Современный левша - курилка. Современный “Левша” Сообщение о современном левше мастере своего дела

Современный левша - курилка. Современный “Левша” Сообщение о современном левше мастере своего дела
Современный левша - курилка. Современный “Левша” Сообщение о современном левше мастере своего дела

















































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Есть только два способа прожить жизнь.
Первый - будто чудес не существует.
Второй - будто кругом одни чудеса.
Альберт Эйнштейн

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

Посмотрите: у вас на партах лежат разные предметы: маковое зернышко, рисинка, иголочка... Как вы думаете, можно ли уместить в игольном ушке караван верблюдов? А на рисинке написать две страницы печатного текста? А на маковом зернышке разместить знакомых всем сказочных героев: Винни-Пуха, Пятачка и даже ослика Иа? Думаете, это невозможно? Сегодня я предлагаю вам отправиться в загадочную страну, где живут настоящие волшебники, которым это по силам!

Звучит песня “Где водятся волшебники?” (Один куплет). Слайд 2.

Недавно мы с вами прочитали сказ Н.С.Лескова “Левша”. Мы много говорили о таланте русских людей, подковавших блоху. Причем, тульские мастера подковали блоху, как вы помните, без использования микроскопа! Верите ли вы, что это возможно? Не знаю, как тогда, а вот сегодня это точно возможно. Это искусство называется микроминиатюрой. Правда, людей, занимающихся таким нелегким делом, единицы во всем мире.

Что же такое микроминиатюра?

Микроминиатюра - редкий вид искусства, представляющий собой создание под микроскопом маленьких, удивительных творений. Слайд 3.

Хотите ли вы узнать об этом искусстве побольше? Тогда давайте для начала отправимся в Санкт-Петербург в музей микроминиатюры “Русский Левша”. Слайд 4.

Итак, мы в Санкт-Петербурге. Входим в зал музея. Правда, необычный музей? Вы что-нибудь видите? Вот и генерал Платов в сказе Н.С.Лескова ничего не увидел. Помните, он говорил императору: “Нимфозория, - говорит, - ваше величество, все в том же пространстве, и я ее назад привез, а тульские мастера ничего удивительнее сделать не могли”. Слайд 5.

Почему же мы ничего не видим? Коллекция музея уникальна тем, что все экспонаты меньше миллиметра. Рассмотреть микрообъекты можно исключительно с помощью увеличительных устройств - микроскопов, вмонтированных в выставочные формы. Слайд 6.

Давайте познакомимся поближе с теми, кто может создавать такие удивительные вещи. (Рассказ о мастерах микроминиатюры ведут подготовленные группы учащихся. При описании работ использованы материалы с авторских сайтов. Адреса указаны в списке литературы).

Страница 1. Владимир Анискин

Краткая биографическая справка. Слайды 7-8.

Анискин Владимир Михайлович родился в 1973 году в Новосибирске. Окончил с отличием Новосибирский государственный технический университет. Начал заниматься искусством микроминиатюры в 1998 году. С 1999 года работает в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Кандидат физико–математических наук.

Владимир Анискин говорил: “Инструмент во время работы держу пальцами. Биение сердца мешает работе, поэтому особо тонкую работу приходится делать между ударами сердца”. Именно поэтому искусство микроминиатюры можно назвать искусством между ударами сердца.

В коллекции Владимира Анискина такие классические работы жанра как подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке, надписи на рисовом зернышке и человеческом волосе. Все работы выполнены вручную с использованием микроскопа и самодельных станочков, которые умещаются на ладони.

Давайте посмотрим на эти работы. А поможет узнать о них побольше сам автор.

Подкованная блоха Кузьмовна. Слайд 9.

Настоящая блоха подкована на две прыгательные лапки. Подковы выполнены из красителя, гвоздики из стали. Ширина подковок 50 мкм (0,05 мм)

А знаете, почему она Кузьмовна? Потому что “спонсором” этой блохи выступил кот Кузя!

Верблюды в игольном ушке. Слайд 10.

Семь верблюдов расположены в игольном ушке. Высота верблюдов 80-100 мкм (0,08-0,1 мм). Материал - платина

Караван верблюдов. Слайд 11.

Восемь уставших верблюдов уныло бредут в пустыне на фоне заходящего солнца.
Верблюды размещены внутри полого конского волоса. Диаметр волоса 120 мкм (0,12 мм), высота верблюдов 70-80 мкм (0,07-0,08 мм). Материал - платина.

Автору часто задают вопрос о том, как он поместил в волос верблюдов. Разместить 8 объектов внутри просверленного волоса, чтобы при этом все объекты находились в одной плоскости - очень и очень сложная задача. Волос был просверлен вдоль, затем отполирован снаружи и изнутри. После полировки волос напоминает маленькую стеклянную трубочку. Затем внутрь были помещены верблюды.

Рисовое зернышко. Слайд 12.

На срезе написан фрагмент из “Сказа о тульском Левше и о стальной блохе” Н. С. Лескова. На рисовом зернышке уместилось 2027 букв в 22 строчки.

Рисовое зернышко было разрезано и отполировано. Текст выгравирован. Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались буквочки, а затем они затирались черной краской. Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку, расположенную рядом с первым словом.

Аэродром. Слайд 14.

На срезе макового зернышка располагаются 20 самолетиков и вертолет. Самолеты не плоские - это не контур самолетов, вырезанный из фольги, а самолеты трехмерные.

Роза в волосе. Слайд 15.

Ширина бутончика розы 65 мкм (0, 065 мм). Стебельки и листочки выполнены из кусочков зеленой пыли.

“Фигура должна нести добро”, - говорит Владимир Анискин и создает коллекцию, посвященную детским мультфильмам.

Буратино и Черепаха Тортилла. Слайд 13.

На срезе виноградной косточки размещены Буратино, лягушка и черепаха Тортилла, выглядывающая из “воды”.

Композиция располагается на срезе виноградной косточки. К сожалению, зрители редко замечают лягушонка, сидящего рядом с Буратино. Черепаха протягивает именно золотой ключик. Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды, т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние лапки, но автору не удалось сделать воду настолько прозрачной, чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.

Винни-Пух, Пятачок и ослик Иа. Слайд 16.

Винни-Пух, Пятачок и ослик Иа располагаются на срезе макового зернышка. Выполнить эту работу было достаточно трудно: фигурки малюсенькие, шейка у Пятачка тонюсенькая, божья коровка крошечная. Идея создания цветочка и божьей коровки на нем родилась лишь после изготовления всех трех персонажей.

Дело в том, что когда сказочные персонажи были сделаны и предварительно размещены на срезе макового зернышка, то оказалось что еще почти половина зернышка пуста и свободна. Вот тогда и родилась мысль про цветочек и жучка на нем.

Крош. Слайд 17.

Герой мультфильма “Смешарики” располагается на торце волоса. Диаметр волоса 100 мкм (0,1 мм)

Гена и Чебурашка. Слайд 18.

Крокодил Гена и Чебурашка размещены на срезе макового зернышка. Высота Чебурашки - 0,6 мм, Гены - 1,4 мм.

Выполнить эту работу было чрезвычайно трудно. Эти фигурки трехмерные, а обработать трехмерный маленький объект очень и очень сложно. Ведь плоский объект можно приклеить и затем обрабатывать, а трехмерный объект приклеить довольно сложно. Обратите внимание на пуговички и бабочку у Гены. У крокодила Гены есть даже зубы! Они сделаны из платины.

Труднее всего было придать лицам героев выражение. Сложность создания проявляется и в том, что детали изготавливаются отдельно и собираются лишь на последней стадии.

Ландыши. Слайд 19.

Два ландыша, один из которых находится в стаканчике, располагаются на срезе макового зернышка.

Стаканчик был выточен на маленьком токарном станочке из зеленого оргстекла. Но стенка стаканчика получилась прозрачной из-за своей толщины. Зернышко закреплено на среднем колокольчике большого ландыша, изготовленного из стекла и располагающегося на белом камне.

Стебельки ландышей выполнены из обыкновенных пылинок. Прочно соединить пылинки было достаточно трудно.

Композиция посвящена русским женщинам.

Страница 2. Анатолий Коненко

Краткая биографическая справка. Слайды 20 – 21.

1981 г. – окончил педагогический Институт им. М. Горького (Художественно-графический факультет). Преподавал в строительном техникуме рисунок, живопись, прикладное искусство, макетирование. Начал заниматься микроминиатюрой.

1994 г. - издал первую миниатюрную книгу.

1996 г. - издал самую маленькую книгу в мире.

2002 г. - занесён в Книгу рекордов Гиннеса за издание книги 0,9 х 0,9 мм.

2007 г. – 15 июня открыта постоянная экспозиция работ Анатолия Коненко в Омском Областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.

Анатолий Коненко с 1981 г. первым в Сибири начал заниматься искусством микроминиатюры. За короткий период изобрёл и освоил технологии письма на рисовых, маковых зёрнышках, затем и человеческом волосе. Многие годы потратил на поиски технологий и изобретение микроинструментов.

У Анатолия Коненко тоже есть работы классические: уже знакомая вам подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке. Но, конечно же, в его коллекции есть и работы уникальные. Многие свои работы автор подаёт в масштабном сравнении с насекомыми, зёрнышками или волосинками, что позволяет выигрышно проявить уникальность выполненной работы. Скрипка в лапках кузнечика создаёт известный поэтический образ, подковки на лапках блохи позволяют воображению оживить сцену лесковского Левши.

Блоха. Слайд 22.

Настоящая блоха подкована золотыми подковами размером 0,25 х 0,2 мм. (Площадь подковы 0,05 мм, что в 6000000 раз меньше подковы лошади). Три отверстия просверлены сверлом диаметром 0,03 мм. Разработка технологии и изготовление этой миниатюры продолжалось в течение 7,5 лет.

Караван верблюдов в ушке иголки. Слайд 23.

Фигурки верблюдов и погонщиков из золота. Высота 0,25 мм

Эйфелева башня на хоботке комарика. Слайд 24.

Металл. Высота 3,2 мм. (Находится в музее миниатюр мира в г. Монтелимар, Франция).

Кузнечик со скрипкой. Слайд 25.

Скрипка имеет длину 12 мм. Выполнена из скорлупы грецкого ореха, струны из стекловолокна. Скрипка имеет все детали настоящего инструмента. Внутри помещена бирочка с фамилией автора, датой изготовления, названием страны и города. Кузнечик настоящий.

Замок и ключ на ножке муравья. Слайд 26.

Из тончайшей пластины золота изготовлены детали замка и ключа.

Длина ключа - 0,24 мм, диаметр кольца - 0,1 мм. Замок высотой 0,24 мм, дужка толщиной - 0,012 мм. Высота замочного отверстия - 0,04 мм, ширина - 0,018 мм.

Муравей комнатный, рыжий. Его длина – 2 мм.

Паровозик на человеческом волосе. Слайд 27.

Паровозик высотой 0,24 мм из золота помещен на волос.

Толщина золотой пластинки, из которой выполнены детали паровозика 0,0032 мм.

Туфельки. Слайд 28.

Миниатюрные кожаные туфельки длиной 17 мм. Масштаб 1: 12 (по мировому стандарту).

Портрет А.С.Пушкина. Слайд 29.

Портрет А.С.Пушкина выполнен из отдельных кусочков человеческого волоса разных оттенков. Толщина волоса 0,08 мм. Мозаика наклеена на природную пластину слюды. Свеча из стеарина с фитилем. Подсвечник выточен из дерева.

“Три богатыря”. Слайд 30.

Микроминиатюра с картины В.Васнецова. 10 х 7 мм, акварель, кость мамонта.

Микрокниги. Слайды 31 – 34.

Одним из направлений, где А.Коненко проявил себя наиболее широко - является миниатюрная книга. С 1994 г. А.Коненко издал около двухсот миникниг (тиражом не более 30 - 99 экз. каждая). Из них 35 мини- и 14 микрокниг А.С.Пушкина, за что в 1997 г. был принят Почётным членом Всемирного Пушкинского Клуба в Нью-Йорке.

При издании мини- и микрокниг А. Коненко является художником, дизайнером, гравёром, переплётчиком. Все книги переплетены и оформлены вручную. Таким образом, каждая книга является произведением прикладного искусства.

Самая маленькая книга в мире. Слайды 35 – 36.

В 1997 г. используя свои умения в области микроискусства, А. Коненко удалось издать тиражную СУПЕРмикрокнигу размером менее 1 мм, причём, по всем параметрам (размер, количество страниц, строк и букв на странице, сшивной переплёт, даже цветные иллюстрации) она превзошла шотландскую (1 x 1,5 мм) изданную в 1986 г. Об этом официально было объявлено на XV Всемирном Контрессе в г. Вефлееме (США), где А. Коненко представил свою СУПЕРмикрокнигу А.Чехова “Хамелеон” Размером 0,9 x 0,9 мм. В 2002 г. она была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Этот Рекорд поставил Россию на первое место в мире в области издательского мастерства микрокниг. Один экземпляр книги находится в библиотеке Президента России.

Валенки. Слайды 37 – 39.

Чтобы понять, насколько же сложно изготовить микроваленки по технологиям мокрого валяния, Анатолий и Станислав Коненко изучили в теории и на практике эти процессы. В результате им удалось свалять из шерсти валеночки размером сначала в 5 мм, затем в 4 мм, и в конце своих опытов в 3 мм по длине стопы. Все процессы для большей точности выполнялись под микроскопом. Для процесса валяния были выполнены специальные инструменты и приспособления.

Затем были изготовлены валенки размером в 1,5 мм.

Аквариум. Слайд 40.

12 февраля 2011 г. Анатолием и Станиславом Коненко был изготовлен самый маленький аквариум с рыбками в мире. Дно аквариума уложено разноцветными камешками и водорослями. C помощью небольшого сачка в миниаквариум были запущены мальки аквариумных рыбок данио рерио.

22 сентября 2011 г. миниаквариум был внесен в список рекордов World Records Academy как самый маленький в мире.

Олимпийский факел. Слайды 41 - 45.

Но оригинальная задумка состояла не только в том, чтобы выточить макет, но и в том, чтобы он был действующим, т. е. мог гореть. Без микроскопа омский Левша обойтись конечно же не смог. Но в итоге всё получилось. Микрофакел заправляется либо спиртом, либо керосином.

"Мне было бы интересно поджечь этот факел от Олимпийского огня, это было бы интересно", - говорит мастер.

Страница 3. Николай Алдунин

Краткая биографическая справка. Слайды 46 -47.

Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. (Ворошиловград – ныне Город Луганск). Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия. Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Несколько лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Считает, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.

Среди работ Николая Алдунина тоже есть классические (подкованная блоха, караван верблюдов). Но он создавал также и микрообразцы оружия и военной техники.

Подкованная блоха. Слайды 48.

Подкованная блоха и подковки. Блестящие точки – отблески гвоздиков. Материал – золото 999,9 пробы. Мастер подсчитал, что на одной спичечной головке можно уместить 2 500 блошиных подковок!

Караван верблюдов. Слайд 49.

Караван верблюдов в игольном ушке. Высота верблюдов - 0,20-0,28 мм. Материал - золото 999,9 пробы.

Танк Т 34/85. Слайды 50 - 51.

Танк Т 34/85. Расположен на продольном срезе яблочного зерна. Длина корпуса - 2 мм. Количество деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы.

Автомат АКМ – 47. Слайд 52.

Автомат АКМ - 47. Длина - 1,625 мм. Состоит из 34 деталей. Материал - золото 585 и 999,9 проб. Время изготовления - 6 месяцев. Расположен поперек спички

Тульский самовар. Слайды 53 - 54.

Тульский самовар. Высота - 1,2 мм. Рядом песчинка сахара. Материал - золото 999,9 пробы. Изготовлен из 12 деталей.

Велосипед. Слайды 55 - 56.

Велосипед. Длина - 2 мм. Расположен на швейной игле.

Останкинская телебашня. Слайд 57.

Останкинская телебашня. Высота - 6,3 мм. Материал - золото 999,9 пробы. Расположена на яблочном зерне.

Портреты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Л.Н.Толстого. Слайды 58-59.

Расположены на рисовых зернах.

Заключительное слово учителя.

Знакомясь в Интернете с материалами по этой теме, я видела множество восторженных отзывов. Но были среди них и отзывы даже не равнодушные, а негативные. Сводились они, как правило, к словам: “Неужели человеку больше делать нечего?” Да, наверное, есть более важные в бытовом плане вещи: можно растить хлеб, строить самолеты, лечить людей... Но правильно говорится, что не хлебом единым сыт человек, и лечат не только врачи. Искусство, и в том числе удивительное искусство микроминиатюры, тоже способно врачевать. Прежде всего, наши души. Поэтому закончить наше занятие я хотела бы стихотворением современной поэтессы Наталии Мавроди “Пока есть чудаки”.

  • http://www.olimp.1tv.ru/news/other/246991
  • Мастер микроминиатюры Николай Сергеевич Алдунин родился в 1956г. в Ворошиловградской области (СССР).
    Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия. Работая слесарем и токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки.
    И как мастер по металлу доказал, что не зря писатель Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров.
    Два года готовился, а потом сел за микроскоп.
    И через три месяца, когда закончил первую работу, понял, что «нашел себя» в микроминиатюре. Серьезно занялся этим очень трудным и интересным ремеслом,
    НО таки “подковал блоху” золотыми подковками (это была его первая работа!),
    а также создал еще целую галерею замечательных произведений микроминиатюры.
    Его произведения микроминиатюры можно посмотреть здесь:
    http://nik-aldunin.narod.ru/photo1.html
    Микроминиатюра - это изящно выполненная работа микроскопических размеров.
    Причем, Все его работы сделаны вручную, без использования каких либо станков и механизмов, а только инструментом собственного изготовления.
    А, например, миниатюра «караван верблюдов в игольном ушке» – это просто верх мастерства.
    К большому сожалению, в сентябре 2009г. Николай Алдунин скоропостижно умер (ему было всего 53 года), НО его уникальные миниатюрные работы остались и, конечно, должны выставляться на различных выставках, в т.ч. и за рубежом.
    Это же и хороший пример молодым, что есть и обязательно будут в России последователи таких Мастеров мирового уровня!

    P.S. Предлагаю модераторам создать на этом сайте специальный раздел (блог), например, под названием – “Есть настоящие мастера в России”,
    где могла бы размещаться информация об аналогичных уникальных работах индивидуальных мастеров (“новых фаберже” – ювелиров, мастеров часовых дел, создателей каких-то уникальных инструментов, приборов, подарочного оружия для охоты, уже созданных “ металле” новых изобретений и др.).
    А также примеры, как восстановление русскими мастерами старой и военной техники,
    создание точных копий старых машин, восстановление и реставрация различных архитектурных памятников в городах России (например недавно, как нового и в первозданном виде – “Большого театра” в Москве), восстановление мастерами и запуск разных производств по старинным технологиям (для любознательных туристов) и пр.
    Были уже здесь примеры, которые стоило бы перенести… и собрать в такой специальный раздел на сайте – «Cделано же у нас!»
    Ведь стоит знать не только политиков, спортсменов, ученых… и всяких деятелей “шоу-бизнеса”, НО и настоящих мастеров своего дела мирового уровня в своей стране!

    Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия.Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Каким-то внутренним чутьем сразу безошибочно подбирал режим резания металлов, это позволяло увеличивать количество изделий, повышая их качество. Существующую «технологию металлов» Николай считает несовершенной. Несколько лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что «нашел себя» в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом.

    Автомат АКМ-47. Длина - 1,625 мм. Состоит из 34 детелей. Материал - золото 585 и 999,9 проб. Время изготовления - 6 месяцев. Расположен поперек спички.

    Останкинская телебашня. Высота - 6,3 мм. Материал - золото 999,9 пробы. Расположена на яблочном зерне

    Тульский самовар. Высота - 1,2 мм, рядом песчинка сахара. Материал - золото 999,9 пробы. Изготовлен из 12 деталей

    Танк Т34/85. Расположен на продольном срезе яблочного зерна. Длина корпуса - 2 мм. Количествово деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы

    Танк Т34/85. Длина корпуса - 2 мм. Количествово деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы

    Велосипед. Длина - 2 мм. Расположен на швейной игле

    Совет да любовь. Высота букв - 0,14 мм. Материал - золото 999,9 пробы. Рисовое зерно

    Портрет А.С. Пушкина (увеличено). Высота портрета - 1 мм


    Н.В.Гоголь. Портрет на рисовом зерне

    Подкованная блоха. Блестящие точки - отблески гвоздиков. Материал - золото 999,9 пробы

    Николай Сергеевич считает, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.




















    1 из 19

    Презентация на тему:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    № слайда 3

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Исследования леворукости. Исследование леворукости в России начались в 20-е годы 20 века. Одна из первых статей на эту тему –»Детская леворукость и проблема воспитания левой руки.» доктора Капустина А.А. В ней он опубликовал результаты неврологического обследования детей. Среди обследованных оказалось 0,7% левшей, и у большинства из них были отмечены нарушения в развитии. Доктор Капустин вынес приговор:»Дети – левши в своем большинстве являются дегенератами, отягощенными грубыми клеймами вырождения и слабо одаренными». Этот прогноз не оправдался…

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Парадокс Эйнштейна. Альберт Эйнштейн, по мнению Вяч. Иванова, был человеком ярко выраженного правополушарного типа. Судя по его биографии, в наше время он считался бы ребенком с диагнозом ЗПР и учился бы в коррекционном классе. Принадлежа к культуре, которую принято называть «левополушарной», мы в качестве главного критерия оценки развития выдвигаем критерий речевого развития. Как раз здесь у Эйнштейна и было слабое место. Он поздно научился говорить и отличался плохо развитой речью. Обучаясь в школе, маленький Альберт продолжал использовать словечки «детского» языка типа «баба» вместо «бабушка» и «киса» вместо «кошка». И уж конечно, не владел оборотами «исходя из вышесказанного» или «сделаем соответствующий вывод». Много позднее, уже будучи физиком с мировым именем, он высказывался на тот счет, что задержка в усвоении словаря взрослых помогла началу его научных размышлений. К тому возрасту, когда он с опозданием стал пользоваться немецкими словами «время» и «пространство», он уже понимал: никто из взрослых как следует не знает, что эти слова значат. Слова, пишет Вяч. Иванов, всегда играли для Эйнштейна подсобную роль, если не мешали ему. Его мышление протекало в несловесных правополушарных образах. Недаром он был отличным музыкантом. Цит. по книге Вяч. Иванова «Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем».

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Не сравнивай! Живущий не сравним… О. Мандельштам. Считается, что в нашей стране примерно 7%,а в США – 13% леворуких людей.Среди них много выдающихся, таких как П.Пикассо, Ю. Цезарь, Микеланджело, Бетховен, Ч. Чаплин, Э. Рубик, А. Македонский, Наполеон, В.И. Даль, Жанна Д’Арк, П. Макартни, П.И. Чайковский.Леворукие составляют 20% всех талантливых людей с высоким коэффицентом умственного развития.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Альберт Эйнштейн (14.03. 1879 – 18. 04. 1955 г.г.) Родился в Германии.Ввёл понятие фотона.В 1916 г. сформулировал общую теорию относитель - ности, которая принесла ему большую популярность. Предложил теорию оптическихявлений в движущихся телах.Лауреат Нобелевской премии(1921 г.) за открытие законов Фотоэффекта.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    ДАЛЬ Владимир Иванович (1801-72), русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН (1838). Очерки (30-40-е гг.) в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский. Сборник «Пословицы русского народа» (1861-62). Создал «Толковый словарь живого великорусского языка» (т. 1-4, 1863-66), за который удостоен звания почетногоакадемика Петербургской АН (1863).

    № слайда 9

    Описание слайда:

    (Jeanne d"Arc), Орлеанская дева (ок. 1412-31), народная героиня Франции. Из крестьянской семьи. В ходе Столетней войны 1337-1453 возглавила борьбу французского народа против английских захватчиков, в 1429 освободила Орлеан от осады. В 1430 попала в плен к бургундцам, продавшим ее англичанам, которые объявили Жанну д"Арк колдуньей и предали церковному суду. Обвиненная в ереси, в Руане сожжена на костре. В 1920 канонизирована католической церковью.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    ПИКАССО Пабло (полн. Пабло Руис-и-Пикассо; Ruiz-y-Picasso) (25 октября 1881, Малага - 8 апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы), французский живописец, по происхождению испанец. В 1900-х годах («голубой» и «розовый» периоды) создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям («Девочка на шаре», 1905). С 1907 основоположник кубизма, с середины 1910-х годов создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ близок сюрреализму. Произведения Пикассо иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение («Герника», 1937), глубокое гуманистическое содержание (рисунок «Голубь мира», 1947). Много работал как график, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962). Международная премия Мира (1950).

    № слайда 11

    Описание слайда:

    ЦЕЗАРЬ (Caesar) Гай Юлий (100-44 до н. э.), римский диктатор в 49, 48-46, 45, с 44 до н. э. - пожизненно. Полководец. Начал политическую деятельность как сторонник республиканской группировки, занимая должности военного трибуна в 73 до н. э., эдила в 65 до н. э., претора в 62 до н. э. Добиваясь консулата, в 60 до н. э. вступил в союз с Г. Помпеем и Крассом (1-й триумвират). Консул в 59 до н. э., затем наместник Галлии; в 58-51 до н. э. подчинил Риму всю заальпийскую Галлию. В 49 до н. э., опираясь на армию, начал борьбу за единовластие. Разгромив Помпея и его сторонников в 49-45 до н. э. (Красс умер в 53 до н. э.), оказался во главе государства. Сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей (диктатора, консула и т. п.), стал фактически монархом. Убит в результате заговора республиканцев. Автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданских войнах»; провел реформу календаря (Юлианский календарь).

    № слайда 12

    Описание слайда:

    ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ На расшифровку дневников,Леонардо да Винчи, ученые потратили много лет: они были написаны зеркально –Справа на лево левой рукой.Они поражают оригинально –стью суждений о пространствеи времени. (Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452, Винчи близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов).

    № слайда 13

    Описание слайда:

    МАККАРТНИ (McCartney) Пол (James Paul) (р. 18 июня 1942, Ливерпуль), английский рок- певец, композитор, мультиинструменталист, один из ведущих членов группы «Битлз».В 1957 познакомился с Джоном Ленноном. Знакомство вылилось в многолетнее и суперуспешное творческое сотрудничество, ставшее базой успеха «Битлз»К 1963 группа стала феноменально популярной. Немалая заслуга в этом принадлежала Маккартни, который был автором самых извест-ных ее хитов. Многие песни были написаны в соавторстве с Ленноном.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    НАПОЛЕОН I Бонапарт (Napoleon I Bonaparte, Buonaparte) (15 августа 1769, Аяччо - 5 мая 1821, остров Святой Елены), французский государственный деятель, полководец, император в 1804-1814 и в марте - июне 1815. Начал службу в войсках в 1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции. В ноябре 1799 совершил государственный переворот (18 брюмера), в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках с течением времени всю полноту власти; в 1804 провозглашен императором. Провел ряд реформ (принятие гражданского кодекса, 1804; основание Французского банка, 1800). Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Поражение наполеоновских войск в войне 1812 против России положило начало крушению империи Наполеона I.

    № слайда 15

    Описание слайда:

    ЧАПЛИН Чарлз Спенсер (1889-1977), американский актер, кинорежиссер, сценарист, композитор. Родился в Лондоне, с 1913 в США. В 1952 уехал из США по политическим мотивам. Международную известность получили гуманистические, антикапиталистические и антифашистские комедии Чаплина: «Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936), «Великий диктатор» (1940), «Месье Верду» (1947), «Огни рампы» (1952), «Король в Нью-Йорке» (1957), «Графиня из Гонконга» (1967). Создав трагикомический персонаж «маленького человека», превратил свою клоунскую маску в человеческий образ огромной обобщающей силы. Международная премия Мира (1954)

    № слайда 16

    Описание слайда:

    КЭРРОЛЛ (Carroll) Льюис [наст. имя Чарлз Лютвидж (Латуидж) Доджсон, Dodgson] (1832-98), английский писатель, математик и логик. Автор популярных повестей для детей «Алиса в стране чудес» (1865) и «В Зазеркалье» (1871). Научные работы Кэрролла предвосхитили некоторые идеи математической логики.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич , русский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены - новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891). Новатор в области балета (музыка - ведущий компонент балетной драматургии); «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-1893), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    НЬЮТОН (Newton) Исаак (1643-1727), английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества. Фундаментальные труды «Математические начала натуральной философии» (1687) и «Оптика» (1704). Разработал (независимо от Г. Лейбница) дифференциальное и интегральное исчисления. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, исследовал интерференцию и дифракцию, развивал корпускулярную теорию света, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам. Был директором Монетного двора, наладил монетное дело в Англии. Известный алхимик, Ньютон занимался хронологией древних царств. Теологические труды посвятил толкованию библейских пророчеств (большей частью не опубликованные).

    № слайда 19

    Описание слайда:

    ВЫВОД: Психиатры Т.Доброхотова и Н. Брагинаисследуя удивительные психические проявления левшей, увидели в них много общего со сказочным миром, опи-санным левшой Л. Кэррелом. Возможно, что вместе со свободным владением левой рукой они от рождения получают неожиданный взгляд на мир.

    Пытливый ум никогда не останавливается и постоянно находится в поиске новой информации. Современные изобретения - этому яркий пример. А какие изобретения знакомы вам? Знаете ли вы, как они повлияли на ход истории и на все человечество? Сегодня мы попробуем приоткрыть занавес тайны мира новых и относительно недавно изобретенных технологий.

    Определение понятия «изобретение»

    Настоящего успеха в жизни или бизнесе можно добиться, лишь используя передовые технологии. Малозначительно в какой области - это могут быть открытия в психологии человека или роботостроении. Тот, кто владеет ноу-хау, имеет все шансы стать номером один в своем деле.

    Изобретение - это новое решение, которое может быть выражено в новой технологии либо материальном продукте.

    Понятие «изобретение»: точки зрения

    1. Социальная. Здесь все зависит от полезности продукта. Вредные - это сигареты или алкоголь. Не имеющие смысла - туфли, в которые встроен навигатор. Полезные - изобретение анестезии.

    2. Правовая. Инновации должны быть запатентованы и регулируются законодательством.

    3. Экономическая. Оценивается целесообразность изобретения с точки зрения возможности дальнейшей продажи или применения.

    4. Научно-техническая. Ноу-хау должно быть полностью описано: технология изготовления и параметры.

    Современные научные изобретения должны обязательно в себя включать все выше обозначенные моменты. Если, например, продукт экономически нецелесообразен, то не имеет смысла его изготавливать.

    Значимые изобретения 20 века

    Двадцатое столетие было богато важными современными изобретениями. Открытий было сделано больше, чем за предыдущие десятки лет. Ученые и изобретатели потрудились действительно на славу и величайшие достижения открылись миру.

    Если описывать каждое из них, то получится целая книга. И, возможно, не один том. Поэтому мы расскажем только о нескольких из них.

    1. Звуковое кино. Да, тому, что мы можем теперь наслаждаться фильмами со звуком мы обязаны французу Леону Гомону. Именно он в начале века представил этот прекрасный продукт.

    2. Самолет. Знаменитые братья Райт совершили первый полет в истории человечества на этом изобретении. Самое интересное, что именно самолет придумали не они. Братья соединили в своем детище разработки нескольких изобретателей. Но именно у Райт эта конструкция взлетела.

    3. Современные изобретения в области техники поражают воображение. И совершенно точно можно сказать, что стиральная машинка, созданная Алвой Фишером, облегчила жизнь не одному поколению женщин.

    4. Конвейер сборочный. Многие слышали про Генри Форда и его машины, но не все знают, что именно этот человек создал технологию, которую взяли в дальнейшем на вооружение многие заводы.

    5. Еще одни гениальным изобретением стал лейкопластырь. Его изобрели в США.

    6. А какой бы была современная медицина без антибиотиков? Пенициллин изобрел и внес существенный вклад в медицину, тем самым спас много жизней.

    7. Есть еще один предмет, которым пользуется достаточно большое количество людей. Это мобильный телефон. В те годы он был достаточно громоздким, но благодаря стараниям многих приобрел нынешнюю форму.

    8. Интернет появился в мире в 70-х годах. И теперь это незаменимое изобретение 20 века.

    Известные инноваторы

    Великие ученые и изобретатели существовали всегда. Порой их называют гениями, но это, наверно, самое точное определение для таких людей. Они создавали потрясающие вещи, которыми человечество пользуется до сих пор.

    Современные изобретения отличаются от открытий древности. Это все из-за уровня развития технологий, нового сырья. Новые решения порой более изящные. Но поговорим о людях, которые воплощают свои, казалось, безумные идеи в жизнь.

    1. Томас Эдисон. На своем счету он имеет огромное количество изобретений. Более тысячи патентов тому подтверждение. Немаловажным фактором является то, что у него в штате было много рабочих, которые и воплощали все его задумки. Поэтому логично предположить, что к некоторым изобретениям он имеет опосредованное отношение, но это уже не так важно. Благодаря ему мы имеем кинескоп и электрическую лампочку.

    2. Николай Тесла. Это поистине выдающийся человек. Он обладал уникальными знаниями. Был малоизвестен при жизни, но теперь его имя на слуху у каждого. Ему мы обязаны появлением электроэнергии на коммерческой основе. Его современные изобретения позволили расширить знания ученых о многих вещах. Тесла обладал 111 патентами.

    3. Джордж Вестингауз. Создал систему тормозов для железнодорожных составов. В дальнейшем этот механизм усовершенствовали и теперь мы можем безопасно ездить в больших автомобилях и автобусах. Много экспериментировал с созданием вечного двигателя.

    4. Джером Хал Лемелсон. Не так известен, как Тесла, но, несмотря на это, внес значимый вклад в технологии 20 века. Изобретение видеокамер и магнитофонов - тому доказательство. Роботы в промышленности, склады с автоматизацией - все это дело рук Джерри. Вы не поверите, но именно этот человек помог обнаруживать на разных стадиях рак. Внес вклад в Имеет более шестисот патентов.

    Современные изобретения в технике

    Ученые 20 и 21 веков на славу потрудились и дали возможность появиться на свет удивительным вещам. Многие современные открытия и изобретения помогают как в обыденной жизни человека, так и в учебе, производстве, науке и медицине. Новые разработки ведутся постоянно. В 20 веке был совершен качественный прорыв человеческой мысли, а подтверждением тому является множество решений во всех областях существования людей.

    Большой адронный коллайдер. Именно посредством этого изобретения было подтверждено существование такого элемента, как t-кварк. Это произвело фурор в мире естественных наук. Много открытий было совершено благодаря БАК.

    Корабль, который позволяет совершать космические путешествия. Туризм в космосе - это уже ближайшее будущее и никакая не фантастика. В далеком будущем это будет стоить относительно недорого, но сейчас за такую возможность путешественникам придется изрядно потратиться.

    Открытия в медицине

    Современные изобретения в медицине достойны отдельного внимания. Это часть жизни человека поистине многогранна. Столько направлений, по которым проводятся исследования и открытия, даже трудно представить.

    Медицина не стоит на месте и с каждым годом появляются новые лекарства, аппараты, технологии.

    Одним из таких является искусственное сердце. Это уникальный вариант для людей, которые боятся пересаживать чужое. Оно полностью имитирует работу настоящего сердца, благодаря специальным датчикам.

    Вторым важным изобретением считаются нанороботы, которые будут убирать раковые клетки. Пока эксперименты проводились только на животных, но в этом году планируют провести исследования на людях, которые имеют последнюю стацию рака и прогноз жизни в несколько месяцев. Если при помощи данных маленьких роботов получится вылечить данное заболевание - это будет огромным прорывом в мире медицины.

    Напечатанные органы. Все знают, что на 3-Д-принтерах можно сделать почти любую вещь. Недавно была создан такая техника для печати тканей. Пока эксперименты проводятся на мышах. После того как будет понятно, что отторжения новых органов нет, то, возможно, начнут производство органов для спасения жизни людей.

    Инновации для обычной жизни

    Такие изобретения не претендуют на всемирное признание и порой они забавные или бесполезные. Но стоит рассмотреть некоторые из них.

    1. Горячий нож. Очень удобно. Позволяет сэкономить время и не ждать, пока масло чуть подтает.

    2. Зеркало в гладильной доске. Особенно актуально для женщин. Вы просто гладите вещь, переворачиваете доску и смотрите, как она на вас сидит. Идеально для небольших квартир.

    3. Зонт с подстаканником. Удобно для вечно занятых людей. В ручки есть отверстие для кофе или чая. Можно выпить по дороге на работу.

    4. Галстук-фляга. В жаркий день постоянно хочется пить. Налейте воды в свой галстук, и жажда не будет вас мучить.

    5. Туфли с навигатором.

    Изобретения, изменившие жизнь

    Анестезия. В той форме, в которой мы видим ее сейчас она появилась в середине 19-го века. Это позволило проводить больше операций, не опасаясь за боли у пациента.

    Радио. Передача информация «по воздуху» раньше казалось немыслимой. Теперь это обычное дело.

    Телефон. Средство связи позволило расширить границы человеческого общения.

    Пластмасса. Из нее сделано огромное количество вещей в нашей повседневной жизни.

    Русские новаторы

    В СССР и современной России было и есть много выдающихся личностей. Современные левши или русские мастера и их изобретения принесли своей стране и миру много чудесных открытий.

    Королёв внес огромный вклад в развитие космической отрасли. Он изобрел первый спутник Земли и баллистическую ракету. Создал космический корабль. Сергей Павлович был ключевым человеком в развитии космонавтики. Запуск первого человека в космос был произведен под его контролем.

    Демихов - первый в мире человек, который осуществил пересадку органов. В данном случае это были легкие и сердце. В годы, когда творил Владимир Петрович такие эксперименты считались аморальными, но он не сдавался и провел тысячи операций по пересадке органов у собак. Он всегда преследовал только одну, высшую цель - помочь больным людям и продлить их жизнь. Сегодня пересадка органов - это не новость, и все благодаря стараниям одного человека.

    Курчатов создал первую в мире атомную электростанцию. А Циолковский внес огромный вклад в космонавтику, более подробно с его работами можно ознакомиться в книгах или в одноименном музее.

    Какое изобретение в 21 веке лучшее?

    На самом деле трудно выделить что-то конкретное. Многие современные изобретения вносят неоценимый вклад в развитие человечества.

    Однако стоит упомянуть об одном, благодаря которому к вам, возможно, попала данная статья. Это социальные сети. Мы помним, что сам интернет изобрели в двадцатом веке, но средства общения появились уже в нынешнем. Теперь найти друга очень легко. Многие комплексы можно замаскировать при виртуальном общении. Информация теперь распространяется с большой скоростью. На текущий момент для развития человеческих отношений это одна из самых значимых технологий.

    Новинки 2016-2017 годов

    Корпус-спасение в конструкции самолета. При падении самолета часть с пассажирами отсоединяется и без вреда для здоровья людей приземляется на поверхность.

    Люди с физическими недостатками часто не могут быстро приспособиться к окружающему миру, но технологии настоящего позволяют сделать их мир чуточку лучше. Доказательством может служить планшет для слепых.

    Чистильщик для воды. Все знают, насколько катастрофично загрязнены реки, моря и океаны. Чтобы решить проблемы ученые и придумали такой простой механизм, который убирает мусор.

    Самые современные изобретения позволяют бороздить моря и океаны, покорять космос, создавать новые материалы и спасать жизни людей. Это поистине великолепно, и мир, в котором мы живем, удивителен.