Тема бесчестия в капитанской дочке. Честь и бесчестие в капитанской дочке

Тема бесчестия в капитанской дочке. Честь и бесчестие в капитанской дочке

Хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь - это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, позволяющих ему достичь поставленной цели, заслужить уважение других людей и не потерять уважение к самому себе. Под совестью же можно понять неспособность переступить через вечные моральные принципы. Эти два понятия взаимосвязаны, так как «жизнь по чести» помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Недаром слово «честь» перекликается с таким человеческим качеством, как «честность», а также можно назвать слово «почесть» - по чести. Проблема чести и совести волновала писателей, поэтов во все времена.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Человек, лишенный этого чувства, неспособен жить в кругу себе подобных, не на-редив окружающим. Он может уничтожить весь мир, если его не остановить. Такие люди сдерживаются не внутренними, а внешними оковами - страхом наказания, тюрьмы, одиночества и т. д. Но это еще не самое плохое. Человек, предавший собственную душу, поступивший вопреки чести и совести, уничтожает себя самого. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести - падение моральных устоев - это одно из сложнейших состояний человека, всегда волновавших писателей. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в подробностях рассмотреть, как это происходит в жизни и к каким результатам может привести. Главный герой повести Петр Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя не слишком адекватно.

Один из главных героев повести «Капитанская дочка», Петр Гринев, понимает честь как действие всегда по совести. Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней - это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть честь у Гринева - это долг.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя с какой-то стороны отрицательного, Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Субъективное восприятие чести Пугачева и делает его отрицательным персонажем. Как человек он может быть и неплохим: платит добром за . Но в качестве захватчика он жесток.

Одна из основных идей повести была задана автором с самого начала словами: «Береги честь смолоду». Этот наказ получает Петруша от отца, отправляясь к месту службы в далекую и глухую крепость, а не в столичный полк, как надеялся поначалу.

В Белогорской крепости Гринев свято помнит наказ отца. Он защищает Машу от клеветы Швабрина. Гринев неплохо владеет шпагой, умеет постоять за честь оскорбленной и обиженной девушки. И только вмешательство Савельича дает премущество Швабрину, в очередной раз поступающему подло, нанося предательский удар отвлекшемуся противнику.

Гринев же от поступка к поступку восходит «к вершинам нравственного воспитания». И когда перед Петром Андреевичем встает вопрос жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить свою жизнь или погибнуть честным офицером, сохранив доброе имя, Гринев выбирает последнее. Только добрая воля Пугачева спасает нашего героя от виселицы. Пугачев в этой ситуации, как мы уже говорили выше, также поступает по чести.

В любой ситуации Петр Андреевич ведет себя достойно, будь то с бунтовщиком Пугачевым во время беседы с ним в кибитке или на суде среди равных себе. Для него нет разницы, перед кем держать слово. Он дворянин, и, однажды присягнув, соблюдает верность государыне и Отечеству.

Ни одно противостояние Гринева героям или судьбе, раскрывшееся на страницах повести, не сумело отнять у него честь и достоинство. Честь и впрямь нельзя отнять. Человек, поступающий по чести, неспособен расстаться с этим чувством под влиянием окружающих. На мой взгляд, человек может потерять честь, но происхо-дит это не только и не столько под влиянием обстоятельств. Они служат лишь своего рода катализатором. В сложной ситуации раскрываются все самые темные стороны души человеческой. И здесь в самом герое заключены силы справиться с ними.

Один из героев повести «Капитанская дочка», Швабрин своим примером подтверждает вынесенное в название данной работы высказывание А. П. Чехова. Он теряет честь. Обозленный, потерявший любимую девушку, Швабрин примыкает к Пугачеву, и впоследствии его осудят как нарушившего присягу офицера. То есть Пушкин продемонстрировал, что человек, потерявший честь, будет наказан - судьбой или людьми. На примере Швабрина автор хочет показать, что образованность, наносная культура и воспитанность мало влияют на становление характера человека. Ведь Швабрина можно считать умным собеседником, нельзя его назвать и абсолютно отрицательным персонажем.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовали по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, его могли оправдать. Гринев же не раскрыл имени любимой девушки, предпочтя смерть бесчестию. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша обратилась к императрице с просьбой защитить Гринева. И добро победило.

Честь и совесть можно назвать важнейшими характеристиками души человека. Поэтому проблема чести присутствует в произведениях большинства писателей. Понимание чести, что вполне естественно, различно у каждого человека. Но ис-тинность или ложность этого понимания доказывается самой жизнью.

На примере повести Пушкина «Капитанская дочка» мы постарались рассмотреть понятие чести и его значение в жизни человека. Хотелось бы подвести итоги: честь и в самом деле нельзя отнять. С этим не справятся никакие невзгоды, опасности и жизненные сложности. Человек может лишиться чести только в том случае, если сам откажется от нее, предпочтет ей что-либо другое: жизнь, власть, богатство... Но при этом не все осознают, сколь многое теряют. Сила и человечность человека заключается именно в его чести.

Одна из основных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» — тема чести и долга. Тема эта задается уже эпиграфом к произведению — русской пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу.

И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы — старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Характерно, что понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда молодой человек проиграл своему новому знакомому сто рублей, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому человеку пришлось поссориться со своим дядькой для того, чтобы получить нужную сумму. Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», — уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг — для него это вопрос дворянской чести.

Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего соперника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям несмотря на то, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера войск противника. Здесь, наряду с темой рыцарской чести, возникает мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрина, Гринев одновременно защищает и свою мужскую честь.

После ареста над Гриневым состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.

Другое значение понятия «чести и долга» в повести — воинская честь, верность присяге, верность долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!" — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», — вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.

Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека Очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев — природный дворянин, присягавший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась — он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

Как в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» развивается тема чести и бесчестия?

Тема эта задается уже эпиграфом к произведению - рус­ской народной пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на во­енную службу. И уже сам поступок Андрея Петровича Гри­нева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторо­ну глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гри­невы - старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Тема чести и бесчестия варьируется в сюжете пушкинской повести. Она воплощена здесь и как дворянская честь (биль­ярдный проигрыш Гринева Зурину), и как защита чести дамы (дуэль Гринева со Швабриным). Однако основное значение понятия «чести и бесчестия» в «Капитанской дочке» - это воинская честь, верность присяге, верность долгу перед От­чизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотноше­ний Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепо­сти Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Од­нако Гринев не может признать в нем государя, так как пони­мает, кто он есть на самом деле. Рискуя собственной жизнью, он отказывается служить Пугачеву, сохраняет верность воин­ской присяге.

Тема чести воплощается и в других эпизодах романа. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, не­жели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся при­сягнуть Пугачеву.

Тему бесчестия иллюстрирует в «Капитанской дочке» по­ведение Швабрина. Этот персонаж противопоставлен семье Гриневых в повести. Противопоставляя этих героев, Пушкин выражает свою излюбленную мысль: старое, коренное дво­рянство сохранило свои лучшие человеческие качества - сме­лость, выдержку, чувство долга. С самого начала Швабрин ведет себя недостойно: из ревности оговаривает Машу Миро­нову. Когда Пугачев захватил крепость, Швабрин сразу же перешел на сторону бунтовщиков, изменив государственной присяге. Бесчестно и безнравственно ведет себя он по отношению к осиротевшей Маше, насильно удерживая ее возле себя. Бесчестен Швабрин и в финале романа: захваченный войсками императрицы, он доносит на Гринева, того обвиня­ют в государственной измене.

Тема чести и долга неразрывно переплетается в сюжете с темой милосердия. То, что для Гринева является испытанием его чести, для Пугачева оказывается испытанием на добро и мило­сердие. Какова же авторская позиция в повести? А.С. Пуш­кин в повести утверждает модель противостояния кодекса че­сти и абсолютных нравственных норм. И мы видим, что един­ственное, что может помочь человеку выжить в трудной ситу­ации, - это внутренний голос совести. Поэтому «Капитан­ская дочка» считается величайшим произведением, заключа­ющим в себе христианские, православные истины.

Здесь искали:

  • честь и бесчестие капитанская дочка
  • капитанская дочка честь и бесчестие
  • сочинение на тему честь и бесчестие в повести капитанская дочка

«Береги честь смолоду». Эту пословицу (точнее, часть пословицы) Александр Сергеевич Пушкин взял эпиграфом к своей повести «Капитанская дочка», подчеркнув этим, насколько важен для него этот вопрос. Для него, не позволившего себе ни одну стихотворную строку сделать ступенькой к карьере, воспринявшему как обиду камер-юнкерский мундир, шагнувшему к смертельному барьеру, чтобы на имя, которое принадлежит России, не упала даже тень клеветы и сплетен.

Создавая образ юного офицера Петруши Гринева, Пушкин показывает, как формировалось

В русских семьях понятие чести и идущего с ней рука об руку долга, как передавалась из рода в род на личном примере верность воинской присяге. В начале повести перед нами обычный дворянский недоросль, - выучившийся грамоте от крепостного, больше умеющий судить «о свойствах борзого кобеля», чем о французском «и прочих науках ». Он бездумно мечтает о службе в гвардии, о будущей веселой петербургской жизни.

Но отец его, служивший при графе Минихе и ушедший в отставку при восшествии на престол Екатерины, имеет о службе другое представление. Он отправляет сына в армию: «Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдатом, а не шаматон». Единственное рекомендательное письмо старому сослуживцу содержит просьбу держать сына «в ежовых рукавицах», единственное напутствие сыну - приказ за лаской не гоняться, от службы не отговариваться и беречь свою честь.

Первые самостоятельные шаги Петруши смешны и нелепы: напился с первым встречным офицером, проиграл в бильярд сто рублей. Но то, что он заплатил проигрыш, говорит о его понимании кодекса офицерской чести. То, что подарил тулуп и полтину на водку случайному спутнику за помощь во время бурана, - о его умении быть благодарным. Петрушу тянет к простой и честной семье капитана Миронова, ему неприятны сплетни и клевета Швабрина. Вызывая Швабрина на дуэль за оскорбительные слова о Маше, Гринев не думает, что так положено вести себя офицеру, он просто по-человечески защищает девушку от клеветы.

Шварбин же - полная противоположность Гриневу. Этот бывший петербургский гвардеец то и дело поступает бесчестно, без раздумья и, кажется, даже без раскаяния, преступая даже самые обычные человеческие нормы. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, клевещет на девушку, без всякого сомнения ранит Петрушу, воспользовавшись тем, что противник отвлекся, и кажется именно он не гнушается написать родителям Петруши письмо, в котором очерняет его невесту.

В годину суровых испытаний, прекрасно понимая слабость укрепления Белогорской крепости, Петруша твердо знает: «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания». Ни минуты не колеблясь, не раздумывая о тщетности этого поступка, с одной лишь шпагой он выходит за ворота крепости вместе со своими командирами. Перед лицом смертельной опасности он готовится «повторить ответ великодушных своих товарищей» и оказаться на виселице. При следующей встрече с самозванцем, во время разговора один на один, Гринев отвечает ему с твердостью: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Юноша не может даже пойти на компромисс, пообещав, что не будет сражаться против Пугачева.

В отличие от Петра Гринева, Швабрин изменяет присяге, переходя на сторону самозванца ради сохранения собственной жизни, получения должности коменданта и власти над Машей. Сам момент предательства Пушкин не показывает. Мы видим лишь результат - Швабрин, «обстриженный в кружок и в казацком кафтане », словно он, изменив присяге, сменил и личину. Верный своему офицерскому долгу, Петруша является в Оренбург и вносит одно предложение за другим, чтобы освободить Белогорскую крепость и спасти Машу. Но командование не интересует судьба дочери капитана Миронова, геройски погибшего «за матушку государыню», больше заботит сохранность собственной шкуры и покой. Устав имитировать деятельность в ленивой перестрелке, до глубины души тронутый мольбой Маши, Гринев самовольно уезжает к Пугачеву. Он понимает, что подобное нарушение дисциплины противно офицерской чести, но в данный момент он выше слепой буквы кодекса, защищая жизнь и честь девушки, всецело доверившейся ему.

Долг и честь Петруши вырастают из подлинной человечности, из чувства ответственности за близких. Так, например, он не может бросить в плену у пугачевцев отставшего на плохой лошади Савельича. В истинно нравственном отношении к людям нет мелочей и второстепенного. Честно признавшись Пугачеву, что его невеста - дочь капитана Миронова, Гринев говорит: «Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»… Когда Маша освобождена и, казалось бы, можно было наслаждаться счастьем, Петруша отправляет девушку к своим родителям, а сам вступает в отряд Зурина, не забыв о воинском долге перед Родиной.

Все поведение Петруши - поведение сильного и цельного человека, пусть и очень молодого. В его отношении к людям и к своим обязанностям нет ни капли эгоизма. И снова антитезой образу Гринева предстает пред нами Швабрин, живущий по принципу: «Если не мне, так и никому». Именно он, понимая, что Маша ускользает из его рук, выдает ее Пугачеву, без зазрения совести и всякого сочувствия ставя под угрозу жизнь девушки. После подавления восстания Пугачева, оказавшись обвиненным как изменник, Швабрин клевещет на Гринева. И снова Петруша делает нравственный и чисто человеческий выбор, решаясь не называть имя Маши Мироновой, потому что сама «мысль впутать ее имя между гнусными наветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку» кажется ему невыносимой.

Таков же и отец Петруши: его страшит не казнь сына, а бесчестие: «Пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!..»

У Петруши выбор еще сложнее - между своим бесчестием, вернее, честью, которую он не может защитить, не пожертвовав честью любимой девушки. Если б Гринев-старший знал истинные причины, помешавшие Петруше сказать что-либо в свое оправдание, он бы понял сына. Потому что понятие чести и долга у них одно - семейное, выстраданное. Пушкинское. …В сентябре 1836 года Пушкин закончил работу над «Капитанской дочкой». А в январе 1837 года, защищая свою честь и честь своей жены, он шагнул к смертельному барьеру.

«Береги честь смолоду». Эту пословицу (точнее, часть пословицы) Александр Сергеевич Пушкин взял эпиграфом к своей повести «Капитанская дочка», подчеркнув этим, насколько важен для него этот вопрос. Для него, не позволившего себе ни одну стихотворную строку сделать ступенькой к карьере, воспринявшему как обиду камер-юнкерский мундир, шагнувшему к смертельному барьеру, чтобы на имя, которое принадлежит России, не упала даже тень клеветы и сплетен.

Создавая образ юного офицера Петруши Гринева, Пушкин показывает, как формировалось в русских семьях понятие чести и идущего с ней рука об руку долга, как передавалась из рода в род на личном примере верность воинской присяге. В начале повести перед нами обычный дворянский недоросль, - выучившийся грамоте от крепостного, больше умеющий судить «о свойствах борзого кобеля», чем о французском «и прочих науках ». Он бездумно мечтает о службе в гвардии, о будущей веселой петербургской жизни.

Но отец его, служивший при графе Минихе и ушедший в отставку при восшествии на престол Екатерины, имеет о службе другое представление. Он отправляет сына в армию: «Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдатом, а не шаматон». Единственное рекомендательное письмо старому сослуживцу содержит просьбу держать сына «в ежовых рукавицах», единственное напутствие сыну - приказ за лаской не гоняться, от службы не отговариваться и беречь свою честь.

Первые самостоятельные шаги Петруши смешны и нелепы: напился с первым встречным офицером, проиграл в бильярд сто рублей. Но то, что он заплатил проигрыш, говорит о его понимании кодекса офицерской чести. То, что подарил тулуп и полтину на водку случайному спутнику за помощь во время бурана, - о его умении быть благодарным. Петрушу тянет к простой и честной семье капитана Миронова, ему неприятны сплетни и клевета Швабрина. Вызывая Швабрина на дуэль за оскорбительные слова о Маше, Гринев не думает, что так положено вести себя офицеру, он просто почеловечески защищает девушку от клеветы.

Шварбин же - полная противоположность Гриневу. Этот бывший петербургский гвардеец то и дело поступает бесчестно, без раздумья и, кажется, даже без раскаяния, преступая даже самые обычные человеческие нормы. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, клевещет на девушку, без всякого сомнения ранит Петрушу, воспользовавшись тем, что противник отвлекся, и кажется именно он не гнушается написать родителям Петруши письмо, в котором очерняет его невесту.

В годину суровых испытаний, прекрасно понимая слабость укрепления Белогорской крепости, Петруша твердо знает: «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания». Ни минуты не колеблясь, не раздумывая о тщетности этого поступка, с одной лишь шпагой он выходит за ворота крепости вместе со своими командирами. Перед лицом смертельной опасности он готовится «повторить ответ великодушных своих товарищей» и оказаться на виселице. При следующей встрече с самозванцем, во время разговора один на один, Гринев отвечает ему с твердостью: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Юноша не может даже пойти на компромисс, пообещав, что не будет сражаться против Пугачева.

В отличие от Петра Гринева, Швабрин изменяет присяге, переходя на сторону самозванца ради сохранения собственной жизни, получения должности коменданта и власти над Машей. Сам момент предательства Пушкин н

    Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., - итоговое произведение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII...

    Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность...

    Работая над “Историей Пугачёвского бунта” (1834), поэт внимательно изучал свидетельства очевидцев, большой интерес у него вызывал облик Пугачёва, о котором сохранилось множество воспоминаний. Во время публикации книги была заказана гравюра с портрета...

    Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» была опубликована в декабре 1836 года в журнале «Современник». Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. «Капитанская дочка» - это своеобразная иллюстрация к истории Пугачевского восстания...