Умер Олег Табаков: как жил и что на самом деле случилось с великим актером. Умер Олег Табаков: последние новости, похороны Детство и юношеские годы

Умер Олег Табаков: как жил и что на самом деле случилось с великим актером. Умер Олег Табаков: последние новости, похороны Детство и юношеские годы
Умер Олег Табаков: как жил и что на самом деле случилось с великим актером. Умер Олег Табаков: последние новости, похороны Детство и юношеские годы

Олег Табаков родился в 1935 году в Саратове, учился в мужской средней школе там же. На выбор будущей профессии повлияли занятия в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников. Сам артист говорил, что без занятий во дворце пионеров «не было бы актера Табакова».

В 1953 году Табаков поступил в Школу-студию МХАТ на курс народного артиста СССР Василия Топоркова. Уже на третьем курсе в возрасте 20 лет сыграл в фильме «Саша вступает в жизнь». В будущем регулярно играл в кино, наиболее известны роли Табакова в фильмах «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Москва слезам не верит».

В 1957 году стал работать в Студии молодых актеров Олега Ефремова, впоследствии преобразовавшейся в театр «Современник». Табаков был ведущим артистом театра до 1983 года. «Меня довольно рано вознесли, уже в первый сезон работы в «Современнике». Нас позвал Олег Николаевич Ефремов, мы встали в рост и пошли за ним, в атаку. Есть такие лестницы внутреннего устройства дома. За первый год я промахнул не один, а сразу три пролета», — вспоминал артист.

С 1973 года Табаков начал заниматься преподавательской деятельностью, В 1986-2000 годах был ректором Школы-студии МXАТ.

Стал худруком МХТ им. Чехова в 2000 году. Параллельно он, с конца 1980-х, руководил театром «Табакерка». За руководство двумя театрами при прочем совмещении обязанностей в 2004 году был награжден премией «Чайка».

За свою жизнь Табаков был удостоен множества наград, в том числе он обладатель звания народного артиста СССР, орденов «За заслуги перед Отечеством» трех степеней.

Сообщения о смерти режиссера уже прокомментировали известные деятели культуры. «Ужасно. Мне даже трудно сказать «был», потому что для меня он всегда есть. Этот человек столько сделал для художественного театра, для развития театра в России вообще. Я не нахожу сейчас слов от горя, которое испытал от того, что узнал, что он скончался», — рассказал РБК актер Олег Басилашвили.

Председатель комитета по культуре Госдумы Станислав Говорухин назвал Табакова «сегодняшним Станиславским». «Погиб великий артист, великий педагог. По сути, сегодняшний Станиславский. Посмотрите, сколько он оставил после себя, сколько актеров, театров, спектаклей. Как артист он себя проявил в полной мере, и на экране, и на сцене. Это ужасная потеря», — сказал РБК Говорухин.

Директор Большого театра Владимир Урин вспомнил об артистах, воспитанных Табаковым. «Сегодня многие успешные люди, которые определяют развитие театра России, могут с гордостью сказать, что они ученики Табакова, и это не просто слова по печальному поводу, а так и есть в реальной жизни. Он помог многим артистам встать на ноги. Он был уникальной личностью», — сказал РБК Урин.

«Это слава российского театра, один из крупнейших актеров 1960-х годов. Соратник Олега Ефремова и всей этой школы, которая родилась из МХАТа, которая так успешно развивала советский театр того времени, абсолютно новаторский по отношению к развитию, я бы сказал, социалистического искусства того времени», — сообщил РБК режиссер Андрей Кончаловский. По его словам, таких, как Табаков, «уже мало делают».

Cегодня в 16 часов 15 минут на 83-м году жизни в больнице скончался Олег Павлович Табаков.

Пожалуй, нет более крупномасштабной фигуры в современном российском театре, чем та, которой был Олег Табаков. Всеобъемлющий и неутомимый человек-оркестр, до последнего ловко, талантливо и продуктивно совмещавший игру на сцене и в кино, управление театрами и обучение студентов, работу президентского совета по культуре и много чего ещё. Про таких говорят: глыба.

Судьба Табакова — как объёмный роман с приключениями и злоключениями, любовью и предательством, друзьями и врагами. И хотя артист всегда охотно делился с публикой своими историями, главной исповедью стали мемуары "Моя настоящая жизнь", где он откровенно рассказал о своём жизненном пути, коренных его поворотах и судьбоносных решениях.

Трижды избежавший смерти

Табаков рассказывал, что, по признанию собственной матери, Марии Андреевны Березовской, в 1935 году она не планировала его рождение. Когда забеременела, ей было 32 (отцу — Павлу Кондратьевичу Табакову — 31), была студенткой 5-го курса саратовского мединститута. У неё уже была дочь Мирра от первого брака. А тут она даже пыталась избавиться от ребёнка, по всей видимости, с помощью медикаментов. Но что-то пошло не так — мальчик всё-таки родился. И больше всего на свете любил свою мать. Спустя два десятка лет, впервые в жизни оказавшись на борту самолёта, студент Школы-студии МХАТ Олег Табаков в своих мысленных сентиментальных молитвах обращался к Богу именно со словами о матери.

Не раз Олег Табаков находился на пороге смерти, но судьба его оберегала. Как-то в конце 1940-х годов, ещё живя в Саратове, молоденький Табаков ехал на приступке трамвая. И тут состав резко дёрнулся, ноги молодого человека соскульзнули с приступки прямо под колёса. Вдруг какой-то мужчина схватил его за шиворот и затащил в вагон. С перепугу паренёк даже не узнал имени своего спасителя.

Удивительно, но опаснейший инфаркт Олег Табаков пережил экстремально рано, в 29 лет. Это случилось в 1965 году, когда он на износ работал в театре "Современник". В двухместной палате Боткинской больницы, куда его поместили по блату, на его глазах скончался сначала один пациент, затем второй. Артист ждал, что смерть придёт и за ним. У постели Табакова тогда собирались его коллеги, друзья, жена Людмила Крылова с 5-летним сыном Антоном. Все как бы прощались с ним у смертного одра, однако спустя несколько недель он пошёл на поправку, а вскоре вернулся к работе с ещё большей отдачей. Через несколько месяцев после инфаркта он уже играл в премьерном спектакле, а впоследствии и вовсе шутил, что "инфаркт не произвёл на него впечатления".


В третий раз судьба постучалась в конце 1990-х во время перелёта Табакова в Вену, где он ставил спектакль "Крыша". У самолёта Ту-154 загорелся двигатель. Когда воздушное судно экстренно приземлилось в Варшаве, Табаков увидел совершенно обугленный, трудно узнаваемый мотор и понял, что всего несколько минут назад находился на волосок от смерти.

Театр начинается с туалета

Как известно, Олег Табаков за свою жизнь руководил тремя театрами: самым недолгим было его шестилетнее управление "Современником" после ухода оттуда Олега Ефремова, далее он дважды открывал "Табакерку" и затем возглавил и МХТ им. Чехова, опять же, после Ефремова. Последние два театра оставались под его руководством до самой его смерти.

О Табакове говорят, что он обладал способностью окультуривать всё пространство вокруг себя и внутри своих театров. Та же "Табакерка", начавшаяся с подвала (бывшего угольного склада) на улице Чаплыгина, приросла сначала первым этажом, затем домом напротив, затем — и всем двором. Если в случае с подвалом он получил откровенно грязное помещение, которое приходилось отмывать и ремонтировать, то в других местах, где уже работали театры, всё было, конечно, лучше. Но до прихода Табакова в том же "Современнике" или МХТ попросту не было даже бумаги в туалетах.

В своей "Табакерке" Олег Павлович заставлял студийцев самих драить отхожее место до состояния "распространяющей благоухание дезодорантов стерильности". А про положение в МХТ до него, не стесняясь в выражениях, говорил, что то были "пьянь, срач, воровство". Помимо чистоты туалетов, в этом театре ему пришлось бороться с полупустыми залами и мизерными зарплатами артистов. После пары лет его правления театр было уже не узнать. И главный тому показатель — почти стопроцентный sold out. Кстати, именно Табаков убрал букву "А" ("академический") в аббревиатуре театра, из МХАТ переименовав его в МХТ. По его словам, академичным театр не может быть по своей природе.


По словам историка Анатолия Смелянского, Табаков вёл театр "абсолютно авторитарно, жёстко, сочетая русский революционный размах с американской деловитостью". Но для Табакова коллектив театра был всегда его семьёй, в которой он — стопроцентный патриарх. Артистов, студийцев и учеников он считал своими детьми. Воспитывал их и радовался успехам, каждый раз тяжело переживая их вылеты из гнезда. А вылетали его ученики красиво: Евгений Миронов — руководить Театром наций, Сергей Безруков — Московским губернским театром, Владимир Машков — в Голливуд, откуда, правда, вернулся к Табакову уже в МХТ.


Если при советской власти Табакову приходилось немало лавировать и маневрировать, чтобы сохранить дух своего свободного театра и при этом окончательно не подвести всех своих подопечных под монастырь (ведь "Табакерку" закрывали на 7 лет), то при падении режима его руки оказались полностью свободны.

К тому же к началу 90-х Табаков обладал таким мощным авторитетом, что новые власти только за честь принимали во всём ему помогать. Артист уже не стеснялся пользоваться своим исключительным положением у людей всех уровней, в том числе высокопоставленных чиновников. Сам он называл это "торговать лицом". Коллеги вспоминают, что лишь один телефонный звонок, начавшись с "Добрый день. Это Олег Табаков", решал самые сложнейшие вопросы. Чаще всего не его лично, а вопросы театра или судеб коллег по цеху.

Женщины: множество и две


Об общении Табакова с прекрасным полом ходили легенды. Табаков никогда не отрицал, что женщин он любил и в их внимании никогда себе не отказывал.

— Если Господь или судьба одаривали меня чувством, так оно развивалось по всем законам влюблённости и всего ей сопутствующего. Я благодарен жизни за то, что график моих влюблённостей всегда был плотен, насыщен и регулярен. Почти как движение подмосковных электричек, — писал он.

Но всё изменилось, когда появилась Она. 17-летняя Марина Зудина, пришедшая в студию Табакова, пленила сердце 37-летнего мэтра. Они много лет встречались, не раз расставались.

— Марина изменила мой взгляд на "нашу сестру женщину". Роман, длящийся семнадцать лет, — что-то непостижимое для меня прежнего. Конечно, бывало всякое: на заре этого романа Марина не раз писала мне письма, подытоживающие наши отношения, после того как я последовательно и логично пытался убедить её, что ей надо решать свою жизнь без меня… А потом всё начиналось снова.

Олег Табаков с Людмилой Крыловой.

Олег Павлович не хотел повторять ошибок собственного отца, который покинул семью сразу после войны. Поэтому дождался, когда дети вырастут. Когда младшей дочери Александре исполнилось 29, Табаков развёлся с Людмилой Крыловой и женился на Марине Зудиной. Старший сын Антон принял выбор отца, а вот Александра так и не смогла этого сделать.

Мюллер вечен, как вечен сыск

При том что Табаков сыграл в более чем 120 фильмах, сам он выделял всего несколько самых важных для него ролей. Это роль Владимира Искремаса в "Гори, гори, моя звезда" Митты, роль академика Крамова в фильме Титова "Открытая книга", а также Шелленберга в "Семнадцати мгновениях весны".

После просмотра последней, как вспоминал Табаков, к нему подошёл Юрий Андропов и прошептал:

"Олег, так играть генерала СС — безнравственно!"


"Жизнь несовершенна, но миром правит отнюдь не то самое вещество. Им управляет вера, твоё собственное желание сотворить что-то и не уйти бесследно. Надеюсь, именно этим питалась моя настоящая жизнь."

Олег Табаков

Никто говорить не может, как будто всеобщий паралич поразил людей разных поколений. Стоит ли этому удивляться? Ведь Олег Павлович, наверное, единственный, кто так или иначе, конкретно или по касательной живет в каждом. И это только в профессиональной среде, что же говорить об многомиллионной армии поклонников. А она - вся страна, и это не фигура речи в скорбный момент.

В МХТ имени Чехова сегодня должен был идти спектакль «Светлый путь». Он отменен, как и все последующие, обозначенные в афише. Театр официально объявил многодневный траур.

Светлый путь - так можно назвать жизнь Олега Павловича Табакова. Мальчик из Саратова, тощий, с тонкой шеей, высоким голосом, смеющимися глазами, в середине прошлого века он приехал в столицу и начался его безудержный взлет, красивый полет, длившийся всю жизнь, практически без остановки, что можно считать исключительным и уникальным явлением. Достаточно начать перечислять имен, события, объекты, чтобы понять - Табаков в каждом, везде, всегда и навсегда!.

Табаков это - «Современник», Подвал на Чаплыгина, Новая Табакерка на Сухаревской, Театральный колледж на Макаренко. И коллеги, и партнеры, и ученики - Миронов, Машков, Безруков, Смоляков, Егоров, Германова, Зудина, Беляев… Он учитель, он строитель…он...

В Табакове поражал Табаков-лицедей, Табаков-организатор, Табаков-отец для детей своих и детей театральных. Табаков-шутник, Табаков-первая величина, обескураживающая своей невероятной простотой.

Никакого пафоса, многозначительной позы, фразы - это не он. Табаков - это отсутствие дистанции, доступность практически для любого, связанного с ним профессией или делом. Он не выключал телефон, а если не мог ответить, то непременно перезванивал: «Это Табаков. Вы мне звонили?» Это он-то, человек с вершины? Да, он, и никто иной - с хитрой улыбкой, с десятком интонаций в голосе, и эти интонации могли изменить любую ситуацию. Он - наивный как ребенок и мудрый, как гуру.

Табаков - мозг, генератор идей. У него армия учеников, потому что его ученики своих учили по Табакову, а те в свою очередь - по этой же системе. Мог бы успокоиться, имея строй продолжателей и защитников, а он открыл театральный колледж, чтобы выстроить свою, только им выстраданную за многие годы систему актерского образования. Систему жесткую, но оказавшуюся результативной - выпускников колледжа с удовольствием берут в столичные театры. Колледж - его последняя радость и гордость, три выпуска. Он мечтал, чтобы школа его воспитывала не только профессионалов, но и образованных людей. Поэтому помимо дисциплин в обязательную программу для студентов этого средне-специального учебного заведения включались посещения театров, музеев и значимых событий культурной жизни города.

Два качества, которые выделяют Табакова из всех деятелей театра - это память к прошлому. Память не на словах, а на деле, не мечта, а реальность. Он первым продемонстрировал благодарность драматургам, на пьесах которых вырос и в которых играл: во дворе Табакерки первым поставил памятник Розову, Вампилову, Володину. Помните его Олега Савина из розовской пьесы «Шумный день»? Он так сыграл представителя нового поколения советских людей, которых позже назовут шестидесятниками, что многие ставили знак равенства между героем и артистом. Не случайно на родине Табакова, в Саратове, несколько лет назад открыли памятник Олегу Савину. А на самом деле увековечили вечную молодость Олега Табакова. Уверена, что это не единственный памятник, который поставят этому потрясающему человеку. И улицу назовут, а может, и новый город - он достоин.

А потом он поставил памятник тем, кого лично не знал, но которых почитал своими учителями - Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко. Но главное, что этим памятником, точнее, его воплощением, Олег Павлович раз и навсегда исправил ошибку - мол, первым шел Станиславский, а уж потом его соратник Немирович. Нет, - решил Табаков, - они на равных строили МХАТ, строили русский театр, поэтому на постаменте нового памятника в их росте не существует разницы, Станиславский и Немирович благодаря Табакову теперь на равных.

Еще одно невероятное качество - воля и ее сила. Как бы он тяжело ни болел (а в последние годы он боролся с тяжелым недугом), он приходил, потому что знал, что ждут, что он решает, от него зависят.

Бледный как полотно, после тяжелой операции, опираясь на руку с одной стороны Машкова, а с другой - Миронова, Олег Павлович пришел в колледж на самый первый его выпуск. Когда вышел к микрофону, первым делом извинился: «Простите, не могу стоять», сел, начал говорить, но - вот чудо - постепенно лицедейство убрало болезненные признаки и он начал шутить, свистеть и стал похож на того самого Олега Павловича, у которого (и это знают все) - САМЫЕ неформальные, САМЫЕ озорные сборы труппы, премии и юбилеи.

«Табаков жжёт», - так говорили о нем и на нашей театральной премии «МК», где он практически с самого ее основания в 1995 году, считался ее живым талисманом. Он сам неоднократно становился ее лауреатом и с удовольствием выходил за именной фарфоровой тарелкой, приходил поддержать своих артистов и тех, кто давно выпорхнул из-под отеческого крыла. Отпускал реплики с мест, и все валялись от хохота, свистел наравне с молодыми артистами, и не было в этом никакой натяжки, желания подстроиться под новое поколение. Он сам был молодым, горячим, сердечным. Редкое сочетание, наблюдаемое в театральной и вообще художественной среде. Молодость так шла его сединам, так была органична с его возрастом, потому что «эго», главное слово для художника - не его слово. Амбиции, тщеславие, мелочность - тоже.

Его слово - жизнь и только жизнь. Он не позволял никому и ничему наступить на нее, помешать ее стремительному движению - только вперед или вверх. Он не знал, что такое отступать, если есть идея, мечта. Значит, что бы ни случилось, во что бы то ни стало она должна быть воплощена, обрести плоть и кровь и, в свою очередь, дать жизнь другому, новому, свежему.

Как-то он признался, что ни разу в жизни не проснулся в плохом настроении. Я ему не поверила: «Олег Павлович, ну так не бывает. А если накануне, вечером пришла плохая новость? А если вас огорчили? Или с женой поругались?» «Всё равно в хорошем, поверь. А с плохим будем бороться». Он и боролся, но не с видом революционера или страдальца, а веселого озорника, величия которого вряд ли кто-то и когда-либо сможет достигнуть.

Три последних месяца своей жизни он провел в больнице. Он боролся. Он хотел жить и не оставлять нас. Как мы теперь будем без него? Оторопь. Растерянность. Горе.

Арифметика жизни Олега Табакова внушает безмерное уважение и тонкий трепет.

За спиной у Олега Павловича 60 лет службы в театре и больше 100 ролей в кино.

В 21 год Олег, он же Лелик, вошел в правление самого молодого и самого революционного по тем временам московского театра «Современник».

В 29 лет получил инфаркт.

В 32 — первую Государственную премию.

В 35 стал директором «Современника».

В 39 начал «учить детей», взяв себе первых учеников.

В 50 встал у руля Школы-студии МХАТ.

В 52 создал свою «Табакерку», театр на улице Чаплыгина.

До 82 лет выходил на сцену.

Когда родился старший сын…

О том, что для Олега Табакова театр всегда был на первом месте, говорят многие факты его биографии. Вот, например, родился первенец: старший сын Антон. Ему бы побольше внимания уделить… Не тут-то было!

Олег Табаков с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Вот как рассказывал об этом несколько лет назад Антон Табаков:

— По иронии судьбы я появился на свет на родине отца, в Саратове, где гастролировал «Современник». Из роддома в Москву меня «депортировали» в люльке с незнакомой стюардессой. Та долго отказывалась от «подарка», пока родители не поклялись ей, что ребенка непременно встретят. Встретили. И, надеюсь, ни с кем не перепутали.

Прелести кочевой театральной жизни я испытал вскоре после своего рождения. Как-то, опаздывая на поезд, папа с мамой (актрисой театра «Современник» Людмилой Крыловой . — Ред.) бежали по перрону, схватив меня, тогда еще младенца, в охапку. Состав вот-вот должен был тронуться, поэтому ребенка, словно какой-то сверток, начали по рукам передавать в вагон. Едва родители, запыхавшись, прыгнули на подножку, поезд отошел от перрона. Думаю, сцена была впечатляющая. В общем, в раннем возрасте, да и потом, конечно, жизнь родителей я не облегчал. Однажды, рассказывал отец, не зная, как меня унять, он не придумал ничего лучшего, чем залезть в деревянную кроватку и сунуть мне свою грудь.

Людмила Крылова с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Отец вместе с Олегом Ефремовым и Евгением Евстигнеевым в те годы трудился над созданием «Современника» и все свое время уделял любимому детищу. На собственных чад — меня, Мишу и Дениса — времени практически не оставалось.

— Но вами наверняка занимались бабушки и дедушки. Кем были родители Олега Павловича?

— Дедушка Павел Кондратьевич был удивительный! В своих рассказах он поразительным образом умел сочетать научные познания с цитатами классиков, наизусть читал Аверченко... Приезжая в Москву из Саратова, дедушка всякий раз останавливался не у нас, а как человек независимый предпочитал жить в гостинице «Пекин»: для него это был своего рода шик. Для меня же походы к нему становились еще одним развлечением. Дедушка к тому времени был в разводе, очень любил женский пол, и, естественно, ему хотелось произвести впечатление.

Моя бабушка была первой или второй супругой Павла Кондратьевича, а вообще у дедушки было столько жен, что эту цифру даже страшно произнести вслух. В те годы он работал в санатории «Пады» под Саратовом, мы летом ездили к нему погостить. Дед выращивал фантастически вкусные помидоры «бычье сердце». Благодаря своим познаниям в области биохимии он их так удобрял, что они были немыслимых размеров и весили по 2,5 килограмма каждый.

Бабушка, папина мама Мария Андреевна , жила с нами. Врач-рентгенолог, светская дама и эстетка, рожденная в местечке Балта, она всегда была подчеркнуто вежлива и корректна. Надо сказать, Мария Андреевна (а до нее — баба Катя и баба Аня, мои прабабки) с трепетом относилась ко всему, что связано с фамилией Табаковых. В то время мы жили в коммунальной квартире, у нас не было телефона, а чтобы позвонить по автомату, надо было спускаться вниз. Родители бесконечно спорили, кто это сделает. Отец просил: «Люся, ну пойди позвони, мне срочно надо...». Мама отвечала: «Я не могу, ты же понимаешь...» Начиналась перепалка, во время которой качающая меня в колясочке баба Катя с умилением говорила: «Вот Антошенька вырастет, он-то и будет бегать для папки по телефону звонить».

Артисты Людмила Крылова и Олег Табаков. 1964 г. Фото: РИА Новости / Мирослав Муразов

А еще у меня была замечательная няня Мария Николаевна . Она растила моего отца в Саратове. Потом он перевез ее в Москву, и она стала пестовать меня. Поставив на ноги сначала папу, затем — меня, Мария Николаевна, верующая одинокая женщина, с чувством выполненного долга решила, что пора помирать. Зачем жить дальше? Она не видела в этом смысла, тем более что была очень больным человеком: ее мучили тромбофлебит и куча других недугов. И вот Мария Николаевна начала договариваться с отцом: вот, мол, Олежек, ты меня похорони там-то, у меня есть сберкнижка, все готово... Но родилась сестра Сашка — и случилось чудо: няня воскресла, хотя действительно была на пороге смерти. Обретя смысл жизни, она еще восемь лет жила, забыв о своих болячках.

Мне было лет пять, когда папе и Евгению Александровичу Евстигнееву выделили малогабаритные квартиры в новом блочном пятиэтажном доме в районе метро «Аэропорт». Но очень скоро мы перебрались на Тверскую-Ямскую, в довольно большую квартиру, правда, на последнем этаже и, как положено, с протечками.

Казалось, он работал 24 часа в сутки

— Отец в те годы был общественным директором «Современника», ходил с большим портфелем и помогал решать в театре административно-хозяйственно-художественные вопросы. Он всегда или почти всегда делал то, что хотел, и по-другому жить не мог. Так что определенный его культ существовал и дома. Если был голоден — все кидались его кормить. Если был сыт — веселился, шутил, и все радовались вместе с ним. Мама пыталась обратить внимание на заботы, связанные с ней, с детьми, с домом, но отца они волновали мало.

Актеры московского театра «Современник» Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Андрей Мягков в сцене из спектакля «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова. 1969 г. Фото: РИА Новости

Казалось, он работал 24 часа в сутки. Думаю, из-за этого в 29 лет у него случился обширный инфаркт. Положение было настолько серьезным, что друзья приходили к нему прощаться. Только после этого папа научился отдыхать. Например, вернувшись с репетиции, он всегда спал перед вечерним спектаклем. Вокруг могло происходить что угодно, — гроза, землетрясение — но отец знал, что организм нуждается в восстановлении, и мог спать стоя, лежа, сидя. Эта способность передалась и мне. Хотя я никогда не думал, что мне она может пригодиться. Тем более что я сам, в отличие от отца, не слишком серьезно относился к театру. Отец таланта во мне не видел и рекомендовал обратить внимание, например, на завод «Калибр».

— Когда вы осознали, что ваш отец — знаменитый актер?

— Мне кажется, я всегда предполагал это, потому что видел его не только дома, но и на экране. Другое дело, что я считал это естественным. Однажды произошла такая история. Мы поехали к дедушке в деревню Пады под Саратовом (мы часто ездили туда на папиной «Волге», всегда по одной и той же дороге, мимо разных русских деревень со старинными названиями типа Конь-Колодец) и где-то возле Воронежа попали под дикий проливной дождь. Представьте себе: грунтовая дорога, мокрая глина, суглинок, колеса пробуксовывают... Короче, застряли капитально. Под жутким ливнем, в ночном кошмаре пытаемся в ближайшей деревне отыскать трактор. Долго стучим в дверь какого-то дома, пока нам наконец не открывают... А дальше — немая сцена. В те дни (это были семидесятые годы) по телевизору как раз демонстрировался фильм «Семнадцать мгновений весны». Вышедший на крыльцо сельчанин просто обалдел: предположить, что в его деревне Конь-Колодец застрянет машина «самого Шелленберга», он, понятное, дело, не мог. Нас не только вытащили, но и обогрели, накормили и оставили ночевать. Вот она, волшебная сила искусства!

Олег Табаков в роли Шелленберга. 1973 г. Фото: РИА Новости

— Вы обижались на отца?

— Я обижался на отца всегда. И то, что он не взял меня к себе на курс, а потом в театр, — это как раз ерунда. Другое дело, я считал, что он очень мало уделяет мне внимания, что несправедлив, слишком категоричен. Хотя в «Табакерку» отец все-таки меня взял...

— Ну о чем-то вы с ним все-таки беседовали?

— Помню, папа рассказывал, что в молодости покупал по 10-15 экземпляров приложения к журналу «Красноармеец», в котором печатались «Озорник» Ардова, «Прекрасная дама» Толстого, «Золотой теленок», и хранил эти книжечки до тех пор, пока они не становились дефицитом, после чего продавал их за большие деньги. А в 9 лет он припрятывал от родителей довески от буханки: хлеб тогда выдавали по карточкам. Когда скопленные кусочки по весу составили целую буханку, он отнес их немецкому военнопленному, который ремонтировал школу, а тот в обмен сделал ему деревянный автомат…

12 ярких ролей Олега Табакова в кино

Удавалось ли отцу скрывать свой обман?

— Если уж вернуться к теме обид, то больше всех в нашей семье, вне всякого сомнения, страдала мама. Когда папа стал директором «Современника», она фактически осталась без ролей. Отцу проще было сказать ей, чем кому-либо из артистов: «Люся, ты пойми, я исполняющий обязанности директора театра. Ну как я могу? Ну дам тебе роль, и как я буду людям в глаза смотреть? Неловко, некорректно это...» Иногда он был искренен, иногда кривил душой...

— И вы, и ваша сестра Александра были сильно обижены на Олега Павловича, когда он ушел к Марине Зудиной. Какую боль он причинил вашей маме, и говорить не приходится…

— Родители не ладили давно. Часто скандалы возникали из-за ерунды, из-за какого-то пустяка, а закончиться могли чем угодно. Удавалось ли отцу скрывать свой обман? Мне было понятно, что происходит, думаю, матери — тоже. Да и Саша, вне всякого сомнения, догадывалась. Но мы делали вид, что все нормально. Папа потом объяснял, что скрывал роман с Мариной исключительно из нежелания причинить нам боль. Он сам испытал это на себе, когда его отец, которого он очень любил, оставил мать. Вернувшись с войны, мой дед привез новую семью и ушел из дома. Папа тогда действительно очень страдал (в ту пору ему было лет 13), но я не уверен, что воспоминания о тех переживаниях были главной причиной того, что он так долго не решался оставить нас. В каком-то интервью отец рассказал об эпизоде, который все расставил на свои места. Будто в очередной раз, вернувшись со съемок, уставший и раздраженный, он спросил нас с Сашей: «Что вас связывает со мной?» Мы вроде ушли от ответа, и тогда что-то в нем надорвалось. Ему показалось, что дома его не уважают, тем более что отношения с мамой уже лет десять как испортились, и она в порыве не раз говорила: «Нам надо развестись». Мне его рассказ кажется слишком театральным. Может, он спрашивал, может, мы что-то отвечали. Но не те слова и не в том контексте. Мать многое позволяла отцу и делала все, чтобы ему было хорошо, комфортно, чтобы он мог заниматься любимым делом.

Олег Табаков и актриса Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей. Фото: РИА Новости / PR-департамент BOSCO

Представить Олега Табакова вне сцены было действительно трудно. Сам он признался как-то: «Занятие театром — работа почти солдатская. Не хочется — надо! Холодно — надо! Жарко — надо! Я был директором „Современника“, когда умерла мама. Похоронил ее — и тут же должен был выйти на сцену… Человек должен быть счастлив от того, что он делает. Если бы мне не давали играть, я бы платил, чтобы выйти на сцену… Немного, рублей по триста, но платил бы…»

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости. В Москве умер народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. Чехова и "Табакерки" Олег Табаков, сообщили в пресс-службе театра.

Актер скончался на 83-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни. Прощание состоится в МХТ, дата станет известна позднее.

"В связи с такой страшной для нас утратой — кончиной Олега Павловича Табакова — в театре отменяются все спектакли сегодня", — сказали в пресс-службе.

О госпитализации артиста в Первую градскую больницу стало известно в конце ноября. Позднее в СМИ появлялась информация, что Табакова подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, несмотря на улучшение состояния в канун Нового года.

Творческий путь

Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей. В 1957 году он окончил Школу-студию МХАТ, играл в многочисленных театральных постановках. В 1971-1976-м, одновременно с актерской деятельностью, возглавлял "Современник". С 2000 года Табаков занимал пост художественного руководителя МXТ имени А. П. Чеxова, а с 2004-го исполнял и обязанности директора театра.

Табаков также известен ролями в кино. Он играл в фильмах "Семнадцать мгновений весны", "Полеты во сне и наяву", "Человек с бульвара Капуцинов", "Ближний круг" и "Сирота казанская".

Кроме того, артист озвучил нескольких персонажей мультфильмов. Его голосом говорят герои анимационных фильмов "Бобик в гостях у Барбоса", "Трое из Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино", "Зима в Простоквашино" и "Ежик плюс черепаха".

У Табакова остались жена, актриса Марина Зудина, и четверо детей, двое из которых — от первого брака.