Валаамский спасо-преображенский монастырь.

Валаамский спасо-преображенский монастырь.

Наверняка многим было бы любопытно узнать об этом архитектурном комплексе так же, как в свое время мне. Некогда именно этот монастырь считался одним из самых благоустроенных в России.

Он был примером для подражания другим обителям и вырастил множество прославленных мудрых людей. По преданию, сам апостол Андрей Первозванный принес к этим берегам веру православную. Нет однозначного ответа на то, когда здесь возникла община, но у Авраамия Ростовского можно найти первое описание, датированное 10 веком.

Эта святыня – явление самого настоящего чуда в истории русской церкви, ни одной постройке не удавалось каждый раз восстанавливаться после такого количества разрушений под ноль. Когда-то очень давно (точной даты нет) вместе с верованием сюда пришло и подвижничество с традициями из Египта и Византии – историки думают, что укоренили тут монашество преподобные Сергий и Герман. Их жития, к сожалению, не сохранились.

По некоторым данным они прибыли из . Тем интереснее, что в интернете во многих источниках можно увидеть еще одно название, дающееся Валааму – «Северный Афон». И действительно, здешний устав всегда отличался своей духовной строгостью, сравнимой разве что с аскетичным образом жизни афонских старцев. Про еще один «Новый Афон» читайте .

Вот так, начиная с древнейших упоминаний похожих более на легенды, нежели исторические документально подтвержденные факты, эта земля раскрывает перед нами свою истинную сущность – святого, отмеченного Богом края, Иоанн Кронштадский как-то сказал:

«На каждом камне на Валааме можно служить литургию».

История становления обители

История монастыря увлекательна и полна загадочных и захватывающих событий, связанных с возрождением утраченных сокровищ древности.

Прежде чем Спасо-Преображенский монастырь приобрел свой нынешний облик, он прошел долгий путь неоднократного полного уничтожения, надругательства и в итоге все равно был воскрешен умелыми руками.

Каким был монастырь, который мы никогда не видели

Я каждый раз прихожу в ужас, кода понимаю, на чью жизнь покушались те, кто приходил уничтожать монастырь – по сути они убивали стариков и юношей, никогда не желавших никому зла, своими руками возводивших то, что в одночасье было разрушено много раз. На фото монахи и их ученики - 1887 год.

Из архивов мы знаем, что первая обитель была возведена в честь Пресвятой Троицы, а все постройки были сплошь из дерева. К сожалению, вскоре все было уничтожено до основания. Это произошло задолго до того, как в 1581 году жизнь уже новых насельников монастыря подкосила эпидемия чумы.


Затем в 16-м веке было нападение шведов, и в 1611 году пристанище святых людей на Валааме снова было разорено, после чего монастырь более 100 лет не существовал. Когда я читаю подобные сухие и столь далекие исторические факты, то представляю сколько всего за ними стоит – это же целые эпохи.

И вот по прошествии 100 лет обитель восстановили новые подвижники.

Но монастырь ожидало еще не одно страшное разрушение. Третьего апреля 1754 года случился сильнейший пожар - были спасены лишь некоторые святыни. Невзирая на трагедию, монахи за два года отстроили все заново.


Только представьте себе, какими датами апеллирует история монастырских стен. Прошел век – монастырь разрушен, еще век –восстановлен. А какие тогда были условия для жизни и строительства – северные воды, дикий не обжитый остров. Но монашество на Валааме выстояло.

На фото монахи на Валааме – 1887 год.

С помощью великих русских правителей (Иоанна Васильевича IV, Михаила Феодоровича, императрицы Елизаветы Петровны, Феодора Иоановича, I, Николая II и т. д.), в разные времена выделявших средства и указы на восстановление обители, все храмы на острове вновь и вновь возрождались.

Седьмого марта 1782 года игуменом монастыря стал иеромонах Назарий из Саровской пустыни. Он разработал первый план каменного здания монастыря и корпусов вокруг.

А в 19-м веке собор решили реконструировать.

Строительство началось при игумене Дамаскине. За дело взялся архитектор А. М. Горностаев (1852 год), план был завершен, но в 1862-м году архитектор умер и строительство началось лишь при игумене Ионафане II. Новый проект заказали зодчему А. Я. Силину.


Собор, дошедший до наших дней, строился совместно с архитектором Г.И. Карповым и зодчим Н. Д. Прокофьевым. Строительство было завершено в 1892-м году.

Но на этом история не заканчивается – впереди еще страшный 20 век.


События 1914-го года коснулись и Валаама, несмотря на его удаленность. Началась Первая мировая война и жизнь на острове пришла в упадок. А в 1923 году добивающим для вновь восстановленной обители фактом стал переход на григорианский календарный стиль. На Валааме случился раскол – словно предвестник будущего раскола в стране. А 19 марта 1940 года Валаам, недолго бывший в распоряжении финов, отошел к России. Монахи вынужденно удалились в и сумев спасти основные святыни, обосновали новый Валаамский монастырь.

Прежний Валаам – приют добродетели, веры, культуры нашей страны, разбирался на кирпичи; деревянные часовни и храмы, отстроенные руками монахов, ушли на дрова и на острове стали строить школу юнг, совхоз, а позже интернат для инвалидов войны. Но полноценного города здесь не получилось – жизнь на острове всегда была тяжелой.

События конца 80-х г. положили начало восстановлению обители в том виде, в котором мы можем увидеть ее сейчас. В 1990 году монастырь получил статус ставропигиального (то есть подчиняющегося патриарху).

Каким стал монастырь сейчас

На сегодняшний день община процветает. Каждый сезон здесь принимают паломников, трудников, волонтеров и просто туристов. На острове есть кафе, гостиницы, много действующих скитов, налаженное производство и многое другое.

Помню, когда я впервые приехала в монастырь, был прекрасный, солнечный день и меня тогда мало интересовал собор и богослужения, больше природа и здешний образ жизни. Все было так ново и так как-то непривычно приятно и тепло. «В городе отвыкаешь от двух вещей: доброты и свободы», – подумала я тогда, за бесконечным бытом и делами люди не успевают попросту ничего.


А еще я заметила, что в разное время года здешняя атмосфера воспринимается по-разному. Зимой, например, пространство вокруг как будто сужается, становится строже и словно укутывается покровом усилившейся святости, а летом все такое живенькое, радостное, суетящееся – столько красок и людей вокруг и почему-то становится легче, свободнее – как будто выспался.


О монашестве и уставе монастыря

Именно эти люди сумели в свое время создать на этих суровых северных землях буквально рай на земле. Если бы не упорно возрождаемые монахами святыни – на Валааме сейчас было бы куда менее уютно.

Даже природа острова помогала им. Дело в том, что на Валааме несколько иная природа камня. Габбро-диабаз – порода, которая накапливает солнечную энергию, а затем отдает ее, благодаря чему на острове теплее, чем на материке. Может, этот факт позволил монахам в 19 веке вырастить небывалые прежде растения.


В итоге получились прекрасные сады – почти все прижилось. Яблок было более 60-ти сортов. В 1824 году монах Паисий вырастил здесь 21 сорт яблони, среди них был уникальный сорт «Ранет Валаамский». Собирали смородину, крыжовник, малину, арбузы, дыни, тыквы и многое другое. Вес овощей достигал 30 кг, и это учитывая климат и количество солнечных дней. Здесь средняя температура июля – 17 градусов. В 1869 году в садах было 400 яблонь.


Монашество сегодня

Сегодня монастырю принадлежит сырная ферма, завод, рыбное хозяйство, сады, камнерезное, кузнечное производства, флот. Здесь существует свечное производство, иконописная мастерская, библиотека и даже звукозаписывающая мини студия. А школа живописи стоит отдельного внимания.


На острове есть молочная ферма, до которой легко дойти пешком и можно приобрести натуральные молочные продукты. Также здесь сами пекут хлеб. Еще в монастыре есть конюшни, куда тоже при большом желании можно заглянуть.


На территории острова:

  • 18 часовен;
  • 10 поклонных крестов;
  • 13 скитов – из них 11 действующих;

Достопримечательности на территории монастыря

Кстати, несмотря на обширную территорию, на ней на редкость легко ориентироваться. На схеме видно, где именно расположены те или иные здания.


Монастырь представляет из себя комплекс построек. Центром композиции, является Спасо-Преображенский собор, вокруг которого растянувшиеся цельной стеной здания белого цвета в виде четырехугольника – это каре.


Внутреннее и внешнее каре (построены были в разное время) имеют 300 кв. метров по периметру. Почти все помещения отведены под кельи, также есть трапезная. Внешнее каре было построено позже.


На сегодняшний день оно включает в себя надвратную церковь и Павла на южной стороне и симметрично расположенную ей церковь Живоначальной Троицы на северной стороне, которая была полностью разрушена во время войны, а потом заново восстановлена.

Сейчас в каре по-прежнему находятся кельи, гостиница для паломников и помещения для нужд монастыря.

Верхний храм в честь Преображения Господня

Верхний храм двухэтажный с роскошным иконостасом, который больше похож на чертоги небесного храма нежели земного.


Невероятно высокие своды потолков украшены искусной росписью, словно ее и правда создавали с ангельской помощью. Очень красиво сочетаются нежные оттенки красок и благородный блеск позолоты на стенах и церковной утвари.

Храм Преображения Господня ассоциируется у меня с молодостью, жизнью, радостью и весельем.

Нижний храм в честь Сергия и Германа и другие

Нижний храм, с мощами Сергия и Германа, выполнен в другом стиле и создает иную атмосферу. Здесь потолки гораздо ниже, и за счет этого у меня было ощущение особенного божественного присутствия. Визуально он проще чем верхний храм.


На стенах и потолке нет росписей, но это придает ему особый колорит. А под номером 5 на схеме сверху церковь Успения Божией Матери с богатым позолоченным иконостасом и бесподобной росписью потолка и стен.


Церковь Святителя Николая Чудотворца находится в северо-восточном углу, храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» и конечно, кельи, гостиничные комнаты, трапезная и т. д.

Подворья и скиты Валаамского монастыря

Подворье – это храм, принадлежащий монастырю, но располагающийся в другом городе. На подворье можно заказать крещение, венчание и так далее, в монастыре многого не делают.

Подворья Валаамского монастыря:



Вот скиты, которые принадлежат монастырю и располагаются либо на острове, либо недалеко от него:

  • Никольский.
  • Скит Всех Святых.
  • Смоленский.
  • Скит Александра Свирского.
  • Коневский.
  • Предтеченский.
  • Ильинский.
  • Германовский.
  • Владимирский.
  • Сергиевский.
  • Авраамиевский.

Сейчас на Валааме строят два новых скита:

  • Андрея Первозванного - 7 км. На о. Оборонном, его еще называют о. Авраамиевский или Емельяновы острова.
  • Скит в честь Казанской иконы Божьей Матери - 5 км восточнее.

Требы (услуги монастыря)

Монастырь принимает заказы на поминовение о здравии и о упокоении:

  • проскомидия – 40 дней,
  • проскомидия – 1 год,
  • псалтырь – 1 год.

Заказывают 4-я способами: в монастыре; через анкету на сайте монастыря; либо по почте (реквизиты указаны на сайте) или через любое подворье. Стоимость указывают только при заполнении анкеты или говорят на месте.


На Валааме не крестят детей, не венчают, не отчитывают, не берут душевнобольных.

Когда человек становится монахом, он дает обет безбрачия – отрекается от мира, поэтому ему запрещено венчать и крестить, это можно сделать на подворьях.


Хор Валаамского мужского монастыря

Мужской хор Валаамского монастыря был организован епископом Троицким Панкратием. В состав вошли выпускники училища при Государственной академической Капелле им. М. И. Глинки и люди, учившиеся в С.Петербургской Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В репертуаре хора пасхальные распевы, различные духовные песнопения, молитвы, псалмы и т. д.

Послушать записи хора можно на сайте Валаамского монастыря в разделе медиагалерея: песнопения - студийные записи.

Главный собор

Главное здание собора с голубыми куполами восстанавливали с 1987 по 1996 гг.

Это один из самых грандиозных соборов в России. Живопись практически вся выполнена монахами. У него свой неповторимый символизм. Название в честь Преображения Господня и тот факт, что он расположен на самой высокой точке острова, говорит нам о том, что пороки человека уходят также постепенно, как он поднимается на гору к Богу.

Монахи издревле лелеяли идею создать на острове аналог Иерусалима – гора, на которой стоит монастырь, символизирует гору Фавор. Многие постройки здесь имеют в основании эту идею: Воскресенский скит на горе Сион, под горой Елеон и так далее.

Для внутренней росписи стен собора бралась за основу роспись Храма Христа Спасителя в Москве, Владимирского собора в Киеве, и соборов Санкт-Петербурге. А еще монахи, которые расписывали стены, за основу брали картины величайших художников А. Иванова, Ф. Бруни, В. Верещагина, А. Егорова, В. Васнецова, Рафаэля, Тициана, Доре.

Но, разумеется, они не просто копировали эти работы, а создавали свои, взяв за основу композиции художников.

Святыни монастыря: мощи и иконы

Сегодня паломники могут приложиться в монастыре к следующим святыням:

  • Святого Антипы Калападештского (Валаамского) – в церкви Сергия и Германа.
  • Частице мощей Германа Аляскинского и его иконе. Их привез на Валаам глава Поместной Православной церкви митрополит всея Америки и Канады Феодосий – визит столь уникального гостя был тут всего один раз.
  • 17 июля 2002 года в монастырь прибыл игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем, он привез в подарок список с чудотворной иконы «Пантанасса» (Всецарица), который был специально написан для Валаамского монастыря и освящен на горе Афон. Еще он привез с собой мощи почитаемого афонского старца Иосифа Исихаста.
  • На Валааме есть великая реликвия – крест мощевик с частицей мощей великомученика Пантелеимона. Он принадлежал боярам Нащокиным еще в ХIV веке.
  • Мощи преподобных Сергия и Германа покоятся под спудом в нижнем храме.

История эвакуации святынь

В 1163 году мощи основателей обители были перенесены в , затем спустя время их вернули в монастырь. В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

Эвакуировать самое ценное имущество монастыря пришлось в 1940 году после того, как Валаамский архипелаг отошел СССР. Монахам пришлось на свой страх и риск перевозить по таявшему льду в Финляндию самое дорогое, что у них было: серебряную раку над мощами Сергия и Германа, престол верхнего храма – посеребренный с позолотой, библиотеку (20000 томов), архив, ризницу, утварь, чудотворные иконы.


Чудотворные, редкие иконы Спасо-Преображенского монастыря

На сегодняшний день из самых древних икон сохранились «Господь Саваоф» – некогда центральная икона в четвертом ярусе иконостаса разрушенного собора (сейчас находится в алтаре храма Никольского скита), «Господь вседержитель с предстоящими» – некогда центральная из третьего яруса иконостаса (находится в нижнем храме главного собора, над ракой Сергия и Германа – был установлен факт мироточения иконы). В Ново-Валаамском монастыре в Финляндии из 50-ти икон четырехъярусного иконостаса сохранились 29.

Также в монастыре хранятся очень важные святые иконы:

  • Чудотворная икона Валаамской Божьей Матери. В верхнем храме висит ее список, то есть копия, оригинал находится в Финляндии в Ново-Валаамском монастыре. А этот список раньше находился в Смоленской церкви в Ленинграде и был отдан Валааму в 1996 году.
  • Икона Коневской Божьей матери в Коневском скиту.
  • Икона святых Царственных мучеников - в нижнем храме собора.
  • Икона преподобного Антипы Валаамского в храме Сергия и Германа с левой стороны над ракой преподобного.
  • Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с братией, предстоящие Божией Матери – в иконостасе храма Сергия и Германа.
  • Икона Сергия и Германа Валаамских в одноименном храме над их ракой.

Богослужения и праздники

  • 19 августа в день Преображения Господня престольный праздник обители.
  • 14 июля празднование иконы Божьей Матери Валаамской.

Это самые главные праздники обители – такие, как для нас Пасха и Рождество.

Расписание богослужений

Существует несколько так называемых «кругов» богослужений, о которых я расскажу ниже.

Будничный круг богослужений:

  • 5:00-5:45 – полунощница.
  • 5:45-7:30 – утренняя исповедь. Паломники и братия прикладываются к святым мощам на кафизмах.
  • 7:30-9:30 – литургия.
  • 13:25-13:45 – молебен у раки Сергия и Германа (вт, чт, пт). В понедельник у раки прп. Антипы Валаамкого и у иконы Божией Матери «Всецарица» – в среду.
  • 17:00-18:00 – вечерняя
  • 18:00-19:30 – три канона с Акафистом (исповедь). Малая повечерия.

Круг богослужений в субботу:

  • 5:00-5:45 – полунощница.
  • 5:45-7:30 – утренняя исповедь.
  • 7:30-9:30 – литургия.
  • 13:25-13:45 – молебен у иконы Божией Матери «Валаамская».
  • 18:45-19:00 – исповедь (общая).
  • 19:00-24:00 – исповедь (всенощное бдение).

Круг богослужений в праздничный день или воскресенье:

  • 9:00-12:00 – литургия.
  • 17:00-17:50 – исповедь (вечерняя).
  • 17:50-18:40 – малое повечерие (Акафист).

Как стать трудником

Путешественников на Валааме делят на категории: трудник, волонтер, турист, паломник. Задержаться в монастыре могут паломники, трудники и волонтеры. На длительный срок волонтеры и трудники.

Во многие скиты и места доступ разрешен только паломникам и часто только с благословения игумена.

Жить на Валааме не рекомендуют оставаться никому. Здесь очень суровый климат, провизию доставляют с материка, зимой остров отрезан от большой земли. Работы нет. Снять жилье в частном секторе очень трудно, здесь мало местных жителей. Кроме того в монастыре суровый устав – не все монахи выдерживают, не говоря уже о романтически настроенных людях.


Трудник – это самый серьезный и ответственный вид послушания, соответственно, и самый тяжелый. Трудники мужчины посещают богослужения вместе с братией и могут даже кушать в общей трапезной – это говорит о том, что они практически разделяют устав, а это очень сложно. В трудники берут не всех. В не сезон женщин не принимают на Валаам в качестве трудниц. Это самый тяжелый вид послушания, поэтому не каждый может этим заниматься.

Чтобы стать трудником нужно:

  • Быть православным христианином.
  • Воцерковленным (посещать богослужения, исповедоваться, соблюдать пост).
  • Жить по расписанию: выполнять поручения монастыря (большую часть своего времени), ходить на богослужения (обязательно) и не покидать стен обители без предупреждения.
  • В трудники принимают на срок не менее двух недель.
  • Возраст не менее 18 и не более пенсионного.
  • Должна быть регистрация на территории РФ, мед полис, паспорт, виза (для иностранных граждан).
  • Справки о прививках, анализах крови на вич, гепатит и тд.
  • Трудником может быть только физически сильный человек.

Трудникам не платят. Еще есть много разных пунктов, о которых можно почитать на сайте монастыря. Но многие люди ездят, так что не подумайте, что это недостижимо или сложно.

Стать трудником можно, предварительно заполнив анкету на сайте монастыря и отправив ее на их эл. почту.

Стать волонтером можно так же, но к этой должности меньше требований и легче устав. Можно узнать на сайте, как стать экскурсоводом на Валааме.

Существует программа «Паломничество с послушанием» (1 или 2 недели), принять участие могут все – и люди пенсионного возраста, и паломники с маленькими детьми.


Как добраться

На острове есть две бухты, которые принимают туристов: Никоновская и Монастырская. Они располагаются на расстоянии 7 км друг от друга. Монастырь находится рядом с Монастырской бухтой.


От Никоновской бухты до него можно добраться на:

  • Такси; стоят на причалах. Цена от 100 до 500 рублей за 7 км.
  • Маршрутке; на причалах или рядом с центральной усадьбой. Цена - 50 рублей. Маршрут один - от Никоновской, до Монастырской бухт. Расписания нет.
  • Извозчике; от 500 до 800 рублей. Найти можно у стен монастыря или на причалах.
  • Велосипеде; прокатом занимается природный парк. От 100 до 600 рублей.
  • Пешком; так ходят большинство туристов, потому что путь по которому вы пойдете - главный туристический маршрут острова.


Доброго пути!

Есть что добавить?

Сердца наши исполняются прощением, миром и любовью друг к другу

После малого повечерия отец Мефодий сказал небольшое слово и попросил у всех коленопреклоненно прощения:

«Возлюбленные отцы, братья и сестры, благословите меня от лица владыки Панкратия попросить прощение. В этот величественный день Господь дал возможность примириться с Богом, со своим ангелом-хранителем, своими ближними, особенно с теми людьми, которых мы реально обижаем, соблазняем, смущаем своим поведением. Но Господь дает нам такие дни, как Святая Четыредесятница – самое прекрасное время для человеческой души, золотое время покаяния, которое мы можем принести милостивому и всепрощающему Господу нашему.

Благословите и простите меня святые отцы, братья, сестры, недостойнейшего вашего брата за согрешения, яже сотворил я словом, делом, помышлением и всеми моими

В Валаамском монастыре в эту сплошную масленичную неделю тоже пекут множество блинов для угощения братии и многочисленных гостей. Каждый день монастырские повара с радостью и любовью готовят 450 больших блинов для братской трапезы, и еще множество – для добавки и раздачи всем желающим. Блины со сгущенкой и сметаной – утешение для всех насельников монастыря, ведь так необходимо подкрепить себя перед строгим многодневным постом.

16 февраля 2019 года у насельника Валаамского монастыря игумена Мефодия день рождения. Поздравить своего любимого духовного отца и друга пришли братия обители и многочисленные гости, которые прибыли на остров несмотря на зиму и не самые благоприятные погодные условия.

Игумен Мефодий, приехавший вместе с владыкой Панкратием в полуразрушенный Валаамский монастырь в 1993 году, внес особый вклад в возрождение обители. Его послушание и труды принесли обильные плоды на ниве церковной. Отец Мефодий благодаря своей безмерной любви сумел объединить вокруг себя огромное количество людей, сумел помочь им прийти к Богу, к Церкви, к вере. Общение с отцом Мефодием в корне изменило их жизнь. Его трудами многие обрели твердое упование на волю Божию и встали на верный путь спасения, восходя по ступеням жизненной лестницы к Царствию Небесному.

15 февраля 2019 года в день праздника Сретения Господня Игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий навестил болеющего в последнее время монаха Антония и вручил ему памятную юбилейную медаль в честь "30-летия вывода советских войск из Афганистана".

"О своём пути к Богу в терниях афганской войны рассказывал мне сегодня и монах Антоний, которого сегодня я пришёл навестить и вручить юбилейную медаль в память 30-летия завершения вывода войск из Афганистана. Помянули всех положивших душу свою вождях и воинах. Монах Антоний (Сергей Мачулин) тогда был командиром части спецназа и участвовал в опасных операциях в тылу врага", - пишет Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий.

Санкт-Петербургское подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

1905-1910 - гражд. инж. Косяков Вас. А.

В начале XX века земли на углу Нарвского и Петергофского пр., где располагается подворье, принадлежали Староладожскому Успенскому женскому монастырю. В 1903 г. обитель получила разрешение Святейшего Правительствующего Синода на использование этой территории под строительство подворья. В июле 1905 г. преосвященным Антонином, епископом Нарвским, была освящена закладка каменной пятиглавой церкви.

Церковь во имя Казанской иконы Божией матери

Церковь во имя Казанской иконы Божией матери, Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря была построена в 1905-1910 гг. по проекту гражд. инж., профессора архитектуры Вас. А. Косякова. Строительство велось на пожертвования.

Подворье представляет собой комплекс зданий,объединяющий пятиглавую церковь со звонницей и жилым домом. В нижнем этаже колокольни расположена часовня.

Здание отличает сочетание точного следования древнерусским формам с использованием новых для того времени материалов. Стены здания выложены керамическими кирпичами серого цвета. Карнизы, фриз, оконные проемы, барабаны отделаны лекальным облицовочным кирпичом.

После революции, в 1919 г. подворье было ликвидировано. Казанская церковь стала приходской. В октябре 1935 г. закрыли и церковь.

Во время ВОВ южный и западный фасады храма были разрушены, следы от осколков сохранились на кирпичной облицовке здания.

В здании располагались швейная фабрика, затем - мебельный комбинат.

В 1989 г. здание возвратили Церкви, в нем разместилось подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. 2 апреля 1994 г. было совершено освящение главного престола церкви. Патриархом Всея Руси Алексием II. Часовня освящена во имя Николая и Александры Царственных страстотерпцев.

На подворье была оборудована крестильня с полным погружением, действует детская воскресная школа.

В 2008 г. ЗАО "Горюнов и Горюнов" приступило к реставрации храма. Стоимость реставрационных работ оценивалась в 17 млн. руб. Предполагается восстановить южный и западный лицевые фасады здания - со стороны Старо-Петергофского и Нарвского пр., фасады алтарной части и барабаны пяти глав. Реставрация ведется по проекту, который был составлен на основе редких фотографий и исторических акварелей с видами храма. Для работы вручную отливается 7000 лекальных керамических кирпичей, аналогичных тем, которые использовались при постройке. При строительстве использовалось 68 видов лекального кирпича. Реставраторы совместно с НИИ «Спецпроектреставрация» воссоздают методику реставрации «мыльного камня» (талькохлорида) - из этого отделочного материала выполнен портал главного входа.

Дубовый иконостас в византийском стиле был спроектирован в Петербурге с учётом архитектурных особенностей Казанской церкви. По благословению афонских монахов его изготовила семья греческих потомственных мастеров-резчиков Экономидис.