Солнце и туча джанни родари отзыв. Урок литературного чтения Тема: Джанни Родари «Солнце и туча

Солнце и туча джанни родари отзыв. Урок литературного чтения Тема: Джанни Родари «Солнце и туча
Солнце и туча джанни родари отзыв. Урок литературного чтения Тема: Джанни Родари «Солнце и туча

2 1 4 3 3 3

1. Работа с текстом произведения до чтения.

Найдите такую сказку в учебнике.

– Что мы читали из произведений Дж. Родари? (Кроме «Приключений Чиполлино» Дж. Родари написал много других сказок, удивительных историй и замечательных стихов.)

– Кто же будут герои нового произведения?

2. Рассматривание иллюстрации . Слайд 5

– Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника? (Нет. )

– Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное. ) А туча?

Обратите внимание на иллюстрацию. Какие краски взял художник?

– Что же может произойти между солнцем и тучей?

Предположения детей .

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение про себя (даётся установка на ведение диалога с автором через текст).

Карандашом в тексте помечайте, где бы вы задали вопрос и подчёркивайте слова, значение которых будет вам непонятно.

Наши предположения подтвердились?

Кто из них был счастливее – солнце или туча?

Попробуем разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет.

Какие непонятные слова встретились? Слайд 6

Колесница - в старину: большой колесный экипаж, повозка, запряжённая лошадьми

Огненная колесница- оранжево-красного цвета, цвета огня.

Горделиво – выражая собственное превосходство и достоинство. Слайд 7

Щедро – не скупясь и не жадничая. Слайд 8

Транжира – тот, кто легкомысленно тратит без разбора или раздаёт что-то. Слайд 9

Физминутка Слайд 10

2. Чтение вслух и беседа по ходу чтения.

Продуктивное чтение.

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

На чём путешествовало солнце?

А почему у солнца была огненная колесница? (Солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная как солнце)

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце.

О Почему?

П Ваши предположения

И неудивительно- у неё было грозовое настроение.

Что значит грозовое настроение? (Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх.)

-Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

Дырявые руки -

Встречались ли вы с таким выражением?

А солнце послушает тучу?

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Почему все радовались солнечным лучам?

Почему все старались заполучить свою частичку солнца? (От солнечных лучей всё вокруг пробуждалось. Глядя на солнце, у всех поднималось настроение. Тёплые лучи пригревали, и от этого на душе тоже становилось теплее.)

А кому не нравилось солнце? Почему?

-Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,- смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Чему удивилось туча? Что с ней случилось? (Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика. Все они были вместе. Туча рассыпалась градом.)

Каким было солнце в конце дня? (весёлым, счастливым) Почему?

Работа в группах (проверка по слайду) Слайд 11

Соедините слова, предложения, относящиеся к героям.

3.Подготовка к выразительному чтению .

а) Выборочное чтение.

– Каким было солнце? («Путешествовало весело и горделиво», «каждая ягодка радовалась ему», «раздаривало свои лучи», «весело бултыхнулось». )

– Что делала туча? Выберите из текста глаголы, относящиеся к ней.

(Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась . )

Готовятся в парах.

б) Выразительное чтение

3. Работа с текстом после чтения.

– Охарактеризуйте главных персонажей этой сказки.

– Кто из героев вам больше понравился? Почему?

Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча. )

Каких людей мы можем сравнить с солнышком? (Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых.)

А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»? (Мрачных, нелюдимых, злых.)

Что его привлекает в людях? (Доброта, щедрость, открытость.)

Что отталкивает? (Грубость, злобность, зависть.)

В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное.

6) Как вы думайте, какой совет даёт нам Джанни Родари? (быть щедрыми, добрыми)

– Так кто же был счастливее – солнце или туча? Почему?

Какова главная мысль сказки Джанни Родари?

Работа в парах

Прочитайте и выберите пословицы, которые характеризуют тучу, подчеркните их синим карандашом, солнце – красным карандашом.

Соотнесите пословицы - «орешки» с их «ядрышками» - мыслями.

Добро век не забудется. не зазнавайся

Не подымай носу: споткнёшься. меньше говори, больше делай

Жизнь дана на добрые дела. делай добро

Не спеши языком, торопись делом. добро долго помнят

Класс: 2

1. Фактуальная информация: солнце путешествовало по небу и разбрасывало свои лучи. Солнце дарило свои лучи и виноградникам, и насекомым, и зверям, и всем растениям. Туча злилась и ворчала на солнце. В конце дня лучей у солнца не убавилось, а туча от злости рассыпалась градом.

Подтекстовая информация: солнце – символ щедрости. Туча, из-за своего грозового настроения, упрекала солнце в щедрости.

Концептуальная информация: быть щедрым по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.

2. Жанр: сказка-ноктюрн.

3. Тема: “Что, значит, быть щедрым?” (По сказке Джанни Родари “Солнце и туча”)

4. Цели урока:

  • познакомить с произведением Джанни Родари “Солнце и туча”, с новым литературным жанром сказкой-ноктюрном, литературным приёмом аллегории;
  • проанализировать черты характера солнца и тучи, помочь учащимся сделать самостоятельный вывод, что, значит, быть щедрым;
  • понаблюдать за отношением автора к героям сказки.

5. Тип урока – урок знакомства с новым текстом.

Этап антиципации

Прочитайте предложение, записанное на доске “Оно путешествовало по небу на своей огненной колеснице, разбрасывало лучи – во все стороны”

О чём идёт речь?

Что помогло определить?

Колесница (большой колесный экипаж).

Как солнце могло путешествовать в колеснице?

Подберите слова к слову “солнце”: лучи, солнце, ворчала, щедро, туча, рассыпалась градом, весело, злилась.

А остальные слова к чему можно отнести? (Туча)

А что туча может ворчать, злиться? (Переносное значение)

На мой взгляд, ворчать, злиться – это слова-синонимы, а вы как думаете?

Это и есть заглавие нового произведения. Откройте учебники.

Кто же такие Туча, Солнце? (Герои произведения) Заголовок – главные герои.

Вы уже познакомились с ключевыми словами текста. Можно сразу по ключевым словам определить жанр произведения? (Сказка)

Это не просто сказка, а сказка-ноктюрн.

Что непонятно в определении? (Ноктюрн). (Ноктюрн – небольшое лирическое произведение)

Понятно ли теперь всё? (Лирическое произведение – произведение, выражающее чувства, переживания)

Рассмотрите иллюстрацию

Это сказка. А что сказочного на ней? (Нет ничего сказочного)

Обратите внимание на природу, изображённую на иллюстрации. (Италия – Родина Джанни Родари)

Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное)

Что же может произойти между солнцем и тучей? Предположения.

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. (Чем могло гордиться солнце?) Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. (Чем туча была недовольна?) И неудивительно – у неё было грозовое настроение. (Вот почему она злилась!)

Транжира ты! (“Транжира” – это…..) – хмурилась туча. – Дырявые руки! (Интересно, как у солнца могут быть дырявые руки) Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Ну, транжирь ежё, - не унималась туча, - транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! (Не доверяет окружающим – это плохо)

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. (Сколько же получили её тепло?!)

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, - смотри-ка, все до одного! (Как же они вернулись обратно?)

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) А солнце бултыхнулось в море.

2. Обобщающая беседа.

Чему удивилась туча?

Каким было солнце в конце дня? (Весёлым, счастливым, добрым, щедрым)

А разве “добрый, щедрый” – это не одно и тоже?

Уточним значения слов. Рабочая тетрадь с.47 №3.

Какое же определение для солнца самое точное? (Доброе, ласковое, счастливое, щедрое, милое, тёплое)

Кто был счастливее – солнце или туча? Почему? (Щедро раздаривало…)

Вы сказали, что Солнце было щедрым. Отметим опорные слова. (Работа с текстом). Путешествовало весело и горделиво, каждая ягодка радовалась ему, раздаривало свои лучи, весело бултыхнулось.

Что делала туча? (Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась градом)

3. Выразительное чтение

4. Работа с текстом после чтения

Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча)

Какой же скрытый смысл содержится в сказке? (Быть щедрым по отношению к окружающим.)

На какой же вопрос мы с вами попытались ответить на уроке? (Что, значит, быть щедрым?)

Так, что, значит, быть щедрым? Не быть жадным, недовольным. Если человек щедр по отношению к окружающим, то он не обеднеет, а станет богаче духовно.

5. Работа в группах.

Информация для родителей: Солнце и туча - весёлая сказка итальянского писателя Джанни Родари. В ней рассказывается о том, как Солнце весело путешествовало по небу, даря всем свои лучи. Только одна туча злорадствовала, поговаривая, что солнце раздаст все свои лучи и останется ни с чем. Сказка «Солнце и туча» заинтересует детей в возрасте от 5 до 8 лет. Можно почитать её перед сном.

Читать сказку Солнце и туча

Солнце, весёлое, величественное, путешествовало по небу. Оно мчалось в огненной колеснице и разбрасывало во все стороны свои горячие лучи.

А туча, у которой в это время было самое предгрозовое настроение, злобствовала и ворчала:

— Мот, расточитель! Разбрасывай, раскидывай свои лучи! Обнищаешь — спохватишься!..

В виноградниках каждая виноградинка, что зрела на лозах, норовила во что бы то ни стало утащить один, а если удавалось, то и два лучика. И не было такой травинки, паучка, цветка или капли воды, которые бы не старались взять свою долю.

— Ну что ж, позволяй себя обкрадывать всем и каждому. Посмотришь, как тебя отблагодарят, когда с тебя уже нечего будет взять, - гремела туча.

А весёлое солнце как ни в чём не бывало катилось по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами, без счёта - всем, кто в них нуждался.

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Тема урока: « Джанни Родари «Солнце и туча». Секрет счастья». 2 класс (УМК «Школа 2100)

Цель:

Формирование типа правильной читательской деятельности через диалог с автором.

Задачи:

Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Формировать правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.

Воспитывать доброту, умение дарить радость другим.

Оборудование:

иллюстрации, интерактивная доска, презентация к уроку.

Ход урока:

1.Организация класса

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.

2. Стадия «Вызов».

Я загадаю загадки, отгадав их, вы узнаете главных героев произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

Один костёр весь мир согревает,

Он по небу катается, людям улыбается.

(солнце)

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет.

(туча)

Предположите, каково название произведения, которое мы будем изучать сегодня?

(«Солнце и туча»)

Верно. Откройте учебники на стр 122, прочитайте кто является автором данного произведения.

Что вы о нём знаете?

(
Д. Родари жил в Италии. Увлекался музыкой, брал уроки игры на скрипке. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения.)

В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них весёлые игры.

Какие произведения Д. Родари вам знакомы?

А жанр произведения, с которым мы познакомимся сегодня, вы узнаете, если правильно вставите глухие согласные. (СКАЗКА)


Читали ли вы сказки Дж.Родари? А хотели бы прочитать?

3. Стадия «Осмысление».

Приём «Чтение с остановками».

1-я стадия

Обратите внимание на иллюстрацию. Опишите её.

(Художник взял яркие сочные краски. Солнце яркое, праздничное, ласковое. Туча грозная, мрачная, тяжёлая. Думаю, что это главные персонажи сказки и между ними может произойти что – то хорошее или не очень хорошее.)

2-я стадия (чтение вслух, беседа по ходу чтения, словарная работа)

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце.

Кто знает что такое «колесница»?

1). Колесница - в старину: большой колесный экипаж, повозка

Огненная колесница - оранжево-красного цвета, цвета огня

В Какой вопрос возник к автору?

О Почему туча злилась и ворчала?

П Ваши предположения?

И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

    Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх

Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

    Транжира – тот, кто тратит деньги без разбора

Дырявые руки

Встречались ли вы с таким выражением?

А солнце послушает тучу?

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,- смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

    Бултыхнулось – покажите, это как?

Чему удивилась туча?

Что с ней случилось?

Каким было солнце в конце дня? (Счастливым). Почему?

-Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чем сказка?».

3-я стадия.

Приём «Кластер».

Работа в группах. Найдите в тексте словосочетания и предложения, характеризующие солнце и тучу.

Вывод: В каждой группе обсудите, а затем прочитайте характеристики главных персонажей сказки.

4. Стадия «Рефлексия».

Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?

СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством этого замечательного писателя. А сейчас я предлагаю вам написать синквейн. Тема: 1 вариант: Солнце.

2 вариант: Туча.

Напоминаю, что синквейн –это поэтическое произведение, которое составляется по правилам.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________


5. Домашнее задание. -Дома попробуйте пересказать сказку от лица одного из персонажей.