Сколько костюмеров должно быть в театре. Как работает театральный костюмер

Сколько костюмеров должно быть в театре. Как работает театральный костюмер

"А у нее ноги кривые!": рассказ о создании театральных костюмов и не только

Клопс.Ru решил узнать, как шьются, носятся и где хранятся эксклюзивные театральные костюмы, а так же какие истории с ними связаны у самих актеров

Премьера спектакля по Мольеру "Мнимый больной", над которой работал столичный режиссер Никита Гриншпун, состоялась 1 октября в Калининградском областном драматическом театре. В работе над постановкой участвовали и еще два москвича ― композитор Павел Акимкин и художник Ксения Шимановская, которая отвечает за оформление сцены и костюмы актеров.

Кстати, именно наряды стали особой гордостью спектакля: они сочетают модные течения 17-18 веков, а так же креативный взгляд на современную трактовку пьесы.

"Вот, видите ― можно сразу и закусить, ― актер Анатолий Лукин, исполняющий роль брата главного героя, очень правдоподобно делает вид, что отрывает пластиковую ягоду от грозди винограда, свисающей с его шляпы. ― Бог виноделия ― Бахус, поэтому у меня и шляпа такая. Тот брат больной, а я ― здоровый, значит могу себе позволить выпить".

В коридоре возле гримерки появляется длинноволосая девушка в ярком наряде, своей расцветкой напоминающим костюм Арлекина ― это актриса Мария Савельева, которая исполняет в спектакле сразу несколько второстепенных ролей.

"А вот это ― костюм подушки", ― шутит Лукин, намекая на широкие штаны, незаметно переходящие в рукава и закрепленные для того, чтобы сохранить квадратную форму, мягким каркасом.

"В одном из действий на сцену выходят цыгане. Я одна из них ― уличная артистка. Надеть на меня широкую юбку было бы слишком просто. Костюм мне очень нравится: он удобный и надевается всего за пару секунд. Когда я впервые его увидела, то сразу поняла, что он очень шикарный и необычный".

В сценических нарядах можно танцевать, драться и кувыркаться, не боясь помять или порвать. Однако не во всем костюмы так комфортны: артисту в них очень жарко. Приятность в носке ― последнее о чем думает художник, создавая костюм ― это, в первую очередь, образ героя и один из важных элементов всего внешнего оформления постановки.

"Когда всю жизнь переодеваешься, то начинаешь относится к костюму, как к рабочему материалу. Правда, помню, пару шикарных нарядов, которые так мне шли, что просто не хотелось их снимать ― это были костюм для роли Принца Оранского и форма коменданта Фон Ляша. Когда я надел форму, то понял, что мне даже грим делать не надо ― такое было внутреннее попадание. Когда ты готовишься, к какой-то роли, то понимаешь, какие вещи надо "вытаскивать", то есть, что присущее твоему характеру должно выходить наружу. Костюм очень помогает появится особому чувству и поверить в реальность происходящего", ― говорит Лукин.

Припомнил актер и самый нелепый костюм, который ему пришлось примерить за свою долгую карьеру: еще в новосибирском ТЮЗе Лукин сыграл в сказке избушку на курьих ножках: "Надевал чулки с когтями, саму "бревенчатую коробку" и ходил за Бабой Ягой по сцене. А потом получил за эту роль благодарность".

Так как ткани для костюмов используются зачастую искусственные и не очень приятные к телу, то мужчины надевают их на хлопчатобумажные футболки, у женщин же не всегда есть такая возможность - их наряды более открытые и облегающие.

"Мы идем на встречу актерам и стараемся всегда делать тонкую коттоновую подкладку, чтобы он совсем не упрел в своем наряде", ― говорит об отношении к проблеме швея из пошивочного цеха.

Во время спектакля актриса несколько раз в прямом смысле слова выпрыгивает из своей юбки, поэтому предмет одежды сделан на раскрывающемся каркасе

Так, один из костюмов для "Мнимого больного" ― не просто наряд, а еще и испытание физических возможностей актрисы Марины Юнгас, играющей супругу главного героя Белину. По сценарию, она несколько раз в прямом смысле слова выпрыгивает из своей юбки, поэтому предмет одежды сделан на раскрывающемся каркасе. Так как найти легкий алюминий для каркаса оперативно не удалось, пришлось делать его из толстой металлической проволоки, и теперь юбка весит не меньше пяти килограммов. Причем, так как конструкция должна быть съемной, то актрисе приходится носить свою юбку в руках.

Конечно, ждать полной аутентичности от таких нарядов не стоит: шелковые чулки заменяют капроновые гольфы, дорогую парчу ― портьерная ткань, а атласные туфли ― китайские балетки с пришитыми к ним тюлевыми бантами.

"В этом спектакле все костюмы вообще легко надеваются, а бывает, конечно, и совсем наоборот: шнуровки там всякие... Вот корсеты ― я их терпеть не могу... Мне когда эту юбку шили, то я попросила, чтобы она болталось немного, ― задирает блузку, чтобы было видно тоненькую талию, актриса Мария Авраменко, которая исполняет роль старшей дочери главного героя Анжелики.

Шьется сценический костюм всегда на конкретного актера и по его меркам, но бывает, что наряды передают по наследству, когда актер заканчивает карьеру, умирает.... Никаких суеверий, связанных с этим у театральных деятелей нет - они прекрасно понимают, что таковы их жизнь и работа... Да и вообще особых примет, касающихся нарядов в театральной среде не сложилось. Основное условие - согласие актера играть роль в этом конкретном наряде.

"У меня например очень маленький размер обуви и играть частенько приходится в туфлях гораздо большего размера, что даже больно, ― рассказывает Мария Авраменко. ― А вот в плане костюмов, художник всегда идет навстречу актеру, потому что если ему не нравится наряд, то это очень-очень-очень плохо. Они ищут, чтобы подобрать именно на меня, потому что я себя должна в костюме комфортно и гармонично ощущать".

Моменты, когда приходится себя неловко чувствовать из-за костюма бывали у любого актера или актрисы. У них есть масса приемов, чтобы незаметно для зрителя исправить проявившийся дефект в наряде.

Если что-то сползло или упало, то ни в коем случае нельзя это пытаться поправить украдкой ― зритель все заметит. Наоборот, надо подтянуть или вернуть на место это так, как будто это действие заранее и было задумано.

Даже если сам зритель вдруг обратил внимание на недочет в наряде или на то, что он абсолютно не подходит тому, на кого надет, то актеров это не смущает.

"Вот тебе кажется, что ты звезда, но кто-нибудь обязательно найдет в твоем образе какой-нибудь косяк. Так было, когда играла в "Мастере и Маргарите". В зрительном зале сидела моя подруга. Я, значит, такая вся красивая, выхожу в неглиже и на каблуках, а какой-то подросток в зале говорит (и это слышит моя подруга): "Да, у нее ноги кривые!". Моя приятельница, конечно, не растерялась и ответила: "У всех были бы такие кривые ноги!". С кем не бывает? Кто захочет, тот найдет к чему придраться", ― абсолютно без смущения рассказывает Мария.

Актеры уверяют, что абсолютно не важно, в какой последовательности идет их превращение в задуманного героя: сначала можно сделать прическу, а потом надеть наряд, или наоборот.

В гримерном цеху. Простая прическа с косой а-ля Тимошенко делается опытным мастером всего за 10-15 минут. Сверху десятком шпилек цепляются шляпки. Этими же приспособлениями цепляют к сеткам парики.

Для спектакля "Мнимый больной" парики специально заказывали у столичных постижеров. Их изготовили почти на каждого актера, задействованного в постановке, но в итоге некоторых персонажей режиссер решил оставить с натуральными волосами.

"Главное, чтобы парик не двигался, не сползал, а в остальном ― дело привычки. Бывает немного чешется лицо в том месте, где резинка, прилегает к коже, ― говорит Любовь Орлова, актриса, исполняющая роль служанки Туанетты. ― Важно, чтобы парик хорошо на голове держался и не слетал. Однажды, вообще-то, у меня была проблема с париком: у меня он загорелся от софита. Он дымится, а я не замечаю. Мне коллега об этом сказал и рукой потушил зачинавшееся пламя".

Играть на сцене с прической из собственных волос проще и легче, но если использовать парик, то своя шевелюра меньше пострадает от регулярных вредных укладок. Зато гримерам абсолютно все равно: цеплять к голове артиста парик или колдовать над его родными волосами. Причем, они могут превратить почти лысого мужчину в обладателя роскошной прически, но признаются, что практически невозможно обладательницу длинной косы перевоплотить в стриженную наголо.

"А еще очень сложно закрепить каркасную конструкцию на голове актеру, которому предстоит по сценарию танцевать. Надо это закрепить так, чтобы не отвалилось ― и это все тоже надо сделать только при помощи обычных шпилек и лент. А еще иногда надо же менять наряд и прическу актера во время спектакля ― тут мы уже на коротком старте со всем необходимым стоим!", ― рассказывает гример Марина Терещенко.

И если танцующим актерам крепить парик надо "намертво", то поющим приходится прятать под него микрофоны. Коробочка с радиопередающим устройством опускается в кармашек специально сшитого для этих целей пояса.

Интересно, что даже и в случае с париками, актрисы бывают капризны и избирательны. Они могут наотрез отказаться надевать парик, который им не к лицу.

"У меня сначала был другой парик ― сейчас его носит мой "возлюбленный" Клеант, ― делится Мария Авраменко. ― Я его надела и не сразу поняла, что это за страшилище на меня из зеркала смотрит ― просто ужас какой-то! Вот сейчас прическа мне нравится, правда не нравится быть блондинкой".

Художника Ксению Шимановскую можно уже смело называть "гуру" в своей профессии - за свою карьеру она создала коллекции костюмов почти к двум сотням спектаклей. Ее позвали поработать над эскизами костюмов к "Мнимому больному" не случайно - спектаклю нужна была особая атмосфера.

"Это комедия и можно здесь, всё, что угодно - отдалась на волю своей фантазии и творила то, что душе угодно. Мне хотелось, чтобы костюмы были странными и смешными", - рассказала о концепции, которой придерживалась в этом случае Ксения.

Работа над эскизами у художницы заняла месяц, а потом еще предстоял долгий труд в команде с калининградскими швеями и мастерами по бутафории.

"Всегда контролирую процесс создания костюмов, потому что каждая выточка для меня важна. В этой коллекции, я помню каждую пуговку! Здесь мне все костюмы милы. Легче всего было придумать наряды "клестироносцев" - как-то сразу нарисовались в голове", - говорит художница

Все материалы и аксессуары для нарядов Ксения отыскала сама в калининградских магазинах. Она уверяет, что создание костюмов мужских и женских, с точки зрения сложности, абсолютно одинаково. Зато, если бюджет довольно скромен, то трудиться художнику приходится с удвоенной силой.

"Из половой тряпки можно сделать костюм. Даже наряд императрицы можно сшить из самых дешевых тканей. Чем больше препятствий, тем больше фантазии. И абсолютно неважно, комедия это или трагедия - развернуться можно везде! Надо только себе это разрешить", - заключила художница.

Художница ставила перед собой задачу сделать костюмы "странными и смешными"

В пошивочном цеху несмотря на тишину и кажущееся размеренное течение жизни работа идет полным ходом. Официально рабочий день у швей из драмтеатра с девяти утра до пяти вечера, но они уверяют, что частенько им приходится работать и по 12 часов в сутки.

Из всех нарядов, которые пришлось сшить к постановке мольеровской пьесы, самым сложным, как признаются сотрудники пошивочного цеха, было соорудить костюм медведя.

"У нас никогда не стоит вопрос о том, сколько занимает времени пошив того или иного костюма. Бывает и за день сложный наряд надо сделать. Вот, например, вчера, мы за день сорок метров ткани перелопатили - шили белые халата для музыкантов и других участников постановки "Мнимый больной". В последний момент нам сказали, какие и сколько их будет. Режиссер изначально предполагал, что музыканты будут, но не знал сколько. А ведь в итоге, может и вообще от идеи отказаться", - говорит начальник пошивочного цеха Наталья Дудкина.

Костюмер - специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.

Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.

После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.

Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо - зашить и заштопать.

Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.

При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.

Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.

Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов - это тоже забота костюмера.

Рабочее место

Театры, кино- и телестудии, филармонии. Костюмер может состоять в коллективе какого-либо шоумена (певца, музыканта и т.п.), сопровождая его на всех выступлениях, в том числе и на гастролях.

Оплата труда

Зарплата на 09.07.2019

Москва 30000—60000 ₽

Важные качества

Костюмеру необходим художественный вкус, ответственность, трудолюбие, интерес к той сфере искусства (тетра, кино и пр.), в которой он работает.

Знания и навыки

Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.

Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.

На каком счете следует учитывать сценические костюмы? Нужно ли проставлять инвентарный номер на элементах костюмов? Выделяются ли в учете костюмы, находящиеся в запасе? Как учитываются элементы сценического костюма: отдельно или как одно основное средство?

Нормы законодательства предписывают учитывать отдельные виды нефинансовых активов в особом порядке. Это относится, в частности, к сценическим костюмам, используемым в учреждениях культуры. В настоящей статье рассмотрим типичные вопросы практикующих специалистов по данной теме.

Сценическо-постановочные средства учреждений культуры представляют собой совокупность предметов материального оформления спектаклей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода. К сценическо-постановочным средствам относятся костюмы, белье, обувь, головные уборы, костюмный реквизит (бусы, пояса, кошельки, веера, броши и др.). Такие правила предусмотрены разд. 1 Временных методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минкультуры РФ от 10.08.2007 № 1249 (далее – Рекомендации № 1249).

На каком счете следует учитывать сценические костюмы?

По общему правилу предметы одежды подлежат включению в состав материальных запасов (п. 99, 118 Инструкции № 157н). Однако в соответствии с разд. 1 Рекомендаций № 1249 сценические костюмы относятся к сценическо-постановочным средствам. Последние можно включить как в состав основных средств, так и в состав материальных запасов в зависимости от срока их полезного использования (разд. 2 Рекомендаций № 1249). Инструкции № 157н такой подход не противоречит. Это важно, поскольку Рекомендации № 1249 в настоящий момент применяются только в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкции № 157н.

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств.

Таким образом, сценические костюмы в большинстве случаев отвечают указанным признакам и должны учитываться на счете, предназначенном для учета основных средств. Причем сказанное относится ко всем элементам сценического костюма (в том числе обуви, головным уборам и т. п.).

Подчеркнем, что стоимость костюмов при этом значения не имеет. Так, по материалам проверки одного из учреждений специалисты контролирующих органов посчитали нарушением тот факт, что воротнички в количестве 15 штук и бескозырки в количестве 15 штук на сумму 3 750 руб. были поставлены на учет не в составе основных средств (на субсчете «Театральные и национальные костюмы, головные уборы»), а в составе мягкого инвентаря (см., например, отчет о проверке, размещенный на официальном сайте Суксунского района Пермского края http://www.suksun.ru/ (Ревизионная комиссия/Контрольные мероприятия/Отчет от 16.04.2015 № 1)).

Справедливости ради стоит отметить, что не всегда суды подобный вариант учета расценивают как нарушение. Так, по материалам одного из дел проверяющие настаивали на том, что учет сценических костюмов в материальных запасах образует состав правонарушения. Суды первой и аппеляционной инстанций полностью были на стороне учреждения, указав, что костюмы, белье, обувь, головные уборы, костюмный реквизит (бусы, пояса, кошельки, веера, броши и пр.) относятся к сценическо-постановочным средствам театров и не учитываются в составе основных средств (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 № 17АП-4156/2010-АК). Суд кассационной инстанции занял более осторожную позицию, указав, что возможность использования костюма на протяжения более 12 месяцев проверяющими не доказана и только поэтому нельзя говорить о нарушении, выразившемся в ненадлежащем учете основных средств (Постановление ФАС УО от 22.09.2010 № Ф09-7501/10-С1 по делу № А60-63300/2009-С9).

Вместе с тем подобных примеров судебного разрешения такой ситуации – единицы. Поэтому нежелание организовать учет основных средств сопряжено с рисками.

Согласно п. 53 Инструкции № 157н объекты основных средств учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета (10, 20, 30, 40), и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета. Актуальным является вопрос, на каком именно счете учитывать костюмы. Проверяющие рекомендуют в данной ситуации применять счета 0 101 28 000 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения», 0 101 38 000 «Прочие основные средства – иное движимое имущество учреждения». (См., например, информацию, размещенную на официальном сайте администрации муниципального образования Тигильского муниципального района http://www.tigil.ru/ (КСУ/Информация о проверках/Информация о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на обеспечение выполнения функций муниципального казенного учреждения культуры «Ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель»)).

К какому коду ОКОФ относятся сценические костюмы?

Данный вопрос неизменно вызывает споры среди практикующих специалистов. Существуют различные точки зрения.

Классификатор ОКОФ (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359) содержит код 16 3696601 «Одежда сцены». Вместе с тем согласно Рекомендациям № 1249 термин «одежда сцены» (а точнее «дежурная одежда сцены») к сценическим костюмам не относится. К одежде сцены относится совокупность элементов, расположенных на всех планах и выполненных из ткани особого вида. Одежда сцены выполняет двойную функцию: и эстетическую, и техническую. Это театральный занавес, кулисы, арлекин.

Некоторые специалисты полагают, что сценические костюмы относятся к категории 16 3696605 «Бутафория сценическая», однако, наш взгляд, приравнивание костюмов к бутафории не совсем обоснованно. Под бутафорией понимаются не костюмы, а специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), используемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей.

Еще один вариант – относить костюмы к категории 16 1721000 «Изделия текстильные швейные (кроме одежды)». Несмотря на указание «кроме одежды», сторонники данного подхода ссылаются на Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в », содержащее ссылку на ОКОФ и включающее категорию 16 1721000 «Изделия текстильные швейные (кроме одежды), включая театральные костюмы». Если не считать сценические костюмы одеждой в том смысле, в каком этот термин употребляется, например, по отношению к спецодежде, форменной одежде и проч., сценические костюмы можно отнести к категории 16 1721090 «Изделия текстильные швейные прочие».

На наш взгляд, последняя позиция является более обоснованной.

Нужно ли проставлять инвентарный номер на элементах костюмов?

В соответствии с п. 46 Инструкции № 157н каждому инвентарному объекту основных средств, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится он в эксплуатации, запасе или на консервации.

Если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Отсутствие на основных средствах инвентарных номеров или ненадежно нанесенные инвентарные номера можно считать серьезным нарушением норм учета. Поэтому на сценических костюмах, включенных в состав основных средств, инвентарные номера должны быть. При этом, если инвентарные номера присвоены, но не нанесены, это также является нарушением (см., например, информацию по проверкам, опубликованную на официальном сайте Новошешминского муниципального района Республики Татарстан http://novosheshminsk.tatarstan.ru/ (О районе/Органы местного самоуправления/Контрольно-счетная палата/Отчет о работе/Отчет о проделанной работе за 2013 год)).

Номер можно нанести вышиванием или прикреплением жетона. Другие варианты нанесения номеров (например, краской) могут причинить вред костюму. Однако в разд. 4 Рекомендаций № 1249 они предусматриваются. В частности, сказано, что нанесение инвентарных номеров на сценическо-постановочные средства может производиться краской (устойчивой по отношению к стиранию и химическим воздействиям), клеймением, насечкой, вышиванием и т. п. – с тем, чтобы их не видел зритель, но легко мог найти работник театра.

Нужно ли выделять в учете костюмы, находящиеся в запасе?

Не все костюмы задействуются в мероприятиях учреждения каждый год. Классический пример – костюмы Деда Мороза и Снегурочки, которые актуальны только в декабре. Поэтому возникает вопрос, нужно ли как-то отражать данный факт в учете.

  • контроль сохранности сценическо-постановочных средств;
  • правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления сценическо-постановочных средств, их внутреннее перемещение (из мастерских – в подразделения, обслуживающие сцену; из спектакля – в спектакль; из текущего репертуара – в запас) и выбытие (безвозмездная передача, реализация или ликвидация).

Кроме того, учет сценическо-постановочных средств ведется с разделением на средства, обслуживающие текущий репертуар, и средства, находящиеся в запасе.

Поэтому каким-либо образом выделять костюмы, находящиеся в запасе необходимо (например: путем введения отдельных субсчетов). Стоит отметить, что на сегодня отсутствуют материалы проверок деятельности учреждений, которые подтверждали бы, что контролирующие органы фиксируют отсутствие данного варианта организации учета как нарушение. Тем более, что доказать нахождение сценических костюмов в запасе может быть проблематично. Одни и те же костюмы могут использоваться сразу в нескольких мероприятиях.

Можно ли учитывать все элементы сценического костюма как одно основное средство?

Учет основных средств имеет определенные особенности, и на практике бухгалтер может быть заинтересован в уменьшении учетных единиц с тем, чтобы не учитывать отдельно такие элементы, как головные уборы, сценические рубашки и юбки, а учесть единый составной объект основных средств – сценический костюм.

В соответствии с п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Аналогичным образом в разд. 4 Рекомендаций № 1249 сказано, что отдельным объектом основных средств считается законченный предмет, предназначенный для выполнения отдельных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и совместно выполняющих отдельную работу.

На наш взгляд, к отдельным элементам сценического костюма это неприменимо, поскольку нет никаких препятствий для того, чтобы использовать их отдельно.

В каких случаях стоимость костюма будет увеличена?

Согласно п. 27 Инструкции № 157н балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений. Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

В случае со сценическими костюмами бывает затруднительно принять решение, стоит ли в той или иной ситуации увеличивать отраженную в учете стоимость данного основного средства. Например: если учреждение приобретает бисер или кружево для украшения костюма, который уже числится в учете, у бухгалтера могут возникнуть сомнения при отражении данной операции.

Под достройкой понимается сооружение новых частей к основному средству. Причем новые части должны быть неотделимы от самого основного средства без нанесения последнему ущерба. Поэтому о достройке речь может идти в случае учета такого основного средства, как объект недвижимого имущества.

Дооборудование – это дополнение основного средства новыми, ранее отсутствовавшими частями. Однако дооборудование применительно к сценическому костюму носит ироничный характер. Как правило, дооборудование приводит к появлению у имущества новых качеств и свойств.

Под реконструкцией и модернизацией понимают переоборудование основных средств, которое приводит к изменению их основных технико-экономических показателей.

Таким образом, все из обозначенных выше случаев изменения стоимости основных средств мало применимы к сценическим костюмам. О достройке, дооборудовании, реконструкции или модернизации можно говорить, если в результате проведенных работ улучшаются или повышаются первоначальные показатели функционирования основного средства ( , мощность, качество применения и т. п.).

Поэтому, на наш взгляд, первоначальная стоимость костюма будет изменяться крайне редко. Возвращаясь к обозначенному выше примеру, стоимость бисера или кружева, которые использовали для украшения сценического костюма, не должна увеличивать его первоначальную стоимость.

В заключение перечислим некоторые выводы, касающиеся особенностей учета сценических костюмов:

1) поскольку срок полезного использования сценических костюмов, как правило, превышает 12 месяцев, они подлежат учету в составе основных средств;

2) в целях применения ОКОФ, сценические костюмы следует относить к категории «Изделия текстильные швейные» (код 16 1721000);

3) на сценических костюмах, включенных в состав основных средств, должны быть проставлены инвентарные номера. Номер наносится таким образом, чтобы он был не заметен для зрителя, но легко распознаваем работником учреждения культуры;

5) элементы сценического костюма (головные уборы, сценические рубашки и юбки), которые могут быть использованы в деятельности учреждения по отдельности, стоит учитывать как самостоятельные объекты, а не как одно основное средство (костюм).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Работа костюмером в театре или киностудии – одна из самых незаметных, с одной стороны, а с другой - является незаменимой для создания актерам неповторимых сценических образов на подмостках театра или на съемочной площадке.

Практически в каждом театре или киностудии есть костюмерный цех, где изготавливают и хранят сценические костюмы, как вновь пошитые, так и оставшиеся костюмы от прошлых постановок и снятых фильмов. И, причем, эти костюмы могут быть и уникальными, подходящими, только для конкретной постановки или фильма и многоразовыми, которые можно применять для многих спектаклей и съемок кинофильмов.

Режиссер, начиная работу над постановкой нового спектакля или фильма, совместно с художниками – постановщиками, привлекаются и художники-костюмеры для подбора сценической одежды, которая бы наиболее точно зрительно соответствовала образу того или иного персонажа спектакля или художественного фильма. Как правило, лучшие костюмеры оказывают существенную помощь в процессе этого подбора, и при этом она бывает неоценимой.

Помимо этого, костюмер занимается контролем состояния сценических костюмов и при необходимости отправляет их на стирку, починку или реставрацию в пошивочный цех, а если нужен мелкий и срочный ремонт, то и сам осуществляет его. В процессе съемок или спектакля костюмер постоянно находится вблизи артистов, чтобы быстро устранить недостатки в одежде или помочь актерам переодеться.

Костюмер профессия

Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.

Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.

Костюмер в театре

Театральный костюмер – это специалист постановочного цеха в театре, который ведает сценическими костюмами.

В крупных театрах, где многочисленные труппы артистов, сценические костюмы, а значит и костюмеры, которые ими занимаются, иногда разграничены на мужские и женские костюмы, сценические одежды главных героев спектаклей и одежду массовки, на балетные и оперные костюмы актеров и т.п.

Как уже отмечалось, костюмер во время подготовки новых спектаклей находится в тесном контакте с режиссером и художником, контролирует процесс пошивки костюмов и участвует в их примерках. Он должен обладать хорошими знаниями в тенденциях и стилистике, как современных моделей одежды, так и костюмов исторических эпох. В театрах, которые давно находятся на службе у Мельпомены, в распоряжении костюмеров находятся сценические одежды, иногда имеющие большую ценность. Они, со временем, становятся экспонатами театральных музеев и выставок. Поэтому с какой степенью ответственности работает в театре костюмер зависит, будут ли сценические костюмы сохранены в качестве экспонатов истории того или иного театра. В таких театрах вакансия костюмер – это уникальная возможность приобщиться к искусству и стать хранителем музейных костюмов.

Костюмер: профессия в кино

Отправляясь со съемочной группой на натурные съемки костюмер, который задействован в создании художественного или телевизионного фильма либо сериала, должен аккуратно упаковать задействованные в съемке костюмы в кофры и чемоданы. А в процессе их транспортировки бдительно следить за сохранностью своего багажа. При этом он обязательно в командировку берет утюг, а также солидный запас различных ниток и иголок для починки костюмов. В каком бы месте не производилась съемка, костюмер съемочной группы должен успеть погладить сценическую одежду и, в случае необходимости, быстро ее починить.

С недавних пор, отдавая дань важности профессии костюмера в кино, в титрах фильмов, наряду с именем режиссера или актера начал появляться и костюмер, что делает его фактически соавтором кинопроизведения.

Костюмер в Доме культуры

Обязанности костюмера в Доме культуры ничем не отличаются от обязанностей его коллег в театре или кино. Состоя в коллективе Дома культуры или филармонии, костюмер должен обладать художественным вкусом, ответственностью, трудолюбием, интересом к области искусства, участвуя во всех мероприятиях очага культуры.

Здесь также он должен знать все виды, марки, размеры и другие особенности костюмов, аксессуаров и реквизитов. Кроме знания современного и исторического костюма, он должен умело ухаживать за сценической одеждой, очищая, выглаживая, и выполняя мелкие ремонты. Организовать такой удобный порядок хранения костюмов и их реквизитов, чтобы можно было легко их найти.

Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)

В обязанности костюмера входит:

  • надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
  • осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
  • осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
  • мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
  • осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
  • обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
  • постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.

Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.

Костюмерный цех, бутфорский, швейный, декорационный — именно здесь создаётся «наглядная» часть любой постановки Театра оперы и балета. В каждом цехе, словно пчёлки, трудятся несколько человек: в среднем от трёх до четырёх. В отличие от артистов — людей публичных, эти мастера не избалованы вниманием прессы и зрителя. Мы решили исправить ситуацию и побывали там, куда обычно посторонним вход воспрещён. Моё путешествие в закулисье Театра оперы и балета началось с костюмерного цеха.

Гардероб артиста

Костюмерный цех расположен на третьем этаже театра и состоит из двух просторных помещений. От пола до потолка, в два ряда, на перекладинах висят костюмы. Обычному человеку трудно понять, по какому принципу они развешаны. Рада Викторовна Меньщикова, начальник костюмерного цеха, объясняет, то и дело указывая на определённые группы костюмов:

— Здесь — спектакль «Мистер икс», здесь «Алеко», ещё дальше «Травиата». В этой комнате находятся костюмы для хора и солистов, в соседнем помещении — для артистов балета (балетные пачки мы, как правило, покупаем). И это ещё не всё: часть костюмов у нас хранится на складе.

Оказалось, что всего гардероб артистов Театра оперы и балета состоит — только вдумайтесь! — почти из трёх миллионов различных нарядов! На самом деле, конечно, немного меньше, ведь бухгалтерия считает одну, а не несколько вещей отдельным костюмом. Но всё равно цифра получится внушительной — любая модница позавидовала бы такому огромному и разнообразному гардеробу. Тем более, что костюмы не совсем театральные.

— Настоящий театральный костюм не должен подвергаться стирке, ведь при его создании используются материалы, как правило, не предназначенные для шитья, — рассказывает Рада Викторовна. — Со сцены настоящий театральный костюм будет смотреться как изделие из дорогого бархата, украшенное жемчугом. На самом деле, вся эта красота окажется обычной подкрашенной тканью и битым зеркалом, которое держится на клею. Мы же пытаемся сшить наряды, которые затем можно подвергнуть стирке и чистке: используем настоящий бархат, все бусины пришиваем вручную. Как-то раз к нам приехали столичные артисты, они были в восторге от наших нарядов: у них таких костюмов нет.

Но чтобы сохранить всю эту красоту, созданную швеями театра, нужно приложить немало усилий. Перед постановкой — обязательная глажка, после — если нужно, стирка и штопка. При чём большую часть костюмов приходится стирать вручную: балетные пачки, кринолиновые и корсетные платья, богато украшенные наряды.

— Иногда мы снимаем костюмы, которые можно выжимать, ведь артисты столько энергии и сил затрачивают во время выступления, — говорит Рада Викторовна. — Бывало даже, что во время постановки от эмоций, которые артисты пытаются показать на сцене, и пуговицы отлетали, и юбки падали. Однажды оторвалась пуговица на нижней юбке у одной артистки. Она с таким достоинством перешагнула юбку и лёгким движением ножки её откинула. Зритель подумал, что всё так и должно быть.

— А за время одной постановки сколько артистов вам нужно одеть? — спрашиваю я.

— Я и мои две помощницы-костюмершы помогаем одеться в среднем 50 артистам, — отвечает Рада Викторовна. — Ещё во время постановки нужно помочь им переодеться. Бывает, что у каждого артиста от двух и до пяти-шести костюмов. После окончания спектакля мы также помогаем снять костюмы.

Рада Викторовна признаётся, хоть работа и сложная, но очень интересная, а самое главное, любимая: «Я, как Кощей, над златом чахну: мне все костюмы дороги».

В сезон — более 200 костюмов

Костюмерный цех — это место, куда попадают костюмы после того, как свою работу сделают швеи и бутафоры. Значит, следующий пункт назначения — швейный цех, а затем — бутфорский.

Швейный цех также располагается на третьем этаже, но в другом крыле театра. Поднимаясь по просторной лестнице, на одной из ступеней замечаю кусочек ткани, его, видимо, кто-то случайно обронил. «Стало быть, иду в верном направлении», — мелькнула мысль.

Войдя в одну из комнат швейного цеха, обращаю внимание на развешанные по стенам бумажные выкройки. Оказалось, что это лекала на каждого артиста. В центре помещения стол, за которым художник-конструктор Оксана Анатольевна Рындина занимается раскроем.

— Выкраиваете костюмы для артистов? — интересуюсь я.

— Нет, сейчас раскраиваю костюмы для контролёров — сотрудников, которые встречают зрителей, — ответила Оксана Анатольевна. — Нужно было вам прийти, когда мы к спектаклю отшиваем костюмы: здесь всё завалено тканями, блёстками...

Несмотря на то, что я попала в швейный цех не вовремя, ничуть не расстроилась. И без того, я узнала много чего интересного. К примеру, за сезон коллективу из четырёх человек приходится отшивать более 200 костюмов: для одной масштабной постановки около 120 и для двух-трёх поменьше — по 50-60 нарядов.

Немало и реставрационной работы в цехе.

— У столичных артистов есть контракты, по которым они обязаны следить за своей фигурой и держать один вес на протяжении определённого времени, — говорит Оксана Анатольевна. — Но у нас такого нет, бывает, артист поправится — мы расшиваем костюм, если заменяют артиста, также приходится перешивать вещь. Наше дело — сделать всё, чтобы хору и солистам было удобно двигаться на сцене.

— Артисты высказывают пожелания относительно будущего костюма? — спрашиваю я.

— Бывает и такое, но на самом деле артисты не должны обсуждать костюм. Если художник-постановщик предложил именно такую модель — значит так надо. Художественную часть произведения он согласовывает с режиссёром, но не с артистами.

Узнав немного о работе швейного цеха, направляюсь туда, где занимаются украшением нарядов и сцены.

Пчёлка на каблуках и самовар из бутыли

Бутафорский и декорационный цеха располагаются в разных помещениях на цокольном этаже. В компетенции первого — украшение костюмов и создание мягких декораций для постановок, задача второго — оформить сцену жёсткими декорациями.

Бутафорский цех — это просторная светлая комната и три сотрудника. Здесь стоят швейные машинки, по стенам — высокие стеллажи с коробками, где хранится всякая мелочь: бусины, паетки, бахрома. На одной из полок — пчёлка-труженица на каблуках и с букетом, как у невесты. Работницы говорят, что это их своеобразный талисман, который помогает решить даже самую сложную задачу.

— Иногда нам приходится изобретать велосипед, — говорит Алевтина Анатольевна Затонская, начальник цеха. — Иногда всё, что создадим, переделывать. Ведь подчас задуманная вещь на сцене совсем не смотрится. Так, однажды мы сшили перчатки из блестящей ткани для певицы. Когда она вышла на сцену, и включили рампы, то перчатки вдруг превратились в самые настоящие латы — пришлось переделывать вещь.

Работа в декорационном цехе также не из простых. Художник-конструктор Егор Галашенко рассказывает, что нередко неделями приходиться ломать голову, чтобы создать определённую деталь декораций.

— Придумывать новое, пытаться разрешить неразрешимую задачу — это сложно, но очень интересно, — признаётся Егор.

Благодаря фантазии работников декорационного цеха, появляется самовар из обыкновенной бутыли, будильник из ведра и многое другое. На сцене эти предметы выглядят, как настоящие.

В отличие от бутафорского цеха, в декорационном иная обстановка. Он располагается в слесарной мастерской, где много дерева, различных инструментов, картонных коробок. Именно здесь рождаются самые оригинальные декорации Театра оперы и балета. Иногда, если требуется больше места, работники вместе с материалом перемещаются в помещения попросторнее и уже там создают украшения для очередной постановки.

Аплодисменты зрительного зала адресованы и тем, кто во время постановки находится за сценой. Успех артиста — отчасти их успех. Художники-модельеры, костюмеры, художники-конструкторы и бутаффоры — без них невозможно существование театра. Они создают блеск и красоту сцены, оставаясь неизменно за кулисами.