Тема чести и милосердия в повести А. Пушкина «Капитанская дочка» (религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А

Тема чести и милосердия в повести А. Пушкина «Капитанская дочка» (религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А

Ответ оставил Гость

Все творчество Пушкина - высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия.
Особенно проникнута духом милосердия повесть Пушкина "Капитанская дочка". Ее можно назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия повести - история взаимоотношений Гринева и Пугачева - есть прежде всего история милосердия. С милосердия начинается эта история, им и кончается. Вспомним первую встречу Гринева с Пугачевым, когда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. "Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке". Да не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские "окаянные плечища!" И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачев надевает его... Однако пишет Пушкин:"Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком". Тут не в тулупе дело... Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное... В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут жалость, милосердие и... уважение. Уважение к человеку и его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что он образ Божий. И мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, потому что это кощунство. Все это почувствовал Пугачев. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: "Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей!" И завязались между героями отношения, где высший и низший едины, где нет ни господина, ни раба, где враги - братья. Чем можно ответить на милость, на милосердие? Чем его измерить? -Только милосердием же.
И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. "Я помиловал тебя за твою добродетель", за то, что ты оказал мне услугу..." - говорит Пугачев Гриневу. Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и... жизнь, подаренная офицеру противного войска, с которым ведется война.
Пугачев должен был помиловать Гринева, потому что однажды Гринев разглядел человека в Пугачеве, и не может уже забыть этого Пугачев. Все в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринева и Марьи Ивановны Мироновой - не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а христианская любовь, жаления. Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталось никого близкого во всем мире, Гринев. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна.
Милосерден Гринев и к своему врагу (к Швабрину). Когда Гринев вырывает с помощью Пугачева Марью Ивановну из рук Швабрина, Гринев имеет достаточно оснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника. Однако вот как кончается глава "Сирота". Напутствуемые доброй попадьей Гринев со своей любимой отбывают из крепости. "Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над униженным врагом и обратил глаза в другую сторону". Торжествовать над уничтоженным врагом согласно христианской морали, которой руководствуется Гринев, стыдно. Так как, пока жив человек, Бог надеется на него, на его исправление. Следует тем более надеяться и человеку. А устраивать "пир победителей" над поверженным противником - хамство. Потому и отворачивается Гринев. И в этом опять милосердие целомудренной души.

Милосердие в наше время кажется чем-то нереальным и очень редким. Бывает так, что неприятный на вид человек, грубый и местами злой, оказывается милосердным к другим, и мы никогда не сможем отличить того человека, кто обладает этим качеством. Быть милосердным, значит помогать людям, прощать их поступки.

Тема милосердия очень обширна, ее обсуждали и поэты и писатели, к ней прибегали художники о нем слагали песни музыканты. Но более обширно и красочно, конечно же описали ее писатели в своих произведениях. Одним из таких стал всеми нам известный А.С.Пушкин, его произведения это всегда история и мораль, которые переплетаются между собой неотрывной нитью. В своей повести «Капитанская дочка» он поднимает много проблем, но одной из главной все же остается тема милосердия. Ему удалось раскрыть ее сразу на нескольких персонажах, показывая тем самым, какие люди способны обладать этим редким качеством. Встреча Гринева и ПУгачова начинается и заканчивается милосердием. Первым проявляет его, на тот момент еще бродяга Пугачев, он помогает заблудшим путникам выбраться из природной западни. В благодарность ему, Гринев решает подарить мужчине свой тулуп, здесь мы так же видим отблески милосердия, на которые способно добро сердце главного героя. Но как мы знаем из повествования, на этом история этих двоих не заканчивается. Еще ни раз они столкнуться друг с другом.
Когда Пугачев уже начинает свой бунт, и добирается до крепости, где служит Гринев, он совершает не свойственный грабителям и убийцам поступок. Увидев своего старого знакомого он решает смиловаться над ним, терпит отказ принять величие Пугачева. и пусть когда то Гринев выручил Пугачева, но ведь он человек не высокой морали и ему не свойственно уважение и чувство долга. В этом случае Пугачев проявляет милосердие, которое совсем не свойственно его образу, он отпускает парня. Но на этом милосердие Пугачева не заканчивается. Когда Швабрин покушается на честь Марии Мироновой, Пугачев сами лично вырывает ее из рук своего подопечного и отдает Гриневу. Он не может забыть поступка парня, ведь Гринев смог разглядеть в нем душу, понять его чувства и страхи.
Пушкину удалось показать милосердие в грозном и безжалостном убийце. Он дал людям понять, что этим качеством может обладать каждый человек, независимо от свой наружности. Будь он жестокий или злой, милосердие это светлый лучик, который хоронит в его сердце любовь к людям. Понять чем живет другой человек очень сложно, но есть вещи, которые сразу же бросаются нам в глаза. Милосердие это дар божий, которым должен обладать каждый человек. Ведь это не трудно быть добрым и временами жертвовать собой во благо других людей.

Тема милости и жестокости является одной из ключевых в знаменитой повести Пушкина. Образ Пугачева впервые в русской литературе был показан читателю с разных сторон. Пугачев предстал в повести не только как бунтовщик, разрушитель спокойствия государыни императрицы и разбойник-самозванец, но как подлинно сильная личность, человек замечательной храбрости и силы духа.
Эпиграфом к повести является русская пословица «Береги честь смолоду». Проблема чести для Пушкина - проблема как бы «внесоциальная», честь или бесчестье одинаково могут быть присущи дворянину и простолюдину. «Береги честь» - это тот нравственный завет, который получает Петруша Гринев от своего отца перед отъездом в Оренбург. Пушкин проводит своего героя через своеобразные испытания: встреча с Зуриным, снежный буран в степи, тоскливое однообразие жизни в Белогорской крепости. Всякий раз герой оказывается перед выбором, и всякий раз он делает его в пользу чести. Так, например, Гринев мог отказаться от уплаты долга Зурину, сославшись на то, что деньги хранятся у Савельича, а ему самому «родители зака-
зали не играть». Однако для него любой долг - это долг чести, и деньги, по тем временам немалые - сто рублей, - были выплачены.
Гринев впервые встречается с Пугачевым в главе «Вожатый». Эта глава названа так не случайно. Слово вожатый означает не только «проводник в дороге», но и «руководитель, наставник». Именно наставником в судьбе для Гринева становится Пугачев. Пугачев (о котором мы вначале не знаем, кто он есть на самом деле) помогает Гриневу найти дорогу к жилью, спасает от возможной гибели. За это Гринев оказывает ему милость - дарит заячий тулуп со своего плеча. В глазах Гринева это поступок чести, поступок обязательный, потому что он хочет достойно отблагодарить вожатого. В глазах Савельича это милость барина по отношению к простолюдину, непозволительная роскошь, подарок, которого вожатый совершенно не заслуживает.
В «Капитанской дочке» Пушкин показывает, что всякая милость вызывает ответную милость, всякая жестокость - ответную жестокость, несмотря на то что справедливость торжествует далеко не всегда.
Тема жестокости возникает в тексте повести в главе «Приступ», в которой описан захват бунтовщиками Бело- горской крепости. «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - писал Пушкин о народном восстании. Жестокость мятежников поражает воображение. Они казнят капитана Миронова, расправляются с его женой Василисой Егоровной. После череды казней началась «ужасная комедия» - присяга новому царю. Пушкин не оправдывает восставших, но их жестокость по отношению к царским офицерам обусловлена годами угнетения народа. Не случайно в главе «Пугачевщина» показан образ башкирца с оторванным языком, без носа и ушей. Так был наказан человек за протест, и наказание это осуществлялось от имени государственной власти. Жестокость бунтовщиков по отношению к коменданту крепости и его жене - это жестокость не по отношению к конкретным людям, это зло по отношению к представителям ненавистной власти.
Пугачев изображен в повести двойственно. В нем проявляются и величайшая мудрость, и огромный организаторский талант, и нелепая наивность (собрался в поход на Москву), милость и жестокость. Пугачев, обретя в захваченной крепости неограниченную возможность казнить или миловать, дает Гриневу свободу. Во-первых, Пугачев помнит оказанную ему милость - подаренный заячий тулупчик. Кроме того, Пугачев безошибочно угадывает в Гриневе человека чести. Гринев не стал присягать Пугачеву, не признал в нем государя, потому что, по его собственным словам, был природным дворянином и присягал государыне императрице. «Голова моя в твоей власти, - говорит он Пугачеву, - отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья; а я сказал тебе правду». Мудрость Пугачева и врожденное благородство души проявляются именно в том, что он уважает личностные права Гринева и милует его.
Пугачев воплощает лучшие черты русского народа: веру в будущее, удаль, «дикое вдохновенье». Он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку, в которой отражаются подлинные для народа ценности. «Чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» Милость Пугачева гораздо значимее, глубже, чем жестокость. Традиционно на Руси было принято защищать сирот. Эта неписаная мудрость воплощена и в сознании грозного «народного царя». Едва узнав о том, что в крепости «обижают сироту», Пугачев хочет немедленно «избавить сироту» и проучить Швабрина. Судьба, все счастье двух людей - Гринева и Маши - находятся в руках Пугачева. Гриневу свойственна гордость, но не гордыня. Он находит нужные слова в разговоре с грозным царем, прося его о милости. «Ты мой благодетель», - говорит он Пугачеву.
Гораздо большую жестокость, чем бунтовщики при убийстве капитана и его жены, в повести совершает Швабрин. Тех можно хоть как-то оправдать, ведь они убивают, мстя за прошлое, за угнетение. Швабрин же, поняв, что Пугачев вот-вот отпустит Машу Миронову и она станет женой Гринева, выдает ее происхождение. Он сообщает Пугачеву, что Маша - дочь капитана Миронова, который казнен при взятии крепости. Жестокость, соединенная с подлостью, - вот основные качества Швабрина. Жестокость и равнодушие можно назвать основными качествами оренбургских военных, отказавшихся от штурма захваченной крепости.
Милость Пугачева дает Гриневу новую жизнь. Из рук бунтовщика он получает и жизнь, и счастье.
Добро и честь в повести всегда оказываются не напрас- ньти. Милость царицы вызвана и кротостью Маши Мироновой, и ее мягкой настойчивостью, а главное -правдой и честью, которые «берегли смолоду» главные герои повести.

Долг, честь и милосердие в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

I. Вступление

Долг, честь и милосердие – безусловные нравственные ценности для Пушкина. Но иногда они вступают в противоре­чие друг с другом.

II. Главная часть

1. Из главных героев романа лишь для Маши Мироновой нет противоречия между долгом, честью и милосердием.

В любом ее поступке (отказ выйти замуж за Швабрина, стремление снасти Гринева и др.) долг, честь и милосердие оказываются слитыми воедино.

2. С другой стороны, в романе есть герой, который посто­янно поступает вопреки и долгу, и чести, и милосердию, – это Швабрин, который вызывает в читателе лишь чувство пре­зрения.

3. Сложные отношения между требованиями долга, чести и милосердия характерны для таких героев, как Гринев, Пуга­чев, Екатерина II.

а) Гринев. До определенного времени для него нет проти­воречия между долгом и честью. Но в какой-то момент он вы­нужден пренебречь своим долгом (оставаться в Оренбурге) ради чести и милосердия (он чувствует нравственную обязан­ность спасти Машу и для этого вынужден обращаться к Пуга­чеву за помощью). Но чести своей он не теряет ни при каких обстоятельствах, что видно, например, в его отношении к Пуга­чеву: он отказывается ему присягать, смело возражает ему и т.п.

б) Пугачев. Для него характерно противоречие между дол­гом и милосердием. Долг повелевает ему казнить Гринева заод­но с защитниками Белогорской крепости, а позже – за обман с Машей. Но милосердие в данном случае берет верх. Даже когда он полностью расплатился с Гриневым за заячий тулупчик, со­хранив ему жизнь и свободу, он продолжает совершать добрые и милосердные поступки, помогая, в частности, Гриневу освободить Машу. Именно это начало милосердия обусловило со чувственное отношение Пушкина к Пугачеву.

в) Екатерина II. Для нее так же, как и для Пугачева, харак­терно определенное противоречие между долгом и милосер­дием. Она, поверив Маше, помиловала Гринева, хотя долг предписывал ей предать его суду и, может быть, казни.

4. В романе «Капитанская дочка» Пушкину было важно показать, что в человеке самое главное – это именно челове­ческое начало, стоящее выше сословного положения, общест­венной роли и т.п. В этом отношении примечательны два эпи­зода: встреча Гринева с Пугачевым во время метели и встреча Маши с императрицей. В обоих случаях это встречи не дворя­нина с мужиком и не государыни со скромной дворянкой – это встречи человека с человеком. Именно в таких ситуациях людям свойственно проявлять прежде всего милосердие.

III. Заключение

Милосердие – высшая нравственная ценность в понима­нии Пушкина. Не случайно в особую заслугу самому себе он ставил то, что «милость к падшим призывал» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

Здесь искали:

  • план сочинения капитанская дочка
  • план к сочинению капитанская дочка
  • тема милосердия в капитанской дочке сочинение с планом

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ПОВЕСТИ

А.С.ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

/Тема милосердия в повести/

Цели урока.

Предметная: способствовать развитию навыков анализа прозаического текста.

Методическая: развитие научного мышления учащихся через установления причинно-следственных связей.

Задачи:

Нравственное развитие: провести исследование текста, подвести учащихся к выводу: повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”- повесть о милосердии, развивать речь учащихся, воспитывать доброту, любовь к людям ;

Интеллектуальное развитие: формировать абстрактное мышление, критическое мышление, совершенствовать навыки теоретического анализа.

Оформление.

ЭПИГРАФ: К Пушкину, господа! - К Пушкину снова!...

Он дохнул бы на нашу желчь - и Желчь превратилась бы в улыбки.

В.Розанов

Оборудование: Компьютер, тексты, словарь Ожегова.

Оргмомент.

1.Вступительное слово учителя.

Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?

    Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога” - так мужественно ответил Пушкин на прямой вопрос императора.

    Вы обратили внимание на двойственность ответа?

    Всю оставшуюся жизнь великий поэт должен был решать этот вопрос чести. И в “Капитанской дочке”, законченной за несколько месяцев до смерти, на этот вопрос был дан ответ, плод размышлений целой жизни.

Молодой человек! - как будто с завещанием обращается к нам Пушкин,- Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от изменения нравов, без всяких насильственных потрясений”. Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте:” Не приведи Бог видеть русский бунт-бессмысленный и беспощадный”. Но вспомним:”... все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём”. Нет, дело не в этом. Это жизнь настолько сложена, что невольно задаёшь вопросы: как жить? Чем руководствоваться? Эпиграф к повести “Капитанская дочка” даёт один из ответов. Какой?

    Береги честь смолоду.

    Да, это так. Но жизнь со всеми противоречиями сказывается сложнее. Честь слишком хрупка, требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета. И не случайно глава “Суд” имеет эпиграф...

Мирская молва-морская волна”.

    Значит, одной чести недостаточно. Так что же ещё? Без чего невозможны взаимоотношения людей?

    Без доброты, сочувствия.

    • Я согласна с вами. И Пушкин в “Капитанской дочке” даёт определённый ответ:”Честь и милосердие превыше всего”.

Повесть на столько проникнута милосердием, что её можно назвать повестью о милосердии. Вот сегодня на уроке - исследовании постараемся это доказать

Словарная работа. Работа со словарём Ожегова.

    А что такое милосердие?

В словаре Ожегова даётся определение /запись на доске/.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Человеколюбие - любовь к людям.

    История взаимоотношений Гринёва и Пугачёва.

Так вот это прежде всего история милосердия. С милосердия эта история начинается, им и кончается.

Вспомним первую встречу Гринёва и Пугачёвым.

    Что необычного вы заметили? /В слове брат/

    Как вы думаете, почему дворянин так обращается к босяку? В чём кроется причина? /Люди, пережившие только что опасное приключение, чувствуют особую общность: все смертны, жизнь каждого хрупка, без различий, званий и возраста/.

    И Гринёв находит слово брат, братство. Какова реакция Пугачёва на это приглашение к братству? /Раскрылся сразу Пугачёв, пожаловался, почти исповедовался/.

Гринёв предлагает Пугачёву чай, а после, по его просьбе, и стакан вина. Но ниточка сочувствия, жалости, благодарности не обрывается на этом. Продолжите мою мысль...

    В благодарности Гринёва не просто благодарность. Тут жалость и уважение. Уважение к человеку, его достоинству. Человеку холодно, а человеку не должно быть холодно. И если мы безразличные проходим мимо человека, которому холодно, то это уже кощунство. Все это и почувствовал Пугачёв. Потому так и радуется подарку. Потому и такое тёплое напутствие Гринёву /читают/: ’’Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”.

    Пока только так может отблагодарить Пугачёв. А что же дальше /Ребята рассказывают о встрече Пугачёва с Гринёвым, о взятии Белогорской

крепости

    И третья встреча...

Обратите внимание на такую деталь: Гринёв верит в лучшие качества Пугачёва: “Ты мой благодетель...” /читают/

    Пугачёв не верит в помилование для себя. Что кроется за этим? Какой вывод делаем?

    Процитируем ещё раз замечательное место, описывающее раздумья Гринёва при прощании: “Не могу изъяснить то, что я чувствовал...”

    Позади у Г ринёва кошмарное время, он помилован императрицей.

Казалось, он счастлив. Но.../ребята продолжают мысль, читают из текста: “Между тем страшное чувство.../

Старательно подбирает Пушкин иллюстрации основной темы повести.

Назовём и проиллюстрируем их.

История изувеченного башкирца /читают/

    Для чего эта сцена нужна Пушкину?

/Для осуждения жёсткого старого обычая пытать при допросе/

    Но замысел его глубже. Вот Белогорская крепость взята повстанцами. Среди них и убежавший ранее башкирец. Продолжите...

    Вывод: мир, лежащий во мгле, идёт своими путями, путями мести и немилосердия. “Око за око, зуб за зуб”- вот древний его закон.

О милосердии говорит и история урядника Максимыча /Чтение по ролям эпизода/

Всё в повести наполнено милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринёва и Марьи Ивановны Мироновой также в основном любовь- милосердие

/рассказывают/

Тема милосердия к врагу/Швабрину/

ИТОГ: Я не сомневаюсь, что каждый участвующий в уроке- исследовании воспримет как призыв к милосердию слова В.Розанова:

К Пушкину, господа! - К Пушкину снова! ... Он дохнул бы на нашу желчь, и желчь превратилась бы в улыбку”.

И обратите внимание на слова Л.Н.Толстого: “Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие”.

Домашнее задание. Написать сочинение по повести “Капитанская дочка”. Темы сочинений на слайде (их комментирование) . Надеюсь, что, работая над сочинением, вы будете размышлять, высказывать свои мысли. Можете сформулировать свои темы. А какие бы темы вы предложили, исходя из сегодняшнего урока?

    Оценки я вам не ставлю. Пусть оценят вас, ваши поступки, ваши благие дела те, с кем вы находитесь рядом ежедневно, и те, с кем сведёт вас судьба.