Толстого «Воробей на часах» план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему. Конспект урока

Толстого «Воробей на часах» план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему. Конспект урока
Приведите примеры употребления этих фразеологизмов в речи: Двуликий янус; Калиф на час; Выходить из себя; Держать порох сухим;

Птица высокого полета; Сфинксов
загадка; Поставить во главу угла; Мышиная возня; Последняя спица в колеснице;
Шишка на ровном месте; Калиф на час; Петь дифирамбы; Турусы на колесах; Курить
фимиам.

№1 Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов. Ахилессова пята, крокодиловы слезы, калиф на час, белая

ворона, первая скрипка.

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Сделайте стилистическую правку предложений.

Транслирование вещания переносится на поздний срок. Окно раскрылось во время ветра. Следователи прокуратуры провели очень профессиональные действия. Вся страна от малого до великого поднялась на защиту родины. У девушки коричневые глаза. Враги приближались все ближе.

. Найдите ошибки, вызванные нарушением морфологических норм. Сделайте стилистическую правку предложений.

Преподаватель особо отметил троих студенток. НДС в этом году не изменилось. В состав коктейля входит ароматная киви. Решительное сражение дали русские войска под Бородино. На совещании было обсуждено ряд важных вопросов. Тысяча студентов получают стипендию. Ученики познакомились с романом Владимира Войнович.

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Как мног…ярусные соты дымился и шумел и жил Город. Прекрас…ный в морозе и тумане на горах над Днепром. Целыми днями винтами шел из бе…числе(н,нн)ых труб дым к небу. Улицы курились дымкой и скрипел сбитый гиган…ский снег. И в пять и в шесть и в семь этажей громоздились дома. Днем их окна были черны а ночью г…рели рядами в темно(синей) выси. Ц…почками сколько хватало глаз как драгоце(н,нн)ые камни сияли электрические шары высоко подвеше(н,нн)ые на закорючках серых длинных столбов. Днем с приятным ровным гудением бегали трмваи с желтыми соломе(н,нн)ыми пухлыми сидениями по образцу заграничных. Со ската на скат покрикивая ехали изво…чики и темные воротники мех серебристый и черный делали женские лица загадочными и красивыми. (По М.А. Булгакову).

. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Обратите внимание на оформление прямой речи.

На вступительные э_замены в Дворянский инст тут меня пр вела Марья Федоровна начальн_ца того детского п_нсиона где я нач_нал муч_н_ческое восхождение по проклятой тропе наук.
Перед инст_тутскими э_заменами мы с ней страшно волну_мся. Э_заменуют в актовом зале. Я еще н когда не видел такого п_ркета. В нем отража_ш_я как в зеркальных в тринах на Большой Покровке. А сколь кий он как лед на Чернопрудском к тке. Я уже два раза шлепнулся.
Сегодня э_амен по д_ктанту. Марья Федоровна шепч г мне Толя сядь на парту у окна выходящего в к_р_дор. Неужели она соб_ра_тся мне
подсжаз вать? Невероятно! Сама начальница п нсиона! Важная дама с л_рнетом и волосами белыми как с_лфетка. Суровая как с_лдат на часах губ_нат_рского дворца. Она буд_т подсказ_вать мне как Алеша Гриневич которого она сама став ла за это в угол носом?
Я п_шу д_ктант. Сердце л_д_ная сосулька а в голове чад как на кухоньке у Мити Пчелина где всякий день жар ли на конопля м масле пр вкусные оладьи. Мы с Митей часто м нялись он мне давал две оладьи а я ему бутербро_ с в_тчиной и бутербро_ с швейцарским сыром которыми мне пол_галось завтракать в п_нсионе. Лысый пед_гог к варный человек с невнятно скр пуч м голосом нарочно д ктует так чтобы я сделал как можно больше ошибок Птичка божия н_ знает н заботы н_ труда... «Где писать "не", где "ни" мучаюсь я, А как написать "птичку"? С мягк м знаком или без мягкого?» Вся надежда на Марью Федоровну. В ней мое спасение! Но в акт вом зале все нижние стекла молочные, непрон_цаемые! А Марья Федоровна все-таки не великан, даже на своих францу_ких к_блу-ках. «Может быть она дог_да_тся и встан_т на ц_почки мысл_но молюсь я чтобы увид_ть какой кошмар тв_рится в моей тетради?»
И вдруг ее спасительный л рнет св_ркнул над молочным стеклом. Л д ная сосулька в
моей груди постпенно отта вает. Но что это? Глаза Марьи Федоровны от ужаса выл зают из орбит. Над стеклом по_вля_тся ее рука в ч_рной круж_вной перчатк_. Сухонький палец подает мне какие-то непонятные сигналы и знаки. Из всего этого ясно одно я сделал ошибку. «Где? Какую?» перечит_ваю я п_р_л_зованный от страха и непонятных указаний пальца. И нахожу. Я написал «птичку» без мягкого знака. Радос о испр вляю и поб доносно огляд ваюсь на Марью Федоровну поднявшуюся на ц_почки. А она с иск_жен_м от ужаса лицом в отча_нии хватается за голову и стр мительно отход_т от окна.
«Дура! Старая дура! ругаюсь я Даже подсказать как следует не умеет!» Ее а_торитет безнадежно пада_т в моих глазах и я бормочу А еще начальница п_нсиона За д_ктант я получил тройку. Но меня все-таки приняли так как все остальные предметы я сдал на пять. С осени я уже буду расхаж вать в ч_рных сукон_х брюках и долгополом мундир_ с красным воротн_ком как у пр_дводителя дворянства. (По А.Мариенгофу) Объясните постановку знаков перед союзом как.

ПОЖАЛУЙСТА,АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ И АРГУМЕНТЫ

ОЧЕНЬ ПРОШУ

ЗАРАНЕЕ СПАСИБО

не могу найти проблему автора в тексте "грустный праздник" Недавно я побывала на самом грустном дне рождения моего друга Игоря. Обычно его дом в этот день полон интересных людей, все радуются, танцуют, болтают. Но в этот раз все было иначе. Я опоздала на час, но, к своему удивлению, оказалась первой. Гости явно не торопились. Мы уныло сидели за большим столом, который ломился от угощений. За весь вечер к Игорю зашли всего пара гостей и те ненадолго… Я искренне не понимала, что произошло. Не могли же все многочисленные знакомые моего друга отказаться от того, чтобы прийти к нему на день рождения? Ближе к ночи Игорь рассказал мне о причинах, которые превратили этот праздник в тоскливое заседание. Оказывается, в этом году он решил позвать к себе в гости только тех, кто поздравит его лично или по телефону. И вот результат. В социальных сетях, в аське, в скайпе нам напоминают про дни рождения наших знакомых – близких и дальних. В итоге нам приходит огромное количество поздравлений от всех, кому было не лень черкнуть пару строк. Пишут люди, с которыми мы почти не общаемся, одноклассники, с которыми в школе даже не здоровались… Мы выкидываем даты из головы в надежде на Интернет. Раньше, когда никаких "напоминалок" не было, память сама выдавала тех, кого нужно поздравить, люди боялись обделить вниманием своих близких, продумывали подарки, которыми их обрадуют. И было в этом что-то доброе, что-то настоящее... Друзья Игоря такую проверку на прочность не прошли. Думаю, он запомнит этот день рождения надолго. Но может быть, не стоило так категорично себя вести? Ведь у людей бывают и веские причины, по которым они не могут поздравить друга лично, и делают они это не со зла и не из-за забывчивости…

Выставить двоеточие и тире

1. Ветер горы разрушает слово народы поднимает.
2. Я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов.
3. Он оглянулся сумрачно белое пространство почти укрыло свет фонаря.
4. После ужина солдаты легли спать больно уж напряжённым был минувший день.
5. Я скосил глаза на часы светящиеся цифры показывали восемь.
6. На дворе палил летний зной в доме прохладно.
7. В окнах дома весело блистал свет нас ждали к обеду.
8. Все вокруг неуловимым образом переменилось тени стали чернее огонь ярче звуки приглушённее.
9. Я бросился к окну и ахнул под окном действительно стояла красавица.
10. Всегда знал внутри живёт вольный казачий дух.

а) Приветствие

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

б) Слово-инструктаж

Проверьте свои рабочие места. Нам на уроке понадобятся: ручка, простой карандаш, тетрадь для творческих работ и черновик и карточки для работы с текстом.

в) Сообщение темы и цели урока

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем учиться красиво мыслить, говорить и писать. И поможет нам в этом великий писатель, мастер художественного слова Л.Н.Толстой. Мы с вами напишем изложение по его рассказу "Воробей на часах", который он написал специально для детей.

Что такое изложение?

Мы напишем сегодня с вами сжатое изложение

Как вы думаете, что такое сжатое изложение?

Чем оно отличается от других видов изложений?

В отличие от подробного изложения, которое предполагает подробное воспроизведение содержания текста, сжатое изложение требует краткой, обобщённой передачи содержания исходного текста, но при этом, не теряя главной мысли и последовательности хода событий текста

г) Сообщение типа текста, жанра, стиля текста.

Текст нашего изложения повествование.

Что такое текст-повествование?

Давайте вспомним его схему:

Кульминация

Завязка Развязка


Что произошло?

Что было?

Слова, какой части речи, являются главными в таком тексте?

а) Рассказ о детстве Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе её: некоторые черты матери (отличное образование, любовь к искусству) и даже портретное сходство Толстой придал героине своего произведения. Отец Льва Николаевича, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы «Ясная поляна».

Позже Л.Н.Толстой откроет в деревне школу для крестьянских детей, поможет устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлечет его, что он отправится за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествует, был в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Он был уверен, что основой обучения должна быть «свобода ученика» и отказ от насилия в преподавании. Позже он печатает собственную книгу для обучения детей чтению - «Азбуку». С некоторыми рассказами, былями и баснями из той Азбуки вы знакомитесь на уроках литературного чтения.

Давайте вспомним некоторые из них.


б) Чтение были «Котёнок»

К какому жанру отнёс Толстой это произведение?

Что такое быль?

Чему учит это произведение?

В) Установка на восприятие текста

Задание: Представьте себе картины происходящего в рассказе Л.Н.Толстого «Воробей на часах»

а) Чтение текста

Воробей на часах.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

а) Ответ на задание

- Какие картины происходящего вы увидели?

Соотнесите их со схемой текста – повествования.

б) Эмоциональная оценочная беседа

Какие чувства вызвал у вас текст?

Когда вы сильно тревожились?

Когда вам стало радостно?

в) Лексическая работа

Давайте с вами попробуем объяснить лексическое значение некоторых слов.

Злодей – злой, хотел убить птенцов.

Лютый (враг) – грозный, злой.

Часовой (сторожит) – сторож, охранник.

Воробьята – птенцы воробьёв.

Старый воробей – дедушка-воробей.

Разом (скрылись) – быстро, мгновенно.

Следит – наблюдает.

г) Работа с текстом по содержанию

Назовите персонажей рассказа?

Где произошёл этот случай?

Что делали воробьята?

Как вёл себя старый воробей?

Кто помешал играм воробьят?

Как старый воробей предупредил их об опасности?

Чем завершилось нападение ястреба?

д) Текстовая работа

Назовите главную тему текста.

Какая идея текста?

Какие в тексте ключевые слова, подтверждающие идею текста?

Прочитайте заголовок.

Как вы его понимаете?

Из скольких частей состоит текст?

а) Словарная симатическая работа

Прыгали - весело, беззаботно скакали по дорожке

Тревожно- полный волнения, тревоги за воробьят.

Тихо и бесшумно – подкрадывался незаметно.

Запишите эти слова себе на черновик.

б) Структурно - композиционное составление плана

Какими, словами заканчивается первая часть?

Как коротко, исключая лишнее, рассказать, что произошло в первой части?

Используйте в своём ответе глаголы, передающие ход событий.

Как озаглавим?

Какими, словами начинается вторая часть?

Какими, словами заканчивается вторая часть?

Коротко расскажите, что произошло во второй части?

Как озаглавим?

Какими, словами начинается третья часть?

Какими, словами заканчивается третья часть?

Коротко расскажите, что произошло в третьей части?

Как озаглавим?

Какими, словами начинается последняя четвёртая часть?

Коротко расскажите, что произошло в четвёртой части?

Как озаглавим?

План

1. Старый воробей охраняет воробьят.

2. Появился ястреб.

3. Тревога!

4. Воробей снова на часах.

в) Орфографическая работа

1. Прочитайте слова. Объясните написание подчеркнутых гласных.

Вспомните правило, которое мы должны помнить, чтобы не допустить ошибки.

Охр а нял- …

л е тит-...

зл о дей-…

молодые- …

сл е дит - …

ч а совой- …

ст о рожит- …

ув и дал - ...

В с а ду- …

2. Дети, а теперь найдите в тексте слова из словарика. Прочитайте их. Запомните их написание.

3. Подберите проверочные слова:

Дорожка

Ястреб

Враг

4. Почему написан ь в словах: воробьи, воробьята.

5. В тексте есть трудные слова, написание которых вы еще не учили. Запомните их написание.

За ним, без шума, ближе, зачирикал, тихо, снова.

г) Пунктуационная работа

Давайте с вами вспомним правила записи предложений и текста.

Найдите в тексте предложения по предложенным схемам:

1) O и O.

2)О, О.

д) Текстовая работа

Сейчас мы с вами будем учиться «сжимать» текст т.е выделять главное в тексте, находить ключевые слова так, чтобы при сжатии текста главная мысль и ход событий не были потеряны.

Слова, какой части речи чаще употребляются в тексте-повествовании?

Главные механизмы сжатия текста – это обобщить, заменить одним словом, выделить ключевые слова и исключить лишнее.

Перед вами лежат карточки, которые мы с вами будем заполнять, сначала вместе, а затем попытаетесь доделать это самостоятельно.

Исходный текст

Сжатый текст

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

По дорожкам прыгали воробьята. А старый воробей охранял их.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Вот появился ястреб. Он враг птиц. Летит ястреб без шума. Но воробей увидал его и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Все ближе ястреб. Воробей громко зачирикал. Воробьята скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Улетел ястреб. Снова прыгают птенцы, а часовой сторожит их.

Какие ключевые слова в первой части, что возможно убрать?

Что главного во второй части, какие ключевые слова? Что можно ли исключить?

Попробуйте самостоятельно найти ключевые слова и исключить лишнее в третьей и четвёртой частях и заполните карточки.

Давайте перескажем по частям и послушаем, что у нас получилось.

а) Повторное чтение текста и сравнение его с получившимся текстом

В чём различие исходного текста и того, который получился у нас.

Действительно текст получился намного беднее по эмоциональной окраске, так случается при сжатии текста т.к. нам необходимо было передать последовательность происходящих событий.

а) Проверка получившегося текста на карточках

б) Переписывание в тетрадь

Русский язык 4 класс

Тема: Изложение Л.Н.Толстой «Воробей на часах»

Цель: Формирование умения пересказывать текст с опорой на план.

Задачи:

- формировать умение работать с текстом, определять его главную мысль, делить текст на части, составлять план пересказа

Продолжать развивать умения, решать орфографические задачи, определять лексическое значение слов

Воспитывать умение слушать и слышать ученика, учителя, самого себя.

Формирование УУД.

Регулятивные:

    Умение ставить учебную задачу урока.

    Умение планировать последовательность учебных действий с поставленной задачей.

    Умение составлять план действий по заданию и выполнять его.

    Умение действовать по плану.

Познавательные:

    Умение работать с новой информацией.

    Умение применять логические действия (определять жанр, главную мысль, делить текс на части, определять главную мысль каждой части)

    Умение строить рассуждение на основе проблемы.

    Умение сравнивать и делать вывод.

    Умение осуществлять выбор информации.

    Умение логично решать поставленные задачи урока.

Коммуникативные:

    Умение высказывать свою точку зрения.

    Умение пересказать текст и услышать одноклассника

    Умение исправить и объяснить ошибку.

    Орг.момент

    Введение в тему.

Что это за птичка? (слайд 1)Кто такой воробей?

Что вы можете о нем сказать?

Воробей – это небольшая птичка семейства воробьиных. Воробьи являются самыми известными пернатыми, которые с огромным удовольствием соседствуют с человеком.

Воробьи ведут оседлый образ жизни, выбрав территорию, гнездятся. Выращенное потомство остается рядом с родителями, таким образом воробьи образуют большие стаи. Этому способствует высокая плодовитость воробья, обилие корма благодаря близости человеческих поселений.

    Постановка проблемы.

Какие виды текста вы знаете?

1. Повествование - что произошло (события, действия).

Повествование - сообщение о действиях предмета в определённой последовательности, то есть развивается действие (завязка, развитие действия, его кульминация и развязка). (сладй 2)

2. Описание – какой? какая? (признаки предмета).

Описание - сообщение об одновременных или вневременных признаках предмета или явления. Как правило, приводится общее впечатление от описываемого объекта, далее могут указываться существенные и второстепенные его признаки, дается оценка описываемого. Описывать можно внешность человека, его характер, природу, окружающую обстановку и прочее.

3. Рассуждение – почему? (причины, доказательста).

Рассуждение объясняет какие-либо факты, события, опираясь на причинно-следственные связи. При этом вначале выдвигается тезис, какое-либо утверждение. Далее приводятся аргументы или доказательства в пользу точки зрения или против неё, а затем приводятся примеры и делается вывод из всего вышеизложенного.

    Работа над заголовком «Воробей на часах»

    Чтение текста изложения учителем и его зрительное восприятие детьми. (слайд 3)

Л.Н.Толстой «Воробей на часах»

В саду по дорожке прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветке и охранял малышей.

Вот показался ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе.

Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кусты.

Улетел ястреб. Птенцы весело прыгают по дорожке. А часовой снова на посту.

    Анализ содержания.

Что нового узнали?

Что удивило?

Какой это текст?

Модель текста

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Ключевые слова

план

Начало каждой части

персонажи

    Основная часть

    Концовка

VII . Деление текста на части.

Сколько абзацев в тексте?

А частей в тексте повествование?

Что показывает, что 2 абзац – 2 часть. (Вот..)

А где начало 3 части? (Улетел…)

О ком идёт речь в тексте?

VIII . Выделение ключевых слов.

Определим персонажей текста.

Выделите в каждой части ключевые слова. 2-3 слова из каждой части.

Модель текста

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Ключевые слова

План

Начало каждой части

Персонажи

    Начало кто? где? Когда? С чего началось?

Прыгал,

уселся, охранял

Воробей, старый воробей, часовой

    Основная часть

Однажды, вдруг, что произошло?

Лютый враг, без шума, следит, заметил, зачирикал, скрылись

Молодые воробьи, малыши, воробьята

    Концовка

кто? Где? Когда? Чем закончилось?

Улетел, прыгают, снова на посту

Ястреб, злодей, лютый враг

IX . Составление плана.

Составим план текста.

Модель текста

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Ключевые слова

План

Начало каждой части

персонажи

    Начало кто? где? Когда? С чего началось?

Прыгал,

уселся, охранял

В саду

Воробей и воробьята

Воробей, старый воробей, часовой

    Основная часть

Однажды, вдруг, что произошло?

Лютый враг, без шума, следит, заметил, зачирикал, скрылись

Опасность

Тревога

Лютый враг

Молодые воробьи, малыши, воробьята

    Концовка

кто? Где? Когда? Чем закончилось?

Улетел, прыгают, снова на посту

Снова на посту

Ястреб, злодей, лютый враг

X . Сокращение текста.

С каких слов мы можем начать каждую часть?

Модель текста

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Ключевые слова

План

Начало каждой части

Персонажи

    Начало кто? где? Когда? С чего началось?

Прыгал,

уселся, охранял

В саду

Воробей и воробьята

В саду…

Старый вобобей…

Воробей, старый воробей, часовой

    Основная часть

Однажды, вдруг, что произошло?

Лютый враг, без шума, следит, заметил, зачирикал, скрылись

Опасность

Тревога

Лютый враг

Вот…

Вдруг…

Неожиданно…

Молодые воробьи, малыши, воробьята

    Концовка

кто? Где? Когда? Чем закончилось?

Улетел, прыгают, снова на посту

Снова на посту

Улете…

Ястреб…

Лютый враг…

Злодей…

Ястреб, злодей, лютый враг

XI . Чтение получившегося текста.

В саду старый воробей охранял птенцов.

Вдруг показался ястреб. Это лютый враг птиц. Старый воробей заметил злодея. Он громко и тревожно зачирикал. Воробьята скрылись.

Улетел ястреб. Часовой снова на посту.

XII . Написание изложения.

XIII . Самопроверка.

Конспект урока сжатого изложения « Воробей на часах».
Тема урока: Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого « Воробей на часах».
Тип урока: развитие речи.
Цель: научить писать сжатое изложение.
Задачи: ознакомить с типом текста сжатое изложение повествовательного текста; повторить сведения о тексте; о типах текста повествование; формировать умение составлять план; кратко пересказывать к исходному тексту; учить использовать авторские языковые средства; учить предупреждать речевые ошибки; воспитывать интерес к творчеству Л.Н.Толстого; развивающие: обогащать словарный запас ребенка; развитие устной и письменной речи; память, внимание, творческие способности.
Оборудование: дидактические рисунки, тексты, тетради, черновики.
ХОД УРОКА:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика

I.Орг.класса на работу.

II.Подготовка к первичному восприятию текста

III.Первичное восприятие текста.

IV. Анализ первичного восприятия текста.

V.Языковая подготовка.

VI.Итоговое воспроизведение текста

VII. Создание письменного высказывания.

1-й урок. Подготовка детей к краткому изложению рассказа.

А) Приветствие
-Здравствуйте, ребята.
б) Слово-инструктаж.
-Давайте проверим все ли у нас готово к сегодняшнему уроку. У вас на партах лежат тетрадь, черновик, текст рассказа, и рисунки к тексту.

В) Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня вы будете писать сжатое изложение рассказа «Воробей на часах». Слайд 1.
Чтобы лучше написать изложение, каждый из вас составит план к рассказу. План будете писать на листочках, а потом, когда будете сдавать тетради, вложите листочки в них.
-Что такое изложение?

В начале урока я сказала о том, что мы будем писать сжатое изложение. Как вы думаете, что значит сжатое?

Какие три основные части есть в любом изложении?
-И каждую часть изложения надо писать с красной строки.

Значит, одним словом, будем писать текст.
Что такое текст? Какие виды текста знаете?

Давайте повторим их основные признаки.
-В описании нет сюжета, событий, изображаются картины природы, явления, предметы, портреты;
-в тексте рассуждении используются различные доводы, примеры, доказательства;
-в повествовании излагается последовательность событий, текст имеет сюжет, действующих персонажей.

Г)Сообщение типа текста.
-Мы с вами будем писать текст повествование в сжатой форме. Изложение будет в жанре письма сказки. Назовите жанровые особенности сказки.

А) Беседа об авторе и его творчестве.
С творчеством Льва Николаевича Толстого мы с вами знакомы с первого класса. И в этом году уже читали его произведения.
Л.Н. рано потерял родителей. В 16 лет поступил в Казанский университет. Был на военной службе. Но свою жизнь посвятил литературе, защищал интересы крестьян, организовал школу для детей из бедных семей, писал для них рассказы и сказки. Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, делает добро другим людям; стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

Б)–Какие произведения мы уже прочитали в этом году? Давайте вспомним и кратко перескажем их.

В) Установка на восприятие текста.
Учитель вешает на доску картинки с изображением воробья, а затем ястреба.ястреба.

Какая это птичка?
-Где вы могли видеть воробья?
-Кто знает загадку о воробье?
-Назовите приметы воробья.

Какие птицы воробьи: зимующие или перелетные?
-Воробьи дружные птицы?

Какая это птица?
Учитель загадывает загадку:
«Хищная птица сверху налетает и острым клювом добычу хватает».

Посмотрите на картинки и перечислите приметы ястреба.
-Мы также часто видим ястреба как воробьев?

Как обычно летают ястребы (поодиночке или стаями)?

Какая птица ястреб?
-У ястребов острое зрение, благодаря которому им удается высматривать сверху свои жертвы.

Сейчас послушайте рассказ, по которому мы будем писать сжатое изложение. И скажете мне какие картинки вы представили, слушая этот рассказ. Слайд 2.
Чтение текста учителем.
«В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.
Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.
Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.
Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их».

А)-Сколько картинок вы представили?
-Какие картинки представили?
Рассмотрите схему.

Б) Эмоционально-оценочная беседа.
-Какие чувства вызвал рассказ?
-Когда вам было тревожно?
-Когда вы больше всего волновались?

В) Лексическая работа.(слова записываем на доске и в черновиках)
лютый- грозный, злой
часовой-сторож
злодей-тот, кто хотел съесть
воробьята-маленькие птенцы воробья
разом- все вместе
г)Работа по содержанию или работа с текстом.
-Кто главные действующие лица?
-Что с ними произошло?
-С чего все началось?
-Какое главное событие произошло?

Г) Текстовая работа
-О чем текст?

Какова тема текста?
-Зачем Толстой написал этот текст для детей?

О ком вы подумали, читая этот текст?

Какая идея этого текста?
-Прочитайте заголовок.
-Чему он соответствует теме или идеи?
-Почему?
-Из скольких частей состоит текст?

Работа над формой текста (словарно-аналитическая работа).
а)-Что может передать автор словами?

Б) Составление плана.
-Я буду читать рассказ по частям. Постарайтесь хорошо представить себе то, о чем говорится в каждом отрывке, чтобы красивее написать изложение. И выделите опорные слова.
Чтение учителем первой части.
Слайд 3.
-О чем говорится в этом отрывке?
-Где происходило действие?
-Где находился старый воробей?
-Зачем он сидел высоко?
Слайд 4.
Одновременно заполняется таблица:
План Опорные слова
1.Воробьята.

2.Нападение хищника.

3.Победа воробья. По дорожкам, прыгали, уселся, высоко, охранял, малышей.

Появился, лютый враг, летит тихо без шума, увидал злодея, следит за ним, часовой
Улетел, весело прыгают, часовой, сторожит.

Что главное вам надо передать, когда будете писать эту часть?
-Напишите заголовок к первой части у себя в листочках.

Чтение второй части рассказа.(со слов «вот появился»).
Слайд 5.
-Что надо передать в этой части рассказа?
-Напишите заголовок к этой части. Заголовки проверяются, как указано выше.

Чтение третьей части.
-Что случилось с ястребом?
-Что делали птенцы?
-С кем сравнил старого воробья в этой части автор?
Слайд 6.

Напишите заглавие к этой части. Проверка заголовков и их выправка.

В) Орфографическая работа.
Дети спрашивают учителя, как пишутся нужные им слова. Если это будут слова на правила, неизвестные детям, как например: птенцы, громко, тревожно,учитель пишет их на доске без всяких объяснений; если же ученик спросит о слове на пройденное правило, то учащиеся подбирают к нему проверочные слова:
часовой-час, дорожкам- дороженька, ястреб- ястребы, враг- враги, увидал, воробьята, сторожит- сторож.

И в том и другом случае ученик, предложивший вопрос, произносит трудное слово по слогам.
Учитель пишет на доске.
г) Пунктуационная работа.
-Сколько частей будет в нашем изложении?
-Каждая часть пишется с красной строки.
-Каждое новое предложение с большой буквы.
- Какого типа изложение мы будем писать?
-Чем же отличается сжатое изложение от подробного?
-Если это изложение сжатое, то предложения должны быть короткими и в каждой части не более двух-трех предложений. Но идея текста должна быть без изменений.

Сейчас я еще раз прочитаю весь рассказ, чтобы вы лучше запомнили его. После каждой части рассказа буду делать небольшую остановку и мы еще раз выявим главное, основное в каждой части.
Слайд 7.

2-й урок. Письмо изложения.(пишут в тот же день на следующем уроке).

А) Запись текста на черновике (20мин).

Б) Проверка написанного.

В) Переписывание в чистовик.

Дети проверяют на партах наличие перечисленного учителем.

Это когда нужно текст запомнить и записать его; рассказать то, о чем прочитал, своими словами и т. д.

Писать будем кратко, но основное.

Вступление, изложение основного,
заключение.

Текст-это несколько предложений на одну тему. Бывает текст повествование, текст рассуждение и текст описание.

Развлекательность и занимательность. В рассказе воробей обладает человеческими качествами.

«Акула», «Прыжок», «Лев и собачка».
Дети кратко пересказывают тексты.

Воробей.
Везде, всюду.
1.Эта маленькая пташка носит серую рубашку, подбирает быстро крошки и спасается от кошки.
2.Любит прыгать и летать, хлеб и зернышки клевать, вместо «Здравствуйте» привык говорить всем «Чик-Чирик»!

Серенькие, маленькие, шустрые птички.
Зимующие.

Да, дружные. Они всегда летают и клюют зернышки стаями.

Это ястреб.

Нет, редкою. И мы видим его в основном летом.
Поодиночке. Они выслеживают себе добычу -маленьких птиц.
Хищная.

Дети слушают, выписывая глаголы, события.

Дети словесно рисуют картинки.

В рассказе есть завязка событий,
кульминационный момент и развязка.

Устные ответы детей.

Дети поясняют слова, пользуясь помощью учителя.

Воробей и ястреб.

Ответы детей.

О том,как старый воробей охранял воробьят.
Любовь родителей к детям.
Чтобы дети знали, что родители всегда придут им на помощь.

Из трех.

Происходившие события.

(прыгали, охранял, тихо без шума, увидал, злодей).
Ястреба.

О том, как маленькие воробьята играли, а старый воробей их охранял.
В саду.
Высоко на ветке.
Охранял воробьят.

Как беззаботно прыгали воробьята по дорожкам, зная что их охраняет старый воробей.
Дети пишут:
«Воробьята», «Воробьята на прогулке».
Три-четыре ученика читают свои заголовки.(неудачные кратко обсуждаются и выправляются.

Как появился ястреб, чтобы схватить воробьят. Но старый воробей был внимательный и не дал хищнику внезапно напасть на воробьят.
«Нападение хищника», «Схватка», «Внимательный воробей».

Он улетел.
Птенцы весело прыгали.
С часовым.

«Беда миновала», «Враг побежден», «Победа воробья».

Ученики пишут в черновиках.

Сжатое изложение-это сжатый пересказ текста.

Дети слушают и после чтения каждой части кратко пересказывают ее.

Списывают с доски дату, название работы и заглавие рассказа:
…февраля.
Изложение.
Воробей на часах.

Читают слова, написанные на доске, и планы по своим листочкам. Потом вспоминают весь рассказ. Кладут перед собой листочки с планами и, не списывая их в тетради, пишут изложение.
Затем проверяют изложение два раза. Первый раз читает свою работу, следя за тем, правильно ли он изложил свои мысли, не пропустил ли слова, поставил ли нужные знаки препинания. Во второй раз ученик читает все слова изложения по слогам и проверяет работу со стороны орфографии.

В материале представлен текст для обучения учащихся 3 классов письменному пересказу текста. Текст знакомит учащихся с жизнью растений и животных, с бережным отношением к природе. К тексту прилагаются вопросы по содержанию, примерный план изложения текста, задания для словарно - орфографической подготовки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И зложение Воробей на часах по рассказу Л. Н. Толстого

Какие картины происходящего вы увидели? - Соотнесите их со схемой текста – повествования.

Завязка Что было? В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Кульминация что произошло? Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним. Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воро­бьята разом скрылись в кустах.

Развязка Чем закончилось? Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Какие чувства вызвал у вас текст? -Когда вы сильно тревожились? -Когда вам стало радостно?

Соедините стрелками слово и его значение Злодей Лютый (враг) Часовой Воробьята Разом (скрылись) Следит н аблюдает птенцы воробьёв грозный, злой сторож, охранник – злой, хотел убить птенцов быстро, мгновенно

Работа над содержанием текста Прочитайте заголовок. - Как вы его понимаете? - Назовите персонажей рассказа? - Где произошёл этот случай? - Что делали воробьята? - Как вёл себя старый воробей? - Кто помешал играм воробьят? - Как старый воробей предупредил их об опасности? - Чем завершилось нападение ястреба?

П лан 1. Старый воробей охраняет воробьят. 2 . Появился ястреб. Тревога! 4. Воробей снова на часах. Прыгали - весело, беззаботно скакали по дорожке Тихо и бесшумно – подкрадывался незаметно. Тревожно- полный волнения, тревоги за воробьят.

Вспомните правило, которое мы должны помнить, чтобы не допустить ошибки. Охр а нял- … л е тит-... зл о дей-… молодые- … сл е дит - … ч а совой- … ст о рожит- … ув и дал - ... в с а ду- … охр а на п ол ё т з л о м о лод, мол о денький сл е д ч а с ст о рож, стор о жка в и д с а д

Подберите проверочные слова Дорожка ястреб враг Доро ж енька Ястре б ы в ра г и

Запомните написание: Вороб ь и Воробь я та За ним без шума Ближ е З а ч и рик а л Тих о Снов а

Найдите в тексте предложения по предложенным схемам: 1) O и O. 2)О, О. 1. Громко и тревожно зачирикал воробей. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей. 2. Летит ястреб тихо, без шума.

Воробей на часах. В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей. Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним. Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воро­бьята разом скрылись в кустах. Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

воробьи http://www.colors.life/upload/blogs/97/bf/97bffa4cb31757aab839038207446a7a_RSZ_690.jpeg ястреб http://animalsfoto.com/photo/28/28d35df60b8a5e051854342fefeffe92.jpg