конкурс проводят за едой. Водящий называет любую букву алфавита, а участники должны быстрее остальных назвать соответствующий продукт в своей тарелке.

Запрещается использование ё, и, ь, ъ, ы. Первый отгадавший становится новым ведущим. Если никто не может назвать слово на указанную букву, он получает приз.

Хороший праздник требует заблаговременной подготовки. Нужно приготовить кучу блюд - какие еще забавы? – возможно спросите вы. Но именно прикольные застольные конкурсы сделают атмосферу веселой, и компании за столом не будет скучно.

Можно подключить гостей к процессу подготовки: попросить принести с собой реквизит (не говорить для чего!) или поделки, которые украсят праздник.

Вложите всю душу в организацию праздника, и любое торжество станет поистине волшебным!