Венецианская живопись. Презентация "искусство возрождения" Мастера венецианской живописи презентация мхк

Венецианская живопись. Презентация
Венецианская живопись. Презентация "искусство возрождения" Мастера венецианской живописи презентация мхк

Подобные документы

    Искусство живописи и его место в ряду других искусств. Виды живописи и ее выразительные средства, основные виды переживания, вызываемые живописными произведениями. Основные виды техники живописи и характеристика ее жанров: портрет, пейзаж, натюрморт.

    реферат, добавлен 18.11.2014

    Живопись как отрасль христианского искусства, ее значение. Особенности византийской, готической живописи и достопримечательностей в Украине. Специфика монументального вида. Отличительные черты стиля барокко, рокко и классичности в украинской культуре.

    реферат, добавлен 14.02.2010

    Изобразительные и выразительные возможности живописи. Особенность процесса создания живописной композиции. Характеристика основных материалов искусства. Сущность художественно-выразительных средств. Анализ цветового и светового контрастов в художестве.

    реферат, добавлен 18.04.2015

    Значение гендерно-сенситивного компонента в структуре художественного образа. Изучение образов жанровой и портретной живописи в контексте гендерносенситивной окрашенности, специфика типологии сюжетов и мотивов, которые господствовали в русской живописи.

    статья, добавлен 01.12.2018

    Характерные черты творчества импрессионистов, их открытия в живописи, значение данного направления для дальнейшего развития искусства. Влияние японской гравюры и фотографии в отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства.

    реферат, добавлен 22.01.2014

    Этапы и особенности итальянского Возрождения. Творчество Л. де Винчи и Рафаэля Санти. Венецианская и падуанская школы живописи. Наука и искусство, архитектура в период Кватроченто. Особенности поздних работ Тициана. Тип женской красоты Боттичелли.

    шпаргалка, добавлен 08.11.2012

    Караваджо - один из первых художников, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ "мертвой натуры". Обеспечение смысловой и эмоциональной выразительности произведения - важнейшая функция цвета в живописи.

    курсовая работа, добавлен 23.11.2017

    Изучение коммуникативности искусства в связи с категориями пространства. Связь природы художества с пространственностью. Развитие живописи и изменения понимания художественного пространства и его составляющих ввиду перемен в мировоззрении эпохи.

    статья, добавлен 26.11.2018

    Основные вехи жизни Тициана (Тициано Вечеллио) известного итальянского живописца эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Ранний период творчества художника. Специфика реалистических возможностей в его живописи. Поздние мифологические полотна Тициана.

    курсовая работа, добавлен 09.11.2017

    Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности. Развитие романтизма в живописи. Колорит и освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка и фактуры. Мгновенность образа в живописи. Полифоничность художественного образа.

Конспект.

Цель урока: проследить, как меняются образы и художественные средства их воплощения в связи с изменением картины мира при переходе от Высокого Возрождения к Позднему.

Ход урока:

Слайд 1. Запись темы урока в тетрадь.

Слайд 2. Знакомство обучающихся с целями урока.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Н. Заболоцкий

Именно художникам венецианской школы удалось добиться максимальной выразительности в живописи.

Слайд 3. План:

    Характеристика венецианской школы.

    Живопись Тициана – «золотой век» венецианской школы.

    Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.

Слайд 4. Наследие венецианской живописной школы составляет одну из самых ярких страниц в истории итальянского Возрождения. «Жемчужина Адриатики» – причудливо-живописный город с каналами и мраморными дворцами, раскинувшийся на 119 островах среди вод Венецианского залива, – была столицей могущественной торговой республики, державшей в своих руках всю торговлю между Европой и странами Востока. Это стало основой процветания и политического влияния Венеции, включавшей в свои владения часть Северной Италии, Адриатическое побережье Балканского полуострова, заморские территории. Она была одним из ведущих центров итальянской культуры, книгопечатания, гуманистической образованности.

Слайд 5. В отличии от искусства Средней Италии, где живопись развивалась в тесной связи с архитектурой и скульптурой, в Венеции XIV века доминировала живопись. В творчестве Джорджоне и Тициана произошел переход к станковой живописи.

Станковая жи́вопись - один из родов живописи , произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись , созданная на станке (мольберте).

Слайд 6. Причины перехода к станковой живописи:

    Фреска плохо сохранялась во влажном климате Венеции

    Рост светской тематики и расширение круга объектов в живописи

Результат:

    Усиление разнообразия жанров – мифологические сюжеты, портреты, композиции на библейские сюжеты

Слайд 7.

Интерес в первую очередь к человеку.

Предпочтение рисунку, выразительность пластики.

Идеал красоты - Давид

Интерес к человеку, его окружению, к миру природы, прославляющего радости бытия:

    Яркий колорит, многокрасочность

    Стихия чувств и эмоций

    Роскошные формы, богатство интерьеров

    Градация светотеневых переходов

    Гармония

    Освоение масляной живописи

Идеал красоты – Венера – античная богиня любви и красоты.

Слайд 8. 2. Живопись Тициана – «золотой век» венецианской школы.

Испанский художник XVII в. Диего Веласкес писал: «В Венеции - все совершенство красоты! Я отдаю первое место живописи, знаменосцем которой является Тициан».

Тициан Вечелли (1476/77-1576) родом из городка Кадоре в предгорьях Доломитовых Альп. Учился художник у Джованни Беллини. В 1507 г.

Тициан поступил в мастерскую Джорджоне, который поручал Тициану завершение своих работ. После смерти Джорджоне Тициан закончил некоторые его работы и принял ряд его заказов, открыл свою мастерскую.

Слайд 9. Тициан в это время любит здоровые, чувственные образы, использует звучные, глубокие краски. Тициан развивает реформу живописи, начало которой положил Джорджоне: художник отдает предпочтение большим полотнам, допускающим широкое и свободное наложение красок. На первоначальный слой, сразу по его высыхании, он накладывал более или менее плотные, но текучие мазки, смешанные с прозрачными и блестящими лаками, заканчивая картину усилением наиболее ярких тонов и теней мазками, приобретающими почти корпусный характер. Набросок соответствовал общей эмоциональной подготовке, но сам по себе носил завершенный характер. В это время в ряде портретов, среди которых «Саломея», «Дама за туалетом» и «Флора» он воплощает свое представление о красоте.

Слайд 10. Тициан. Любовь небесная и Любовь земная, ок. 1514. Сюжет картины вызывает большой интерес. До сих пор вызывает споры среди искусствоведов. У картины были различные названия: «Красота приукрашенная и неприукрашенная», «Три типа любви», «Божественная и светская женщины», и, в конце концов, «Любовь небесная и Любовь земная».Как вы считаете, какое название более соответствует?


слайд 11. «Любовь земная и небесная» - одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Замысел Тициана - передать определенное душевное состояние.
На фоне чувственного пейзажа, в прекрасный летний вечер, у колодца, воду которого маленький амур мутит рукою, друг против друга сидят две женщины. Одна, совсем юная, с мечтательными глазами, с головкой, склоненной к плечу, как бы отдается поцелуям неба, предвкушая любовь. Другая, великолепно одетая красавица, спокойная и уверенная в себе, держит руку на крышке чаши. Купидон опустил пухлую ручку в фонтан-саркофаг, превращая мертвую воду в живую.

Сколько женщин изображено на полотне?

Художник предлагает - на выбор - два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Две любви: небесную и земную. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Впереди у него - еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании.

Слайд 12. Известный вам сюжет в творчестве других мастеров - Пьета – Оплакивание Христа. Это творение художника самое глубокое по чувству и мысли. Работа эта так и осталась незаконченной. Завершал ее уже ученик Тициана Пальма Младший.

Что отличает, по вашему мнению, эта картина? Можно ли применить высказывание Леонардо да Винчи: "Живопись в одно мгновение должна вложить в сознание зрителей всё своё содержание» в отношении этого полотна? (обсуждение впечатлений обучающихся от картины).

Слайд 13. Подводя итог анализа творчества Тициана хочу привести слова Джулио Аргана, итальянского историка искусства и политического деятеля ХХ в: «Первопричина его успеха - в новизне художественного мышления. Тициан реформирует типологию алтарного образа, историко-религиозной композиции, картины на мифологическую или аллегорическую тему, портрет. Он обновляет структуру художественного образа, добиваясь того, чтобы зрительное впечатление поражало, подобно молнии».

Слайд 14. Эстетические особенности музыки Возрождения. Звучит 1 часть «Мессы папы Марчелло» итальянского композитора Джованни да Палестрины.

Периодизация и эволюция музыки Возрождения

Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

    музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы;

    музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы;

    музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, – полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала.

Слайд 15. Музыкальная культура Возрождения иногда позиционируется как «золотой век хоровой музыки». На самом же деле, горизонты музыки были значительно расширены.

Если в период средневековья композиторы и музыканты работали преимущественно на церковь, то вследствие религиозного и светского раскола, произошедшего в Западной Европе в эпоху Возрождения, музыка обрела нескольких покровителей: католическую и протестантскую церкви, королевские дворы, богатых аристократов, новый буржуазный класс. Все они стали источниками доходов для композиторов, включая, конечно, и мелотипию: музыкальная культура Возрождения тесно связана с новыми технологиями (изобретением книгопечатания подвижными литерами Иоганном Гуттенбергом).

Слайд 16.

Как и другие виды искусства, музыка в значительной степени находилась под влиянием развития гуманистической мысли, восстановления греко-римского классического наследия.

В древнегреческой культуре все искусства и науки считались взаимосвязанными, а гуманисты эпохи Возрождения их разделяли, выделяя и изучая их индивидуальные качества. Музыка рассматривалась как экспрессивное искусство, способное повлиять на эмоции и чувства, то, что было неслыханным для средневекового времени.

Усилия по организации музыкальных знаний включали упорядочение звукоряда так, чтобы можно было установить взаимосвязь между нотами и человеческими эмоциями.

Слайд 17. Звучит «Мадригал любви» Дж. Да Палестриены.

В большей степени ренессансная музыка по-прежнему являлась духовной, но «гуманис-тические» изменения повлияли на поиски в ней более яркой выразительности – для достижения совершенства. В свете религиозных реформаций возникли новые виды духовной музыки, набирала силу светская музыка – мадригал. Со второй половины 16-го века непревзойдённого мастерства в музыкальном искусстве добиваются итальянские композиторы. Среди знаковых фигур – Джованни да Палестрина.

Слайд 18. Не смотря на то, что музыка на протяжении эпохи преимущественно зависела от вокала, всё больше начинают использоваться инструменты. Исполнители на инструментах иногда аккомпанировали певцам, время от времени заменяли некоторые голоса.

Инструменты варьировались от крупных, таких как орган и клавесин, виола де гамба, к небольшим – арфе (позднее лютне), рекордеру (блокфлейта). Постепенно композиторы начинают писать произведения только для инструментов без вокалистов.

Слайд 19. Музыка сильно повлияла и на придворные танцы, вводя широкий спектр инструментов для их сопровождения.

Инструменты использовались в церкви, во время праздничных и общественных мероприятий, в театральных постановках, в частных домах.

Слайд 20. Домашнее задание: § 5

Мини - проект* «Венеры Тициана». (слайд-фильм, синквейн)

Эссе* «В колорите он не имеет себе равных... он идет в ногу с самой природой. В его картинах цвет соперничает и играет с тенями, как это происходит в самой природе» Л. Дольче.

Подготовиться к тестированию.

Слайд 21. Источники:

Музыкальные фрагменты

Иллюстрации к слайдам.

Обучающийся 10 класса С.Монько

Презентация об искусстве эпохи Возрождения содержит иснформацию и слайды по данной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности искусства эпохи Возрождения Презентацию выполнил ученик 10 класса МОУ СОШ №2 Монько Станислав

Эпоха Возрождения (Ренессанс) Ренессанс – с французского «Возрождение» Возрождение античности Эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке

Идеи эпохи возрождения: Гуманизм (гуманистический идеал личности свободной, развитой, способной к самосовершенствованию) Идея национального искусства Утопия (образ идеального мира)

Великий античный опыт философии и искусства возрождён, и прежде всего- мысль о том, что «человек есть мера всех вещей». Эпоха Возрождения литература живопись архитектура

Литература эпохи Возрождения Главные представители эпохи Возрождения в литературе: Данте Алигьери Франческо Петрарка Уильям Шекспир Мигель де Сервантес

Развитие жанров в эпоху Возрождения Раннее: Среднее: Позднее: сонет роман эссе новелла драма

Данте Алигьери (1265 – 1321) Итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия" (издана в 1472) в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай»)

Франческо Петрарка (1304 – 1374) Итальянский поэт, гуманист, исследователь древности. Петрарка является родоначальником гуманистической культуры эпохи Возрождения, наряду с Данте - создателем итальянского литературного языка. Франческо Петрарка является создателем сонетов.

Афоризмы и цитаты Франческо Петрарки Уметь высказать, насколько любишь, значит мало любить. У кого много пороков, у того много и повелителей. Добиваться власти для спокойствия и безопасности значит взбираться на вулкан, для того чтобы укрыться от бури.

Уильям Шекспир (1564 – 1616) Английский драматург, поэт эпохи Возрождения.

Жанры произведений Шекспира: Хроники(«Ричард II ») Комедии(«Укрощение строптивой») Трагедии(«Ромео и Джульетта») Трагикомедии(«Перикл, князь Тирский»)

Мигель де Сервантес(1547- 1616) Величайший писатель Испании. Автор одного из первых романов в современном понимании «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Живопись эпохи Возрождения Главные представители живописи эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи Вечеллио Тициан Альбрехт Дюрер

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) Итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения.

Знаменитые работы Леонардо да Винчи «Джоконда» «Дама с горностаем»

Вечеллио Тициан (1485 – 1576) "Королём живописцев и живописцем королей" называли Тициана Вечеллио, одного из крупнейших мастеров мировой живописи. Его искусство - самое яркое явление венецианской школы итальянского Возрождения.

Знаменитые работы Тициана Вечеллио «Кающаяся Мария «Флора» Магдалина»

Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) Немецкий живописец и график. Основоположник искусства немецкого Возрождения.

Знаменитые работы Альбрехта Дюрера «Молодая венецианская «Мадонна с ребёнком» женщина»

Архитектура эпохи Возрождения

Особенности архитектуры Архитектура возрождения выросла в борьбе со старой готической архитектурой. Главные принципы: симметрия планов и композиций зданий и равномерное распределение, размещение на равных интервалах друг от друга всех элементов фасада. Интернетресурсы: 1.Википедия; 2. http://smallbay.ru/renessitaly.html

Презентация «Искусство Венеции » поможет учителю мировой художественной культуры или истории проиллюстрировать рассказ о творчестве выдающихся венецианских живописцев: Джорджоне, Тициана, Веронезе и Тинторетто, которое отличается от искусства , и особым отношением к природе и живописной технике.

Искусство Венеции

Презентация, посвящённая искусству Венеции , содержит около восьмидесяти слайдов и рассчитана на использование отдельными частями. Каждая из этих частей посвящена творчеству одного из выдающихся венецианских живописцев. Я не случайно называю этих художников живописцами. Главное, что мне хотелось бы подчеркнуть – это особое отношение художников венецианского Возрождения к живописи . В отличие от Леонардо, Рафаэля и Микеланджело венецианские художники практически отказались от рисунка как основы произведения и краски стали для них основным средством создания образа. Не светотень, а именно различные оттенки цвета создают объём на их полотнах.

Джорджоне

Венецианских живописцев также отличает особое отношение к природе , которая перестаёт быть только фоном. Пейзаж играет особую, очень важную роль в большинстве их творений. В подтверждение можно привести одно из самых загадочных и до сих пор не прочтённых живописных произведений Джорджоне «Грозу». Главным героем этого полотна можно смело назвать именно природу.

«Пространство «Грозы» не менее глубоко, чем перспектива у Рафаэля, но его развитие не поставлено в зависимость от изображённой в ней «истории», а дано во всей полноте и одномоментности. Таким мгновением является здесь вспышка молнии, предшествующая грозе, и, хотя картина написана на библейскую и философскую тему …, её лейтмотивом остаётся природа. … Без этих двух фигур пейзаж потускнел бы, утратил своё значение … ибо природа раскрывает свои тайны лишь в процессе накопления опыта и его истолкования человеком. Именно эта глубокая, жизненная, иррациональная связь между природой и человечеством и составляет поэтику Джорджоне …»

Джулио Карло Арган. История итальянского искусства

Тициан

Интересно было прочитать описание процесса работы над живописным творением Тициана , которое приводит Дмитриева Н.А. в «Краткой истории искусств». Ученики художника вспоминают, как мастер не используя подмалёвка, накладывал на холст густой слой краски и сильными ударами кисти создавал рельеф будущих фигур. Краска уподоблялась пластичной глине. Тициан «лепил» фигуры цветом. Последние штрихи мастер наносил лёгкими ударами пальцев, втирая один тон в другой.

Веронезе

Наиболее типичным художником праздничной Венеции можно смело назвать Веронезе .

«Он был живописец, и только живописец, – зато уж живописец до мозга костей, лев живописи, бурно талантливый и простодушный в своём искусстве тем великолепным простодушием, которое всегда пленяет и способно искупить многое недостающее»

Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств»

Веронезе создавал огромные полотна с сотнями нарядно одетых, веселящихся венецианцев. По его картинам можно изучать модные тенденции Венеции 16 века. Героев библейских и античных мифов Веронезе одевал в роскошные наряды, в которых он видел своих современников. Интересно сравнить «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и «Пир в доме Левия», (который вначале также назывался «Тайной вечерей»). После серьёзного «разговора» с инквизиторами художник изменил название своего творения, не пожелав вносить никаких изменений в содержание картины.

Тинторетто

Последним великим художником итальянского Ренессанса был Тинторетто . Его работы предвосхищают творчество мастеров барокко. Они наполнены экспрессией и динамизмом. Его герои находятся в стремительном движении, фигуры написаны в удивительных ракурсах. Композиция часто строится по диагонали, что всегда создаёт эффект движения. Павел Муратов в «Образах Италии» посвящает Тинторетто особую главу, в которой признаётся в любви к художнику и к его творениям.

  • Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
  • Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс 13 – 16 века. – М.: Искусство, 1977
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. От древнейших времён по 16 век. Очерки. – М.:Искусство, 1988
  • Муратов П.П. Образы Италии. – М.: Республика, 1994
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004

Завершить разговор об итальянском Возрождении хочу интересным видео. У Венди Беккет свой оригинальный взгляд на искусство живописи.

Удачи!

С начала 16века Венеция
выдвигается в число важнейших
культурных центров Европы.

Джорджоне
(1476-1510)
34 года
Джорджо
Барбарелли да
Кастельфранко
родоначальник
искусства
Высокого
Возрождения.

Джорджоне реформировал
венецианскую школу подобно тому,
как это сделал Леонардо да Винчи в
Средней Италии. В Венеции он
выступил как новатор, не имевший
предшественников. В отличии от
мастеров 15 века, работавших
преимущественно по заказам церкви,
пишет исключительно картины на
мифологические и литературные
темы, портреты, вводит в живопись
пейзаж и изображение обнаженного
тела.

Из всех средств выражения, имеющихся в
распоряжении живописи, он отдавал
предпочтение цвету. В передаче
пространства он опирался не столько на
линейную, сколько на воздушную
перспективу, фиксируя тонкие переходы
цветов по мере удаления от глаз зрителя, а
в изображении объемных форм искал
цветовые отношения между освещенными
и затененными частями.
Благодаря этому его картины создают
ощущение воздушной среды,
обволакивающей и объединяющей все
предметы, а в изображении обнаженного
тела он умеет уловить его трепетность и
теплоту.

«Юдифь» 1504 -
единственная
находящаяся в России
картина Джорджоне.
Хранится
в Государственном
Эрмитаже.

К числу ранних картин художника
относится «Юдифь». В отличии от мастеров
Флоренции Джорджоне решает эту тему не
в героическом, а в лирическом плане. В
своей Юдифи он воплотил идеал чистой и
прекрасной женщины. Он изобразил ее не
в момент действия, но тогда, когда подвиг
уже совершен и она стоит, погруженная в
задумчивость, опираясь на
поблескивающий меч. Для создания
настроения художник тонко использует
эмоциональную выразительность цвета.
теплые тона одежды и тела Юдифи
выделяется на фоне синего неба и
холодных зеленных оттенков травы и
отрубленной головы Олоферна.

«Спящая Венера» 1510
картина венецианского художника Джорджоне,
написанная им незадолго до смерти.

Целомудренный и прекрасный образ античной
богини любви и красоты. Нежность овала
лица, поразительная чистота и плавность
линий, тонкость цветовых отношений,
строящихся на сопротивлении теплых тонов
тела, синевато- серых оттенков простыни,
густого винно-красного цвета ткани у
изголовья, контрастирующего с зеленью
травы и деревьев- все было новым в этой
картине, первой в большом ряду подобных
изображений в европейском искусстве.
Картина была закончена Тицианом, который
дописал пейзаж, а также изобразил у ног
Венеры купидона, впоследствии исчезнувшего
во время реставрации картины.

ТИЦИАН 1477-1576
99 лет
Тициа́н Вече́ллио
После смерти
Джорджоне
ведущим
мастером
венецианской
школы
становится
Тициан.

Если Джорджоне положил начало искусству
Высокого Возрождения в Венеции, то
расцвета оно достигает в творчестве Тициана.
Во многих отношениях он является
продолжателем Джорджоне. Так, в творчестве
его получили развитие введенные Джорджоне
сюжеты, заимствованные из литературы и
мифологии, а так же пейзажи и портреты. Как
и Джорджоне, он много писал нагое тело,
стремясь передать его трепетность и теплоту.
И все же характер искусства Тициана иной.
Свойственный произведениями Джорджоне
налет романтики и мечтательности сменяется
у него более земным, полнокровным
жизнерадостными чувством.

Композиции его богаче и
разнообразнее, в его зрелых
произведениях звучит величавый
пафос искусства Высокого
Возрождения. В еще большей
степени, чем Джорджоне, он делает
цвет главным организующим
началом в картине, причем в зрелых
работах приходит к новому
пониманию формы, строящейся не на
светотеневых, а на цветовых
отношениях.

«Любовь земная и Любовь небесная» (1514)
Это самая знаменитая и изысканная из
романтических сцен, написанных молодым
Тицианом.
Сюжет полотна допускает множество толкований. На
картине две необыкновенно похожих друг на друга
женщины (одна одета, а другая обнажена) сидят по краям
резного каменного фонтана. Фоном служит спокойный
пейзаж.

ОДНА ИЗ ВЕРСИИ: Герб в центре фонтана
(прямо над трубой из которой льется вода)
принадлежит известному чиновнику
Никколо Аурелио. Картина написана к его
свадьбе с Лаурой Багаротто. Женщина
слева, одетая в белое платье
символизирует невесту, а обнаженная
героиня- богиня любви Венера. Богиня
обращается к Лауре,словно желая
посвятить ее в тайны любви.
Но каким бы ни был замысел Тициана, ему
удалось создать произведение,
поражающее гармонией композиции,
лучащейся теплотой цвета и
удивительными контрастами.

Вакх и Ариадна 1520-1523

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис)
появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого
взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами.
Ариадна была только что брошена греческим
героем Тесеем на острове Наксос - его корабль ещё
виднеется вдали. На полотне запечатлён момент
испуга Ариадны от внезапного появления бога. По
легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в
созвездие Корона, которое символически изображено
на картине (в небе над Ариадной).
Композиция разделена по диагонали на два
треугольника: один - неподвижное голубое небо, для
которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь, с
двумя влюблёнными и второй - полный движения
ландшафт в зелёных и коричневых тонах с
персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно,
что среди фигур, сопровождающих колесницу,
выделяется одна, очевидно, навеянная
скульптурой Лаокоон и его сыновья, найденной
незадолго до написания картины в 1506 году.

«Динарий кесаря»
1516 года
Ещё в конце XV века
Леонардо
противопоставляет в
своей Тайной
вечере человеческо
е благородство и
человеческую
низость. Тициан,
остро чувствовавший
своё время, не мог
не заметить эти
противоречия.

Сюжет картины отображает момент, когда фарисеи,
недовольные разоблачениями со стороны Христа, решили
погубить его. Но испугавшись сами убивать Христа, решили
сделать это руками римлян. Для этого фарисеи придумали
хитрый план. Они подослали одного из фарисеев к Христу с
серебряной монетой - динарием.
Фигура Христа величаво господствует в картине, заполняя
картину почти целиком, выделяется на тёмном фоне.
Если в образе Христа преобладает идеально-возвышенное
начало, то в облике фарисея решительно подчёркнута некая
его низость, ничтожество, полное пороками. Его рука смугла
и жилиста, горбоносый профиль резок, лицо морщинисто.
Тему встречи двух противоположных миров, мира
возвышенных идеалов и реальной действительности,
словно скрепляет и завершает, создаёт некую связь,
выразительный контраст тонкой руки Христа, которая
никогда не коснётся монеты, на которую указывает Христос,
и мощной руки фарисея, крепко сжавшей серебряный
динарий.

Портрет
папы Павла
III с
Алессандро
и Оттавио
Фарнезе
Впервые
написанного в
жанре
группового
портера.
1546 г.

Кающаяся Мария
Магдалина 1565
Полотно с
изображением Марии
Магдалины было
заказано Тициану в
середине 1560-х годов.
Для этой картины
художнику позировала
Джулия Фестина. Когда
картина была готова,
она была
показана герцогу
Гонзага, которому она
так понравилась, что он
заказал копию. После
этого Тициан сделал
ещё несколько копий,
меняя наклон головы и
положение рук
женщины, а также
пейзажный фон
картины.

Паоло Веронезе
1528-1588
60 лет
Паоло Веронезе
родился в Вероне. В
семье был пятым
сыном. Учился у
венецианского
художника Бадиле,
работал в Вероне
и Мантуе.
В 1566 г. женился на
дочери своего учителя
Антонио Бадиле. Умер
Паоло Веронезе от
воспаления лёгких в
Венеции. Был
похоронен в церкви
Святого Себастьяна.

Паоло Кальяри (Веронезе), Это был
необычайно одаренный художник - в
25 лет он уже прославился
росписями для венецианского Дворца
Дожей. Паоло быстро завоевывал
художественный Олимп Венеции,
демонстрируя в своих работах
богатство и гармонию красочной
палитры, безупречный рисунок,
прекрасное чувство композиции. Как
и большинство художников его
времени, Веронезе писал в основном
картины на религиозные и
мифологические сюжеты.

"Поклонение волхвов" 1573

Маленькая (45х34 см) картина это
уникальное произведение. Его можно
увеличить до размеров фрески, и оно
не потеряет своих художественных
достоинств. Веронезе воссоздал один
из самых значительных моментов
жизни Христа.
Оно было написано для церкви СанСильвестро в Венеции и оставалось
там, пока в XIX веке ее не
перестроили. «Поклонение волхвов» это не алтарный образ, картина
висела на стене нефа рядом с
алтарем братства святого Иосифа.

Трое явившихся с Востока волхвов, следуя за путеводной
звездой, отыскали Марию с Младенцем в Вифлееме. В
эпоху Возрождения художники и Веронезе в частности,
часто рисовали дом, в котором родила Дева Мария. Этот дом
выглядит как обветшалая постройка и символизирует
Ветхий Завет. Христос явился на землю, чтобы заменить его
на Новый завет. На картине видно, что этот «дом» пристроен
к развалинам величественного здания в классическом
стиле с триумфальной аркой на заднем плане - указание на
Рим. На переднем плане - волхвы со свитой. Помимо
евангельских персонажей Веронезе, как обычно, вводит в
сцену множество других участников, превращая совершенно
в своем стиле возвышенный акт поклонения Младенцу (то
есть признания Его Божественной природы) в пышное
празднество.
Доминирующей в картине диагонали, которую образует
льющийся с небес поток света с фигурками ангелов на нем,
«отзывается» другая, прочерченная под прямым углом к
этому лучу - из фигур волхвов. Мадонна с Младенцем
находятся на пересечении линий - замечательное и
уникальное композиционное решение.

«Брак в Кане Галилейской»

«Брак в Кане Галилейской» - картина по
мотиву известного евангельского сюжета о
превращении Иисусом воды в вино.
На картине изображено около 130 фигур,
среди которых позднейшая традиция
выделяла портреты известных правителей
эпохи Возрождения, таких как Карл
V, Франциск I, Сулейман
Великолепный, Мария I, и другие.
В образе музыкантов на первом плане
Веронезе запечатлел знаменитых
венецианских живописцев -
Тициана, Тинторетто, Бассано и самого себя в
белых одеждах.
Картина была выполнена по
заказу бенедиктинцев Сан-Джорджо
Маджоре в Венеции для трапезной аббатства.

Одна из лучших и известных
работ живописца – «Триумф
Венеции», огромная картина
овальной формы, которая и по
сей день украшает потолок
Большого зала Совета во
Дворце дожей.
Сюжет работы величественен
и помпезен – небесный Ангел
коронует Венецию. Вокруг
главных героев расположены
фигуры людей, аллегорически
указывающие на все
добродетели Венецианской
республики, которые
обеспечивают её процветание
и славу.
Примечательны в работе два
момента – фигура ангела,
которая изображена в очень
сложно ракурсе, и цветовое
решение. Богатый цветовой
колорит присущий стилю
Веронезе в общем до сих пор
вызывает восхищение.

Тинторетто
(Якопо
Робусти)
1519-1594
75 лет

Тинторетто был сыном красильщика
шелка. Он не прошел обычного
обучения в мастерской живописца и
был самоучкой (искусствоведы
называют только одно имя учителяТициан, но проучился только
несколько дней.) Тинторетто с
большим рвением изучал творение
великих мастеров Возрождения
(Тициан и Микеланджело).

Чудо святого Марка
1547-1548

Скуола Гранде ди Сан-Марко, богатое и могущественное
объединение торговцев специями, также украшала свои
помещения сценами из жизни святых. Для нее
тридцатилетний Тинторетто исполнил композицию «Чудо
святого Марка», снискав свой первый безусловный успех.
Ко времени создания полотна в венецианской живописи
произошли существенные перемены. Тинторетто, младший
современник Джорджоне, Тициана и великих мастеров
Высокого Возрождения Центральной Италии, не только
усвоил их уроки («рисунок Микеланджело, колорит
Тициана»).
Именно в «Чуде святого Марка» (апостол освобождает
раба-христианина от пытки) исследователи обнаруживают
первое триумфальное проявление независимой ни от каких
влияний манеры Тинторетто.
Что касается особенностей живописного строя полотна, то
беспокойная игра неестественного света, с помощью
которой художник создает чудесную атмосферу, особенно
заметна при сочной и смелой палитре костюмов
персонажей.

«Распятие» (1565-1588)
Грандиозный размах дарования Тинторетто
проявился в ансамбле Скуола ди Сан-Рокко. По
стенам и потолкам этого двухэтажного помещения
размещены громадные многофигурные
композиции, в которых ощущается подлинная
народная основа творчества Тинторетто.

«Распятие»-монументальная
композиция, изображающая толпы
людей,
смятенных
и
любопытствующих,
скорбных
и
торжествующих при виде распятия. У
самого подножия креста - группа
близких,
потрясенных
видом
открывшегося им страдания. И над
всем этим морем людей, в сиянии
зари высится крест с распятым
Христом, как будто простирающим
руки, охватывающие волнующийся,
беспокойный мир.

Происхождение Млечного Пути 1575-1580

Сюжет для своей работы взял из греческой
мифологии. Зевс захотел сделать
бессмертным своего сына Геракла,
рождённого от земной женщины. Для этого он
погрузил в глубокий сон свою жену,
богиню Геру, и приложил младенца к её груди,
чтобы тот смог напиться божественного
молока, дарующего бессмертие. Геракл, уже
тогда отличавшийся невероятной силой, стал
сосать молоко так энергично, что причинил
Гере боль. Богиня оттолкнула младенца, капли
молока пролились на небо и превратились
в звёзды, из которых сложился Млечный
Путь. Капли же молока, упавшие на землю,
стали белоснежными лилиями.